Учебное занятие по географии 11 класс тема США

Раздел География
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата: 24.04.2015г.

Группа: 196н

Тема: « США. Экономико - географическое положение, население, урбанизация, экономика»

Цели и задачи занятия:

Предметные:

  • овладение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

  • овладение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

Метапредметные:

  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

Личностные:

  • формировать ответственное отношение к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • сформирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;

Ресурсы: атласы, учебники, дополнительная литература, м\медийные презентации ,инд. карточки-задания

Тип занятия: информационная лекция

Технология: игровая-деловая игра (телерепортаж)

Ход занятия:

I этап: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Вступительное слово преподавателя:

  1. Сегодня мы продолжаем изучение стран мира. Вспомним, какие страны уже изучены вами? ( страны Зар. Европы, Зар. Азии, Австралийский Союз, страны Африки)

  2. Посмотрите на экран (слайд) и скажите, очертания территории какой страны вы видите? Значит, изучать мы будем сегодня? (США)

  3. По какому плану мы изучаем страну? (ЭГП, население, хозяйство, внутренние различия) (на слайде).

  4. С помощью чего вы сможете это сделать?

(карты атласа, литература, электронные ресурсы, представленные студентами)

Запишите в тетрадях число и тему сегодняшнего занятия.

  1. Подумайте, к какому типу стран относится США по уровню экономического развития? (Экономически развитым странам)

  2. Главной проблемой занятия, которую мы должны будем решить к концу пары: какие условия помогли США достигнуть уровня экономически развитой страны? (На слайде).

  3. Какова ваша цель на занятии? (изучить США по плану, определить условия, которые помогли США достигнуть уровня экономически развитой страны) (на слайде).

Сегодня на занятии мы предлагаем Вам результат выполненного очень интересного заказа - проекта телерепортажа о Соединенных Штатах Америки. Телеведущей, которая будет вести телепроект, и брать интервью у специалистов будет В. Нина

А как построить занятие так, чтобы все могли быть активными участниками? (Группа зрителей будет заполнять инд. карточки, которые проверят наши специалисты и выставят оценки(метод неоконченных предложений) . (см приложение)

II этап. ТЕЛЕРЕПОРТАЖ

Телеведущий:

Сегодня мы познакомим вас с очень интересной страной, державой №1, самой мощной во всех отношениях - это США.

Как же происходило формирование территории США?

Над этим мини-проектом заранее провела большую работу историк И.Настя Дадим ей слово.

После того, как был открыт «Новый свет», сюда устремился поток переселенцев. Осваивать материк отправлялись люди разных стран из Англии, Ирландии, Испании. Это был трудовой люд, мелкая и средняя буржуазия, обедневшее дворянство, военные. Половину населения составляли кабальные слуги. Они не имели денег на переезд, поэтому их перевозили бесплатно. За это нужно было 2-7 лет работать на кабальных условиях за еду и одежду. Первые поселения носили сельскохозяйственный или коммерческий профиль. На севере мелкие семейные фермы. На юге - плантационные хозяйства. Постепенно стала ощущаться нехватка рабочей силы. Надежды на приручение индейцев не оправдались. И в 17 веке стали завозить рабов из Африки.

Первые колонии (именно так назывались первые поселения тех, кто сюда приехал) возникли ещё в 17 веке, и большая из них принадлежала Англии. Первое большое настоящее Английское поселение было основано в 1607 г. На территории будущей Виргинии. Постепенно колоний стало 13. Колонисты вели бурную хозяйственную деятельность, давали большую прибыль. Но так как это были колонии Англии, по закону торговать они могли только с Англией. Ущемлялись права колонистов, было введено множество ограничивающих законов, устанавливались высокие налоги и пошлины. Даже была ограничена территория, за которую колонистам было нельзя выходить. В результате началась война за независимость. За отделение от Англии 4 июля 1776г. Была принята Декларация о независимости. Она провозгласила о создании первого независимого государства - США. Первым президентом США был - Джордж Вашингтон.

Не было и военных конфликтов с другими государствами на территории США.

