Рабочая программа 6 класс

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССМОТРЕНО:

на заседании школьного методического

объединения учителей естественнонаучных дисциплин

протокол от «___» ____________ 2015_ года

№ ____

Руководитель ШМО:

__________________ / Мамшанова И.М. /

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по учебно-воспита-тельной работе:

__________________ / Краснова Н.В. /

«____» ________________ 2015__ года

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»:

__________________ / Булдакова Ю.П. /

«____» ________________ 2015___ года


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


География. Начальный курс

6 класс

Автор-составитель:

учитель первой квалификационной категории

Григорьева Александра Ефимовна


г. Усть-Илимск, 2015















Содержание стр.

I. Пояснительная записка. 3-7

  1. Общая характеристика учебной дисциплины.

  2. Обоснование выбора программы и учебно-методического комплекса.

  3. Место учебной дисциплины в учебном плане.

  4. Цель, задачи учебной дисциплины.

  5. Принципы отбора содержания и организации учебного материала.

  6. Планируемые результаты освоения обучающимися учебной дисциплины.

  7. Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися учебной дисциплины.

II. Содержание дисциплины. 7-9

III. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. 9-10

  1. Книгопечатная продукция (учебники, учебные пособия, методическая литература).

  2. Печатные пособия (демонстрационный материал).

  3. Компьютерные и информационно-компьютерные средства (CD, DVD).

  4. Технические средства обучения (классная доска, экран, компьютер, мультимедийный проектор и пр.).

  5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (наборы моделей, оборудование, коллекции).

IV. Приложение. 10-43

  1. Аннотация к программе 10-13

  2. Календарно-тематическое планирование 14-43

  3. Дидактический материал










Пояснительная записка

Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. География - единственная наука, изучающая природные и общественные явления, структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки в целом, отдельных ее частей. Курс географии в школе обеспечивает удовлетворение интеллектуальных потребностей индивида в знании природы, населения и хозяйства Земли, ознакомление с сущностьюприродных и техногенных процессов в целях личной безопасности.

Программа курса «География. Физическая география» подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе. Курс географии 6 класса продолжает 5-летний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «География. Введение в географию» основной ступени обучения, «Окружающий мир», «География» начальной ступени обучения. Используемые программы: программа по географии для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (ФГОС. Инновационная школа), автор Домогацких Е.М. - М.: Русское слово, 2012г.

Цели и задачи данной программы обучения:

  • познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

  • продолжить формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;

  • продолжить формировать умение использовать источники географической информации, прежде всего карты;

  • формировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

продолжить формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных до глобальных.

Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводиться 35 часов, 1в неделю

практических работ -16 (выполнение практических работ при изучении новой темы и закреплении пройденного материала) из них 8 обязательных:

  • чтение плана местности, географической карты,

  • ориентирование на местности,

  • проведение съемки местности и составление простейшего плана,

  • определение координат географических объектов по глобусу и географической карте,

  • нанесение географических объектов на контурную карту,

  • описание географического объекта (формы рельефа, моря, реки и т.п.) по типовому плану,

  • проведение простейших метеонаблюдений. Составление календаря погоды. Построение графиков суточного, месячного, годового хода температуры, диаграммы осадков, розы ветров. Описание погоды за определенный промежуток времени,

  • наблюдение и описание природно-антропогенного (природного) комплекса.

Контрольные тематические работы - 7 (проводятся в письменном виде в форме тестирования после изучения каждого раздела) и 1годовой срез знаний по административному графику школы.

5. Принципы отбора содержания и организации учебного материала.

Программа построена с учётом:

1) принципа межпредметности, подразумевающего связь программы с другими науками или областями деятельности;

2) принципа интеграции общего и дополнительного образования, реализующегося через создание целостного образовательного пространства как условия развития личности обучающегося;

3) принципа научности, предполагающего соответствие содержания образования уровню современной науки

4) принципа практической направленности, предусматривающего формирование универсальных учебных действий, способности применять их в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни (умений работать с разными источниками информации; умений работать в сотрудничестве в разном качестве; умения работать самостоятельно);

5) принципа результативности, обосновывающего знания, умения и навыки (компетенции) каждого учащегося в процессе освоения данной дисциплины;

6) принципа учёта возрастных особенностей учащегося, обуславливающего ориентацию содержания и методики работы на школьника конкретного возраста;

7) принцип развивающего обучения, направленного не только на получение новых знаний, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у учащихся обобщённых способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы;

8) принципа связи теории с практикой, позволяющего достичь органичного сочетания необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в обучении.

6 Планируемые результаты освоения обучающимися учебной дисциплины.

Планируемые метапредметные результаты:

Планируемые результаты освоения географии:

Личностные результаты обучения

  • ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность

  • образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • гуманистических и демократических ценностных ориентаций,

  • готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение,

• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию и т. п.

• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения

Предметные результаты

понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

• умение работать с разными источниками географической информации; умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; картографическая грамотность;

• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.


Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися учебной дисциплины

Система оценки достижений складывается из текущих отметок, которые ставятся учителем; знания географической номенклатуры, самооценки учащихся; стартовой, промежуточной и итоговой аттестации за данный курс

Содержание дисциплины.

Тема 1. Земля как планета (5часов)

Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма и движение, размеры Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Учебные понятия

Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта и долгота, географические координаты.

Тема 2. Географическая карта (4часа)

Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, ,качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойния окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Основные понятия

Географическая карта, план местности, азимут, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Тема 3. Литосфера (7часов)

Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора - верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: осадочные, магматические и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Учебные понятия

Земное ядро, мантия, земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, метаморфические, химические, биологические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые. Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние процессы, техногенные процессы.

Тема 4 Атмосфера (8 часов)

Атмосфера: её состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и его причины. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Бриз. Влажность воздуха. Погода, причины её изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.

Учебные понятия

Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слоиатмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Тема 5. Гидросфера (3часа)

Гидросфера и её состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озёра: проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

Учебные понятия

Гидросфера, круговорот воды, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло, бассейн реки, проточные и бессточные озёра, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Тема 6 Биосфера (2 часа)

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние организмов и неживой природы. Охрана органического мира .Красная книга МСОП

Учебные понятия

Биосфера. Красная книга.

Тема 7. Почва и географическая оболочка (3часа)

Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные , природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой, биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, её изменения под воздействием деятельности человека.

Учебные понятия

Почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплект: учебник - Е.М. Домогацких Е.М., Н.И. Алексеевский «География. Физическая география» - М. Русское слово, 2014.; рабочая тетрадь по географии. 6 класс. - М.: ООО « Русское слово - учебник», 2014.; атлас «Физическая география»; контурная карта.

Дополнительная литература: периодическая подписка журнала «География в школе», методическая газета для учителей географии

Оборудования кабинета географии

Набор портретов выдающихся географов и путешественников.

Справочно-информационная и научно-популярная литература.

Глобус большой.

Глобусы лабораторные.

Физическая карта мира

Карта «Строение земной коры».

Карта великих географических открытий.

Карта «Политическая карта мира»

Карты материков.


  • «География и экология», журнал «Вокруг света», географическая энциклопедия.

  • http: //gao.spb.ru/russian

  • http: //fmm.ru

  • http: //mchs.gov.ru

  • http: //national-geographic.ru

  • http: //nature.com

  • http: //ocean.ru

  • http: //pogoda.ru

  • http: //sgm.ru/rus

  • http: //unknowplanet.ru


Приложение

Аннотация к программе.

Программа курса «География. Физическая география» подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе. Курс географии 6 класса

продолжает 5-летний цикл изучения географии в школе.Используемые программы: программа по географии для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (ФГОС. Инновационная школа), автор Домогацких Е.М. - М.: Русское слово, 2012г.

Требования к уровню подготовки учащихся

1. Оценивать и прогнозировать на доступном для школьников уровне тенденции развития природных объектов и явлений: влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности в своей местности; изменение природных объектов своей местности под воздействием человеческой деятельности; погоду на ближайшие сутки.

2. Объяснять:

последовательность приемов построения планов местности;

построение градусной сетки на картах;

черты сходства и различия плана местности и географической карты;

происхождение землетрясений, ветровых волн и цунами; особенности очертаний и размеров озерных котловин в зависимости от способа их образования;

влияние рельефа на направление и характер течения рек;

образование ледников;

нагревание атмосферы;

зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей;

образование атмосферных осадков, ветра;

изменение погоды, народные приметы ее изменения;

причины смены дня и ночи, времен года;

зависимость климата от географической широты;

значение атмосферы и необходимость охраны атмосферного воздуха;

применение в процессе учебного познания географических понятий: план местности, азимут, масштаб, географическая карта, абсолютная и относительная высота, географические координаты, литосфера, земная кора, горы, равнины, гидросфера, океан, море, река, озеро, атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат, природный комплекс.

3. Описывать: внешний вид форм рельефа суши; влияние рельефа на особенности жизни и быта человека; значение Мирового океана и вод суши в хозяйственной деятельности человека; внешний облик представителей органического мира гидросферы; внешний вид слоистых, кучевых и перистых облаков; времена года своей местности; особенности внешнего облика, поведения, образа жизни, приспособлений к условиям существования отдельных животных и растений; природные комплексы своей местности

4. Определять (измерять): на местности стороны горизонта, направления, расстояния; по плану местности и географической карте географические объекты, направления, расстояния, высоты и глубины точек; по картам и глобусу географические координат; по картам протяженность, средние и абсолютные высоты одной и равнин и горных систем земного шара; принадлежность горных пород своей местности к магматическим, осадочным и метаморфическим генетическим группам;по картам основные природные особенности объектов гидросферы; при помощи приборов температуру, давление воздуха, направление и скорость ветра; по статистическим данным средние температуры воздуха за сутки, месяц, год, суточную и годовую амплитуду температуры, преобладающее направление ветра; на местности наиболее очевидные особенности природных комплексов, взаимосвязи между отдельными компонентами; результаты мероприятий по охране природы своей местности.

