- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии
Рабочая программа по географии
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Соловьева Л.Н. |
Дата | 09.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Староромановская ООШ»
Рассмотрено на заседании МО
Протокол№1 от 27.08.2015
Председатель МО
___________/ЩигарцовВ.М/
«Согласовано»
Заместитель директора по УВЧ
МБОУ «Староромановская ООШ»
__________/Соловьёва Л.Н./
«28»08.2015 г.
«Утверждено»
Директор МБОУ
«Староромановская ООШ»
__________/ЩигарцоваЕ.И./
Приказ№48-П от«28»08.2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии 9 класс
Разработал учитель
географии:
Соловьёва Л.Н
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от «28»08.2015 г.
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ;
- приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
- приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (с изменениями);
- приказом Минобрнауки России от 30августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказом Департамента науки и образования Брянской области от 26 марта 2015 г. №776 «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Брянской области на 2015-2016 учебный год»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
-базисным учебным планом МБОУ «Староромановская ООШ» (приказ №48-П от 28.08.2015г);
- Программы для общеобразовательных учреждений. География 5-9 классы. Авторы:И.И Баринова,В.П.Дронов,И.В.Душина,В.И.Сиротин -М.:Дрофа,2013 г.
Согласно действующему Базисному учебному плану МБОУ «Староромановская ООШ», рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение географии в объёме 70 часов за год - 2часа в неделю из федерального компонента и полностью соответствует программе (2 часа добавила на резерв времени по базисному учебному плану).
Количество за год - 70 часов, из них:
количество практических работ -11 часов;
из них оценочных работ - 6часов (в планировании подчёркнуты);
количество обобщающих уроков- 3 часа.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Дронов В.П.Ром В.Я. «География России. Население и хозяйство» 9кл.- М.: Дрофа, 2012 г.
Цель программы:
Изучение географии России направлено на:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Изучение географии в 9 классе школы направлено на достижение следующих задач:
-
приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;
-
изучение природно-ресурсного потенциала России;
-
анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил;
-
изучение отраслевой структуры экономики России;
-
знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.
-
изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования;
-
анализ внешнеэкономических связей, обоснование их роли в экономике России.
Оценочные практические работы
-
«Сравнение географического положения России с другими странами».
-
«Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России».
-
«Определение главных районов размещения предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения».
-
«Характеристика угольного бассейна России».
-
«Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера».
-
«Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири».
Учебник: Ром В. Я. , Дронов В. П. География России. Население и хозяйство. - М.: Дрофа, 2012 г.
Используемый УМК:
1. Географический атлас. 9 класс. - М.: Дрофа,2008.
2. Ром В. Я. , Дронов В. П. География России. Население и хозяйство. - М.: Дрофа, 2012 г.
Дополнительная литература:
1. Е.А.Жижина. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. 9 класс - М.: «ВАКО», 2013;
2. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс;
4. Баринова И.И. География России. 8-9кл.: Метод. пособие /И.И. Баринова, В.Я. Ром. - 6-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2002. - 160 с.: ил.
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, семинарские занятия, творческие проекты, географические диктанты, работы с контурными картами.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
-
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
-
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
-
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
-
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
-
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
-
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
-
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
-
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
-
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
-
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
-
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
-
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
-
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
-
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
-
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
-
географические районы, их территориальный состав;
-
отрасли местной промышленности.
Описывать:
-
природные ресурсы;
-
периоды формирования хозяйства России;
-
особенности отраслей;
-
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
-
экономические связи районов;
-
состав и структуру отраслевых комплексов;
-
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
-
различия в освоении территории;
-
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
-
размещение главных центров производства;
-
сельскохозяйственную специализацию территории;
-
структуру ввоза и вывоза;
-
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Календарно-тематический план
№
урока
Тема
Прак.раб.
Кол. Час.
Дата
По плану
Фактич.
1. Место России в мире.
4
1
Место России в мире. Политико-государственное устройство РФ.
П.Р.№1 «Анализ административно-территориального деления России».
1
2.
Географическое положение и границы России.
П.Р.№2 «Сравнение географического положения России с другими странами».
1
3.
Экономико - и транспортно - географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России.
1
4.
Государственная территория России.
1
2.Население Российской Федерации.
5
5
Исторические особенности заселения и освоения территории России.
1
6
Численность и естественный прирост населения.
П.Р.№3 «Составление сравнительной хар-ки половозрастного состава населения регионов России».
1
7
Национальный состав населения России.
1
8
Миграция населении.
