- Преподавателю
- География
- Применение УМК на уроках географии в рамках перехода на ФГОС
Применение УМК на уроках географии в рамках перехода на ФГОС
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Креулян С.А. |
Дата | 14.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Применение УМК на уроках географии в рамках ФГОС
«География может и должна стать одним из самых увлекательных школьных предметов. При этом важно делать особые акценты на изучении природного наследия России, вопросах экологии, рационального природопользования, охране редких видов животных и растений» (В.В.Путин) Съезд ВГО (ноябрь 2014 г.)
В условиях стремительно меняющегося мира, информатизации, глобализации жизни общества главная функция школьной географии - подготовка учащихся к осознанной, самостоятельной деятельности в многообразной географической среде
Задача современной географии состоит в том, чтобы реализовать идею связи научного знания с миром человеческих потребностей, т.е. приобретенные школьниками знания должны быть готовы к повседневному употреблению Эти знания - одна из основ практической деятельности в повседневной жизни. Отсюда - особое внимание к умениям прикладного характера
Роль географии как учебного предмета в новых условиях развития общества изменяется.
•Вклад географии в развитие личности уникален! География - это способ рассмотрения мира.
•Географическая культура - часть общей культуры человека.
•География - один из старейших и традиционных предметов российской школы, ее стали преподавать на рубеже 17-18 веков.
Современная школьная география - особая дидактическая конструкция научного знания
•В ее содержании сохранена ориентация на приобретение фундаментальных научных знаний и умений, на развитие географического мышления
•В содержании сохраняются системы научных знаний, которые отражают основные закономерности и процессы географической среды - части ГО, где живет общество
За последние годы существенно изменилось не только наше общество, но и географическая наука
•Современная география рассматривает сложные и многообразные связи между природными и производственными системами во времени и в пространстве
•Она изучает взаимодействующий мир природы и общества, жизненное пространство с его различными проблемами
Содержание школьной географии основано на интеграции научного знания, на комплексном страноведческом подходе.
•Главная задача школы - не землеописание, а изучение пространственно-временных взаимосвязей природных и антропогенных факторов, особенностей развития территориальных систем
•Знакомство школьников с элементами научного знания реализуется в учебном процессе на основе комплексного подхода
В Стандарте второго поколения знания, умения и навыки рассматриваются как основа для личностного развития школьника.
•Знания о мире вторичны для человека и не имеют для него абсолютного значения.
•В соответствии с этим происходят изменения во всех составляющих образовательной системы.
В организации учебного процесса на первое место поставлены умения.
Знания нельзя передать учащимся в готовом виде. Развитие ученика происходит только в его собственной активной деятельности.
Школьников необходимо научить самостоятельно думать: обсуждать, анализировать, сопоставлять, изучать, определять, выявлять, объяснять, систематизировать, обобщать, ставить вопросы, высказывать свое мнение, оценивать, прогнозировать и т.д.
Таким образом
Новая школьная география стала не только гуманитарной, но еще и деятельностной
Результаты обучения находятся в прямой зависимости от желания и умения учащихся работать с учебником
Учебно-методический комплекс (состав УМК)
•Программа с тематическим планированием
•Учебник
•Методические пособия (сценарии уроков)
•Рабочие тетради для учащихся
•Сборники тестовых заданий
•Атласы
•Контурные карты с заданиями
•Книги для чтения (хрестоматии)
•Электронные носители (в перспективе)
Особое место в этой работе занимает учебник
•Именно в учебнике географии отражаются новые идеи школьной географии:
•- Интеграция, комплексный, страноведческий подход, внимание к единству географических знаний; практическая направленность предмета, гуманизация содержания и культурологический подход.
Функции учебника:
•Трансформирует, преобразует научные ведения в учебный материал;
•Информирует - отражает содержание дисциплины;
•Формирует желания и умения самостоятельно приобретать знания
•Систематизирует знания, обеспечивает последовательность в изучении материала;
•Обеспечивает закрепление и самоконтроль;
•Координирует использование всех других СО;
•Развивает и воспитывает школьника;
•Помогает учителю планировать, служит методическим руководством в деятельности.
Линии учебников:
«Вентана -Граф»;
«Баласс»;
«Просвещение»( две линии «Сфера» и «Полярная звезда»);
«Дрофа»;
«Русское слово»;
«Мнемозина».
Вентана-Граф( Алгоритм успеха)
1. Автор А.А.Летягин, под общей редакцией В. П. Дронова
Содержание учебников реализует идею формирования географической культуры учащихся, целостного представления об окружающем мире.
В основе создания учебников лежит гуманистическая и культурологическая парадигма развивающего обучения, а методологией служит комплексный подход, т.е. переход от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированным курсам.
2. Рабочая программа 5- 9 кл. автор Душина И.
3. Методическое пособие для учителя Данное пособие поможет учителю реализовать новые требования ФГОС основного общего образования к результатам обучения, сэкономить время на подготовку к каждому уроку
4. Технологические карты урока
5. Дневник географа-следопыта. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику А. А. Летягина. ФГОС"
Рабочая тетрадь является частью учебного комплекта по географии, включённого в систему "Алгоритм успеха", содержит задания разного уровня сложности и реализует деятельностный подход к изучению предмета. Пособие позволяет учителю организовать дифференцированную работу пятиклассников, формировать основные физико-географические понятия, эффективно осуществлять контроль знаний.
