Разработка элективного курса по географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Разработка элективного курса по географии

«Путешествие по странам мира»

10 класс




0,2 часа в неделю (7 часов)

Всякое знание остается мертвым,

если в учащихся не развивается

инициатива и самодеятельность:

учащегося нужно приучать не

только к мышлению, но и к хотению.

Н. А. Умов


Пояснительная записка

Программа элективного курса «Путешествие по странам мира» соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся. Она заключается в том, что данный курс не изучается в школьной программе. Программа построена на основе межпредметной интеграции с историей, биологией, искусством, психологией, архитектурой, литературой.

Особенностью данного курса является то, что некоторые направления данного курса изучаются с использованием новейшей телекоммуникационной технологии. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика. Так же учащиеся получают удовлетворение познавательного интереса, возникает желание познавать мир,

используя информационную систему.

Современная экономика ведущих стран мира во многом зависит от развития международного туризма и услуг - один из видов которых - знакомство с культурой, традициями, достопримечательностями стран. Открыты границы для посещения стран туристами и отдыхающими, перед ними открывается удивительный мир прекрасных творений рук человеческих и созданных природой. Современный мир очень интересен и привлекателен тем, что встреча с ним - это знакомство с прекрасным и неизвестным.

Путешествия по странам через образные рассказы экскурсовода учителя или ученика и красочные видеофильмы, слайды несомненно заинтересуют учащихся.

В настоящее время расширяется сеть учебных заведений, в которых открываются факультеты по подготовке специалистов туризма и сервиса, экскурсоводов, где ведущим предметом является география.

Специфика нашей школы ( «Открытая (сменная) общеобразовательная школе № 65»)

в том, что у нас обучается, в основном, старшее звено учащиеся 10-12 классов,

2-4 раза в неделю. Многие из ребят работают, есть учащиеся из трудных неполных семей, переведенные в нашу школу из других школ по постановлению комиссии по делам несовершеннолетних, у которых потерян интерес к знаниям. Помимо уроков у нас есть зачетное время, где ребята могут подтянуть свое отставание по предметам. В классе, где ребята проявляют наибольшую заинтересованность я провожу эти занятия. Я взяла эту тему для того, чтобы привлечь внимание, расширить кругозор восстановить утерянный интерес к предмету проводить профориентационную работу.

Занятия данного курса влияют на осознанный выбор социально-экономического профиля обучения, на выбор в дальнейшем профессии, связанной с ветвью географии - туризмом и сервисом, его направлениями.

Поэтому очевидно, что данный курс в современной школе является актуальным и необходимым для изучения.


Общие цели предпрофильной подготовки

- каждое занятие данного курса готовит учащихся к выбору профиля обучения;

- в процессе изучения темы развиваются способности к самоопределению;

- через практические занятия формируется ответственность за самостоятельный

выбор будущей профессии;

- современной технологией, различными методами и формами необходимо вызвать

интерес к предмету, к выбору будущего профиля, желание изучать данную тему

в дальнейшем.

Цель программы


Расширить географический кругозор, подготовить учащихся к восприятию профильного страноведческого курса « Страны мира».

Общие задачи программы


- вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство

с культурными и природными достопримечательностями;

- познакомить с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного

Наследия;

- показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;

- воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;

- расширить знания о столицах и крупнейших городах мира.

Столицы и крупные города мира играют огромную роль в жизни страны. В них сосредоточена большая часть населения страны. Города - это экономические, культурные и туристические центры страны. Они выполняют различные функции. Одна из них - это встречи туристов и представление ценностей своей страны - достопримечательностей природных и созданных руками человека.

Данный курс обеспечен информационным материалом: есть набор видеофильмов о достопримечательностях мира, рефераты учащихся, справочники «Страны мира», «Столицы мира», сетевая инновационная образовательная программа «Как прекрасен этот мир», в котором представлены достопримечательности по странам мира, виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии 10 класс». Весь информационный материал лежит в основе изучения данного элективного курса.

В работе с данным содержанием возможны такие виды деятельности, как пресс-конференция, работа со статистическим материалом, заочные экскурсии, занятия в видеозале, заседание »круглого стола». Занятия по основным вопросам проводятся в компьютерном классе.

