- Преподавателю
- География
- Программа по географии 6 класс
Программа по географии 6 класс
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Павлушова Н.С. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МКОУ Старокалитвенская СОШ
Россошанского муниципального района Воронежской области
Рабочая программа
по географии
6 класс
Учитель Павлушова Наталья Сергеевна
Рассмотрена и одобрена
на заседании методического
объединения учителей естественно-научного цикла
Протокол № 1
от « 24 » августа 2015 г.
Руководитель МО
______________________
Л.И.Вербицкая
Принята
на заседании
педагогического совета школы
Протокол № 12
от «25 » августа 2015 г.
Утверждена приказом
по школе № 56
от «26 » августа 2015 г.
Директор школы
___________________
Л.А. Ищенко
2015 - 2016 учебный год
1.Пояснительная записка
Нормативная база преподавания учебного предмета
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на основе примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень).Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии. - М.: Дрофа, 2008. Авторская программа по географии 6-10 классы. Под редакцией И.В. Душиной. - М.: Дрофа, 2006. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс.
«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям « Обязательного минимума содержания основных образовательных программ», изложенным в частях «Источники географической информации» и «Природа Земли и человек».
Место и роль учебного курса в решении общих целей и задач
В системе основного общего образования география - единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества по-средством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Начальный курс географии служит основой для формирования географических знаний, умений и навыков.
Место учебного предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 учебных часов для обязательного изучения начального курса географии в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю. В том числе 10 часов отводится на выполнение практических работ.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи, решаемые в начальном курсе физической географии можно сформулировать следующим образом:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения.
Роль предмета в формировании ключевых компетенций обучающихся:
-
Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.
-
Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.
-
Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности
-
В результате учащиеся : Овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.); Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.
Отличие данной рабочей программы от примерной
В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ. Программа имеет 4 содержательных раздела: Виды изображений поверхности Земли, Строение Земли, Население Земли, Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Разделы соответствуют программе.
Формы организации образовательного процесса:
-
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
-
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
-
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий , работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Технологии обучения:
дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)
2.Содержание программы:
Введение.
География как наука. Развитие знаний о Земле. Представление о Земле в древности, эпоха Великих географических открытий, путешествия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Кука, Беллинсгаузена и Лазарева.
Виды изображений поверхности Земли.
Глобус. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на глобусе. План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана местности.
План местности. Географическая карта - особый источник информации. Легенда карты.
Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте.
Строение Земли. Земные оболочки.
Земля - как планета. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма и размеры Земли. Движения Земли. Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с
глубиной. Литосфера - твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности. Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Литосфера.Гидросфера - водная оболочка Земли. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана. Источники пресной воды на Земле. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Реки Земли - их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение; правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Гидросфера. Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление.Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической \широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Атмосфера. Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Биосфера. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие -важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разного типа. Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность - важнейшие особенности природы Земли. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Население Земли.
Человечество - единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек - часть биосферы.
Влияние природы на жизнь и здоровье человека.
Стихийные природные явления.
3.Учебно-тематический план:
Раздел.
Количество часов
Практическая часть
Введение
2
Составление календаря погоды.
План местности
4
П\р1 Определение расстояний по плану своей местности.
П\рМасштаб
П\р Составление плана местности
Географические карты
4
п\р 2 Определение координат
Оболочки Земли
Литосфера
5
п\р 3 Характеристика карт строения земной коры. Обозначение на контурной карте центров землетрясений
п\р Определение по карте географического положения гор и обозначение их на контурной карте.
п\р Определение по карте географического положения равнин и обозначение их на контурной карте.
Гидросфера
9
п\р 4.Местоположение океанов, морей, заливов, проливов.
П.р 5Обозначение на контурной карте холодных и теплых течений. Обозначение рек, озер, каналов на контурной карте.
п\р 6 Определение глубин Мирового океана.
Атмосфера
4
п\р 7 Обработка данных календаря погоды. «Роза ветров»
П.р. 8 Составление характеристики климатической карты. Распределение света и тепла.
Биосфера
4
П.р. 9 . Составление схемы воздействия оболочек Земли.
