Рабочая программа по географии 10 класс

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Псковский педагогический комплекс»


ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры Директор МБОУ «ЦО «ППК»

естественных дисциплин _____________ Николаева Л.А.

Протокол № 1 «28» августа 2015 г.

От «27» августа 2015 г. Приказ № 175

Зав. кафедрой Волкова Л.А.

______________________

Рабочая программа

По географии

для 10 класса

2015-2016 уч. год

Сроки действия программы 1 год


Учителя географии:

Семенова Екатерина Викторовна









Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету география в 10 классах отделения гимназии, лицея искусств и общеобразовательного отделения разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки от 05.03.2004 № 1089 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643 от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69 от 23.06.2015 № 609), Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки от 09.03.2004 № 1312 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74), на основе авторской программы по географии В.П.Максаковского 10-11 классы. /В.И. Сиротин, И.В. Душина, Е.М. Домогацких. - М.: Просвещение, 2008, Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «ЦО «ППК», утв. приказом от 27.05.2015 № 145, учебника В.П.Максаковский. Экономическая и социальная география мира. 10 класс - М., «Просвещение» 2013.

Цели, задачи:


Программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит рекомендуемый перечень практических работ по каждому разделу.

Программа выполняет две функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, о географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; о методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.


Общая характеристика учебного предмета «География»


Структура программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также на решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.


Описание места учебного предмета «География» в учебном плане МБОУ «ЦО «ППК»


Учебный план МБОУ «ЦО «ППК» отводит на изучение предмета 68 часов за два года обучения в старшей школе, т.е. в 10-м и 11-м классах. Программа рассчитана на 68 учебных часов.

Для изучения в 10 классе учебного предмета «Экономическая и социальная география мира» отводится 34 часов, 1 час в неделю, 34 учебные недели.


Результаты освоения учебного предмета «География»

В результате освоения учебного предмета учащиеся должны:

- знать/понимать

  1. Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  3. Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  4. Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

- уметь

  1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  2. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  4. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  5. Сопоставлять географические карты различной тематики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  2. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  3. Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Содержание учебного предмета «География»

Введение (1 час)

География как наука. Процессы дифференциации и интеграции в географии. Сквозные направления в географии. Экономическая и социальная география, как одна из «стволовых ветвей» географии. Методы географических исследований. Подразделение общегеографических методов на традиционные (описания, картографический, сравнительно-географический, статистический) и новые (математический, математико-географического моделирования, дистанционно-аэрокосмический, геоинформационный). Методы физической и социально-экономической географии. Источники географической информации. Географическая карта как важнейший универсальный источник информации. Переход от бумажной - к машинной информации. Значение Интернета и глобальных спутниковых систем информации.

Часть I. Общая характеристика мира

Тема 1. Современная политическая карта мира (4 часа)

Многообразие стран современного мира, их классификация. Типология стран мира. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой.

Влияние международных отношений на политическую карту мира. Период «холодной войны» (1946-1989). Разрядка международной напряжённости. Новые угрозы безопасности: распространение ядерного оружия, региональные и локальные конфликты, международный терроризм. «Перезагрузка» в отношениях России и США; достижения и проблемы.

Государственный строй стран мира. Две основные формы правления: республиканская и монархическая. Основные формы административно-территориального устройства: унитарная и федеральная.

Понятия о политической географии и геополитике. Политико-географическое положение.

Практические работы

1.По политической карте мира определить страны, имеющие наибольшее число стран-соседей.

2. Используя форзац учебника, составить конспективно-справочную таблицу «Государственный строй стран мира».

3. Используя средства массовой информации и ресурсы Интернета, охарактеризовать: а) географию «горячих точек» на современной политической карте мира, б) географию самопровозглашённых (непризнанных) государств на этой карте.

Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающейсреды(6 часов)

Проблема взаимодействия общества и природы. Понятие о географической (окружающей) среде, географическом детерминизме и нигилизме. «Обмен веществ» между обществом и природой. Степень «очеловеченности» природной среды в XXI в.

Природные ресурсы Земли. Понятие о ресурсообеспеченности. Минеральные (топливные, рудные и нерудные) ресурсы и расчёт обеспеченности ими. Понятие о территориальных сочетаниях природных ресурсов.

Земельные ресурсы и обеспеченность ими различных регионов и стран. Размеры и структура мирового земельного фонда. Процессы опустынивания.

География водных ресурсов Земли. Различия в обеспеченности водными ресурсами регионов и стран. Пути решения водной проблемы. Гидроэнергетический потенциал.

Биологические ресурсы. География лесных ресурсов, северный и южный лесные пояса мира. Проблема обезлесения. Ресурсы животного мира. Проблема оскудения генофонда.

Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, биологические, их география. Климатические и космические ресурсы, новые возобновляемые источники энергии. Рекреационные ресурсы, их виды.

Антропогенное загрязнение окружающей среды. Загрязнение литосферы, гидросферы (вод суши и Мирового океана), атмосферы. Решение природоохранных проблем: три главных пути. Природоохранная деятельность и экологическая политика. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Всемирное культурное и природное наследие ЮНЕСКО.

Понятие о географическом ресурсоведение и геоэкологии.

Практические работы

1. Опираясь на знания по предшествующим курсам географии и дополнительные источники информации, составить конспективно-справочную таблицу обеспеченности природными ресурсами с примерами ресурсоизбыточных, ресурсодостаточных и ресурсонедостаточных стран.

