Рабочая программа по географии для 9 класса по Полярной звезде

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №13» г. Севастополя


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО Заместитель директора Директор СОШ №13

учителей естественных по УВР

наук

протокол № ____ _____________________ _______Т.В. Зосимова

«___»_____________2015г. «___» ___________2015г. «___» ___________2015г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Предмет География

Учебный год 2015-2016гг.

Класс 9

Количество часов в год 68

Количество часов в неделю 2


Учитель Н.И. Поповская.







Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа по географии для средней общеобразовательной школы для 9 класса составлена на основании:

1.Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;

2. Программа по географии для получения основного и среднего (полного) образования (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005г. №03-1263);

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.03.2014г. №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год»;

4. Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004г.

5. Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-9 классы. 10-11 классы. Авторы А.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина. М.Просвещение, 2010.


Распределение учебного времени в течение учебного года.




Четверть


Количество

недель в

четверти

Количество

часов в неделю


Количество

часов в

четверти


Количество

практических

работ


1

9

2

18

4

2

7

2

14

3

3

11

2

22

5

4

7

2

14

2

Итого

в год

34

2

68

14

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

- определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

- определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

- географические районы, их территориальный состав;

- отрасли местной промышленности.

Описывать:

- природные ресурсы;

- периоды формирования хозяйства России;

- особенности отраслей;

- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

- экономические связи районов;

- состав и структуру отраслевых комплексов;

- основные грузо - и пассажиропотоки

Объяснять:

- различия в освоении территории;

- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

- размещение главных центров производства;

- сельскохозяйственную специализацию территории;

- структуру ввоза и вывоза;

- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

- возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.









ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ


Практикум №1 Готовимся к экзамену.

Практикум №2 Изучаем изображение Земли из космоса.

Практикум №3 Анализируем проблему «Как обеспечить экологическую безопасность России.

Практикум №4 Работаем с текстом. «Создание образа региона на основе текста».

Практикум №5 Готовимся к дискуссии «Рост Москвы - это хорошо или плохо».

Практикум №6 Создаём электронную презентацию «Санкт-Петербург вторая столица России».

Практикум № 7 Составляем карту.

Практикум №8 Разрабатываем проект «Развитие рекреации на Северном Кавказе».

Практикум №9 Готовимся к дискуссии «Экологические проблемы Поволжья».

Практикум № 10 Анализируем ситуацию «Специфика проблем Урала».

Практикум №11 Разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской железной дороге».

Практикум №12 Разрабатываем проект «Развитие Дальнего Востока».

Практикум№13 Готовим реферат (темы в учебнике на стр.215).

Практикум №14 «Изучаем свой край».

НОМЕНКЛАТУРА. 9 КЛАСС.

"География отраслей и межотраслевых комплексов"

Машиностроительный комплекс. Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск.

Центры трудоёмкого машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск.

Центры металлоёмкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск

Топливно-энергетический комплекс.

Месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское. Система трубопроводов с Тюменского севера на запад.

ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская. ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская. АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская. Единая Энергетическая система (ЕЭС)

Металлургический и химико-лесной комплекс.

Центры чёрной металлургии: Череповецк, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк.

Центры передельной металлургии: Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Златоуст, Комсомольск-на-Амуре.

Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, Орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск.

Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березняки, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск-на-Амуре.

Инфраструктурный комплекс. Центры туризма и отдыха. Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавлровск-Камчатский.

Железнодорожные магистрали: Транссибирская, Южносибирская, БАМ

РЕГИОНЫ РОССИИ

Европейский Север.

Моря: Баренцево, Белое. Заливы: Кандалакшский, Онежская губа. Полуострова: Рыбачий, Канин, Кольский. Острова: Соловецкие, Кижи, Валаам, Колгуев, Вайгач. Возвышености: Тиманский кряж, Северные Увалы. Горы: Хибины. Низменность: Печорская. Реки: Северная Двина, Печора, Онега, Мезень. Озёра: Имандра.Беломоро-Балтийский канал. Заповедники: Кандалакшский, Лапландский. Печорский угольный бассейн. Месторождения: апатитов, руд чёрных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии.

Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута

Кислогубская ПЭС. Кольская АЭС

Центральная Россия.

Моря:Балтийское. Финский залив. Окско-Донская равнина. Возвышенности: Среднерусская, Валдайская. Низмености: Окско-Донская, Мещерская.

Реки: Дон, Ока, Вятка, Кама, Нева. Озёра: Ладожское, Онежское, Чудское, Псковское, Ильмень, Селигер. Водохранилища: Рыбинское, Горьковское.

Каналы: Мариинская система, Волго-Балтийский, им. МОсквы (Москва-Волга). Заповедники: Дарвинский, Приокско-Террасный. Подмосковный угольный бассейн, КМА. Города: Москва и подмосковные города науки (Пущино, Дубна, Троицк), Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк.

Поволжье.

Моря: Каспийское. Возвышенности: Приволжская. Низменности: Прикаспийская. Реки: Волга, Дон. Озёра: Эльто, Баскунчак. Водохранилища: Куйбышевское, Волгоградское, Цимлянское. канал: Волго-Донской. Заповедники и национальные парки: Астраханский национальный парк, Самарская Лука. Месторождения солей: Баскунчак. Города: Казань, Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волгоград, Астрахань

Северный Кавказ и Нижний Дон.

Моря: Азовское, Чёрное. Проливы: Керченский. Полуостров: Таманский. Стравропольская возвышенность Горы: Большой Кавказ, гора Казбек, гора Эльбрус. Низменности: Прикубанская, Терско-Кумская,Кумо-Манычская впадина. Реки: Кубань, Кума, Терек. Заповедники: Тебердинский.

Месторождения цветных металлов: Большого Кавказа.

Города: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа,

Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.

Урал.

Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал. Горы: Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар. Реки: Печора, Кама, Урал, Чусовая, Северная Сосьва, Тура, Исеть. Заповедники: Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский. Города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Магнитогорск, Соликамск, Березняки, Краснотурьинск, салават, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Соль-Илецк.

Западная Сибирь.

Заливы: Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский. Полуострова: Ямал, Гыданский. Горы: Алтай (гора Белуха), Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный Саян. Возвышенности: Сибирские Увалы. Равнины: Ишимская, Барабинская. Котловины: Кузнецкая. Реки: Обь, Бия, Катунь, Иртыш, Тобол, ишим, Пур, Таз. Озёра: Кулундинское, Чаны, Телецкое.

Месторождения: Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузнецкий каменноугольный бассейн, железные руды Горной Шории, цветные редкие металлы Рудного Алтая.Заповедники: Алтайский. Сургутская ТЭЦ.Города: Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул. Технополисы: Томск, Новосибирск, Омск. Нефтяные концерны: "Лукойл", "Сургутнефтегназ",.

Восточная Сибирь.

Моря: Карское, Лаптевых. Заливы: Енисейский. Полуостров Таймыр. Острова Северная Земля. Возвышенности: Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана. Горы: Бырранга, Енисейский кряж, Восточный Саян, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет. Низмнности: Северо-сибирская. Котловины: Минусинская, Тувинская. Реки: Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Хатанга, Ангара, Селенга, Алдан, Шилка, Аргунь. Озёра: Байкал, Таймыр. Заповедники: Таймырский, Баргузинский, Кодаро-Чарский. Месторождения: Тунгусский, Таймырский, Минусинский, Улуг-Хемский, Южно-Якутский каменноугольные бассейны; железные руды Хакасии, Забайкалья; Удоканское месторождение меди, цветные и редкие металлы Путорана и гор Забайкалья. Транссибирская магистраль, БАМ (Большой и Малый). Города: Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга, Красноярск, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск.

