Рабочая программа по Крымоведению 9 класс

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автономная некоммерческая организация «Общеобразовательная школа

«Азъ Буки Веди»

ПРИНЯТО

на заседании ШМО



________________

Протокол № _____

«____»_______201___г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________________



«____»_______201___г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы



__________________



«____»_______201___г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





предмета «Крымоведение»

для 9 класса

на 2015/2016 учебный год



Составитель:

Иваненко Евгений Анатольевич.

г. Симферополь

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Необходимость разработки программы и содержания учебного курса «Крымоведение» обусловлена очевидным возрастанием роли и значения краеведения в Российской Федерации. В рамках Закона РФ «Об образовании», концепции комплексной программы модернизации образования и практической реализации приоритетного национального проекта «Наша новая школа» изучение «Крымоведения» приобретает особую актуальность. Опыт накопления и распространения знаний о родном крае имеет давние традиции, как в Крыму, так и во всей России.

Актуальность и обоснованность наличия курса «Крымоведение» в региональном базисном учебном плане предопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Информация о своей семье, населенном пункте и родном крае расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться ко взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права и обязанности

В контексте этого следует особо подчеркнуть то, что именно краеведческий подход позволяет учащимся наилучшим образом узнать родной край, свою «малую родину» как неотъемлемую составляющую часть Российского государства, получить представление о природных и культурных богатствах родного края, формирует любовь к своей местности, своей стране, закладывает основы экологической культуры. Краеведение является также наиболее надежным способом осуществления межпредметных связей в общеобразовательной школе, развивает у школьников логическое и пространственно-временное мышление.

Программа учебного курса «Крымоведение» предназначена для учащихся 5-9-х классов общеобразовательных учреждений Республики Крым. «Крымоведение» по своей методологической сущности является краеведческой дисциплиной и предполагает комплексное изучение взаимосвязей природных и социальных явлений родного края.

Цель курса - заложить основы навыков исследования своей местности и родного края, целостного восприятия краеведения как комплексной дисциплины, интегрирующей географические, исторические, биологические, этнокультурные, экологические и другие знания.

Объектами изучения «Крымоведения» являются природа, историческое прошлое, население, культура и хозяйство Крымского полуострова в целом и отдельных его территорий в частности. Использование краеведческого принципа, лежащего в основе курса, позволит учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать окружающую действительность во взаимосвязях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках. Связь с ближайшим природным и социально-культурным окружением придает практическую направленность курсу «Крымоведение», одной из основных задач которого является привитие учащимся навыков поведения в природе, наблюдательности, заинтересованности экологическими и народнохозяйственными проблемами.

Являясь комплексной учебной дисциплиной, осуществляющей тесные межпредметные связи, «Крымоведение» призвано заложить важные основы для успешного последующего изучения целого ряда школьных предметов. Использование краеведческого изучения территории позволяет строить преподавание на основе дидактического правила, обеспечивающего максимальную доступность и наглядность обучения: «от простого - к сложному, от близкого - к далекому». Таким образом, изучение особенностей природных и социально-культурных явлений Крымского полуострова значительно поможет в дальнейшем правильно сформировать представления о предметах и явлениях географической оболочки более крупных пространственных моделей - территории родного государства, отдельных материков и мира в целом.

Программой предусмотрены учебные экскурсии и ряд практических работ, которые рассчитаны на использование местного краеведческого материала. Обязательное выполнение предусмотренных настоящей программой учебных экскурсий и практических работ позволит наилучшим образом увязать полученные теоретические знания с практикой, подкрепит региональный теоретический учебный материал хорошо знакомыми местными, локальными примерами, будет способствовать более качественному запоминанию материала, а также предоставит учителю неограниченные возможности для творчества и реализации собственных методических и краеведческих наработок.

Содержание программы достаточно универсально и служит ориентиром для учителя в условиях вариативности основного общего образования - с одной стороны и его стандартизации - с другой. Это предоставляет широкие возможности для создания рабочих календарно-тематических планов в общеобразовательных учреждениях. При этом учителя могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса краеведения, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.









Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностным результатом обучения географическому краеведению является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению Крымского полуострова:

- ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Республики Крым). Представление о Республике Крым как неотделимой части России, её месте и роли в стране. Понимание неотделимости географического пространства республики от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению;

- гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания, нацеленные на:

- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;

- умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Крымоведение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания:

- осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;

- освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Республики Крым, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

- использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;

- использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

- отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

- понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:

- понимать роль различных источников краеведческой информации;

- знать особенности природы, населения, хозяйства Крыма;

- формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

- определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;

- понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Республики Крым;

- определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;

- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;

- приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Республики Крым;

- находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Крыма;

- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;

- определять на карте местоположение объектов;

- работать со статистическими данными;

- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;

- использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Крыма.









Структура программы:

Программа включает: определение статуса и места предмета «Крымоведение» в федеральном базисном учебном плане; пояснительную записку; характеристику личностных, метапредметных и предметных результатов; требования к уровню подготовки учащихся; критерии оценивания учебных достижений; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; учебно-тематический план по каждой параллели; перечень необходимой учебно-методической литературы.

Статус программы

Учебная программа по «Крымоведению» для 5-9 классов составлена на основе регионального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Учебный курс «Крымоведение» на ступени основного общего образования изучается в 5-9 классах. Включение курса «Крымоведение» в базисный учебный план способствует не только формированию у учащихся новых глубоких и прочных знаний и навыков, но и позволит воспитать и укрепить чувство патриотизма, национального единства и любви к Крыму - маленькой частице Российской Федерации.

Программа курса рассчитана на 175 учебных часов - по 34 часа в 5-ом, 6-ом, 7-ом, 8-ом и 9-ом классах (по 1 часу в неделю). Изучение предлагаемого курса может быть реализовано также за счет увеличения учебных часов, либо как факультатив или кружок.







Интеграция с предметами


География, биология, история, русский язык и литература, музыка, физическая культура, изобразительное искусство.



Требования к уровню подготовки учащихся основного общего образования при изучении курса «Крымоведения»

В результате изучения «Крымоведения» в 5-6 классах учащиеся должны:

знать/понимать:

  • Источники получения информации о своей малой родине;

  • выдающихся исследователей Крымского полуострова;

  • особенности географического положения Крымского полуострова и своего города (района);

  • особенности уникальной природы Крымского полуострова и своей местности;

  • названия наиболее распространенных и эндемичных растений и животных Крыма и своей местности;

  • основные этапы и ключевые события истории Крыма в контексте российской истории с древности до современности;

  • особенности национальных обычаев, обрядов, верований и быта народов Крыма;

  • художественные произведения и произведения искусства, посвященные крымской тематике;

  • виды хозяйственной деятельности и традиционные занятия населения;

  • элементы природоохранного законодательства и правила поведения на природе.

Уметь:

  • показывать на карте территорию Крымского полуострова и крупные природные объекты Крыма, основные населенные пункты и пути сообщения;

  • работать с различными источниками знаний о природе, населении, истории своей местности;

  • оценивать вклад выдающихся людей в изучение, развитие и прославление своего края;

  • находить на карте наиболее известные природные объекты, памятники истории и культуры своей местности;

  • анализировать негативное влияние хозяйственной деятельности человека на природу Крыма;

  • излагать в устной и письменной форме полученные знания, участвуя в мини-конференциях, дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах, выполняя творческие работы (рефераты, отчёты об экскурсиях, электронные презентации).

Интерактивные формы работы:


- экскурсии в краеведческие и этнографические музеи (школьный, районный, республиканский);

- экскурсии на природные и исторические объекты;

- посещение хозяйственных предприятий и выставок народного творчества;

- изучение литературы;

- выполнение практических работ;

- создание творческих проектов;

- проведение выставок работ учащихся;

- создание мультимедийных презентаций;

- составление исследовательских работ;

- учебные конференции, круглые столы.

Критерии оценивания

Нормы оценок:

правильность и осознанность изложения материала, полнота раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;

самостоятельность ответа;

логичность, доказательность в изложении материала;

степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

«5»

ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;

правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;

ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях.

«4»

ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный;

есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

«3»

ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;

затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

«2»

ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.






