Рабочая программа по географии 10-11 класс

Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для параллели 10-ых классов составлена на основе примерной программы:  Примерная программа среднего (полного)  общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI  классы). Сборник нормативных документов. География/ Сост.  Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. -М.:Дрофа, 2007.В соответствии  с  методическими рекомендациями Максаковского В.П. Курс «Экономическая и социальная география  мира»  завершает формир...
Раздел География
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Суерская средняя общеобразовательная школа




Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на методическом объединении Зам. Директора по УВР директор МАОУ Суерская СОШ

МАОУ Суерская СОШ

Руководитель МО ___________ ___________/Герман В.П. _____________/Коновалова Н.И.


Рабочая программа


Дубровиной Людмилы Павловны

учителя географии

по учебному курсу «Экономическая и социальная география мира».

10-11 класс (базовый уровень)


с. Суерка 2014 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для параллели 10-ых классов составлена на основе примерной программы:

Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X - XI классы). Сборник нормативных документов. География/ Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. -М.:Дрофа, 2007.В соответствии с методическими рекомендациями Максаковского В.П.

Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Цели:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Содержание курса «Экономическая и социальная география мира» дает возможность подгото­вить учащихся к правильному восприятию окружающей действитель­ности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формиро­вание теоретических знаний, практических умений и навыков, необ­ходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах (1 час в неделю).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:

- умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

- обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

- владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.










ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


ГЕОГРАФИЯ МИРА (X-XI классы)

(70 часов)

Раздел. Современные методы географических исследований.

Источники географической информации (4 часа).

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта - особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод - один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

Практические работы

Анализ карт различной тематики.

Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.

Раздел. Природа и человек в современном мире (6 часов)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практические работы

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Раздел. Население мира (5 часов)

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Практические работы

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.

Раздел. География мирового хозяйства (10 часов)

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование - интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи - научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля - основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Практические работы

Определение стран - экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

Раздел. Регионы и страны мира (не менее 20 часов)

Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Практические работы

Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

Раздел. Россия в современном мире (10 часов)

Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.

Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.

Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.

Практические работы

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Раздел. Географические аспекты современных глобальных

проблем человечества (5 часов)

Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология - фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

Практические работы

Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.

Резервное время - 10 часов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Используются такие формы обучения, как лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;

  • методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;

  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ, тестирования.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), интерактивные карты и электронные учебники.

Используемые формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), контрольные, самостоятельные, практические работы; выполнение тестовых заданий, географических диктантов. Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.

Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе - теоретических знаний и приемов самостоятельной работы.





Учебно-тематический план:

раздела

Наименование разделов

Всего часов


Кол-во практических работ

10 класс


Современные методы географических исследований. Источники географической информации

1

-


1.

Многообразие стран на политической карте мира.

4

1

2.

Природа и человек в современном мире.

6

1

3.

Население мира

7

1

4.

НТР и мировое хозяйство

6

-

5.

География мирового хозяйства

10

1


ИТОГО:

34

4

11 класс

6.

Регионы и страны мира

27

3

7.

Россия в современном мире

3

1

8.

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

4

1


ИТОГО:

34

5

Итого:

68

9




































В программу внесены следующие изменения:

В соответствии с методическими рекомендациями В.П. Максаковского в рабочей программе:


  1. Выделен раздел «Многообразие стран на политической карте мира» в начале курса, а не в составе раздела «Регионы и страны мира» (4 часа).

2)«Современные методы географических исследований. Источники географической информации» сокращен до 1 часа.

3)В рабочую программу включена тема, предусмотренная Стандартом, но не входящая в примерную программу по географии: «Научно-техническая революция и мировое хозяйство»; данный материал позволяет понять особенности мирового хозяйства, поэтому на ее изучение в календарно-тематическом планировании отводится 6 часов.

4)За счет резервного времени увеличено количество часов на изучение раздела «Регионы и страны мира» - на 7 часов, в связи с повышенным интересом учащихся при изучении данного раздела, всего по календарно-тематическому планированию - 27 часов.