Дальний Восток.

Моря: Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово. Охотское, Японское. Проливы: Берингов, Татарский, Лаперуза, Кунаширский. Заливы: Пенжинская Губа, Петра Великого. Острова: Новосибирские, Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин. Полуострова: Чукотский, Камчатка. Горы: Верхоянский хребет, хребет Черского, Яно-Оймяконское нагорье, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь. Вулканы: Ключевская Сопка, Авачинская Сопка. Равнины: Зейско-Буреинская; Центрально-Якутская, Яно-Индигирская, Колымская, Среднеамурская низменности. Реки: Вилюй, Алдан, Оленёк, Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Амур, Зея, Уссури, Камчатка, Анадырь. Водохранилища: Вилюйское, зейское. Озёра: Ханка. Заповедники: Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской, Кедровая Падь. Бассейны буро- и каменноугольные: Ленский, Зырянский, Нижнезейский.

Нефтегазоносные бассейны: охотский (остров Сахалин и шельф). Месторождения цветных металлов: Северо-Восток Сибири, золотые прииски: Алдан и Бодайбо, Сихотэ-Алинь. Амуро-Якутская магистраль. Города: Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск, Анадырь, Магадан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск.

Используемый УМК:

1.Программы общеобразовательных учреждений. География 6-9 классы.10-11 классы, 2-ое изд., М.Просвещение, 2009г. (авт. А.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина)

2. «География. Россиия.9 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений,(под. ред. А.И.Алексеева),серия «Полярная звезда».М.Просвещение,2009.

3. Рабочая тетрадь «География 9 класс. Мой тренажер»,пособие для учащихся, автор В.В.Николина ,М.Просвещение,2013.

4. «География .9класс. Методические рекомендации» пособие для учителя В.В.Николина, М.просвещение,2008.



Программа курса «География России» для 9 класса (базовый уровень) линии «Полярная звезда». Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В., М., «Просвещение», 2010.

(68 ч; 2 ч в неделю; 10 ч - резервное время)

Регионы России (11 ч)

Понятия «район» и «районирование». Подходы к райо­нированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Ба­ранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хо­зяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Евро­пейская Россия. Азиатская Россия. План характеристики географического района.

Особенности природных регионов России. Восточно-Ев­ропейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.

Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйствен­ную деятельность людей. Экологическая безопасность России.

Практикум. 1. Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ. 2. Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты, материа­лов периодической печати.

Европейская Россия (28 ч)

Тема 1. Центральная Россия (8 ч)

Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.

Центральная Россия - историческое ядро Русского госу­дарства. Освоение территории и степень заселенности. Спе­цифика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памят­ники Всемирного природного и культурного наследия. Со­временные проблемы и перспективы Центральной России.

Центральный район. Географическое положение. Осо­бенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города на­уки. Проблемы сельской местности.

Москва - столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.

Волго-Вятский район. Своеобразие района.

Центрально-Черноземный район. Особенности и проб­лемы. Специализация хозяйства.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 1 и 2). Работа с текстом; подго­товка к дискуссии.

Практикум. Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации.

Тема 2. Северо-Запад (5 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации.

Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада. Новгород, Псков.

Санкт-Петербург. Особенности планировки. Промыш­ленность, наука, культура. Туризм. Крупнейшие порты. Экологические проблемы города.

Особенности географического положения Калининград­ской области. Анклав. Влияние природных условий и ре­сурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 3). Создание электронной презен­тации «Санкт-Петербург - вторая столица России».

Практикум. Подготовка сообщения «Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей».

Тема 3. Европейский Север (4 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Оцен­ка природно-ресурсного потенциала. Специализация района.

Этапы освоения территории. Роль моря на разных эта­пах развития района. Деревянная архитектура, художест­венные промыслы.

Население. Традиции и быт населения. Коренные жи­тели. Крупные города. Мурманск, Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 4). Составление карты.