Телеведущий. Мы узнали, что США стало первым независимым государством, и много лет развивала свою экономику в условиях отсутствия военных конфликтов на своей территории. (Благодарит за интересную информацию историка)

Физгеограф С. Алена расскажет о форме правления и устройстве территории США (показывая на карте):

Соединенные штаты Америки состоит из 50 штатов и 1 федерального округа Колумбия, где расположена столица государства - Вашингтон. 48 штатов смежных и 2 несмежных - Аляска, Гавайи) Главная административная единица - штат. Каждый штат имеет свою конституцию, свои органы власти во главе с губернатором. Штаты делятся на графства (более 3 тыс.)

США - федеративная республика. Глава государства - президент Барак Обама, является и главой правительства, и главнокомандующим войск. Избирается на 4 года.

Телеведущий: Теперь я хочу попросить нашего специалиста рассказать о США подробней.

Алена, какую информацию вы можете нам представить об экономико-географическом положении США?

Физгеограф Алена:

По размеру территории США занимает 4 место в мире, после России, Канады, Китая.

В состав США входят:

1.Основная территория - форма массивного четырехугольника протянувшегося с востока на запад почти на 4,7 ,а с севера на юг на 3 тыс. км.;

2.Аляска;

3.Гавайские острова в Тихом океане.

Особенность ЭГП: США имеет приморское положение-широкий фронт морских границ протянулся на 12 тыс.км. Есть выход к Тихому, Атлантическому, Северному-Ледовитому океанам. Протяжённость морских границ больше, чем сухопутных.

1.Эта особенность географического положения выгодна, потому что, торгово-экономические связи через морские границы осуществляется ¾ внешней торговли.

2.Срединное положение на материке (между 25-49° с.ш. важно с точки зрения климатических и агроклиматических ресурсов, благоприятно для хозяйственной деятельности)

3.Соседское положение- на севере граничит с Канадой. Их хозяйства тесно взаимосвязаны. Граница проходит по 49 ° по Великим озёрам и р. Св. Лаврентия. За исключением западной границы (горных, труднодоступных районов) остальная часть благоприятна. Развита транспортная сеть и сеть телекоммуникаций (железнодорожный, трубопроводный, водный, автомагистрали).

На юге- граница с Мексикой проходит по р. Рио-Гранде, далее по

условным линиям. Эти страны также связаны тесными экономическими связями.

Природа США очень разнообразна. Основная территория США расположена в северном умеренном и субтропическом климатических поясах. На востоке в основном находятся низменности, а также горная система Аппалачи. Здесь живет около половины населения страны. На побережье много удобных бухт и заливов. В центральной части страны расположены Центральные и Великие равнины, пересекаемых рекой Миссисипи. Западную часть занимает горная система Кордильер. Южная часть Тихоокеанского побережья США с благоприятным климатом привлекает сюда много отдыхающих. Здесь находится знаменитый Диснейленд. В центральной части страны теплое, продолжительное и влажное лето создает хорошие условия для сельского хозяйства. Леса сведены, прерии распаханы. В южной части в сухом субтропическом климате много плантаций с цитрусовыми и виноградниками

Телеведущий: Мы узнали, что ЭГП выгодное, климат благоприятный, природа разнообразна. Зрители заполняют карточки, а я благодарю за интересный рассказ Дашу, и мы отправляемся к демографу.

Какова же демографическая ситуация в США. Спросим об этом у демографа.

Н.Настя, расскажи, пожалуйста, нашим зрителям о том какие народы проживают в США о демографических процессах в стране, на каком языке люди говорят, каков религиозный состав населения.

Настя демограф:

Численность населения США - 314.7 млн.чел.

По численности населения США занимает среди стран мира 3 место

·К какому типу воспроизводства относятся США? Что это значит?

- I тип, низкая рождаемость, низкая смертность. Естественный прирост -положительный., он составляет 0,89%. Численность населения растёт, но начиная с 80-90х гг. ХХ в. прирост начинает снижаться. Продолжительность жизни - 78 лет. Около 30% прироста за счёт миграций.

Половозрастной состав населения- женщины преобладают над мужчинами. Большая часть населения от 18 до 45 лет.

Национальный состав населения -американцы 75%, негры 12%, индейцы 0,4%

Коренные жители: эскимосы, индейцы.

