- Преподавателю
- География
- Разработка элективного курса по географии
Разработка элективного курса по географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ахметова Т.И. |
Дата | 23.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Разработка элективного курса по географии
«Путешествие по странам мира»
10 класс
0,2 часа в неделю (7 часов)
Всякое знание остается мертвым,
если в учащихся не развивается
инициатива и самодеятельность:
учащегося нужно приучать не
только к мышлению, но и к хотению.
Н. А. Умов
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Путешествие по странам мира» соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся. Она заключается в том, что данный курс не изучается в школьной программе. Программа построена на основе межпредметной интеграции с историей, биологией, искусством, психологией, архитектурой, литературой.
Особенностью данного курса является то, что некоторые направления данного курса изучаются с использованием новейшей телекоммуникационной технологии. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика. Так же учащиеся получают удовлетворение познавательного интереса, возникает желание познавать мир,
используя информационную систему.
Современная экономика ведущих стран мира во многом зависит от развития международного туризма и услуг - один из видов которых - знакомство с культурой, традициями, достопримечательностями стран. Открыты границы для посещения стран туристами и отдыхающими, перед ними открывается удивительный мир прекрасных творений рук человеческих и созданных природой. Современный мир очень интересен и привлекателен тем, что встреча с ним - это знакомство с прекрасным и неизвестным.
Путешествия по странам через образные рассказы экскурсовода учителя или ученика и красочные видеофильмы, слайды несомненно заинтересуют учащихся.
В настоящее время расширяется сеть учебных заведений, в которых открываются факультеты по подготовке специалистов туризма и сервиса, экскурсоводов, где ведущим предметом является география.
Специфика нашей школы ( «Открытая (сменная) общеобразовательная школе № 65»)
в том, что у нас обучается, в основном, старшее звено учащиеся 10-12 классов,
2-4 раза в неделю. Многие из ребят работают, есть учащиеся из трудных неполных семей, переведенные в нашу школу из других школ по постановлению комиссии по делам несовершеннолетних, у которых потерян интерес к знаниям. Помимо уроков у нас есть зачетное время, где ребята могут подтянуть свое отставание по предметам. В классе, где ребята проявляют наибольшую заинтересованность я провожу эти занятия. Я взяла эту тему для того, чтобы привлечь внимание, расширить кругозор восстановить утерянный интерес к предмету проводить профориентационную работу.
Занятия данного курса влияют на осознанный выбор социально-экономического профиля обучения, на выбор в дальнейшем профессии, связанной с ветвью географии - туризмом и сервисом, его направлениями.
Поэтому очевидно, что данный курс в современной школе является актуальным и необходимым для изучения.
Общие цели предпрофильной подготовки
- каждое занятие данного курса готовит учащихся к выбору профиля обучения;
- в процессе изучения темы развиваются способности к самоопределению;
- через практические занятия формируется ответственность за самостоятельный
выбор будущей профессии;
- современной технологией, различными методами и формами необходимо вызвать
интерес к предмету, к выбору будущего профиля, желание изучать данную тему
в дальнейшем.
Цель программы
Расширить географический кругозор, подготовить учащихся к восприятию профильного страноведческого курса « Страны мира».
Общие задачи программы
- вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство
с культурными и природными достопримечательностями;
- познакомить с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного
Наследия;
- показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;
- воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;
- расширить знания о столицах и крупнейших городах мира.
Столицы и крупные города мира играют огромную роль в жизни страны. В них сосредоточена большая часть населения страны. Города - это экономические, культурные и туристические центры страны. Они выполняют различные функции. Одна из них - это встречи туристов и представление ценностей своей страны - достопримечательностей природных и созданных руками человека.
Данный курс обеспечен информационным материалом: есть набор видеофильмов о достопримечательностях мира, рефераты учащихся, справочники «Страны мира», «Столицы мира», сетевая инновационная образовательная программа «Как прекрасен этот мир», в котором представлены достопримечательности по странам мира, виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии 10 класс». Весь информационный материал лежит в основе изучения данного элективного курса.
