Урок по теме Озера с использованием технологии проблемного обучения

Урок географии по теме "Озера" рассчитан на учащихся 6 классов.Данный урок спроектирован по технологии проблемного обучения, в плане прописаны все этапы данной технологии. Материал имеет сопровождение презентацией, цифровыми образовательными ресурсами. в конспекте урока просматриваются проблемные вопросы, задания различного уровня сложности.В процессе их решения учащиеся овладевают новыми знаниями и что крайне важно с позиций компетентностного обучения, способами действия. В результате этого фор...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по теме: « Озёра. Вода в «земных кладовых»

Цель: формировать представления об озёрах, ледниках и подземных водах, используя проблемно-диалогическую технологию и технологию продуктивного чтения.

Задачи:

Предметные:

  • сформировать у учащихся представления об озёрах, их видах, особенностях, происхождения озерных котловин, опираясь на презентацию, работу с картой.

  • формирование умений давать качественные и количественные характеристики компонентов географической среды

  • развитие картографических навыков

  • овладение приемами обеспечения собственной безопасности и правилами поведения на воде.

Метапредметные:

  • получать информацию в результате смыслового прочтения текста;

  • работать в группе по решению общих учебных задач;

  • способствовать самостоятельной работе с дополнительными источниками знаний;

  • развивать умения анализировать, обобщать;

  • учиться оценивать себя поэтапно и обобщать результативность своей работы и работы одноклассников на уроке с помощью определённых критериев.

Личностные:

  • обучение навыкам коммуникативной компетентности;

  • способствовать воспитанию чувства любви к своей Родине, гордости за свой край.

Тип урока: Урок формирования знаний.

Технологии: урок с использованием ИКТ, проблемно - диалогическая и технология продуктивного чтения.

Оборудование: презентация "Озёра. Вода в «земных кладовых»", атласы, физическая карта России, полушарий.

Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

Дидактический и наглядный материал: учебники, карта полушарий и физическая карта России, атласы.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1.Организационно - мотивационный этап урока

Определение темы урока



Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки



Формулирование задач урока

Звучит песня «Гляжу в озёра синие…» из кинофильма «Вечный зов». mp3ostrov.com/mp3/info/ekaterina-6avrina-glaju-v-ozera-sinie-1043016/

Как называется наша Родина?

С чем у вас ассоциируется Россия? Чем она богата?

Как вы думаете, что называют голубыми глазами России?(если ключевое слово не найдено, предлагается загадка)

Посреди поля лежит

зеркало,

Стекло голубое, рама зелёная

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои, примеряя косынки,

Глядятся в него, молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя причёски.

И месяц и звезды-

В нём все отражаются…

Как это зеркало называется?

- Итак, темой сегодня на уроке будет? .. (Озера. Вода в « земных кладовых»), (на слайде появляется тема).

Предлагается погружение в тему, с помощью видеоряда об озёрах. youtube.com/watch?v=zlblkllHdo8&list=PLEB2F091DC18117F9

Назовите известные вам озёра?

- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы на сегодняшнем уроке? (варианты детей)



- Сегодня мы попытаемся на уроке ответить на ваши вопросы.

Как вы считаете, какой вопрос будет наиболее важным? Почему?

Проблемный вопрос

Какое значение имеет вода в жизни и в хозяйственной деятельности человека?

Слушают песню.



Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопросы, пытаются назвать ключевое слово новой темы.


Отгадывают загадку, с помощью которой определяют тему урока.







Называют озёра.

Обучающиеся задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы, например:

1.Как образуются озёра?

2.Какое значение имеют озёра в жизни человека ?

3.Истории названия озёр.

4.Какие животные обитают в озерах?

5. Как вести себя на озере?



Говорят о значении воды в жизни человека.

осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб.











Систематизация географических знаний о России















умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.





Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений.







2.Содержательный этап урока

Изучение нового материала































Рефлексия деятельности

Как вы думаете, что называют озером? Попытайтесь сформулировать определение озера.

Предлагает найти определение в учебнике п.18, стр.103.

