- Преподавателю
- География
- Интегрированный урок географии по теме: Температура воздуха
Интегрированный урок географии по теме: Температура воздуха
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Завгородняя А.К. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учитель географии, биологии 1 категории: Завгородняя А. К.
Разработка интегрированного урока по теме: «Температура воздуха».
Дата проведения: 9.02.2016г.
Класс: 6 «Б» класс.
Тема: «Температура воздуха».
Ключевая идея: Создание условий для усвоения учащимися закономерностей распределения температуры воздуха на земной поверхности, через систему интегрированных знаний и практических навыков по географии, математике и физике.
ТДЦ урока:
Образовательные: Сформировать представление у учащихся об особенностях и закономерностях температуры воздуха, причинно-следственных связях углов падения солнечных лучей и нагревания земной поверхности, ввести понятия «термометр», «суточная амплитуда», «средняя годовая амплитуда», «средняя годовая температура»;
Развивающие: Продолжить развитие навыков работы с текстовыми и картографическими источниками информации, навыков логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей, анализа имеющихся знаний;
Воспитательные: Воспитание взаимоуважения, организованности, аккуратности, умения работать в группах, выслушивать мнение другого человека, любовь и уважение к природе; воспитание осознанных мотивов учения, познавательного интереса к предметам ЕМЦ.
Тип урока: Комбинированный.
Вид урока: урок-практикум.
Социализирующий аспект: Умение наблюдать за погодой в разное время года, измерять температуру воздуха, строить и анализировать графики хода температур, составлять примерный режим погоды своей местности.
Тема исследования в действии: Использование новых подходов для развития мотивации и критического мышления обучающихся.
Форма обучения: работа в группах в процессе саморегуляции.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, частично- поисковый, исследовательский.
Используемые технологии: обучение критическому мышлению, конструктивный диалог, личностно-ориентированное обучение, ИКТ, модульное обучение.
Формирование компетентностей: коммуникативная, информационная, исследовательская, компетентность разрешения проблем, развитие критического мышления и функциональной грамотности.
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).
-
Знать понятия: годовая амплитуда температуры воздуха, средняя годовая температура воздуха, суточная амплитуда, средняя суточная температура воздуха
-
Уметь характеризовать каждый термин урока;
-
Знать причину нагревания воздуха и его изменения в течении суток, месяца, года; знать значение нагревания воздуха для живых организмов.
-
Уметь предложить меры, направленные на уменьшения количества углекислого газа, повышающего температуру воздуха на планете.
Регулятивные УУД:
-
Умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
-
Оценивать личные достижения на уроке и работу одноклассников
-
Высказывать суждения, подтверждая ее фактами
Познавательные УУД:
-
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
-
Вычитывать все уровни текстовой информации.
-
Уметь производить поиск информации, анализировать оценивать её достоинства.
-
Строить логические рассуждения, устанавливать причинно - следственные связи.
Коммуникативные УУД:
-
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
-
Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать фактами.
-
Понимать позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
Учащийся должен обладать: ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; осознанием ценностей географических знаний и применять эти знания в определенной ситуации.
Ресурсы урока: учебники, ИО, раздаточный материал, инструктивные карты, оценочные листы, термометры, транспортиры.
Ход урока:
1.Организационно-мотивационный момент
-
Приветствие, отметка отсутствующих на уроке
-
Создание коллаборативной среды (фант удачи)
2. Активизация опорных знаний учащихся (этап вызова)
Учитель географии зачитывает отрывок из книги С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» о том, как глупый Тролль замерз.
- «Жил когда-то в лесу одноглазый тролль. Задумал он построить себе дом - такой же, как у людей. И построил. Дом вышел отличный. От стены до стены - верста, от пола до потолка - три версты. Одно только плохо - печки в доме нет. Верно, тролль не разглядел своим одним глазом, что люди у себя в домах складывают печи. Зима по лесу гуляет. А тролль сидит в своем доме и дрожит от холода. - Никуда этот дом не годится! - рассердился тролль, - Надо новый строить. Только теперь я буду умнее. Построю дом поближе к солнцу - пусть оно меня греет. И тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч. - Вот теперь, пожалуй, хватит! - сказал тролль. - Теперь я построю себе дом на вершине этой горы. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с солнцем не замерзну! И тролль полез на гору. Только что такое?! Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. "Ну, - думает, - отсюда до солнца рукой подать!". А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Тролль этот был упрямый: если уж ему в голову что западет - ничем не выбьешь. Решил на горе построить дом - и построил. Солнце как будто близко, а холод все равно до костей пробирает. Так этот глупый тролль и замерз. "И почему это? - думал Нильс, поеживаясь от холодного воздуха. -Наверху ведь в самом деле ближе к солнцу, а холоднее?".
