Город и человек. Экологические проблемы г. Барнаула

- «Люди — это дети одной матери природы, и любить её бережно и нежно, жить с ней в мире и согласии» - Замечательные слова, юно я должна сказать, что сегодня люди не живут с природой в мире и согласии - Люди почувствовали себя хозяинами природы, и они стали делать всё, чтобы уничтожить эту природу, забыли о том, что они тоже хозяева части природы. - Учёные пришли к выводу, что жизнь в городе опасна для жизни человека - Мы как-то не задумывались об этом, мы живём в городах и не думаем о том, что те проблемы, которые существуют в городах, они отрицательно сказываются на окружающей природе вокруг города и естественно, отрицательно сказываются на нашем с вами здоровье Давайте подумаем, вы это абсолютно знаете, просто мы не научились обращать на это внимание. — Скажите, какие экологические проблемы на ваш взгляд существуют в г.Барнауле? Подумайте и назовите их? Мы называем загрязнение почвы, воды, воздуха Скажите, страдает от этого биосфера, т.е. растительный и животный мир. Да, верно. Ведь все оболочки задействованы. Страдает вся Земля, страдает вся планета. Она страдает от хозяйственной деятельности человека!
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Город и человек.

Экологические проблемы г. Барнаула

( разработка урока по краеведению 8 класс )








Выполнила: Булгакова Елена Ивановна

Учитель географии и биологии

МБОУ «СОШ №59» г. Барнаул

Алтайский край


Тема: Город и человек. Экологические проблемы г. Барнаула.

Цель: уметь анализировать конкретные жизненные экологические ситуации, носящие глобальный региональный характер.

Оборудование: карта Алтайского края, плакаты, фильм Ловушка.

План:

1. Вступительное слово.

2. Виды загрязнений окружаю щей среды.

З. К каким последствиям всё это может привести.

Ход урока

Я, не случайно взяла эту тему, она очень беспокоит меня, и я думаю, после сегодняшнего дня, она будет беспокоить и вас.

Мы должны сегодня на нашей конференции научиться анализировать конкретные жизненные экологические ситуации, носящие глобальный и региональный характер, уметь анализировать и делать соответствующие выводы. К конференции готовились - рисовали плакаты, проводили лабораторные исследования, отсняли фоторепортаж, готовили выступления.

Начинаем нашу конференцию с литературной композиции:

Природа бедная моя (отрывок)

Но люди! Стойте, стойте!

Смотрите, до чего вы довели родную Землю

Ведь она, как веточка берёзы

Хрупка и беззащитна!

Но нет, не слышат

Директора заводов,

И продолжают тучи ядерных отходов

Валить, неважно где.

Им всё равно!

Хоть это лес иль поле

Река иль море -

Им всё равно!

Всего одна Земля

Пора бы человечеству понять,

Богатства у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же - живая!

Сейчас, то сушим мы, то обводняем,

А удобрений столько применяем,

Что сами же боимся умереть:

Так что ж Земля обязана терпеть?

А сколько выбросов мы дарим её-

Дымы заводов, грязь от теплоходов...

У нас прекрасная Земля Людей,

Боюсь, не стала бы, она Землёй Отходов!


А если не найдем?

Земля - наш Дом.

И летом, и зимой,

И осенью, весной

Земля - наш Дом.

Задумайся о том!

А то, как в том кино,

Пошлёт нас Звёздный Странник

За новою Землёй.

А если не найдём?

Разумный человек

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду»

Но почему ж так поздно мы

Почуяли беду?

Иль застилает пыль глаза,

Туман и пыль из строк:

«Сданы объекты, города

И очистные - в срок!

А Землю эту, не щадя,

Терзал за веком век

И брал все только для себя

«Разумный человек!»

Сквозь фабрик, и заводов дым.

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть!

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворён в неё яд?

Надолго ль хватит тех лесов,

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек!