2. Используя данные учебника, рассчитать, на сколько лет хватит мировых разведанных запасов угля, нефти, природного газа и железных руд при современном уровне их добычи.

3. Используя данные учебника, сравнить обеспеченность стран мира пахотными угодьями и сделать выводы.

4. Используя данные учебника, сравнить обеспеченность стран ресурсами речного стока и определить, какие из стран обеспечены ими недостаточно, достаточно и в избытке.

5.Используя текст учебника, составить классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана».

6. Используя Интернет и другие средства информации, привести по нескольку примеров: а) положительного воздействия природоохранной деятельности и экологической политики, б) отрицательного воздействия антропогенного вмешательства в окружающую природную среду.

Тема 3. География населения мира (6 часов)

Рост численности населения мира. Понятие о воспроизводстве (естественном движении) населения. Первый тип воспроизводства населения, демографический кризис. Географическое распространение стран первого типа воспроизводства населения, их основные демографические показатели. Второй тип воспроизводства населения, демографический взрыв. Географическое распространение стран второго типа воспроизводства населения, их основные демографические показатели. Начало затухания демографического взрыва. Демографическая политика, её особенности в экономически развитых и развивающихся странах. Качество населения как комплексное понятие. Здоровье населения и показатель ожидаемой средней продолжительности жизни. Показатель уровня грамотности. Различие этих показателей в экономически развитых и развивающихся странах. Демографические показатели России.

Состав (структура) населения. Половой состав: страны с преобладанием женщин и страны с преобладанием мужчин; общемировые показатели. Возрастной состав, понятие об экономически активном населении. Этнолингвистический состав населения. Классификация народов (этносов) по численности. Классификация народов по языку, крупнейшие семьи языков. Однонациональные и многонациональные государства, проблема этнического сепаратизма на примере экономически развитых и развивающихся стран. Религиозный состав населения мира. Мировые религии - христианство, мусульманство, буддизм и их географическое распространение. Важнейшие национальные религии. Влияние религий на жизнь и быт людей. Религиозные противоречия в современном мире, религиозный экстремизм.

Размещение населения по земной суше под влиянием природных и исторических факторов. Показатель плотности населения Земли и отдельных регионов. Страны с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Средняя плотность населения в России. Миграции населения и их влияние на размещение населения. Международные (внешние) миграции населения в прошлом и настоящем. Особое значение трудовых миграций. Главные центры притяжения трудовых ресурсов в мире. Интеллектуальные миграции и «утечка умов». Миграции по этническим, политическим, экологическим причинам; возрастание числа беженцев. Внутригосударственные миграции населения и их причины.

Современный город и его функции. Понятие об урбанизации как о всемирном процессе. Быстрые темпы роста городского населения. Концентрация населения в основном в больших городах. Формирование городских агломераций. Крупнейшие городские агломерации мира, их география. Группировка стран мира по уровню урбанизации: 1) очень высоко урбанизированные страны, 2) высоко урбанизированные страны, 3) средне урбанизированные страны, 4) слабо урбанизированные страны. Различия между странами по темпам урбанизации. Развитие урбанизации «вглубь» в экономически развитых странах. Развитие урбанизации «вширь» в развивающихся странах, явление «городского взрыва». Регулирование процесса урбанизации. Сельское население, групповая и дисперсная формы сельского расселения. Население и окружающая среда.

Практические работы

1. Используя текст, таблицы и рисунки учебника, подсчитать насколько выросло население мира в XIX и XX веках. Построить линейную диаграмму роста численности населения за период 1950 - 2010 гг. Построить круговые диаграммы, показывающие долю крупных регионов мира в населении Земли в 1950 и 2010 гг. и проанализировать их.

2. Используя данные учебника, нанести на контурную карту мира шесть стран, на которые приходится 50% мирового населения.

3. Начертить схему демографического перехода, нанеся на неё линии, характеризующие динамику процесса рождаемости и смертности.

4. Пользуясь поисковыми системами Интернета, найти информацию об итогах переписи населения в России, проведённой в 2010 г. Пользуясь этими данными, составить возрастно-половую пирамиду России на эту дату.

5. Пользуясь поисковыми системами Интернета, добыть сведения о плотности населения стран мира. На их основе составить классификационную таблицу с примерами трёх-пяти стран, имеющих показатель средней плотности населения: 1) свыше 1000 человек на 1 км2; 2) от 500 до 1000 человек на 1 км2; 3) от 200 до 500 человек на 1 км2; 4) от 100 до 200 человек на 1 км2; 5) от 10 до 100 человек на 1 км2; 6) менее 10 человек на 1 км2. Подготовить устное сообщение по этой теме.

6. Используя данные таблицы 3 в учебнике, построить на контурной карте мира картодиаграмму численности городского населения крупных регионов мира в 1950 и 2010 гг. Проанализировать её и сделать выводы.

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (7 часов)

Понятие о научно-технической революции (НТР). Характерные черты НТР: всеохватность, ускорение научно-технических преобразований, возрастание роли человеческого фактора, связь с высокой техникой и технологией. Четыре составные части НТР: 1) наука, 2) техника и технология, 3) производство, 4) управление. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии. Главные направления развития производства. Геоинформатика.

Понятие о мировом хозяйстве. Понятие о международном географическом разделении труда и отрасли международной специализации. Международная экономическая интеграция, главные региональные и отраслевые интеграционные объединения.