5)Сокращен до 3 часов раздел «Россия в современном мире». Это связано с тем, что данные о России приводятся во всех темах общей характеристики мира, включая текстовые карты и статистические материалы в таблицах «Приложений». Таким образом, место России в современном мире изучается на протяжении разделов № 2 - 7 и отдельно в разделе 8 «Россия в современном мире» (3 часа).

6)Сокращен до 3 часов раздел «Россия в современном мире». Это связано с тем, что данные о России приводятся во всех темах общей характеристики мира, включая текстовые карты и статистические материалы в таблицах «Приложений». Таким образом, место России в современном мире изучается на протяжении разделов № 2 - 7 и отдельно в разделе 8 «Россия в современном мире» (3 часа).

7)Раздел «Население мира» увеличен до 7 часов.

8) Раздел «Географические аспекты современных глобальных проблем человечества» сокращен на 1 час.








Календарно - тематическое планирование

изучения курса «Экономическая и социальная география мира» в 10 классе

34 уроков (1 урок в неделю)

Дата план

Дата факт

Тема урока

Тип урока

Триединая задача урока

Методы обучения

Виды контроля

Домашнее задание

1

Введение. Политическая карта мира.

Изучение нового материала

Ознакомить со структурой курса с особенностью учебника. Сформировать представление о разнообразии мира, дать знания о классификации стран, развивать умение слушать лекцию и вести конспект.

Словесный, наглядный, практический.

Входной тест

Тема № 1Параграф №1 на к/к отметить страны записанные на уроке

2

Международные отношения. Политическая география и геополитика

Урок -диалог

Научить давать оценку политико-географического положения страны; умение вести дискуссию; знание о политической географии и геополитике

Репродуктивный дедуктивный

Параграф №1,№2,№3,№4

3

Государственный строй стран мира

Новый материал

Дать знания о формах гос. правлениях и устройства

Словесный, наглядный, поисково-проблемно-поисковый

Теоретический опрос

Тема №1 Таблица Параграф№2.№3.

4

Политическая карта мира.

Практическая работа №1. «Характеристика политико-географического положения страны (по выбору)

Урок- зачет

Проверить знания, закрепить термины и понятия, обобщить знания по теме

Контроль и самоконтроль

Диктант, проверка знания карты, тест.

Учить страны и столицы.

5

Взаимодействие общества и природы.

Урок -лекция

Сформировать новые понятия, развивать экологическое мышление

Репродуктивный, проблемно- поисковый

Подготовить сообщения к семинару

Тема №2.

6

Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы.

Практическая работа №2. «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов».

Урок- практикум

Знать размещение ресурсов, обеспеченность ими стран, умение и навыки работы с картами и со статистическим материалом.

Наглядный, поисково-практический

Нанести на к/к ресурсообеспе-ченность стран, сообщение на одну из тем по выбору

Текст учебника,

карта, сообщение

7

Загрязнение и охрана окружающей среды

Урок -семинар

Ознакомить с проблемой антропогенного загрязнения, рассмотреть три главных пути решения проблем охраны

Проблемно поисковый, индуктивный.-

Тема №2,по желанию задание №10 или №9(блок знаний и умений.)

Тема №2.

8

Водные , биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана.

Урок-конференция

Умение давать оценку и размещение ресурсов мира. Работа с картой , составление конспектов и планов.

Словесный, наглядный, практический

Повторить ключевые понятия темы, ответить на вопросы.

Текст учебника, задания №5- 13

9

Обобщающий урок по теме: «Природные ресурсы».

Урок- зачет

Проверка и закрепление знаний , умений по теме « природные ресурсы».

Контроль и самоконтроль.

Листы с вопросами текста

Контроль и самоконтроль.

10 -11

Численность населения мира.

Воспроизводство населения мира.

Изучение нового материала

Сформировать новые понятия, выявить закономерности динамики численности населения мира.

Словесный. наглядный, проблемно-

поисковый

Заслушать доклады по теме «Трудо-

вые миграции в мире».

Текст, тема №3 часть 1

12

Состав населения земли. Половой, возрастной, национальный состав.

Урок- лекция с элементами беседы

Выявит географические особенности населения мира, сформировать представление об этническом составе населения.

Словесный, наглядный , самостоятельная работа.

Опрос по карте, проверка заданий на уроке.

Доклады

13

Сравниваем городское и сельское хозяйство.