П.Р.№4 «Харак-теристика особен-ностей миграцион-ного движения на-селения России».
1
9
Городское и сельское население. Расселение населения.
1
3.Географические особенности экономики России.
3
10.
География основных типов экономики на территории России.
1
11.
Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны.
1
12.
Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.
1
4.Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география.
1
13.
Научный комплекс.
1
5.Машиностроительный комплекс.
4
14.
Роль, значение и проблемы развития машиностроения.
1
15.
Факторы размещения машиностроения.
1
16.
География машиностроения.
П.Р.№5 «Определение главных районов размещения пред-приятий трудоём-кого и металлоём-кого машинострое-ния».
1
17.
Военно-промышленный комплекс.
1
6.Топливно-энергетический комплекс.
3
18.
Роль, значение и проблемы ТЭК.
1
19
Топливная промышленность.
П.Р.№6 «Характеристика угольного бассей-на России».
1
20
Электроэнергетика.
1
7.Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.
7
21.
Состав и значение комплексов.
22.
Металлургический комплекс.
1
23.
Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Чёрная металлургия.
1
24.
Цветная металлургия.
1
25.
Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.
1
26.
Факторы размещения предприятий химической промышленности.
1
27.
Лесная промышленность.
1
8.Агропромышленный комплекс. (АПК).
3
28.
Состав и значение АПК.
1
29.
Земледелие и животноводство.
П.Р.№7 «Определение основных районов выращивания зер-новых и техноло-гических культур».П.Р.№8 «Определение главных районов животноводства».
1
30.
Пищевая и лёгкая промышленность.
1
9.Инфраструктурный комплекс.
4
31.
Состав комплекса. Роль транспорта.
1
32.
Железнодорожный и автомобильный транспорт.
1
33.
Водный и другие виды транспорта.
1
34.
Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство.
1
35.
Обобщающий урок-зачёт по теме «Межотраслевые комплексы».
1
Региональная часть курса.
26+8
10.Районирование России. Общественная география крупных регионов.
1
36.
Районирование России.
П.Р.№9 «Определение разных видов районирования России».
1
11.Западный макрорегион - Европейская Россия.
1
37.
Общая характеристика.
1
12.Центральная Россия и Европейский Северо-Запад.
6
38.
Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы.
1
39.
Население и главные черты хозяйства.
1
40.
Районы центральной России. Москва и московский столичный регион.
1
41.
Географические особенности областей Центрального района.
1
42.
Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы.
1
43.
Узловые районы Центральной России.
1
44.
Северо-Западный район: состав, ЭГП, население.
1
13.Европейский Север.
3
45.
Географическое положение, природные условия и ресурсы.
1
46.
Население.
1
47.
Хозяйство Европейского Севера.
П.Р.№ 10 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Евро-пейского Севера».
1
14.Европейский Юг - Северный Кавказ.
3
48.
Географическое положение, природные условия и ресурсы.
1
49.
Население.
1
50.
Хозяйство.
1
15.Поволжье.
3
51.
Географическое положение, природные условия и ресурсы.
1
52.
Население
1
53.
Хозяйство.
1
16.Урал.
3
54.
Географическое положение, природные условия и ресурсы.
1
55.
Население.
1
17.Брянская область.
8
56.
Особенности ЭГП территории.
1
57.
Население и хозяйственное освоение.
1
58.
Особенности хозяйства.промышленность.
1
59.
АПК региона.
1
60.
Особенности транспорта.
1
61.
Города.
1
62.
Социально-экономические проблемы региона.
1
63.
Обобщающий урок по Брянской области.
1
18.Восточный макрорегион - Азиатская Россия.
6
64.
Обобщающая характеристика.
1
65.
Этапы, проблемы и перспективы развития.
1
66.
Западная Сибирь.
1
67.
Восточная Сибирь.
П.Р.№11 «Сравнение геог-рафического поло-жения Западной и Восточной Сиби - ри».
1
68.
Дальний Восток.
69.
Обобщающий урок по регионам.
1
70.
Тестирование по регионам.
1
Литература.
Для учащихся:
1.Учебник для 9 класса: Ром В. Я. Дронов В. П. География России. Население и хозяйство. - М.: Дрофа, 2012 г.
2.Атлас с контурными картами-9 класс.
Для учителя:
3.Программы для общеобразовательных учреждений. География 5-9 классы. Авторы: И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин-М.:Дрофа,2013.
4.Методическое пособие с электронным приложением (С.В.Долгорукова)
6-9 классы-М.: Планета,2011.
5.Поурочные разработки по геграфии 9 класс. - М.:ВАКО,2013.