Рабочая учебная программа по географии для учащихся 10-11 классов

   Рабочая учебная программа по географии  для учащихся 10-11 классов  составлена   в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования, с учетом примерной программы «Сборник нормативных документов. География. Федеральный компонент государственного стандарта» М.: «Дрофа».2008    Использован перечень следующих учебников, соответствующий Федеральному компоненту государственного стандарта. -10 класс: В.П.Максаковский. Экономическая и социальная география ...
Раздел География
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа по географии для учащихся 10-11 классов составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования, с учетом примерной программы «Сборник нормативных документов. География. Федеральный компонент государственного стандарта» М.: «Дрофа».2008

Использован перечень следующих учебников, соответствующий Федеральному компоненту государственного стандарта.

-10 класс: В.П.Максаковский. Экономическая и социальная география мира. М: Просвещение, 2011год.

-11 класс: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. М: Просвещение, 2011год.

Изучение географии среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

Для достижения поставленных целей используются следующие формы организации уроков:

- лекции;

-проекты;

- проблемные дискуссии ( как элементы урока);

- семинары;

- зачеты, при использовании различных форм контроля;

- конференции;

Курс « География мира», разбит на два года обучения. В 10 классе на изучения курса отводится 36 учебных часа в год, по 1 часу в неделю. 34 учебных часа изучается в 11 классе. и реализуется в течении 2 лет.

По сравнению с используемой программой, в рабочую учебную программу включены следующие изменения.

В 10 классе изучаются следующие темы:

  1. Современные методы географических исследований. Источники географический информации-1ч.

  2. Современная политическая карта мира-2ч.

  3. Природа и человек в современном мире-9ч.

  4. География Мирового хозяйства-11ч.

  5. География населения мира-11ч.

В 11 класс изучаются следующие темы:

1. Регионы и страны мира-23ч.

2. Россия в современном мире-6ч.

3. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.-4ч.

В 10 классе по сравнению с программой введен раздел « Современная политическая карта мира», это связано с тем, что дальнейшее изучение географии мира без знаний расположений стран может вызвать у учащихся затруднение. В 10 классе идет изучение общего обзора современного мира, а в 11 классе большее количество часов отведено на изучение стран мира.

В данной программе существенная роль отводится практическим работам. В 10 класс-7; в 11 классе-4.

Они ориентированы на формирование умение оценивать, прогнозировать, описывать, определять, то есть способствуют достижению планируемых результатов обучения в рамках данного курса.

В курсе географии 10-11 классы, большое внимание отводится изучению национально-регионального компонента.

В 10 классе-3ч.

1. Минеральные природные ресурсы. НРК.

2. Этнический состав. Фино- угорские народы. НРК.

3. ТЭК. НРК Современные профессии ТЭК.

В 11 классе-3ч.

1. Россия на политической карте мира. НРК.

2. Россия в мировом хозяйстве и международном разделении труда. НРК.

3. Профессия Эколог. Экологическая ситуация в Республике Коми.

Оценка результатов обучения проверяется тестовыми заданиями, практическими и самостоятельными работами, защитой рефератов, при проведении школьной экскурсии.









Содержание учебного предмета.

Современные методы географических исследований. Источники географической информации

География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.

Природа и человек в современном мире

Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование.

Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.

Население мира.

Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. ТИПЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ. Состав и структура населения. География религий мира. ОСНОВНЫЕ ОЧАГИ ЭТНИЧЕСКИХ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ. Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс.

Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.

География мирового хозяйства

Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны - экспортеры основных видов продукции. ГЕОГРАФИЯ МИРОВЫХ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.

Регионы и страны мира

Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда.

Россия в современном мире

Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТСТАЛОСТИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества.



10 класс.

Тематический план.

36 часов за год ( 1 час в неделю).


Раздел

Кол-во

Из них

К/р

Пр/р

НРК

1 Современные методы географических исследований. Источники географической информации

1


2.Современная политическая карта мира.