Содержание учебного предмета «Крымоведение»


9-й класс (34 часа)

Введение (4 часа).

Республика Крым - субъект административно-территориального устройства Российской Федерации. Общие сведения: административные границы, размеры территории, политическое устройство, геральдика и атрибутика.

Понятия «Экономико-географическое положение» и «Политико-географическое положение» - как категории, изменяющиеся во времени. Особенности и своеобразие ЭГП и ПГП Крыма.

Современное административно-территориальное устройство Республики Крым.

Особенности ЭГП своего района.

Практическая работа №1. (обучающая) Составление планов-характеристик ЭГП и ПГП региона.

Практическая работа №2. Анализ картографического материала, определение положительных и отрицательных черт ЭГП и ПГП Крыма.

Практическая работа №3. Нанесение на контурную карту субъектов административно-территориального устройства Республики Крым.

РАЗДЕЛ I. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ (4 часа)

Минеральные ресурсы Крымского полуострова: топливные ресурсы, рудные полезные ископаемые, нерудные полезные ископаемые: сырье для химической промышленности и строительной индустрии. Основные месторождения и районы добычи.

Земельные и водные ресурсы. Рациональное природопользование.

Рекреационные ресурсы.Защита проектов.

Практическая работа №3. Нанесение на контурную карту основных месторождений минерального сырья Крымского полуострова.











РАЗДЕЛ II. Население и города Крыма (6 часов)

Население Крыма: динамика численности, основные демографические показатели на рубеже XX - XXI столетий. Естественное движение населения. Механическое движение населения.

Особенности национального и конфессионального состава населения Крыма. «Процветание в единстве!».

Поло-возрастнаяструктура населения. Трудовые ресурсы.

Система расселения Крыма. Города, их функциональная структура, достопримечательности, музеи и памятные места. Города-побратимы крымских городов.Защита проектов.

Практическая работа №4. Работа со статистическим материалом. Построение и анализ секторной диаграммы национального состава населения Крыма.

Практическая работа №5. Составление экскурсионного маршрута по достопримечательным местам одного или нескольких городов Крыма.

РАЗДЕЛ III. Хозяйственно-экологический обзор (17 часов)

История хозяйственного освоения территории Крыма после присоединения к Российской империи (конец XVIIIв. - началоXX в.). Социально-экономическое развитие Крыма в советский период истории. Экономика Крыма на рубеже столетий (1991 г. - 2014 г.)

Общая характеристика современного хозяйства Республики Крым. Основные экономические показатели. Отраслевая структура. Ведущие отрасли хозяйства и факторы, влияющие на их формирование и развитие. Основные тенденции модернизации отраслевой и территориальной структуры хозяйства после воссоединения Крыма с РФ.

Промышленность. Характеристика топливно-энергетической базы и основных отраслей промышленности (машиностроение, химическая, легкая, промышленность строительных материалов). Принципы размещения. Крупные предприятия. Экологические проблемы отраслей.

Сельскохозяйственное производство. Специализация растениеводства и животноводства. Территориальные различия в специализации. Пищевая промышленность.

Рекреационное хозяйство. Проблемы и перспективы развития.

Транспортная система, ее модернизация. Транспортные «артерии» Крыма, морские порты, аэропорты.

Социальная инфраструктура, ее современная модернизация.

Крым - крупный научно-образовательный и культурный центр. Выдающиеся ученые, работавшие в Крыму. Крупные научно-исследовательские институты, ВУЗы.

Выдающиеся писатели, поэты, художники и деятели искусств, жившие и творившие в Крыму.

Защита проектов: «Они прославили крымскую землю!»

Внутригосударственные и межгосударственные связи Республики Крым.

Практическая работа №6.Анализ и отражение на контурной карте отраслевой и территориальной структуры промышленности Крыма.

Практическая работа №7.Анализ территориальных отличий специализации сельского хозяйства. Работа с контурной картой.

Практическая работа №8.Нанесение основных объектов транспортной системы Крыма.


Резерв (1 час).




КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс


№ п/п

ТЕМА УРОКА

Кол-во

часов

Практические работы

Дата


План.

Факт.