Практикум. 1. Оценка природно-ресурсного потенциа­ла района на основе тематических карт. 2. Составление ту­ристического маршрута по природным и историческим местам района.

Тема 4. Северный Кавказ (3 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная пояс­ность. Выход к морям.

Этапы освоения территории. Густая населенность райо­на. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавка­за. Быт, традиции, занятия населения.

Особенности современного хозяйства. АПК - главное направление специализации района. Рекреационная зона. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 5). Изучение своего края.

Практикум. 1. Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт. 2. Состав­ление прогноза перспектив развития рекреационного хо­зяйства.

Тема 5. Поволжье (2 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга - главная хозяй­ственная ось района.

Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.

Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специ­ализации. Экологические проблемы и перспективы разви­тия Поволжья.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 6). Изучение проблем Поволжья.

Тема 6. Урал (4 ч)

Своеобразие географического положения. Состав и сосе­ди района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископае­мые. Ильменский заповедник.

Население. Национальный состав. Быт и традиции на­родов Урала. Уровень урбанизации. Крупные города Ура­ла: Екатеринбург, Челябинск, Соликамск.

Этапы развития хозяйства Урала. Старейший горно­промышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.

Урал - экологически неблагополучный район. Источ­ники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перс­пективы развития Урала.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 7). Оценка ресурсов региона.

Практикум. Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и вос­точной частей Урала.

Итоговый урок (1 час)

Азиатская Россия (16 ч)

Тема 7. Сибирь (6 ч)

Пространство Сибири. Состав территории. Географичес­кое положение. Природные условия и ресурсы. Особеннос­ти речной сети. Многолетняя мерзлота.

Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская маги­страль. Хозяйство. Отрасли специализации.

Западная Сибирь - главная топливная база России. Заболоченность территории - одна из проблем района. Особенности АПК. Золотые горы Алтая - объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Но­восибирск, Омск, Томск. Проблемы и перспективы раз­вития.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 8). Составление карты.

Практикум. Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири.

Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресур­сов для жизни населения. Крупнейшие реки. Заповедник «Столбы». Байкал - объект Всемирного природного на­следия.

Норильский промышленный район. Постиндустриаль­ная Восточная Сибирь. Крупные города: Иркутск, Крас­ноярск, Норильск. Проблемы и перспективы развития района.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 9). Разработка туристического маршрута.

Практикум. 1. Сравнение природных условий и ресур­сов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства (с использованием геогра­фических карт). 2. Создание (описание) образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и дополнительной литературы.

Тема 8. Дальний Восток (5 ч)

Уникальность географического положения. Состав и со­седи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмич­ность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие расти­тельного и животного мира. Уссурийская тайга - уни­кальный природный комплекс. Охрана природы.

Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока.

Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. Дальний Восток - далекая периферия или «тихоокеан­ский фасад» России? Внешние связи региона.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 10). Пишем реферат.

Практикум. 1. Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона (с использованием географических карт). 2. Разработка и обоснование варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку.

Заключение (6 ч)

Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.


ПОВТОРЕНИЕ (10 час)



Календарно-тематический план. 9 класс.



урока

Дата

проведения

урока

Тема урока

Кол-во

часов



Регионы России.



12

1


Введение. Практическая работа №1. Учимся с «Полярной звездой». Готовимся к экзамену.


2


Подходы к районированию.


3


Районирование и административно-территориальное строение России.


4


Практическая работа №2. Изучаем изображение Земли из космоса.


5


Великие равнины России - Восточно-Европейская и Западно-Сибирская.


6


Горный каркас России - Урал и горы Южной Сибири.


7


Мерзлотная Россия - Восточная и Северо-Восточная Сибирь


8


Экзотика России: Северный Кавказ и Дальний Восток.


9


Экологическая ситуация в России.


10


Экологическая безопасность России.


11


Практическая работа №3. Учимся с «Полярной звездой». Анализируем проблему «Как обеспечить экологическую безопасность России.