5. Называть (показывать): примеры использования в деятельности человека различных видов планов и карт; крупнейшие равнины и горные системы земного шара; океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера, области оледенения; источники питания рек; элементы речной долины; среднюю соленость вод Мирового океана; основные мероприятия по охране гидросферы; источники поступления тепла на Землю;форму орбиты Земли, угол наклона земной оси к плоскости орбиты; положение Солнца над горизонтом на экваторе и тропиках в дни равноденствий и солнцестояний; примеры влияния на климат различных причин; основные следствия суточного и годового движения Земли; мероприятия по охране атмосферного воздуха; границы распространения живого вещества; представителей животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу МСОП; наиболее характерных животных и растений своей местности; основные мероприятия по охране органического мира; примеры взаимосвязей между земными оболочками.

Перечень обязательной географической номенклатуры:

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий,Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.

Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра:Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.






Календарно-тематическое планирование

география по ______географии____________________________________________________________________________________________

предмет

Класс __6_____

Количество часов:

Всего _35_часов, в неделю _1_ час

Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский. «География. Физическая»

Москва. «Русское слово», 2014г. 220 страниц._____________________________________________________

№ урока

Тема урока

Методы, приёмы, формы организации учебной деятельности

Целевая установка урока

Понятия, термины, номенклатура, персонали

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Практическая работа

Дата

предметные

метапредметные

личностные

Тема1. Географическая карта ( 5 часов)

1

Введение. Географическая карта и её масштаб

Урок изучения нового материала/учебно-познавательная

Формирование представлений о способах изображения местности, видах масштаба

Географическая и топографическая карта, масштаб, его виды: численный, именованный, линейный.

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; объяснять отличие одного масштаба от другого; определять расстояние между объектами по карте с помощью масштаба; переводить численный масштаб в именованный и наоборот; решать задачи на определение масштаба карты; оценивать величину масштаба при составлении карты.

Познавательные УУД: находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать тематическую информацию; формулировать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в деятельности учебной и жизненно-практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные УУД: излагать свое мнение (в монологе, диалоге) аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста); различать в речи другого мнения доказательства, факты, гипотезы, теории; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач с помощью учителя и самостоятельно; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, распределять роли, задавать вопросы, вырабатывать решения); разрешать конфликты. Личностные УУД: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в разных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их; понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать черты своего характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор; осознавать и проявлять себя гражданином России.

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, роли географических карт в процессе изучения географии и в повседневной деятельности;

сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание и принятие правил работы при проведении практической работы.

Определение направлений и расстояний по карте.

2 сент.

2

Модуль «В мир е ориентиров» Виды условных знаков.

Урок формирования умений и навыков/практическая, частично поисковая

Формирование представлений об условных знаках

Условный знак, легенда карты, качественный фон, значки, линейный знак, изолиния, знак движения географическая карта, тематическая карта, мелкомасштабная карта.

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; работать с условными знаками, классифицировать географические карта и условные знаки; выполнять простейшие задания на контурной карте; читать географические карты на основе их легенды; сравнивать географические карты.

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание и принятие роли условных знаков при работе с картой.

Чтение тематических карт.

8 сент.

3

Модуль «В мире ориентиров» Азимут. Движение по азимуту.

Урок формирования умений и навыков/практическая, частично поисковая

Формирование представлений об азимуте, ориентировании

Азимут, движение по азимуту, стороны света.

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; работать с компасом; определять азимут на карте, на местности.

понимание и принятие роли ориентирования при работе с картой и правил работы с компасом при проведении практической работы.

Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

15 сент.

4

Изображение рельефа на карте.

Урок изучения нового материала/познавательная, частично-поисковая

Формирование первичных знаний об изображении рельефа на карте, навыков и умений определения абсолютной и относительной высот.

Рельеф, относительная и абсолютная высота, уровень моря, отметка высот, нивелир, бергштрих, послойная окраска, изогипса, горизонталь, шкала глубин и высот.

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; определять по картам абсолютную высоту местности с помощью изолиний и послойной окраски; использовать шкалу высот и глубин для описания форм рельефа; читать географические карты на основе сведений о высотах и глубинах.

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; понимание особенностей изображения рельефа на географических картах.

Составление простейшего плана местности.

22 сент.

5

Итоговый урок по теме: Географическая карта.

Урок обобщения, проверки знаний, контроля и коррекции.

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами.

Понятия по теме «Географическая карта»

Предметные результаты по теме «Географическая карта».

Личностные результаты по теме «Географическая карта»

Проверочная работа.

29 сент.

