Рабочая программа по географии 6 класс

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11

Пояснительная записка

к рабочей программе

по учебному предмету «География»



1.Основу рабочей программы составляют следующие документы:

  • Государственный стандарт общего образования для общеобразовательных учреждений;

  • Примерная программа основного общего образования по географии;

  • В.В. Николина, А.И.Алексеев, Е.К. Липка Программа по географии к учебникам 5-9 классов / А.И. Алексеева// - М.:Просвещение, 2009.

  • География . Страны и континенты.М.,Просвещение 2009 год

2.Цель и задачи изучения учебного предмета в 6 классе

Цель курса: формирование знаний об основных географических понятиях.

Задачи курса:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

3. Содержание учебного предмета (основные понятия, изучаемые в учебном курсе в данном классе, на данной ступени)

Формирование у обучающихся знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознать , что план и карта - выдающиеся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.

4. Требования к уровню подготовки обучающихся ( или планируемые результаты) в данном классе

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

5. Региональный компонент

В целях расширения знаний обучающихся в области краеведения в программу по географии включен региональный компонент. За счет 1 часа в неделю из вариативной части

6. Количество учебных часов

Программа рассчитана на 70 часов в расчете 2 часа в неделю (35 учебных недели согласно БУП). Часть уроков выпадает на праздничные дни. Темы, предусмотренные на данные даты, будут проведены за счет резервных уроков.

Кол-во часов в неделю

Количество уч. недель

По программе

Праздничные дни

Итого

2

35

70

04.11.2014 - 1 ч.

69 ч.











7. Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету «География»

на 2014-2015 уч.г.

уроков

Дата проведения

Кол-во часов

Тема урока

Практические работы.

Основные виды деятельности


Введение (2часа)

2.09

1

География как наука. Задачи географии.

Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии, оценивать роль географической науки в жизни общества.

    3.09

    1

    Особенности работы с данным учебником.

    Знакомство со структурой данного учебника.

    На какой Земле мы живем (2 часа)

      9.09

      1

      Что знали о нашем мире древние.

      Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий.

        10.09

        1

        Открытие и исследование материков. Образование Ростовской Области.

        Выяснить вклад великих мореплавателей и путешественников в освоении Земли

        Высказывать свое мнение о роли путешественников и мореплавателей в истории географических открытий

        Наносить маршруты великих путешественников на контурную карту. Находить информацию в интернете и других справочниках историю образования Ростовской области.


        Планета Земля (2 часа)

          16.09

          1

          Мы во Вселенной. Ростовская область в мире.

          Пр.р. № 1 «Обозначение на к/ к материков и океанов»

          Анализировать иллюстративно- справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам.

          Составлять «космический адрес» планеты Земля.

          Понимать, что Земля - часть Солнечной системы и подчинена сложным космическим законам. Понимать, что Ростовская область это тоже часть вселенной.

          6.

          17.09

          1

          Движение Земли.

          Солнечный свет на Земле и на территории Ростовской области.

          Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности распространения света и тепла на Земле.

          Выделять пояса освещенность на Земле

          Выяснять продолжительность дня и ночи на разных широтах.

          Выявить как смена дня и ночи, времен года сказывается на жизни людей и планеты в целом, в том числе на жителей Ростовской области.

          План и карта (13 часов)

          7.

          23.09

          1

          Ориентирование. Ориентирование на территории Ростовской области.

          Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок.

          Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

          Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты

          Определять по компасу направления на стороны горизонта по Солнцу по Полярной звезде «живым ориентирам»

          Определять азимут ,углы с помощью транспортира

          Знать особенности плана местности

          8.

          24.09

          1

          План местности.

          Определять объекты местности на плане с помощью условных знаков

          Учиться читать топографическую карту

          Понимать значения плана местности для умения ориентироваться в пространстве

          Выявлять подробность изображения объектов на карте разных масштабов

          Использовать оборудование для глазомерной съемки.

          9.

          30.09

          1

          Масштаб и его виды.

          Определять виды масштаба

          Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.

          10.

