Методическая разработка интегрированного урока по географии и истории

Настоящая разработка урока составлена совместно с у чителем истории.Главной целью создания данного итегрированного урока было  стремление к  прведению урока  не в стандартнои форме,а также показать как можно использовать самые современные формы методы сучетом новых требований в рамкаж ФГОС-Метопредметные УУД,деление класса на группы.При составлении плана данного урока были учтены дидактические пинципы-научость,доступностьи др.Принцип создания групп -по интересам.Важный элемент в плане урока - эт...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение «Лицей №1»

г. Балаково Саратовской области









Методическая разработка интегрированного урока по истории и географии

Учитель географии

Цопина Любовь Ивановна

МАОУ «Лицей №1» г.Балаково





2012-2013 гг.

Технологическая карта интегрированного урока

по истории и географии

Как прекрасно почувствовать единство целого

комплекса явлений, которые при непосредственном

восприятии оказались разрозненными.

А. Эйнштейн


Методическая разработка урока

Интегрированный урок по географии и истории в 7 классе


Цель методической разработки:

  • определить основные методы и формы изучения содержания темы;

  • показать в разработке виды деятельности педагога и учащихся;

  • раскрыть особенности использования на уроке современных технологий и информационных средств обучения;

  • осуществить связь теории с практикой, применяя современные педагогические технологии.

Структура методической разработки.

Аннотация

Методическая разработка показывает, как правильно разработать и провести интегрированный урок, демонстрирует межпредметные связи географии и истории; адресована для педагогов, стремящихся освоить методику интегрированных уроков.

Введение. Методическое обоснование темы.

Сегодня стало понятно, что закрытая от общества школа, как и само закрытое общество, не способны к развитию. В решении таких крупных социальных задач, как выход из состояния закрытого общества, интеграция российского образования в международное образовательное пространство, наша страна прошла трудный и неоднозначный путь. Сохраняя свою самобытность, свои лучшие традиции, российское образование должно в полной мере учесть мировые образовательные тенденции. Данное обстоятельство имеет непосредственное отношение и к каждому учителю: "закрытый" в рамках своего предмета, своей школы, региона и страны учитель достаточно быстро останавливается в своём профессиональном развитии, становится неинтересным сначала для собственных учеников, а затем и для общества в целом. Конкурентоспособность любой страны мира в ближайшее десятилетие будет определяться способностью интегрироваться в глобальную экономику знаний. Создание и применение новых знаний становится основным источником роста национальных экономик и качества жизни большинства людей. Долговременная устойчивость мирового развития сегодня напрямую зависит от качества человеческого капитала, от тех людей, которые обладают знаниями и квалификациями, востребованными в современном мире.

Содержание школьного образования включает как естественнонаучные, так и гуманитарные знания, формирование которых осуществляется в процессе обучения отдельных учебных предметов: физики, химии, биологии, географии, астрономии, истории, литературы и обществознания. Общий объект изучения - природа, человек и общество - остается расчлененным между отдельными учебными предметами, что осложняет процесс приобретения школьниками цельного видения реального мира. Процесс интеграции наук в школьном обучении реализуется через межпредметные связи. Принцип межпредметных связей представляет собой конкретизацию общего дидактического и методологического принципа систематичности обучения, важного не только для более успешного и прочного усвоения знаний, но и формирования у обучаемых особого типа мышления - системного.

История и география, которые изучают общественные явления, опираются на данные естественных и гуманитарных дисциплин и по широте межпредметных связей превосходят большинство других учебных предметов в школе.

Вызвать устойчивый интерес к истории абсолютно у всех учащихся довольно сложно. Быть может, в этом и нет настоятельной необходимости. Современной школе более по силам поставить и решить другую задачу - попытаться сделать так, чтобы, по крайней мере, большей части учащихся было интересно заниматься на каждом уроке. Как же добиться таких результатов?

Считаю, что проведение бинарных (интегрированных) уроков в условиях современного образования особенно актуально. В моей педагогической практике интегрированные уроки имеют большое значение. Я убеждена в том, что именно история легко определяет точки соприкосновения с другими предметами: географией, экономикой, математикой, обществознанием и другими. Программа курса новой истории 7 класса содержит много тем, связанных с изучением истории и исследованием материков и океанов. Поэтому совместное проведение уроков географии и истории целесообразно, необходимо.

Методическое обоснование урока

Методическое обоснование урока составлено на основе планирования. Однако это ни в коем случае не механическое повторение формулировок планирования, а именно обоснование, то есть доказательство необходимости, целесообразности всех элементов урока. Составляя методическое обоснование, учитель продумывает и мотивирует этапы урока, образовательные задачи, систему методов и приемов проведения, рассчитывает время, которое ему потребуется на выполнение каждого вида работы.