Население Земли
2
Итого
34
Итого п.р.- 9.
Требования к уровню подготовки:
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
-
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
-
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
-
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
-
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
-
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
-
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
-
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
-
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
-
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
-
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 - го класса:
Тема "План и карта"
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема "Литосфера"
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
Тема "Гидросфера"
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Тема "Человечество на Земле"
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония.
4.Календарно - тематическое планирование
№ п/п
Тема
Тип урока
Цель урока
Количество часов
Дата проведения( по плану)
Дата проведения (фактически)
1 четверть
1
Введение. Что изучает география.
Урок усвоения новых знаний учащихся
Познакомить учащихся с новым предметом, с основными вопросами
1
5.09.2015
5.09.
2
Развитие географических знаний о Земле.
Урок усвоения новых знаний
Ознакомить учащихся с тем, как изменялись представления людей о форме и природе Земли.
1
12.09.
12.09.
3
План и карта. План местности. Масштаб плана.
Комбинированный урок
Создать у учащихся представление о плане местности и условных знаках.
1
19.09
19.09.
4
Определение направлений по плану местности.
Высота относительная и абсолютная. Изображение неровностей поверхности горизонталями.
Урок усвоения новых знаний
Сформировать представление об азимуте, научить ориентироваться
1
26.09.
26.09.
5
Полярная и маршрутная съёмки. Составление плана местности.
Урок усвоения новых знаний
Выяснить, какие виды съёмок существуют Научить проводить полярную и маршрутную съёмки местности
1
3.10.
6
Практическая работа №1. Маршрутная съёмка местности.
Урок систематизации и обобщения нового материала.
Научить маршрутной съёмке местности
1
10.10.
7
Географическая карта. Форма и размеры Земли. Глобус. Географическая карта, различие карт по масштабу
Урок усвоения новых знаний
Сформировать представление о видах карт, о форме и размере Земли
1
17.10
8
Градусная сетка Географическая широта. Географическая долгота.
Урок усвоения новых знаний
Сформировать представление о географических координатах
1
24.10
9
Воронежская область на карте страны. Природа Воронежской области. Геологические памятники нашего района.
Урок усвоения новых знаний
Выявить особенности, получить сведения.
1
31.10.
1 четверть 9 часов
2 четверть
10
Практическая работа № 2. Путешествие по карте. «материки и океаны Земли»
Урок проверки и оценки знаний
Развить и закрепить знания и умения
1
14.11
11
Оболочки Земли. Литосфера.
Комбинированный урок
Изучить основные формы рельефа
1
21.11
12
Практическая работа №3. Характеристика карт строения земной коры. Определение устойчивых и подвижных участков земной коры, обозначение их на контурной карте. Надписывание на контурной карте материков, океанов, частей света.
Урок проверки и оценки знаний
Сформировать простейшие навыки работы с контурной картой и атласом.
1
28.11
13
Вулканы. Горячие источники.
Комбинированный урок
Сформировать представление о происхождении вулканов, гейзеров, о подземном залегании гранита.
1
5.12
14
Равнины суши. Горы на дне океана.
Урок усвоения новых знаний
Сформировать представление о видах равнин и горах на дне океана.
1
12.12.
15
Равнины дна океана. Практическая работа №4. Местоположение океанов , морей ,заливов.
Урок оценки и проверки знаний
Продолжить формировать навыки работы с контурной картой и другими источниками информации
1
19.12
16
Гидросфера. Что такое гидросфера.
Урок усвоения новых знаний
Сформировать представление о гидросфере
1
26.12.
2 четверть 7 часов
3 четверть.
17
Мировой океан и его части . Растения и животные в океане. Изучение океана.
Комбинированный урок
Сформировать представление о Мировом океане, о рельефе дна и др.
1
16.01.2015.
18
Течения в океане. Практическая работа №5. Определение по карте местоположения морских течений, морских каналов, портов, рек, озёр, водохранилищ.
Урок систематизации и обобщения нового материала
Формировать навыки работы с контурной картой
1
23.01.
19
Воды суши. Подземные воды.
