- Преподавателю
- География
- Опыт внедрения технологии развития критического мышления на уроках географии
Опыт внедрения технологии развития критического мышления на уроках географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Петрова Л.Н. |
Дата | 10.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Опыт внедрения технологии развития критического мышления на уроках географии
Учитель географии
МАОУ лицей №100
Петрова Л.Н.
Актуальность технологии развития критического мышления, по моему мнению, заключается в создании на своем занятии атмосферы партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.
Критическое мышление предполагает умение видеть проблемы, находить нестандартные решения, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки. Кроме того, ученик может отказаться от своего решения в пользу более эффективного.
Технология развития критического мышления применялась не в системе, а выборочно в классах различных параллелей.
Например: удачным получился урок природоведения в 5 классе на тему «История великих географических открытий», начавшийся с приема «мозговой штурм». Я предложила учащимся высказать ассоциации к приведенному слову по еще не изученной теме, которые, по их мнению, более подходят.
компасприключение
путешествие
тайна
открытие
маршрут
карта
сокровище
снаряжение
Независимо от того, какие ассоциации возникают у учащихся, они уже настраиваются на тему, формулируют ее и выделяют ключевые моменты. Сам момент поиска вносит элемент соревнования, заинтересованность не покидает учеников до конца урока.
Также в моей практике применяется метод «синквейн», который является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк.
Такое задание можно дать выполнить как в начале изучения темы, так и в конце ее. И проследить уровень усвоения материала, проверить, как учащиеся запомнили важнейшие понятия темы.
Например: синквейн на тему «Реки» 8 класс
река (в начале темы) река (в конце темы)
шумная, быстрая горная, чистая
течет, бурлит, впадает падает, питает, охлаждает
Луна отражалась в реке Волга - судоходная река России
поток жизнь
Это очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат. За один урок ученики создают тексты, которые они сами зачастую считают высокохудожественными. А составление синквейна не такая уж и простая задача, какой она кажется на первый взгляд. Данный метод, по моему мнению, удачен и в 5-6-м классах или как средство индивидуальной работы с детьми.
Также мной используется прием «толстые» и «тонкие» вопросы. Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу:
Толстые ?
Тонкие ?
дайте объяснение, почему...
почему вы думаете...
почему вы считаете...
в чем разница...
предположите, что будет, если...
что, если...
кто...
что...
когда...
может...
будет...
мог ли...
как звали...
было ли...
согласны ли вы...
верно ли...
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока:
на стадии вызова - это вопросы до изучения темы;
на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;
при размышлении - демонстрация пройденного.
На уроках использую как устные, так и письменные приемы. Это такие задания как:
- Упражнение «От обратного» -- детям предлагается выполнить следующее задание: Что было бы, если……
- Упражнение «Синквейн»
- Составление кластера
- Написание эссе
- Ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы
Использование таких заданий позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное. На всех стадиях работы использую как индивидуальные, так и групповые формы работы. В течение урока обязательно поощряю работу каждого ребенка, выслушиваю всех, никогда не критикую личные мнения детей.
Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления, я смогла добиться следующих результатов:
- изменение отношения к уроку географии, учащиеся стали проявлять больший интерес;
- изменение отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы, было выявлено у 53% учащихся;
- мотивирование учащихся к дальнейшей деятельности;
- вырабатывание осознанного отношения к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
- развитие положительного отношения к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.
Целенаправленное использование ТРКМ способствует внутренней мотивации к учебному процессу, повышению интереса к предмету география.
Данная технология помогла мне добиться положительной динамики в учебных достижениях моих учащихся. Она создает условия для творческой самореализации личности не только ученика, но и педагога, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала. Хотя можно задать себе ряд некоторых вопросов, на которые в дальнейшем буду искать ответы:
-
Сколько всего приемов есть в этой технологии?
-
Важен ли набор и последовательность приемов?
-
Как часто необходимо использовать технологию?
-
А можно ли использовать приемы технологии не в системе?
3