12


Повторение и обобщение темы «Регионы России».





Европейская Россия.



30



Тема 1. Центральная Россия.

8

13


Пространство Центральной России.


14


Центральная Россия: освоение территории и населения.


15


Центральный район.


16


Волго-Вятский район.


17


Центрально-Черноземный район.


18


Практическая работа №4. Учимся с «Полярной звездой». Работаем с текстом.


19


Москва и Подмосковье.


20


Практическая работа №5. Учимся с «Полярной звездой». Готовимся к дискуссии «Рост Москвы - это хорошо или плохо».




Тема 2. Северо-Запад.


5

21


Пространство Северо-Запада.


22


Северо-Запад: «окно в Европу»


23


Северо-Запад: хозяйство.


24


Санкт-Петербург - вторая столица России


25


Практическая работа №6. Учимся с «Полярной звездой». Создаём электронную презентацию «Санкт-Петербург - вторая столица России».





Тема 3. Европейский Север.


4

26


Пространство Европейского Севера.


27


Европейский Север: освоение территории и населения.


28


Европейский Север: хозяйство и проблемы.


29


Практическая работа №7. Учимся с «Полярной звездой». Составляем карту.





Тема 4. Европейский Юг.


4

30


Пространство Европейского Юга.


31


Европейский Юг: население.


32


Европейский Юг: освоение территории и хозяйство.


33


Практическая работа №8. Учимся с «Полярной звездой». Разрабатываем проект «Развитие рекреации на Северном Кавказе».





Тема 5. Поволжье.

4

34


Пространство Поволжья.


35


Поволжье: освоение территории и населения.


36


Поволжье: хозяйство и проблемы.


37


Практическая работа №9. Учимся с «Полярной звездой». Готовимся к дискуссии «Экологические проблемы Поволжья».





Тема 6. Урал.


5

38


Пространство Урала.


39


Урал: освоение территории и хозяйства.


40


Урал: население и города.


41


Практическая работа №10. Учимся с «Полярной звездой». Анализируем ситуацию «Специфика проблем Урала».


42


Повторение и обобщение темы «Европейская Россия».




Азиатская Россия.


12



Тема 1. Сибирь.

6

43


Пространство Сибири.

44


Сибирь: освоение территории и население.

45


Сибирь: хозяйство.

46


Западная Сибирь.

47


Восточная Сибирь.

48


Практическая работа №11. Учимся с «Полярной звездой». Разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской железной дороге ».



Тема 2. Дальний Восток.

6

49


Пространство Дальнего Востока.

50


Дальний Восток: освоение территории и население.

51


Дальний Восток: освоение территории и население.

52


Дальний Восток: хозяйство.

53


Практическая работа №12. Учимся с «Полярной звездой». Разрабатываем проект развития Дальнего Востока в первой половине 21 века.

54


Повторение и обобщение темы «Азиатская Россия»




Заключение.



7

55


Соседи России.

56


Сфера влияния России.

57


Практическая работа №13. Учимся с «Полярной звездой». Готовим реферат.

58


Защита рефератов.

59


Практическая работа №14. Учимся с «Полярной звездой». Изучаем свой край.

60


Изучаем свой край.

61


Контроль знаний за год.



Повторение



7

62


Районирование России.

63


Природные районы России.

64


Центральная Россия.

65


Северо-Запад и Европейский Север.

66


Европейский Юг.

67


Поволжье и Урал.

68


Сибирь и Дальний Восток


№№


тема


дата


Тип и форма урока


Практические

работы


Формируемые

понятия

оборудование

Дом.задание

план

факт

РЕГИОНЫ РОССИИ (11 час)

1

Учимся с « Полярной звездой»



вводный

Практикум №1 «Готовимся к экзамену»



П.1

Тестовые задания на стр.5 уч.