Введение

4




1

Республика Крым - субъект административно-территориального устройства Российской Федерации. Общие сведения: административные границы, размеры территории, политическое устройство, геральдика и атрибутика.

1

02.09


2

Понятия «Экономико-географическое положение» и «Политико-географическое положение» - как категории, изменяющиеся во времени. Особенности и своеобразие ЭГП и ПГП Крыма.

1

Практическая работа №1. (обучающая) Составление планов-характеристик ЭГП и ПГП региона.

09.09


3

Практическая работа №2.

1

Практическая работа №2. Анализ картографического материала, определение положительных и отрицательных черт ЭГП и ПГП Крыма.

16.09


4

Современное административно-территориальное устройство Республики Крым. Особенности ЭГП своего района.

1

Практическая работа №3. Нанесение на контурную карту субъектов административно-территориального устройства Республики Крым.

23.09



Раздел I. Природно-ресурсный потенциал

4



5

Минеральные ресурсы Крымского полуострова: топливные, рудные и нерудные.

1

30.09


6

Земельные и водные ресурсы. Рациональное природопользование.

1

07.10


7-8

Рекреационные ресурсы. Защита проектов.

2

14.10

21.10




Раздел II. Население и города Крыма

6



9

Население Крыма: динамика численности, основные демографические показатели на рубеже XX - XXI столетий.

1

28.10


10

Особенности национального и конфессионального состава населения Крыма. «Процветание в единстве!».

1

Практическая работа №4. Работа со статистическим материалом. Построение и анализ секторной диаграммы национального состава населения Крыма.

11.11


11

Поло-возрастнаяструктура населения. Трудовые ресурсы.

1

18.11


12

Система расселения Крыма. Функциональная структура городов Крыма.

1

25.11


13

Города Крыма: достопримечательности, музеи и памятные места. Города-побратимы крымских городов.

1

02.12


14

Практическая работа №5.

1

Практическая работа №5. Составление экскурсионного маршрута по достопримечательным местам одного или нескольких городов Крыма.

09.12



Раздел III. Хозяйственно-экологический обзор

17



15

История хозяйственного освоения территории Крымапосле присоединения к Российской империи (конец XVIIIв.-началоXXв.).

1

16.12


16

Социально-экономическое развитие Крыма в советский период истории. Формирование отраслевой и территориальной структуры хозяйства.

1

23.12


17

Экономика Крыма на рубеже столетий (1991 г. - 2014 г.). Общая характеристика современного хозяйства Республики Крым. Основные экономические показатели.

1

13.01



18

Ведущие отрасли хозяйства. Факторы формирования. Основные тенденции модернизации экономики Крыма после воссоединения с РФ.

1

20.01


19

Промышленность. Принципы размещения. Крупные предприятия.

1

Практическая работа №6. Анализ и отражение на контурной карте отраслевой и территориальной структуры промышленности Крыма.

27.01


20

Топливно-энергетическая база. География машиностроения.

1

03.02


21

Химическая промышленность, промышленность строительных материалов, легкая промышленность. Экологические проблемы.

1

10.02


22-23

Сельскохозяйственное производство. Специализация растениеводства и животноводства. Территориальные различия в специализации.

2

Практическая работа №7. Анализ территориальных отличий специализации сельского хозяйства. Работа с контурной картой.

17.02

24.02


24

Пищевая промышленность.

1

02.03


25-26

Рекреационное хозяйство. Проблемы и перспективы развития.

2

09.03

16.03


27

Транспортная система. Транспортные «артерии» Крыма, морские порты, аэропорты.

1

30.03


28

Социальная инфраструктура, ее современная модернизация.

1

06.04



29-30

Крым - крупный научно-образовательный и культурный центр. Выдающиеся ученые, работавшие в Крыму. Крупные НИИ, ВУЗы.

Выдающиеся писатели, поэты, художники и деятели искусств, жившие и творившие в Крыму.

Защита проектов: «Они прославили крымскую землю!»

2

13.04

20.04



31

Внутригосударственные и межгосударственные связи Республики Крым

1

27.04


32-34

Экономико-географическая характеристика своего региона

3

04.05

11.05

18.05






© 2010-2022