Рабочая программа по географии

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Староромановская ООШ»


Рассмотрено на заседании МО

Протокол№1 от 27.08.2015

Председатель МО

___________/ЩигарцовВ.М/

«Согласовано»

Заместитель директора по УВЧ

МБОУ «Староромановская ООШ»

__________/Соловьёва Л.Н./

«28»08.2015 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ

«Староромановская ООШ»

__________/ЩигарцоваЕ.И./

Приказ№48-П от«28»08.2015г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии 9 класс


Разработал учитель

географии:

Соловьёва Л.Н


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №1 от «28»08.2015 г.






2015 - 2016 учебный год


Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ;

- приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);

- приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (с изменениями);

- приказом Минобрнауки России от 30августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- приказом Департамента науки и образования Брянской области от 26 марта 2015 г. №776 «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Брянской области на 2015-2016 учебный год»;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

-базисным учебным планом МБОУ «Староромановская ООШ» (приказ №48-П от 28.08.2015г);

- Программы для общеобразовательных учреждений. География 5-9 классы. Авторы:И.И Баринова,В.П.Дронов,И.В.Душина,В.И.Сиротин -М.:Дрофа,2013 г.

Согласно действующему Базисному учебному плану МБОУ «Староромановская ООШ», рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение географии в объёме 70 часов за год - 2часа в неделю из федерального компонента и полностью соответствует программе (2 часа добавила на резерв времени по базисному учебному плану).

Количество за год - 70 часов, из них:

количество практических работ -11 часов;

из них оценочных работ - 6часов (в планировании подчёркнуты);

количество обобщающих уроков- 3 часа.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Дронов В.П.Ром В.Я. «География России. Население и хозяйство» 9кл.- М.: Дрофа, 2012 г.



Цель программы:

Изучение географии России направлено на:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Изучение географии в 9 классе школы направлено на достижение следующих задач:

  • приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;

  • изучение природно-ресурсного потенциала России;

  • анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил;

  • изучение отраслевой структуры экономики России;

  • знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.

  • изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования;

  • анализ внешнеэкономических связей, обоснование их роли в экономике России.

Оценочные практические работы

  1. «Сравнение географического положения России с другими странами».

  2. «Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России».

  3. «Определение главных районов размещения предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения».

  4. «Характеристика угольного бассейна России».

  5. «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера».

  6. «Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири».

Учебник: Ром В. Я. , Дронов В. П. География России. Население и хозяйство. - М.: Дрофа, 2012 г.

Используемый УМК:

1. Географический атлас. 9 класс. - М.: Дрофа,2008.

2. Ром В. Я. , Дронов В. П. География России. Население и хозяйство. - М.: Дрофа, 2012 г.

Дополнительная литература:

1. Е.А.Жижина. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. 9 класс - М.: «ВАКО», 2013;

2. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс;

4. Баринова И.И. География России. 8-9кл.: Метод. пособие /И.И. Баринова, В.Я. Ром. - 6-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2002. - 160 с.: ил.

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, семинарские занятия, творческие проекты, географические диктанты, работы с контурными картами.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.



Календарно-тематический план



урока

Тема

Прак.раб.

Кол. Час.

Дата

По плану

Фактич.


1. Место России в мире.


4



1

Место России в мире. Политико-государственное устройство РФ.

П.Р.№1 «Анализ административно-территориального деления России».

1



2.

Географическое положение и границы России.

П.Р.№2 «Сравнение географического положения России с другими странами».

1



3.

Экономико - и транспортно - географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России.


1



4.

Государственная территория России.


1




2.Население Российской Федерации.


5



5

Исторические особенности заселения и освоения территории России.


1



6

Численность и естественный прирост населения.

П.Р.№3 «Составление сравнительной хар-ки половозрастного состава населения регионов России».

1



7

Национальный состав населения России.


1



8

Миграция населении.

П.Р.№4 «Харак-теристика особен-ностей миграцион-ного движения на-селения России».

1



9

Городское и сельское население. Расселение населения.


1




3.Географические особенности экономики России.


3



10.

География основных типов экономики на территории России.


1



11.

Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны.


1



12.

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.


1




4.Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география.


1



13.

Научный комплекс.


1




5.Машиностроительный комплекс.