2

Районирование России



комбинированный


Район, план характеристики района

Экономическая карта России

П.2 зад.1-3 стр.4 уч.

3

Изучаем изображения Земли из космоса.

Практикум №2



практикум

Практикум №2 «Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ»


Снимки Земли из космоса

П.3 выполнить задание на стр.15

4

Особенности природных районов: Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины



комбинированный


Древняя платформа,молодая платформа.коффициент увлажнения

Физ.карта России

Тектоника и минер.ресурсы

П.4 выполнить задания 2,4,5,7 стр.21

5

Урал и горы Южной Сибири



комбинированный


Горный пояс


Физ карта России

П.5 зад №4 стр.27 в уч.

6.

Восточная и Северо-Восточная Сибирь



комбинированный


Траппы,габрро,

Полюс холода,

мерзлотный рельеф

Физ.карта России

П.6 зад №1-6 стр.33 в уч.

7

Экзотика России:северный Кавказ и Дальний Восток



комбинированный


Кедровый стланик.усурийская тайга,бора,вулканизм,огненное кольцо,желоба

Физ.карта России

П.7 зад №7 стр.39 в уч.

8

Экологическая ситуация в России.

Практикум №3«Оценка экологической ситуации в различных регионах России»



комбинированный

Практикум №3 «Оценка экологической ситуации в различных регионах России»

Экологическая ситуация ,эколого-географическое положение


П.8

9

Экологическая безопасность России



комбинированный


Экологическая безопасность,

мониторинг


П.9

10

Учимся с «Полярной звездой»

Анализируем проблему «Как обеспечить экологическую безопасность России»



практикум

Практикум №4«Анализируем проблему «Как обеспечить экологическую безопасность России»



П.10


11

Обобщение знаний по теме «Регионы России».Экспресс-контроль: готовимся к экзамену(тест)



Урок проверки, контроля и коррекции знаний







ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ(28 час)



12

Центральная Россия



Изучение нового материала


ЭГП,


П.11

13

Центральная Россия:освоение и население территории



комбинированный


Кустарные промыслы


П.12

14

Практикум №5 «Создание образа региона»



практикум

Практикум №5«Создание образа региона на основе текста,карт и др.»




15

Центральный район



комбинированный


Миссия ЦР


П.13


16

Волго-Вятский район.своеобразие района



комбинированнывй


Этническое разнообразие


П.14

17

Центрально-Черноземный район



комсбинированный


Дикое поле,засеки,КМА,



18

Учимся с Полярной звездой :Работаем с текстом



комбинированный

Практикум №6 «Работа с текстом»

Меря.мурома.черемиса,великороссы,отхожие промыслы



19

Москва и Подмосковье



комбинированный


НПО,КБ,ЦАГИ



20

Учимся с Полярной звездой(5):готовимся к дискуссии



практикум

Практикум №7 «Готовимся к дискуссии»




21

Северо-Запад:пространство Северо-Западного района



Изучение нового материала





22

Северо-Запад: «окно в Европу»



комбинированный


Древнейшие городамакрогеографическое положение



23

Северо- Запад: хозяйство



комбинированный


Судостроение,энергомашиностроение военная техника,порт



24

Санкт-Петербург:вторая столица России

Практикум №8



комбинированный

Практикум №8«Подготовка сообщения «Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей»

Фонтаны,Невский проспект.памятник Петру,Петергоф




25

Учимся с Полярной звездой :создаем электронную презентацию


практикум

Географическая исследовательская практика № 9 «Санкт-Петербург вторая столица России»





26


Европейский Север:пространство



Изучение нового материала


Холмогорская порода,поморы,вологодские кружева,чернение по серебру.Соловецкие острова,Кижи



27

Европейский Север:освоение территории и население



комбинированный

Практикум №10«Составление туристического маршрута по природным и историческим местам региона»

Соловки



28

Европейский Север:хозяйство и проблемы



комбинированный

Практикум №11«Оценка природно-ресурсного потенциала на основе тематических карт»