Таким образом, в формировании нации американцев США взаимодействовали 3 этноса: европейский, африканский, индейский.

К концу 18 в. 80% населения были англичане. Английский язык стал государственным. После II мировой войны возросло число переселенцев из стран Латинской Америки. Их называют «брассерос»-люди, предлагающие свои руки.

Как вы знаете права индейцев и негров ущемлены. Ранее индейцы были вынуждены жить в резервациях. А сейчас живут во внутренних или труднодоступных горных территориях.

(О положении афроамериканцев узнаем на стр.297 )

Раньше основная часть афроамериканцев проживала на юге, сейчас в городах Севера и Запада выполняют неквалифицированную работу.

(Размещение афроамериканцев см. рис.80, стр.298.)

Средняя плотность населения США-27 чел. на км²

В приморских и приозёрных штатах - 350-400 чел. на км²

В горных и северных -2-5 чел.на км²

В чём особенность внутренних и внешних миграций?

Для населения США характерна высокая подвижность. Ежегодно каждый 5 американец меняет место жительства.

На современной карте США можно найти названия географических объектов с Европейскими названиями: Берлин, Варшава, Париж, Москва, Рим, Лондон и др. Это связано с тем, что вместе с переселенцами мигрировали и названия.

Вывод: Массовая иммиграция сыграла решающую роль в формировании национального состава населения США. Современная американская нация - это результат этнического смешения и слияния переселенцев из разных частей света

Религиозный состав:

Протестанты - 51,3 %,

Римские католики - 23,9 %,

Телеведущий: Спасибо за очень подробную информацию. Зрители работают в карточках. Сейчас я попрошу «урбаниста» рассказать об уровне урбанизации США.

Б. Кристина, что можно сказать об уровне урбанизации страны?

США - высокоурбанизированная страна, 3 из 4 человек живёт в городе. Общее число городов 9 тыс. Отличительными чертами североамериканского города от западноевропейского и азиатского являются:

1.Североамериканский тип города

-молодость городов

-четкая прямоугольная планировка

-выделяется центральный, деловой район-даунтаун

2.Западноевропейский тип города

-со времен средневековья

-в центре главная рыночная площадь с собором от них расходятся узкие улицы. Здесь сохраняются архитектурно-исторические достопримечательности. В остальных частях современные застройки.

3.Азиатский тип города

-четко выделяется старая часть , где оживленное место базар и прилегают к нему квартала ремесленников, которые тут же продают свою продукцию

-новая часть-современные многоэтажные здания.

США - страна агломераций. В 1950-170, сейчас - 300. (По рис 83, стр299 рассмотрите и назовите агломерации США). В США 3 мегалополиса (по рис.85 стр299 определите мегалополисы США).

Как видите, разница есть.

Доля городского населения США составляет 82,6%

В последнее время для США характерен процесс субурбанизации - рост числа жителей в пригородных зонах. Подумайте почему? (экологические причины, развитие личного транспорта, дороговизна земли в центре)

Сельское население живёт на фермах. Условия жизни на них по условиям быта не сильно отличаются от городских.

Городской образ жизни господствует почти по всей стране .

Телеведущий: (задает вопрос демографу) Ваши выводы: Достаточно ли трудовых ресурсов для развития экономики? (да, за счет мигрантов),

и благодарит демографа за очень богатую информацию.

Телеведущий: А теперь экономист - М. Катя расскажет нам об экономике страны и, возможно, назовет условия, которые помогли США достигнуть уровня экономически развитой страны

Экономист Катя:

Ныне, по масштабам своей экономики, США намного опережают любую другую страну мира, и по уровню cвоего постиндустриального развития также входят в группу стран ­лидеров. Промышленность США отличается высоким уровнем, производственной и территори­альной концентрацией. Она ориентируется на выпуск как мacco­вой, серийной, так и особо слож­ной, уникальной продукции. Изделия с маркой «Сделано в США» имеют хорошее качество и высоко ценятся на мировом рынке. По размерам сельскохозяйственного производ­ства, США также значительно превосходят любую другую стpa­ну мира. США первыми перешли к агробизнесу. При этом, в условиях агробизне­са, получила большое развитие постадийная специализация, кoгда происходит расчленение еди­нoгo производственного процес­са на отдельные звенья. Очень большое развитие по­лучила сфера нематериального производства и ycлуг, доля которой в ВВП достигла 79%. Макрорайонирование США: делят на основные 4 части. Условия, которые помогли США достигнуть уровня экономически развитой страны:

