• Преподавателю
  • География
  • Урок по географии для 7 класса по теме «Африка. Географическое положение. Из истории исследования»

Урок по географии для 7 класса по теме «Африка. Географическое положение. Из истории исследования»

Цель урока: изучить географическое положение Африки. Историю исследования материка. Образовательные задачи: изучить географическое положение материка Африка; ознакомить учащихся с планом характеристики географического положения материка; составить характеристику географического положения Африки. выделить особенности береговой линии материка. познакомить с основными исследователями, внесшими вклад в изучение географии. Развивающие задачи: развивать умение учащихся определять географическое положение материка; продолжить формирование умения работать с картой, атласом; развивать творческие способности учащихся. Воспитательные: формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими. Методы: частично-поисковый, объяснительно - иллюстративный. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая. Тип урока: изучение нового материала.
Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Урок географии в 7 классе по теме:

Африка. Географическое положение. Из истории исследования.

Цель урока: изучить географическое положение Африки. Историю исследования материка.

Образовательные задачи:

  • изучить географическое положение материка Африка;

  • ознакомить учащихся с планом характеристики географического положения материка;

  • составить характеристику географического положения Африки.

  • выделить особенности береговой линии материка.

  • познакомить с основными исследователями, внесшими вклад в изучение географии.

Развивающие задачи:

  • развивать умение учащихся определять географическое положение материка;

  • продолжить формирование умения работать с картой, атласом;

  • развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные:

  • формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими.

Методы: частично-поисковый, объяснительно - иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Тип урока: изучение нового материала.

Учебно-наглядный комплекс:

  • физическая карта мира,

  • атласы,

  • контурные карты,

  • учебники,

  • карточки.

  • фильм «Серенгети»

  • презентация по теме

Ход урока

Организационный момент.

Пора урок наш начинать.
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с охотою трудиться.
И все заданья выполнять

Вам исключительно на «5»!

Дорогие ребята мы приступаем к самой интересной части изучения курса географии материков и океанов. Мы будем изучать природу материков. А начнём изучение с самого большого материка из 4 южных - Африки. Её площадь составляет 30,3 млн.км2.

И наш сегодняшний урок мне бы хотелось начать со стихотворения Николая Степановича Гумилёва, поэта конца 19 начала 20 века.

Оглушенная ревом и топотом,
Облеченная в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шёпотом
В небесах говорят серафимы.
Про деяния свои и фантазии,
Про звериную душу послушай,
Ты на дереве древнем Евразии
Исполинской висящая грушей.

Какой вы видите Африку в этом стихотворении? Скажите, что значат эти строки - "оглушенная ревом и топотом", "облеченная в пламя и дымы"? Согласны ли вы со сравнением - «исполинской висящая грушей»?

А вот описание Африки Владимиром Корочанцевым:

"Африка - неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли - латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение".
Владимир Корочанцев

- Что же влечет современного человека в Африку?

Давайте посмотрим сюжет, который поможет ответить на этот вопрос (после просмотра сюжета "Серегети", 4 мин., повторить вопрос).

Природа Африки действительно разнообразна, а как вы считаете от чего зависит своеобразие природы любого участка земной поверхности?

- Верно, именно географическое положение влияет на разнообразие природы, поэтому, его изучают в первую очередь.

Так какой будет тема нашего сегодняшнего урока? Верно. Открываем тетради, записываем число и тему урока: "Географическое положение Африки".

Африка, действительно, уникальный материк во всех отношениях, материк многих рекордов. Откройте учебник на странице 93, зачитаем вступление. Мы открываем «Книгу рекордов материков», в которую будем записывать уникальные объекты и факты.

Сегодня мы отправляемся в плавание вокруг материка. На карте видны только очертания береговой линии, а географические объекты, окружающие Африку, не обозначены. Вот их-то предстоит определить во время путешествия и зафиксировать на наших контурных картах. Кое-кто из ребят уже собрал некоторую информацию об Африке, прочитав и просмотрев различные источники, в том числе и литературные, которая нам очень пригодиться.

Я надеюсь, что в результате нашего воображаемого путешествия вам захочется воочию увидеть красоты этого сказочного материка! На быстроходном морском теплоходе Африку можно обогнуть за 20 дней! А нам предстоит это сделать за 40 минут!

Познакомимся с планом характеристики ГП материка в учебнике на с.374.

Используя карты атласа выполняем 1 пункт плана, отмечаем на контурных картах.

Вывод: Африка лежит в четырех полушариях, большая ее часть располагается в северном и восточном полушариях.

Определение крайних точек материка, координат и протяженности с севера на юг и с запада на восток.

Мы выяснили, что Африка пересекается экватором почти посередине, а так же пересекается северным и южным тропиками. Предположите в каких климатических поясах она расположена. Проверим наши предположения по климатической карте.

Вывод: Африка располагается в 7 климатических поясах, 3 из них - субэкваториальный, тропический и субтропический имеются в северном и южном полушариях.

3. Положение относительно океанов, морей, других материков.

