- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии для 9 класса по Полярной звезде
Рабочая программа по географии для 9 класса по Полярной звезде
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Поповская Н.И. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №13» г. Севастополя
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Заместитель директора Директор СОШ №13
учителей естественных по УВР
наук
протокол № ____ _____________________ _______Т.В. Зосимова
«___»_____________2015г. «___» ___________2015г. «___» ___________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет География
Учебный год 2015-2016гг.
Класс 9
Количество часов в год 68
Количество часов в неделю 2
Учитель Н.И. Поповская.
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа по географии для средней общеобразовательной школы для 9 класса составлена на основании:
1.Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
2. Программа по географии для получения основного и среднего (полного) образования (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005г. №03-1263);
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.03.2014г. №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год»;
4. Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004г.
5. Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-9 классы. 10-11 классы. Авторы А.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина. М.Просвещение, 2010.
Распределение учебного времени в течение учебного года.
Четверть
Количество
недель в
четверти
Количество
часов в неделю
Количество
часов в
четверти
Количество
практических
работ
1
9
2
18
4
2
7
2
14
3
3
11
2
22
5
4
7
2
14
2
Итого
в год
34
2
68
14
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли местной промышленности.
Описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
- основные грузо - и пассажиропотоки
Объяснять:
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Практикум №1 Готовимся к экзамену.
Практикум №2 Изучаем изображение Земли из космоса.
Практикум №3 Анализируем проблему «Как обеспечить экологическую безопасность России.
Практикум №4 Работаем с текстом. «Создание образа региона на основе текста».
Практикум №5 Готовимся к дискуссии «Рост Москвы - это хорошо или плохо».
Практикум №6 Создаём электронную презентацию «Санкт-Петербург вторая столица России».
Практикум № 7 Составляем карту.
Практикум №8 Разрабатываем проект «Развитие рекреации на Северном Кавказе».
Практикум №9 Готовимся к дискуссии «Экологические проблемы Поволжья».
Практикум № 10 Анализируем ситуацию «Специфика проблем Урала».
Практикум №11 Разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской железной дороге».
Практикум №12 Разрабатываем проект «Развитие Дальнего Востока».
Практикум№13 Готовим реферат (темы в учебнике на стр.215).
Практикум №14 «Изучаем свой край».
НОМЕНКЛАТУРА. 9 КЛАСС.
"География отраслей и межотраслевых комплексов"
Машиностроительный комплекс. Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск.
Центры трудоёмкого машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск.
Центры металлоёмкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск
Топливно-энергетический комплекс.
Месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское. Система трубопроводов с Тюменского севера на запад.
ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская. ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская. АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская. Единая Энергетическая система (ЕЭС)
Металлургический и химико-лесной комплекс.
Центры чёрной металлургии: Череповецк, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк.
Центры передельной металлургии: Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Златоуст, Комсомольск-на-Амуре.
Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, Орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск.
Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березняки, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск-на-Амуре.
Инфраструктурный комплекс. Центры туризма и отдыха. Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавлровск-Камчатский.
Железнодорожные магистрали: Транссибирская, Южносибирская, БАМ
РЕГИОНЫ РОССИИ
Европейский Север.
Моря: Баренцево, Белое. Заливы: Кандалакшский, Онежская губа. Полуострова: Рыбачий, Канин, Кольский. Острова: Соловецкие, Кижи, Валаам, Колгуев, Вайгач. Возвышености: Тиманский кряж, Северные Увалы. Горы: Хибины. Низменность: Печорская. Реки: Северная Двина, Печора, Онега, Мезень. Озёра: Имандра.Беломоро-Балтийский канал. Заповедники: Кандалакшский, Лапландский. Печорский угольный бассейн. Месторождения: апатитов, руд чёрных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии.
Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута
Кислогубская ПЭС. Кольская АЭС
Центральная Россия.