Тема2. Земля как планета ( 4 часа)

6

Земля и Вселенная

Урок изучения нового материала/ учебно-познавательная

Формирование представлений о Солнечной системе, планетах, входящих в её состав, влиянии космоса на Землю и жизнь людей.

Солнечная система, Солнце, звезда, Луна, планеты, прилив, отлив.

Давать определения

понятий, терминов по тематике урока, определять планетарный состав; называть возраст Земли; приводить примеры приспособления организмов к условиям освещенности; составлять прогноз развития жизни на Земле.

Познавательные УУД: анализировать ( в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать тематический материал; формулировать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в деятельности; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в разных ситуациях; оценивать степень и способы достижения цели в различных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки. Коммуникативные УУД: излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста); различать в речи другого мнения доказательства, факты, гипотезы, теории; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач с помощью учителя и самостоятельно; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, распределять роли, задавать вопросы, вырабатывать решения); разрешать конфликты. Личностные УУД: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в разных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их; понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать черты своего характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор; осознавать и проявлять себя гражданином России

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, роли географических знаний о Вселенной в процессе изучения географии и в повседневной деятельности; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии.

6 окт.

7

Система географических координат

Урок изучения нового материала/практикум

Формирование представлений о градусной сети, её назначении, о географической широте и долготе.

Система координат, параллель меридиан, географические координаты, широта и долгота, экватор, начальный (нулевой, Гринвичский) меридиан, полюса.

Давать определения

понятий, терминов по тематике урока; показывать на карте экватор,

параллели, 0* и180*меридианы; определять географическую долготу и широту, объекты по их географическим координатам и географические координаты объектов по глобусу и карте; объяснять назначение градусной сети.

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; понимание значимости географических координат для определения положения объектов; принятие правил работы при проведении практической работы по карте и глобусу.

Определение по карте географических координат различных географических объектов.

13 окт.

8

Времена года

Урок-практикум/практическая, частично-поисковая

Формирование представлений о годовом вращении Земли вокруг Солнца, его главных следствиях, о днях равноденствия и солнцестояний, о тропиках и полярных кругах.

Времена года, день летнего и зимнего солнцестояния, день весеннего и осеннего равноденствия, полярные круги, тропики.

Давать определения

понятий, терминов по тематике урока; устанавливать причинно-следственные связи между орбитальным движением Земли и его географически

ми следствиями; определять следствия орбитального вращения Земли, влияние движения планеты на процессы, происходящие на ней; решать задачи на определение времени года в разных частях Земли.

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; формирование учебно-познавательного интереса к изучению географии; понимание влияния специфики времён года на образ жизни человека.

20 окт.

9

Пояса освещённости.

Урок формирования умений и навыков

/учебно-познавательная

Формирование представлений о неравномерности распределения солнечного света и тепла на Земле, о поясах освещенности Земли.

Пояс освещённости, Северный и южный тропики, Северный и южный полярные круги, тропический, умеренные и полярные пояса освещённости.

Давать определения

понятий, терминов по тематике урока; объяснять географические следствия движения Земли; объяснять неравномерное распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли, влияние Космоса на жизнь людей; составлять характеристики природных объектов и явлений.

Осознание целостности мира; понимание специфики освещённости поверхности Земли.

27 окт.

Тема 3. Литосфера ( 7 часов.)

10

Строение Земли.

Урок изучения нового материала/ учебно-познавательная

Формирование представлений о внутреннем строении Земли, ядре, мантии, земной коре, о способах изучения земных недр.

Ядро, мантия, океаническая и материковая земная кора, геология, литосфера, геофизика

Давать определения

понятий, терминов по тематике урока; выделять и сопоставлять особенности внутреннего строения Земли; обосновывать роль науки в изучении недр Земли; определять состав литосферы.

Познавательные УУД: анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать тематический материал; формулировать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в деятельности; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в разных ситуациях; оценивать степень и способы достижения цели в различных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки. Коммуникативные УУД: излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде ; различать в речи другого мнения доказательства, факты, гипотезы, теории; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач с помощью учителя и самостоятельно; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, распределять роли, задавать вопросы, вырабатывать решения); разрешать конфликты. Личностные УУД: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в разных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их; понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать черты своего характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор; осознавать и проявлять себя гражданином России.

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; формирование учебно-познавательного интереса к изучению географии; понимание влияния специфики внутреннего строения Земли

10 ноября.

11

Виды горных пород.

Урок изучения нового материала/ учебно-познавательная, частично-поисковая

Формирование представлений о горных породах и минералах, слагающих земную кору, их многообразии, вариативности происхождения и залегания.

Горная порода, минерал, магматическая, метаморфическая, осадочная горная порода.

Давать определения

понятий, терминов по тематике урока; выявлять и объяснять отличия горных пород и минералов; сопоставлять классификацию и описания горных пород и минералов, условий их образования и залегания; проводить сравнительный анализ в т. ч.

Формирование учебно-познавательного интереса к изучению географии; понимание причин разнообразия происхождения, условии залегания горных пород и минералов.