2


1


3

Природа и человек в современном мире

9

1

2

1

4

География Мирового хозяйства

11

1

1

1

5

География населения мира.

11

1

3

1

Итоговая контрольная работа за курс: География мира.

2

1

--

--

ИТОГО

36

4

7

3












10 класс.

Поурочное планирование.

36 часов за год (1 час в неделю)

Раздел1. Современные методы географических исследований. Источники географической информации.

  1. Положения географии в системе наук. Современные методы географических исследований. Источники географических знаний.

Раздел2. Современная политическая карта мира.

  1. Многообразие стран современного мира. Влияние международных отношений на политическую карту мира.

  2. Государственное устройство стран. Пр/р №1. Составление классификации стран по различным признакам ( по выбору учителя).

Раздел3.Природа и человек в современном мире.

  1. Этапы взаимодействия природы и общества. Загрязнение окружающей среды

  2. Мировые природные ресурсы. НРК. Минеральные ресурсы. Пр/р №2. Обозначение на контурной карте крупнейших месторождений полезных ископаемых.

  3. Земельные ресурсы.

  4. Водные ресурсы.

  5. Биологические ресурсы.

  6. Климатические и реакционные ресурсы.

  7. Ресурсы Мирового океана.

  8. Пр/р №3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных регионов или стран мира.

  9. Контрольная работа № 1. Природные ресурсы. Политическая карта мира.

Раздел4. География Мирового хозяйства..

  1. Мировое хозяйство, географическое разделения труда.

  2. Отраслевая и территориальная структура хозяйства.

  3. ТЭК, НРК. Современные профессии ТЭК.

  4. Металлургия.

  5. Машиностроение.

  6. Химическая, лесная, легкая промышленность.

  7. Сельское хозяйство и рыболовство.

  8. Транспорт.

  9. Пр/р №4. Составление сравнительной характеристики транспортных систем и промышленных районов двух стран.

  10. Международные экономические отношения.

  11. Контрольная работа №2. Современное мировое хозяйство.

Раздел 5 Населения мира.

  1. Численность и воспроизводства населения.

  2. Состав (структура населения).

  3. Пр/р№5. Характеристика населения по половозрастной пирамиде.

  4. Этнический состав. Фино-угорские народы. НРК.

  5. Размещение и миграция населения.

  6. Городское и сельское население.

  7. Пр/р№6. Нанесение на контурную карту городов- миллионеров мира..

  8. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения.

  9. Пр/р№7. Определение степени обеспеченности крупных регионов или стран трудовыми ресурсами.

  10. Повторение по теме « География население мира»

  11. Контрольная работа №3. Население мира.

  12. Повторение по теме «Экономическая и социальная география мира»

  13. Итоговая контрольная работа за курс «География мира».


10 класс.

Перечень обязательных практических работ.


  1. Составление классификации стран по различным признакам( по выбору учителя).

  2. Обозначение на контурной карте крупнейших месторождений полезных ископаемых.

  3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных регионов или стран мира.

  4. Составление сравнительной характеристики транспортных систем и промышленных районов двух стран.

  1. Характеристика населения по половозрастной пирамиде.

  2. Нанесение на контурную карту городов-миллионеров мира.

  3. Определение степени обеспеченности крупных регионов или стран трудовыми ресурсами.


Перечень обязательных контрольных работ.


1. Природные ресурсы. Политическая карта мира.

2. Современное мировое хозяйство.

3. Итоговая контрольная работа за курс «География мира».








11 класс.

Тематический план.

34 часа за год (1 час в неделю).



Раздел

Кол-во

Из них

К/р

Пр/р

НРК

1. Регионы и страны мира.

23

1

3


2. Россия в современном мире.

6

1

1

2

3.Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.

4



1

Итоговая контрольная работа за курс: Экономическая и социальная география мира

1

1



ИТОГО

34

3

4

3










11 класс.