Моря:Балтийское. Финский залив. Окско-Донская равнина. Возвышенности: Среднерусская, Валдайская. Низмености: Окско-Донская, Мещерская.
Реки: Дон, Ока, Вятка, Кама, Нева. Озёра: Ладожское, Онежское, Чудское, Псковское, Ильмень, Селигер. Водохранилища: Рыбинское, Горьковское.
Каналы: Мариинская система, Волго-Балтийский, им. МОсквы (Москва-Волга). Заповедники: Дарвинский, Приокско-Террасный. Подмосковный угольный бассейн, КМА. Города: Москва и подмосковные города науки (Пущино, Дубна, Троицк), Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк.
Поволжье.
Моря: Каспийское. Возвышенности: Приволжская. Низменности: Прикаспийская. Реки: Волга, Дон. Озёра: Эльто, Баскунчак. Водохранилища: Куйбышевское, Волгоградское, Цимлянское. канал: Волго-Донской. Заповедники и национальные парки: Астраханский национальный парк, Самарская Лука. Месторождения солей: Баскунчак. Города: Казань, Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волгоград, Астрахань
Северный Кавказ и Нижний Дон.
Моря: Азовское, Чёрное. Проливы: Керченский. Полуостров: Таманский. Стравропольская возвышенность Горы: Большой Кавказ, гора Казбек, гора Эльбрус. Низменности: Прикубанская, Терско-Кумская,Кумо-Манычская впадина. Реки: Кубань, Кума, Терек. Заповедники: Тебердинский.
Месторождения цветных металлов: Большого Кавказа.
Города: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа,
Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.
Урал.
Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал. Горы: Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар. Реки: Печора, Кама, Урал, Чусовая, Северная Сосьва, Тура, Исеть. Заповедники: Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский. Города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Магнитогорск, Соликамск, Березняки, Краснотурьинск, салават, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Соль-Илецк.
Западная Сибирь.
Заливы: Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский. Полуострова: Ямал, Гыданский. Горы: Алтай (гора Белуха), Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный Саян. Возвышенности: Сибирские Увалы. Равнины: Ишимская, Барабинская. Котловины: Кузнецкая. Реки: Обь, Бия, Катунь, Иртыш, Тобол, ишим, Пур, Таз. Озёра: Кулундинское, Чаны, Телецкое.
Месторождения: Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузнецкий каменноугольный бассейн, железные руды Горной Шории, цветные редкие металлы Рудного Алтая.Заповедники: Алтайский. Сургутская ТЭЦ.Города: Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул. Технополисы: Томск, Новосибирск, Омск. Нефтяные концерны: "Лукойл", "Сургутнефтегназ",.
Восточная Сибирь.
Моря: Карское, Лаптевых. Заливы: Енисейский. Полуостров Таймыр. Острова Северная Земля. Возвышенности: Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана. Горы: Бырранга, Енисейский кряж, Восточный Саян, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет. Низмнности: Северо-сибирская. Котловины: Минусинская, Тувинская. Реки: Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Хатанга, Ангара, Селенга, Алдан, Шилка, Аргунь. Озёра: Байкал, Таймыр. Заповедники: Таймырский, Баргузинский, Кодаро-Чарский. Месторождения: Тунгусский, Таймырский, Минусинский, Улуг-Хемский, Южно-Якутский каменноугольные бассейны; железные руды Хакасии, Забайкалья; Удоканское месторождение меди, цветные и редкие металлы Путорана и гор Забайкалья. Транссибирская магистраль, БАМ (Большой и Малый). Города: Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга, Красноярск, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск.
Дальний Восток.
