- Преподавателю
- География
- Рабочая программа «География. Планета Земля» 5-6 класс А. А. Лобжанидзе
Рабочая программа «География. Планета Земля» 5-6 класс А. А. Лобжанидзе
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Паластрова К.С. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «География. Планета Земля» 6 класс составлена на основании:
-
стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень, приказ Минобразования России №1089 от 05.03. 2004г.
-
примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень, Сборник нормативных документов. География: М., «Дрофа», 2004 г.);
-
методического письма «О преподавании учебного предмета «География» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2010 г.)
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ МО РФ №1312 от 09.03.2004г., Распоряжение КО № 1862-Р от 24.04.2014 г.)
-
Учебный план ОУ
Начальный курс географии - это первый из самостоятельных курсов в системе географического образования.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф - картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно - следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты..
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Новая образовательная парадигма, требующая перестройки всех составляющих образовательного процесса, и прежде всего, учебно-методического обеспечения, предопределила выбор УМК «Сферы» по географии. Отличительными особенностями УМК являются:
-
Соответствие всем компонентам образовательного стандарта;
-
Наличие полного пакета пособий (на бумажных и электронных носителях), обеспечивающего комплексность и преемственность школьного географического образования
-
Особый функционал УМК, предполагающий комплексное использование всех его компонентов
-
Единый методический, информационный и дизайнерский подходы к представлению учебного материала
-
Единство «навигационной» системы, позволяющей осуществить единую технологию обучения
-
Использование современных технологий в обучении
-
Особая роль учебника как «навигатора» во всей системе УМК
-
Фиксированный формат всех изданий УМК
-
Лаконичность и жесткая структурированность текстового материала
-
Обширный и разнообразный иллюстративный ряд
-
Направленность на деятельностный подход к образовательному процессу
-
Направленность на формирование базовых компетенций.
Цель курса:
Курс «География. Планета Земля» в значительной степени опирается на материал пропедевтических курсов начальной школы: «Природоведение» и «Естествознание».
Цель курса - заложить систему элементарных знаний о карте, компонентах природы и физико-географических особенностях планеты Земля, основы понятий, формирование которых осуществляется при изучении последующих курсов.
Задачами курса являются формирование элементарных знаний о Земле в целом и об оболочках Земли (их частях), понимания неоднородности географической оболочки как уникальной оболочки Земли на планетарном и региональном уровнях; формирование основных предметных понятий и представлений, а именно:
-
Сформировать представление у учащихся о структуре, динамике, размещении и развитии геосфер; показать особенности их взаимодействияна планетарном, региональном и локальном уровнях.
-
Сформировать первоначальные представления о размещении географических объектов как природных (материков и океанов, гор, равнин, рек и морей и т.д.), так и социально-экономических (стран, городов, дорог и т.д.).
-
Сформировать практические умения работать с глобусом, картой. Планом местности, со специальными приборами и инструментами для получения необходимой географической информации, а также для наблюдений, ориентирования на местности, полевых исследований, маршрутных съемок и первоначальной систематизации полученных результатов.
-
Развить правильное отношение к окружающей среде - природной, городской.
-
Развить понимание воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека, разнообразия и своеобразия духовных традиций; формирование личностного отношения к своему населенному пункту, как части России, чувство уважения и любви к своей малой Родине через активное познание и сохранение родной природы, истории культуры.
Требования к уровню подготовки учащихся
Ключевые компетенции
-
освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий;
-
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;
-
воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;
-
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.
1. Называть и/или показывать:
-
существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;
-
форму и размеры Земли (длина окружности);
-
на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;
-
основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;
-
основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;
-
основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;
-
характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;
-
части Мирового океана;
-
среднюю соленость вод океана;
-
воды суши подземные и поверхностные;
-
речную систему, речной бассейн;
-
компоненты ПТК;
-
правила поведения в природе;
-
причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;
-
главную причину образования ветра;
-
главную причину образования облаков, осадков;
-
пояса освещенности Земли;
-
географические координаты своей местности.
2. Приводить примеры:
-
характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;
-
связей между элементами погоды;
-
изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;
-
воздействия организмов на компоненты неживой природы;
-
влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;
-
меры по охране природы в своей местности;
-
горных пород и минералов, их использования человеком;
-
влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;
-
взаимосвязей: река - рельеф;
-
искусственных водоемов;
-
из истории географических исследований и открытий.
