Методическая разработка: Формирование исследовательских компетенций

Современный уровень развития российского общества выдвигает новые требования  к активности личности. Врзросла роль таких качеств личности, как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий,культур и др. Эти качества получили название "ключевых компетенций", которые определены как система "универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответс...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,

чем мозг, хорошо наполненный.

М. Монтень

Современный уровень развития российского общества выдвигает новые требования к активности личности. Возросла роль таких качеств личности, как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Активность помогает личности конструктивно действовать в разработке жизненной стратегии и тактики поведения, в общении и взаимодействии, в разрешении познавательных ситуаций.

Эти качества получили название «ключевых компетенций», которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» именно ключевые компетенции заложены для оценки качества содержания образования.

Модернизация российского образования, введение новых (второго поколения) стандартов образования, приоритетными направлениями определила формирование предметных и надпредметных компетенций, ведущими из которых являются - исследовательские, коммуникативные, ИКТ компетенции. А это требует от школы:

- во-первых, формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве;

- во-вторых, создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.

Становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.

критерии и методы оценки развития ключевых компетенций

Результаты социологического исследования показывают, что в современном обществе меняется система общесоциальных и образовательных ценностей. Например, при приёме на работу специалистов, кроме профессиональных умений, наиболее важными качествами для работодателя являются умения решать проблемы (62%), способность к самообразованию (58%) и саморазвитию, коммуникативность (55%). 1

Методическая разработка: Формирование исследовательских компетенций

Современные школы ищут пути реализации этих задач. Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться в гигантских информационных потоках. Таким образом, идея комнетентностно-ориентированного образования стала ответом системы образования на новые спросы общества, предъявляемые к успешным людям.

Формирование ключевых компетентностей как освоенных учащимися способов деятельности было провозглашено одной из целей преобразования российской системы образования в «Стратегии модернизации содержания общего образования»2

Цель компетентностного подхода - развить врожденные способности и самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе социального опыта, в том числе и личного. Компетентностный подход предполагает построение процесса обучения для формирования у школьников широкого спектра компетенций и их совокупности (системы) - компетентности. Такой подход связан в первую очередь с исследовательской и проектной деятельностью учащихся.

Таким образом, компетентностный подход наиболее точно отражает суть модернизационных процессов в сфере образования. Компетентность - результат образования, выражающийся в овладении учащимися опреде­енным набором (меню) способов деятельности но отношению к определенному предмету воздействия. Компетентностный подход - это системообразующий элемент формирования ключевых компетенций учащихся с позиции субъекта деятельности, требующий понимания выдвигаемой цели, умения использовать средства, адекватные складывающейся ситуации.

Ключевыми критериями компетентности личности могут быть общеучебные умения: исследовательские, компьютерные (ИКТ) и коммуникативные умения.

Исследовательские умения включают умения: формули­ровать исследовательскую проблему, выдвигать гипотезу, пла­нировать и реализовать проверку гипотезы, анализировать ре­зультаты исследования; умение обращаться с простейшими приборами; вести журнал лабораторных исследований, сопос­тавлять и описывать результаты экспериментов, выполненных в разных условиях; знание основных методов измерений и спо­собов представления полученных результатов в виде таблиц, ди­аграмм и графиков; знакомство с правилами приближённых вы­числений, правильное использование микрокалькулятора для простейших расчётов; оценку достоверности полученных ре­зультатов; навыки работы с дополнительной литературой, сис­тематизации полученных данных.

Компьютерные умения включают: умения вести индиви­дуальный архив; пользоваться коллективными архивами на ма­шинном носителе информации; работать с одним из редакторов текста (набор и редактирование текста, вставка, замена, про­верка орфографии, работа с двумя файлами, работа с редакто­ром формул); пользоваться текстовым и графическим редакто­ром для оформления результатов экспериментов, подготовки собственных отчётов и статей; умение вывести текст и рисунки на печать; умение работать с редактором электронных презен­таций; подготавливать, отправлять и получать электронную почту, регистрировать собственный почтовый адрес; знакомство с элементами компьютерной графики (векторной и растровой); устройством компьютерной сети (локальной и глобальной), с работой программ-браузеров; овладение навыками поиска и сохранения информации (тексты, рисунки, ссылки) в глобаль­ной Сети; знание этикета работы в компьютерной Сети.

