Обобщение педагогического опыта учителя географии

География - единственный предмет в школе, который открывает перед учащимися жизненное пространство с его различными проблемами, возможности осмысления себя как части окружающего мира. Каждый ученик-носитель личного опыта. Он прежде всего стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы, нужно только помочь ему, предоставив соответствующие условия. Не может быть личности без собственных мыслей, суждений. Считаю, что главное - создать атмосферу раздумий и поиска, разбудить дет...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение педагогического опыта учителя географии

МАОУ СОШ №4 Савченко Натальи Николаевны


«В любом человеке могут расцвести сотни

неожиданных талантов и способностей,

если ему просто предоставить

для этого возможность

Дорис Лессинг


Развитие познавательной активности учащихся через внеурочную деятельность.

География - единственный предмет в школе, который открывает перед учащимися жизненное пространство с его различными проблемами, возможности осмысления себя как части

окружающего мира. Каждый ученик-носитель личного опыта. Он прежде всего стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы, нужно только помочь ему, предоставив соответствующие условия. Не может быть личности без собственных мыслей, суждений. Считаю, что главное - создать атмосферу раздумий и поиска, разбудить детскую мысль, научить делать выбор, за которым есть будущее.

Целью моей работы является создание условий для развития интеллектуальных способностей и креативности обучающихся.

В соответствии с темой и целью выдвинуты следующие задачи:

  1. Развитие познавательных интересов, потребностей и способностей;

  2. Формирование умений принимать нестандартные решения;

  3. Создание условий для раскрытия личностного потенциала учащихся, их оптимального самоопределения и самореализации.

В соответствии с поставленными задачами создаю необходимые социально-педагогические условия.

Внеклассная работа по географии, как и работа на уроках, должна сочетать занятия познавательного характера с практическим применением имеющихся у школьников теоретических знаний, с их трудовой деятельностью, причем последнее может осуществляться в процессе внеклассной работы гораздо шире и глубже, а также должно включать элементы занимательности и игровую деятельность детей.

Сложились общие принципы организации внеклассной работы. Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются учащиеся, имел социальную направленность, чтобы ученики видели, что дело, которым они занимаются, нужно и полезно им самим, либо обществу. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается детьми так, как будто оно возникло по их инициативе.

Успеху внеурочной воспитательной работы содействует четкая организация. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач. При выборе содержания, организации форм всегда необходимо соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства преемственности и взаимодействия.

Таким образом, при организации внеклассной воспитательной работы я направляю все усилия на:

  1. Разносторонность ее содержания и общественную направленность, на необходимость того, чтобы она охватывала нравственное, эстетическое, трудовое воспитание и , конечно, личностную значимость;

  2. Важной стороной этой работы является использование массовых форм, как для воспитания школьников, так и для разумной организации их свободного времени;

  3. Забочусь, чтобы внеклассная работа охватывала как можно больше учащихся.

По своему содержанию, по формам организации и методам проведения внеклассная работа разнообразна.

Олимпиады.

В последние годы получили большое развитие школьные олимпиады. Их можно считать смотром тех достижений, которых мы добились в работе по привитию учащимся интереса к географии по выявлению талантов. Следует отметить, что олимпиады по географии должны подводить итоги всей внеклассной работы по предмету, поэтому проведению их предшествует этап подготовки, что ведет к более четкой организации учебно-воспитательного процесса, к повышению уровня знаний учащихся по данному предмету, к более целенаправленному развитию интереса к географии и познавательной самостоятельности школьников.

Я хочу рассказать о практике в нашей школе Малых олимпиад . Для подготовки к олимпиадам выпускаем стенные газеты с занимательным материалом, подготавливаем тренировочные вопросы и упражнения, проводим викторины, игры по предмету, со старшеклассниками - географические конференции.

Важным моментом в подготовке олимпиад является составление вопросов и заданий. Основным положением при составлении вопросов является связь с программным материалом по географии. Для выполнения олимпиадных заданий учащиеся используют только те теоретические положения, практические умения, которые определены программой по географии, что позволяет избежать перегрузки школьников. Исходя из специфики предмета, обязательно включаем вопросы краеведческого характера.

Нам есть чем гордиться. На протяжении последних лет учащиеся уверенно занимают призовые места не только на городских, но и на областных олимпиадах. Так, на предыдущей олимпиаде Гендрина Дарья заняла 2 место, Суханова Кристина - 3 место, Хапилин Федор - 4 место, затем Гендрина Д. вошла в 10-ку лучших по области.

Экскурсии.

Большую роль в ознакомлении школьников с методами исследования географической науки, в развитии их познавательной самостоятельности играют также экскурсии, значение которых заключается в реализации краеведческого принципа обучения.

Проведение экскурсии требует тщательной подготовки. Я провожу ее поэтапно:

  1. Выбор объекта экскурсии;

  2. Разработка маршрута и содержания экскурсии;

  3. Подготовка учащихся;

  4. Проведение экскурсии;

  5. Закрепление знаний, полученных школьниками. Осуществляется через оформление полученного материала (дневники наблюдения с отражением выполненных заданий в виде альбомов, таблиц, презентаций.