3. Определять:
-
атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
-
стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;
-
абсолютные и относительные высоты;
-
объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;
-
по карте географическое положение объектов;
-
по образцам: осадочные и магматические горные породы;
-
фенологические сроки начала времен года
4. Описывать:
- географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.
5. Объяснять:
- особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности
Специфика предмета:
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии - это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.
При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.
Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.
Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1 учебный час в неделю + 1 час регионального компонента.
Таким образом, рабочая программа рассчитана на 35 часов. Примерное календарно-тематическое планирование составлено для использования инновационного учебно-методического комплекса в рамках традиционной классно-урочной системы организации работы.
Количество часов: всего - 34часа; в неделю - 1 час .
Плановых контрольных работ - 11
Административных контрольных срезов - 2;
Практических работ - 16 .
Основные формы организации учебной деятельности - уроки, экскурсии, система домашних работ, в т.ч. наблюдения в природе, практические работы. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
-
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
-
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
-
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ
Используются следующие средства обучения:
-
учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.),
-
организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Форма проверки знаний - тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами
Содержание
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п
Темы курса
Кол-во часов по программе
Кол-во часов по факту
Кол-во практических работ по программе
Кол-во оцениваемых
практических работ
Кол-во контрольных работ
(экзаменатор)
Кол-во административных
Контрольных работ
1
Введение
1
1
-
-
1
2
Изображения земной поверхности и их использование
4
5
3
3
2
3
Земля-планета Солнечной системы
3
3
2
2
1
4
Литосфера - каменная оболочка Земли
4
5
2
2
1
5
Гидросфера - водная оболочка Земли
4
5
3
2
1
1
6
Атмосфера - воздушная оболочка Земли
5
8
5
4
1
7
Биосфера - оболочка жизни
3
3
2
1
1
8
Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс
6
3
6
2
1
1
9
Обобщение знаний
1
2
-
-
2
ВСЕГО
31
35
23
16
11
2
ПРОГРАММА КУРСА
ВВЕДЕНИЕ - 1 ч
Что такое география. Почему необходимо изучать географию. Объекты изучения географии.
Тема 1. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ - 4 ч
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта. Географическая карта - особый источник информации. Основные типы карт, различия карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Атласы, геоинформационные системы. Масштаб. Условные знаки плана и карты, их сходство и различия. Градусная сетка и географические координаты. Параллели и меридианы. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе и географической карте. Ориентирование. Азимут. Различные способы съемки местности. Определение направлений и измерение расстояний на местности. Построение простейших планов. История создания карт: от древности до наших дней. Многообразие современных географических карт и их классификация. Значение картографического метода исследования. Другие методы и источники получения географической информации.
Практические работы. Ориентирование по карте; чтение географических карт, космических и аэрофотоснимков, анализ статистических материалов; составление простейшего плана местности.
Тема 2.РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ - 0 ч (изучается в 5 классе в курсе Естествознание)
Представления о мире в древности: Древний Китай и Древний Египет. Открытия древних греков и римлян. Страбон - основоположник географии. Появление географических карт. География в эпоху Средневековья. Плавания викингов и их открытия. Древние путешествия арабов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря тверского купца А.Никитина. Исследования русских землепроходцев: поморов, казаков. Португальские мореплаватели. Эпоха Великих географических открытий, ее предпосылки. Открытие Нового Света: путешествия в Америку или ошибка Х.Колумба. А. Веспуччи и второе открытие Америки. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию. Кругосветные путешествия: Ф.Магеллан, Ф.Дрейк. Значения великих географических открытий. Географическиеоткрытия в XVII-XIX вв. исследования территории России: С. Дежнев, Великая Северная экспедиция В.Беринга. Открытие и исследование Австралии и Океании: Дж.Кук и А.Тасман. Открытие и исследование Антарктиды: Ф.Ф. Беллисгаузен и М.П. Лазарев. Первое русское кругосветное путешествие: И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский. Географические исследования в XX веке. Исследования полярных областей: достижение Южного и Северного полюсов. Исследования океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин. Исследования верхних слоев атмосферы.
Практические работы. Чтение карт основных маршрутов путешествий, работа с дополнительными источниками информации для подготовки презентаций по различным путешествиям.
Тема 3. ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ - 3 ч
Солнечная система. Земля - часть Солнечной системы. Земля и Луна. Виды движения Земли и их следствия. Сутки, часовые пояса. Тропики и полярные круги. Форма и размеры нашей планеты. Пояса освещенности. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей: солнечная активность, метеоры, метеориты, кометы.
