Рабочая программа по географии (9 класс)

Пояснительная записка Программа составлена на основании федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии на базовом уровне, на основе авторской программы под редакцией В.П.Дронова. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю.).УчебникВ.П.Дронов, В.Я.Ром. География . Население и хозяйство России.Москва.Дрофа. 2008г. Рабочая программа кон...
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

























































Пояснительная записка

Программа составлена на основании федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии на базовом уровне, на основе авторской программы под редакцией В.П.Дронова. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю.).УчебникВ.П.Дронов, В.Я.Ром. География . Население и хозяйство России.Москва.Дрофа. 2008г.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного уровня дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений в 9 классе отводится для обязательного изучения учебного предмета «География» 65 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов по теме

Дата проведения

План

Факт

Раздел I. Хозяйство России

1

Топливно-энергетический комплекс

1

3/09


2

Топливная промышленность (нефтяная,газовая)

1

5/09


3

Угольная промышленность

1

10/09


4

П/р №1. Характеристика района добычи угля, нефти и газа.

1

12/09


5

Электроэнергетика

1

17/09


6

Металлургический комплекс.Черная металлургия

1

19/09


7

Цветная металлургия

1

26/09


8

Химическая промышленность

1

1/10


9

Лесная промышленность

1

3/10


10

Машиностроительный комплекс. Значение, состав, проблемы комплекса

1

8/10


11

Факторы размещения машиностроения. География машиностроения

1

10/10


12

Военно-промышленный комплекс (ВПК)

1

15/10


13

Агропромышленный комплекс (АПК). Земледелие и животноводство

1

17/10


14

Проблемы АПК и пути их решения

1

22/10


15

Пищевая и легкая промышленность

1

24/10


16

Инфраструктурный комплекс. Транспорт

1

29/10


17

Автомобильный,авиационный,морской,речной,трубопроводный транспорт

1

5/11


18

Связь. Сфера обслуживания

1

7/11


18

Межотраслевые комплексы (обобщающий урок)

1

12/11


20

Проверочная работа по теме «межотраслевые комплексы России

1

14/11


Раздел II. Региональная часть

21

Экономическое районирование

1

19/11


22

П/р №2. Экономические районы России на карте

1

21/11


22

Центральный район. ЭГП.Природные условия и ресурсы. История развития

1

26/11


23

Население и хозяйство Центральной России

1

28/11


24

Экономика Центральной России

1

3/12


25

Москва - административный.культурный и научный центр России

1

5/12


26

Узловые районы Центральной России

1

10/12


27

П/р №3.Узловые районы центральной России. Московская область.

1

12/12


28

Центрально-Черноземский район

1

17/12


29

Северо-Западная Россия

1

19/12


30

Калининградская область

1

24/12


31

Контрольная работа по теме «Центральная Россия»

1

26/12


31

Европейский Север. Природа. Народы.

1

14/01


32

Хозяйство Европейского Севера

1

16/01


33

Северный Кавказ.Географическое положение, природные условия и ресурсы, население Северного Кавказа

1

21/01


34

Хозяйство северного Кавказа


23/01


35

П/р №4. Взаимодействия природы и человека на

примере одной из территорий

1

28/01


36

Поволжье. Географическое положение,природные условия и ресурсы,население Поволжья

1

30/01


37

Хозяйство Поволжья

1

4/02


38

П/р №5. Факторы развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

1

6/02


39

Урал. ЭГП, природные ресурсы,население

1

11/02


40

Хозяйство и проблемы Урала

1

13/02


41

П/р №6. Экологическая ситуация в разных частях Урала. Пути решения экологических проблем.

1

18/02


42

П/р №7. Описание предприятия (на выбор)

1

20/02


43

Восточный макрорегион

1

25/02


44

Западная Сибирь

1

27/02


45

Восточная Сибирь

1

3/03


46

Дальний Восток

1

5/03


47

Экономические районы России (обобщающий район)

1

10/03


48

Проверочная работа по теме «Региональная Россия»

1

12/03


49

Страны нового зарубежья СНГ

1

17/03


50

Европейский Запад. ЭГП, природные условия и ресурсы,население

1

19/03


51

Государства Прибалтики. Географическое положение, природные условия и ресурсы, население

1

24/03


52

Европейский Юго-Запад. Географическое положение, природные условия и ресурсы, население

1

7/04


53

Закавказье. Географическое положение, природные условия и ресурсы, население

1

9/04


54

Государства Закавказья. Азербайджан, Армения, Грузия.

1

14/04


55

Азиатский Юго-Восток. Географическое положение, природные условия и ресурсы, население

1

16/04


56

Азиатский Юго-Восток. Казахстан

1

21/04


57

Государства Средней Азии. Узбекистан,Туркмения, Таджикистан, Киргизия

1

23/04


58

Проверочная работа по теме «Страны нового зарубежья СНГ»


28/04


Раздел III. География Республики Башкортостан

59

Географическое положение территории

1

30/04


60

П/р №8. Географическое положение РБ

1

5/05


61

П/р№9. Природные ресурсы республики

1

7/05


62

Население и трудовые ресурсы территории

1

12/05


63

Промышленность. АПК РБ.