          1.10

          1

          Способы изображения рельефа земной поверхности Ростовской области

          Определять относительную и абсолютную высоты по плану

          Определять по плану с помощью горизонталей направления повышения и понижения местности

          Оценивать значение умений определять с помощью плана и карты формы рельефа местности

          11.

          7.10

          1

          План своей местности.

          Пр.р. №2 «Составление плана школьного двора»

          Составлять простейший план школьного двора способом глазомерной съемки.

          12.

          8.10

          1

          Пр.р.№3«Топографический диктант»

          Составление плана местности по описанию, с помощью условных знаков.

          13.

          14.10

          1

          Географическая карта. Карта Ростовской области.

          Определять роль географической карты как источника информации

          Выявить основы карты

          Уметь различать карты по масштабу

          Оценить значение географической карты как достижения науки и культуры

          Осознать необходимость понимания и чтения карты

          14

          15.10

          1

          Разнообразие карт

          Работа с атласом и настенными картами. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию.

          15.

          21.10

          1

          Градусная сеть.

          Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определять направления и измерять расстояния по карте.

          16-17.

          22.10

          5.11

          2

          Географические координаты. Широта Ростовской области.

          Определять направления по параллелям. на карте и глобусе

          Раскрыть значения градусной сетки для ориентирования по карте

          18

          11.11

          1

          Географическая долгота

          Определять направления по меридианам на карте и глобусе

          19.

          12.11

          1

          Пр.р. №4 «Определение географических координат по карте»

          По картам атласа определить географические координаты определенного объекта.

          Человек на Земле (5 часов)


          20.

          18.11

          1

          Освоение территории Земли и Ростовской области

          Анализировать и систематизировать различные источники информации для определения приспособления людей к условиям среды

          Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути расселения людей на Земле

          21.

          19.11

          1

          Расы и народы . Население Ростовской области.

          Выявлять внешние признаки людей различных рас

          Определять плотность населения на различных территориях

          Анализировать карту « Плотность населения мира»

          Показывать на карте государства и крупные города

          Анализировать различные источники информации с целью определения регионов проживания представителей разных рас

          Определять наиболее и наименее заселенные территории

          Выделять самые крупные по площади государства на Земле

          22.

          25.11

          1

          Численность населения Земли и Ростовской области.

          Определять наиболее и наименее заселенные территории

          23.

          26.11

          1

          Страны и города. Города Ростовской области.

          Определять наиболее и наименее заселенные территории суши. Выделять самые крупные по площади государства на Земле. Находить и показывать на карте свою страну и свою область. Находить на политической карте страны-соседи, наиболее крупные и известные страны мира.

          24.

          2.12

          1

          Пр.р. № 5 Обозначение на к/к « Крупнейшие государства мира, и их столицы»


          С помощью атласа нанести на к/к крупнейшие государства мира, и их столицы

          Литосфера - твердая оболочка Земли (12 часов)

          25.

          3.12

          1

          Внутреннее строение Земли.

          Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.

          Показать значение постоянного изменения природ ы Земли под действием внешних и внутренних сил.

          Доказать, что наблюдения исследования - важный путь познания сложных природных процессов.

          26-27.

          9.12

          10.12

          2

          Горные породы. Полезные ископаемые Ростовской области.

          Классифицировать горные породы .

          Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции

          Сравнивать свойства горных пород различного происхождения

          Понять отличие горных пород от минералов

          28.

          16.12

          1

          Пр.р. № 6 «Свойства горных пород. Минералы Ростовской области»

          По образцам горных пород определить их название и записать их свойства.

          29.

          17.12

          1

          Движения Земной коры. Землетрясения.

          Выявлять закономерности распространения землетрясений

          Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли

          Наносить на контурную карту районы землетрясений

          30.

          23.12

          1

          Вулканизм

          Пр.р. № 7 Обозначение на к/к «Районы размещения вулканов и землетрясений»

          Выявлять на основе причинно-следственных связей закономерности распространения вулканизма

          Устанавливать с помощью контурных карт районы вулканизма

          Наносить на контурную карту вулканы

          31.