Практические работы. Сравнение Земли с другими планетами Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.
Тема 4. ЛИТОСФЕРА - КАМЕННАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ - 4 ч
Минералы и горные породы. Происхождение и превращения горных пород: магматические, осадочные, метаморфические породы.Внутреннее строение Земли. Литосфера - каменная оболочка Земли, ее строение и состав. Земная кора. Рельеф Земли. Абсолютная и относительная высота. Рельеф суши и дна Мирового океана. Крупные формы рельефа суши. Изображение рельефа на планах и картах. Внутренние силы, создающие рельеф Земли. Вулканы и землетрясения. Внешние факторы формирования рельефа: выветривание, действие силы тяжести, деятельность текучих вод, ветра, ледников, человека. Человек и мир камня: строительный материал, полезные ископаемые, драгоценные и поделочные камни. Деятельность людей по преобразованию рельефа Земли. Охрана литосферы.
Практические работы. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.
Тема 5. ГИДРОСФЕРА - ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ - 4 ч
Гидросфера - водная оболочка Земли, ее состав и строение. Свойства воды. Мировой круговорот воды и роль воды в природе. Мировой океан и его части. Свойства вод: температура и соленость. Движение вод в Мировом океане: волны, течения, приливы и отливы. Воды суши. Реки. Части реки, речная система, бассейн реки. Равнинные и горные реки. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Охрана рек. Озера. Водохранилища - искусственные озера. Болота. Подземные воды. Грунтовые и межпластовые воды. Источники. Значение и охрана подземных вод. Ледники и многолетняя мерзлота. Горные и покровные ледники. Значение ледников. Оледенения. Человек и гидросфера. Водный голод планеты: объемы потребления воды, загрязнение воды.
Практические работы. Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Анализ карт температуры и солености вод Мирового океана. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.
Тема 6. АТМОСФЕРА - ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ - 5 ч
Атмосфера - воздушная оболочка Земли, ее состав, строение. Значение атмосферы. Температура воздуха. Распределение тепла на поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Изменение температуры воздуха в течение года и в течение суток. Амплитуда температур. Парниковый эффект. Влажность воздуха и атмосферные осадки. Относительная и абсолютная влажность воздуха. Туман. Виды облаков. Атмосферные осадки. Атмосферное давление и движение воздуха. Различия в атмосферном давлении на разных участках Земли. Ветер. Постоянные и сезонные ветры. Местные ветры. Значение ветров. Погода и ее предсказание. Причины изменения погоды. Элементы погоды. Прогноз погоды. Погода и климат. Климат и климатообразующие факторы. Разные климаты Земли. Оптические атмосферные явления. Явления, связанные с отражением солнечного света. Явления, связанные с электричеством в атмосфере. Человек и атмосфера. Опасные атмосферные явления. Антропогенное воздействие на атмосферу.
Практические работы. Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.
Тема 7. БИОСФЕРА - ОБОЛОЧКА ЖИЗНИ - 3 ч
Биосфера - оболочка жизни, ее границы. Разнообразие растений и животных. Особенности распространения растений и животных. Приспособление живых организмов к среде обитания на суше и в Мировом океане. Процессы, происходящие в биосфере. Круговорот веществ. Взаимосвязь биосферы с другими геосферами Земли. Человек - часть биосферы. Распространение людей на Земле. Человеческие расы. Зависимость человека от биосферы. Экологические проблемы в биосфере. Экологические кризисы в истории развития человечества. Современные проблемы. Охрана биосферы.
Практические работы. Наблюдения за растительным и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на примере своей местности и по картам атласа.
Тема 8. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ - 6 ч
Географическая оболочка Земли, ее границы и составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Свойства географической оболочки. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: различие по размерам, природные, природно-антропогенные и антропогенные. Почвы как особый природный комплекс. Условия образования почв различного типа. Состав и строение почв. Типы почв. Особенности растительности, животного мира и хозяйственной деятельности человека в пределах различных природных зон. Арктические и антарктические пустыни, безлесные пространства тундры. Лесотундра. Леса: тайга, смешанные и широколиственные леса, переменно-влажные и экваториальные леса. Степи и саванны. Пустыни и полупустыни.
Природные комплексы Мирового океана.
Практические работы. Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.
РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ - 5 часа
Практические работы, проектно-исследовательская деятельность, подготовка и представление презентаций, докладов, сообщений, защита проектов и рефератов
Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 - го класса
Тема "Изображения земной поверхности и их использование "
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема"Развитие географических знаний о Земле"
Страны: Эфиопия, Сирия, Палестина, Япония, Индия, Куба, Гаити, Багамы, Непал, Россия.
Тема "Литосфера - каменная оболочка Земли"
Литосферные плиты: Евразийская, Северо-Американская, Южно-Американская, Африканская, Антарктическая, Индо-Австралийская, Тихоокеанская.
Равнины: Амазонская низменность, Прикаспийская низменность,Индо-Гангская низменность, Западно-Сибирская, Восточно-Европейская (Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность, Валдайская возвышенность, Бразильское плоскогорье, Аравийское плоскогорье, Среднесибирское плоскогорье, Декан.
Горы: Анды, Альпы, Алтай, Кордильеры, Скандинавские, Кавказ, Уральские, Саяны, Тянь-Шань, Памир, Тибет, Гималаи, Большой водораздельный хребет.
Вершины и вулканы: Джомолунгма (Эверест), Эльбрус, Килиманджаро, Мак-Кинли, Аконкагуа, Косцюшко, массив Винсон, Этна, Везувий,Гекла, Ключевская Сопка, Эребус, Котопахи, Кракатау, Мауна-Лоа, Орисаба; Тихоокеанское «огненное кольцо», острова: Исландия, Новая Зеландия, Японские, Курильские; полуостров Камчатка.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские, Филиппинские.
Полуострова: Аравийский, Индостан, Индокитай, Корейский, Камчатка, Крымский, Таймыр, Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Калифорния, Лабрадор, Аляска, Сомали, Флорида.
Тема "Гидросфера - водная оболочка Земли "
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Желтое, Карибское, Карское, Красное, Коралловое, Мраморное, Охотское, Саргассово, Средиземное, Тасманово, Филиппинское, Чёрное, Южно-Китайское, Японское.
Заливы:Бенгальский, Бискайский, Большой Австралийский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Пенжинская губа, Персидский,Фанди, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Ла-Манш, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Волга, Ока, Днепр, Дон, Нева, Обь с Иртышом, Амур, Енисей, Ангара, Лена, Северная Двина, Амазонка, Конго, Нил, Миссисипи, Миссури, Ганг, Инд, Евфрат, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра:Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Чад, Танганьика, Ньяса, Титикака, Мертвое море, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Эйр.
Болота: Васюганское.
Водохранилища: Братское, Волгоградское, Саратовское.
Каналы:Панамский, Суэцкий, Каракумский, имени Москвы.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Тема " Атмосфера - воздушная оболочка Земли "
Города: Дублин, Каир, Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Черрапунджи.
Учебник
А.А. Лобжанидзе. География: Планета Земля. Учебник.5-6 классы, М.: Просвещение, 2013.
Дополнительная литература
-
А.А. Лобжанидзе. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер. М.: Просвещение, 2014.
-
В.В. Барабанов. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор. М.: Просвещение, 2014.
-
Мишняяева Е.Ю., Котляр. О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. М.: Просвещение, 2013.
-
Мишняяева Е.Ю. География. Планета Земля. Атлас. М.: Просвещение, 2014.
-
Мишняяева Е.Ю. География. Планета Земля. Контурные карты. М.: Просвещение, 2014.
-
Бахчиева О.А., Богомаз Л.С., Николаенко Е.В. География. Планета Земля. Методические рекомендации. М.: Просвещение, 2008.
-
Дронов В.П. География. Планета Земля. Электронное приложение. М.: Просвещение, 2013.
-
Мишняяева Е.Ю., Дронов В.П. География. Навигатор для 6-9 классов. М.: Просвещение, 2008.
-
Пивоварова Г.П. За страницами учебника географии. М.,Просвещение,1997.
10. Пивоварова Г.П. Занимательная география. М., Просвещение, 1998.
11. Куприянова М.К. Вопросы и задания по физической географии на основе литературных сюжетов.5-8 классы. Екатеринбург, У-Фактория, 2003.