Содержание программы направлено на передачу географических знаний для подготовки учащихся к выбору определенных профессий, связанных с туризмом и сервисом, международными услугами, экскурсиями.

Учащиеся должны знать (объяснять):

- страны и столицы:

- знаменитые и наиболее интересные достопримечательности.

Учащиеся должны уметь (называть, показывать):

- уметь работать на компьютере;

- работать с различными источниками информации;

- ориентироваться по карте;

- свободно рассказывать о достопримечательностях мира.


Содержание курса и учебная деятельность


Учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки

для понимания и познания мира, для построения индивидуального самоопределения

и успешного выбора профиля обучения. Постоянная работа с источниками

информации, работа и общение в группах позволит сформировать ответственность

и самостоятельность. Повысится интерес к предмету и желание познавать мир.

При изучении элективного курса учащиеся познакомятся :

Тема 1. Политическая карта мира. Туризм и виды услуг.

Знакомство с понятиями: туризм и виды услуг( транспортные, строительные, кинопрокат, обработка научной информации, использование космической связи и др.), менталитет, рекреационные ресурсы, достопримечательности, ЮНЕСКО, культурные и природные Объекты Всемирного Наследия. Выделить цели международного туризма, особенности «индустрии туризма», способы передвижения. В ходе выполнения практической работы на контурной карте выделить главные регионы мира привлекающих туристов, культурные и природные Объекты Всемирного Наследия, находящиеся под охраной ЮНЕСКО.

Тема 2. Франция.

Знакомство с визитной карточкой Франции. Обзорная экскурсия по природным и культурным достопримечательностям (Эйфелева башня, Елисейские поля,

Собор Сакрэ-Кер ( Святого Сердца) - в Париже; провинция Прованс - душистый цветник Франции; горные хребты и лазурные берега пляжей; местечко Рокфор, где уже 1000 лет делают сыр из овечьего молока; Париж и мода…). Защита рефератов по странам Зарубежной Европы.

Тема 3. США.

Визитная карточка страны. Обзорная экскурсия по достопримечательностям (штаты США, их своеобразие, Белый Дом и Капитолий, Аляска, улица Бродвей в Нью-Йорке, Силиконовая долина, статуя Свободы, штат Калифорния…)

Тема 4. Япония.

Визитная карточка страны. Обзорная экскурсия (Токио, театр Кабуки, вулкан Фудзияма, тоннель «Сейкан», население Южной Японии - ама, сад камней, сакура…)Защита рефератов по странам Азии.

Тема 5. Бразилия.

Визитная карточка страны. Обзорная экскурсия ( Рио-де-Жанейро, стадион «Маракана», карнавалы, водопад Игуасу, леса Амазонии…) Защита рефератов по странам Латинской Америки.

Тема 6. Индия.

Визитная карточка Индии. Обзорная экскурсия (Мавзолей Тадж-Махал, буддийские и индусские храмы, река Ганг, Гималаи…)

Тема 7. Зачетный урок.

1).Проведение теста по изученному материалу. Выявление полученных знаний.

2). Выступление учащихся в роли экскурсовода по достопримечательностям мира по выбранному маршруту.

Учащиеся будут иметь представление:

- о различных видах достопримечательностей;

- о профессии гидов, экскурсоводов и других специальностях данной области;

- об уровне жизни в различных государствах;

- о традициях и обычаях населения стран мира;

- о ценностях культуры данной страны.

Учащиеся должны знать:

- формирование политической карты мира;

- формы экономических отношений;

- виды достопримечательностей;

- примеры достопримечательностей под эгидой ЮНЕСКО.

Учащиеся должны уметь:

- работать с различными источниками информации;

- разбираться в вопросах определения достопримечательностей;

- работать на компьютере.


Учащиеся будут иметь опыт:

- сотрудничества, взаимопомощи;

- самостоятельного выбора будущей профессии;

- общения в процессе учебной деятельности.