Северсталь



29

Учимся с Полярной звездой : составляем карту



Практикум

Практикум № 12«Учимся составлять карту»

Северная Магнитка



30

Северный Кавказ: пространство



комбинированный

Практикум №13 «Оценка природных условий и ресурсов Северного Каквказа»(на основе тематических карт)

Субтропики,Кубачи,Эльбрус,КавМинводы



31

Северный Кавказ: освоение территории и население





Народы Кавказа



32

Северный Кавказ:хозяйство и проблемы








33

Учимся с Полярной звездой:

Разрабатываем проект «Развитие рекреации на Северном Кавказе»



практикум

Практикум №14«Развитие рекреации на Северном Кавказе»




34

Поволжье: освоение территории и население





Каскад ГЭС,Жигули,Сталинград,главная улица России



35

Географическая исследовательская практика

Учимся с Полярной звездой

Поволжье : хозяйство и проблемы.



комбинированный

Практикум№15«Изучение проблем Поволжья»




36

Урал: пространство Урала



комбинированный

Практикум №16 «Сравнение природных условий ,ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной части Урала»






37

Урал:освоение территории и хозяйство



комбинированный





38

Урал:население и города



комбинированный


Поволжские немцы



39

Учимся с Полярной звездой :анализируем ситуацию «Специфика проблем Урала»



практикум

Практикум № 17«Специфика проблем Урала»




40

Итоговый урок по теме «Регионы России. Европейская Россия». Экспресс-контроль»Готовимся к экзамену»



Урок проверки, контроля и коррекции знаний





АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (16 час)

41

Пространство Сибири



Изучение нового материала


Богатство Урала,минеральное царство,сказы,каслинское литье,Кунгурская пещера,ильменский

заповедник



42

Сибирь:освоение территории и население



комбинированный


Полезные ископаемые,Байкал,наукоград,Трансиб



43

Сибирь:хозяйство



комбинированный





44

Западная Сибирь



комбинированный

Практикум №18«Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства»(с использованием географических карт)




45

Восточная Сибирь



комбинированный

Практикум №19 «Создание образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и доп.литературы»




46

Учимся с Полярной звездой

Разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской ж/д»



практикум

Практикум №20 «Разработка туристического маршрута»




47

Дальний Восток: пространство



комбинированный

Практикум №21 «Оценка ГП Д.Востока и его влияния на хозяйство региона» (с использованием географических карт)




48

Дальний Восток:освоение территории и население(1)



комбинированный





49

Дальний Восток:освоение территории и население (2)



комбинированный





50

Дальний Восток : хозяйство



комбинированный





51

Учимся с «Полярной звездой» :разрабатываем проекта «Развитие Д.Востока в первой половине ХХI в.»



практикум

Практикум №22 «Развитие Д.Востока в первой половине ХХI в.»




52

Итоговый урок по теме «Азиатская Россия».

Готовимся к экзамену.Экспресс-контроль



Проверка,контроль,

коррекция знаний





ЗАКЛЮЧЕНИЕ (6 час)

53

Соседи России



Изучение нового материала





54

Сфера влияния России:геополитическое влияние








55

Экономическое влияние России








56

Учимся с Полярной звездой :пишем реферат



практикум

Практикум №23 пишем реферат»(темы в учебнике на стр.215




57

Защита рефератов



практикум

Защита рефератов




58

Учимся с «Полярной звездой»:изучаем свой край



практикум

Практикум №24 «Изучаем свой край





ПОВТОРЕНИЕ (10 час)

59

Районирование России.








60

Природные районы Европейской части России








61

Природные районы Азиатской части России








62

Центральная Россия








63

Северо-Запад и Европейский Север








64

Северный Кавказ








65

Поволжье и Урал








66

Сибирь и Дальний Восток








67

Итоговая контрольная работа








68

Анализ контрольной работы









© 2010-2022