Приступая к планированию урока, необходимо соблюдать основные принципы дидактики, т.к. незнание этих принципов и неумелое их применение тормозит успешность обучения, затрудняет усвоение знаний, а также формирование личности ребёнка.

Дидактика - это отрасль педагогики по теории образования и обучения. Она одновременно и теоретическая, и прикладная.

При подготовке и планировании данного урока мы опирались на следующие основные принципы:

  • Принцип научности: содержание учебного материала и методы его изучения должны быть научными, иначе дети не смогут овладеть основами знаний;

  • Принцип систематичности: его сущность заключается в том, что все знания, получаемые учащимися должны находиться в определённой системе; здесь учитываются и возрастные особенности школьников и последовательность в обучении;

  • Принцип доступности: тоже очень значимый принцип в обучении - если неправильно будет отобран и генерализирован учебный материал, и дети на уроке не поймут и не усвоят его, нет никакого смысла в проведении самого урока;

  • Принцип наглядности: этот принцип просто незаменим. И как бы то ни было, на любом уроке с учётом темы и содержания материала необходимо приготовить всё то, что могло бы помочь детям понять объяснение учителя. Здесь также нецелесообразно перегружать внимание лишними наглядными пособиями - всего в меру и к месту. Чувственные образы, представления детей об окружающем мире являются необходимыми компонентами процесса обучения.

  • Принцип сознательности и активности: учитель, на уроке применяя весь свой опыт преподавания, доводит до своих учеников объяснение конкретной темы так, что знания, полученные детьми, становятся осознанными. Произойти это может только тогда, когда преподаватель добросовестно и грамотно объясняет урок, когда в классе хорошая дисциплина, когда тон учителя доброжелателен, даже санитарно-гигиеническая обстановка в кабинете имеет большое значение. Немаловажную роль играет система преподавания, когда все этапы урока соблюдаются всегда. Просто детям на таком уроке интересно и они с удовольствием учатся и понимают и анализируют учебный материал. А ещё нельзя забывать о том, что нужно в процессе объяснения дойти до каждого ученика.

  • Принцип прочности обучения: объясняя этот принцип, хочется сказать о том, что все дидактические принципы взаимосвязаны между собой, так как если не соблюсти один из них, не получится полноценного образования. Вполне понятно, что такое прочность знаний. Это знания не на один день, а информированность, образованность, грамотность для высокого общего развития личности и формирования достойного интеллектуально развитого человека.

  • Принцип индивидуализации развития детей: настоящий педагог всегда в любом детском коллективе заметит все индивидуальные способности, наклонности своих воспитанников. Известно, что в практической деятельности учителя индивидуальный подход повышает эффективность обучения. На уроке этот принцип может быть осуществим при соблюдении ряда условий: дифференцированный подход к каждому школьнику, доброжелательная, доверительная обстановка на уроке. Учитель должен понимать чувства и переживания каждого ученика. Особое внимание необходимо уделять одарённым детям.

Методическое обоснование темы урока

Тема интегрированного урока по географии и истории «Как люди открывали мир. Великие географические открытия» выбрана, потому что она занимает определённое место в содержании программы, имеет большое теоретическое и практическое значение, и можно легко проследить межпредметную связь между этими двумя науками, т.к. курс географии при изучении данной темы рассматривает основные этапы открытия материков и исследования океанов, история же в свою очередь даёт знания о путешественниках-мореплавателях, чьи имена вошли в эпоху Великих географических открытий.

Методические рекомендации по проведению урока

Время предлагаемого урока - 2 академических часа, т.к. изучаемый материал большой по объёму, проводится интегрированная групповая форма работы, демонстрируются различные виды деятельности как учителя, так и учеников. Вид урока - смешанный, тип урока - изучение нового учебного материала. Цель урока подтверждает его типологию и вид.

Задачи вытекают из поставленной цели:

  • образовательные - расширяют известные знания и формируют новые понятия и представления;

  • развивающие - способствуют формированию правильного научного мировоззрения школьника об истории Великих географических открытий.


Межпредметные связи

Научные области истории и географии комплексны. Их интеграция бесспорна, т.к. география - наука особая. Её нельзя относить к естественным или общественным дисциплинам. Этим она отличается от всех других дисциплин. Именно уникальная природа географии должна определять цели географического образования в школе, формировать у учащихся правильные, пространственные представления, история же общественная наука, которая подробно раскрывает особенности исторического развития, хронологию событий, роль личности в различные эпохи эволюции цивилизации человека.