Понятие о глобализации и её движущих силах. Транснациональные и глобальные ТНК. Возникновение глобальных городов. Отраслевая структура мирового хозяйства: аграрная, индустриальная, постиндустриальная. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства промышленности, сельского хозяйства, транспорта.

Основные пространственные модели мирового хозяйства. Двухчленная модель (Север-Юг). Трёхчленные модели с подразделением на экономически развитые, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой и с подразделением на Центр, Полупериферию и Периферию. Десятичленная пространственная модель мирового хозяйства, роль отдельных центров в производстве валового мирового продукта. Страны БРИКС, как новая политико-экономическая группировка стран. Возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона.

Территориальная структура хозяйства экономически развитых стран с выделением высокоразвитых, старопромышленных, аграрных и ресурсных районов нового освоения. Колониальный тип территориальной структуры хозяйства, сохраняющийся во многих развивающихся странах. Региональная политика в развитых и развивающихся странах, её главные направления.

Факторы размещения производительных сил. Старые факторы размещения: территории, ЭГП, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов, территориальной концентрации. Новые факторы размещения: наукоёмкости, экологический.

Практические работы

1. Используя текст учебника, составить в тетради систематизирующую таблицу «Главные направления развития производства в эпоху НТР».

2. Используя учебник и дополнительные источники информации, составить в тетради следующую систематизирующую таблицу с самостоятельным выбором стран:

Страны

Отрасли их международной специализации

3. Пользуясь текстом учебника, нанести на контурную карту мира главные региональные группировки и страны-члены ОПЕК. Использовать её для конкретизации характеристики международной экономической интеграции.

4. Используя материал учебника, нанести на контурную карту десять главных центров мирового хозяйства с указанием их доли в валовом мировом продукте. Кратко охарактеризовать историю их формирования. С помощью дополнительных источников информации предложить свой прогноз развития этих десяти центров до 2020-2025 гг.

5. Нанести на контурную карту мира примеры развивающихся стран: а) в которых столица (или «экономическая столица») является крупным городом и одновременно морским портом; б) в которых столица (или «экономическая столица») расположена не на побережье, а роль её морских ворот выполняет другой порт. Проанализировать полученную картосхему и составить по ней рассказ.

6. На основе приобретенных знаний, охарактеризовать (в виде таблицы) воздействие отдельных факторов на размещение производства.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (12часов)

Промышленность - первая ведущая отрасль материального производства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Сдвиги в отраслевой структуре промышленности мира в эпоху НТР, роль высокотехнологичных отраслей. Изменения в территориальной структуре промышленности мира, возрастание доли стран Юга.

Топливно-энергетическая промышленность. Мировое производство и потребление первичных энергоресурсов. Соотношение Севера и Юга. Два главных этапа развития этой отрасли на протяжении XIX и XX вв. Нефтяная промышленность мира, основные черты географии; главные нефтедобывающие страны, главные нефтяные грузопотоки. Газовая промышленность мира, основные черты географии; главные газодобывающие страны, главные сухопутные и морские грузопотоки природного газа. Угольная промышленность мира, основные черты её географии. Мировая электроэнергетика, соотношение ТЭС, ГЭС и АЭС; ведущие страны-производители. Новые возобновляемые источники энергии, повышение их роли в мировой энергетике.

Мировая горнодобывающая промышленность. Соотношение стран Севера и Юга. Понятие о восьми «великих горнодобывающих державах». Чёрная металлургия: масштабы производства и основные черты географии. Типы ориентации в размещении предприятий этой отрасли. Особенности размещения мировой цветной металлургии.

Машиностроение мира: особенности отраслевой и территориальной структуры. Три главных машиностроительных региона. Отличительные черты отраслевой и территориальной структуры мировой химической промышленности. Лесная и деревообрабатывающая промышленность мира: два пояса её размещения. Мировая текстильная промышленность, её главные регионы. Промышленность и окружающая среда.

Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материального производства. Понятие о товарном и потребительском сельском хозяйстве, агробизнесе. Основные черты сельского хозяйства в экономически развитых и развивающихся странах. Понятие о «зелёной революции» в развивающихся странах. Растениеводство как основа мирового сельского хозяйства. Зерновое хозяйство: пшеница, рис и кукуруза. Другие продовольственные культуры. Непродовольственные культуры. Мировое животноводство: три ведущих отрасли. Сельское хозяйство и окружающая среда. Мировое рыболовство.

Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства. Мировая транспортная система, её масштабы. Транспорт экономически развитых стран. Транспорт развивающихся стран. Региональные транспортные системы. Сухопутный транспорт и его виды: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный. Морской торговый флот, морские порты. География мирового морского судоходства, роль морских каналов и проливов. Внутренний водный транспорт. Воздушный (авиационный) транспорт - самый молодой и динамичный вид транспорта. Основные черты его географии. Транспорт и окружающая среда.

Всемирные экономические отношения (ВЭО). Отношения Север-Юг как отношения между Центром мирового хозяйства и его периферией и полупериферией. Понятия об открытой экономике и свободной экономической зоне.

Мировая торговля как старейшая форма ВЭО. Сдвиги в структуре мировой торговли товарами. Торговля услугами и её формы. Главные районы и страны мировой торговли. Всемирная торговая организация (ВТО).