Электронные учебные пособия
1.Электронное приложение к учебнику
2.Начальный курс географии
3.География. 6-10 класс
4.Уроки Кирилла и Мефодия
Интернет ресурсы:
Карты мира
mir-map.ru
Интерактивная карта мира
wikimapia.org
Мир путешествий и приключений. Ориентирование
outdoors.ru/orient/index.php
Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория
gao.spb.ru
Космические снимки Земли и объектов Солнечной системы
solarviews.com
Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского
sgm.ru
Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана
fmm.ru
МЧС России
mchs.gov.ru
Палеонтологический музей
paleo.ru/museum
Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН
ocean.ru
Лимнологический институт Сибирского отделения РАН
lin.irk.ru
Прогноз погоды (по городам и странам мира)
pogoda.ru
Прогноз погоды (по городам России)
gismeteo.ru
Всемирный фонд дикой природы
wwf.ru
Экологическая организация Гринпис. Россия
greenpeace.ru
Электроннаяверсияжурнала «National geographic. Россия»
national-geographic.ru
Библиотека по географии. Географическая энциклопедия
geoman.ru
Русское географическое общество
rgo.ru
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО
heritage.unesco.r
Поурочно-тематическое планирование курса
№ урока
Тема
Кол-во часов
Практические
работы
Контрольные работы
Характеристика содержания темы
1
Введение
1
1
Тема1. Изображение земной поверхности и их использование - 5 часов
2.1/1.
Картографические изображения земной поверхности
1
№1
Формирование представления о видах изображения земной поверхности, отбор источников картографической информации по охвату территории и процессам, происходящим на ней. Заложение навыков описания географических объектов, ориентирования и измерения расстояний
3.1/2
Географические координаты. Приемы ориентирования на карте.
1
№2
4.1/3
Ориентирование на местности. Построение плана местности.
1
1
5.1/4
Практическое занятие на местности. Проведение маршрутной съемки. Построение плана местности
1
№3
6.1/5
Карта - «язык» географии. Обобщающий урок.
1
1
Тема 2 Земля - планета Солнечной системы - 3 часа
7.2/1
Земля - планета Солнечной системы
1
№4
Краткое объяснение географических особенностей нашей планеты. Мотивационная роль в определение и дальнейшем изучении взаимосвязей геосфер Земли с луной.
8.2/2
Географические следствия движения Земли
1
№5
9.2/3
Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Обобщающий урок.
1
1
Тема 3 Литосфера - каменная оболочка Земли - 5 часов
10.3/1
Минералы и горные породы
1
№6
Раскрытие взаимосвязи литосферы и внутренних оболочек Земли. Формирование представления о неоднородности земной поверхности, объяснения процессов формирования изучаемых форм рельефа как результата эндогенных и экзогенных сил, умений работать с картой
(показывать основные формы рельефа, определять высоты и глубины).
11.3/2
Литосфера
1
12.3/3
Рельеф поверхности Земли
1
№ 7
13.3/4
Внутренние и внешние силы, формирующие рельеф
1
14.3/5
Человек и мир камня. Обобщающий урок
1
Географический диктант
1
Тема 4 Гидросфера - водная оболочка Земли - 5 часов
15.4/1
Гидросфера
1
Отражение представления о водной оболочке как связующей геосфере Земли, позволяет понять ее значение для ряда географических явлений и процессов. Изучение составных частей гидросферы: Мировой океан и Воды суши (реки, озера, болота, ледники и многолетняя мерзлота).
16.4/2
Мировой океан
1
№ 8,9
17.4/3
Реки
1
№ 8
18.4/4
Воды суши
1
1
19.4/5
Человек и гидросфера. Обобщающий урок.
1
Географический диктант
1
Тема 5 Атмосфера - воздушная оболочка Земли - 8 часов
20.5/1
Атмосфера
1
Понимание значения атмосферы для жизни на Земле. Рассмотрение основных характеристик погоды: температуры, атмосферного давления, ветра, водяного пара, облаков, атмосферных осадков. Объяснение ключевых факторов, влияющих на формирование понятия «климат». Развитие практических умений учащихся
21.5/2
Температура воздуха
1
22.5/3
Влажность воздуха и атмосферные осадки
1
№11
23.5/4
Атмосферное давление и ветер
1
№12
24.5/5
Погода
1
№13
25.5/6
Климат
1
№13
26.5/7
Практическая работа. Обобщение данных календаря погоды.
1
№10
27.5/8
Человек и атмосфера. Обобщающий урок.
1
1
Тема 6 Биосфера - оболочка Жизни - 3 часа
28.6/1
Биосфера. Значение биосферы.
1
Основополагающая тема. Рассмотрение взаимосвязи и взаимодействия всех компонентов природы на планетарном, региональном и локальном уровнях.
