Интегрированный урок географии по теме: Температура воздуха

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель географии, биологии 1 категории: Завгородняя А. К.

Разработка интегрированного урока по теме: «Температура воздуха».

Дата проведения: 9.02.2016г.

Класс: 6 «Б» класс.

Тема: «Температура воздуха».

Ключевая идея: Создание условий для усвоения учащимися закономерностей распределения температуры воздуха на земной поверхности, через систему интегрированных знаний и практических навыков по географии, математике и физике.

ТДЦ урока:

Образовательные: Сформировать представление у учащихся об особенностях и закономерностях температуры воздуха, причинно-следственных связях углов падения солнечных лучей и нагревания земной поверхности, ввести понятия «термометр», «суточная амплитуда», «средняя годовая амплитуда», «средняя годовая температура»;

Развивающие: Продолжить развитие навыков работы с текстовыми и картографическими источниками информации, навыков логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей, анализа имеющихся знаний;

Воспитательные: Воспитание взаимоуважения, организованности, аккуратности, умения работать в группах, выслушивать мнение другого человека, любовь и уважение к природе; воспитание осознанных мотивов учения, познавательного интереса к предметам ЕМЦ.

Тип урока: Комбинированный.

Вид урока: урок-практикум.

Социализирующий аспект: Умение наблюдать за погодой в разное время года, измерять температуру воздуха, строить и анализировать графики хода температур, составлять примерный режим погоды своей местности.

Тема исследования в действии: Использование новых подходов для развития мотивации и критического мышления обучающихся.

Форма обучения: работа в группах в процессе саморегуляции.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, частично- поисковый, исследовательский.

Используемые технологии: обучение критическому мышлению, конструктивный диалог, личностно-ориентированное обучение, ИКТ, модульное обучение.

Формирование компетентностей: коммуникативная, информационная, исследовательская, компетентность разрешения проблем, развитие критического мышления и функциональной грамотности.

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).

  • Знать понятия: годовая амплитуда температуры воздуха, средняя годовая температура воздуха, суточная амплитуда, средняя суточная температура воздуха

  • Уметь характеризовать каждый термин урока;

  • Знать причину нагревания воздуха и его изменения в течении суток, месяца, года; знать значение нагревания воздуха для живых организмов.

  • Уметь предложить меры, направленные на уменьшения количества углекислого газа, повышающего температуру воздуха на планете.

Регулятивные УУД:

  • Умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  • Оценивать личные достижения на уроке и работу одноклассников

  • Высказывать суждения, подтверждая ее фактами

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь производить поиск информации, анализировать оценивать её достоинства.

  • Строить логические рассуждения, устанавливать причинно - следственные связи.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

  • Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать фактами.

  • Понимать позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Учащийся должен обладать: ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; осознанием ценностей географических знаний и применять эти знания в определенной ситуации.

Ресурсы урока: учебники, ИО, раздаточный материал, инструктивные карты, оценочные листы, термометры, транспортиры.

Ход урока:

1.Организационно-мотивационный момент

  • Приветствие, отметка отсутствующих на уроке

  • Создание коллаборативной среды (фант удачи)

2. Активизация опорных знаний учащихся (этап вызова)

Учитель географии зачитывает отрывок из книги С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» о том, как глупый Тролль замерз.

- «Жил когда-то в лесу одноглазый тролль. Задумал он построить себе дом - такой же, как у людей. И построил. Дом вышел отличный. От стены до стены - верста, от пола до потолка - три версты. Одно только плохо - печки в доме нет. Верно, тролль не разглядел своим одним глазом, что люди у себя в домах складывают печи. Зима по лесу гуляет. А тролль сидит в своем доме и дрожит от холода. - Никуда этот дом не годится! - рассердился тролль, - Надо новый строить. Только теперь я буду умнее. Построю дом поближе к солнцу - пусть оно меня греет. И тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч. - Вот теперь, пожалуй, хватит! - сказал тролль. - Теперь я построю себе дом на вершине этой горы. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с солнцем не замерзну! И тролль полез на гору. Только что такое?! Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. "Ну, - думает, - отсюда до солнца рукой подать!". А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Тролль этот был упрямый: если уж ему в голову что западет - ничем не выбьешь. Решил на горе построить дом - и построил. Солнце как будто близко, а холод все равно до костей пробирает. Так этот глупый тролль и замерз. "И почему это? - думал Нильс, поеживаясь от холодного воздуха. -Наверху ведь в самом деле ближе к солнцу, а холоднее?".

  • Определение темы и целей урока.

  • Тема урока: Температура воздуха.

  • Проблемный вопрос: Ребята, так почему замёрз Тролль? (предположительные ответы учащихся).

- Чтобы ответить на этот вопрос мы должны на уроке узнать всё о температуре воздуха.

- Прежде чем приступить к новой теме, необходимо вспомнить ранее изученный материал по теме «Атмосфера», который поможет лучше усвоить новый материал.

