Рабочая программа по географии 6 класс

 Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой основного общего  образования по географии, соотверствующей Федеральному компоненту государственного стандарта (ФКГС) основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089 Закона "Об образовании в РФ". Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; поз...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

к рабочей программе по географии в 6 классе

Начальный курс географии - это первый по счету школьный курс географии. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамику в развитии, расширении и углублении знаний и умений обучающихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. При его изучении обучающиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, обучающиеся приобретают топограф - картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе. Именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно - следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Цель курса:

заложить основы географического образования обучающихся.

Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

  1. Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить обучающихся в необходимости и полезности ее изучения;

  2. Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

  3. Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

  4. Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории.

Данная рабочая программа составлена на основании:

  1. стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  2. примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

  3. авторская программа по географии для общеобразовательных учреждений. Начальный курс географии. 6 класс. / Под редакцией И.В. Душиной. Программно-методические материалы. География. 6-9 кл. / Сост. В.И. Сиротин. - 4-е изд., доп. - М.: Дрофа, 2001. - 288 с. Стр. 19-27.

Опора на данные документы в программе определяет наиболее полное содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы обучающихся.

Отличие данной рабочей программы от исходных программ заключается в том, что изменения, которые были внесены в программу, обоснованы внедрением в курс регионального компонента.

Место предмета в базисном учебном плане

Программа разработана на основе базисного учебного плана Школы № 2, в соответствии с которым на изучение курса географии в 6 классе выделено - 45 часов (1,5 час в неделю). Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану (2004г), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала шестиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Количество часов:

Всего - 45 часов; в неделю - 1,5 час.

Практических работ - 20.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  2. овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  4. воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  5. формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  1. познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

  2. сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  3. ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

  4. соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Для формирования ключевых компетенций обучающихся в учебной деятельности широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков. На уроках применяются исследовательские, дифференцированные, игровые технологии обучения. Используются ИКТ, мультимедийные программы, различные источники географической информации (дополнительная литература, ресурсы Интернета).

Формы контроля: географические диктанты, тестирование, работа с картами атласа, практические работы в классе и на местности.

В процессе обучения по программе используется учебник Т.П.Герасимовой, Н.П. Неклюковой. Начальный курс географии. 6 класс - М.: Дрофа, 2007.

Критерии оценки учебной деятельности по географии Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Тематическое планирование.

Тема

Всего часов

Из них практических работ

1

Введение. Развитие географических знаний о Земле.

2

1

2

Земля - планета Солнечной системы

3

2

3

Источники географической информации:

  1. Методы изучения Земли

11

1

1

5

1

  1. Глобус

3

  1. План местности

4

  1. Географическая карта

3

4

Земная кора и литосфера

3

1

5

Рельеф Земли

2

1

6

Минеральные ресурсы литосферы

2

1

7

Гидросфера - водная оболочка Земли

5

1

8

Источники пресной воды на Земле

3

1

9

Атмосфера - воздушная оболочка Земли

5

4

10

Биосфера Земли

2

11

Почва как особое природное образование

3

12

Географическая оболочка Земли

4

Итого

45

20

Содержание рабочей программы по географии для 6 класса

№ п\п

Наименование

раздела/темы

Содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки обучающихся

Перечень практических, контрольных работ

Введение. Развитие географических знаний о Земле.

1

1.Развитие географических знаний о Земле.

Развитие географических знаний о Земле. Представления о мире в древности. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Эпоха Великих географических открытий Современные научные исследования космического пространства.

Солнце - источник жизни на Земле. Земля - одна из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна - спутник Земли, их взаимодействие.

Форма и размеры Земли. Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года в обоих полушариях.

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Знать: предмет изучения географии.

Уметь: называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.

№1 Наблюдения за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями в природе

2

2.Путешествия и географические открытия.

Знать: основные этапы познания планеты

3

4.

5.


1.Земля - планета Солнечной системы.

2. Солнце - источник жизни на Земле

3.Форма и размеры Земли. Движение Земли вокруг Солнца.

Знать: Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна и ее воздействие на Землю.

№2 Объяснение схемы -«Положение Земли в Солнечной системе»;

№3 Объяснение схемы -«Движение Земли вокруг Солнца».

Источники географической информации

6

1.Методы изучения Земли

Космический, картографический, статистический, полевой, геоинформацион-ный. Значение каждого из них для получения, обработки, передачи и представления географической информации. Работа географа в полевых условиях. Использование новых геоинформационных систем.

Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на глобусе.

Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута.

Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте.

Знать: содержание понятий : план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности.

Уметь:определять по плану объекты местности; стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности, определять стороны горизонта, определять координаты.

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1.Глобус. Градусная сетка. Изображение земной поверхности на глобусе

2.Географические координаты: географическая долгота и широта.

3. Географические координаты: географическая долгота и широта

1.Азимут. Способы ориентироваться на местности.

2. Ориентирование и определение расстояния на местности и плане

3.Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей.