Практическая работа №3. «Сравнительная характеристика трудовых ресурсов стран и регионов».

Изучение нового материала

Изучить и сравнить закономерности развития городского и сельского хозяйства.

Словесный, наглядный


14

Обобщающий урок по теме: «Население мира».

Урок - зачёт

Проверка и закрепление знаний , умений по теме: «Население мира».

Контроль и самоконтроль

Листы с вопросами текста

Контроль и самоконтроль

15

Научно-техническая революция

Лекция с элементами самостоятельной работы с текстом.

Сформировать понятие НТР, познакомить с чертами и частями, формировать умение составлять конспект.

Словесный индуктивный, самостоятельные работы

Опрос, проверка конспектов

Тема №4 часть 1

16

Мировое хозяйство

Лекция

Сформировать новые понятия, ознакомить с причинами специализации, дать представление о роли МГРТ, развивать умение составлять ЛОС.

Словесный, наглядный, практический

Проверка ЛОС (логических опорных схем)

Стр.88-92 Конспект текста стр. 99-103

17

Мировое хозяйство в эпоху НТР

Лекция с элементами самостоятельной работы

Дать знание о типах структуры хозяйства и о влиянии НТР. Развивать умение работы со статистическим материалом и конспектом .

Словесный, практический, поисковый

Проверка конспектов, диктант новых понятий

Конспект темы №4, вопросы самоконтроля стр. 107 Доклады

18

Обобщающий урок по теме: «Мировое хозяйство».

Урок-зачёт

Проверка и закрепление знаний , умений по теме: «Мировое хозяйство».

Контроль и самоконтроль

Листы с вопросами текста

19

Топливно-энергетический комплекс мира.

Урок- поэтапный практикум.

Познакомить с топливным балансом мира, рассмотреть рост производства, дать характеристику ТЭК мира.

Словесный, наглядный, самостоятельная работа с таблицами и картами.

Проверка заданий на уроке по рядам

Доклады, отметить на карте страны ОПЕК

20

Электроэнергетика мира.

Урок- лекция.

Сформировать представление об электроэнергетике

Словесный, наглядный, дедуктивный

Тест на закрепление , проверка заданий на к/к

Текст с. 130- 131. Задания на к/к.

21

Черная металлургия.

Комбинированный урок.

Ознакомить с базами, сформировать представление о развитии черной металлургии мира, формировать умение давать характеристику по типовому плану.

Словесный, наглядный, индуктивный

Опрос на проверку понимания причинно-следственных связей , проверка к/к.

Читать конспект урока. Повторить из курса 9 кл. факторы размещения цветной металлургии.

22

Цветная металлургия.

Урок комбинированный

Сформировать представление о размещении предприятий цветной металлургии, определить факторы, выявить изменения в размещении в последние десятилетие

Словесный, проблемно- поисковый, практический

Опрос по конспекту, индивидуальное тестирование

Поисковые задания по карте. Повторить из курса 9 кл. значение отрасли машиностроения

23

Машиностроение мира.

Урок - изучение нового материала.

Сформировать представление о развитии машиностроения и главных центров . развивать умение работы со статистическим материалом.

Словесный, наглядный, практический.

Фронтальный опрос д/з, индивидуальная проверка схем и таблиц на уроке.

Повторить материал урока, закончить заполнение таблицы.

24

Химическая и легкая промышленность мира

Практическая работа №4. «Построение картосхемы размещения основных районов энергетической, машиностроительной, химической отраслей промышленности (по выбору).

Урок - комбинированный

Сформировать представление о мировой химической и легкой промышленности, определить сдвиги на современном этапе развития

Словесный, наглядный, поисковый

Дифференцированный опрос, проверка практической работы

Ответить на вопросы, повторить материал по С/Х

25

Сельское хозяйство мира

Урок- лекция

Сформировать представление о структуре сельского хозяйства мира, ознакомиться с новыми понятиями

Контроль- словесный, наглядный, дедуктивный

Фронтальный опрос на повторение

Ответить на вопросы.

26

Рыболовство

Урок-лекция

Сформировать представление о структуре рыболовства во всём мире.