- «Люди - это дети одной матери природы, и любить её бережно и нежно, жить с ней в мире и согласии»

- Замечательные слова, юно я должна сказать, что сегодня люди не живут с природой в мире и согласии

- Люди почувствовали себя хозяинами природы, и они стали делать всё, чтобы уничтожить эту природу, забыли о том, что они тоже хозяева части природы.

- Учёные пришли к выводу, что жизнь в городе опасна для жизни человека

- Мы как-то не задумывались об этом, мы живём в городах и не думаем о том, что те проблемы, которые существуют в городах, они отрицательно сказываются на окружающей природе вокруг города и естественно, отрицательно сказываются на нашем с вами здоровье

Давайте подумаем, вы это абсолютно знаете, просто мы не научились обращать на это внимание.

- Скажите, какие экологические проблемы на ваш взгляд существуют в г.Барнауле? Подумайте и назовите их?

Мы называем загрязнение почвы, воды, воздуха

Скажите, страдает от этого биосфера, т.е. растительный и животный мир. Да, верно. Ведь все оболочки задействованы. Страдает вся Земля, страдает вся планета. Она страдает от хозяйственной деятельности человека!

Для того, чтобы приблизить вас к реальности, увидеть то, что происходит сегодня в г. Барнауле, вы сейчас посмотрите видео сюжет.

Я, специально сняла его для сегодняшнего урока

И вот то, что сейчас увидите, после просмотра вы должны будете ответить на З вопроса.

1). Какие виды загрязнения окружающей среды показаны?

2). Подсчитайте количество автомобилей, которые проехали в районе нашей школы?

3). К каким последствиям могут привести эти загрязнения?

Итак: Первый вопрос. 1). Загрязнения воздуха, воды, земли.

- Какие промышленные предприятия больше всего загрязняют?

- Наверняка все ехали с Новоалтайска в город и видели, что творится в городе, особенно зимой - Меланжевый комбинат - 4 трубы.

Он сбрасывает сточные воды без очистки в поверхностные водные объекты 384 тыс. м3. Далее расположен комбинат химического волокна - вот он по данным контроля государственного комитета по охране окружающей среды Алтайского края - сбрасывает сточные воды без очистки - 2485 м3. Эта цифра стоит на 1 месте из всех промышленных предприятий города. Это все реалии сегодняшнего дня. Это и есть загрязнение окружающей среды, приведу пример:

ТЭЦ в сутки выбрасывает - 400 т. золы,

120 т. сернистого газа(4) и оксида азота.

На 1 км2, в радиусе 10 км, оседает ежесуточно - 25 т. золы.

Представьте, к каким последствиям всё это может привести.

Загрязнение воздуха пространства - и есть загрязнение почвы, т.е. вся эта зала оседает на почве.

Итак: Второй вопрос - Количество машин.

Теперь давайте назовём, какое количество машин проехало? Подсчитали?!

- заметьте это в выходной день!

Если 1 автомобиль выбрасывает - 30 гр. углекислого газа.

Подсчитайте, сколько эти автомобили выбросили?

Если 1 автомобиль - выбрасывает - 6 гр. оксида азота. Сколько?

- А какое количество машин проезжает в будни?

- Чем мы с вами дышим?

- Есть над чем, задуматься!

Итак: Третий вопрос: А теперь, мы с вами подумаем, к каким последствиям могут привести эти виды загрязнения?

- Я, немного подскажу вам, вспомним химию.

- Что такое оксид азота (N02), вернее, что с ним происходит, когда соединяется оксид азота с водой?

- Конечно же, это азотная кислота.

- А сможешь ли ты написать нам формулу?

Итак. Н20+2NO 2-2НNО3+ NО

В результате реакции происходит образование азотной кислоты.

- Будете ли вы выходить на улицу, в первые минуты дождя? - без головного убора?

- Я не советую вам это делать, потому что вы попадаете под азотную кислоту.

- Но учтите, в воздухе находятся не только оксид азота, вообще их 200 компонентов, там находится и оксид серы, а это что образуется?

- Да, серная кислота!

- Оригинально! Да? Есть над, чем подумать!