В работе с данным содержанием возможны такие виды деятельности, как пресс-конференция, работа со статистическим материалом, заочные экскурсии, занятия в видеозале, заседание »круглого стола». Занятия по основным вопросам проводятся в компьютерном классе.
Содержание программы направлено на передачу географических знаний для подготовки учащихся к выбору определенных профессий, связанных с туризмом и сервисом, международными услугами, экскурсиями.
Учащиеся должны знать (объяснять):
- страны и столицы:
- знаменитые и наиболее интересные достопримечательности.
Учащиеся должны уметь (называть, показывать):
- уметь работать на компьютере;
- работать с различными источниками информации;
- ориентироваться по карте;
- свободно рассказывать о достопримечательностях мира.
Содержание курса и учебная деятельность
Учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки
для понимания и познания мира, для построения индивидуального самоопределения
и успешного выбора профиля обучения. Постоянная работа с источниками
информации, работа и общение в группах позволит сформировать ответственность
и самостоятельность. Повысится интерес к предмету и желание познавать мир.
При изучении элективного курса учащиеся познакомятся :
Тема 1. Политическая карта мира. Туризм и виды услуг.
Знакомство с понятиями: туризм и виды услуг( транспортные, строительные, кинопрокат, обработка научной информации, использование космической связи и др.), менталитет, рекреационные ресурсы, достопримечательности, ЮНЕСКО, культурные и природные Объекты Всемирного Наследия. Выделить цели международного туризма, особенности «индустрии туризма», способы передвижения. В ходе выполнения практической работы на контурной карте выделить главные регионы мира привлекающих туристов, культурные и природные Объекты Всемирного Наследия, находящиеся под охраной ЮНЕСКО.
Тема 2. Франция.
Знакомство с визитной карточкой Франции. Обзорная экскурсия по природным и культурным достопримечательностям (Эйфелева башня, Елисейские поля,
Собор Сакрэ-Кер ( Святого Сердца) - в Париже; провинция Прованс - душистый цветник Франции; горные хребты и лазурные берега пляжей; местечко Рокфор, где уже 1000 лет делают сыр из овечьего молока; Париж и мода…). Защита рефератов по странам Зарубежной Европы.
Тема 3. США.
Визитная карточка страны. Обзорная экскурсия по достопримечательностям (штаты США, их своеобразие, Белый Дом и Капитолий, Аляска, улица Бродвей в Нью-Йорке, Силиконовая долина, статуя Свободы, штат Калифорния…)
Тема 4. Япония.
Визитная карточка страны. Обзорная экскурсия (Токио, театр Кабуки, вулкан Фудзияма, тоннель «Сейкан», население Южной Японии - ама, сад камней, сакура…)Защита рефератов по странам Азии.
Тема 5. Бразилия.
Визитная карточка страны. Обзорная экскурсия ( Рио-де-Жанейро, стадион «Маракана», карнавалы, водопад Игуасу, леса Амазонии…) Защита рефератов по странам Латинской Америки.
Тема 6. Индия.
Визитная карточка Индии. Обзорная экскурсия (Мавзолей Тадж-Махал, буддийские и индусские храмы, река Ганг, Гималаи…)
Тема 7. Зачетный урок.
1).Проведение теста по изученному материалу. Выявление полученных знаний.
2). Выступление учащихся в роли экскурсовода по достопримечательностям мира по выбранному маршруту.
Учащиеся будут иметь представление:
- о различных видах достопримечательностей;
- о профессии гидов, экскурсоводов и других специальностях данной области;
- об уровне жизни в различных государствах;
- о традициях и обычаях населения стран мира;
- о ценностях культуры данной страны.
Учащиеся должны знать:
- формирование политической карты мира;
- формы экономических отношений;
- виды достопримечательностей;
- примеры достопримечательностей под эгидой ЮНЕСКО.
Учащиеся должны уметь:
- работать с различными источниками информации;
- разбираться в вопросах определения достопримечательностей;
- работать на компьютере.
Учащиеся будут иметь опыт:
- сотрудничества, взаимопомощи;
- самостоятельного выбора будущей профессии;
- общения в процессе учебной деятельности.