17 ноября

12

Полезные ископаемые

Урок изучения нового материала/ учебно-познавательная, частично-поисковая

Формирование представления о полезных ископаемых, основных принципах их размещения.

Полезные ископаемые, топливные, рудные, нерудные, геологическая разведка, руда.

Давать определения

понятий, терминов по тематике урока; классифицировать полезные ископаемые; описывать свойства полезных ископаемых; приводить примеры использования полезных ископаемых в повседневной жизни и в хозяйственной деятельности человека.

формирование учебно-познавательного интереса к изучению географии; понимание причин разнообразия происхождения, значения полезных ископаемых в жизни человека, их многообразия и вариативности использования.

24 ноября

13

Движение земной коры.

Урок изучения нового материала/ учебно-познавательная, частично-поисковая

Формирование представлений о медленных вертикальных и быстрых движениях земной коры, их роли в изменении лика Земли, о землетрясениях и вулканизме.

Медленные (вековые) движения земной коры, землетрясения и вулканы, эпицентр, очаг землетрясения, сейсмология и, сейсмограф, вулкан, магма, сейсмический пояс.

Давать определения

понятий, терминов по тематике урока; объяснять причины движения земной коры; анализировать тематические карты и выявлять

районы распространения землетрясений и вулканов; показывать и описывать районы распространения вулканизма и землетрясений, районы медленных колебаний земной коры на карте; наносить на контурные карты действующие вулканы и зоны землетрясений.

формирование учебно-познавательного интереса к изучению географии; понимание роли движения земной коры в формировании рельефа Земли и жизни человека; принятие правил поведения во время стихийных бедствий в литосфере.

1 декабря

14

Выветривание горных пород.

Урок изучения нового материала/ учебно-познавательная, частично-поисковая

Формирование представлений о внешних силах, изменяющих рельеф Земли.

Выветривание физическое, химическое, биогенное, техногенное (антропогенное), бархан.

Давать определения

понятий, терминов по тематике урока; объяснять причины разрушения горных пород и минералов; классифицировать процессы выветривания; определить районы преобладания отдельных сил выветривания; устанавливать взаимосвязь между действием сил выветривания и формированием рельефа.

Формирование учебно-познавательного интереса к изучению географии; понимание роли сил выветривания в формировании рельефа, последствий землетрясений; принятие правил поведения при стихийных бедствиях в литосфере.

Определение и объяснение изменений состояния земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека на примере своей местности

8декабря

15

Рельеф суши и дна Мирового океана.

Урок изучения нового материала/практическая, частично-поисковая

Формирование представлений об основных формах рельефа суши, дна Мирового океана.

Рельеф, формы рельефа, горы, равнина: плоская, холмистая, горная цепь, горный хребет, низменность, возвышенность, плоскогорье; Гималаи, Эверест, Кавказ, Анды, Аконкагуа, Кордильеры, Мак-Кинли, Альпы, Монблан.

Давать определения

понятий, терминов по тематике урока; определять формы рельефа по типичным признакам; показывать на картах географические объекты по тематике урока; описывать формы рельефа.

Формирование учебно-познавательного интереса к изучению географии; понимание специфики строения рельефа суши и дна Мирового океана, понимание правил работы с контурной картой.

Определение по картам положения гор, равнин.

15 декабря

16

Итоговый урок: Литосфера.

Урок обобщения, проверки, контроля и коррекции/ практическая, исследовательская.

Формирование навыков умений обобщения тематического материала, работа с различными контрольно-измерительными материалами.

Понятия по теме «Литосфера»

Предметные результаты по теме «Литосфера»

Личностные результаты по теме

Контрольная работа.

22 декабря

Тема 4. Атмосфера (8 часов)

17

Атмосфера: её состав, строение и значение.

Формирование представлений об атмосфере: её строении (тропосфера, стратосфера, верхние слои) составе, значении.

Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, метеорология, полярное сияние, метеорологические спутники и ракеты

Давать определения

понятий, терминов по тематике урока; объяснять вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты.

Познавательные УУД: анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать тематический материал; формулировать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения; определять причины природных явлений в атмосфере.

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в деятельности; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в разных ситуациях; оценивать степень и способы достижения цели в различных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки. Коммуникативные УУД: излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его и подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде;

различать в речи другого мнения и доказательства, факты, гипотезы, теории; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач с помощью учителя и самостоятельно; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, распределять роли, задавать вопросы, вырабатывать решения); разрешать конфликты. Личностные УУД: ставить учебную задачу под руководством учителя, аргументировано оценивать свои и чужие поступки в разных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их; понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать черты своего характера, интересы цели, позиции, свой мировоззренческий выбор; осознавать и проявлять себя гражданином России.

Осознание целостности природы Земли; формирование учебно-познавательного интереса к изучению атмосферы; понимание влияния знаний об атмосфере на жизнь людей.

12января

18

Температура воздуха.