- В последние годы население стало часто жаловаться. Вот прошёл дождь, и всё погибло, какие-то пятна на растениях.

- А это проблемы реальные, жизненные, т.е. всё связано с окружающей средой. Вот, к чему может привести! Это кислотные дожди!

- Ещё, к каким последствиям может привести?

- Вы называли городскую свалку - это загрязнение чего? - почвы, а ещё чего? Подземные воды, и, конечно же, талыми водами и весной всё стекает в Обь. Казалось бы, далеко, и когда вы идёте купаться, помните, что есть ещё и г. Бийск и все отходы промышленных предприятий - поступают в реку Обь!

- Стоит ли купаться в реке Обь? Я думаю, что не следует!

Итак: Загрязнение почвы, загрязнение реки.

- Вы никогда не задумывались над тем, почему дети, да и взрослые - очень часто болеют.

- Не задумывались?

- Совершенно верно-аллергические заболевания, бронхит, астма, т. е. заболевания характерные на сегодняшний день, которых не было лет 15 назад. Сегодня основная масса детей страдают заболеваниями, которые характерны для жителей города.

Вот к каким последствиям всё это может привести!

Итак: Кислотные дожди, загрязнение почвы, рек, подземных вод и естественно на 1 место мы поставим - заболевание, самое серьёзное. Переходим к следующему заданию:

Работа по группам:

1гр: Вы должны будете охарактеризовать виды транспорта нашего города и как экологи, назвать экологически вредные и экологически чистые, и что самое основное предложите меры по улучшению экологической ситуации.

II гр: Я вас попрошу разделиться. Я вам вручаю список промышленных предприятий и карту г. Барнаула, где обозначены заводы.

Вопрос: Почему так застроили наш город и разместили жилые кварталы и заводы?

Другая половина группы я вам вручаю газету «Купи- продай" с. 27 объявления об обмене жилой площади.

Задание: Объясните обмен жилья с точки зрения экологии.

III гр: Ну а с вами займёмся лабораторными исследованиями. Они будут

заключаться в следующем:

- Вот в этих пробирках вода, снег растаял, вы видите, что они отличаются друг от друга, действительно я собрала в разных частях города, здесь есть список телецентр, поток, и наша школа. Определите визуально, из каких районов города эти пробы воды, были взяты, и по каким признакам было принято ваше решение?

Группы готовы. Слушаем!

- Снег растаял, талые воды попадают в Землю, но ведь мы с вами выращиваем овощные культуры.

- Скажите, теперь вырастут ли на земле наши овощные культуры - экологически чистыми?

- Никогда не вырастут.

Наши алтайские учёные-экологи пришли к выводу, что в радиусе 40 км. вокруг города

вообще нельзя заниматься садоводством, здесь очень серьёзные проблемы с заражением почвы.

- К каким последствиям это приводит, мы уже с вами говорили, это к заболеванию и уже не только лёгочного аппарата, но и других органов человека.

- Вы узнали довольно серьёзные проблемы скажите вот о том, о чём мы говорили - это проблема региона - г. Барнаула, или это глобальная проблема.

Правильно региональная проблема - перерастает в глобальную проблему

- Я запишу на доске слово воздух , а вы домыслите, (г.Барнаул, возд. м., промышленные заводы,), что происходит дальше, вспомните тему воз д. м.

- Я приведу пример: Китайские экологи однажды заявили протест нашему комбинату хим. волокна, поскольку выбросы хим. компонентов в воздухе оказались над территорией Китая, они посмотрели по карте, что нет больше в России таких комбинатов, которые выбрасывают именно эти отходы. Вот вам, пожалуйста!

- И поэтому сегодня, когда мы говорим об экологических проблемах региона мы однозначно можем сказать, что в принципе их уже нет, они существуют, конечно, но рано или поздно они перерастут в глобальные проблемы человечества.

- У меня к вам есть, так сказать не корректный вопрос.

Вот вы лично участвовали в загрязнении планеты?