Мировой рынок капитала, как отражение процесса финансовой глобализации. Мировые финансовые центры. Оффшорные зоны (центры). Понятие о прямых иностранных инвестициях. География мирового рынка капитала. Страны-лидеры по экспорту и импорту капитала среди экономически развитых стран, развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Всемирный банк и Международный валютный фонд (ВМФ).

Международное производственное сотрудничество и его формы. Международное научно-техническое сотрудничество. Международный туризм: масштабы и основные черты географии.

Тема 6. Россия в современном мире (1 час)

Место России в мировой политике. Россия как один из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Участие России в международных организациях. Россия и глобальный миропорядок.

Место России в мировом природно-ресурсном потенциале. Россия в мировой территории, в мировых ресурсах полезных ископаемых. Природные условия России для жизни людей. Экологическая обстановка в России.

Место России в населении мира. Ухудшение демографической обстановки в постсоветский период времени, нарушенная поло-возрастная структура населения, низкая средняя плотность населения, медленные темпы урбанизации.

Экономика России на мировом фоне. Два этапа в её развитии в постсоветский период времени. Россия в первой десятке крупнейших экономик мира. «Узкие места» в развитии экономики России: низкая конкурентоспособность, ярко выраженный топливно-сырьевой уклон, отставание в развитии высокотехнологичных производств, наличие сильных территориальных диспропорций.

Место России в промышленности мира. Лидирующее положение России в отраслях топливно-энергетического комплекса. Прочные позиции России в мировой горнодобывающей промышленности и в отраслях обрабатывающей промышленности «нижнего этажа». Отставание России в отраслях обрабатывающей промышленности «верхнего этажа» - машиностроении и химии органического синтеза.

Место России в мировом сельском хозяйстве - в растениеводстве и животноводстве.

Место России в мировом транспорте. Более сильные позиции России в железнодорожном и трубопроводном транспорте, более слабые - в автомобильном, морском и воздушном транспорте. Основные направления международной транспортной инфраструктуры для транспортировки нефти и природного газа.

Россия в международных экономических отношениях - мировой торговле и мировых финансовых связях.

Место России в мире по качеству жизни. Индекс развития человеческого потенциала и его составляющие. Высокое положение России в мире в сфере образования. Менее выгодное положение России в мире в сфере материального благосостояния. Невысокие показатели России в мире в сфере здоровья и долголетия.

Перспективы развития России до 2020 г. «Стратегия 2020» и её задачи в сфере экономической модернизации и перехода на инновационный путь развития. Ускорение темпов экономического роста, технико-технологическое перевооружение всего хозяйства, перестройка отраслевой и территориальной структуры хозяйства - как главные пути к повышению качества жизни. Необходимость новой индустриализации.

Практические работы

1. Используя данные учебника, построить картодиаграмму «двадцать стран-лидеров в мировом промышленном производстве». Проанализировать её и сделать выводы.

2. По карте мирового машиностроения в географическом атласе для 10 класса составить в тетради систематизирующую таблицу «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения». Выделить четыре группы стран: с высоким, средним, низким уровнем развития этой отрасли и с её отсутствием.

3. Используя данные учебника, составить в тетради систематизирующую таблицу «Распространение главных отраслей животноводства» с указанием главных стран распространения скотоводства, свиноводства, овцеводства.

4. Используя данные учебника, нанести на контурную карту мира первые десять стран по объёму внешней торговли. Нанести на эту же карту крупнейшие двусторонние товарные потоки: 1) Канада-США, 2) Мексика-США, 3) Китай-США, 4) Япония-США, 5) Китай-Япония, 6) Германия-Франция, 7) Германия-США. 8) Великобритания-США.

5. Используя данные учебника, составить диаграмму «Страны, занимающие первое-третье места в мире по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции.

6. Используя знания по данному курсу, а также по предшествующим курсам географии, составить систематизирующую таблицу «Воздействие промышленности, сельского хозяйства и транспорта на окружающую среду».

Проектные (групповые) задания

1. Разработать проект трассы высокоскоростной магистрали Пекин-Лондон, которая намечается к постройке.

2. Разработать проект интересного круизного маршрута: 1) по Атлантическому океану; 2) по Тихому океану; 3) по Индийскому океану.

Перечень обязательной географической номенклатуры
10 - 11 класс:

Страны монархии:

Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Бахрейн, Бруней, Бутан, Иордания, Камбоджа, Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Лесото, Марокко, Свазиленд, Тонга.
Страны с федеративным устройством:
Россия, ФРГ, Бельгия, Швейцария, Австрия, Сербия и Черногория, Малайзия, Бангладеш, Мьянма, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Эфиопия, ЮАР, США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Австралия (Австралийский Союз).
Внутриконтинентальные страны
Швейцария, Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Монголия, Непал, Афганистан, Боливия, Парагвай, Мали, Чад, Нигер, ЦАР, Замбия, Зимбабве, Ботсвана, Уганда и др.