Экономико-географические различия

1

14/05


64

Контрольная работа по теме «Республика Башкортостан"

1

19/05


65

Итоговая контрольная работа по пройденному курсу (тест)

1

21/05


Содержание образования

№ раздела

Название темы

Кол-во часов

Кол-во прак.раб

I раздел. Хозяйство России

Межотраслевые комплексы РФ

20


1


II раздел. Региональная часть

География крупных регионов России

38

6

III раздел. География Республики Башкорстостан

Общая характеристика Республики Башкортостан

9

2

Итоговая контрольная работа по курсу

Тест

1


Всего

68

9



I раздел. Хозяйство России. Межотраслевые комплексы. Топливно-энергетический комплекс. Состав.,место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность. Основные и перспективные районы добычи. Система нефте и газопроводов. Электроэнергетика. Типы электростанций. .Машиностроение. Состав , место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроения. Главные районы и центры. Геогрфия машиностроения. Особенности географии ВПК. Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве . Черная и цветная металлургия, факторы размещения предприятий.. Особенности географии металлургии. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения. Основные базы химической промышленности. Лесная промышленность. Ее состав и значение в хозяйстве. Факторы размещения и география важнейших отраслей. Основные базы. Легкая и пищевая промышленность. Состав и значение в хозяйстве. Факторы размещения. География важнейших отраслей. Инфраструктурный комплекс. Состав и его роль в народном хозяйстве.Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Крупнейшие транспортные узлы. Связь. География рекреационного хозяйства.

II раздел. Региональная часть. Регионы России. Районирование России..Задачи , принципы и проблемы. Виды районирования. Районы и крупные регионы России. Состав. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения .Природные ресурсы регионов .Основные историко-географические этапы формирования района. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Место и роль района в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Внутренние природно-хозяйственные различия.

III раздел. География Республики Башкорстостан. География своей области. Определение особенностей географического положения. Основные этапы ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использование. Главные особенности населения области. Этапы формирования хозяйства области. Важнейшие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Атлас Республики Башкортостан, 2005

  2. Баранчиков Е.В. Тесты по географии: 9 класс: в 2 частях.- М.: Издательство «Экзамен», 2007

  3. География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл.: Атлас. - М.: Дрофа; ДИК, 2013

  4. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Население и хозяйство России: 9 кл. - М.: «ВАКО», 2005

  5. Контурные карты Республики Башкортостан

  6. Методическое пособие для учителя

  7. Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6 - 10 классы: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 1997.

  8. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6 - 10 классы: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 2001.



Требования к уровню подготовки обучающихся

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Требования к уровню подготовки:

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  • географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  • проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основныегрузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Критерии оценивания

  1. Оценка за устный ответ по географии

«5» ставиться, если обучающийся даёт полный ответ в соответствии с учебной программой, допускает один недочёт, объём ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

«4» ставиться, если устный ответ обучающегося в общем соответствует требованиям учебной программы, но имеются одна или две негрубые ошибки, или три недочёта и объём ЗУНов составляет 70 - 90% содержания(правильный, но не совсем точный ответ)

«3» ставится, если устный ответ обучающегося в основном соответствует требованиям учебной программы, однако имеется: 1 грубая ошибка и 2 недочёта, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая ошибка, или 2-3 грубые ошибки, или 1 негрубая ошибка и 3 недочёта, или 4-5 недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объёме 50-70% содержания ( правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или , недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

«2» ставится, если устный ответ обучающегося частично соответствует требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объём ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания(неправильный ответ)

  1. Оценка за выполнение тестовой работы по географии

Если тест состоит из заданий трёх степеннее сложности А,В, С,то:

- за правильный ответ на задание из группы А ставиться 1 балл, за неправильный - 0 баллов;

- за правильный ответ на задание из группы В ставиться 2 балла, за неправильный - 0 баллов;

- за правильный ответ на задание из группы С ставиться 3 балла, за неправильный - 0 баллов.

Оценка выставляется в следующем порядке:

«5» -- 90-100% выполненных заданий, набранных баллов от максимального количества баллов;

«4» -- 70-89%;

«3» -- 50-69%

«2» -- менее 50%

Оценка за выполнение практической работы в контурных картах

«5» -- если выполнены все задания верно, обозначения на карте выполнены в соответствии с требованиями к оформлению контурных карт, допускается один недочёт.

«4» -- если работа выполнена в соответствии с нормами и требованиями оформления контурных карт, в выполнении заданий имеется 1-2 ошибки или 23- недочёта.

«3» -- в основном работа выполнена верно, на карте соблюдены правила оформления карт и выполнены задания в соотношении от 50-до 70% заданного материала.

«2» -- если работа выполнена неверно, допущены ошибки в оформлении контурных карт и в выполнении заданий ( менее 50% заданного объёма заданий)

  1. Оценка проектов

«5» -- ставиться за самостоятельное выполнение проекта, полное раскрытие темы с достоверными фактами и информацией, с самостоятельным исследованием поставленной проблемы в теме, с творческим подходом. Допускаются не существенные ошибки.

«4» --ставиться за самостоятельное выполнение проекта, не достаточно полное раскрытие темы при помощи фактов и необходимой информации, с самостоятельным исследованием поставленной проблемы в теме, с творческим подходом. Допускается одна грубая ошибка и 1-2 несущественных недочётов.

«3» -- ставиться за выполнение проекта с помощью, обучающийся не достаточно полно раскрыл тему из--за недостатка фактов и необходимой информации, самостоятельные исследования по поставленной проблеме в теме не проводились, с творческим подходом. Допускается 2-3 грубые ошибки и 1-2 несущественных недочётов.

«2» -- содержание проекта не соответствует поставленной темы.

Список литературы

1. Алексеев А.И. География России. Природа и население-М, Дрофа 2007

2. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

3.В.П.Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс - М, Дрофа 2008


© 2010-2022