29.6/2
Жизнь в Океане и на суше
1
1
30.6/3
Человек - часть биосферы. Экологические проблемы.
1
№14
1
Тема 7 Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс -3 часа
31.7/1
Природные комплексы. Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс.
1
Основополагающая тема. Рассмотрение взаимосвязи и взаимодействия всех компонентов природы на планетарном, региональном и локальном уровнях. Изучение особенностей и свойств географической оболочки.
32.7/2
Почва.
1
№15
33.7/3
Полярные пустыни и тундры. Леса. Степи и саванны, пустыни.
1
№16
34.
Обобщающий урок курса
1
1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ»
Дата урока
№ урока
Тема урока
Тип урока
Практические работы
Планируемый результат
Ресурсы
План
(месяц)
факт
4.09
1
Введение
Эвристическая беседа
. Обучение приемам работы ведения дневника наблюдений за погодой и фенологическими явлениями.
Знать и понимать задачи и предмет изучения географии, определение,
объяснять, для чего изучают географию
Учебник с.5-6, атлас, к/карты, тетрадь-тренажер с.3, тетрадь-экзаменатор с.3, электронное приложение
Тема 1. Изображения земной поверхности и их использование - 5 часов
11.09
2/1
Изображения земной поверхности
Изучение нового материала
№1. Чтение географических карт, космических и аэрофотоснимков, анализ статистических материалов и карт атласа
Называть и (или) показывать элементы градусной сетки, географические полюса, окружность и радиус Земли.
Объяснять понятия: план местности, масштаб, азимут, географическая карта, абсолютная и относительная высота, географические координаты, параллели, меридианы, географические полюса, глобус.
Определять (измерять): стороны горизонта по компасу, Солнцу, местным признакам, направления, расстояния, абсолютные и относительные высоты, географические координаты, местоположение географических объектов.
Уметь читать план, карту и производить простейшую съемку местности.
Учебник §10,11,атлас с.10-11, тетрадь-тренажер с.4№1-3, с.9№1, с.10№3-4, с.4№4-5, с.5№1, с.11-12№1-10, ЭП
18.09
3/2
Географические координаты
Урок-практикум
№2.Ориентирование по карте. Определение координат. Вычисление расстояний в градусах и км между географическими объектами, располагающимися на одной параллели или на одном меридиане
Учебник §18,19, атлас с.12-13, к\к, тетрадь-тренажер с.4№6, с.13№11-12, тетрадь-практикум с.4№1, ЭП
25.09
4/3
Ориентирование на местности. Построение плана местности
Изучение нового, практикум.
Определение на местности направлений и расстояний
Учебник §14,15, атлас с.8-9,12-13, 16-17, к\карты, тетрадь-тренажер с.5№10-11, с.7-8№1,5, тетрадь-практикум с.6-7№2, ЭП
2.10
5/4
Практическое занятие на местности. Построение плана местности.
Изучение нового, практикум.
№3. Построение плана местности (на местности)
Учебник §16, атлас с.9, тетрадь-тренажер с.6№2, тетрадь-практикум с Тетрадь-практикум с.10-11№4, компас, планшет, мерная лента, письменные принадлежности, лист плотной бумаги.8-9№3, ЭП
9.10
6/5
Карта - «язык» географии Обобщение по теме «Изображения земной поверхности и их использование»
Изучение нового, тестирование, проверочная работа практикум.
Формирование приема описания географического положения объекта по заданному плану
Учебник§18,19,20 атлас с.8-13, к\карты, тетрадь-тренажер с.5№12, ЭП, тетрадь-экзаменатор с.4-11
Тема 2 . Земля - планета Солнечной системы - 3 часа
16.10
7/1
Земля в Солнечной системе
Эвристическая беседа
№4. Сравнение Земли с другими планетами Солнечной системы.
Знать формы и размеры Земли,
объяснять процессы движения Земли, влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Учебник §21, атлас с.2-3, тетрадь-тренажер с.24№1-4, с.25№1-2, с.29№1-3, с.30-31№4-8, с.32№1-2, ЭП
23.10
8/2
Географические следствия движения Земли
Изучение нового материала
№5. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.
Учебник §22,23, атлас с.2-5, к\карты, тетрадь-тренажер с.24-25№5-11, с.26№3-4, с.28№1-8, ЭП
30.10
9/3.
Влияние Космоса на Землю и жизнь людей
Обобщающий урок.