- Человек в принципе поставлен в такие современные условия, сама жизнь заставляет это делать.

- Я приведу пример для своей семьи:

- За день, я собрала мусора З кг, казалось немного, но давайте дальше подумаем. Я умножила 3 кг на 365 дней в году = 1 т. 95 кг, а потом подумала о своём доме, в доме 324 кв. 354 т в год мусора только с нашего дома. Так вот в районе российских городов за год накапливается 30 млн. т. мусора.

- И еще один пример:

Стеклянная, разбитая бутылка пролежит в земле до полного разложения 2 тысячи лет.

Подумайте о последствиях!!!

- Я, не сказала ещё о радиационной обстановке, которая сложилась вокруг города. Край подвержен радиационному воздействию с 1949 года в результате испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. На основе архивных данных установлено прохождение над Алтайским краем более 50 следов ядерных испытаний - произведённых в атмосфере. Проблемным остается вопрос захоронения 3500 т бериллиевого концентрата, хранящегося на складах комбината Аврора г. Новоалтайск. Требуется решения - проблема загрязнения территории края компонентами ракетного топлива и фрагментами ступеней ракет.

- Сейчас посмотрим видеофильм Ловушка, в котором всё о чём мы говорили, увидим!

- Вывод: Нужно срочно принять меры. Чтобы вы предложили? Давайте посмотрим, что я предлагаю вам:

1. Строительство газо - и - пылеулавливающих установок на труб. предприятиях.

2. Перевод на экологически чистые виды топлива автомобилей.

3. Строительство очистных сооружений.

4. Строительство заводов по переработке мусора.

5. Озеленение городов.

6. Экологическое образование и воспитание (как раз то, что мы делаем на уроке.) Необходимо это? Конечно!

7. Очистка рек и их берегов от мусора.

- А что из этого списка вы бы поставили на 1 место.

- Подумайте, мне очень важно знать.

- Сегодня, то поколение, которое вот всё это обустроило, архитекторы которые не консультировались, не разговаривали с экологами - это проблема так называемого поколения - экологически безнравственного.

- В результате безнравственного отношения к природе, человеку, возникли эти проблемы.

- Поэтому и не случайно, сегодня экологическое образование и воспитание мы должны поставить на 1 место.

Задание: Как вы представляете в будущем экологически чистый район города?

Защита экологического плаката

На нашем плакате изображено будущее, каким мы его представляем. Не случайно на плакате преобладают яркие и нежные тона, так как мы оптимисты и стараемся думать только о хорошем. Наши аккуратные коттеджи выкрашены специальной краской, которая отталкивает всю грязь. Домики без труб, что тоже очень важно. На каждые три дома приходится вольер и контейнер для мусора имеющий первоклассное устройство. Мусорка разделена на три небольших ящика: под металл, стекло и пищевые отходы. А железо, из которого, изготовлена мусорка, воздействует на сознание людей, и они как бы под гипнозом сбрасывают мусор только в мусорку, а уж если мусор попал в такую мусорку, то извлечь его оттуда никаким образом нельзя, только если освобождать мусор из неё на главную свалку. В вольере растёт гибрид-трава двух сортов, которая устраняет вредные для природы компоненты. Как видно из плаката: человек - хозяин собаки держит в одной руке совок, а в другой зелёный, гринписовский мешочек. Таким образом, доволен, и человек и собака. Зелёные растения играют огромную роль и в жизни человека и в жизни планеты! Поэтому зелёной зоне мы уделим много места. Как видно из плаката парк, не огражден никакой оградой, т. к. мы не опасаемся, что в парк могут проникнуть экологически вредные вещества и мусор. Не случайно около парка, вольера и мусорки, растут огромные яркие цветы. Это эдельвейсы- фильтраторы, они отфильтровывают воздух вокруг, т. е. происходит утилизация вредных веществ. В будущем, эдельвейсы научатся выводить только в нашей стране, но никто в мире не будет знать, как их выращивать - это государственная тайна.