Межпредметные связи предполагают взаимную согласованность содержания образования по различным учебным предметам, построение и отбор материала, которые определяются как общими целями, так и оптимальным учётом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета. В данном интегрированном уроке наиболее применима межпредметная связь, так как она символизирует синтез фактов, понятий и признаков.

Материально-техническое обеспечение

Оборудование урока должно соответствовать содержанию учебного материала. Быть современным, соответствовать методам и технологиям ведения урока.

Основные методы и образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, коммуникативный, проблемный методы, разноуровневое обучение, технология коллективного взаимного обучения.

Мотивация знаний учащихся

Достижение необходимого результата в учебной деятельности учащихся возможно при соблюдении дидактических принципов обучения (см. методическое обоснование).

Подготовительная работа

Подготовительная работа при планировании интегрированного урока занимает особое место. Важно учесть все детали подготовки:

  • чёткое определение формулировки темы урока и доведение её до сведения учащихся;

  • провести строгий отбор учебного материала двух предметов;

  • определить основные формы, методы, педагогические технологии;

  • наметить виды учебной деятельности ученика и учителя;

  • поделить учащихся на группы по специальностям и осуществить дифференцированный подход к каждому ученику с учётом его интеллектуального развития, психолого-эмоциональных особенностей;

  • распределить задания между группами;

  • разработать критерии оценок и довести их до сведения учащихся заранее;

  • составить для каждого ученика диагностическую карту;

  • составить предварительный алгоритм хода урока (см. технологическую карту).

Содержание и ход урока

В начале интегрированного урока опереться на актуализацию знаний учащихся, так как невозможно изучить новое, не зная логической связи с предыдущим. Хотя в ходе работы групп она так же прослеживается. Актуализация - это не только проверка теоретических знаний, но и применение на уроке ранее полученных практических умений.

Список литературы к методической разработке

1. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии.:учебное пособие .-М.:народное образование 2000.

2. Л.А.Кучеряева,Е.А.Шадура:Организационные формы обучения в классно-урочной системе.

3. Драхлер А.Б.Сеть творческих учителей:методическое пособие.-М.:бином.лаборатория знаний,2008,с.150-170

4. Библиотечка «1 сентября».Как готовить интегрированные уроки.Москва «Чистые пруды»,2006г

5. Внутрипредметные и межпредметные связи в обучении(О.И. Бахтина и др.)Под редакцией А.Г.Колоскова.М.:Просвещение,1995год,с100-112.

6. Зотов Ю.Б.Организация современного урока(книга для учителя. Под редакцией Пидкасситного П.И.М.: Просвещение,1996год,с57-63

7. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2012год.Разработка интегрированного урока по географии 6-8 класс. «Ледники».Устюгова Т.А.ИД «1 сентября»

8. Современны словарь иностранных языков (интеграция ).СПб,1994г

9. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок 2012года».Интегрированный урок по географии и литературе.ИД «1 сентября»

10. Фестиваль педагогических идей 2012года.ИД «1 сентября». Интеграция, межпредметные связи в школьных курсах географии и биологии при традиционной и инновационной системах обучения Хумарова И.В.учитель .

11. Фестиваль педагогических идей. Интегрированный урок-конференция, методика проведения Игнатулина Г.Л.,ИД «1 сентября» 2008 год.

Алгоритм урока

План интегрированного урока: географии и истории


География. Материки и океаны.

История. История нового времени.

Технологическая карта учебного занятия

Тема: «Как люди открывали мир. Великие географические открытия»

Время: 2 академических часа (2 урока).

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: конференция.

Цель урока: продолжить формирование у учащихся представлений, и знаний об открытии материков и океанов, и последствиях их освоения; интегрировать на уроке образовательные технологии географии и истории для достижения методического эффекта.

Дидактические задачи урока:

  • образовательные: формировать у школьников знания о новых изобретениях и усовершенствованиях, которые способствовали Великим географическим открытиям материков и океанов; систематизировать представления учащихся о путешественниках-мореплавателях данной эпохи;

  • развивающие: развитие интереса через разнообразные формы творческой деятельности учащихся (технология коллективного способа обучения, информационные технологии и др.), в результате которых вырабатываются навыки и умения необходимые для качественного образовательного эффекта; развивать географическое, историческое логическое мышление учащихся; способствовать формированию у школьников умения компетентного применения знаний, полученных при изучении географии и истории;

  • воспитывающие: воспитывать интерес к географическим и историческим знаниям; формировать правильное, научное мировоззрение, используя современные образовательные технологии; воспитывать культуру общения, культуру речи.