Коммуникативные умения включают: знакомство с основ­ными ролями участников группы сотрудничества; освоение форм взаимодействия людей в работе, способов сотрудничества и конкуренции; выработки умений слушать, поощрять, выпол­нять роли координатора и участника группы сотрудничества.3

Организация исследовательской деятельности учащихся рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач формирования учебных и надучебных компетенций учащихся. 4

Главный мотив исследовательского поведения - познавательная потребность. В свою очередь, потребность в познании выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. 5

Таким образом, в ходе учебного исследования учащиеся овладевают основными компетенциями. В ходе освоения учащимися исследовательской деятельности формируется исследовательское поведение.

1.РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

В нашей школе уделяется большое внимание развитию навыков исследовательской деятельности учащихся уже на начальной стадии обучения, часть учащихся, прийдя в среднее звено уже имеет позитивный опыт ученического исследования.

Сейчас я являюсь классным руководителем 8 класса. Три года назад, когда ко мне пришли пятиклассники, было организованно анкетирование с целью преемственности и продолжения работы по формированию исследовательских компетенций у детей.

В ходе анкетирования учащимся 5 классов было предложено ответить на вопросы: «Занимались ли они исследованием», «Хотели бы продолжить заниматься исследованием». Из 67 человек, 32 ученика ответили да на первый вопрос, только 23 ученика выявили желание попробовать свои силы в исследовании, 18 учащихся справились с предложенной исследовательской работой (из них 12 работ было по природоведению и 6 по краеведению). В результате была создана группа учащихся из 12 человек, которые и по сегодняшний день занимаются в школьном научном обществе.

Методическая разработка: Формирование исследовательских компетенцийЗаключение Новая образовательная ситуация определила и новые требования к конечному результату обученности - формирование компетентностей; Такие ключевые компетенции - исследовательские, коммуникативные, информационно-технологические, формируются на основе развития навыков исследовательской деятельности; Развитие этих компетенций - это путь к успешной социализации и качеству обученности конкретному предмету;

Развитие исследовательских навыков и умений формируют не только общие компетенции, но и способствуют более успешному формированию надпредметных компетенций.

Список использованной литературы

Источники

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Ось-89, 2010. - 64 с.

  2. Из государственного стандарта общего образования // История и обществознание в школе. - 2004. - №6. - С. 3-8.

  3. Конституция Российской Федерации. - М.: Велби, 2012. - 47 с.

  4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 03.09.2005 г. № 1340-р.

  5. Проект. Концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях РФ // Приложение к газете 1 сентября. История. - 2000. - №8. - С. 1-3.

  6. Концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях РФ // Приложение к газете 1 сентября. История. - 2000. - № 16. - с 2-4.

  7. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузне­цова. - М.: Просвещение, 2008. - С.21.

  8. Программно-методические материалы история. 10-11 классы. / сост. Т.И. Тюляева. - М.: Дрофа, 2010. - 160 с.

  9. Стандарт основного общего образования по истории образования // История и обществознание в школе. - 2004. - №6. - С.10-14.

  10. Федеральный государственный образовательный стандарт (проект рабочей группы Института проблем образовательной политики «Эврика») // eurekanet.ru/

  11. Габайдулина Л. Исследовательская деятельность и ИКТ-компетентность учащихся // Народное образование. - 2007. - №5. - С. 154

  12. Поддъяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 87.

  13. Савенков А.И. Исследовательский подход к изучению истории в современной школе // Школьные технологии. - 2006. - №3. - С. 112-120.

  14. Копытов М.А. О ключевых компетенциях с позиции результата процесса образования // Одаренный ребенок. - 2008. - №2. - С. 58

1 Габайдулина Л. Исследовательская деятельность и ИКТ-компетентность учащихся // Народное образование. - 2007. - №5. - С. 154

2 Копытов М.А. О ключевых компетенциях с позиции результата процесса образования // Одаренный ребенок. - 2008. - №2. - С. 58

3 Габайдулина Л. Исследовательская деятельность и ИКТ-компетентность учащихся // Народное образование. - 2007. - №5. - С. 154

4 Поддъяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 87.

5 Савенков А.И. Исследовательский подход к изучению истории в современной школе // Школьные технологии. - 2006. - №3. - С. 112-120.

© 2010-2022