          24.12

          1

          Рельеф Земли. Равнины Ростовской области.

          Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения.

          Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира.

          Описывать равнину по плану.

          Представлять информацию в письменной форме в виде плана - конспекта

          32.

          13.01

          1

          Пр.р. № 8 «Описание равнин по карте»

          С помощью атласа дать характеристику равнины по плану.

          33.

          14.01

          1

          Горы суши. Рельеф Ростовской области.

          Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор мира и России.Сравнивать по плану горные системы мираНаносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России.

          Описывать рельеф своей местности по плану

          34.

          20.01

          1

          Пр.р. № 9 «Описание гор по карте»

          С помощью атласа дать характеристику гор по плану.

          35

          21.01

          1

          Основные формы рельефа дна Мирового океана

          Определять по географическим картам основные формы рельефа дна Мирового океана

          Гидросфера (14 часов)

          36.

          27.01

          1

          Части гидросферы. Воды Ростовской области.

          Сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе»

          37-38

          28.01

          3.02

          2

          Мировой океан -главная часть гидросферы.

          Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять по карте географическое положение океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов.

          39.

          4.02

          1

          Пр.р. № 10 «Определение географического положения объектов гидросферы»

          С помощью атласа нанести на к/к объекты гидросферы

          40

          10.02

          1

          Свойства вод Мирового океана.

          Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солености воды в Океане.

          41

          11.02

          1

          Движение воды в океане.

          Определять по карте крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана. Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров.

          42-43

          17.02

          18.02

          2

          Реки Земли. Реки Ростовской области.

          Определять по карте истоки, устья главных рек, их притоки ,водосборные бассейны, водоразделы. Составлять описание реки по плану на основе анализа карт. Составлять характеристику равнинной и горной реи по плану.

          44

          24.02

          1

          Источник питания и режим реки.

          45

          25.02

          1

          Пр.р. №11 «Характеристика равнинной (горной) реки»

          Составить описание реки по плану на основе анализа карт.

          46

          3.03

          1

          Озера. Озера Ростовской области.

          Пр.р. № 12 Обозначение на к/к «Крупнейшие реки и озера мира»

          Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озер мира, России и Ростовской области. Составлять описание озер по плану на основе анализа карт.

          47

          4.03

          1

          Подземные воды.

          Познакомиться с происхождением подземных вод.

          48

          10.03

          1

          Ледники, многолетняя мерзлота.

          Определять по карте географическое положение и размеры ,условия возникновения и распространения ледников. Покровные и горные ледники.

          49

          11.03

          1

          Человек и гидросфера

          Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека. Выявлять значение хозяйственного использования ресурсов Океана для человека.

          Атмосфера (11 часов)

          50

          17.03

          1

          Состав и строение атмосферы.

          Выявлять роль содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Составлять и анализировать схему «Состав атмосферы». Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера - кухня погоды»

          51

          18.03

          1

          Распределение тепла на Земле. Определение средних t воздуха Ростовской области

          Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течении суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять среднесуточные температуры и суточную амплитуду температур. Решать задачи на определение средне месячной температуры, изменения температуры с высотой. Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам.

          52

          31.03

          1

          Годовой ход температуры воздуха

          Пр.р. №13 «Определение среднесуточной t воздуха»

          53

          1.04

          1

          Атмосферное давление.

          Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере.

          54

          7.04

          1

          Ветер.

          Определять по картам направление ветров. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды.

          55

          8.04

          1

          Пр.р. № 14 «Построение и анализ розы ветров Ростовской области»

          56

          14.04

          1

          Влага в атмосфере. Атмосферные осадки.

          Решать задачи по расчету относительной влажности на основе имеющихся данных.Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику.

          57

          15.04

          1

          Погода. Погода Ростовской области.

          Устанавливать причинно-следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами. Наблюдать за погодой и выявлять ее особенности. Знакомиться с картами поды, выявлять способы нанесения на них характеристик состояния атмосферы. Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата.

          58

          21.04

          1

          Типы воздушных масс, условия их формирования

          59

          22.04

          1

          Климат и климатические пояса. Климат Ростовской области

          60

          28.04

          1

          Человек и атмосфера.