Моря: Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово. Охотское, Японское. Проливы: Берингов, Татарский, Лаперуза, Кунаширский. Заливы: Пенжинская Губа, Петра Великого. Острова: Новосибирские, Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин. Полуострова: Чукотский, Камчатка. Горы: Верхоянский хребет, хребет Черского, Яно-Оймяконское нагорье, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь. Вулканы: Ключевская Сопка, Авачинская Сопка. Равнины: Зейско-Буреинская; Центрально-Якутская, Яно-Индигирская, Колымская, Среднеамурская низменности. Реки: Вилюй, Алдан, Оленёк, Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Амур, Зея, Уссури, Камчатка, Анадырь. Водохранилища: Вилюйское, зейское. Озёра: Ханка. Заповедники: Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской, Кедровая Падь. Бассейны буро- и каменноугольные: Ленский, Зырянский, Нижнезейский.
Нефтегазоносные бассейны: охотский (остров Сахалин и шельф). Месторождения цветных металлов: Северо-Восток Сибири, золотые прииски: Алдан и Бодайбо, Сихотэ-Алинь. Амуро-Якутская магистраль. Города: Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск, Анадырь, Магадан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск.
Используемый УМК:
1.Программы общеобразовательных учреждений. География 6-9 классы.10-11 классы, 2-ое изд., М.Просвещение, 2009г. (авт. А.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина)
2. «География. Россиия.9 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений,(под. ред. А.И.Алексеева),серия «Полярная звезда».М.Просвещение,2009.
3. Рабочая тетрадь «География 9 класс. Мой тренажер»,пособие для учащихся, автор В.В.Николина ,М.Просвещение,2013.
4. «География .9класс. Методические рекомендации» пособие для учителя В.В.Николина, М.просвещение,2008.
Программа курса «География России» для 9 класса (базовый уровень) линии «Полярная звезда». Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В., М., «Просвещение», 2010.
(68 ч; 2 ч в неделю; 10 ч - резервное время)
Регионы России (11 ч)
Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия. План характеристики географического района.
Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.
Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Экологическая безопасность России.
Практикум. 1. Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ. 2. Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати.
Европейская Россия (28 ч)
Тема 1. Центральная Россия (8 ч)
Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.
Центральная Россия - историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.
Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности.
Москва - столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.
Волго-Вятский район. Своеобразие района.
Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 1 и 2). Работа с текстом; подготовка к дискуссии.
Практикум. Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации.
Тема 2. Северо-Запад (5 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации.
Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада. Новгород, Псков.
Санкт-Петербург. Особенности планировки. Промышленность, наука, культура. Туризм. Крупнейшие порты. Экологические проблемы города.
Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 3). Создание электронной презентации «Санкт-Петербург - вторая столица России».
Практикум. Подготовка сообщения «Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей».
Тема 3. Европейский Север (4 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Специализация района.
Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Деревянная архитектура, художественные промыслы.
Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Мурманск, Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 4). Составление карты.
Практикум. 1. Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт. 2. Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района.
Тема 4. Северный Кавказ (3 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.
Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения.
Особенности современного хозяйства. АПК - главное направление специализации района. Рекреационная зона. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 5). Изучение своего края.
Практикум. 1. Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт. 2. Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства.
Тема 5. Поволжье (2 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга - главная хозяйственная ось района.
Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.
Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 6). Изучение проблем Поволжья.
Тема 6. Урал (4 ч)
Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.
Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Уровень урбанизации. Крупные города Урала: Екатеринбург, Челябинск, Соликамск.
Этапы развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.
Урал - экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перспективы развития Урала.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 7). Оценка ресурсов региона.
Практикум. Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала.
Итоговый урок (1 час)
Азиатская Россия (16 ч)
Тема 7. Сибирь (6 ч)
Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.
Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйство. Отрасли специализации.
Западная Сибирь - главная топливная база России. Заболоченность территории - одна из проблем района. Особенности АПК. Золотые горы Алтая - объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Новосибирск, Омск, Томск. Проблемы и перспективы развития.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 8). Составление карты.
Практикум. Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири.
Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресурсов для жизни населения. Крупнейшие реки. Заповедник «Столбы». Байкал - объект Всемирного природного наследия.