Географический диктант

  1. Воздушная оболочка Земли ____________________.

  2. Атмосфера земли состоит из газов _____________, ____________, ______________.

  3. Нижний слой атмосферы ___________________.

  4. Слой атмосферы, где возникают северные сияния________________________.

  5. Газ, поглощающий ультрафиолетовые лучи солнца _______________.

3. Изучение нового материала (теоретический этап осмысления).

Модуль 1. География (учитель географии работает с учащимися по своему модулю с электронной презентацией (эвристическая беседа с элементами демонстрации), демонстрирует на слайдах особенности нагревания земной поверхности, закономерности изменения температур воздуха в течение суток, месяцев и года, наводит на связь с пройденной темой «Вращение Земли»).

  1. Что является источником тепла и света на Земле? Нагревание земной поверхности.

  2. Изменение температур в течение суток (ПСС - вращение Земли вокруг своей оси).

  3. Изменение температур в течение года по месяцам (ПСС - вращение Земли вокруг Солнца, смена времён года).

  4. Изменение температуры воздуха с высотой (закономерность: с поднятием на 1 км t воздуха падает на 6°С).

Модуль 2. Физика (учитель физики работает с учащимися по своему модулю, демонстрирует и объясняет устройство и виды термометров, нахождение цены деления, правила определения амплитуды температур воздуха).

  1. Знакомство с прибором для определения температуры, виды термометров.

  2. Правильное измерение температуры воздуха.

  3. Определение амплитуды колебания температуры воздуха.

Модуль 3. Математика (учитель математики работает с учащимися по своему модулю, повторяет и отрабатывает навыки работы с транспортиром по построению углов, построение графиков на сетке координат, отрабатывает алгоритм решения задач, определение среднемесячной, среднегодовой температуры = нахождение показателя среднего значения температур).

  1. Построение углов с помощью транспортира.

  2. Объяснение алгоритма решения задач с использованием амплитуды.

  3. Математическое построение графиков хода температур воздуха.

Учащиеся делают вывод по теоретическому материалу:

  1. В тропосфере температура воздуха нагревается от поверхности земли.

  2. Чем выше от поверхности Земли, тем холоднее.

  3. Закономерность: в тропосфере с высотой температура воздуха понижается на 60С на каждый километр.

  4. Температуру измеряют термометром.

  5. Метеорологи строят графики хода температур для анализа, сравнения и прогнозирования погоды.

4. Изучение нового материала (практический этап осмысления).

Задания для групп.

Задание 1.

  1. Какова высота горы в Гималаях, если у подножия температура воздуха составляет + 26ºС, а на вершине -10ºС.

  2. Определите температуру воздуха за бортом самолёта, если температура воздуха у поверхности Земли равна 200С, а высота полёта - 4000м?

  3. Высота самого высокого небоскрёба в мире «Бурдж-Халифа» в Дубае составляет 828 м. Определите температуру воздуха на его крыше, если при его входе она составляет +36ºС?

Задание 2. Построить углы падения солнечных лучей на землю, определить, в какое время суток температура воздуха будет наиболее высокой и почему?

Интегрированный урок географии по теме: Температура воздуха



Задание 3. Определить, чему равны прямые и отвесные углы падения солнечных лучей на поверхность Земли в районе экватора и полюсов. Как это влияет на формирование климата и погоды в данных местах?

Интегрированный урок географии по теме: Температура воздуха



Задание 4. Построить график хода суточной, среднемесячной и среднегодовой температуры воздуха.

Интегрированный урок географии по теме: Температура воздуха




5. Первичное закрепление знаний учащихся.

Фронтальный опрос: «Лови ошибку».

Если согласны с утверждением сигнальный знак зелёного цвета, если нет - красного цвета.

  • Воздух нагревается по схеме: Солнце - Земля - воздух.

  • Чем ближе к Земле, тем холоднее.

  • Температура воздуха понижается от экватора к полюсам.

  • Количество солнечной энергии меняется по сезонам года в нашей местности.

  • Температура воздуха на одной и той же широте меняется по сезону.

  • Температура воздуха не зависит от угла падения солнечных лучей.

  • Если бы не было наклона земли к плоскости орбиты, то сезоны года сохранились бы.

6.Рефлексия по содержанию и организации деятельности учащихся:

  • Обратная связь: Вернуться к слайду «цель и ожидаемый результат урока», выяснить решены ли поставленные задачи урока, достигнут ли целевой результат;

  • Ответ на проблемный вопрос: Так почему замёрз глупый Тролль?

  • Продолжи фразу:

  • «Для меня было открытием то, что…»

  • «Мне было интересно…»

  • «Мне было трудно…»

  • - За что ты можешь себя похвалить?

7.Подведение итогов (заполнение оценочных листов, выставление оценок).

8.Домашнее задание: § 39, зад.6, 7 письменно, составить кроссворд по теме «Температура воздуха».


© 2010-2022