Типология стран:
Развитые страны:
«Большая семерка», малые европейские страны, внеевропейские страны (с переселенческим капитализмом)
Развивающиеся страны:
Ключевые, Новые индустриальные, Нефтеэкспортирующие, отсталые страны мира.
Крупнейшие городские агломерации мира:
Токио, Мехико, Мумбаи, Сан-Паулу, Нью-Йорк, Москва и др.
Десять мировых центров:
Северная Америка, Западная Европа, Китай и др.
Страны -лидеры по промышленному производству в мире:

США, Китай, Япония, Германия, Россия и др.
Великие горнодобывающие страны мира:
США, Канада, Австралия, ЮАР, Россия, Китай, Бразилия, Индия.
Страны с узкой специализацией по добыче сырья:
Медные руды: Чили, Перу, Замбия.
Олово: Малайзия.
Бокситы: Гвинея, Ямайка.
Фосфориты: Марокко.
Морские порты:
Лондон, Роттердам, Шанхай, Токио, Осака, Нью-Йорк, и др.
Зарубежная Европа:
Каменноугольные бассейны: Рурский, Верхне-Силезский.
Нефтегазоносный бассейн: Североморский.
Железорудный бассейн: Лотарингский.
Промышленность:
Автомобилестроение: Франция, ФРГ, Швеция.
Химическая: ФРГ
Крупнейшие морские порты: Лондон, Роттердам, Гамбург, Антверпен, Гавр, Марсель, Генуя.
Высокоразвитые районы: Лондонский, Парижский, южный район ФРГ (Штутгарт, Мюнхен), «промышленный треугольник» Италии (Милан-Турин-Генуя)
Старопромышленные районы: Рурский, Саар (ФРГ), Ланкашир, Йоркшир, западный Мидленд, Южный Уэльс (Великобритания), Северный район, Эльзас, Лотарингия (Франция), Верхне-Силезский (Польша), Остравский (Чехия).
Столицы стран Европы.
Зарубежная Азия и Австралия:
Страны и столицы
Города: Шанхай, Осака, Мамбаи, Сидней, Мельбурн
Африка:
Страны и столицы.
Монокультуры стран: Ангола, Ботсвана, Бурунди, Габон, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Замбия, Коморские острова, Либерия, Ливия, Мавритания, Малави, Мали, Нигер, Нигерия, Руанда, Сьерра-Леоне, Уганда, Чад, Эфиопия.
США и Канада:
Страны и столицы.
Мегалополисы: Босваш, Чипитс, Сансан.
Нефтяные штаты: Аляска, Техас, Канзас, Калифорния.
Крупнейшие центры: Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Балтимор, Бостон и др.
Латинская Америка:
Страны и столицы.Производители:
Бананы: Бразилия, Коста-Рика, Колумбия, Эквадор, Мексика.
Сахар: Куба
Кофе: Бразилия, Колумбия
Мясо и пшеница: Аргентина
Города: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро
Знать страны-лидеры и их принадлежность к регионам.





Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


п/п

Наименование разделов и тем

Всего

Часов

Практические работы

Основные виды учебной деятельности

1

Современная политическая карта мира

5

-

Анализируют карты различной тематики.

Обозначают на карте основные географические объекты.

Работают с различными источниками информации.

Узнают о разнообразии современного мира, развивают умение слушать лекцию и ведут записи материала урока.

Расширяют знания о классификации стран; закрепляют знания номенклатуры.

Сопоставляют географические карты различной тематики.

Описывают страны, оценивают ресурсы и ее положение.

Заполняют таблицу и составляют опорную схему «АТД»

Закрепляют знания основных терминов и понятий темы; обобщают знания по теме «Политическая карта мира

2

География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей

6

2

Изучают термины «Географическая среда», «природопользование», определяют степени воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах. Формируют экологическое мышление.

Определяют основные тенденции и закономерности развития географических явлений и процессов.

Работают с различными источниками информации.

Анализируют карты различной тематики.

Оценивают обеспеченность разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Работают с различными источниками информации.

Анализируют карты различной тематики.

Оценивают обеспеченность разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Знакомятся основными видами природных ресурсов, их квалификацией и распространением.

Характеризуют проблемы антропогенного загрязнения окружающей среды, источники загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; определяют три главных пути решения проблем охраны окружающей среды.

Выделяют научные концепции, относящиеся к географическому ресурсоведению и геоэкологии;

Обобщают знания по теме «Мировые природные ресурсы»

Закрепляют знания по теме «География мировых природных ресурсов».

3

География населения мира

6

1

Развивают представления о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства населения, о продолжительности жизни; выявляют закономерности динамики численности мирового населения

Работают с различными источниками информации.

Анализируют карты различной тематики.

Ведут дисскуссию по вопросам возрастно-полового состава мира, миграционных процессов.

Определяют обеспеченность крупных регионов мира и стран трудовыми ресурсами.

Закрепляют знания по теме «Население».

Обобщают знания и умения по разделу «Население».

4

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

5

1

Знакомятся с понятием «научно-техническая революция»; с частями и чертами НТР;

Работают с различными источниками информации.

Анализируют карты различной тематики.

Выполняют практическую работу.

Знакомятся с причинами специализации стран мира, с ролью ТНК в экономике развитых стран;

Формулируют роль МГРТ в формировании мирового хозяйства.

Участвуют в дискуссиях по проблемам экономической специализации стран регионом мира.

Определяют особенности отраслей мировой экономики.

Готовят доклады (сообщения) по основным отраслям экономики.

Объясняют понятия: «региональная политика», «депрессивный район», «район нового освоения», «постиндустриальная структура экономики», «высокоразвитый район».

Выражают своё мнение о специализации экономики и факторах размещения отраслевой специализации стран.

Закрепляют знания по теме «НТР и Мировое хозяйство».