Норильский промышленный район. Постиндустриальная Восточная Сибирь. Крупные города: Иркутск, Красноярск, Норильск. Проблемы и перспективы развития района.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 9). Разработка туристического маршрута.
Практикум. 1. Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства (с использованием географических карт). 2. Создание (описание) образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и дополнительной литературы.
Тема 8. Дальний Восток (5 ч)
Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга - уникальный природный комплекс. Охрана природы.
Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока.
Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. Дальний Восток - далекая периферия или «тихоокеанский фасад» России? Внешние связи региона.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 10). Пишем реферат.
Практикум. 1. Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона (с использованием географических карт). 2. Разработка и обоснование варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку.
Заключение (6 ч)
Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.
ПОВТОРЕНИЕ (10 час)
Календарно-тематический план. 9 класс.
№
урока
Дата
проведения
урока
Тема урока
Кол-во
часов
Регионы России.
12
1
Введение. Практическая работа №1. Учимся с «Полярной звездой». Готовимся к экзамену.
2
Подходы к районированию.
3
Районирование и административно-территориальное строение России.
4
Практическая работа №2. Изучаем изображение Земли из космоса.
5
Великие равнины России - Восточно-Европейская и Западно-Сибирская.
6
Горный каркас России - Урал и горы Южной Сибири.
7
Мерзлотная Россия - Восточная и Северо-Восточная Сибирь
8
Экзотика России: Северный Кавказ и Дальний Восток.
9
Экологическая ситуация в России.
10
Экологическая безопасность России.
11
Практическая работа №3. Учимся с «Полярной звездой». Анализируем проблему «Как обеспечить экологическую безопасность России.
12
Повторение и обобщение темы «Регионы России».
Европейская Россия.
30
Тема 1. Центральная Россия.
8
13
Пространство Центральной России.
14
Центральная Россия: освоение территории и населения.
15
Центральный район.
16
Волго-Вятский район.
17
Центрально-Черноземный район.
18
Практическая работа №4. Учимся с «Полярной звездой». Работаем с текстом.
19
Москва и Подмосковье.
20
Практическая работа №5. Учимся с «Полярной звездой». Готовимся к дискуссии «Рост Москвы - это хорошо или плохо».
Тема 2. Северо-Запад.
5
21
Пространство Северо-Запада.
22
Северо-Запад: «окно в Европу»
23
Северо-Запад: хозяйство.
24
Санкт-Петербург - вторая столица России
25
Практическая работа №6. Учимся с «Полярной звездой». Создаём электронную презентацию «Санкт-Петербург - вторая столица России».
Тема 3. Европейский Север.
4
26
Пространство Европейского Севера.
27
Европейский Север: освоение территории и населения.
28
Европейский Север: хозяйство и проблемы.
29
Практическая работа №7. Учимся с «Полярной звездой». Составляем карту.
Тема 4. Европейский Юг.
4
30
Пространство Европейского Юга.
31
Европейский Юг: население.
32
Европейский Юг: освоение территории и хозяйство.
33
Практическая работа №8. Учимся с «Полярной звездой». Разрабатываем проект «Развитие рекреации на Северном Кавказе».
Тема 5. Поволжье.
4
34
Пространство Поволжья.
35
Поволжье: освоение территории и населения.
36
Поволжье: хозяйство и проблемы.
37
Практическая работа №9. Учимся с «Полярной звездой». Готовимся к дискуссии «Экологические проблемы Поволжья».
Тема 6. Урал.
5
38
Пространство Урала.
39
Урал: освоение территории и хозяйства.
40
Урал: население и города.
41
Практическая работа №10. Учимся с «Полярной звездой». Анализируем ситуацию «Специфика проблем Урала».
42
Повторение и обобщение темы «Европейская Россия».
Азиатская Россия.
12
Тема 1. Сибирь.
6
43
Пространство Сибири.
44
Сибирь: освоение территории и население.
45
Сибирь: хозяйство.