Материально-техническое обеспечение урока

Оборудование урока:

География

История

Интерактивные карты: физическая карта мира, атлас.

Иллюстрированные таблицы, карта Великих географических открытий,

фотографии, справочные материалы, атласы.

ТСО: медиопроектор, демонстрационный экран, компьютер,

интерактивная доска, дидактический материал.

Межпредметные и внутрипредметные связи: история, география, обществознание, литература, информационные технологии (умение работать с интернетом и составлять презентации).

Основные методы и образовательные технологии, используемые на уроке: личностно-ориентированные технологии; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, коммуникативный, проблемный методы; разноуровневое обучение, технология коллективного взаимного обучения.

Мотивация знаний учащихся: показать взаимосвязь и необходимость сочетания образовательных технологий, применяемых на уроках географии и истории для достижения необходимого результата.

Подготовительная работа

1. Постановка темы и основных целей урока перед учащимися.

2. Деление класса на предыдущих уроках на группы по специальностям:

  • Индоведы

  • Колумбоведы

  • Скандинавоведы

  • Магеллановеды

3. Осуществление дифференцированного подхода внутри группы:

  • Историки-летописцы

  • Географы-картографы

  • Изобретатели

  • Этнографы

  • Разработчики презентаций

4. Распределение опережающих заданий (презентации, сообщения).

5. Разработка критериев оценки и доведение их до сведения учащихся.

Диагностическая карта учебного занятия

№п/п

Ф.И.

Вид деятельности

Количество баллов

Оценка











Критерии оценки:

25баллов - «5» 18-24 - «4» менее 18 - «3»



Содержание и ход урока

Актуализация знаний учащихся.

География

История

Основные понятия: стороны горизонта, материки, острова и полуострова, океаны, моря, заливы, проливы.

Основные понятия: Старый и Новый свет, колонии, метрополии, мореплаватели, капитал, капитализм

Основные умения:

Показывать части света, маршруты мореплавателей, определять роль карты в жизни науки и людей, составлять характеристику путешествий, опираясь на различные первоисточники (карты, научно-популярная литература и т.д.)



Алгоритм основной части урока:

I. Организационный момент (1 - 2мин.).

II. Основная часть урока.

1. Постановка цели урока перед классом.

2. Воспроизведение ранее полученных знаний.

3. Фронтальная беседа.

География

История


1.Назовите материки и части света, покажите на карте.

2.Назовите океаны в порядке убывания их площади и покажите на карте.


1.Назовите страны Старого света, покажите на карте.

2.Объясните понятия «метрополия» и «колония».

3.Что такое Доколумбовая Америка?

4. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителей. (Учителя географии и истории поочередно рассказывают о ходе предстоящего урока).

«Тема сегодняшнего урока связана с Великими географическими открытиями. А что вам об этом известно?»

Работа по группам. Учителя направляют и контролируют работу групп.

Деятельность групп.

  • Скандинавоведы

1. Рассказ историка-летописца о путешествии викингов.

2. Картограф показывает на карте их маршрут, подписывает все названия на настенной контурной карте.

3. Все учащиеся работают на своих контурных картах.

4. Изобретатель рассказывает об истории кораблей, демонстрируя презентацию.

5. Этнограф рассказывает о традициях и культуре скандинавов-викингов.

6. Тест для класса.

  • Индоведы

1. Изобретатель рассказывает об усовершенствовании оружия, кораблестроения, используя презентацию.

2. Историк-летописец и географ-картограф подробно рассказывают об открытии европейцами морского пути в Индию(презентация 1488г. о Б.Диаш, Васко да Гама 1497 г.).

3. Картограф наносит маршрут путешественника на контурной карте.

4. Учащиеся работают на контурной карте.

5. Этнограф рассказывает о народах и традициях Индии и Африки.

6. Закрепление. Тест для класса.

  • Колумбоведы

  1. Импровизированная сцена выхода Христофора Колумба и его спутников на остров Сан-Сальвадор (Святой спаситель).

  2. Историк-летописец - демонстрация интерактивной карты путешествия Х.Колумба.

  3. Картограф и учащиеся на контурной карте наносят маршрут путешествия.

  4. Этнограф рассказывает о традициях народов Латинской Америки.

  5. Закрепление. Тест для класса.

  • Магеллановеды

1. Историк-летописец обращается к классу с вопросом «Что вам известно о первом кругосветном морском путешествии?», дополняет ответ с использованием презентации.

2. Изобретатели раскрывают технические особенности оружия и кораблей этой эпохи.