Какими бывают озёра? Чем они интересны? Давайте посмотрим видеосюжет. youtube.com/watch?v=4WfXCWVCqDo

Предлагает найти озёра на карте мира, сравнить их изображение на карте.

А если мы посмотрим в легенду карт. Какой вывод можем сделать, что означают эти цвета?

Подумайте, почему в одних озёрах вода пресная, а в других солёная? Отчего это зависит?

Предлагает работу по группам.(работа с дополнительной информацией) каждой группе информация об озёрах , работать по представленному плану.

Работа с ЭОР(образование озёр)

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009f3-1000-4ddd-8e54-140047fe0ae8/swf.htm?src=proishojzdenie_ozer.swf

План описания озёр.

1.название

2. на каком материке находится

3.происхождение котловины

4.сточное или бессточное

5.солёное или пресное.

Как вы думаете, для чего нужны озёра?



А есть ли озёра в нашей местности?

(Калининском районе)

Кто знает, что изображено на гербе Калининского района?

Почему лебеди?

Что мы должны сделать, что бы сохранить богатства озер?

Предлагает написать синквейн об озёрах (правила написания синквейна представлены на слайдах)(работа в группах)

Правила составления синквейна:

1 строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка - одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).



Физминутка. youtube.com/watch?v=mrcVx4yalzo

Учитель предлагает посмотреть сюжет(отрывок х/ф «Титаник») youtube.com/watch?v=UEL7OOkQkP4

Как называется этот фильм?

Что такое «Титаник»?

Что произошло с этим кораблём? Почему погибло много людей?(подводит обучающихся как себя нужно вести на водоёмах)

Что такое айсберг? предлагает посмотреть видео об образовании айсберга. youtube.com/watch?v=mrcVx4yalzo

Айсберг является ледником?

А что такое ледники? Какими бывают ледники?

Какое значение имеют ледники в жизни людей?

предвосхищение чтения, создания мотива для чтения

Предлагает работу по учебнику стр.104-106.

Какие ещё воды находятся в «земных кладовых»?

Как они там оказались?

Предлагает работу по группам. Работа по учебнику стр.106-107. Составить три вопроса по материалу пункта «подземные воды».

Есть ли в Калининском районе родники? (учитель предлагает посмотреть сюжет выпускника школы Винника Евгения о родниках)

Предлагают варианты определения озера.

Находят определение в учебнике, записывают в тетрадь.

С интересом смотрят сюжет. Делают выводы, что озёра бывают разными.

Работают по карте. Делают выводы, что озёра разной величины, формы и изображаются синим или розовым цветом. (цвет обозначает солёность)

Отвечают на вопросы. Делают выводы, что озёра могут быть сточными и бессточными.(солёными, солоноватыми, пресными)

Работают в группах с дополнительной информацией и атласом.

Оценивают выступление каждой группы





Правильно отвечают на вопрос, предполагая, что озёра - это место отдыха, разведение рыбы, добыча соли, передвижение и др.

Озёра Лебяжье, Бобровое и пруды Никольский, Васильевский и др.(искусственные озёра)

Отвечают на вопросы.

отвечают на проблемный вопрос.

Пишут синквейн, используя полученные знания. Группы оценивают друг друга.









Оцениваю работу в группах.



Делают упражнения.

Смотрят отрывок. Сопереживают героям фильма.

Отвечают на вопросы учителя.

Пытаются вывести правила поведения на воде.(не паниковать, не цепляться за человека, который вас спасает, учиться плавать и держаться на воде, далеко не заплывать)

Смотрят видео, делают вывод, что айсберг не является ледником?

Предполагают. Дают определение ледникам.

Работают с информацией из учебника. Дополняют ответ. Делают вывод о значении ледников.



Отвечают (подземные воды)

Составляют вопросы.






картографическая грамотность

научится находить необходимую информацию, содержащуюся в легенде карты;





навыки коммуникативной компетентности











патриотизм, любовь к своей местности, своему региону.



















образовательные результаты - овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

овладение приемами обеспечения собственной безопасности и правилами поведения на воде.

умение работать с разными источниками географической информации

(учебником)



умение работать с разными источниками географической информации

(атлас)





умение работать с разными источниками географической информации

(ЭОР)

умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов (озёр)







































умение работать с разными источниками географической информации

(учебник)

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение.