Комбинированный тестирование, проверочная работа урок
Учебник §24, атлас с.2-3, тетрадь-тренажер с.25№,12, с.26№5, тетрадь-экзаменатор с.18-23 ЭП,
Тема 3 Литосфера - каменная оболочка Земли -5 часов
13.11
10/1
Минералы и горные породы
Изучение нового, практикум
№6 Изучение свойств минералов и горных пород, полезных ископаемых.
Объяснять понятия: литосфера, рельеф, горы, равнины, горные породы, полезные ископаемые.
Объяснять образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.
Описывать горы, равнины земного шара по плану. Уметь работать с контурной картой.
Называть и правильно показывать океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения,
Учебник §25, атлас с.24-25, тетрадь-тренажер с.34№1, тетрадь-практикум с.14-15№6, ЭП
20.11
11/2
Литосфера
Комбинированный урок
Учебник §26, атлас с.20-21, тетрадь-тренажер с.34№2-3, с.36№1, ЭП
27.11
12/3
Рельеф поверхности Земли
Изучение нового, практикум
№ 7. Обозначение на к/к объектов литосферы. Определение по географическим картам географического положения гор (равнин).
Учебник §27, атлас с.12,14-1521,26,18-19, к\к, тетрадь-тренажер с.34№4 с.35№5-8, с.37№1,4,5 с.38-39№2-6, с.40№1, с.42№4, с.44№1-3тетрадь-практикум с.16-17№17, ЭП
4.12
13/4
Внутренние и внешние силы, формирующие рельеф
Комбинированный урок
Построение профиля рельефа суши и дна Океана
Учебник §28,29, атлас с.12, к/карты, тетрадь-тренажер с.35№9-10, с.36№2,11,с.37№3, с.39№7,8, с.40№9-11, с.42№5,6 ЭП
11.12
14/5
Человек и мир камня..
Обобщение по теме «Литосфера -каменная оболочка Земли»
Комбинированный тестирование, проверочная работа урок
Географический диктант.
Учебник с.66-67, к/карты, атлас с.24-25, тетрадь-тренажер с.36№12, с.43№7,8, , тетрадь-экзаменатор с.24-31, ЭП
Тема 4. Гидросфера - водная оболочка Земли - 5 часов
18.12
15/1
Гидросфера
Изучение нового материала
Называть и правильно показывать океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера, области оледенения, основные части реки, бассейн, водораздел.
Объяснять понятия: гидросфера, Мировой океан, океан, море, река, озеро, бассейн, водораздел, речная система, подземные воды.
Описывать океан, море, реку, озеро по плану.
Определять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа.
Учебник §31, атлас с.26-27, тетрадь-тренажер с.46№1, с.47№2, с.48№2, с.50№1, с.56№1, ЭП
18.12
16/2
Мировой океан
Изучение нового, практикум
№8
№9.Характеристика океана.
Анализ карт температуры и солености вод Мирового Океана.
Учебник §32-33, атлас с.26-29, тетрадь-тренажер с.46№3,4 с.48№3, с.50№2, с.51№3-5, с.52№6, с.57№2, с.58№3, тетрадь-практикум с.18-19№8, ЭП
25.12
17/3
Реки
Изучение нового, практикум
№ 8Обозначение на к/к объектов гидросферы Описание реки
15.01
18/4
Воды суши
Комбинированный урок
Учебник §34, атлас с.30-31, к/карты, тетрадь-тренажер с.46№6-9, с.48№4, с.52-53№2,7-9, с.54№2, с.59№4, тетрадь-практикум с.20-21№9, ЭП
22.01
19/5
Человек и гидросфера..
Обобщение по теме «Гидросфера - водная оболочка Земли»
Географическая исследовательская. работа в группах, проверочная работа тестирование
Географический диктант
Учебник §35-37, атлас с.30-31, тетрадь-тренажер с.46№2,9,10, с.53№10, с.55№4, с.59№5, к/карты тренажер с.47№11, ЭП
29.01
Учебник §38, атлас с.26-31, тетрадь-тренажер с.55-56№5,6, тетрадь-экзаменатор с.32-39,
Тема 5. Атмосфера - воздушная оболочка Земли - 8 часов
5.02
20/1
Атмосфера
Изучение нового материала
Называть и (или) показывать пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат.
Объяснять понятия: атмосфера, атмосферное давление, ветер, погода, климат.
Объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра.
Определять (измерять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур.