5

География отраслей мирового хозяйства

12

2

Формируют представления о топливном балансе мира; рассматривают рост производства различных видов топлива; дают характеристику газовой, нефтяной, угольной промышленности, работают с различными источниками информации.

Характеризуют электроэнергетику мира, формируют представления о странах с высоким и низким, о странах с различной структурой энергетического баланса, количеством электроэнергии на душу населения.

Формируют представление о современном развитии горнодобывающей промышленности, о металлургии; знакомятся с основными металлургическими базами мира; продолжают формировать умения давать характеристику отрасли, используя типовой план.

Выполняют практическую работу. Анализируют карты, работают с разными источниками информации.

Формируют представления о химической и лесной промышленности.

Определяют географические и отраслевые сдвиги на современном этапе развития в данных отраслях МХ

Формируют представления о развитии лёгкой промышленности в мире.

Знакомятся с понятием «зелёная революция», главными с/х-ми районами мира, типами с/х-ва.

Выполняют практическую работу.

Анализируют карты и различные источники информации.

Работают с различными источниками информации.

Анализируют карты различной тематики.

Знакомятся с видами международных экономических отношений.

Работают с различными источниками информации.

Анализируют карты различной тематики.

Работают с ПК, информационными системами по поиску и интерпретации информации.

Используют различные способы получения информации.

Выполняют итоговые (контрольные) работы.

Проводят рефлексию усвоенных знаний и умений за курс 10 класса.

Работают с различными источниками информации, анализируют и объясняют особенности современного геополитического и геоэкономического положения России. Определяют основные направления внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.

Итого

34

6

Оценочные практические работы

  1. Практическая работа №1 Оценка мировых ресурсов. (Используя данные учебника, сравнить обеспеченность стран мира пахотными угодьями и сделать выводы.)

  2. Практическая работа №2 Оценка ресурсов Мирового океана (Используя текст учебника, составить классификационную таблицу «Природные ресурсы Мирового океана»)

  3. Практическая работа № 3 Оценка численности и воспроизводства населения мира. (Используя данные учебника, нанести на контурную карту мира шесть стран, на которые приходится 50% мирового населения.)

  4. Практическая работа №4 Систематизация отраслей международной специализации по странам (на выбор) (Используя учебник и дополнительные источники информации, составить в тетради следующую систематизирующую таблицу с самостоятельным выбором стран.)

    Страны

    Отрасли их международной специализации


  5. Практическая работа № 5 Группировка стран мира по уровню развития машиностроения. (По карте мирового машиностроения в географическом атласе для 10 класса составить в тетради систематизирующую таблицу «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения». Выделить четыре группы стран: с высоким, средним, низким уровнем развития этой отрасли и с её отсутствием.)

  6. Практическая работа №6 Характеристика стран по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции (Используя данные учебника, составить диаграмму «Страны, занимающие первое-третье места в мире по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции.)







Календарно - тематическое планирование

Дата

№урока

Раздел программы.

Тема урока

Всего часов

Планируемые образовательные результаты обучения темы

Основные виды учебной деятельности

Формы контроля

Примечание

4.09.15

1

Введение

1

Знать и понимать основные традиции и новые методы географических исследований

Определять и сравнивать по разным источникам информации социально-экономическое развитие, применять разные источники географической информации для проведения наблюдений за природными социально- экономическими объектами.

Анализируют карты различной тематики.

Обозначают на карте основные географические объекты.

Работают с различными источниками информации.

11.09.15

2

Тема «Современная политическая карта мира»

Многообразие стран современного мира.

4

Знать и понимать различные подходы в классификации стран на политической карте

Уметь составлять и давать характеристику стран мира по количественным показателям, а также и по качественным показателям.

Узнают о разнообразии современного мира, развивают умение слушать лекцию и ведут записи материала урока.

Фронтальный опрос

18.09.15

3

Международные отношения и политическая карта мира.

Знать и понимать этапы формирования политической карты, роль международных отношений в изменениях политической карты. Особенности ЭГП и ПГП стран. Составлять характеристику стран, оценивать географическое положение стран, сопоставлять географические карты разной тематики для комплексной характеристики стран

Расширяют знания о классификации стран; закрепляют знания номенклатуры.

Сопоставляют географические карты различной тематики.

Описывают страны, оценивают ресурсы и ее положение.

25.09.15

4

Государственный строй стран мира.

Составлять характеристику стран, оценивать географическое положение стран, сопоставлять географические карты разной тематики для комплексной характеристики стран

Заполняют таблицу и составляют опорную схему «АТД»

Фронтальный опрос

2.10.15

5

Политическая география.

Итоговая работа по теме: «Современная политическая карта мира».

Знать и понимать этапы формирования политической карты.

Закрепляют знания основных терминов и понятий темы; обобщают знания по теме «Политическая карта мира

Индивидуальная

(Тестирование)

9.10.15

6

Тема «География мировых природных ресурсов

Взаимодействие общества и природы.

6

Знать и понимать международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды».

Изучают термины «Географическая среда», «природопользование», определяют степени воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах. Формируют экологическое мышление.

16.10.15

7

Практическая работа №1 Оценка мировых ресурсов.

Знать особенности размещения основных видов природных ресурсов, месторождений, их территориальные сочетания. Уметь оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, анализ различных типов карт, развивать умение работать с текстом и статистическим материалом

Определяют основные тенденции и закономерности развития географических явлений и процессов.