4. Условные знаки. Чтение топографических планов местности.. Описание маршрута

1. Географическая карта - особый источник информации. Легенда карты.

2.Условные знаки на карте, масштаб и его виды.

3.Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки.

№4 Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте

№5Определение географических координат.

№6 Определение азимута на карте и местности.

№7Определение направлений на местности по компасу, местным признакам.

№8Определение расстояния по плану в масштабе.

№9Измерение относительной высоты точек местности

№10 Решение практических задач по топографическому плану; описание маршрута, составление простейшего плана местности.



№11Составление характеристики карты.

Природа Земли и человек.

Земная кора и литосфера

17

18

19

1.Земная кора и литосфера. Строение Земли, методы изучения.

2.Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения.

3.Литосфера - твердая оболочка Земли. Образование вулканов, зон землетрясений. Личная безопасность.

Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной.

Литосфера - твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности.

Называть и показывать: основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте.

Объяснять понятия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые. Объяснять: образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.

Описывать: горы, равнины земного шара по типовому плану.

№12 Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам)


Рельеф Земли

20

21

1.Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних и внешних сил.

2.Особенности жизнедеятельности человека в горах и на равнинах. Развитие оврагов. Сели. Деятельность человека, преобразующая рельеф.

Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Образование и развитие оврагов. Сели: правила по обеспечению личной безопасности. Деятельность человека, преобразующего рельеф.

Называть внешние и внутренние процессы, которые изменяют облик планеты. Называть горы и равнины по высоте. Называть основные причины образования селей.

Уметь показывать основные формы рельефа на карте.

№13 Определение по карте географического положения и высоты гор.

Минеральные ресурсы литосферы

22

1.Минеральные ресурсы литосферы.

Виды минеральных ресурсов, добыча и транспортировка. Шахты, карьеры, скважины как объекты рационального использования. Воздействия хозяйственной деятельности людей на литосферу, ее последствия. Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы. Природные памятники литосферы.

Называть основные ресурсы литосферы.

Показывать основные памятники литосферы.

23

Их виды и способы добычи.

2.Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы. Природные памятники литосферы

№14 Обозначение на контурной карте объектов рельефа

Гидросфера - водная оболочка Земли

24

1.Вода на Земле.

Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности.

.


Знать: состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.

Уметь: определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождение.

Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера.

25

2.Части Мирового океана.

№15 Определение географического положения моря.

Обозначение морей на контурной карте.

26

3.Свойства океанической воды. Волны в океане.

27

28

4.Океанические течения. Изучение Мирового океана.

5.Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности.

Источники пресной воды на Земле.

29

1.Проблемы, связанные с ограничением пресной воды на земле.

Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком.

Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле.

Реки Земли - их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение; правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Природные памятники гидросферы.

№16 Определение географического положения реки

30

2.Подземные воды. Минеральные воды, ледники.

31

3.Реки, озера



Атмосфера - воздушная оболочка Земли

32

1.Строение атмосферы. Состав, ее структура

Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Изменение состава атмосферы во времени. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление.

Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Пути адаптации человека к климатическим условиям местности. Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности.

Называть и показывать: пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы).

Уметь объяснять: распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков.

Определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур.

Описывать погоду и климат своей местности.

33

2.Распределение тепла и влаги на поверхности Земли

№17 Построение графиков суточного и годового хода температуры

34

3Атмосферное давление. Ветер. Стихийные явления в атмосфере, правила личной безопасности. Роза ветров.

№18 Построение розы ветров

35

4.Водяной пар в атмосфере. Атмосферные осадки.

№19Построение диаграммы среднегодового количества осадков

36

5.Погода. Климат. Пути адаптации человека к климатическим условиям местности.

№20 Описание климата своей местности


Биосфера Земли.

37

38

1.Разнообразие и распространение организмов на Земле. Границы биосферы.

2.Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду. Определение качества окружающей среды.

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания. Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли.

Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду.

Способы определения качества окружающей среды, меры по ее сохранению и улучшению.

Знать: разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.

Уметь: объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры.

Объяснять воздействие организмов на земные оболочки.

.

Почва как особое природное образование

39

40

41

1.Почва как особое природное образование. Взаимодействие живого и неживого в почве.

2.Разнообразие почв. Влияние тепла и влаги на плодородие почв.

3.Роль человека, его хозяйственная деятельность в сохранении и улучшении почв.

Взаимодействие живого и неживого в почве. Физическое, химическое, биологическое выветривания; их влияние на состав и свойства почв. Разнообразие почв. Влияние тепла и влаги на плодородие почвы. Образование гумуса. Пути улучшения состава почв. Вода в почве. Плодородие почвы. Роль человека, его хозяйственная деятельность в сохранении и улучшении почв.

Знать: разнообразие почв на Земле.

Уметь: объяснять причины образования почв на Земле.


Географическая оболочка Земли.

42

43

44

45

1.Природные зоны Земли. Широтная зональность.

2.Высотная поясность -важнейшие особенности природы.

3.Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека.

4. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность - важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда.


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.









© 2010-2022