Развитие связной речи у слабослышащих детей на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Работа с географической картой на уроках географии как средство активизации познавательной деятельности у детей с нарушениями слуха» (из опыта работы).

В программе обучения по географии определяется основная цель обучения по данному предмету - это формирование географической картины единого мира как составной части ноосферы Земли через целостность научно-географических знаний. Уметь целостно воспринимать окружающий мир и свободно ориентироваться в нем, творчески мыслить, воспитывать патриотизм, развивать навыки экономические, эстетические, картографической грамотности и словесно-логического и образного мышления, постигать истину и определять свое место и роль в жизни.

Основной учебной деятельностью на уроках географии является работа с картами.

Карты занимают особое место в системе обучения географии слабослышащих школьников. Прежде всего, это наиболее труднодоступная для неслышащих детей часть курса, потому что она тесно связана со словесной речью. Чтобы использовать карту как источник знаний, необходимо научиться ее читать. Необходимо отметить, что это умение неразрывно связано с работой по развитию словесной речи слабослышащих обучающихся и полностью опирается на систему географических знаний.

Умение читать карту связано с умением понимать карту и знать ее. Этот процесс затруднен для слабослышащих обучающихся, потому что и материалом анализа, и инструментом является речь.

Проблема развития речи в нашей школе актуальна. И я считаю, что роль предмета географии в развитии словесной речи детей с недостатками слуха огромна, так как отмечается высокая оценка значимости предмета как междисциплинарного, интегрирующего направления в образовании. Так же отмечается его масштабность, систематичность, синтез науки и практики, усиление их реального взаимодействия, побуждение инициативы и творчества, развитие ресурса, успеха. Помимо этого он располагает широким спектром учебно-наглядных пособий и учебного оборудования.

У слабослышащего ребенка возможности понимания карты ограничены. Ребенок обладает крайне малым запасом слов, и весьма слабо владеет грамматическими закономерностями языка. От того, что он не может прочитать правильно карту, дать связный ответ, возникает искаженное понимание содержания карт, а отсюда, неправильное представление картины единого мира в целом. Искаженное чтение карт напрямую влияет и на установление взаимосвязей всех природных объектов, компонентов природы. Дети называют географические объекты, но не могут их охарактеризовать или читают название географического объекта, но не показывают его целиком, не могут соотнести географический объект с его происхождением или его влиянием на другой объект. Трудности в работе с географической картой создают неблагоприятную почву для овладения знаниями, умениями и навыками в дальнейшем. Общеизвестно, и это признается всеми сурдопедагогами, в частности, И.М. Гилевич, К.Г. Коровиным, Л.И. Тиграновой, Р.М. Боскис и др., что неслышащие дети плохо справляются с умением читать карту. Учителю с большим трудом приходится преодолевать механическую, стереотипную деятельность глухих и слабослышащих школьников, добиваясь полного осмысления работы с географической картой и сознательного подхода в умении ее читать и понимать.

Но при всех трудностях обучения работе с географической картой эта деятельность играет важную значительную роль в географическом, речевом и общем развитии слабослышащих детей.

Изучение мной методической литературы, не дало возможности выявить в полной мере то, как организовать работу с географической картой со слабослышащими обучающимися на II ступени обучения, чтобы успешно решать цели и задачи обучения географии в средних и старших классах, а так же одновременно решать задачи обучения, воспитания и развития детей с нарушениями слуха в специальной (коррекционной) школе.

Учитывая все это, я пришла к выводу о необходимости организации учебного процесса, направленного на развитие навыков работы с географической картой. В результате, я считаю, будет решаться проблема развития связной речи у глухих и слабослышащих обучающихся.

Из всего спектра картографических пособий (карты, атласы, комплекты к/к, глобус, картограммы) карта занимает особое место, и по своим функциям может рассматриваться как источник знаний, как средство овладения географическим методом познания и, как средство формирования пространственных представлений. Языком условных знаков карта отражает не только размещение предметов на земной поверхности, но и характеристику самих предметов, не только их состояние, но и движение, развитие и изменение. Следовательно, одна из функций карты - незаменимое средство познания.

Используя карту, как источник знаний, необходимо решить важную методическую задачу - научить учащихся ее читать.

«Под умением читать карту в методике понимается умение давать характеристику территории и отдельных географических объектов на основе карты», - пишет А.В. Даринская. Это умение неразрывно связано с умением понимать карту (что такое карта, каковы ее свойства, содержание и назначение) и знать ее (представлять по памяти расположение, размеры, форму и название важнейших и изучаемых географических объектов). Эти умения неразрывно связаны между собой.