Словесный, наглядный, поисковый

Фронтальный опрос на повторение

Ответить на вопросы.

27

География транспорта мира

Урок- лекция

Сформировать представление о структуре транспорта мира, определить изменения в эпоху НТР

Словесный проблемно - поисковый, практический

Тестирование. Начертить схему - защитить ее

Повторить материалы урока. Отметить на к/к порты и проливы

28

Сухопутный транспорт

Урок - комбинированный

Сформировать представление о структуре сухопутного транспорта во всём мире.

Словесный, наглядный, поисковый

Фронтальный опрос на повторение

Повторить материал урока, закончить заполнение таблицы

29

Водный транспорт

Урок - комбинированный

Сформировать представление о структуре водного транспорта во всём мире.

Контроль- словесный, наглядный, дедуктивный

Фронтальный опрос на повторение

Доклады

30

Воздушный транспорт

Урок - комбинированный

Сформировать представление о структуре воздушного транспорта во всём мире.

Словесный, наглядный, поисковый

Фронтальный опрос на повторение

Ответить на вопросы

31

Всемирные экономические отношения.

Урок - изучение нового материала

Сформировать представление о структуре всемирных экономических отношений.

Контроль- словесный, наглядный, дедуктивный

Дифференцированный опрос, проверка практической работы

Ответить на вопросы

32

Мировая торговля.

Урок -лекция.

Сформировать представление о структуре мировой торговли.

Контроль- словесный, наглядный, дедуктивный

Фронтальный опрос на повторение

Доклады

33

Финансово-кредитные отношения.

Урок - изучение нового материала

Сформировать представление о структуре финансово-кредитных отношениях.

Словесный, наглядный, поисковый

Опрос по конспекту, индивидуальное тестирование

Ответить на вопросы

34

Повторительно-обобщающий урок по курсу.

Урок-повторение

Повторить и систематизировать знания полученные в 10 классе.

Словесный, наглядный, практический

Фронтальный опрос на повторение

Ответить на вопросы

Календарно- тематическое планирование

изучения курса «География мира» в 11 классе

34 урока (1 урок в неделю)

Дата план

Дата

факт

Тема урока

Количество

часов

Д/З

Тип урока

Навыки и умения

Основные

понятия

1

Региональная характеристика мира

Т.6. Зарубежная Европа.

Мы даём общую характеристику Зарубежной Европы.

1

Стр.179-180

Изучение нового материала

ЭГП региона, состав населения,

Состав Европейского Союза

2

Природные условия и ресурсы.

Население.

1

Стр.180-183

Комбиниро- ванный

Проблемы ресурсообеспеченности

стран

Состав населения

Крупнейшие мегаполисы

3

Промышленность.

Сельское хозяйство.

1

Стр.183-194

Комбиниро- ванный

Главные промышленные районы

Сельскохозяйственные районы

География сельского

хозяйства

4

Транспорт.

1

Стр.194-195

Основные транспортные магистрали

5

Мы изучаем географический рисунок расселения и хозяйства.

Практическая работа№1 «Составление экономико - географической характеристики стран Европы». ( по выбору)

1

Стр.197-202

Комбиниро- ванный

Географию расселения

6

Мы знакомимся с субрегионами и странами Зарубежной Европы.

1

Стр.202-210

Комбиниро- ванный

Субрегионы Зарубежной Европы

7

Страны Северной и Западной Европы.

1

Читать конспект

Составлять ЭГХ страны

ЭГП стран

8

Страны Южной и Восточной Европы.

1

Читать конспект

Комбиниро- ванный

ЭГП стран

9

Закрепление темы «Зарубежная Европа».

1

Задания стр.216

Закрепление изученного материала

10

Т.7.Зарубежная Азия.

Мы даём общую характеристику Зарубежной Азии.

1

Т.7.стр223-225

Комбиниро- ванный

ЭГП региона

11

Природные условия и ресурсы.

Население.

1

Стр.225-231

Обеспеченность природными ресурсами

Состав населения

Структура населения

12

Промышленность.

Сельское хозяйство.

1

Стр.231-234

Комбиниро- ванный

Главные промышленные районы

Сельскохозяйственные районы

География сельского

хозяйства

13

Транспорт

1

Читать конспект

Комбиниро- ванный

Основные транспортные пути

14

Китай.