Урок усвоения новых знаний
Сформировать представление о видах подземных вод, реках и озёрах.
1
30.01
20
Реки. По следам минувших столетий.
Урок закрепления изучаемого материала
Сформировать представление о реках Воронежской области
1
6.02.
21
Озёра.
Урок усвоения новых знаний
Сформировать представление о типах озёрных котловин
1
13.02.
22
Ледники. Образование ледников. Горные и покровные ледники.
Урок усвоения новых знаний
Ознакомление с причинами образования ледников
1
20.02
23
Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы.
Урок усвоения новых знаний
Знакомство с родным краем
1
27.02
24
Практическая работа №6. Определение глубин Мирового океана по карте. Изучение аэро и космических фотоснимков гидросферы Земли. Обобщение по теме «гидросфера».
Урок проверки и оценки знаний
Научить работать с разными источниками информации.
1
6.03.
25
Атмосфера. И её строение. Атмосферное давление.
Урок усвоения новых знаний
Сформировать представление о строении атмосферы, о атмосферном давлении.
1
13.03.
26
Ветер. Водяной пар и облака. Осадки. Температура воздуха.
Комбинированный урок
Сформировать представление об образовании ветра, облаков, осадков.
1
20.03.
3 четверть 10 часов
4 четверть.
27
Климат. Погода. Полярные круги. Тропики. Пояса освещённости.
Комбинированный урок
Познакомить с понятиями климат, погода.
1
3.04
28
Практическая работа №7 Роза ветров. Календарь погоды.Описание климатических поясов Земли по климатической карте . Изучение аэро и космических снимков облачности Земли.
Урок проверки и оценки знаний
Научить работать с разными источниками информации
1
10.04.
29
Организмы на Земле. Распределение организмов. Воздействие организмов на земные оболочки
Урок усвоения новых знаний
Сформировать представление о факторах распространения организмов на Земле.
1
17.04.
30
Воздействие организмов на атмосферу.
Урок закрепления изучаемого материала
Сформировать представление о воздействии организмов на атмосферу.
1
24.04.
31
Практическая работа №8. Составление характеристики климатической карты . Распределение света и тепла на Земле.
Урок систематизации и обобщения нового материала
Научить работать с контурными картами и другими источниками информации
1
1.05.
32
Природные комплексы.
Комбинированный урок
Сформировать представление о природных комплексах мира.
1
8.05.
33
Практическая работа №9. Составление схемы воздействия оболочек Земли. Проверка знаний.
Урок проверки и оценки знаний
Научить работать с разными источниками информации.
1
15.05.
34
Население Земли. Численность населения. Расовый состав.
Урок проверки и оценки знаний
Сформировать представление о расах, их внешних различиях
1
22.05.
35
Обобщение изученных знаний.
Урок - игра
29.05.
4 четверть 9 часов
Итого 35
5. Литература и другие средства обучения
1)Интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, физическая карта мира, физическая карта России, топографические карты, физическая кара полушарий, глобус, карта океанов, климатическая карта, карта народов мира.
2) Диски с демонстрационным режимом, тренингом, контролем усвоенных знаний, с различными уровнями сложности и другие виды дисков: - Начальный курс география 6 класс, для общеобразовательных учреждений;
- Физическая карта мира. Полный курс основной школы.(демонстрационный режим, самостоятельный тренинг, контроль усвоенных знаний, три уровня сложности.
3)Литература и средства обучения:
-
Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс - М.: Дрофа, 2007.
-
Клюшникова Н.М. Внеклассная работа по географии 6 класс. Корифей. В.2007г.
-
Никитина Н.А.Поурочные разработки по географии 6 класс- «Вако» М. 2004г.
-
Перепечева Н.Н. «Нестандартные уроки географии» 6-7 классы. Волгоград. «Учитель - АСТ»2004г.
-
В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт "Физическая география, начальный курс". 6 класс - М.: Дрофа, 2007.
-
А.В.Шатных. Начальный курс географии. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2007.
-
Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Виды и формы контроля
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.
Планируемый уровень подготовки выпускников:
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
-
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
-
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
-
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
-
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
-
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
-
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
-
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
-
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
-
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
-
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.