Работают с различными источниками информации.

Анализируют карты различной тематики.

Оценивают обеспеченность разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Практическая работа

23.10.15

8

Практическая работа №2 Оценка ресурсов Мирового океана

Знать особенности размещения основных видов ресурсов Мирового океана, их территориальные сочетания, уметь их оценивать и характеризовать особенности размещения.

Работают с различными источниками информации.

Анализируют карты различной тематики.

Оценивают обеспеченность разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Знакомятся основными видами природных ресурсов, их квалификацией и распространением.

Практическая работа

30.10.15

9

Загрязнение и охрана окружающей среды.

Знать основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Понимать экологические проблемы, иметь свою точку зрения на пути выхода из экологического кризиса.

Характеризуют проблемы антропогенного загрязнения окружающей среды, источники загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; определяют три главные пути решения проблем охраны окружающей среды.

Фронтальный опрос

13.11.15

10

Географическое ресурсоведение и геоэкология.

Знать научные концепции, относящиеся к географического ресурсоведению и геоэкологии.

Знать особенности размещения основных видов природных ресурсов, месторождений, их территориальные сочетания.

Выделяют научные концепции, относящиеся к географическому ресурсоведению и геоэкологии;

Обобщают знания по теме «Мировые природные ресурсы»

Фронтальный опрос

20.11.15

11

Итоговый урок по теме: «География мировых природных ресурсов»

Знать природно-ресурсный потенциал разных территорий, территориальные сочетания природных ресурсов; понимать геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования, знать пути сохранения качества окружающей среды.

Закрепляют знания по теме «География мировых природных ресурсов».

Тестирование

27.11.15

12

Тема «География населения мира»

Практическая работа № 3 Оценка численности и воспроизводства населения мира.

6

Знать численность и динамику населения мира, стран, регионов. Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции процессов изменения населения мира

Развивают представления о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства населения, о продолжительности жизни; выявляют закономерности динамики численности мирового населения

Практическая работа

4.12.15

13

Состав (структура) населения.

Знать этнографическую специфику отдельных регион и стран; многообразие народов и культур, историко - социальную характеристику народа. Уметь определять демографическую ситуацию и особенности демографической политики в разных странах и регионах мира.

Работают с различными источниками информации.

Анализируют карты различной тематики.

Индивидуальная работа

11.12.15

14

Размещение и миграция населения.

Знать основные термины темы, уметь работать с картами, определять степень обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

Знать основные направления миграций.

Оценивать и объяснять территориальную концентрацию населения.

Ведут дисскуссию по вопросам возрастно-полового состава мира, миграционных процессов.

Фронтальный опрос

18.12.15

15

Городское и сельское население. Урбанизация

Знать проблемы современной урбанизации на разных территориях стран мира. Оценивать и объяснять, уровни и темпы урбанизации. Составлять таблицы, картосхемы, диаграммы

Определяют обеспеченность крупных регионов мира и стран трудовыми ресурсами.

Индивидуальный опрос

25.12.15

16

Итоговая работа за полугодие.

«География населения мира».

Уметь объяснять и оценивать демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения

Закрепляю знания по теме «Население».

Тестирование

15.01.16

17

Промежуточная аттестация по теме «География населения мира»

Обобщают знания и умения по разделу «Население».

Тестирование

22.01.16

18

Тема «НТР и мировое хозяйство»

НТР. Характерные черты и составные части.

5

Знать основные черты и части НТР. Понимать основные термины темы, уметь составлять опорный конспект по тексту и лекции учителя

Знакомятся с понятием «научно-техническая революция»; с частями и чертами НТР;

Работают с различными источниками информации.

Фронтальный опрос

29.01.16

19

Мировое хозяйство.

Практическая работа №4 Систематизация отраслей международной специализации по странам (на выбор)

Знать становление мирового хозяйства, его особенности. Оценивать и объяснять отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства.

Анализируют карты различной тематики.

Выполняют практическую работу.

Знакомятся с причинами специализации стран мира, с ролью ТНК в экономике развитых стран;

Формулируют роль МГРТ в формировании мирового хозяйства.

Участвуют в дискуссиях по проблемам экономической специализации стран регионом мира.

Практическая работа

5.02.16

20

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

Оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Составлять характеристику основных центров современного мирового хозяйства.

Определяют особенности отраслей мировой экономики.

Готовят доклады (сообщения) по основным отраслям экономики.

Объясняютпонятия: «региональная политика», «депрессивный район», «район нового освоения», «постиндустриальная структура экономики», «высокоразвитый район».

Фронтальный опрос

12.02.16

21

Факторы размещения.

Знать: отрасли международной специализации. Факторы размещения отраслей.

Объяснять изменение пропорций между производственной и не производственной сферам, промышленностью и сельским хозяйством

Выражают своё мнение о специализации экономики и факторах размещения отраслевой специализации стран.

Индивидуальная работа

19.02.16

22

Итоговый урок по теме: «НТР и Мировое хозяйство»

Закрепляют знания по теме «НТР и Мировое хозяйство».

Тестирование

26.02.16

23

География отраслей мирового хозяйства

География промышленности. Топливно- энергетический комплекс.

10

Знать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства; уметь проводить исследования по картам

Определять страны - экспортеры основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции и сырья, районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг

Формируют представления о топливном балансе мира; рассматривают рост производства различных видов топлива; дают характеристику газовой, нефтяной, угольной промышленности, работают с различными источниками информации.