46
Западная Сибирь.
47
Восточная Сибирь.
48
Практическая работа №11. Учимся с «Полярной звездой». Разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской железной дороге ».
Тема 2. Дальний Восток.
6
49
Пространство Дальнего Востока.
50
Дальний Восток: освоение территории и население.
51
Дальний Восток: освоение территории и население.
52
Дальний Восток: хозяйство.
53
Практическая работа №12. Учимся с «Полярной звездой». Разрабатываем проект развития Дальнего Востока в первой половине 21 века.
54
Повторение и обобщение темы «Азиатская Россия»
Заключение.
7
55
Соседи России.
56
Сфера влияния России.
57
Практическая работа №13. Учимся с «Полярной звездой». Готовим реферат.
58
Защита рефератов.
59
Практическая работа №14. Учимся с «Полярной звездой». Изучаем свой край.
60
Изучаем свой край.
61
Контроль знаний за год.
Повторение
7
62
Районирование России.
63
Природные районы России.
64
Центральная Россия.
65
Северо-Запад и Европейский Север.
66
Европейский Юг.
67
Поволжье и Урал.
68
Сибирь и Дальний Восток
№№ |
тема |
дата |
Тип и форма урока |
Практические работы |
Формируемые понятия | оборудование | Дом.задание | ||
план | факт | ||||||||
РЕГИОНЫ РОССИИ (11 час) | |||||||||
1 | Учимся с « Полярной звездой» |
|
| вводный | Практикум №1 «Готовимся к экзамену» |
|
| П.1 Тестовые задания на стр.5 уч. | |
2 | Районирование России |
|
| комбинированный |
| Район, план характеристики района | Экономическая карта России | П.2 зад.1-3 стр.4 уч. | |
3 | Изучаем изображения Земли из космоса. Практикум №2 |
|
| практикум | Практикум №2 «Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ» |
| Снимки Земли из космоса | П.3 выполнить задание на стр.15 | |
4 | Особенности природных районов: Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины |
|
| комбинированный |
| Древняя платформа,молодая платформа.коффициент увлажнения | Физ.карта России Тектоника и минер.ресурсы | П.4 выполнить задания 2,4,5,7 стр.21 | |
5 | Урал и горы Южной Сибири |
|
| комбинированный |
| Горный пояс
| Физ карта России | П.5 зад №4 стр.27 в уч. | |
6. | Восточная и Северо-Восточная Сибирь |
|
| комбинированный |
| Траппы,габрро, Полюс холода, мерзлотный рельеф | Физ.карта России | П.6 зад №1-6 стр.33 в уч. | |
7 | Экзотика России:северный Кавказ и Дальний Восток |
|
| комбинированный |
| Кедровый стланик.усурийская тайга,бора,вулканизм,огненное кольцо,желоба | Физ.карта России | П.7 зад №7 стр.39 в уч. | |
8 | Экологическая ситуация в России. Практикум №3«Оценка экологической ситуации в различных регионах России» |
|
| комбинированный | Практикум №3 «Оценка экологической ситуации в различных регионах России» | Экологическая ситуация ,эколого-географическое положение |
| П.8 | |
9 | Экологическая безопасность России |
|
| комбинированный |
| Экологическая безопасность, мониторинг |
| П.9 | |
10 | Учимся с «Полярной звездой» Анализируем проблему «Как обеспечить экологическую безопасность России» |
|
| практикум | Практикум №4«Анализируем проблему «Как обеспечить экологическую безопасность России» |
|
| П.10
| |
11 | Обобщение знаний по теме «Регионы России».Экспресс-контроль: готовимся к экзамену(тест) |
|
| Урок проверки, контроля и коррекции знаний |
|
|
|
| |
ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ(28 час)
| |||||||||
12 | Центральная Россия |
