Урок по географии 10 класс на тему Государственный строй стран мира

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Государственный строй стран мира

Цель урока: изучение форм государственного правления и административно-территориального устройства государств мира.

Задачи.

Образовательные: формировать знания о формах государственного правления и административно-территориального устройства, расширить знания о классифика­ции стран мира и закрепить знания номенклатуры.

Развивающие: развивать умения работать над проектами, анализировать изучаемый материал; выступать перед аудиторией; совершенствовать навыки выполнения практической работы.

Тип урока: практическая работа, комбинированный.

Оборудование: автоматизированное рабочее место; политическая карта мира, контурная карта, атлас, дополнительная литература, презентация.

Учебник: В. П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» - Москва: «Просвещение», 2015 год

Методы и приемы: метод проектов; фронтальный опрос; ответы по цепочке; работа с атласом и контурной картой; работа с учебником, рабочей тетрадью.

Метапредметные связи: история, обществознание.

Ход урока

1.Организационный момент.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть вас.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Давайте повторим, что мы изучили на прошлом уроке. Знание политической карты проверим в виде взаимоопроса. (3 минуты) На карточке подпишите фамилию и выставленную оценку: 10 правильных ответов - 5; 9-7 правильных ответов - 4; 5-6 правильных ответов - 3, меньше 5 правильных ответов - работа не сдана. (Учащиеся получают карточки и ра­ботают в парах.)

Вариант 1 показывает: 1. США, 2. Япония, 3. Франция, 4. Италия, 5. Великобритания, 6. ФРГ, 7. Канада, 8. Австралия, 9. Испания, 10. Нор­вегия.

Вариант 2 показывает: 1. Китай, 2. Индия, 3. Саудовская Аравия, 4. Египет, 5. Бразилия, 6. Иран, 7. Индонезия, 8. Аргентина, 9. Ислан­дия, 10. Мексика.

Учитель: Передайте, пожалуйста, карточки с последних парт на первые. А сейчас возьмите тестовые задание и выполните их. На это вам даётся 5 минут.

Тест:

1. В конце XX века количество стран и территорий достигло:

а) 120; б) 230; в) 200; г) 320.

2. Политически независимыми государствами называются:

а) колонии; б) суверенные;

в) метрополии; г) «ключевые» страны.

3. Расставьте следующие страны по мере убывания площади:

а) Канада; б) Россия; в) Китай.

4. Страны-архипелаги - это…:

а) Норвегия; б) Япония;

в) Исландия; г) Шри-Ланка.

5. Россия относится к странам:

а) «ключевым»; б) НИС;

в) странам с переходной экономикой;

г) нефтеэкспортирующим.

6. К микрогосударствам Европы относятся:

а) Ватикан; б) Сингапур;

в) Бруней; г) Португалия.

7. Страны Зарубежной Европы, не имеющие выхода к морю:

а) Швейцария; б) Венгрия;

в) Дания; г) Швеция.

8. В «большую семерку» не входит страна:

а) США; б) Канада;

в) Япония; г) Франция; д) Россия.

9. Показатель, характеризующий стоимость всей продукции, выпущенной на территории данной страны за год (в долларах США) называется …

10. Выберите страну, относящуюся к НИС «первого эшелона».

а) Бразилия; б) Малайзия;

в) Тайвань; г) Индия.

Эталоны ответов:

  1. б

  2. б

  3. б а в

  4. б

  5. г

  6. а

  7. а б

  8. д

  9. внутренний валовый продукт

  10. в

Учащиеся проводят взаимопроверку по политической карте мира. Выставляют соседу оценку в карточку и передают ее учителю.




Учащие в течение 5 минут выполняют тестовые задания и сдают их учителю.

3. Изучение нового материала

Тема урока: Государственный строй стран мира

Су­ще­ству­ют раз­лич­ные го­су­дар­ствен­ные ре­жи­мы, формы прав­ле­ния, строй стран.

Со­вре­мен­ные страны мира по фор­мам прав­ле­ния делятся на рес­пуб­ли­ки и мо­нар­хи­и.

Найдите в учебнике определения терминам «республика», «монархия».