Урок формирования умений и навыков/ практическая

Формирование представлений о нагревании земной поверхности и атмосферного воздуха, изменении температуры воздуха во времени.

Амплитуда колебания температур, мах и мin температура суток, года, сезона, средняя температура года, месяца, суток, градус Цельсия

Давать определения

понятий, терминов по тематике урока; объяснять закономерности изменения температуры с высотой и во времени, распределение тепла по поверхности Земли; устанавливать зависимость между показателями температуры и географической широтой точек земной поверхности, характером подстилающей поверхности, составом атмосферы; проводить инструментальные измерения температуры воздуха; рассчитывать среднюю температуру воздуха, амплитуды температур; строить и читать графики хода температуры.

Осознание целостности мира и многообразия закономерностей в природе Земли; формирование учебно-познавательного интереса к изучению темы; понимание закономерностей изменения температуры воздуха во времени и пространстве, влияния её на здоровье человека; понимание инструментального определения показателей температуры и их расчётов.

Построение графика хода температур за месяц по показателям календаря погоды.

19 янв.

19

Атмосферное давление.

Урок формирования знаний и навыков/ практическая

Формирование представлений о давлении воздуха, причин возникновения ветра.

Атмосферное давление: нормальное, пониженное, повышенное, барометр, барометр-анероид, миллиметры ртутного столба

Давать определения

понятий, терминов по тематике урока; объяснять причины изменения атмосферного с высотой; устанавливать зависимость давления воздуха от температуры; определять и измерять атмосферное давление с помощью барометра.

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; формирование учебно-познавательного интереса к изучению данного вопроса; понимание закономерностей изменения атмосферного давления во времени и пространстве, влияния его на здоровье человека; понимание инструментального определения показателей атмосферного давления.

Определение давления воздуха на разных высотах в горах.

26 янв.

20

Ветер и причины его возникновения.

Урок формирования умений и навыков/ практическая, частично-поисковая

Формирование представлений о причинах и механизмах образования ветра, его направлении и видах.

Ветер, бриз, флюгер, роза ветров, сила и скорость ветра.

Давать определения

понятий, терминов по тематике урока; устанавливать причинно-следственные связи между характером подстилающей поверхности, температурой воздуха и атмосферным давлением над ней и образованием ветра; объяснять зависимость силы и скорости ветра от разности атмосферного давления, определять силу и скорость , направление ветра с помощью приборов, строить розу ветров.

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; формирование учебно-познавательного интереса к изучению географии; понимание закономерностей образования ветра, его влияние на жизнь и здоровье человека; понимание процедуры работы с приборами по определению направления, силы и скорости ветра, принятие правил поведения при шторме, бури, торнадо, смерче, урагане.

Определение ветра: направления , силы, скорости по приборам.

2 февр.

21

Влажность воздуха

Урок формирования умений и навыков/ практическая, частично-поисковая

Формирование представлений о влажности воздуха, тумане, облаках, атмосферных осадках.

Водяной пар, влажность воздуха: абсолютная и относительная, конденсация, испарение, облака и их виды. Атмосферные осадки: ливень, дождь, морось, снег, крупа, град, туман, иней, роса, осадкомер.

Давать определения

понятий, терминов по тематике урока; выяелять зависимость между изменением температуры воздуха и его влажностью, раскрывать процесс образования тумана и облаков, причины образования различных видов осадков; определять облака по внешним признакам; классифицировать облака; устанавливать связь между видами облаков и характером осадков.

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; формирование учебно-познавательного интереса к изучению географии; понимание закономерностей образования осадков, их влияние на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность человека; понимание процедуры работы с приборами при определении количества выпавших осадков., принятие правил поведения при снегопадах, буранах, метели.

Ознакомление с приборами: осадкомер, снегомерная рейка

9 февр.

22

Погода, причины её изменения.

Урок формирования умений и навыков/ практическая, частично-поисковая

Формирование представлений о погоде, причинах её изменения, о предсказании погоды.

Погода, прогноз погоды, метеорология, синоптики, синоптические карты, воздушная масса.

Давать определения

понятий, терминов по тематике урока; называть характеристики погоды, свойства воздушных масс; объяснять причины изменения погоды; составлять описание погоды

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; формирование учебно-познавательного интереса к изучению географии; понимание закономерностей формирования погоды, её влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Описание погоды

16 февр.

23

Климат и климатообразующие факторы

Урок формирования умений и навыков/ практическая, частично-поисковая

Формирование представлений о климате и климатообразующих факторах, адаптации человека к климатическим условиям

Климат, климатообразующие факторы, адаптация

Давать определения

понятий, терминов по тематике урока; объяснять зависимость климата от климатообразующих факторов; различать процессы адаптации к разнообразным климатическим условиям; устанавливать взаимосвязь между погодой и климатом; описывать климат отдельных территорий.

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; формирование учебно-познавательного интереса к изучению географии; понимание закономерностей формирования климата, его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека;

17 февр.

