Рабочая программа развития познавательных способностей учащихся 7-х классов

В процессе внедрения ФГОС важная роль отводит­ся ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, обще­ственно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и инте­ресов школьника. Цельданной программы — сформировать компетент­ность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и на­в...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №7»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по ВР Директор МБОУ «Гимназия №7»

______________ Шматкова Я.В. _________________ Л.М. Запрудаева

«___» ______________ 2014 года «___» ___________ 2014 года


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Межпредметного курса во внеурочной деятельности


«Развитие познавательных способностей у учащихся»


Класс 7-о класс


Учитель Заец Елизавета Евгеньевна

Количество часов в год/неделю - 34/ 1ч.

Программа и тематическое планирование межпредметного курса «Развитие познавательных способностей» составлены на основе «Программа развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов. Внеучебная деятельность». Москва «Просвещение» - 2012г .


РАССМОТРЕНО и утверждено

на МО естественных наук

Протокол №_____от

«____»__________2014 г.

Руководитель МО

_____________Заец Е.Е.

г. Норильск







Рабочая программа межпредметного курса


Внеучебная деятельность.

Программа развития познавательных способностей учащихся 7-о класса

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности, т. е. формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.

Цель данной программы - сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Основными задачами курса:

  • развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;

  • формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;

  • формирование собственного стиля мышления;

  • формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;

  • освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;

Программа рассчитана на учащихся 6 класса. Согласно годового календарного плана отводится 34 часа.

В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать:

  • правила конструирования определений, формулирования выводов;

  • правила классификации и сравнения;

  • методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;

  • способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;

  • правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;

  • способы планирования и проведения наблюдений и исследований;

  • правила сохранения информации, приёмы запоминания;

уметь:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;

  • слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;

  • проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;

владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развернутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;

• работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

В блоке «Развитие интеллектуальных умений» с учащимися 6 класса планируется работа над развитием творческого мышления.

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта.

Диагностика интеллектуального развития.

Понятие. Отношения между понятиями: род - вид. Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее - менее общее - частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.

Выделение существенных признаков понятий. Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.

Функциональные отношения между понятиями. Часть - целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.

Сравнение понятий. Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.

Классификация понятий. Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.

  • Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы деятельности при формировании умений делать выводы. Доказательства. Основные этапы деятельности при обучении доказательству. Практические задания и развивающие игры.

Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, завершать схемы. Развивающие игры.

Объяснение значения слов. Подбор и объяснение значения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу (синонимы). Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных предложений. Уяснение смысла предложений. Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.

Уяснение смысла вербального материала. Крылатые и метафорические выражения и объяснение их смысла. Составление предложений. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений. Практические занятия и развивающие игры.

Методическими особенностями проведения занятий:

1. Методы и приёмы организации деятельности учащихся на занятиях по развитию познавательных способностей (РПС) в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.

2. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. В связи с этим основной упор делается на развитии внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти и мышления, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.

3. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

4. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий.

5. Система представленных на занятиях задач и упражнений построена таким образом, что позволяет обеспечить познавательный, развивающий аспекты курса.

Познавательный аспект предполагает:

- формирование и развитие общеучебных умений и навыков;

- формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;

- освоение новой информации, способов и приёмов работы с информацией, методов её структурирования;

- освоение методов решения изобретательских задач. Развивающий аспект включает в себя деятельность, направленную на:

- развитие речи: письменной и устной, монологической и диалогической, на обогащение и усложнение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи, овладение учащимися художественными образами;

- развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;

- развитие психических познавательных процессов: памяти, внимания, воображения; - развитие сенсорной сферы: развитие глазомера, ориентации в пространстве и во времени, точности и тонкости различения тени, формы, цвета, звуков;

- развитие двигательной сферы: овладение мелкой моторикой, умением координировать свои двигательные действия, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений.


В б Литература


Айзенк Г. Дж. Проверьте свои интеллектуальные способности/пер. с англ. А.Н.Лука, И. С. Хорола / Г. Дж. Айзенк. - Рига: Виеда, 1992.

Акимова М. К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников: пособие для учителей, школьных психологов и родителей / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - Обнинск: Детство, 1993.

Алексеев Н. А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н. А. Алексеев. - Тюмень: Тюменский государственный университет, 1996.

Барретт С. Тайны мозга: Как развить свои умственные способности /С. Барретт. - СПб.: Питер Паблишинг, 1997.

Берулава Г. В. Психодиагностика умственного развития учащихся / Г. В. Берулава. - Новосибирск: Изд-во НТПИ, 1990.

Берулава Г. В. Тест естественно-научного мышления: пособие для учащихся 7 кл. / Г. В. Берулава. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1993.

Берулава Г. В. Тест естественно-научного мышления: пособие для учащихся 8 кл. / Г. В. Берулава. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1993.

Криволапова Н. А. Методика организации и проведения занятий по развитию у школьников интеллекта и творческого мышления: 5 кл. / Н. А. Криволапова. - Курган: ИПК и ПРО Курганской области, 2008.

Криволапова Н. А. Методика организации и проведения занятий по развитию познавательных способностей учащихся: 6 кл. / Н. А. Криволапова. - Курган: ИПК и ПРО Курганской области, 2008.

















Календарно-тематическое планирование курса

«Развитие познавательных способностей учащихся». 7-в класс


Учимся мыслить творчески


План

Факт

Тема

Содержание

Количество часов

Корректировка

5.09

Диагностическое тестирование

1

12.09

Классификация понятий. Обобщение и ограничение понятий

Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Практические задания, развивающие игры

1

19.09

Сравнение понятий

Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры

1

26.09

3.10

Выделение существенных признаков

Существенные и несущественные признаки. Умение анализировать, находить закономерности, составлять цепочку рассуждений, формулировать выводы. Практические задания, развивающие игры

2

10.10

17.10

Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений

Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Дополнение текста. Практические задания, развивающие игры

2

24.10

31.10

Смысловые словосочетания

Смысловые словосочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания, развивающие игры

2

14.11

21.11

Синонимы, антонимы

Установление отношений между понятиями: синонимы, антонимы. Практические задания, развивающие игры

2

План

Факт

Тема

Содержание

Количество часов

Корректировка

5.12

Методы решения творческих задач

28.11

Творчество.

Творчество. Что такое творчество. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Методы решения творческих задач. Практические задания, развивающие игры

2

12.12

19.12

Метод контрольных вопросов

Методы решения творческих задач. Метод контрольных вопросов. Практические задания, развивающие игры

2

26.12

9.01

Оценка явлений, событий с разных точек зрения

Оценка явлений, событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, умений видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания, развивающие игры

2

16.01

23.01

Воображение

Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения. Практические задания, развивающие игры

2

30.01

Компьютерный практикум

Создание компьютерного рисунка

1

6.02

13.02

Конструирование на плоскости

Конструирование на плоскости. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Практические задания, развивающие игры

2

20.02

27.02

Конструирование в пространстве

Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Практические задания, развивающие игры

2

6.03

20.03

Постановка и разрешение проблем

Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Практические задания, развивающие игры

2

27.03

3.04

Разрешение проблемных ситуаций

Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Практические задания, развивающие игры

2

10.04

17.04

Метод разрешения противоречий

Анализ проблемной ситуации. Мозговой штурм. Метод разрешения противоречий: сущность метода. Практические задания, развивающие игры

2

24.04

Итоговое тестирование

1

8.05

15.05

22.05

Решение творческих задач

Творческие задачи (проводятся по задачам, предложенным учащимися)

3


© 2010-2022