- Преподавателю
- География
- Статья Интерактивные карты на уроках географии
Статья Интерактивные карты на уроках географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шумская С.А. |
Дата | 16.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Интерактивные карты на уроках географии.
Основным демонстрационным материалом на уроках географии является географическая карта.
В настоящее время, на смену бумажным картам и атласам пришли электронные, или интерактивные, карты, позволяющие находить любые объекты в считаные секунды: достаточно ввести название объекта, щелкнуть на соответствующей кнопке, и нужный фрагмент карты окажется перед вами.
В электронных картах реализован интерактивный просмотр, то есть они реагируют на действия пользователя. Степень интерактивности может быть разной. В простейшем случае (обычно на картах, созданных по flash-технологии) интерактивность заключается, например, в отображении какой-то информации по выбранному объекту.
Интерактивные карты незаменимы во всех случаях, когда необходимо что-то найти, а тем более наглядно показать расположение какого-то объекта на карте. Изначально интерактивные карты отображали чисто картографическую информацию, описывающую некоторую область земной поверхности, и выполняли функции справочника: географического, политического, биоклиматического и пр. Поэтому они представляли интерес с трех точек зрения: образовательной, познавательной и исследовательской. Теперь электронные карты стоит рассматривать не только как картографический справочник, но как источник самых разнообразных сведений, связанных с конкретной территорией. На одном из самых известных картографических серверов Рунета «Мир карт» (mirkart.ru/) можно попутешествовать по классической политической карте мира, найти любое государство и тут же получить по нему краткую справку.
Примером работы с такой интерактивной картой мира на уроках географии служит следующее задание.
Для работы понадобится интерактивная карта «Политическая карта мира» (mirkart.ru/), которая при наведении курсора и нажатии левой кнопкой мышки, выдает справочную информацию по найденному вами объекту). Задание: используя интерактивную политическую карту мира, привести в соответствие названия крупнейших городов мира и их характеристики: I. а) Эр-Рияд, б) Париж, в) Вашингтон; II. а) Луанда, б) Токио, в) Берлин.
При просмотре интерактивной карты, основанной на технологии геоинформационных систем (ГИС), пользователь видит только ту ее часть, которая интересует его в данный момент. При желании он может переместиться по карте в любом направлении, приблизить или удалить рассматриваемый фрагмент, получить по нему краткую справку и пр. Особняком стоят недавно появившиеся интерактивные ГИС-карты с визуализацией, в которых карта совмещена с космическими снимками: идеально «сшитые» снимки географически привязаны к карте, благодаря чему пользователь видит не условные обозначения, а реальные пейзажи, снятые со спутника .Интерактивные атласы мира и карты стран могут существовать в двух вариантах: входить в состав CD-энциклопедий или представлять собой автономные программные продукты, распространяемые на CD, либо быть представленными в Интернете. Стоит отметить, что для просмотра flash-карт необходимо, чтобы на компьютере был установлен flash-проигрыватель. Для просмотра некоторых электронных ГИС-карт требуется поддержка Java-аплета.
Незаменимыми в преподавании курса физической географии России являются обычные интерактивные ГИС-карты. Основное назначение интерактивных ГИС-карт - получение картографической информации, которая зачастую дополняется иными географически привязанными данными. ГИС-карты помогут не только сориентироваться относительно географического положения пункта назначения и ознакомиться с рельефом местности, но и получить сведения о климатических условиях, часовом поясе, национальных и религиозных особенностях, расписании движения транспорта, информацию о расположении на предполагаемом маршруте заправочных станций, ресторанов и отелей, а также узнать массу других полезных сведений.