24

Урок обобщения темы: Атмосфера.

Урок обобщения, проверки, контроля и коррекции/ практическая, исследовательская

Формирование навыков обобщения тематического материала, умений работы с различными статистическими материалами и собственными наблюдениями

Понятия по теме: Атмосфера.

Предметные результаты по теме.

Личностные результаты по теме: Атмосфера.

Построение розы ветров, диаграмм облачности, осадков по данным календаря погоды.

1марта.

Тема5. Гидросфера (4часа)

25

Модуль «В мире водной стихии». Единство гидросферы

Урок изучения нового материала/практическая, частично-поисковая

Формирование представлений о гидросфере

Гидросфера, круговорот воды в природе, гидрология.

Давать определения

понятий, терминов по тематике урока; называть составные части гидросферы; описывать мировой круговорот воды в природе; оценивать значение большого круговорота воды в природе, значение воды в жизни человека; объяснять связь компонентов гидросферы между собой; наносить на контурную карту гидрографические объекты; работать с картами атласа; классифицировать объекты гидросферы.

Познавательные УУД: анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать тематический материал; формулировать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в деятельности; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в разных ситуациях; оценивать степень и способы достижения цели в различных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки. Коммуникативные УУД: излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде ; различать в речи другого мнения доказательства, факты, гипотезы, теории; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач с помощью учителя и самостоятельно; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, распределять роли, задавать вопросы, вырабатывать решения); разрешать конфликты. Личностные УУД: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в разных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их; понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать черты своего характера, интересы цели, позиции, свой мировоззренческий выбор; осознавать и проявлять себя гражданином России.

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; формирование учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание единства гидросферы, значения мирового океана и круговорота воды в природе; понимание и принятие правил работы при проведении практической работы

1.Описание «Путешествия капельки» из своего населённого пункта по большому круговороту воды в природе.

2.Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

15 март

26

Модуль «В мире водной стихии». Воды суши: реки и озёра.

Урок формирования умений и навыков/ практическая, частично-поисковая

Формирование представлений о внутренних водах: реках и озёрах

Воды суши (внутренние воды), река, равнинная и горная река, русло. Речная долина, пойма, речной бассейн, речная система, исток реки, водораздел, озеро, озёрная котловина, сточное и бессточное озеро, пруд, водохранилище, подземные воды, природные льды, болото.

Давать определения

понятий, терминов по тематике урока; сравнивать изучаемые природные объекты (реки,озёра), наносить на контурную карту гидрографические объекты; работать с картами атласа, классифицировать объекты гидросферы.

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; формирование учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание специфики и значения гидрографических объектов суши; понимание и принятие правил работы с картами атласа при проведении практической работы; принятие правил поведения при протекании стихийных бедствий в гидросфере.

Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли.

22март



27

Воды суши: подземные воды, природные льды.

Урок изучения нового материала/ учебно-познавательная, частично-поисковая

Формирование представлений о водах суши: подземных водах и природных льдах

Подземные воды, природные льды, болото, снеговая линия, водоупорные и водопроницаемые породы, грунтовые и межпластовые, артезианские воды, водоносный и водоупорный пласт, горный ледник и покровный, айсберги, многолетняя мерзлота.

Давать определения

понятий, терминов по тематике урока; показывать на карте гидрографические объекты по тематике урока;

объяснять механизм образования подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты; распознавать виды подземных вод, ледников; объяснять причины распространения современного оледенения на Земле; использовать карты атласа для описания географических объектов; показывать на карте гидрографические объекты по тематике урока.

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; формирование учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание специфики и значения гидрографических объектов суши : ледников и подземных вод; принятие правил поведения при протекании стихийных бедствий в гидросфере.

5 апреля.

28

Итоговый урок «Гидросфера»

Урок обобщения, проверки, контроля и коррекции/ практическая, исследовательская

Формирование навыков умений обобщения тематического материала, работа с различными контрольно-измерительными материалами

Понятия по теме «Гидросфера»

Предметные результаты по теме «Гидросфера»

Личностные результаты по теме

Контрольная работа.

12апр.

Тема 6. Биосфера (2 часа)

29

Царства живой природы

Урок изучения нового материала/ учебно-познавательная, частично-поисковая

Урок формирования умений и навыков/ практическая, частично-поисковая царствах живой природы

Биосфера, царство бактерий, растений, животных, грибов, флора, фауна, круговорот веществ

Давать определения

понятий, терминов по тематике урока; анализировать роль отдельных организмов в биосфере; формулировать вывод о роли растений в природе; описывать царства живой природы

Познавательные УУД: анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать тематический материал; формулировать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в деятельности; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в разных ситуациях; оценивать степень и способы достижения цели в различных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки. Коммуникативные УУД: излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде ; различать в речи другого мнения доказательства, факты, гипотезы, теории; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач с помощью учителя и самостоятельно; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, распределять роли, задавать вопросы, вырабатывать решения); разрешать конфликты. Личностные УУД: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в разных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их; понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать черты своего характера, интересы цели, позиции, свой мировоззренческий выбор; осознавать и проявлять себя гражданином России

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; формирование учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание специфики царства живой природы

19 апр.

