- Преподавателю
- География
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23. 02. 04, 23. 02. 03, 23. 02. 01, 08. 02. 05 ДЛЯ 1 КУРСА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23. 02. 04, 23. 02. 03, 23. 02. 01, 08. 02. 05 ДЛЯ 1 КУРСА
Раздел | География |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алиева И.Н. |
Дата | 30.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Екатеринбургский автомобильно - дорожный колледж»
Утверждаю
Заместитель директора
по учебной работе
_______Е.В.Новик
«___»______2015 г.
Рабочая программа
учебной дисциплины
биология
Специальности 23.02.04, 23.02.03, 23.02.01, 08.02.05
для 1 курса
учебных групп 1131, 1151, 1251, 1351, 1451, 1331, 1121, 1211, 1111, 1411, 1221, 1321
2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальностей 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов», 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно - транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования», 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте».
Составитель:И.Н.Алиева
Рассмотрено и рекомендовано к использованию в общеобразовательном процессе на заседании цикловой комиссии «Математических и общих естественнонаучных дисциплин».
Протокол№ ___________ от»____»_________2015г.
Председатель ЦК ___________Цикина М.Г.
Согпасовано:
Заведующий методическим кабинетом
_________________Е.В.Однолеткова
«_______»_______________2015г.
Регистрационный номер___________
СОДЕРЖАНИЕ
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
1.1. Область применения программы 4
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы 4
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения модуля 4
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
2.1. Объем учебной дисциплины Информатика и виды учебной работы 5
2.2. Тематический план учебной дисциплины ………..……………………………………….5
2.3. Содержание учебной дисциплины 6
3. Условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины 7
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 7
3.2. Информационное обеспечение обучения 7
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины 8
-
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛины
БИОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Биология» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования одобренной Департаментом государственной политики и нормативно - правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России в 2008 году.Программа разработана для специальностей среднего профессионального образования 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов», 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно - транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования», 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте».
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Свердловской области «Екатеринбургский автомобильно - дорожный колледж.
Программа учебной дисциплины может быть использована на подготовительных курсах.
-
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы биология является составной частью профильных дисциплин общеобразовательного цикла.
Дисциплина «Биология» в соответствии с ФГОС является обязательной частью математических и общих естественнонаучных учебных циклов основной профессиональной образовательной программы 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов», 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно - транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования», 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте»
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В соответствии с ФГОС по специальностям 08.02.05, 23.02.03, 23.02.04, 23.02.01;и требованиями к результатам освоения учебной дисциплины «биология», с целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами; оценки этических аспектов
некоторых исследований в области биотехнологий.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: объяснять роль биологии
в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование
современной естественно- научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональную и постэмбриональное развитее человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растении, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушение в развитии организмов, мутации и их значении в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смена экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию выявлять приспособление организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистем своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножении) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно- популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать основные положения биологических теорий закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И. Вернадского о биосфере, законы Г. Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности; строение, функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структура вида и экосистем; сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождения видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося _86______ часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ___78___ часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
98
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
в том числе:
лабораторные занятия
3
практические занятия
10
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме контрольной работы.
2.2. Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Количество аудиторных часов при очной форме обучения
Всего
в т.ч. аудиторные занятия
в т.ч. практические занятия
в т.ч.
сам. работа
Раздел 1 Введение.
2
2
Раздел 2 Учение о клетке
10
8
2
Раздел 3 Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
12
12
Раздел 4 История развития жизни на Земле.
8
6
2
Раздел5 Основы генетики и селекции.
22
18
4
Раздел 6 Эволюционное учение.
10
10
Раздел 7 Основы экологии.
14
12
2
Всего по дисциплине:
78
68
10
2.3. Содержание учебной дисциплины биология
Наименование разделов и тем программы
Кол-во часов по теме
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы
(если предусмотрены)
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение.
2
Объект изучения биологии - живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Общие закономерности биологии.
2
Учение о клетке
10
Клетка - элементарная живая система и основная структурно - функциональная единица всех живых организмов. Строение и функции клетки. Строение и функции хромосом. ДНК. Обмен веществ. Синтез белка.
3
Лабораторная работа «Изучение строения растительной и животной клетки».
3
Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
12
Организм - единое целое. Многообразие организмов. Размножение. Индивидуальное развитие организма. Репродуктивное здоровье.
2
История развития жизни на Земле.
6
Гипотезы происхождения жизни. Современные гипотезы о происхождении человека. Эволюция человека.
2
Основы генетики и селекции
22
Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Законы генетики. Методы селекции.
2
Практическая работа «Решение генетических задач»
3
Лабораторная работа «Выявление изменчивости у организмов. Построение вариационной кривой»
3
Эволюционное учение
10
История развития эволюционных идей. Естественный отбор. Популяции. Основные направления эволюции.
2
Основы экологии
12
Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические системы. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы.
2
Лабораторная работа «Влияние выбросов автомобильного транспорта на здоровье человека».
3
Итоговая контрольная работа.
3
Итого:
78
Максимальная нагрузка
86
Всего занятий
78
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета 104
Оборудование учебного кабинета: Парты, стулья, доска
Технические средства обучения: нет.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: Е.А.Криксунов, А.А.Каменский «Общая биология 10 - 11 классы».
Дополнительные источники:Т.А.Козлова «Тематическое и поурочное планирование по биологии»М.Дрофа2010г,З.Н.Плечева «Школьный экологический словарь»М Издательство»Экзамен»,Е.И.Хабарова «Биология. Краткий справочник школьника»М. Дрофа 2011г. Интернет - ресурсы.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
в результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания.
Практическое занятие Решение
генетических задач
Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов
Лабораторная работа Выявление
изменчивости у организмов. Построение
вариационной кривой
Тестирование
выявлять приспособления организмов к среде обитания ,источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
Лабораторная работа Влияние выбросов
Автомобильного транспорта на здоровье человека
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
Лабораторная работа Изучение строения
растительной и животной клеток под
микроскоп
Тестирование
Анализировать и оценивать различные гипотез о сущности ,происхождения жизни человека.
Дискуссия
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен знать:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
Анализ научно - технических текстов
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
Решение практических задач
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращений энергии в клетке, организме, в экосистемах
Тестирование
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки
Анализ текстов учебника, научно - популярной литературы.
Биологическую терминологию и символику;
Тестирование
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности
(правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
90 ÷ 100
5
отлично
75 ÷ 89
4
хорошо
60 ÷ 74
3
удовлетворительно
менее 60
2
не удовлетворительно
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.
7