Фронтальный опрос

4.03.16

24

Электроэнергетика

Уметь составлять экономико-географическую характеристику отрасли региона или страны (по выбору)

Характеризуют электроэнергетику мира, формируют представления о странах с высоким и низким, о странах с различной структурой энергетического баланса, количеством электроэнергии на душу населения.

Индивидуальный опрос

11.03.16

25

Горнодобывающая промышленность. Металлургия.

Уметь давать ЭГХ одной из отраслей промышленности (форма: сочинение, картосхема)

Определять страны - экспортеры металлургической промышленности.

Формируют представление о современном развитии горнодобывающей промышленности, о металлургии; знакомятся с основными металлургическими базами мира; продолжают формировать умения давать характеристику отрасли, используя типовой план.

Фронтальный опрос

18.03.16

26

Практическая работа № 5 Группировка стран мира по уровню развития машиностроения.

Уметь создавать картосхемы размещения основных промышленных районов мира

Выполняют практическую работу. Анализируют карты, работают с разными источниками информации.

Практическая работа

25.03.16

27

Химическая промышленность.

Лесная промышленность.

Уметь читать и анализировать тематические карты и картосхемы; объяснять различия в географии населения стран и регионов, используя сравнительный и системный подходы

Формируют представления о химической и лесной промышленности.

Определяют географические и отраслевые сдвиги на современном этапе развития в данных отраслях МХ

Индивидуальный опрос

8.04.16

28

Легкая промышленность. Промышленность и окружающая среда.

Уметь читать и анализировать тематические карты и картосхемы; объяснять различия в географии населения стран и регионов, используя сравнительный и системный подходы

Формируют представления о развитии лёгкой промышленности в мире, главных лёгкой промышленности.

15.04.16

29

Практическая работа №6 Характеристика стран по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции

Выделять на карте основные сельскохозяйственных районы мира. Сопоставлять объемы производства важнейших видов промышленной и с/хозяйственной продукции стран и регионов мира

Знакомятся с понятием «зелёная революция», главными с/х-ми районами мира, типами с/х-ва.

Выполняют практическую работу.

Анализируют карты и различные источники информации.

Практическая работа

22.04.16

30

География транспорта.

Выявлять преобладающие виды транспорта в разных регионах, степень развития, прогноз.

Наносить на к/к крупные порты, и важнейших направлений перевозок.

Работают с различными источниками информации.

Анализируют карты различной тематики.

Фронтальный опрос

29.04.16

31

Международные экономические отношения.

Составлять картосхемы производственных связей стран

Определять международную специализацию крупнейших стран и регионов мира

Знакомятся с видами международных экономических отношений.

Фронтальный опрос

6.05.16

32

Обобщающий урок по всему курсу

Знать основной понятийный аппарат курса 10 класса, оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий

Работают с различными источниками информации.

Анализируют карты различной тематики.

Работают с ПК, информационными системами по поиску и интерпретации информации.

Используют различные способы получения информации.

Выполняют итоговые (контрольные) работы.

Проводят рефлексию усвоенных знаний и умений за курс 10 класса.

Фронтальный опрос

13.05.16

33

Промежуточная аттестация. Тестирование по теме: «География отраслей мирового хозяйства ».

Закрепить знания по теме «Мировое хозяйство»; проверить ЗУ по курсу.

Тестирование

20.05.16

34

Россия в современном мире

Знать особенности современного геополитического и экономического положения России.

Уметь определять основные направления внешних экономических связей России с развитыми странами мира.

Работают с различными источниками информации, анализируют и объясняют особенности современного геополитического и геоэкономического положения России. Определяют основные направления внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.

Фронтальный опрос















Описание учебно- методического и материально - технического обеспечения образовательной деятельности

Пособия для учителя:

  1. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.

  2. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2007.

  3. Максаковский В.П., Заяц Д.В., и др. Учебное электронное пособие. Экономическая и социальная география мира.

Пособия для обучающихся:

  1. В.П.Максаковский. Экономическая и социальная география мира. 10 класс - М., «Просвещение» 2013

  2. Атлас. 10 класс - М., «Дрофа», «Издательство ДИК» 2013

  3. Контурная карта 10 класс - М., «Дрофа», «Издательство ДИК» 2013

Интернет - ресурсы:

  1. Видео уроки. interneturok.ru/ru/school/geografy

  2. Конспекты уроков: guzvenag.ucoz.ru/index/0-16

  3. Гипермаркет знаний: school.xvatit.com

  4. Музей фактов: muzey-factov.ru/tag/geography

  5. Интересные факты: i-fakt.ru/category/geografiya/

  6. Интересная география: geo.ucoz.net/publ/interesnaja_geografija/1

Техническое оборудование:

1.Компьютер

2.Мультимедийный проектор

3.Принтер

4.Метеостанция

5.Настенные контурные карты: Карта мира

6.Настенные общегеографические и тематические карты: Физическая карта полушарий, Физическая карта России, Природные зоны мира.

7.Коллекция горных пород и минералов.

8. Комплект настенных таблиц.

9. Комплект портретов географов

10.Глобусы.

11. Компасы.

12. Визирные линейки.

13. Рулетки.

14. Коллекции горных пород.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «География»

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.


© 2010-2022