Умение понимать карту имеет большое значение на начальном этапе в курсе «География. Землеведение» в разделе «Географические модели Земли», где школьники овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также с умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего карты, уделяется большое внимание изучению своей местности. Например, изучение плана местности включает знакомство с условными знаками, с изображением рельефа, горизонталями, ориентированием на местности с помощью плана, проводится глазомерная съемка школьного двора с планшетом, визирной линейкой и компасом, сравнение планов и карт, освоение системы географических координат, изображение рельефа, высот на карте с помощью шкалы высот и глубин. В этом разделе карта сама выступает источником знаний.

В качестве закрепления учащимся я предлагаю на уроках следующие виды заданий тренировочного характера.

1) При работе с топографической картой:

  • топографический диктант (по описанию выделить их серии топографических рисунков нужный или нужный условный знак).

  • Чтение рассказа по условным топографическим знакам.

  • Замена слов в тексте топографическими знаками.

  • Найти ошибки в плане местности.

  • Глазомерная съемка школьного двора.

2)При работе с географической картой:

  • Рисование и проговаривание на черном глобусе мелом (параллелей и меридианов).

  • Нанесение точек по заданным координатам.

  • Отыскание на глобусе и карте точек по заданным координатам.

  • Определить координаты географических объектов по заданным точкам.

  • Измерение расстояний по масштабу от заданных точек.

  • Измерение расстояний по сетке (параллелей и меридианов).

Предметно-практическая деятельность по обучению понимания карт очень важна, так как она расширяет конкретные представления об окружающем мире, пополняет словарный запас учащихся, побуждает и активизирует мыслительную деятельность, способствует улучшению памяти и помогает формированию навыков для развития словесной речи обучающихся.

Немаловажной работой на уроке является обучение знанию карт. Эту работу часто называют изучением географической номенклатуры. Она выполняет роль ориентиров в процессе отыскания на карте новых объектов. Начинаю ее обычно с того, что показываю и называю, затем записываю их на доске, а потом ученики находят на карте соответствующие картографические изображения, читают, записывают в тетради, повторяют, проговаривая по слогам. На этом этапе важно обратить внимание не только на усвоение названия объекта, но и на его внешние признаки: форму, величину, расцветку, на правильный показ объекта на карте, так как часто обучающиеся показывают на объект, читают название, показывая надпись указкой, а не показывают этот объект целиком. Например, прошу показать, где протекает река Амазонка. Ученик указкой показывает на название реки, но не на исток, то есть откуда она берет начало и куда впадает, то есть всю длину реки.

На начальном этапе для усвоения наиболее крупных объектов целесообразнее использовать план для их характеристики:

  1. Разделение суши на шесть материков.

  2. Единство мирового океана и его четыре составные части.

  3. Соотношение воды и суши на Земле.

  4. Взаиморасположение материков и океанов, соотношение их величин.

Здесь может помочь серия устных вопросов, которые предъявляются на слух и зрительно в зависимости от степени слуха ученика.

Например, назовите:

- Материк, омываемый водами только Индийского и Тихого океана.

- Океан, не омывающий Антарктиду.

- Самое большое море.

- Самое соленое море.

- Пролив, разделяющий Азию и Америку.

- Самый маленький материк.

Отвечая, обучающиеся приобретают навыки правильного построения речи, усвоения номенклатуры, пополняют их словарный запас. Работу можно проводить как отвечая у карты полушарий, так и при работе с контурными картами. При достаточном усвоении номенклатуры можно отвечать на вопросы без карты.

Некоторые географические понятия объясняю на уроке от происхождения названий (например: Австралия, то есть Южный, так как находится в южном полушарии). Важно не только запомнить само название, но месторасположение географического объекта относительно других объектов (например, Средиземное море лежит между Европой и Азией). В этом плане очень важны контурные карты. В качестве закрепления также предлагаю учащимся совершить путешествие по карте (например, путешествуя по окраине материка Африка, рассказать какие географические объекты или явления встретятся на пути), вставить пропущенные буквы (или «произнеси правильно»), например, Е . . с . й, А . р . . а и т.д.) работу по усвоению географической номенклатуры провожу параллельно с изучением самой географии, дополнительной наглядности.

К сожалению, чаще всего у детей с нарушениями слуха обучение приобретает характер зазубривания. Но в то же время, при правильной организации познавательной деятельности, ее практической направленности формируется умение чтения карт.

Чтение карт предполагает использование приема сравнения. Для слабослышащих детей характерным является то, что всегда перед глазами должны быть общие правила, помогающие овладеть приемом сравнения:

  1. Выбери географический объект для сравнения.

  2. Отбери необходимые карты.

  3. Определи отличительные признаки, по которым будешь проводить сравнение.

  4. Сопоставь географические объекты по данным карты, установи сходство и различие между ними.

  5. Объясни причины этих различий.

