Опыт внедрения технологии развития критического мышления на уроках географии

Актуальность технологии развития критического мышления,  по моему мнению, заключается в создании на своем занятии атмосферы партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. Критическое мышление предполагает умение видеть проблемы, находить нестандартные решения, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки. Кроме того, ученик может отказаться от своего решения в пользу более эффективного. Технология развития критического мышления применялась не в системе, а выборочно... Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления, я смогла добиться следующих результатов: - изменение отношения к уроку географии, учащиеся стали проявлять больший интерес; - изменение отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы, было выявлено у 53% учащихся; - мотивирование учащихся к дальнейшей деятельности; - вырабатывание осознанного отношения к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности; - развитие положительного отнош...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Опыт внедрения технологии развития критического мышления на уроках географии

Учитель географии

МАОУ лицей №100

Петрова Л.Н.


Актуальность технологии развития критического мышления, по моему мнению, заключается в создании на своем занятии атмосферы партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.

Критическое мышление предполагает умение видеть проблемы, находить нестандартные решения, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки. Кроме того, ученик может отказаться от своего решения в пользу более эффективного.

Технология развития критического мышления применялась не в системе, а выборочно в классах различных параллелей.

Например: удачным получился урок природоведения в 5 классе на тему «История великих географических открытий», начавшийся с приема «мозговой штурм». Я предложила учащимся высказать ассоциации к приведенному слову по еще не изученной теме, которые, по их мнению, более подходят.

компасприключение

путешествие

тайна

открытие

маршрут

карта

сокровище

снаряжение


Независимо от того, какие ассоциации возникают у учащихся, они уже настраиваются на тему, формулируют ее и выделяют ключевые моменты. Сам момент поиска вносит элемент соревнования, заинтересованность не покидает учеников до конца урока.

Также в моей практике применяется метод «синквейн», который является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк.

Такое задание можно дать выполнить как в начале изучения темы, так и в конце ее. И проследить уровень усвоения материала, проверить, как учащиеся запомнили важнейшие понятия темы.

Например: синквейн на тему «Реки» 8 класс

река (в начале темы) река (в конце темы)

шумная, быстрая горная, чистая

течет, бурлит, впадает падает, питает, охлаждает

Луна отражалась в реке Волга - судоходная река России

поток жизнь

Это очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат. За один урок ученики создают тексты, которые они сами зачастую считают высокохудожественными. А составление синквейна не такая уж и простая задача, какой она кажется на первый взгляд. Данный метод, по моему мнению, удачен и в 5-6-м классах или как средство индивидуальной работы с детьми.

Также мной используется прием «толстые» и «тонкие» вопросы. Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу:

Толстые ?

Тонкие ?

дайте объяснение, почему...

почему вы думаете...

почему вы считаете...

в чем разница...

предположите, что будет, если...

что, если...

кто...

что...

когда...

может...

будет...

мог ли...

как звали...

было ли...

согласны ли вы...

верно ли...

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока:

на стадии вызова - это вопросы до изучения темы;

на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;

при размышлении - демонстрация пройденного.

На уроках использую как устные, так и письменные приемы. Это такие задания как:

- Упражнение «От обратного» -- детям предлагается выполнить следующее задание: Что было бы, если……

- Упражнение «Синквейн»

- Составление кластера

- Написание эссе

- Ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы

Использование таких заданий позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное. На всех стадиях работы использую как индивидуальные, так и групповые формы работы. В течение урока обязательно поощряю работу каждого ребенка, выслушиваю всех, никогда не критикую личные мнения детей.

Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления, я смогла добиться следующих результатов:

- изменение отношения к уроку географии, учащиеся стали проявлять больший интерес;

- изменение отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы, было выявлено у 53% учащихся;

- мотивирование учащихся к дальнейшей деятельности;

- вырабатывание осознанного отношения к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

- развитие положительного отношения к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.

Целенаправленное использование ТРКМ способствует внутренней мотивации к учебному процессу, повышению интереса к предмету география.

Данная технология помогла мне добиться положительной динамики в учебных достижениях моих учащихся. Она создает условия для творческой самореализации личности не только ученика, но и педагога, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала. Хотя можно задать себе ряд некоторых вопросов, на которые в дальнейшем буду искать ответы:

  • Сколько всего приемов есть в этой технологии?

  • Важен ли набор и последовательность приемов?

  • Как часто необходимо использовать технологию?

  • А можно ли использовать приемы технологии не в системе?







3


© 2010-2022