Заводы запрещены в черте города их могут строить только в 50 км от города, но расположение заводов будет зависеть от «розы ветров». На плакате изображено 2 вида транспорта: автомобильный, водный. Автомобильный двух видов: 1) электромобиль внутри каждой такой машины вмонтирован компьютер, с помощью которого машина приходит в движение (синий цвет). 2 - так называемый гелиомобиль - приводится в движение солнечной энергией (красный цвет). Антишлаковое покрытие асфальта, способствует распространению, а не поддерживанию частоты. Река синяя, т. к. на дне растут водоросли и плавают рыбки и только. Никаких производственных отходов и другого хлама нет, А по реке плывёт Титаник-2, с русским флагом, колесной «Титаник-2». Колесо это механический двигатель и никаких труб. Мы надеемся, все корабли будут подобием Титапика-2, и что они не совершат той ошибки, какую совершил Титаник в 1912 году. В некоторых местах реки запрещена рыбалка. Большое внимание в будущем нужно уделить охране рыб, да и всем животным вообще. Люди обязательно получат экологическое образование и будут более разумно и бережно относиться к природе, чем сейчас. Никто, кроме нас не сможет спасти природу. Нужно начинать прямо сейчас, чтобы в будущем наши дети могли бы жить в экологически чистой стране, на чистой - живой планете! В почве селятся различные животные. насекомые, дождевые черви, кроты и многие другие. Они повышают плодородие почвы. Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, а зимой проводить снегозадержание. Почва многого боится, например - ядохимикатов. Если их применяют больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют её. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносить слишком много удобрений или её слишком обильно поливают, в ней накапливаются избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве. Вообще почва образуется очень медленно: для этого нужны сотни и тысячи лет! А вот разрушится по вине людей, она может очень быстро. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает сильный ветер. За последние сто лет на Земле уже разрушена примерно ¼ часть всех плодородных почв! Растения укрепляют почву своими корнями, защищают почву своими корнями, защищают от действия потоков воды и от сильного ветра. Вот почему для сохранения почвы очень важно беречь растения там, где они есть, и сажать там, где их нет.

Значение водоёмов и их охрана.

Значение водоёмов в природе очень велико. И поэтому они должны быть чистыми! К сожалению, мало делается для того, чтобы их не загрязняли заводы, фабрики, фермы. Но в загрязнении виноваты не только они.

В сельском хозяйстве люди применяют удобрения и ядохимикаты. Но часто этих веществ используется больше, чем требуется. Дождевая вода обязательно принесёт часть удобрений и ядохимикатов в водоёмы. Также нельзя мыть в водоемах машины, мотоциклы и даже велосипеды, т. к. с некоторых частей в воду могут попасть бензин, смазочное масло. Очень часто люди бросают в водоёмы мусор, не понимая, что совершают странное зло. Никогда не выбрасывайте в воду мусор! Не оставляйте его и на берегу потому что с берега он может легко попасть в воду.

«Клад» на дне реки.

Однажды учёные решили исследовать дно река. И на участке 5 км. они обнаружили: 14 крупных железобетонных плит, 16 больших труб, 34 куска рельсов, 9 мотков ключей, проволоки, 27 изогнутых железных листов, 43 огнетушителя, 18 пил, 31 топор, 112 санок, 108 котелков, чайников и кастрюль, 36 сковородок, 27 утюгов, 2486 разбитых бутылок, 2214 консервных банок и много другого мусора.

ГАЗЫ.