Анализируют, обобщают.







умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах (в группах)

получать информацию в результате смыслового прочтения текста;



















умения оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;



оценивают себя поэтапно и обобщают результативность своей работы и работы одноклассников на уроке с помощью определённых критериев

3.Этап закрепления.

Закрепление и первичный контроль

Подведение итогов.

Отвечаем на вопросы в учебнике стр108 (1-6)

1.На карте России и на карте полушарий покажите озёра, о которых говорится в тексте параграфа.

2.Есть ли озёра в вашей местности? Как они называются?

3. В каких участках суши распространены ледники?

5.При каких условиях образуются ледники?

6.какие источники пресных и минеральных вод есть в вашей местности?

Отвечают вопросы из учебника.


4.Рефлексивный этап урока

О чём мы сегодня говорили?

Что нового вы узнали?

Свои ответы начинайте со слов

Я узнал…

Я смогу…

Отвечают.

Я узнал…

Я смогу…

Учащиеся проводят самооценку и взаимную оценку.

5.Объяснение домашнего задания.

П.18 отвечать на вопросы стр.108.(для всех обязательно)

1.подготовить сообщение о значении подземных вод.

2.написать небольшой рассказ «как я путешествовал по озеру…(см. стр109 учебника)

3.написать синквейн о леднике

4.презентации об озёрах.

Умение оформлять результаты своей работы в виде текста, устного сообщения, видеоматериала, презентации и других форм.









Озеро Утренней росы.

Находится в Национальном парке США. Это очень необычный водоем: он имеет яркую окраску и форму дна в виде дудочки. В 19 веке озеро было ярко-фиолетового цвета. Слух о чудо -озере разнесся по всему свету. Люди приезжали сюда, чтобы полюбоваться им и бросали монеты, а другие - мусор. В результате, все это привело к засорению термического источника, расположенного на дне озера. Как очевидное в воде размножились бактерии , что привело к изменению цвета

Чернильное озеро.

Находится в Алжире. Наполнено настоящими чернилами, которые экспортируются в разные страны мира. Удивительно то, что озеро -природное творение. Местные жители считают, что это проделки дьявола, который лишил людей чистой воды и пропитания. Живых организмов в этом озере нет. Образовалось оно в результате питания двух рек. В 1- растворимо большое количество солей железа, во 2 - находится большое количество органических соединений из близко расположенных болот. Соединяясь в озере, воды вступают в химические реакции и образуют чернила.

Розовое озеро.

Расположен в Австралии. Поразительное творение природы! Сочетание буйной зелени прибрежных лесов, ярко желтого песка пляжа и розовый цвет озера. Ученые предполагают, что цвет озера зависит от количества бактерий и микроорганизмов, живущих в водоеме. вода в нем более соленая, чем в океане.

Асфальтовое озеро- на острове Тринидад. В кратере потухшего вулкана на большой глубине есть нефть, которая прорывается сквозь жерло грязевого вулкана, летучие свойства выветриваются и остается асфальт. Каждый год здесь добывают 150000 тон асфальта, который идет на строительство страны и экспортируется в другие страны мира. Всего добыто 6млн. тонн асфальта, а уровень озера снизился всего на несколько см.

Озеро Смерти.

Находится на острове Сицилия. Самое безжизненное и опасное озеро на планете. В нем нет никакой живности, и даже на берегах не растут на деревья, ни травы. До воды нельзя дотрагиваться! Рискнувший это сделать , моментально испытывает сильнейшую боль и ожоги кожи. В воде этого озера растворена серная кислота, в количестве достаточном для того, что бы убить всее живое в округе. На дне его два источника, из которых выбиваются потоки серной кислоты.

Озеро Абрахам

Находится в Канаде. Представляет потрясающее зрелище в зимние месяцы, когда вода замерзает. Поверхность льда состоит из замерзших пузырьков. На дне озера, в течение всего года живут водоросли, вырабатывающие метан. Пузырьки от водорослей поднимаются вверх и замерзают на разных уровнях, образуя фантастические картины.







© 2010-2022