          Выявлять значение атмосферы для человека. Описывать влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений.

          Биосфера(4 часа)

          61

          29.04

          1

          Биосфера Земли.

          Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Составлять схему связей биосферы с другими оболочками Земли. Сравнивать приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота.

          62

          5.05

          1

          Почва. Почва Ростовской области.

          Сравнивать профили подзолистой почвы и чернозема Ростовской области. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв.

          63

          6.05

          1

          Биологический круговорот. Роль биосферы.

          Выявлять зависимость разнообразия растительного и животного мира от количества света , тепла и влаги. Высказывать мнение о значении биосферы и воздействии человека на биосферу Ростовской области. Наблюдать за растительным и животным миром Ростовской области с целью определения качества окружающей среды.

          64

          12.05

          1

          Биосфера - сфера жизни.

          Географическая оболочка (5 часов)

          65

          13.05

          1

          Географическая оболочка Земли.

          Приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки. Выявлять доказательства существования главных закономерностей географической оболочки на основе анализа тематических карт. Сравнивать между собой разные климатические зоны. Приводить примеры приспособляемости животных и растений к среде обитания. Выявлять наиболее и наименее измененные человеком территории Земли на основе анализа различных источников географической информации. Составлять схему основных видов культурных ландшафтов. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт. Подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) по проблемам антропогенного воздействия на природу.

          66-67

          19.05

          20.05

          2

          Природные зоны Земли, Ростовской области.

          68

          26.05

          1

          Культурные ландшафты Ростовской области.

          69

          27.05

          1

          Экскурсия по изучению родного края.

          8. Используемая литература

          8.1. Учебно-методические материалы

          1. А.И. Алексеева. География. Природа и люди. 6 класс - М.: «Просвещение», 2009.

          2. Николина В.В. География. Рабочая тетрадь. Мой тренажер.

          М. «Просвещение»2011.

          1. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.

          2. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

          8.2. Дополнительная литература

          1. География в таблицах. 6-10 кл.: справочное пособие/ В.В. Климанов. М.: Дрофа, 2006.

          2. Куприн А.М. Занимательная картография. М.: Просвещение, 1995.

          3. Пашканг К.В. Охрана природы. Факультативный курс. М.: Просвещение,1990.

          4. Юдасин Л.С. Путешествие в глубь Земли. М.: Просвещение, 1989.

          5. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.: Просвещение, 1990.

          6. Энциклопедия для детей. Астрономия. - М.: Аванта+,2000.

          7. Энциклопедия для детей. Геология. - М.: Аванта+, 2000.

          8. Якуш Г.Н. Занимательная география.- Минск: Народная Асвета, 1974.

          9. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

          8.3. Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

          -geo.1september.ru «Я иду на урок географии»

          -ug\ru

          -informika.ru

          -GeoPort.ru: страноведческий портал geoport.ru

          -GeoSite- все о географии geosite.com.ru

          - Библиотека по географии. Географическая энциклопедия

          geoman.ru

          -География. Планета Земля rgo.ru

          - География. ру: страноведческая журналистика

          geografia.ru

          -География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации

          georus.by/ru

          -География :сайт А.Е.Капустина geo2000/nm.ru

          - Гео-Тур: география стран и континентов

          geo-tur.narod.ru

          -Мир карт: интерактивные карты стран и городов

          mirkart.ru

          -Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город»

          mojgorod.ru

          -Проект WGEO-всемирная география wgeo.ru

          -Сайт «Все флаги мира» flags.ru

          - Сайт редких карт Александра Акопяна -

          karty.narod.ru

          - Страны мира: географический справочник

          geo.historic.ru

          - Территориальное устройство России: справочник - каталог «Вся Россия» по экономическим районам. terrus.ru

          - Уроки географии и экономики: сайт учителя географии А.Э.Фромберга

          afromberg.narod.ru

          - Учебно - методическая лаборатория географии Московского института открытого образования geo.metodist.ru




          © 2010-2022