Описывать погоду и климат своей местности.
Учебник §39, атлас с.32, тетрадь-тренажер с.60№1, ЭП
12.02
21/2
Температура воздуха
Урок-практикум
Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей; анализ годового хода температуры воздуха в С-Петербурге
Учебник §40, атлас с.33 тетрадь-тренажер с.60№2-4, с.71-72№1,2,8 ЭП
19.02
22/3
Влажность воздуха и атмосферные осадки
Изучение нового, практикум
№11.Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Анализ диаграмм количества осадков
Учебник §41,42, атлас с.33, тетрадь-тренажер с.60№5,6, с.61№1,2, с.63№1,2, с.64№4, с.66№2, с.67№3, с.71№3, с.72№4-7, ЭП
26.02
23/4
Атмосферное давление и
ветер
Урок-презентация, практикум
№12. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты.. Составление розы ветров
Учебник§43, атлас с.33, тетрадь-тренажер с.60№7, с.63№1 с.68№7, с.73№9, ЭП
5.03
24/5
Погода
Комбинированный урок
№13. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.
Учебник §44, атлас с.33, тетрадь-тренажер с.61№10, с.68№8, ЭП
12.03
25/6
Климат
Комбинированный урок
№13 Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.
Учебник §45, атлас с.34, тетрадь-тренажер с.61№11-12, с.64№3, с.73№10, с.75№12, ЭП
19.03
26/7
Обобщение данных дневника погоды
Урок-практикум
№ 10. Описание погоды одного месяца.
Учебник с.92-105, тетрадь-практикум с.26-27№11, ЭП
2.04
27/8
Человек и атмосфера.
Обобщение по теме «Атмосфера - воздушная оболочка Земли"
тестирование, проверочная работа
Тетрадь -экзаменатор с.40-47,
9.04
Биосфера Значение биосферы
Эвристическая беседа
Объяснять понятие: природный комплекс.
Объяснять и приводить примеры взаимосвязи оболочек Земли и компонентов в природных комплексах, круговороты веществ, влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы.
Учебник §48,50, атлас с.36-39, тетрадь-тренажер с.76№1-3,6, с.77№1,2, ЭП
16.04
29/2
Жизнь в океане и на суше
Урок-путешествие
Учебник §49, атлас с.36-38, тетрадь-тренажер с.76№5,7, с.77№8, с.84№8, с.78№1-4, с.80№1-4, ЭП
23.04
30/3
Человек - часть биосферы Экологические проблемы
Комбинированный урок
№14. Описание растительного и животного мира Ленинградской области.
Учебник §51,52, атлас с.42-47, тетрадь-тренажер с.77№9-11, с.79№5-8, с.82№5, с.83№6,7, ЭП Тетрадь-экзаменатор с.48-53
31/1
Тема 7. Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс 3 часа
30.04
32/2
Природные комплексы Географическая оболочка - самый крупный комплекс.
изучение нового
Называть и (или) показывать на карте крупнейшие государства.
Знать численность населения Земли, страны, крупных городов.
Называть меры по охране природы.
Уметь описывать отдельные природные комплексы, находить нужный материал в разных источниках; выделять главное в теме; анализировать причинно-следственные связи между компонентами ПК; объяснять процессы, происходящие в географической оболочке; обобщать знания по теме; объяснять отличие биосферы от географической оболочки.
Учебник §53,54, атлас с.36, тетрадь-тренажер с.86№1-4 с.87№1, с.91№1 с.92№2,ЭП
7.05
33/3
Почва
Урок-практикум
№15. Определение состава почвы; сравнение строения типов почв
Учебник §55, атлас с.40, тетрадь-тренажер с.86№5,6, с.90№3,-6, с.94№1,5, ЭП
14.05
Полярные пустыни и тундры Леса. Степи и саванны Засушливые области планеты
Урок-практикум
№16. Описание природных зон по географическим картам
Учебник §56,57, атлас с.36, 40, тетрадь-тренажер с.86№7,ЭП
21.05
34/1
Учебник 58-60, атлас с.36,40, ЭП
28.05
Обобщающий урок курса Итоговая проверочная работа
тестирование, проверочная работа
Знать/понимать определения основных понятий курса; уметь приводить примеры взаимодействия геосфер Земли;
объяснять уникальность планеты, суть природно-антропогенного равновесия, пути его сохранения и восстановления
Атлас, к/карты с.14-15, Тетрадь-экзаменатор
15