Поурочное планирование.

34 часа за год ( 1 час в неделю).

Раздел 5 Регионы и страны мира

  1. Зарубежная Европа. Общая характеристика стран.

  2. Экономика Европы. Промышленность.

  3. Экономика Европы. Сельское хозяйство. Транспорт. Международный туризм.

  4. Страны Европы.

  5. Пр/р № 1. Составление сравнительной характеристики двух стран.

  6. Зарубежная Азия.

  7. Общая характеристика стран Азии.

  8. Экономика Азии.

  9. Япония .

  10. Китай.

  11. Австралия.

  12. Пр/р №2. Сравнительная экономико-географическая характеристика развитой и развивающейся стран.

  13. Северная Америка.

  14. США общая характеристика. Население.

  15. Экономика США. Промышленность. Сельское хозяйство. Пр/р №3. Макрорегионы США.

  16. Канада.

  17. Латинская Америка. Общая характеристика Стран Латинской Америки.

  18. Экономика. Население.

  19. Бразилия.

  20. Африка. Общая характеристика стран Африки. Население.

  21. Экономика Африки.

  22. ЮАР.

  23. Контрольная работа №1 . регионы и страны мира.

Раздел 6. Россия в современном мире.

  1. Россия на политической карте мира. НРК

  2. Пр/р №4. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

  3. Россия в мировом хозяйстве и международном разделении труда. НРК.

  4. Характеристика современного преобразований экономики.

  5. Участия России в международных организациях и проектах.

  6. Контрольная работа №2. Россия в современном мире.

Раздел 7. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.

  1. Глобальные проблемы человечества.

  2. Демографическая, продовольственная проблемы.

  3. Энергетическая и сырьевая проблемы.

  4. Профессия Эколог. Экологическая ситуация в РК.

  5. Итоговая контрольная работа за курс географии «Экономическая и социальная география мира».




11 класс.

Перечень обязательных практических работ.


  1. Составление сравнительной характеристики двух стран.

  2. Сравнительная экономико-географическая характеристика развитой и развивающейся стран.

  3. Макрорегионы США.

  4. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.


Перечень обязательных контрольных работ.

1. Регионы и страны мира.

2. Россия в современном в мире.

3. Итоговая контрольная работа за курс географии «География мира».









Требования к уровню подготовки учащихся.


В результате изучения географии учащихся должен:

знать/понимать:

- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь:

- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

- сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643)







Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся.


  1. Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний.

Оценка «5»- правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности: соблюдение логики в описании или характеристики географических территорий или объектов, самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; Аккуратное оформление результатов работы.

Оценка «4»- правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников, в оформлении результатов;

Оценка «3»-правильное использование источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов;

Оценка «2»- Неумение отбирать и использовать источники знаний, допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформления результатов.

Оценка «1»- полное неумение использовать карту и другие источники знаний.


  1. Оценка умений проводить наблюдение в природе и на производстве

( география).

Оценка «5»- правильное, по плану проведенное наблюдение, точное отображение

особенностей объекта или явлений в описании. Зарисовках, диаграммах, схемах,

правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.

Оценка «4»- правильно, по плану проведенное наблюдение, недочеты в

отражении объекта или явления, правильная формулировка выводов;

недостатки в оформлении наблюдений.

Оценка «3»-допускаются неточности в проведении наблюдении по плану;

выделены не все особенности объектов и явлений, допускаются неточности в

формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении

наблюдений.

Оценка «2»- неправильное выполнение задания, неумение сделать выводы на

основе наблюдений.

Оценка «1»- не владеет умением проводить наблюдения.


  1. Оценка знаний устного ответа.

Оценка «5»-ответ полный, правильный. Отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий; закономерностей географических взаимосвязей и конкретизация их примерами. Правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.

