Сценарий урока географии в 5-м классе на тему: Масштаб и его виды

Сценарий урока географии в 5-м классе на тему: "Масштаб и его виды"Цель урока: Дать понятие о масштабе, научить решать задачи на измерение расстояний с помощью масштаба.Задачи: сформировать понятие «масштаб»; знания о видах масштаба; умение определять расстояния с помощью масштаба.Основное содержание: Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.Основные понятия и термины: масштаб, виды масштаба.Планируемые результаты:- личностные: Осознание ценности географич...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий урока географии в 5-м классе на тему: "Масштаб и его виды"

Цель урока: Дать понятие о масштабе, научить решать задачи на измерение расстояний с помощью масштаба.

Задачи: сформировать понятие «масштаб»; знания о видах масштаба; умение определять расстояния с помощью масштаба.

Основное содержание: Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

Основные понятия и термины: масштаб, виды масштаба.

Планируемые результаты:

- личностные: Осознание ценности географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

- метапредметные: определять численный, именованный и линейный масштаб, анализировать иллюстративно-справочный материал и уметь применять разные виды масштаба.

- предметные: знать виды масштаба, уметь измерять расстояния по планам, картам и глобусу с помощью масштаба.

Универсальные учебные действия:

- личностные: представление о масштабах и их применении.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;

- познавательные: умение определять расстояние с помощью масштаба по планам, картам и глобусу.

- коммуникативные: умение работать в группах при выполнении развивающего задания - определение расстояний по заданному маршруту.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальные, парная, групповая.

Оборудование: глобус, план местности, физическая карта России, физическая карта полушарий, атласы, рисунки учебника, рабочие тетради, циркуль, линейка.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивация. Введение понятия масштаб. Целеполагание

Учитель: Послушайте сказку. Чтение сказки про карту в масштабе 1:1 и определите проблему.

Жил-был Капризный Король. Однажды, объехав своё королевство, он увидел, как велика и прекрасна его земля. Он возгордился своими владениями и захотел, чтобы весь мир узнал о них. И вот, Капризный Король приказал картографам создать карту королевства. Картографы трудились целый год и, наконец, преподнесли Королю замечательную карту, на которой были обозначены высокие горы, крупные города и большие озёра и реки.

Однако Капризный Король остался недоволен. Он хотел видеть на карте не только высокие горы, и крупные города, но и более мелкие. Он хотел видеть небольшие речки, впадающие в реки.
Картографы вновь принялись за работу, трудились много лет и нарисовали другую карту, размером в два раза больше предыдущей. Но тогда Король пожелал, чтобы на карте были видны перевалы между горными вершинами, маленькие озерца в лесах, ручейки. Картографы рисовали все новые и новые карты. Короли менялись, а карта все составлялась и составлялась. Каждый король нанимал новых картографов для составления карты королевства, но всякий раз оставался недоволен плодами труда, находя карту недостаточно подробной.

Наконец картографы нарисовали Невероятную карту. Карта изображала всё королевство в мельчайших подробностях - и была точно такого же размера, как само королевство. Теперь уже никто не мог найти различия между картой и королевством.

Где же собирались хранить Капризные Короли свою замечательную карту? Ларца для такой карты не хватит. Понадобится огромное помещение, и в нем карта будет лежать во много слоев. Только нужна ли такая карта? Ведь карта в натуральную величину может быть с успехом заменена самой местностью.

Учитель: Ребята, кто может сформулировать проблему поставленную королем для картографов?

Учащиеся: Высказывают предположения. Как изобразить большую территорию на листе бумаги.

Учитель: Почему картографы не могли выполнить задание короля?

Учащиеся: Территория большая, а формат карты маленький.

Учитель: Что нужно сделать картографам, чтобы поместить всё королевство на карту?

Учащиеся: Уменьшить карту или увеличить лист бумаги.

Учитель: При изображении земной поверхности на карте мы уменьшаем расстояния между объектами, и помогает нам в этом .....

Учащиеся: Масштаб

Учитель: Итак, открываем тетради и записываем число и тему урока (Слайд 1)

Масштаб и его виды 21.01.2015

Учитель: А что бы вы хотели узнать о масштабе? Сформулируем цели урока, и в этом вам поможет рубрика «Вы узнаете» в учебнике на стр. 52

Учащиеся: Говорят цели и задачи

1. Что такое масштаб.

2. Что показывает масштаб и каковы виды его записи.

3. Как измерять расстояния с помощью масштаба.

Учитель: Может кто-то уже знает, что такое масштаб?

Учащиеся: Высказывают предположение. На интерактивной доске составляют из слов определение масштаб и записывают в тетрадь. (Слайд 2)

Масштаб - это отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности. (Записывают его в тетрадь)

Учитель: Глобусы, планы, карты, аэрофотоснимки и космические снимки объединяет то, что они представляют собой уменьшенные изображения земной поверхности. Уменьшение выражают с помощью масштаба, т.е отношения двух чисел.