Практическая работа №2 «Характеристика специализации сельского хозяйства районов Китая».

1

Т.7п.2

Комбиниро- ванный

Составлять ЭГХ страны

Модель развития экономики

15

Япония.

Практическая работа № 3 «Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии».

1

Т.7.п.3

Комбиниро- ванный

ЭГП Японии

Модель развития экономики

16

Индия.

Практическая работа № 4 «Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии».

1

Т.7.п.4

Изучение нового материала

ЭГП Индии

ЭГП страны. Структура населения

17

Мы знакомимся с Австралией.

1

Т.7.п.5

Комбиниро- ванный

ЭГП региона

18

Т.8. Африка.

Мы даём общую характеристику Африки.

1

Т.8.стр.273-275

ЭГП региона

19

Природные условия и ресурсы.

1

Стр.275- 276

Комбиниро- ванный

20

Население.

1

Стр.276-278

Состав населения

Структура населения

21

Промышленность.

1

Стр278-281

Комбиниро- ванный

Структуру промышленности

22

Сельское хозяйство.

1

Читать конспект

Сельскохозяйственные районы

География сельского

хозяйства

23

Субрегионы Северной и тропической Африки. ЮАР

1

Стр. 281-286

Комбиниро- ванный

24

Т.9. Северная Америка.

Мы даём общую характеристику США.

1

Т.9.п.1

Комбиниро- ванный

ЭГП региона, ЭГП США

ЭГП страны

25

Природные условия и ресурсы.

1

Комбиниро- ванный

26

Население.

1

Состав населения

Структура населения

27

Промышленность.

1

Комбиниро- ванный

Структуру промышленности

28

Сельское хозяйство.

1

Читать конспект

Сельскохозяйственные районы

География сельского

хозяйства

29

Мы рассматриваем макрорегионы США.

Практическая работа №5 «Выявление природных факторов на развитие хозяйства микрорегионов США».

1

Т.9.п.2

30

Мы знакомимся с Канадой.

1

П.3

Комбиниро- ванный

ЭГП Канады.

ЭГП страны

31

Т.10. Латинская Америка.

Мы даём общую характеристику Латинской Америки.

1

Т.10.п.1

ЭГП Латинской Америки.

32

Мы знакомимся с Бразилией.

1

Т.10.п.2

Изучение нового материала

ЭГП Бразилии. Состав населения

ЭГП страны

33

Глобальные проблемы человечества.

1

Т.11п.1

Комбиниро- ванный

34

Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты.

1

Т.11 п. 2

Комбиниро- ванный


Рабочая программа по географии 10-11 класс

Рабочая программа по географии 10-11 класс


Критерии оценивания.

Требования к работе в контурных картах:

- Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.

- При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.

- Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор распола­гают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.

- Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.

- Если того требует задание, карту раскрашивают цветными ка­рандашами, а затем уже подписывают географические названия.

- В начале учебного года все работы в контурных картах вы­полняются простыми карандашами, потому что навыки рабо­ты с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.

Критериями выставления оценок

Критерии оценки устного ответа:

Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фак­тического материала, и ученик может им оперировать.

«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.

«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутст­вие знаний и умений.

Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдени­ем необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практи­ческие умения и навыки.

Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выпол­няется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).

Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, стра­ницы из статистических сборников. Работа показывает знание уча­щихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретическо­го материала, но испытывают затруднение при самостоятельной ра­боте с картами атласа, статистическими материалами, географиче­скими приборами.

Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не под­готовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и по­мощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся не­эффективны по причине плохой подготовки учащегося.

Учебно-методический комплект / Литература

Программа

Примерная программа для среднего (полного) общего образования) Базовый уровень.

Основная литература

Базовый учебник

Максаковский В.П. Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений: «Экономическая и социальная география мира». М.: Просвещение, 2009.

Методическое пособие для ученика

  • Экономическая и социальная география мира: 10 класс. Атлас. - М.: Картография, 2008.

Инструмент по отслеживанию результатов

работы

  • Амбарцумова Э.М. Тематический контроль, 10 класс. - М.: Интеллект - Центр, 2007.