Оценка «4»-ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, полный. Правильный, есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Оценка «3»- Ответ правильный, обучающейся в основном понимает, но нечетко определяет понятие и закономерности, затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непосредственно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

Оценка «2»-ответ неправильный. Не раскрыто основное содержание учебного материала. Не даются ответы учителя грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.

Оценка «1»-ответ отсутствует.


  1. Оценка умение работать с контурной картой.

Оценка «5»- правильно определена цель работы, произведен правильный и полный отбор источников знаний для проведений работы на контурной карте, сделан наиболее рациональный выбор способа выполнения работы, правильный выбор формы фиксации географических объектов на контурной карте, аккуратное оформление работы.

Оценка «4»-правильный и полный отбор источников знаний, сделан рациональный выбор способа выполнения работы, есть небольшие недочеты по содержанию и в оформлении работы.

Оценка «3»-правильное использование источников знаний, допускаются неточности в выборе способов фиксации географических объектов на контурной карте. Есть недочеты в оформлении работы.

Оценка «2»- неумение отбирать основные источники знаний, есть серьезные ошибки по содержанию. Отсутствие навыков оформления.

Оценка «1»- полное отсутствие знаний и умений при выполнении работы.


  1. Оценка работы при проведении экскурсии.

Оценка «5».-произведен полный анализ наблюдаемых явлений и объектов природы и хозяйственной деятельности людей с учетом местных условий. Установлены причинно-следственные связи географических явлений и процессов. Умение работать коллективно, самостоятельно соблюдать строгую последовательность действий, вести краткую запись по ходу экскурсии. Правильное оформление материалов экскурсии и использование на последующих уроках.

Оценка «4»-удовлетворяет ранее названным требованиям, есть неточности при выполнении заданий, неаккуратное оформление результатов.

Оценка «3»-допускаются неточности в выполнении заданий, ошибки в оформлении материалов экскурсии.

Оценка «2»- неумение анализировать географические явления и объекты, хозяйственную деятельность людей, неумение устанавливать причинно-следственные связи, грубые ошибки при выполнении работы, отсутствие навыков в оформлении работы, отсутствие навыков оформления материалов экскурсии.

Оценка «1»-полное отсутствие знаний и умений необходимых при выполнении работы.

6.Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ.

Оценка «5»-работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Оценка «4»- работа выполнена в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющая на правильность конечного результата. Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы и приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знания основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Оценка «3»- работа выполнена и оформлена оучащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени(можно дать доделать дома). Учащиеся показали знания теории, но испытывали затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическим материалами, географическими инструментами.

Оценка «2»-выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теории и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки учащихся.

Оценка «1»- полное отсутствие знаний и умений необходимых при выполнении работы.

7. Оценка тестированного задания.

Оценка «5»- выполнен объем знаний 100% (правильных ответов 100% - 95%)

Оценка «4»- выполнен объем знаний 100% (правильных ответов 95% - 75%).

Оценка «3»- выполнен объем знаний 75% (правильных ответов 75% -50%).

Оценка «2»- выполнен объем знаний 50% (правильных ответов меньше

половины).

Оценка «1»- отсутствие ответа.












Список литература для учителя и учащихся.

1 Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. - Мн.: Харвест, 1999. (энциклопедический словарь)

2. Кузнецов А.П. Хрестоматия по экономической географии зарубежных стран.

2004.

3. Кузнецов А.П. География: Земля и люди. М.: «Просвещение», 2007.

4. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.- М.:

Просвещение, 2008.

5. Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира. - М.: Вече, 2003.

6. Томилин А.Н. Как люди изучали свою Землю. М.: Просвещение, 2008.

7. Интернет.

8. Ю.Н. Гладкий, Глобальная география, М: Просвещение 2008 год.

9. А.П. Кузнецов, География. Население и хозяйство мира,2008 год.

10. В.И. Сиротин, Н.Ф.Винокуров. Природопользование. М: Просвещение, 2008 год


© 2010-2022