-большая по площади территория,

-выгодное ЭГП

-климат благоприятный (от умеренного до субтропического)

-разнообразие природы

- достаточное количество трудовых ресурсов

-независимость государства

-отсутствие военных конфликтов на территории страны

Телеведущий: наше представление о США будет не полным, если мы не узнаем о достопримечательностях США. У нас в гостях представитель турфирмы Х. Вероника. Дадим ей слово.(рассказ по м\м презентации)

Преподаватель: Вот в такой интересной стране мы виртуально побывали сегодня благодаря нашим специалистам, на следующем занятии мы продолжим изучение США.

Но вернемся к началу занятия. Какую проблему мы должны были решить?

(Какие условия помогли США достигнуть уровня экономически развитой страны? ) (см. на слайде):

-большая по площади территория,

-выгодное ЭГП

-климат благоприятный(от умеренного до субтропического)

-разнообразие природы

- достаточное количество трудовых ресурсов

-независимость государства

-отсутствие военных конфликтов на территории страны

Значит, какой делаем вывод?

Для достижения уровня высокоразвитой страны у США были все условия: ЭГП, климатические, разнообразие природы, трудовые ресурсы, независимость государства, отсутствие военных конфликтов на территории страны.

«Зрители» вели индивидуальную работу, которую оценят специалисты, и мычуть позже услышим обобщающие выводы о вашей работе.

А представитель турагентства расскажет нам о достопримечательностях США(Вероника демонстрирует презентацию)

III этап. ИТОГОВЫЙ

Преподаватель: Итак, решили мы главную проблему? Целей достигли? Задачи выполнили?

Хотите проверить свои знания?

Закончите предложение (см. на слайде):

1. В США их насчитывается 300-…..

2.«Чипитс», « Босваш», « Сансан» - что это?

3. Для США характерен тип города……

4. Штат США купленный у России за 11 млн. золотых рублей в 1867 году…..

5. Центральный деловой район городов Америки-........

Ответы проверьте на слайде.

Домашнее задание: стр. 295-310, изучив материал, вы должны суметь назвать и показать на карте:

-крупные агломерации и города - миллионеры США

-мегалополисы США

-промышленные и с\х пояса США

Творческое задание : Разработать буклет «Символы США»

РЕФЛЕКСИЯ

Закончите предложение: «Мне понравилось(не понравилось) путешествие в Соединенные Штаты Америки, потому что…», Я сумела (не сумела) самостоятельно ответить на проблемный вопрос занятия…, Я пожелаю себе при дальнейшем изучении этой темы…






приложение

  1. Проверяет физгеограф:

Используйте карты атласа, «репортажи», и уч-к стр.295 - 310:

(Посмотреть по карте атласа административное деление США )

Соединенные Штаты Америки состоит из ….. штатов и……………… ………………………………………………………, где расположена столица государства - Вашингтон. ……штатов смежных и 2 несмежных - …………………………………………………………

Главная административная единица-это …………... Каждый штат имеет свою ……………………, свои………………………………………. ……………………………………………….во главе................................... Штаты делятся на ………………………..(более ………………….)

2. проверяет телеведущая:

Форма правления в США? (форзац учебника№2). США - ………………………………………………………………………………... Глава государства -…………………………………………………, является и главой…………………………..,и ……………………………………………….. Избирается на …………. года.

3. проверяет физгеограф:

(слушаем выступающего)

По размеру территории США занимает ……..место в мире, после ……………………………………………………………………………….

( См. полит.карту мира и слушаем выступающего) В состав США входят следующие территории :

1.основная территория - ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………..;

2 ……………………………………………………………………………………;

3……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Особенность ЭГП :

США имеет ………………………… положение - широкий фронт …….……………….границ протянулся на …………..км. Есть выход к …………………………………………………………………………океанам. Протяжённость ………………….границ больше, чем..…………………………………………….