3. Этнографы рассказывают о народах населяющих Филиппинские острова и о гибели Ф.Магеллана.

4. Картографы и учащиеся наносят маршрут путешествия на контурной карте.

5. Закрепление. Тест для класса.

Закрепление

Электронное централизованное тестирование на интерактивной доске (см. в приложении).

Итог урока

I. Фронтальная беседа (проводят учителя истории и географии).

Вопросы:

  1. С какой темой мы познакомились на уроке?

  2. Какие новые понятия и термины вы узнали в ходе урока?

  3. Взаимооценка работы каждой группы.

II. Заполнение диагностической карты, (выставление оценок учащимся), сообщение оценок.

III. Объявление итоговых оценок учителями.

Домашнее задание

География

  1. § 2, стр. 9-12

  2. Заполните таблицу «Великие географические открытия».

История

  1. § 1, 2, стр. 23 вопрос 7 письменно







Приложение

Тесты по группам:

1. Развитию мореплавания способствовало появление:

А) водяного двигателя

Б) токарного станка

В) мушкетов

Г) каравеллы

2. В начале 16 века переворот в военном деле связан с:

А) использованием конницы

Б) применением осадных башен

В) появлением огнестрельного оружия

Г) применением осадных камнемётных орудий

3. В 16 веке значение рыцарского войска существенно снизилось из-за появления:

А) тяжёлых доспехов

Б) народного ополчения

В) камнемётных таранов

Г) огнестрельного оружия

4. Длительные морские путешествия стали возможны благодаря появления кораблей нового типа:

А) галер

Б) триер

В) каравелл

Г) пароходов


Централизованное тестирование

Встреча миров

Великие географические открытия и их последствия

1. Ранее других состоялась экспедиция:

А) Бартоломео Диаша

Б) Америго Веспуччи

В) Христофора Колумба

Г) Франциско Писарро

2. В честь Магеллана был назван открытый им:

А) океан

Б) материк

В) северо-восточный берег Америки

Г) пролив между Южной Америкой и островом

3. Покорение государства ацтеков в Америке в 1519 г. Связано с именем:

А) Вильгельма Завоевателя

Б) Эрнандо Кортеса

В) Джона Кабота

Г) Марко Поло

4. Завоевателей новых, обнаруженных в ходе Великих географических открытий земель называли:

А) конкистадорами

Б) трубадурами

В) мушкетёрами

Г) каравеллами

5. Территории, потерявшие независимость и попавшие под власть завоевателей, называют:

А) Новым Светом

Б) компаниями

В) колониями

Г) гильдиями

Список литературы

1. Юдовская А.Я., Баранова П.А., Ванюшкина Л.М. «История Нового времени 1500-1800; 7 класс» (М.: Просвещение).

2. Волкова К.В.,-М.:ВАКО,2011.-112с.-(Контрольно-измерительные материалы).История Нового времени.

3. Леденцов Н.И. «Страна загадок и чудес»: приволжское кн.издат., 1983 г., Саратов, с.47, 78

4. И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенёв. География. Материка и океаны, 7кл. : учебник для общеобразоват. учреждений - М.: Дрофа, 2010 г., с.122-138

5. И.В. Крылова. Материки и океаны : учебник для 7 кл. - М.: Просвещение, 2007 г., с. 149-172

6. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. В 6 - 8 кл. /Сост. С.Г. Зубанова и др./, М.: Глобус, 2009 г., с.34

7. Элькин Г.Н. География материков и океанов. 7 кл. Методическое пособие - Санкт-Петербург .: «Паритет» 2001 г., с.98- 107

8. И.А. Когут «Повторение и контроль знаний». География ( интерактивные дидактические материалы) 6-7 кл. - М.: Планета, 2011 г., с. 106

9. Я иду на урок географии : Физическая география материков и океанов. /Сост. сборника К.С. Лазоревич/ - М.: Издательство «1 сентября» , 2000г., с. 128-139

10. Пятунин В.Б. Тестовые задания по географии: 6-10 кл., М.: Просвещение 2001 г., с.44-52

ИКТ

  1. Интерактивная карта. Природные зоны мира, М.: Дрофа, 2009г.

  2. Электронные уроки, тесты. География в школе. Австралия, Океания, Арктика, Антарктика. ЗАО «Новый диск», 2007г.

  3. Интерактивная карта. Австралия. Физическая карта. М.: Дрофа, 2009г.

  4. Планета Земля. Подарочное издание. 5 DVD. Пустыни. - ЗАО «Союз видео», 2010г.

Интернет, сайт Википедия.


© 2010-2022