Система оценивания успешности прохождения курса


В процессе изучения данного курса выполняются 2 практические работы (1,7 занятие) , защита реферата (по выбранной стране). За эти работы ставится оценка «зачтено», « не зачтено». Итоговый тест по курсу оценивается в баллах «5», «4», «3».

Учебно-тематическое планирование

элективного курса «Путешествие по странам мира»

№п/п

Тема

кол-во

часов

Практические работы

Самост. работы учащихся

1.

Политическая карта мира. Туризм и виды услуг.

1.

1. Нанесение на к/к памятников природы и культуры, находящихся под охраной ЮНЕСКО.


2.

Франция.

1.



3.

США.

1.



4.

Япония.

1.



5.

Бразилия.

1.


Защита реферата

6.

Индия.

1.



7.

Зачет

1

2.Роль

экскурсовода по достопримечательностям мира.

тесты


итого

7

2

2


Список литературы, использованной для составления элективного курса « Путешествие по странам мира»



  1. Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. - Мн.:Харвест,1999 (энциклопедический словарь)

  2. География. Еженедельная методическая газета для учителей географии, экологии, и природоведения издательского дома « Первое сентября» № 19, № 20, № 42 2004

  3. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. - Москва Просвещение, 2009.

  4. Максаковский В. П. Географическая картина мира. -Ярославль. Верхняя Волга.1998.

5. Пяткова Л. В. Сетевая инновационная образовательная программа

страноведческого курса по географии « Как прекрасен этот мир»

6. Родин И. О., Пименов Т. М. Все страны мира. -Вече, 2003





ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест по элективному курсу « Путешествие по странам мира»

1. Укажите в предложенном списке страну с наибольшим развитием

международного туризма:

А. Франция

Б. Испания

В.США

Г.Италия

2. Какой стране принадлежит мировой рекорд скорости движения поезда

( в этой же стране курсирует и самый быстрый поезд мира)?

3. О какой стране Азии идет речь. «Она протянулась узкой полосой в 1700 км

вдоль морского побережья, покрыта тропическими лесами, специализируется

на производстве риса; главные районы рисосеяния - в дельтах крупнейших

рек, крупные города размещены на крайнем севере и юге.

А. Индия

Б. Китай

В. Япония

Г. Филиппины

4. Назовите крупнейший по численности населения штат США, который

является главным научным и военно-промышленным арсеналом и

называется «государством в государстве»:

А. Калифорния

Б. Огайо

В.Луизиана

Г.Техас

5. Установите пары индийских контрастов:

1. I место в мире по числу А. «утечка умов»

выпускаемых кинофильмов

2. I место в мире по поголовью Б. одно из последних мест по

крупного рогатого скота потреблению мясных продуктов

3. I место в Азии по длине В. ½ населения страны

железных дорог неграмотна

4. III место в мире по числу Г. ½ железных дорог страны

научно-технических - узкоколейки

специалистов

6. Крупнейший в мире гидроэнергетический комплекс « Итайпу» построен

на границе между:

А. Колумбией и Венесуэлой

Б. Парагваем и Бразилией

В. Боливией и Бразилией

Г. Парагваем и Аргентиной

7. Назовите город Южной Америки, единственный объект

современной цивилизации, включенный в список «Всемирного

наследия человечества», по замыслу архитекторов Л. Косты и О. Нимейера,

в плане имеет очертания самолета. Что находится в его:

А. «фюзеляже»

Б. «крыльях»

В. « пилотской кабине»

8. Рекреационный район Закопане расположен на территории:

А. Польши

Б. Чехии

В. Словакии

Г. Словении

9. Установите соответствие между понятиями и их характеристиками:

1. икебана А. выращивание карликовых деревьев

2. бонсай Б. красивое письмо кисточкой и тушью

3. кимоно В. борьба тяжеловесов

4. сумо Г. женская одежда

5. каллиграфия Д. искусство составления букетов

10. Мировой лидер по сбору винограда и производству вина является:

А. Испания

Б. Италия

В. Франция

Г. Португалия

11. Соотнесите знакомые образы и страны:

1. Мавзолей Тадж-Махал А. Франция

2. Собор Святого Петра Б. Индия

3. Эйфелева башня В. Ватикан

© 2010-2022