Учитель: А что показывает масштаб? Найдите ответ в учебнике на стр.52 § 14

Учащиеся: Масштаб на плане, карте, глобусе показывает, во сколько раз длина каждой линии уменьшена по сравнению с ее действительной длиной на местности.

3. Актуализация знаний (математика)

Любое новое знание опирается на имеющееся

Какие единицы длины вы знаете?

С помощью чего измеряют расстояние?

Как соотносятся единицы длины? Продолжите цепочку: (Слайд 3)

а) 1мм;1см;... (1дм;1м;1км)

б) 1км=1000м=... (10000дм=100000см=1000000мм)

Учитель: Молодцы, эти знания нам пригодятся для дальнейшей сегодняшней работы.

4. Открытие нового знания.

Учитель: Масштаб указывают на любых видах изображения Земли. Его изображают разными способами: цифрами, словами и в виде линии, разделенной на сантиметры.

Учитель: Прочитайте текст на стр. 53 п.14, и узнайте, какие виды масштаба существуют и как они записываются.

виды масштаба мммммммммммммасштаба

Сценарий урока географии в 5-м классе на тему: Масштаб и его видыСценарий урока географии в 5-м классе на тему: Масштаб и его видыСценарий урока географии в 5-м классе на тему: Масштаб и его виды

Учащиеся: Учащиеся определяют виды записи масштаба, заполняют схему в тетрадях, а один учащийся у доски. (слайд 4,5)

Карта - главный помощник в нашей науке. Чтобы составить ее, необходимо провести точные измерения расстояний между географическими объектами, а чтобы затем перенести их на бумагу, эти расстояния надо уменьшить в определенное количество раз. Это число называют масштабом и его обязательно записывают сверху или внизу у каждой карты. Это - ее главный секрет и загадка.

Учитель: А чтобы убедится в этом, откройте атласы и посмотрите, каков масштаб карты полушарий, России? Прочитаем его вслух.

Учащиеся: Зачитывают масштаб карты (1: 100 000 000) или в 1 см- 1000км

Учитель: Молодцы, вы справились с заданием, и теперь знаете, чем отличаются виды масштаба.

Учитель: На земной поверхности расстояния чаще всего измеряются в метрах или километрах. Поэтому нужно уметь переводить численный масштаб в метровое или километровое измерение. Предлагаю посмотреть правило перевода численного масштаба в именованный (электронный учебник).

Учитель: Записывает схематично у доски

Учитель: Давайте потренируемся?

Учитель: Скольким метрам или километрам на земной поверхности соответствует 1 см на карте при масштабе 1:80 000; 1:20 000 000? (слайд 6)

Учитель: А кто знает, для чего используется, линейный масштаб?

Учащиеся: Выдвигают версии. (Измерять расстояние)

Учитель: Правильно, применение масштаба позволяет проводить измерения расстояний между географическими объектами.

Учитель: Ребята, а кто-то знает, как можно это сделать? И в этом вам поможет учебник на стр. 53-54

Учащиеся: Удобнее всего определять его с помощью циркуля. Для этого необходимо циркулем зафиксировать длину интересующего нас отрезка на карте. Затем циркуль следует приложить к линейному масштабу. Так без вычислений определяется длина отрезка на местности.

Учитель: Определим расстояние от населенного пункта Елагино до сарая. (слайд 7)

Учащиеся: 500 метров

Учитель: Работа с картой Тюменской области на слайде. Определение расстояния от г. Тюмени до г. Тобольска (слайд8, 9). Вместе с учителем

5. Закрепление материала

Учитель: А теперь вы работаете в парах, выполняя практическую работу.

Учащиеся: Выполняют работу в парах и результаты проговаривают вслух и записывают у доски (слайд 10,11,12)

Учитель: Оценивает учащихся за работу на уроке (за фронтальную работу и некоторых учащихся за практическую), остальные учащиеся сдают тетради учителю

6. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель: С каким понятием вы сегодня работали?

Какую цель мы ставили на уроке?

Вы достигли поставленной цели?

На каком уроке вам пригодится это понятие? (слайд 13)

Я надеюсь, сегодняшний урок помог вам открыть неизвестное в известном ранее понятии "масштаб". Об умном человеке говорят: "масштабно мыслит".

Будем этому учиться! Спасибо за урок

Домашнее задание: (слайд 14)

1. Теоретическая часть § 14, выучить определение масштаб 2. Практическая часть: Измерьте длину и ширину своей комнаты, начертите в тетради её план в масштабе 1: 100.

5

© 2010-2022