Система оценивания успешности прохождения курса
В процессе изучения данного курса выполняются 2 практические работы (1,7 занятие) , защита реферата (по выбранной стране). За эти работы ставится оценка «зачтено», « не зачтено». Итоговый тест по курсу оценивается в баллах «5», «4», «3».
Учебно-тематическое планирование
элективного курса «Путешествие по странам мира»
№п/п
Тема
кол-во
часов
Практические работы
Самост. работы учащихся
1.
Политическая карта мира. Туризм и виды услуг.
1.
1. Нанесение на к/к памятников природы и культуры, находящихся под охраной ЮНЕСКО.
2.
Франция.
1.
3.
США.
1.
4.
Япония.
1.
5.
Бразилия.
1.
Защита реферата
6.
Индия.
1.
7.
Зачет
1
2.Роль
экскурсовода по достопримечательностям мира.
тесты
итого
7
2
2
Список литературы, использованной для составления элективного курса « Путешествие по странам мира»
-
Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. - Мн.:Харвест,1999 (энциклопедический словарь)
-
География. Еженедельная методическая газета для учителей географии, экологии, и природоведения издательского дома « Первое сентября» № 19, № 20, № 42 2004
-
Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. - Москва Просвещение, 2009.
-
Максаковский В. П. Географическая картина мира. -Ярославль. Верхняя Волга.1998.
5. Пяткова Л. В. Сетевая инновационная образовательная программа
страноведческого курса по географии « Как прекрасен этот мир»
6. Родин И. О., Пименов Т. М. Все страны мира. -Вече, 2003
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест по элективному курсу « Путешествие по странам мира»
1. Укажите в предложенном списке страну с наибольшим развитием
международного туризма:
А. Франция
Б. Испания
В.США
Г.Италия
2. Какой стране принадлежит мировой рекорд скорости движения поезда
( в этой же стране курсирует и самый быстрый поезд мира)?
3. О какой стране Азии идет речь. «Она протянулась узкой полосой в 1700 км
вдоль морского побережья, покрыта тропическими лесами, специализируется
на производстве риса; главные районы рисосеяния - в дельтах крупнейших
рек, крупные города размещены на крайнем севере и юге.
А. Индия
Б. Китай
В. Япония
Г. Филиппины
4. Назовите крупнейший по численности населения штат США, который
является главным научным и военно-промышленным арсеналом и
называется «государством в государстве»:
А. Калифорния
Б. Огайо
В.Луизиана
Г.Техас
5. Установите пары индийских контрастов:
1. I место в мире по числу А. «утечка умов»
выпускаемых кинофильмов
2. I место в мире по поголовью Б. одно из последних мест по
крупного рогатого скота потреблению мясных продуктов
3. I место в Азии по длине В. ½ населения страны
железных дорог неграмотна
4. III место в мире по числу Г. ½ железных дорог страны
научно-технических - узкоколейки
специалистов
6. Крупнейший в мире гидроэнергетический комплекс « Итайпу» построен
на границе между:
А. Колумбией и Венесуэлой
Б. Парагваем и Бразилией
В. Боливией и Бразилией
Г. Парагваем и Аргентиной
7. Назовите город Южной Америки, единственный объект
современной цивилизации, включенный в список «Всемирного
наследия человечества», по замыслу архитекторов Л. Косты и О. Нимейера,
в плане имеет очертания самолета. Что находится в его:
А. «фюзеляже»
Б. «крыльях»
В. « пилотской кабине»
8. Рекреационный район Закопане расположен на территории:
А. Польши
Б. Чехии
В. Словакии
Г. Словении
9. Установите соответствие между понятиями и их характеристиками:
1. икебана А. выращивание карликовых деревьев
2. бонсай Б. красивое письмо кисточкой и тушью
3. кимоно В. борьба тяжеловесов
4. сумо Г. женская одежда
5. каллиграфия Д. искусство составления букетов
10. Мировой лидер по сбору винограда и производству вина является:
А. Испания
Б. Италия
В. Франция
Г. Португалия
11. Соотнесите знакомые образы и страны:
1. Мавзолей Тадж-Махал А. Франция
2. Собор Святого Петра Б. Индия
3. Эйфелева башня В. Ватикан