Распространение газов в основном определяется их растворимостью в воде и способностью к химическому взаимодействию с компонентами атмосферы. Их наличие в атмосфере зависит от того, ограничивается ли перенос 100 километровой зоной или распространение принимает глобальный характер. Среди газов, имеющих тенденцию к глобальному распространению, можно назвать С02, в то время как С02 и NО2, подобно пыли в тропосфере, сохраняется в атмосфере от нескольких дней до нескольких недель. Этим определяется значительное различие концентраций загрязнений в местностях, подверженных действию выбросов, по сравнению с теми, где выбросы отсутствуют. Кроме того, перенос связан с метеорологическими условиями и особенностями земной поверхности. Направление переноса выбросов определяется направлением ветра, а высота подъема выбросов его скоростью. Обычно в тропосфере температура падает на 1°С. С увеличением высоты на 100 м, при этих условиях выбросы могут беспрепятственно подниматься вверх. Если при увеличении высоты на каждые 100 м. температура воздуха понижается меньше, чем на 1°С. То при этом нарушается нормальный газообмен по вертикали. Особым случаем установления постоянного вертикального распределения выбросов служит инверсия, при которой с ростом высоты увеличивается и температура воздуха. Такое явление возникает при внезапном ночном охлаждении слоев воздуха, прилежащих к земной поверхности, или при наложении потока тёплого воздуха на нижние холодные слои. Инверсия приводит к увеличению концентрации выбросов, в результате чего при достаточной солнечной радиации может наблюдаться образование смога. Последствия нарушения природных явлений переходят границы отдельных государств и требуют международных усилий в охране не только отдельных экосистем - лесов, водоемов, болот, но и всей биосферы в целом, тем самым, атмосферы и гидросферы.

Почва

Почва это тонкий поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием. Изучением почв занимается почвоведение. Образование и рост почв происходит не только за счёт разрушения горных пород, но и при накоплении их. Почвенный кров воздействует на климат. Почвенный покров способствует аккумуляции, т.е. накоплению солнечного тепла и оказывает отепляющее действие на климат. Почвы для человека выступают как неоценимое богатство, как земельные ресурсы. Охрана почв в нашей стране является общегосударственной задачей. Необходимость упорядочения использования земельных ресурсов закреплена в законах нашей страны. Многочисленные виды организмов, населяющие нашу планету, существуют не изолировано. Они находятся во взаимодействии не только между собой, но и с компонентами неживой природы. На основе этих взаимодействий создаются разной сложности экосистемы, осуществляется круговорот веществ. Высшей экосистемой, объединяющей различной сложности, является биосфера. Человек стал мощным фактором, преобразующим биосферу. Человечество - часть биомассы биосферы долгое время находилось в непосредственной зависимости от окружающей природы.

Защита окружающей среды

Человек оказал непосредственное влияние на природу - созданием русла рек. Эти новообразования повлияли на всё. Каждый гражданин, каждый школьник должен быть убеждён в необходимости сохранять, восстанавливать и расширять зелёные пространства, обогащающие кислородом воздух охранять животных и способствовать их размножению. Промышленные предприятия обязываются устанавливать очистные установки для сбрасываемых вод, наладить использование отбросов. Каждое производство должно создать замкнутую систему с использованием всех отходов, чтобы вредные вещества не вводились в биологический круговорот. Я представляю свой город чистым, с маленькими домиками и зелёными улицами. Главная магистраль проходит посреди города. По одну сторону, которой находится жилой район, а по другую рабочий. Заводы и фабрики находятся за городом и отделены от него лесополосой. Внешний вид, чистота города зависит от человека. Наш город в наших руках.

- Вы помните цель нашей конференции, уметь анализировать конкретные жизненные экологические ситуации, носящие глобальный и региональный характер.

- Скажите, пожалуйста, мне тоже очень важно знать, вы после, сегодняшнего урока задумались над чем-то или нет. Или всё это просто так.

- Вы узнали сегодня чего-то новое, чего вы не знали раньше?

- Мы не унаследовали Землю от отцов. Мы взяли её в долг, у наших детей говорится во Всемирной стратегии охраны природы, принятой под эгидой ООН.

- Пришла пора задуматься над тем, как мы будем возвращать долги.

Судьба нашего дома, нашей прекрасной планеты - в наших руках.

И только от нас зависит, будут ли эти руки безжалостными и нерадивыми, или бережными, заботливыми, любящими.

- На такой доброй ноте, мы и закончим сегодняшнюю конференцию.


© 2010-2022