- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии для технологов хлеба, мяса и виноделов
Рабочая программа по географии для технологов хлеба, мяса и виноделов
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Комарчук О.О. |
Дата | 13.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Республика Крым
Министерство образования, науки и молодежи
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Крым
«Симферопольский политехнический колледж»
УТВЕРЖДЕНО
Заведующим отделением общеобразовательной подготовки, экономико-бухгалтерского учета отельного сервиса
Н.Л. Водопьянова
подпись инициалы, фамилия зав.отделением
«___» _____________2015г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
География
19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий
19.02.05 Технология бродильных производств и виноделия
19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов
Симферополь 2015 г.
Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с разъяснениями по реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основной профессиональной образовательной программы СПО, формируемой на основе ФГОС СПО, одобренными Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного образования ФГУ «ФИРО», протокол №1 от 03.02.2011 и примерной программой дисциплины «География», разработанной и одобренной ФИРО 23.07.2015.Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 373 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».
В результате изучения дисциплины «ГЕОГРАФИЯ» обучающийся должен
уметь:
знать:
Код умения
умение
Код знания
знание
У1
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
З1
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
У2
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
З2
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионом и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
У3
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
З3
географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
У4
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
З4
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда
У5
сопоставлять географические карты различной тематики;
У6
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;
- правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной
В результате освоения дисциплины должны сформироваться следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
∙ Видеть объективную картину мира.
∙ Быть политически грамотным и полит корректным.
∙ Понимать роль государства и его политики в экономике, социальной и культурной сферах.
∙ Понимать значение своей профессии в формировании гармоничного, экономически процветающего и политически стабильного государства.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
∙ Создавать проекты решений различных геополитических, экономических, демографических и экономических проблем.
∙ Определять методы и формы выполнения самостоятельных и творческих работ
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
∙ Создавать проекты решений глобальных проблем человечества.
∙ Формулировать проблему, анализируя модельную ситуацию.
∙ Моделировать цепочку последствий различных процессов и явлений, делать прогнозы и выводы.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимую для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного роста.
∙ Уметь пользоваться различными источниками информации сопоставлять и анализировать их, выявлять закономерности, делать прогнозы и выводы.
∙ Систематизировать информацию в виде таблиц, картосхем, картограмм и графиков.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
∙ Использовать информационно-коммуникативные технологии для создания электронных презентаций, прогнозирования последствий различных модельных ситуаций явлений и процессов.
ОК 6. Работать в коллективе, команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
∙ Вести дискуссии аргументировано высказывать собственную точку зрения, слушать и анализировать мнения оппонентов.
∙ Создавать коллективные проекты решения различных геополитических, экономических , демографических и экологических проблем.
∙ Проявлять социальную толерантность.
Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с разъяснениями по реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основной профессиональной образовательной программы СПО, формируемой на основе ФГОС СПО, одобренными Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного образования ФГУ «ФИРО», протокол №1 от 03.02.2011 и примерной программой дисциплины «География», разработанной и одобренной ФИРО 23.07.2015.Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 373 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».
Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Симферопольский политехнический колледж»
Разработчики:
О.О. Комарчук, преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ РК «Симферопольский политехнический колледж».
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
на заседании цикловой методической комиссии
естественно-научных и математических дисциплин
протокол №___ от «___»_________2015 г.
____________ _Н.В. Ядута___
Подпись ФИО председателя ЦМК
© О.О. Комарчук
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.09 ГЕОГРАФИЯ
-
Область применения программы:
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, реализующейся в ГБПОУ РК «Симферопольский политехнический колледж», которая включает в себя образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке специалистов среднего звена, по специальностям: 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий; 19.02.05 Технология бродильных производств и виноделия; 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов , входящую в укрупненную группу специальностей 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина является базовой и входит в состав общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «География» обучающийся должен уметь:
-
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
-
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
-
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
-
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;
-
таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
-
сопоставлять географические карты различной тематики;
В результате изучения учебной дисциплины «География» обучающийся должен знать:
-
основные географические понятия и термины;
-
традиционные и новые методы географических исследований;
-
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
-
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
-
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 97 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 66 часов самостоятельной работы обучающегося 31 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
97
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
66
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
32
контрольные работы, зачеты
2
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
31
составление таблиц
подготовка рефератов
подготовка презентаций
составление картосхем
составление схем и глоссария
подготовка доклада
11
8
4
2
4
2
Промежуточная аттестация в форме (указать) дифференцированный зачет
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
География
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся,
Дом. задание
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
5
Раздел 1. Общая характеристика мира
49
Тема 1.1. Современная политическая карта мира
Содержание учебного материала
16
1
1
Введение. География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО. Источники географической информации. Методы географических исследований. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.