Например, при изучении темы «Климат Южной Америки» ученикам предлагаю сравнить данные карты климатических поясов, климатической карты мира и физической карты полушарий, определить общие климатические закономерности, формирующие климат Южной Америки и Африки. После этого поданным климатических карт и таблиц, где на графиках и диаграммах даны отдельные показатели (температура, давление, осадки и т.п.), обучающимся предлагаю выявить те особенности климата, которые характерны для Южной Америки и те из них, которые отличают климат Африки. Прием сравнения позволяет использовать не только карты, но и картосхемы, глобус.

Прием наложения в процессе обучения чтению карт активизирует мыслительную деятельность обучающихся и побуждает к самостоятельному формированию словесной речи. Совмещение карт одной и той же территории, но разного содержания, позволяет детям самим анализировать карту, делать определенные выводы. Например, пользуясь пятью картами Евразии (физической, климатической, природных зон, народов и политической) учащиеся стараются дать географическое описание Аравийского полуострова по плану: географическое положение, рельеф и полезные ископаемые, климат, природные зоны, плотность населения, народы, политическая карта полуострова.

Прием наложения в обучении или чтению карт имеет важное значение в старших классах, так как полный анализ системы карт развивает и совершенствует системную речь слабослышащих детей.

Формировать необходимые географические умения в работе с географической картой также помогают представленные ниже виды заданий и упражнений, которые дают возможность детям применять свои знания на практике.

1. Задания и упражнения, связанные с использованием речевой деятельности:

- описание географического объекта (с использованием словаря);

- слуховой (слухо-зрительный) диктант (обучающиеся соотносят воспринимаемые понятия с изображением на карте, например: Река, протекающая в Европейской части России и впадает в Каспийское море (Волга); Горы, разделяющие Европу и Азию (Урал) и т.д.)

2. Задания и упражнения, связанные с использованием практической деятельности (при работе с картами, картосхемами. рисунками):

  • ответы на вопросы с опорой на карту: например, по карте «Легкая промышленность Казахстана». Ответить на вопросы:

а) назовите основные районы легкой промышленности;

б) какие факторы влияют на размещение легкой промышленности;

  • дополнение предложений с использованием карты (например: самая высокая точка Казахстана находится на … (Востоке). Река Или берет начало из …) и т.д.;

  • чтение схематического рисунка.

3. Задания и упражнения с использованием вспомогательных материалов:

  • изображение (зарисовка, лепка, аппликация) географических объектов со сравнительным анализом.

Таким образом, успех в обучении географии учащихся зависит от умения рассуждать, мыслить точно, кратко, логически правильно. Использование на уроках развивающих приемов позволяет успешно формировать когнитивные способности обучающихся. Необходимо отметить, что умение правильно и хорошо говорить, понимать смысл слов, выражений повышает самостоятельность обучающихся, их творческий потенциал.

Работая в данном направлении, я пришла к выводу, что очень важно добиваться не формального усвоения знаний, а осознанных умений обосновывать свои решения и правильно делать выводы. Благодаря поэтапной работе с картой в процессе обучения у обучающихся формируется умение самостоятельно работать с той или иной географической картой, с контурными картами, картами атласа, формируется трудолюбие, упорство в достижении цели.

Заинтересованность работой, ее мотивированность, волевые усилия для преодоления трудностей, радость достигнутого решения проблемы - все это является условием результативной деятельности урока. А урок, как известно, одно из слагаемых учебного процесса.

Список используемой литературы:


  1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963.

  2. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления у глухих детей. - М., Педагогика, 978.

  3. Рубинштейн С.П. Основы психологии, 1946.

  4. Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. М., Педагогика, 1978.

  5. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения. / Под редакцией Р.М. Боскис, 1998.

  6. Краткий дефектологический словарь. М., Просвещение, 1964.

  7. Основы специального обучения слабослышащих детей./Под редакцией Р.М. Боскис. - М.: Просвещение, 1968.

  8. Сурдопедагогика. М., Владос./Под редакцией Е.Г. Речицкой, 2004.

  9. Формы организации обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Межвузовский сборник научных трудов. - Ленинград, 1990.

  10. Белевич И.В., Богданова Л.А. Методика преподавания географии. Практические работы. М., Просвещение, 1965.

  11. Обучение географии в школе./Под редакцией Н.К. Семакина, А.И. Соловьева. М., Просвещение, 1975.

  12. Уроки географии в школе./Под редакцией Т.П. Герасимовой. М., Просвещение, 967.

  13. Методика обучения географии в школе./Под редакцией А.Е. Бабик, Т.П. Герасимовой. М., Просвещение, 1975.

  14. Использование средств обучения в преподавании географии./Под редакцией по Г. Барышевой. М., Просвещение, 1989.

  15. Л.П. Назарова. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха.


© 2010-2022