Урок по теме: Горные породы, слагающие земную кору (6 класс)

Тема «Горные породы» дается детям с большим трудом, поэтому в данной теме я использую приемы исследовательской деятельности. Накануне урока по возможности посещаем минералогический музей. На уроке детям дается возможность самостоятельно найти в коллекции горные породы и описать их по плану (идет работа в группах, учащиеся делают выводы: к какой группе относятся горные породы). Тема: «Горные породы, слагающие земную кору» Тип урока: комбинированный Формы и методы обучения: работа в группах, работ...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Горные породы, слагающие земную кору»

Тип урока: комбинированный

Формы и методы обучения: работа в группах, работа с текстом учебника, выполнение экспериментов в группах, тестирование, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления.

Цель: Сформировать представление о строении земной коры.

Задачи:

1. Научить описывать горные породы, объяснить термины «полезные ископаемые», «строительные материалы».

2. Воспитание дружбы и взаимопомощи при групповой работе;

3. Развить монологическую речь учащихся;

4. Воспитывать чувство прекрасного и любовь к народной культуре.

Оборудование: плакаты из серии «Полезные ископаемые», условные знаки и таблички на магнитной основе, портрет главного героя и грамота. Коллекция горных пород и минералов.

Ход урока

1.Организациооный момент.

Сообщение темы урока (на доске написана тема урока)

2.Вступительное слово учителя:

Учитель: Сегодня мы будем работать группами, в каждой группе выберете капитана - воеводу, он будет руководить работой групп. Мы должны сегодня выяснить, из чего состоит литосфера, научиться описывать горные породы. Мы так же узнаем, как образовались различные горные породы.

Учитель: Ребята, вы любите сказки? (ответы учеников)

Учитель: Сегодня я расскажу вам сказку «Как Иван-царевич Ключ Земли искал».

3.Объяснение нового материала:

Учитель: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Додон. Правил он своим королевством долго и справедливо. Много деревьев посадил, землю родную от врагов защитил, много книг прочитал и вырастил сына - удалого доброго молодца Ивана-царевича. Тяжело царю Додону править царством-государством, состарился он. Да и боязно передавать трон молодому и неопытному сыну. И решил царь испытать Ивана-царевича. Призвал он к себе сына и говорит: «Отправляйся, Иван-царевич, в дальние края, мир повидать да себя показать, уму набраться, доблести научиться. Отыщи ты мне Ключ Земли. А вернешься с победою, будешь царством-государством управлять».

Поклонился Иван-царевич отцу и отправился в путь. Идёт он по полям и лесам, поднимается на высокие горы, переплывает бурные реки.

Долго ли, коротко ли, дошел Иван-царевич до заморского-царства-государства. Видит он город большой и красивый, а над воротами надпись «Литосфера». Прочитал Иван-царевич мудрое название и призадумался.

Учитель: Ребята! Кто поможет Ивану-царевичу объяснить это название? (Ученики отвечают: «Литосфера - это внешняя оболочка Земли, которая состоит из земной коры и верхней части мантии»)

Учитель: Стал Иван-царевич про Ключ Земли спрашивать, ему и отвечают: «Есть в нашей стране Ключ Земли, но найти его не просто. Хранится он глубоко под Землей, а стережет его Прекрасная царевна Подземного царства». «А как же мне туда добраться?» - спрашивает Иван-царевич. «Нужно вырыть глубокий колодец», - отвечают ему люди.

Учитель: Взял наш герой инструменты, вышел за городские стены и начал рыть колодец. Сначала царевичу рыть землю было легко, породы попадались мягкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная. (на магнитной доске вывешиваются условные знаки этих полезных ископаемых. Учащиеся получают карточки с названием пород.)

Учитель: Ребята, найдите в коллекции эти горные породы и опишите их по плану:

1.Название горной породы.

2.Цвет, твердость, пачкает ли руки?

3.Где применяется? (Идет работа в группах, затем ученики отвечают)

Эти горные породы образуются при разрушении более твердых горных пород, при скоплении остатков растений и животных, образуются при химических реакциях, а называют эту группу ОСАДОЧНЫЕ горные породы.

Глубже роет колодец Иван-царевич, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железняки - бурый, магнитный, руды различных металлов.

Задание: Найдите в коллекции горных пород эти минералы и руды, опишите их. (Ребята в группах работают, описывают магматические горные породы)

Все эти породы образовались из застывшей лавы, поэтому называются магматическими.

Учитель: Сказка продолжается. Совсем глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело ему рыть, твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути. Да и дышать ему трудно, воздух горячий, тяжелый.

Учитель: Ребята! Что случилось? Почему трудно дышать нашему герою? (Ученики отвечают, что ядро Земли раскалено, и чем ближе к ядру, тем выше температура. Затем группы получают карточки с названиями горных пород и описывают их.)

Учитель: Эти горные породы образовались на большой глубине под воздействием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Например, из песка образовался песчаник, а из графита - алмаз. Их называют метаморфическими.

Учитель: Скоро дело делается, да сказка наша еще не закончилась. Увлекся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. ИМ очутился он в большой пещеры. Стены ее блестят, переливаются драгоценными каменьями. Светло кругом, как днем, на потолке радуга всеми цветами играет. А в центре зала на троне сидит Прекрасная царевна Подземного царства. Поклонился ей Иван-царевич и молвил: «Здравствуй, красная девица, заморская царица, не вели казнить, вели слово молвить!» - «Здравствуй, добрый молодец! С чем к нам пожаловал?» - «Люди говорят, что скрываешь ты Ключ Земли, а мне он очень нужен, обещал я батюшке добыть его!» - «Ну что ж, отгадаешь три моих загадки, отдам тебе заветный Ключ!» (Ребята помогают отгадывать загадки.)

1.Что сперва в воде родится, а потом воды боится? (Соль)

2.Черен как ворон, а греет, как Солнце. (Уголь)

3.Белый, как сахар, но не сладкий, пока руки мим не испачкаешь, ума-разума не наберешься. (Мел)

Учитель: Замечательно! Вы очень помогли Ивану-царевичу. Отгадал он все загадки. Прекрасная царевна ему и говорит: «Ну что ж, гость дорогой, набрался ли ты ума-разума, много ли нового узнал в моей стране?» - «Да, много интересного узнал я в стране Литосфера, в твоем подземном царстве». - «Вот тебе Ключ Земли, - отвечает царевна. - Запомни, юноша, только знания, как ключ, открывают любые замки и двери!»

Поклонился Иван-царевич в пояс, поблагодарил царевну. А чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно. (Учащиеся повторяют путь, используя схему на доске. Закрепляются новые понятия и знания.)

В коллекциях горных пород найдите полезные ископаемые, которые встречаются в нашей местности, где они используются?

Учитель: Сказка продолжается.

Вернулся Иван-царевич, в родной город, и рассказал отцу все о своем путешествии. Похвалил его царь Додон за упорство и усердие. Поскакали по всему государству глашатаи и возвестили народу царскую волю: «Отныне царем в государстве объявляется Иван-царевич».

Передал ему отец власть и трон. И правил он долго и справедливо. Прославился своим умом и смекалкой.

А нам с вами прислал наш герой грамоту (домашнее задание)

Грамота

Друзья мои! Спасибо за помощь в поисках Ключа Земли! Желаю вам успехов в учебе, чтобы никакие тайны природы не остались вам неизвестны. Дома потрудитесь: Желаю всем здоровья и упорства.

© 2010-2022