6. Контурные карты
ИЗДАТЕЛЬСТВО «РУССКОЕ СЛОВО»(система инновационная школа)
Авторы: Домогацких Евгений Михайлович, Алексеевский Николай Иванович
Осуществляется приемственность линий Окружающий мир 1-4(Самкова В. А. Романова В. И.)
Учебник:
на бумажной основе
Мультимедийное приложение к учебнику
Дидактические материалы:
А) рабочая тетрадь
Б) тесты для текущего и итогового контроля
Методические материалы:
А) методическое пособия
для учителя
Б) рабочий блокнот учителя (с рабочей программой)
Картографические
материалы:
А) атлас
Б) контурные карты
Методическая поддержка:
А) очные авторские семинары и мастер-классы для учителей и методистов регионов России
Б) дистанционные авторские семинары и мастер-классы
Издательство Баласс
Образовательная система Школа 2100
Учебник: Кошевой, Смоктунович, Родыгина
Издательство Мнемозина
Учебник: Петрова Н.Н., Максимова
Методическое пособие для учителя
Рабочая программа: Петрова Н. Н
Рабочая тетрадь: Рабочая тетрадь предназначена для индивидуальной работы учащихся, является дополнением к учебнику Н.Н. Петровой и Н.А. Максимовой "География. Природа Земли и человек" для 5-го класса. Тетрадь содержит разноуровневые вопросы и задания, направленные на закрепление пройденного материала, развитие основных географических умений и навыков, а также творческих способностей учащихся.
Издательство Дрофа
Учебник: Баринова И. И., Плешаков А. А., Сонин Н. И. Учебник соответствует ФГОС основного общего образования по географии, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников.
Учебник адресован учащимся 5 класса общеобразовательных учреждений и входит в классическую линию учебников по географии.
Рабочая тетрадь Рабочая тетрадь содержит задания, направленные на работу с учебником и атласом, и способствует закреплению основных понятий и практических умений. В рабочую тетрадь также включены задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Методическое пособие: В пособии приведены методические рекомендации к урокам.
Диагностические работы: предназначено для организации тематического и итогового контроля предметных и метапредметных результатов изучения географии. Задания проверочных работ составлены с учётом планируемых результатов освоения примерной программы по географии и сгруппированы по темам, изучаемым в 5 классе.
Учебник Климанов В. В., Климанова О. А., Сиротин В. И.
Рабочая программа: Болотникова Н. В.
Методическое пособие, диагностика результатов образования, рабочая тетрадь.
Учебник: Дронов В. П. Савельева Л. Е Учебник "География. Землеведение. 5-6 классы" открывает линию учебников под редакцией В. П. Дронова. Все учебники линии разработаны на основе ФГОС и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России.
Рабочая тетрадь, Методическое пособие, рабочая программа, диагностика результатов
Издательство Просвещение
Полярная звезда
Учебник: Алексеев А. И, Николина В. В., Липкина Е. К.
Рабочая программа: Николина В. В.
Мой тренажер: Николина В. В. Структура тренажёра соответствует тематической структуре учебника для 5-6 классов линии "Полярная звезда", а также включает блок контурных карт. Внутри тем материал организован по рубрикам в соответствии с видами учебной деятельности ("Работаем с информацией", "Работаем с картой", "Изучаем на практике", "Решаем проблемы" и др.). Разнообразие заданий позволяет отрабатывать широкий спектр необходимых умений и компетенций. "Экспресс-контроль" содержит тестовые задания для эффективной подготовки к аттестации.
География. Планируемые результаты. Карта прохождения рабочей программы. 5 - 6 классы"
Несмотря на разнообразие форм обучения, урок остаётся основной из них. Предлагаемое учителям географии пособие представляет собой единую модель конструирования урока, которая может использоваться независимо от выбранной образовательной технологии, типа и вида урока, контингента обучающихся.
По каждому уроку курса географии 5-6 классов рассматриваются виды и формы деятельности обучающихся, планируемые предметные, метапредметные, личностные результаты, а также задания тренажёра, электронного приложения к учебнику, ресурсное обеспечение для достижения этих результатов.
Сферы
Учебик: Лобжанидзе А. А. Содержательно материал учебника направлен на формирование первых научных представлений о природных особенностях нашей планеты и основных географических закономерностях, при этом особое место отводится роли человека во всех процессах, происходящих на Земле. Главными особенностями учебника являются фиксированный в тематических разворотах формат, лаконичность и жёсткая структурированность текста, обширный и разнообразный иллюстративный ряд.
Рабочая программа: Болотникова Н.В.
Поурочное тематическое планирование: Савельева Л. Е
Тетрадь практикум В ней содержится материал для организации практических работ по всем темам курса с заданным алгоритмом их выполнения и формами для фиксирования результатов, а также для проведения экскурсий. Главная особенность содержания тетради-практикума заключается в предоставлении возможности ознакомления учащихся с разнообразными методами географических исследований при выполнении заданий в классе и работе на местности. Последовательность практических работ отвечает структуре учебника.
Атлас, контурные карты, тетрадь-экзаменатор, тетрадь-тренажер в 2-х частях.
Ожидается интерактивное картографическое пособие к электронное приложение к учебнику.