У вас на столах находится небольшой рассказ, который поможет вам в описании береговой линии материка. Но при этом, вы должны при помощи атласа подписать те географические объекты, которые пропущены в тексте.(работа в парах)

"Наконец-то мы достигли Геркулесовых столбов (Гибралтарский пролив, его ширина 14 км). Теперь наш путь лежал на восток. Сделав необходимые запасы пищи и воды, мы отправились по___________ морю, которое омывает север Африки, на восток. Достигнув __________ канала, который был открыт 17 ноября 1869 года (длина 151 км), мы попали в самое соленое ____________ море в Мировом океане. Сквозь прозрачную воду, на дне, были видны строения кораллов. Это море соединялось с заливом_______________ с помощью_________ пролива, ширина которого 21 км. Так мы двигались до мыса Рас-Хафун, который находится на полуострове_________ . Обогнув мыс, нашим глазам открылись бескрайние просторы _____________ океана. Далее мы двигались на юг, стараясь не удаляться от берега. Каково же было наше удивление, когда и с другого борта мы увидели сушу. Это оказался крупный остров___________ _, а наше судно находилось в ______________ проливе. Обогнув мыс Игольный, мы двигались вдоль берега на север до тех пор, пока берег не повернул круто на запад. Оказывается, все это время мы плыли в водах крупного________________ залива. Из залива мы попали в океан, затем держали курс на север, к Геркулесовым столбам. Вот так мы плавали вокруг Африки".

Зачитать текст и показать объекты береговой линии у доски. Отметить объекты на контурной карте.

Нам осталось выполнить последний пункт плана и ответить на вопрос: как расположен материк относительно других материков.

Рассмотрев географическое положение материка, обратимся к истории ее исследования.

Оказывается, Африка, ближайший сосед Европы, была многие века таинственной для европейцев. О ней были неясные, часто фантастические представления, особенно о ее внутренних частях.

Древние греки называли Африку - Ливией и лишь в IV в. до нашей эры появилось это название, что означает "безморозный, не знающий холода". А первые представления о внутренних частях связаны с Древним Египтом. Фараоны посылали своих подданных на юг за слоновой костью, золотом, ценными породами деревьев. Трудными и опасными были эти путешествия - ведь путь лежал через пустыню и единственной дорогой был Нил.

В средние века появляются новые сведения о материке, добытые в плаваниях португальцев. Особую славу в открытии африканских земель снискал принц, прозванный Энрики-Мореплаватель, который снаряжал экспедиции на поиски морского пути в Индию.

Первое плавание проходило под руководством Бартоломеу Диаша.Он прошёл вдоль западного побережья Африки и достиг её южной оконечности.:

-Экспедиция Б. Диаша вынуждена была вернуться в Португалию, так как команда, долго находившаяся в море, не хотела продолжать свой путь. Однако, благодаря этому плаванию на карте появилось очертание западного побережья материка и мыс Бурь, позднее получивший название мыс Доброй Надежды (название дал португальский король Иоанн II . Надежды на то, что путь в Индию будет найден).

Более успешной оказалась экспедиция португальского мореплавателя Васко да Гамы, который в 1498 году обогнул Африку с юга и достигли берегов Индии.

Путь в Индию по океану наконец-то был открыт, но в жизни африканцев начались "черные страницы": появились рынки рабов.

В 19 веке начинается изучение внутренних частей материка. Большой вклад внес английский миссионер Давид Ливингстон, заслуживший любовь и уважение местного населения (сообщение учащихся о Д Ливингстоне).

Русские путешественники также исследовали внутренние части материка. Среди них хорошо известны (читать учебник на стр. 95).

Закрепление материала. «Географический диктант»

На листке выписаны географические характеристики материка (ответы). Вам нужно сопоставить вопросы с ответами и сделать запись в тетради.

Ответы:

  1. Килиманджаро 11. Рока

  2. Мадагаскар 12.Экватор

  3. Гвинейский 13. Игольный

  4. Суэцкий 14. Сомали

  5. Д.Ливингстон 15. Гибралтарский

  6. 30,3 млн.км2 16. Вавилов

  7. Эль - Абьят 17. Марьято

  8. Бенгальский 18. Рас - Хафун

  9. Альмади 19. 24,2 млн.км2

  10. Калимантан

Вопросы:

  1. Самый большой остров

  2. Площадь Африки

  3. Крайняя северная точка

  4. Самая высока точка Африки

  5. Африка почти посередине пересекается…

  6. От Европы Африку отделяет неглубокий и узкий пролив

  7. Крайняя южная точка

  8. На северо-востоке соединяется с Евразией перешейком

  9. Самый крупный полуостров Африки

  10. Большой залив Африки

  11. Крайняя западная точка

  12. Пересек Африку с запада на восток, исследовал Замбези, открыл водопад Виктория, описал верхнее течение Конго, озеро Ньяса.

  13. Крайняя восточная точка

  14. Собрал более 6000 образцов культурных растений, установил, что Эфиопия является родиной ценных сортов пшеницы.

Обменяйтесь заданиями с соседом по парте, проверьте работу.

1 - 2, 2 - 6, 3 - 7, 4 - 1, 5 - 12, 6 - 15, 7 - 13, 8 - 4, 9 - 14, 10 - 3

11 - 9, 12 - 5, 13 - 18, 14 - 16.

Домашнее задание.

Ребята! Вы сегодня только приоткрыли завесу, скрывающую удивительный мир Африки. Мы надеемся у вас возникло желание побольше узнать о природных тайнах этого поистине загадочного материка. Будьте очень внимательны, потому что вы сегодня получите необычные домашние задания. Это - творческие проекты, могут быть индивидуальные и коллективные.

  • Разработка маршрута путешествия;

  • Создание презентаций по разным темам: «Природные рекордсмены Африки», «Природные уникумы», «Удивительная Сахара» и т.д.

  • Рекламные проспекты;

  • Сочинения, стихи.

Африка в произведениях поэтов, писателей и художников.



© 2010-2022