30

Биосфера и охрана природы.

Урок формирования умений и навыков/ практическая, частично-поисковая

Формирование представлений о биосфере и о мерах по охране природы

В.И.Вернадский, биосфера, заповедник, зоопарк, национальный парк, всеобщий круговорот веществ и энергии, Красная книга фактов.

Давать определения

понятий, терминов по тематике урока; приводить примеры роли отдельных групп организмов в биологическом круговороте веществ; объяснять результаты преобразования земных оболочек под воздействием живых организмов, значение охраны природы, отличия видов особо охраняемых территорий; определять роль особо охраняемых территорий для сохранения природы

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; формирование учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание значения охраны природы; осознание роли В.И.Вернадского в формировании учения о биосфере; понимании и принятие правил работы при проведении практической работы

Ознакомление с наиболее распространёнными растениями и животными своей местности

26 апр.

Тема 7. Почва и географическая оболочка. (3часа)

31

Почва.

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков/ практическая, частично-поисковая

Формирование представлений о почве - особом природном образовании, возникающем в результате взаимодействия всех природных оболочек

Почва, гумус (перегной), В.В.Докучаев.

Давать определения

понятий, терминов по тематике урока; определять роль В.В.Докучаева разработке учения о почвах; описывать процесс образования почвы; определять типа почв по внешним признакам, взаимосвязь содержания гумуса от климатических условий; называть особенности чередования почвенных слоёв; проводить инструментальные наблюдения и опыты по тематике урока.

Познавательные УУД: анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать тематический материал; формулировать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в деятельности; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в разных ситуациях; оценивать степень и способы достижения цели в различных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки. Коммуникативные УУД: излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде ; различать в речи другого мнения доказательства, факты, гипотезы, теории; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач с помощью учителя и самостоятельно; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, распределять роли, задавать вопросы, вырабатывать решения); разрешать конфликты. Личностные УУД: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в разных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их; понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать черты своего характера, интересы цели, позиции, свой мировоззренческий выбор; осознавать и проявлять себя гражданином России

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; Давать определения

понятий, терминов по тематике урока; почвы как особого природного тела; осознание роли В.В.Докучаева в формировании учения о почвах; понимание и принятие правил работы при проведении практической работы

Изучение строения почв местности

3 мая

32

Природный комплекс.

Урок изучения нового материала, формирования умений и навыков/ учебно-познавательная, частично поисковая, практическая

Формирование представлений о природном комплексе

Природный комплекс, компоненты природного комплекса, географическая оболочка или геосфера, природно-хозяйственный комплекс

Давать определения

понятий, терминов по тематике урока; называть составные части географической оболочки; приводить примеры взаимодействия оболочек Земли в рамках географической оболочки; составлять описание этапов развития географической оболочки, природных комплексов; объяснять уникальностьгеографической оболочки

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него;

формирование учебно-познавательного интереса к изучению географии; понимание специфики и причин разнообразия природных комплексов Земли; понимание и принятие правил работы при проведении практической работы.

Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности

10 мая

33

Природные зоны

Урок изучения нового материала, формирования умений и навыков/ практическая, частично поисковая

Формирование представлений о природных зонах Земли

Закон географической зональности, природная зона

Давать определения

понятий, терминов по тематике урока; формулировать закон географической зональности; выявлять причины смены природных зон;

называть для каждой природной зоны специфические климатические условия, характерных представителей растительного и животного мира; анализировать связь между природными компонентами в каждой природной зоне; работать с картами атласа; использовать дополнительные источники географической информации для выполнения заданий по тематике урока.

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; формирование учебно-познавательного интереса к изучению науки, собственных мировоззренческих позиций; понимание специфики и причин разнообразия природных зон Земли; понимание и принятие правил работы при проведении практической работы

Описание природных зон Земли по географическим картам

17 мая

34

Итоговый урок за курс географии.

Урок обобщения, проверки, контроля и коррекции/ практическая, исследовательская, частично поисковая

Формирование навыков умений обобщения тематического материала, работа с различными контрольно-измерительными материалами

Понятия по тематике курса географии за 6 класс.

Предметные результаты по темам курса географии.

Метапредметные результаты по тематике начального курса географии

Личностные результаты по темам курса географии.

Контрольная годовая работа за курс географии.

24 мая

35

Модуль «Ярмарка достижений»

Конференция

Формирование навыков презентации своих достижений учебной деятельности при проведении нестандартных форм обучения

Предметные достижения по темам курса географии в рамках нестандартных уроков

Личностные результаты по темам - модулям курса географии 6 класса в рамках ФГОС

Презентации работ учащихся

Итого за год 35 часов

43


© 2010-2022