О1. с.5-11
2
2
Семинарское занятие №1: Великие географические открытия.
2
2
3
Современная политическая карта мира. Многообразие стран современного мира. Влияние международных отношений на политическую карту мира. Государственный строй стран мира. Политическая география. Исторические этапы ее формирования и современные
особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования.
О1. с. 11-19
2
2
4
Практическое занятие №1: Заполнение контурной карты по таблице: «Типология стран мира»
выполнить с.р.№1
2
2
5
Политическое устройство мира. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного
режима. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.
О1. с. 19-28
2
2
6
Практическое занятие №2: Анализ политико-географического положения страны по плану.
выполнить с.р.№1
2
2
7
Самостоятельная работа№1: Составление таблицы - Государственный строй стран мира.
4
3
Тема 1.2.
Природа и человек в современном мире
Содержание учебного материала
10
1
8
Взаимодействие общества и природы. Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность. Загрязнение окружающей среды. Географическое ресурсоведение и экология. Геоэкологические проблемы. Природно-ресурсный потенциал.
О1. с. 29-42
2
9
Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы.
Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов.
О1. с. 42-61
2
2
10
Практическое занятие №3: Обозначение на контурной карте важнейших видов природных ресурсов мира.
выполнить с.р.№2
2
2
11
Самостоятельная работа№2 : Составить таблицу : «Анализ обеспеченности стран мира некоторыми видами природных ресурсов». Подготовить доклад на тему : « Ресурсы Мирового океана».
4
3
Тема 1.3. География населения мира.
Содержание учебного материала
12
12
География населения мира. Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения.
О1. с. 61-67
2
1
13
Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.
Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения
в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления.
Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы
и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры,
«сверхгорода» и мегалополисы.
О1. с. 67-97
2
2
14
Семинарское занятие №2: 1. Качество жизни населения. 2.Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения.3. Индекс человеческого развития. 4.Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. 5.Социальная структура общества. 6.Качество рабочей силы в различных странах мира.
выполнить с.р.№3
2
2
15
Практическое занятие №4: Состав населения мира, заполнить контурную карту.
выполнить с.р.№3
2
3
16
Самостоятельная работа №3: Составление схемы и глоссария по теме: «Размещение населения мира».
4
3
Тема 1.4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство
Содержание учебного материала
6
17
Понятие НТР.
Черты и составные части НТР( наука ,техника и технология, производство, управление).Мировое хозяйство. Понятие о международном географическом разделении труда. Отрасли международной специализации, международная экономическая интеграция, региональные и отраслевые группировки.
О1. с. 99-130
2
1
18
Самостоятельная работа№4 : Составить таблицу по теме: «Классификация форм Всемирных экономических отношений».
4
3
Тема 1.5. География отраслей мирового хозяйства
Содержание учебного материала
5
19
География отраслей мирового хозяйства .
География промышленности. География сельского хозяйства. География транспорта. Международные экономические отношения.
О1. С.131-190
2
2
20
Практические занятия №5: Построение картосхемы размещения основных районов ведущих отраслей мирового хозяйства.
выполнить с.р.№5
2
2
21
Самостоятельная работа№5 :Составить таблицу - Виды транспорта.
1
3
Раздел 2. Региональная характеристика мира
48
Тема 2.1. Зарубежная Европа
Содержание учебного материала
8
22
Зарубежная Европа . Общая характеристика региона. Географический рисунок расселения и хозяйства. Субрегионы и страны.
О1. с. 191-234
2
1
23
Семинарское занятие №3: 1. ЭГП Италии, Франции, Германии.2. Госстрой этих стран.3. Население данных стран.4. Хозяйство.5. Транспорт.
выполнить с.р.№6
2
2
24
Практическое занятие №6: Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Европы
выполнить с.р.№6
2
2
25
Самостоятельная работа №6: Подготовить реферат - страна Западной Европы по плану
2
3
Тема 2.2. Зарубежная Азия. Австралия.
Содержание учебного материала
10
26
Зарубежная Азия. Австралия. Общая характеристика Азии и Австралии. Характерные черты ЭГП: территория, границы, положение. Государственный строй. Субрегионы Зарубежной Азии: Восточная Азия, Юго-Западная Азия, Юго-Восточная Азия ,Южная Азия. Население. Воспроизводство населения, проявление « демографического взрыва». Сложность этнического состава. Международные конфликты. Хозяйство: уровень развития и международная специализация. Сельское хозяйство и его типы.
О1. с. 235-284
2
1
27
Семинарское занятие№4: 1. ЭГП Японии, Индии и Китая. 2. Госстрой этих стран.3. Население данных стран.4. Хозяйство.5. Транспорт.