  • Баранчиков Е.В. -Тесты к учебнику В.П. Максаковского, 10 класс. - М.: Экзамен, 2006.

  • Баранчиков Е.В. -Тесты, 10 класс. - М.: Экзамен, 2009.

  • Гдалин Д.А., Гладкий Ю.Н., Махов С.И. «Конструктор» текущего контроля, 10-11 кл.: пособие для учителей ОУ - Просвещение, 2009 (Полярная звезда)

  • Гладкий Ю.Н., Николина В.В. Мой тренажер: 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2008.

  • Илькевич Т.Н. Тесты: разноуровневые задания, 10-11 кл. - Минск: Юнипресс, 2004.

  • Костина С.А. Разрезные карточки для тематического тестирования , 10 класс. - Волгоград: Учитель, 2006.

  • Курашева Е.М. Задания на определение географических объектов: учебное пособие. 9-11 класс. - М.: Дрофа, 2009.

  • Лиознер В.Л. - Новые тесты по географии - М.: Дрофа, 2002 .

  • Макарова Т.Д., Спирин В.В. - Итоговое тестирование: 9-10 кл. - М., 1999.

  • Макарцева Л.В. Проверочные работы, 10 класс. - Саратов: Лицей, 2004.

  • Моргунова А.Б. Тесты для уч-ся 9-11 кл. - Волгоград: Учитель, 2007.

  • Перлов Л.Е. Дидактические карточки-задания, 10 класс. - М.: Экзамен, 2006.

  • Перлов Л.Е. Дидактические карточки-задания к учебнику В.П. Максаковского - М.: Экзамен, 2009.

  • Сагитов Ф. С. Тестовые задания, 10 класс. - М.: Генжер, 2002.

  • Сагитов Ф. С. Тесты для подготовки к экзаменам: 9-10 кл.-М.: Издат - школа, 1999.

  • Севастьянова Л.И., Масленникова А.С. Тестовый контроль, 10 класс. - М.: Просвещение, 1999.

  • Симагин Ю.А., Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные тесты, 10-11кл.-М.: Дрофа, 2002.

  • Симагин Ю.А., Сиротин В.И. Тестовые работы, 10 класс. - М.: СпортАкадемПресс, 2001.

  • Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний, 10 класс. - М.: Дрофа, 2002.

  • Сиротин В.И., Симагин Ю.А. Экономическая и социальная география России и мира: тесты - М.: Дрофа, 2009.

  • Смирнова В.М. Дидактические материалы (тесты), 10 класс. - М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

  • Фромберг А.Э. Практические и проверочные работы. 10 класс. - М.: Просвещение, 2003.

  • Хабибулин Р.Х. Раздаточные материалы по географии, 10 класс. - М.: Дрофа, 2003.

  • Чичерина О.В. Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь - М.: Эксмо, 2009.

  • Элькин Г.Н. Тесты , 10 класс. - С-Пб: Паритет, 2005.













Учебно-методические пособия

для учителя

  • Ануфриева О.И. Поурочные планы по уч. В.П. Максаковского (в 2 ч.) - Волгоград: Учитель, 2004

  • Баринова И.И., Суслов В.Г. Рабочая тетрадь с комплектом к/к - М.: Экзамен, 2009.

  • Болотникова Н.В. Рабочие программы по географии. 10-11 кл. - М.: Глобус, 2008.

  • Верещагина Н.О., Сухоруков В.Д. Поурочные разработки. 10-11 кл.: пособие для учителей ОУ - Просвещение, 2009 (Полярная звезда)

  • Гдалин Д.А., Гладкий И.Ю. Методическое пособие: Глобальная география - М.: Дрофа, 2002.

  • Глушкова В. Г., Симагин Ю.А. Тесты и задания - М.: Владос, 2000.

  • Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки - М.: Вако, 2006.

  • Карасёв С.А. Политическая карта: Методические рекомендации. - Саратов: Лицей, 2002.

  • Кузнецов А.Н. Методическое пособие: Население и хозяйство мира - М.: Дрофа, 1999.

  • Кузнецов А.П. Рабочая тетрадь для учителя - М.: Дрофа, 2001. Кузнецов А.П. - Школьный практикум - М.: Дрофа, 1998.