Мы считаем, эта особенность географического положения (выгодна)….. ….или (не выгодна)…………….? Потому что

1………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

2……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3………………………………………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………...

…………………………………………………………………………………………………………

Природа США очень ……………………………Основная территория США расположена в ………………………………………………. и ……

……………………………………….. климатических поясах. На востоке в основном находятся……………………………., а также……………. ………………..Здесь живет около половины населения страны. На побережье много …………………………………………………………

В центральной части страны расположены ……………………….. и …………………………………………………..пересекаемых рекой …………………………………….Западную чась занимает…………….. ………………………………………………………….Южная часть Тихоокеанского побережья США с …………………………………… климатом привлекает сюда много отдыхающих. Здесь находится знаменитый …………………………..В центральной части страны ………………………

и ………………………. лето создает …………………………… условия для …………………………………………………..Леса сведены, прерии распаханы. В южной части в………………………………………………….. климате много плантаций с ………………………………. и………………….

4.проверяет демограф:

Численность населения США?-………………….чел.на 2012 год

По численности населения занимает среди стран мира? - ………. место.

США относятся к …………. типу воспроизводства населения.( Это значит… …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. ……………………………………………………………..

Абсолютный годовой прирост населения составляет(см.учебник с.296)-………млн.человек

Численность населения………………………, но начиная с 80-90х гг. ХХ в. прирост начинает ………………………………

Продолжительность жизни - ………….. лет. Около ….....% прироста за счёт………………………….

(Анализ диаграммы «Возрастно-половая структура населения» рис.79 стр. 298 учебника )

В половой структуре населения преобладают………………..Большая часть населения от …… до ……. лет.

В формировании нации американцев США взаимодействовали ………… этноса:

1………………………………

2………………………………

3………………………………

К концу 18 в. …………% населения были …………………………. …………………………………язык стал государственным. После II мировой войны возросло число переселенцев из стран ……………………………………………………Их называют «брассерос»-люди, предлагающие свои руки.

Права индейцев и негров ущемлены. Ранее индейцы были вынуждены жить в ……………………………..

(См. карту плотности населения в атласе на раб столе)

Средняя плотность населения -……………..чел. на км²

В приморских и приозёрных штатах - ………………………..чел. на км²

В горных и северных -…………………… чел.на км²

В чём особенность внутренних и внешних миграций?

Для населения США характерна …………….подвижность.

На современной карте США можно найти названия географических объектов с Европейскими названиями: Берлин, Варшава, Париж, Москва, Рим, Лондон и др. Это связано с тем ,что …………………………………….............................................

( в уч-кеучебникстр.296) Вывод: ……………………………………………………………сыграла решающую роль в формировании национального состава населения США. Современная американская нация - это результат ……………………………..смешения и слияния …….……………

из разных частей света.

5. .проверяет урбанист:

США - …………………урбанизированная страна. 3 из ………..человек живёт в городе. Общее число городов ……. тыс.

Отличительные чертами североамериканского города от западноевропейского и азиатскогоявляется следующее:

1.Североамериканский тип города

-…………………… городов

-……………………………………………………. планировка

-выделяется ценральный …………………район-……………………..

2.Западноевропейский тип города

-со времен ……………………………………………..

-в центре …………………………………………………………………………. от них расходятся узкие улицы. Здесь сохраняются ……………………..

………………………………………………………… достопримечательности. В остальных частях ………………………………………..застройки

3.Азиатский тип города

-четко выделяется ……………………….. часть , где оживленное место …

……………………………….и прилегают к нему …………………………….., которые …………………………………………………………………..

-новая часть-…………………………………………………………..здания

США - страна агломераций, крупнейшие из них-

Доля городского населения США составляет……%

В последнее время для США характерен процесс субурбанизации-это………………………………………………………….

Почему?.................................................................................................... …………………………………………………………………………………….

Сельское население живёт …………………………….Условия жизни тут по условиям быта не сильно отличаются от городских.

6. проверяет экономист:

.Приоритетные отрасли промышленности и с/х…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………








Физгеограф


Демограф


Урбанист




Экономист





Туроператор


Историк



© 2010-2022