«ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ»

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках предоставляет широкий выбор содержания, форм, средств, методов получения и обработки информации для осуществления учебно-исследовательской, проектной деятельности; способствует формированию информационно-коммуникативной компетентности школьников.  Применение средств ИКТ в учебном процессе дает возможность, и, позволяет работать, в различных направлениях: освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности, выработк...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 65

Полный адрес: 454046, Челябинская область, город Челябинск, улица Новороссийская, 126

















Представление и обобщение педагогического опыта

«ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СПОСОБ

ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ»







Автор: Тимофеева Елена Николаевна,

учитель географии и краеведения

МБОУ СОШ № 65 города Челябинска









2015

Использование ИКТ на уроках географии.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках предоставляет широкий выбор содержания, форм, средств, методов получения и обработки информации для осуществления учебно-исследовательской, проектной деятельности; способствует формированию информационно-коммуникативной компетентности школьников. Применение средств ИКТ в учебном процессе дает возможность, и, позволяет работать, в различных направлениях: освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности, выработка предметных и надпредметных умений и навыков, проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, восстановление пробелов в знаниях, умениях и навыках, контроль и оценивание уровней знаний и умений.
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров, таким например, как по типу информации: • электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно- и учебно-методические материалы); • электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции:фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, статистические и динамические модели, интерактивные модели: предметные практикумы, символьные объекты: схемы, диаграммы); • электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (музыкальные произведения звуков живой и неживой природы); •электронные и информационные ресурсы с видеоинформацией (видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии); •электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари). Географическая наука движется вперед семимильными шагами и ее проекция - школьный предмет географии - должна, как минимум, поспевать за этими изменениями. В географии заложены огромные возможности применения ИКТ. Основные виды работ, которые проводим с использованием ИКТ: урок, создание презентаций, подготовка к ЕГЭ, контроль знаний, диагностика, мониторинг, составление графических отчётов, исследовательская работа с использованием Интернет- ресурсов. В кабинете географии, используя мультимедийный проектор ведется работа с ЦОР и ЭОР для 6 -10 классов. Электронные учебные пособия не только позволяют активизировать учебно-познавательную деятельность, но и позволяют осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, дают возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор. Мультимедийные учебные пособия позволяют существенно экономить время, как на уроке, так и во время подготовки к нему. Сочетание компьютерных технологий с традиционными позволяет достичь максимального уровня в обучении географии. Использование компьютера на уроке помогает решать следующие проблемы: формировать мотивацию и интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроке. Он позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности. Любой этап урока можно значительно оживить внедрением новых технических средств, и, как ни похожи уроки разных учителей, работающих по одинаковым учебникам, так не похожи будут и компьютерные уроки разных педагогов.
В последнее время перед учителями географии стоит проблема обеспечения учебного процесса географическими картами. Благодаря ЦОР и ЭОР любую карту можно по мере необходимости вывести на экран и использовать в учебном процессе. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами. Особенно это касается курса экономической географии, где данные об экономическом состоянии стран мира меняются постоянно. Каждый год происходят изменения, а данные о них появляются в печатных изданиях с опозданием, поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам. Использование программы «Power Point» как нельзя лучше способствует созданию «образа территории» при изучении региональных курсов географии, а также позволяет решить вопрос отсутствия наглядности. Конечно, эту проблему можно частично решить прежними традиционными средствами изучения, но учитель-практик знает, как сложно обеспечить все источники географической наглядности на каждом уроке. Презентации созданные с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять.
В образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения. Среди них особую роль занимает использование на уроках географии интерактивных карт. Во время работы с интерактивной картой ученик воспринимает информацию одновременно - и зрительно, и на слух. Существует три основных вида работы с электронной интерактивной картой: работа со слоями карты, работа с дополнительным материалом, использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.). Работа со слоями карты. Этот вид работы позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Например, на карту строения земной коры можно наложить слой с рельефом и сделать вывод о соответствии крупных форм рельефа определенным структурам земной коры. Прием наложения карт актуален и при изучении отраслей хозяйства. Сопоставляя карты «Электроэнергетика России», «Топливные ресурсы», ученики выявляют закономерности размещения электростанций разных типов по территории нашей страны. Комбинируя слои карты, можно, во-первых, снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном уроке, во-вторых, с помощью разного сочетания слоев на основе базовой карты можно создать целый набор специализированных карт, например, карты без названий (для организации индивидуальных ответов у доски и проведения географических диктантов); частично подписанные карты (к примеру, с названиями только объектов суши); контурные карты. Работа с дополнительным материалом. Важной характеристикой электронных карт является наличие информационного блока. Большинство дополнительных материалов снабжено иллюстрациями. Это увеличивает наглядность пособия, а также дает возможность разнообразить формы работы на уроке. Сопоставление фрагментов карты и космических снимков позволяет лучше понять, что такое карта, а также хорошо иллюстрирует искажения, возникающие при переносе поверхности шарообразной Земли на плоскость. Использование дополнительных возможностей программы. Функция рисования значительно расширяет область применения электронных карт на уроке, увеличивает их наглядность. Появляется возможность выделять объект или группу объектов, на которые необходимо обратить внимание, добавлять на карту информацию. Возможность наносить на карту подписи облегчает процедуру организации географических диктантов (работ, посвященных проверке знания номенклатуры и терминов), позволяет ставить перед учениками задания на классификацию или сортировку объектов. Можно отметить следующие достоинства применения интерактивных карт в процессе обучения: концентрируют внимание учащихся на основных моментах учебного материала. Позволяет сочетать устный лекционный материал с изображением иллюстраций, схем, карт, таблиц, диаграмм, видео и звуковой информации, что делает учебный процесс интересным, наглядным и убедительным. Дает возможность проверить знания в интерактивном режиме, совместно, в ходе лекции, составлять опорные схемы, проводить сравнение и т. д.
Уникальные возможности ИКТ можно использовать при составлении сводных текстовых таблиц, схем, конспектов как учителем, так и учеником. В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся. Используя табличный процессор Microsoft Excel, можно создать контролирующие тесты по различным разделам географического курса. В подготовке к ЕГЭ можно использовать различные демонстрационные тестовые материалы, позволяющие учащемуся после решения типовых заданий проверить свои знания и подкорректировать ,исправить допущенные ошибки. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например, реферат, доклад, сообщение, презентацию и т.д. В ходе исследований тем социально-экономической направленности, в которых фигурируют количественные показатели (данные социологических опросов, процесс формирования общественного мнения и др.), информация может быть представлена графиками, таблицами и пр. Программное обеспечение позволяет писать и делать пометки прямо поверх всех видов документов, диаграмм. Любую информацию, отображенную на интерактивной доске, можно распечатать, сохранить, отправить по электронной почте и поместить на сайт. Структура урока всегда остается та же - неважно, используется интерактивная доска или нет. Учитель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, - при этом, привлекая к процессу учеников.
ИКТ величайшее достижение современной технологии, становится учителю и ученику верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга называемого Землёй. Однако, не хочется думать, что компьютер сможет полностью заменить педагога, который превращается в опытного «лоцмана» в мире разнообразной, а иногда и некорректной информации.

Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные.

Но география занимает особое место. Главное ее назначение в школьной программе - дать обучающимся объективную картину мира, показать ее отличие от места к месту.

Географически грамотный человек понимает взаимосвязь и взаимоотношения между людьми, территорией, ее природой и хозяйственной составляющей. Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобы каждый школьник обладал умением всестороннего пространственного мира. Поэтому принципиально важны при формировании географической грамотности оптимальные формы, методы и средства обучения. Ведь сколько методических задумок учителя порой остаются нереализованными, потому что у группы учащихся не оказалось, к примеру, атласов, а у учителя необходимых карт или иллюстраций. В таких ситуациях педагог не может применить разнообразные формы и средства обучения и эффективность обучения снижается. Именно поэтому учителя географии накапливают разнообразный наглядно-иллюстративный материал: настенные демонстрационные плакаты, карты, схемы, рисунки, фотографии. Но даже самые полные «педагогические копилки» не всегда дают возможность обучать так, чтобы школьники воспринимали мир не в виде набора разобщенных природных компонентов, а в виде взаимосвязанных территориальных природно-

общественных систем.

Одним из способов решения таких методических проблем являются ИКТ. Ведь география - это такой школьный предмет, в котором наряду с традиционными формами и средствами обучения, заложены огромные возможности, для применения компьютерных технологий и мультимедийных средств. Это могут быть и общедоступные средства MS Office, Internet, и текстовой редактор MS Word, и программы MS Power Point, Notebook, Intel "Обучение для будущего» и другие. При применении ИКТ обучение направлено не столько на усвоение готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений и самостоятельную познавательную деятельность обучающихся. Внедрение ИКТ в процесс обучения не означает, что они заменяют традиционную методику предмета. Данные технологии позволяют вносить совершенно новые компоненты в содержание урока, организовывать учебный процесс с четко заданной целью и планируемым результатом. В зависимости от целей и задач урока, содержания учебного материала, уровня подготовленности класса и педагогического мастерства учителя, наличия необходимых средств информационные технологии можно применять на этапе изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, а также на внеклассных мероприятиях. Незаменимы компьютерные технологии при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений, демонстрации учебных материалов, при работе с номенклатурой и статистическими данными. Способы использования ИКТ: классно-урочная система, индивидуальное обучение, занятия в компьютерном классе под руководством педагога, самостоятельная работа, дистанционное обучение. Достоинства применение ИКТ: универсальность (возможность сочетания с любым из учебно - методических комплексов и при любом оснащении компьютерами); эффективность применения на всех этапах учебного процесса; гибкость (возможность самостоятельно строить урок из имеющегося материала); наглядность, красота, удобство; воздействие на различные виды памяти.

Какие возможности открывают ИКТ для учителя географии?

Способствуют совершенствованию методики преподавания географии в условиях сокращения времени на ее изучение в школе. Облегчают организацию учебной деятельности, упрощают ее планирование. Способствуют более эффективному использованию объяснительно- иллюстративного метода, например, при необходимости в частой смене карт, в использовании дополнительного материала, выходящего за рамки учебника. Дают возможность увеличить число заданий практического характера, предназначенных для проверки сформированности у школьников умений работать с различными источниками географической информации, и решать географические задачи, с которыми школьники могут встретиться в жизни. Облегчают сбор и хранение разнообразной информации, создают оптимальные условия для поиска и творческого применения собранного материала. Облегчают процесс выявления пробелов в знаниях обучающихся и их коррекцию; диагностики, мониторинга качества обучения; оценки деятельности школьников. Презентации позволяют создать образ описываемой территории, показывают ее красоту, уязвимость. Позволяют не только показать географический объект, но и вынести ключевые определения, связанные с его изучением. Позволяют представить вопросы или задания теста в электронном виде, что экономит бумагу и время. Дают возможность использовать кинофрагмент, не теряя времени на включение видеомагнитофона. Открывают новые возможности использования картографического метода обучения. Способствуют созданию ситуаций проблемного обучения. Способствуют внедрению учебных проектов в образовательный процесс.

А что же дают ИКТ обучающимся?

Способствуют формированию устойчивого познавательного интереса к географии. Облегчают выполнение самостоятельной работы, связанной со свободным поиском данных из различных источников. Формируют навыки и умения анализировать информацию и представлять ее в конкретном виде: доклада, таблиц, графиков, видеоматериала. Обеспечивают учебный диалог с помощью телекоммуникационных технологий. Способствуют формированию различных приемов логического мышления: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения,

группировки. Создают динамические картографические образы, тем самым облегчают усвоение учебного материала. Представляют новые возможности для развития творческих способностей. Упрощают усвоение географических терминов. Дают возможность оперировать большими объемами географической информации. Дают возможность неограниченного количества обращений к заданиям. Открывают возможность немедленной обратной связи с учителем. В зависимости от дидактических целей можно выделить виды компьютерных программ: учебные, тренажеры контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники. В практике мною используются различные технологии. В седьмом классе при изучении нового материала использую мультимедийные уроки. Мною разработана серия уроков по теме «Население» и «Природные зоны материков». Интерактивное общение в режиме реального времени открыло для меня новые возможности обучения. Обучающиеся старших классов, применяя метод проектов, самостоятельно готовят презентации по различным темам. Наиболее удачные проекты обсуждаем на уроке. В результате систематической работы мною собраны проекты, созданные старшеклассниками по теме «Глобальные проблемы человечества».

Но особое значение имеют ИКТ для подготовки и представления научно-практических работ обучающихся, а также при подготовке выпускников к ЕГЭ, для повторения материала и для отработки навыков работы с тестами. Незаменимы компьютерные технологии при проведении внеклассных мероприятий. Применение ИКТ открывает новые возможности для игр, викторин, соревнований, так как может динамично менять задание, переходить к новым конкурсам. На уроках и во внеурочное время использую Интернет. Путешествие по сети стирает географические границы, когда-то служившие препятствием приобретения информации. Интернет - это и превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире.

Таким образом, с помощью Интернет кабинет превращается в агентство новостей, а школьники - в первоклассных репортеров.

В заключении хотелось бы сказать, что использование современных ИКТ на уроках и во внеурочное время - это не дань моде, а необходимость, позволяющая обучающимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.



© 2010-2022