|
| Изучение нового материала |
| ЭГП, |
| П.11 | |
13 | Центральная Россия:освоение и население территории |
|
| комбинированный |
| Кустарные промыслы |
| П.12 | |
14 | Практикум №5 «Создание образа региона» |
|
| практикум | Практикум №5«Создание образа региона на основе текста,карт и др.» |
|
|
| |
15 | Центральный район |
|
| комбинированный |
| Миссия ЦР |
| П.13
| |
16 | Волго-Вятский район.своеобразие района |
|
| комбинированнывй |
| Этническое разнообразие |
| П.14 | |
17 | Центрально-Черноземный район |
|
| комсбинированный |
| Дикое поле,засеки,КМА, |
|
| |
18 | Учимся с Полярной звездой :Работаем с текстом |
|
| комбинированный | Практикум №6 «Работа с текстом» | Меря.мурома.черемиса,великороссы,отхожие промыслы |
|
| |
19 | Москва и Подмосковье |
|
| комбинированный |
| НПО,КБ,ЦАГИ |
|
| |
20 | Учимся с Полярной звездой(5):готовимся к дискуссии |
|
| практикум | Практикум №7 «Готовимся к дискуссии» |
|
|
| |
21 | Северо-Запад:пространство Северо-Западного района |
|
| Изучение нового материала |
|
|
|
| |
22 | Северо-Запад: «окно в Европу» |
|
| комбинированный |
| Древнейшие городамакрогеографическое положение |
|
| |
23 | Северо- Запад: хозяйство |
|
| комбинированный |
| Судостроение,энергомашиностроение военная техника,порт |
|
| |
24 | Санкт-Петербург:вторая столица России Практикум №8 |
|
| комбинированный | Практикум №8«Подготовка сообщения «Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей» | Фонтаны,Невский проспект.памятник Петру,Петергоф |
|
| |
25 | Учимся с Полярной звездой :создаем электронную презентацию |
| практикум | Географическая исследовательская практика № 9 «Санкт-Петербург вторая столица России» |
|
|
| ||
26
| Европейский Север:пространство |
|
| Изучение нового материала |
| Холмогорская порода,поморы,вологодские кружева,чернение по серебру.Соловецкие острова,Кижи |
|
| |
27 | Европейский Север:освоение территории и население |
|
| комбинированный | Практикум №10«Составление туристического маршрута по природным и историческим местам региона» | Соловки |
|
| |
28 | Европейский Север:хозяйство и проблемы |
|
| комбинированный | Практикум №11«Оценка природно-ресурсного потенциала на основе тематических карт» | Северсталь |
|
| |
29 | Учимся с Полярной звездой : составляем карту |
|
| Практикум | Практикум № 12«Учимся составлять карту» | Северная Магнитка |
|
| |
30 | Северный Кавказ: пространство |
|
| комбинированный | Практикум №13 «Оценка природных условий и ресурсов Северного Каквказа»(на основе тематических карт) | Субтропики,Кубачи,Эльбрус,КавМинводы |
|
| |
31 | Северный Кавказ: освоение территории и население |
|
|
|
| Народы Кавказа |
|
| |
32 | Северный Кавказ:хозяйство и проблемы |
|
|
|
|
|
|
| |
33 | Учимся с Полярной звездой: Разрабатываем проект «Развитие рекреации на Северном Кавказе» |
|
| практикум | Практикум №14«Развитие рекреации на Северном Кавказе» |
|
|
| |
34 | Поволжье: освоение территории и население |
|
|
|
| Каскад ГЭС,Жигули,Сталинград,главная улица России |
|
| |
35 | Географическая исследовательская практика Учимся с Полярной звездой Поволжье : хозяйство и проблемы. |
|
| комбинированный | Практикум№15«Изучение проблем Поволжья» |
|
|
| |
36 | Урал: пространство Урала |
|
| комбинированный | Практикум №16 «Сравнение природных условий ,ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной части Урала» |