Важ­ней­шей чер­той рес­пуб­ли­ки как формы прав­ле­ния яв­ля­ет­ся вы­бор­ность главы го­су­дар­ства, ис­клю­ча­ю­щая на­след­ствен­ный или иной невы­бор­ный спо­соб пе­ре­да­чи вла­сти. За­ко­но­да­тель­ная власть в рес­пуб­ли­ке при­над­ле­жит пар­ла­мен­ту, ис­пол­ни­тель­ная - пра­ви­тель­ству.

Рес­пуб­ли­ка - наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ная форма прав­ле­ния, более 140 стран мира имеют такую форму прав­ле­ния.

Используя учебник с.16 определите виды республик и дайте им характеристику. Продолжите заполнение схемы.

Вторая форма правления - монархия. Подумайте, как в разных странах называют монархов?

Власть в дан­ной форме прав­ле­ния, как пра­ви­ло, пе­ре­да­ет­ся по на­след­ству. По об­ще­му ко­ли­че­ству мо­нар­хий го­раз­до мень­ше, чем рес­пуб­лик. На каких континентах отсутствует монархическая форма правления?

Используя учебник с.16-17 определите виды монархий и дайте им характеристику. Продолжите заполнение схемы.


Осо­бое место в раз­но­вид­но­сти го­су­дар­ствен­но­го строя за­ни­ма­ет Со­дру­же­ство.

Свой проект « Содружество» вам представит учащийся ….

Государственный строй любой страны также характеризуется формой административно-территориального устройства. Используя текст п.2 учебника, с.19 и форзац учебника, заполните в тетради таблицу.

Проверьте выполнение задания друг у друга.

Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.

Заносят в тетрадь схему

«Форма правления государств»

Урок по географии 10 класс на тему Государственный строй стран мираУрок по географии 10 класс на тему Государственный строй стран мира

республика монархия


Находят определения в учебнике и зачитывают их.

Записывают в тетрадь отличительные черты республики как формы правления:

  1. Вы­бор­ность главы го­су­дар­ства;

  2. За­ко­но­да­тель­ная власть при­над­ле­жит пар­ла­мен­ту, ис­пол­ни­тель­ная - пра­ви­тель­ству.

«Форма правления государств»

Урок по географии 10 класс на тему Государственный строй стран мираУрок по географии 10 класс на тему Государственный строй стран мира

республика монархия

президентская

парламентская

смешанная

социалистическая

Учащиеся отвечают на вопрос - ко­роль, царь, сул­тан, эмир, им­пе­ра­тор, гер­цог, князь и т.д.

Учащиеся отвечают на вопрос - в Се­вер­ной Аме­ри­ке, Южной Аме­ри­ке и Ав­стра­лии.

Учащиеся определяют, чем различаются монархические формы правления и продолжают составление схемы.

Форма правления государств»

Урок по географии 10 класс на тему Государственный строй стран мираУрок по географии 10 класс на тему Государственный строй стран мира

республика монархия

президентская конституционная

парламентская абсолютная

смешанная теократическая

социалистическая

Учащиеся представляют заранее подготовленный проект «Содружество».

Учащиеся читают п. 2, §3, тема 1 и заполняют таблицу:

Унитарные

Федеративные

Понятие

Примеры государств

Учащиеся производят взаимопроверку.

4. Домашнее задание: тема 1, §1.

Нанесите на контурную карту и подпишите по 3 государства:
- Конституционная монархия

- Абсолютная монархия

- Республика

- Унитарное государство

- Федеративное государство.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Закрепление пройденного материала.

Игра «Да-нет».

1. В республиках и конституционных монархиях законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству.

2. Верховная власть в монархии передается по наследству.

3. Республик в мире меньше, чем монархий.

4. Среди монархий современного мира преобладают империи.

5. В Содружество стран, возглавляемых Великобританией, входит 51 страна.

Учащиеся слушают вопросы и по цепочке отвечают на них.

Рефлексия:

1. Какие знания, полученные на этом уроке, вы могли бы применить в повседневной жизни?

2. Какие формы работы на уроке вам понравились?

3. Что вызвало затруднение?

Выставляет отметки за урок.

Мне приятно было с вами работать. Спасибо за урок.

Учитель.

4. Как вы думаете, влияют ли вредные привычки на деятельность ССС?


© 2010-2022