Цель: закрепление и конкретизация учебного материала, уже изученного и накопление данных о природных и хозяйственных объектах для опоры при изучении теоретического материала. Во время экскурсий происходит целенаправленное изучение реальной действительности своей местности. А будут знать- будут и любить свой край.

Я практикую и считаю эффективным проведение экскурсий в 9-х классах при изучении экономической географии. Когда многие учащиеся не только сложно представляют работу какого-либо предприятия, но и вообще не знают о существовании каких- либо предприятий в городе.

Во время экскурсий появляется живой интерес к людям, работающим там, к продукции, которую они выпускают. И, конечно, профориентационная работа, что немаловажно для учащихся на сегодняшний день.

Комплексным мероприятием является «Неделя географии» в школе. Своеобразие этого мероприятия заключается в том, что она включает в себя индивидуальную, групповую, массовую работу, привлекает школьников познавательной стороной, эмоциональностью, возможностью проявить себя. И, конечно, основной задачей является развитие интереса, воспитание любви к своей Родине.

Каждая «Неделя географии» имеет свою тематику. Например, «Охрана природы» - это был конкурс рефератов с научными консультантами и рецензентами. А докладчик должен кратко (в течение 5-7 мин.) сообщить основные положения работы, используя при этом графики, фотографии, слайды и таблицы. При подведении итогов учитывалась актуальность темы, отмечалась работа с краеведческим, статистическим материалом, выступление агитбригад.

Яркой и впечатляющей была неделя географии «По странам и континентам». Итогом недели был конкурс стенных газет.

Обязательным условием, обеспечивающим успех в проведении «Недели географии», являются

  1. Четкое и своевременное планирование всех мероприятий недели;

  2. Опора при организации и проведении на актив учащихся разных классов;

  3. Выбор посильных заданий для участников разного возраста;

  4. Установление межпредметных связей.

При проведении таких мероприятий познавательный интерес рождает активность, а в свою очередь повышение активности укрепляет и усугубляет познавательный интерес.

Интеллектуальная игра «Кругосветка 8».

Как говорят, случайностей не бывает. Зинченко Нина Николаевна - методист ГМЦ - предложила нам проводить игру «Кругосветка». Основой любой игры является реальная жизнь. Игра имеет свои законы развития. Она активизирует, повышает интерес, вызывает эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которая переходит в творчество, помогает сформировать прочные знания, географическую грамотность, что в свою очередь является основой разумного социально-ответственного поведения человека в окружающем мире.

Если говорить о результативности, то учащиеся занимают призовые места не только на базе нашей школы. В 2008 г. в 37-й школе команда 7-х классов заняла 1 место,

в 8-й школе команда 6-х классов - 3 место,

в 4-й школе команда 8-х классов - 4 место.

Наша игра вошла в методическое пособие «География с удовольствием», которое Н.Н.Зинченко отправила на Всероссийский конкурс «Педагогические инновации», где работа была отмечена медалью Януша Корчака и дипломом лауреата конкурса.

Научно - практическая конференция.

В своей практике опираюсь на процесс совместной деятельности с учащимися. Это научно-исследовательская деятельность.

Целью этой работы является , прежде всего, создание условий для развития творческой личности. При этом решаются задачи:

  1. Формируются интересы, умения и навыки проведения исследования;

  2. Развиваются умения самостоятельно творчески мыслить и использовать их на практике.

Мы представляем творческие, информационные проекты, которые заняли призовые места на городской НПК школьников «В краю кедровом» в рамках проекта «Юные дарования - Томску».

С проектом «Сибирская Аграрная Группа» мы вышли на областной молодежный экономический форум, где ученица 9 класса Байдак Кристина получила диплом 1 степени и ценный подарок.

Ранняя предпрофильная ориентация.

Для достижения весомых результатов мы предоставили обучающимся возможность как можно раньше попробовать себя в различных межпредметных областях и сферах деятельности. Три года назад я разработала программу «Географическая карта - язык географии» для учащихся 6-х классов.

Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. В курсе поучаствовало 37 человек (2 группы). Конечным результатом стали мини-проекты маршрутов, которые выбирались детьми самостоятельно, рассчитано расстояние, указано направление и рекомендации мест отдыха и экскурсий. И это хорошее начинание, я на правильном пути.

Сейчас с шестиклассниками я работаю по программе «В камне застыло время».

Цель данного курса:

  1. Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению горных пород и минералов своей местности;

  2. Углубление познаний учащихся по физической географии при ознакомлении с геологическим прошлым.

Задачи:

  1. Научить пользоваться справочником - определителем горных пород, минералов и окаменелостей;

  2. Познакомить с практическим применением горных пород и минералов своей местности в жизни человека.

Вся моя работа в этом направлении позволила мне добиться роста качества знаний, отсутствие неуспевающих по предмету, призовые места, маленькие победы.

© 2010-2022