  • Лиознер В.Л., Митрофанова И.Б. Поурочные разработки, 10 класс. - М.: Экзамен, 2006.

  • Максаковский В. П. Рабочая тетрадь, 10 класс. - М.: Просвещение, 2006.

  • Максаковский В.П. Методическое пособие, 10 класс. - М.: Просвещение, 2004.

  • Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. Доп. главы. -М.: Дрофа, 1999, 2003.

  • Морозова Л.П. Олимпиады, 10 класс. - Волгоград: Корифей, 2006.

  • Петрова Н.Н. Новый образовательный стандарт - оценка качества подготовки выпускников средней школы - М: Экзамен, 2006.

  • Родионова И. А., Холина В.Н. Политическая карта мира-М.: Уникум-центр, 1998.

  • Родионова И.А., Холина В.Н. Население и мировое хозяйство - М.: Уникум-центр, 1997.

  • Родионова И.А. Страны мира: ЭГХ. - М.: Уникум-центр, 1996, 1998.

  • Романова А.Ф. Экономическая и социальная география мира в вопросах и ответах. - Волгоград: Учитель, 2007.

  • Сиротин В.И. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации - М.: Дрофа, 2001.

  • Смирнова М.С. Уроки географии, 10 класс. - М.: Дрофа, 2005.

  • Фромберг А.Э. Подготовка к устной итоговой аттестации, 11 кл. - М.: Экзамен, 2006.

  • Фромберг А.Э. Экономическая и социальная география, 9 -11 кл. -М.: Олма-Пресс, 2000

  • Холина В.Н., Наумов А.С., Родионова И.А. Справочное пособие (атлас) - М.: Дрофа, 2006.

  • Шатных А.В. Методические разработки уроков в 10 кл. - М.: Школьная Пресса, 2002.

  • Элькин Г.Н. Экономическая и соц. география. Методическое пособие - СПб.: Паритет, 2002.

  • Яковлева Н.В. География: уроки с использованием информационных технологий, 10-11 кл., Волгоград: Учитель, 2009.


Дополнительная

литература


  • Барахта Б.П. Китай - наш великий сосед - М.: Знание, 1989.

  • Весь мир: Города и столицы. - Минск: Харвест, 1999.

  • Весь мир: Города мира. - Минск: Харвест, М.: АС Т, 2000.

  • Вольский Д.А. - Турция: партнер знакомый и незнакомый. - М.: Республика, 1994.

  • Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс! Кн. для уч-ся - М.: Просвещение, 1995.

  • Киселёв А.В. Испания - СПб.: Лениздат, 1999.

  • Кондаков А. М., Машбиц Я.Г. Разные страны - разные нравы -М.: Школа-Пресс, 1993.

  • Костинский Г.Д. США. Справочник. - М.: Первое сентября, 2002.

  • Кузнецов А.П. За страницами учебника географии. Кн. для уч-ся. - М: Просвещение, 2000.

  • Кузнецов А.П. Страны, хозяйство, люди. Книга для чтения учащимся. - М.: Просвещение,1988.

  • Максаковский В.П. Географическая картина мира - Ярославль, 1996, 2004.

  • Максаковский В.П. и др. География: пособие для поступающих в ВУЗы - М.: Дрофа, 2006.

  • Просвещение, 1999.

  • Самые популярные курорты Европы. Справочник. - М.: Вече, 2004.

Электронные издания

  • Географическая энциклопедия: Страны мира.

  • География: 10 класс, «1С»

  • География: экспресс-методика быстрого усвоения школьного курса: 9-11 кл. «Новая школа»

  • Карты:

  • Австралия (социально-экономическая карта)

  • Африка (политическая карта)

  • Евразия (политическая карта)

  • Зарубежная Европа (социально-экономическая карта)

  • Политическая карта мира

  • Северная Америка (социально-экономическая карта)

  • Южная Америка (политическая карта)

  • Путеводитель: Вокруг света.

  • Страны мира (справочные сведения + таблицы)

  • Туристический атлас мира Кирилла и Мефодия, 2004 г.

  • Уроки географии (Кирилла и Мефодия) - 10 класс


















© 2010-2022