4



14.

Роль, значение и проблемы развития машиностроения.


1



15.

Факторы размещения машиностроения.


1



16.

География машиностроения.

П.Р.№5 «Определение главных районов размещения пред-приятий трудоём-кого и металлоём-кого машинострое-ния».

1



17.

Военно-промышленный комплекс.


1




6.Топливно-энергетический комплекс.


3



18.

Роль, значение и проблемы ТЭК.


1



19

Топливная промышленность.

П.Р.№6 «Характеристика угольного бассей-на России».

1



20

Электроэнергетика.


1




7.Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.


7



21.

Состав и значение комплексов.





22.

Металлургический комплекс.


1



23.

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Чёрная металлургия.


1



24.

Цветная металлургия.


1



25.

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.


1



26.

Факторы размещения предприятий химической промышленности.


1



27.

Лесная промышленность.


1




8.Агропромышленный комплекс. (АПК).


3



28.

Состав и значение АПК.


1



29.

Земледелие и животноводство.

П.Р.№7 «Определение основных районов выращивания зер-новых и техноло-гических культур».П.Р.№8 «Определение главных районов животноводства».

1



30.

Пищевая и лёгкая промышленность.


1




9.Инфраструктурный комплекс.


4



31.

Состав комплекса. Роль транспорта.


1



32.

Железнодорожный и автомобильный транспорт.


1



33.

Водный и другие виды транспорта.


1



34.

Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство.


1



35.

Обобщающий урок-зачёт по теме «Межотраслевые комплексы».


1




Региональная часть курса.


26+8




10.Районирование России. Общественная география крупных регионов.


1



36.

Районирование России.

П.Р.№9 «Определение разных видов районирования России».

1




11.Западный макрорегион - Европейская Россия.


1



37.

Общая характеристика.


1




12.Центральная Россия и Европейский Северо-Запад.


6



38.

Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы.


1



39.

Население и главные черты хозяйства.


1



40.

Районы центральной России. Москва и московский столичный регион.


1



41.

Географические особенности областей Центрального района.


1



42.

Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы.


1



43.

Узловые районы Центральной России.


1



44.

Северо-Западный район: состав, ЭГП, население.


1



13.Европейский Север.


3



45.

Географическое положение, природные условия и ресурсы.


1



46.

Население.


1



47.

Хозяйство Европейского Севера.

П.Р.№ 10 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Евро-пейского Севера».

1




14.Европейский Юг - Северный Кавказ.


3



48.

Географическое положение, природные условия и ресурсы.


1



49.

Население.


1



50.

Хозяйство.


1




15.Поволжье.


3



51.

Географическое положение, природные условия и ресурсы.


1



52.

Население


1



53.

Хозяйство.


1




16.Урал.


3



54.

Географическое положение, природные условия и ресурсы.


1



55.

Население.


1




17.Брянская область.


8



56.

Особенности ЭГП территории.


1



57.

Население и хозяйственное освоение.


1



58.

Особенности хозяйства.промышленность.


1



59.

АПК региона.


1



60.

Особенности транспорта.


1



61.

Города.


1



62.

Социально-экономические проблемы региона.


1



63.

Обобщающий урок по Брянской области.


1




18.Восточный макрорегион - Азиатская Россия.


6



64.

Обобщающая характеристика.


1



65.

Этапы, проблемы и перспективы развития.


1



66.

Западная Сибирь.


1



67.

Восточная Сибирь.

П.Р.№11 «Сравнение геог-рафического поло-жения Западной и Восточной Сиби - ри».

1



68.

Дальний Восток.





69.

Обобщающий урок по регионам.


1



70.

Тестирование по регионам.


1





Литература.

Для учащихся:

1.Учебник для 9 класса: Ром В. Я. Дронов В. П. География России. Население и хозяйство. - М.: Дрофа, 2012 г.

2.Атлас с контурными картами-9 класс.

Для учителя:

3.Программы для общеобразовательных учреждений. География 5-9 классы. Авторы: И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин-М.:Дрофа,2013.

4.Методическое пособие с электронным приложением (С.В.Долгорукова)

6-9 классы-М.: Планета,2011.

5.Поурочные разработки по геграфии 9 класс. - М.:ВАКО,2013.

© 2010-2022