|
|
| |
37 | Урал:освоение территории и хозяйство |
|
| комбинированный |
|
|
|
| |
38 | Урал:население и города |
|
| комбинированный |
| Поволжские немцы |
|
| |
39 | Учимся с Полярной звездой :анализируем ситуацию «Специфика проблем Урала» |
|
| практикум | Практикум № 17«Специфика проблем Урала» |
|
|
| |
40 | Итоговый урок по теме «Регионы России. Европейская Россия». Экспресс-контроль»Готовимся к экзамену» |
|
| Урок проверки, контроля и коррекции знаний |
|
|
|
| |
АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (16 час) | |||||||||
41 | Пространство Сибири |
|
| Изучение нового материала |
| Богатство Урала,минеральное царство,сказы,каслинское литье,Кунгурская пещера,ильменский заповедник |
|
| |
42 | Сибирь:освоение территории и население |
|
| комбинированный |
| Полезные ископаемые,Байкал,наукоград,Трансиб |
|
| |
43 | Сибирь:хозяйство |
|
| комбинированный |
|
|
|
| |
44 | Западная Сибирь |
|
| комбинированный | Практикум №18«Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства»(с использованием географических карт) |
|
|
| |
45 | Восточная Сибирь |
|
| комбинированный | Практикум №19 «Создание образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и доп.литературы» |
|
|
| |
46 | Учимся с Полярной звездой Разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской ж/д» |
|
| практикум | Практикум №20 «Разработка туристического маршрута» |
|
|
| |
47 | Дальний Восток: пространство |
|
| комбинированный | Практикум №21 «Оценка ГП Д.Востока и его влияния на хозяйство региона» (с использованием географических карт) |
|
|
| |
48 | Дальний Восток:освоение территории и население(1) |
|
| комбинированный |
|
|
|
| |
49 | Дальний Восток:освоение территории и население (2) |
|
| комбинированный |
|
|
|
| |
50 | Дальний Восток : хозяйство |
|
| комбинированный |
|
|
|
| |
51 | Учимся с «Полярной звездой» :разрабатываем проекта «Развитие Д.Востока в первой половине ХХI в.» |
|
| практикум | Практикум №22 «Развитие Д.Востока в первой половине ХХI в.» |
|
|
| |
52 | Итоговый урок по теме «Азиатская Россия». Готовимся к экзамену.Экспресс-контроль |
|
| Проверка,контроль, коррекция знаний |
|
|
|
| |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (6 час) | |||||||||
53 | Соседи России |
|
| Изучение нового материала |
|
|
|
| |
54 | Сфера влияния России:геополитическое влияние |
|
|
|
|
|
|
| |
55 | Экономическое влияние России |
|
|
|
|
|
|
| |
56 | Учимся с Полярной звездой :пишем реферат |
|
| практикум | Практикум №23 пишем реферат»(темы в учебнике на стр.215 |
|
|
| |
57 | Защита рефератов |
|
| практикум | Защита рефератов |
|
|
| |
58 | Учимся с «Полярной звездой»:изучаем свой край |
|
| практикум | Практикум №24 «Изучаем свой край |
|
|
| |
ПОВТОРЕНИЕ (10 час) | |||||||||
59 | Районирование России. |
|
|
|
|
|
|
| |
60 | Природные районы Европейской части России |
|
|
|
|
|
|
| |
61 | Природные районы Азиатской части России |
|
|
|
|
|
|
| |
62 | Центральная Россия |
|
|
|
|
|
|
| |
63 | Северо-Запад и Европейский Север |
|
|
|
|
|
|
| |
64 | Северный Кавказ |
|
|
|
|
|
|
| |
65 | Поволжье и Урал |
|
|
|
|
|
|
| |
66 | Сибирь и Дальний Восток |
|
|
|
|
|
|
| |
67 | Итоговая контрольная работа |
|
|
|
|
|
|
| |
68 | Анализ контрольной работы |
|
|
|
|
|
|
|