выполнить с.р.№7
2
2
28
Практические занятия №7:. Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Азии и Австралии.
выполнить с.р.№7
2
2
29
Самостоятельная работа№7: Подготовка презентаций по одному из регионов мира.
4
3
Тема 2.3. Африка
Содержание учебного материала
6
30
Африка.Характерные черты ЭГП: территория, границы, положение; большие внутренние различия. Государственный строй. Субрегионы Африки. Население. Воспроизводство населения. Сложность этнического состава. Плотность населения и сновные черты урбанизации. Хозяйство: место Африки в мире. Горнодобывающая промышленность, тропическое и субтропическое земледелие.
О1. с. 285-304
2
2
31
Практические занятия №8: Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Африки
выполнить с.р.№8
2
2
32
Самостоятельная работа№8: Подготовить реферат - страна Африки по плану.
2
3
Тема 2.4. Северная Америка
Содержание учебного материала
6
33
Северная Америка.Характерные черты ЭГП США и Канады: территория, границы, положение; благоприятные предпосылки. Государственный строй. Население. Численность и естественный прирост. Иммиграция и формирование американской нации. Плотность населения . Общая характеристика хозяйства: ведущее место США в мировой экономике. География промышленности. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства.
О1. с. 305-338
2
1
34
Практические занятия №9: Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов США
выполнить с.р.№9
2
2
35
Самостоятельная работа№9: Написать реферат о интересных законах США.
2
3
Тема 2.5. Латинская Америка
Содержание учебного материала
6
36
Латинская Америка Характерные черты ЭГП: территория, границы, положение. Государственный строй. Субрегионы Латинской Америки: Средняя Америка, Андские страны, страны бассейна Амазонки. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие..Население. Воспроизводство населения. История колонизации формирование этнического состава. Плотность населения и основные черты урбанизации. Хозяйство: противоречия развития. Горнодобывающая и обрабатывающая промышленность .Сельское хозяйство:особеннсти землевладения и землепользования.
О1. с. 339-360
2
2
37
Практические занятия №10: Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Латинской Америки.
выполнить с.р.№10
2
2
38
Самостоятельная работа№10: Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Латинской Америки
2
3
Тема 2.6.
Россия в современном мире
Содержание учебного материала
6
39
Россия в современном мире . Место России в мире. Место России в мировом хозяйстве. Перспективы развития России.
О1. с. 361-378
2
1
40
Практические занятия №11: Заполнить контурную карту : внешнеэкономические связи России.
выполнить с.р.№11
2
2
41
Самостоятельная работа№11 : Подготовить реферат по теме: «Роль и место России в современном мире». «Глобальные проблемы человечества».
2
3
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества (обобщение знаний)
6
Тема 3.1. Глобальные проблемы человечества
Содержание учебного материала
6
42
Глобальные проблемы человечества . Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Геоэкология - фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.
О1. с. 379-398
2
2
43
Практические занятия №12: Анализ решения глобальных проблем.
2
2
44
Контрольная работа по странам мира.
1
3
45
Дифференцированный зачет
1
3
Всего
97
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «География».
Оборудование учебного кабинета:
-
рабочее место преподавателя;
-
рабочие места по количеству обучающихся;
-
наглядные пособия (плакаты, карты, схемы и т. д.).
Технические средства обучения:
-
компьютер;
-
интерактивная доска;
-
мультимедиапроектор;
-
многофункциональное устройство
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Максаковский В.П. География.10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ В.П. Максаковский. - 23-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2014. - 416 с.
Дополнительные источники:
1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. - М., 2005.
2. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. - М., 2005.
3. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнике «Экономическая и социальная география мира». - М., 2005.
4. Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. - М., 2005
5. Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ИРПО. - М., 2008.
6. Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М., 2008
7. Петрова Н.Н. ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах и ответах. - М., 2007.
8. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок; ч. 1 и ч. 2. - М., 2005.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели оценки результата
-
определять и сравнивать по разным источникам информации
географические тенденции развития природных, социально-экономи-ческих и геоэкологических объектов, процессов и явлений; -
применять разнообразные источники географической инфо-рмации для проведения наблю-дений за природными, социально экономическими и геоэкологи-ческими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под
влиянием разнообразных факторов; -
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; правильной оценки важнейших социально-экономических событий
международной жизни, геополи-тической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
-
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные место-рождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специ-фику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- определять и пользоваться справочными данными по социально-экономическим, геоэкологическим и природным объектам;
- оценивать степень ресурсообе-спеченности разных стран;
-
выявлеть из географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
-
примененять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;
-
делать правильную оценку важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
-
понимать географическую специфику крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.