-
Определение темы и целей урока.
-
Тема урока: Температура воздуха.
-
Проблемный вопрос: Ребята, так почему замёрз Тролль? (предположительные ответы учащихся).
- Чтобы ответить на этот вопрос мы должны на уроке узнать всё о температуре воздуха.
- Прежде чем приступить к новой теме, необходимо вспомнить ранее изученный материал по теме «Атмосфера», который поможет лучше усвоить новый материал.
Географический диктант
-
Воздушная оболочка Земли ____________________.
-
Атмосфера земли состоит из газов _____________, ____________, ______________.
-
Нижний слой атмосферы ___________________.
-
Слой атмосферы, где возникают северные сияния________________________.
-
Газ, поглощающий ультрафиолетовые лучи солнца _______________.
3. Изучение нового материала (теоретический этап осмысления).
Модуль 1. География (учитель географии работает с учащимися по своему модулю с электронной презентацией (эвристическая беседа с элементами демонстрации), демонстрирует на слайдах особенности нагревания земной поверхности, закономерности изменения температур воздуха в течение суток, месяцев и года, наводит на связь с пройденной темой «Вращение Земли»).
-
Что является источником тепла и света на Земле? Нагревание земной поверхности.
-
Изменение температур в течение суток (ПСС - вращение Земли вокруг своей оси).
-
Изменение температур в течение года по месяцам (ПСС - вращение Земли вокруг Солнца, смена времён года).
-
Изменение температуры воздуха с высотой (закономерность: с поднятием на 1 км t воздуха падает на 6°С).
Модуль 2. Физика (учитель физики работает с учащимися по своему модулю, демонстрирует и объясняет устройство и виды термометров, нахождение цены деления, правила определения амплитуды температур воздуха).
-
Знакомство с прибором для определения температуры, виды термометров.
-
Правильное измерение температуры воздуха.
-
Определение амплитуды колебания температуры воздуха.
Модуль 3. Математика (учитель математики работает с учащимися по своему модулю, повторяет и отрабатывает навыки работы с транспортиром по построению углов, построение графиков на сетке координат, отрабатывает алгоритм решения задач, определение среднемесячной, среднегодовой температуры = нахождение показателя среднего значения температур).
-
Построение углов с помощью транспортира.
-
Объяснение алгоритма решения задач с использованием амплитуды.
-
Математическое построение графиков хода температур воздуха.
Учащиеся делают вывод по теоретическому материалу:
-
В тропосфере температура воздуха нагревается от поверхности земли.
-
Чем выше от поверхности Земли, тем холоднее.
-
Закономерность: в тропосфере с высотой температура воздуха понижается на 60С на каждый километр.
-
Температуру измеряют термометром.
-
Метеорологи строят графики хода температур для анализа, сравнения и прогнозирования погоды.
4. Изучение нового материала (практический этап осмысления).
Задания для групп.
Задание 1.
-
Какова высота горы в Гималаях, если у подножия температура воздуха составляет + 26ºС, а на вершине -10ºС.
-
Определите температуру воздуха за бортом самолёта, если температура воздуха у поверхности Земли равна 200С, а высота полёта - 4000м?
-
Высота самого высокого небоскрёба в мире «Бурдж-Халифа» в Дубае составляет 828 м. Определите температуру воздуха на его крыше, если при его входе она составляет +36ºС?
Задание 2. Построить углы падения солнечных лучей на землю, определить, в какое время суток температура воздуха будет наиболее высокой и почему?
Задание 3. Определить, чему равны прямые и отвесные углы падения солнечных лучей на поверхность Земли в районе экватора и полюсов. Как это влияет на формирование климата и погоды в данных местах?
Задание 4. Построить график хода суточной, среднемесячной и среднегодовой температуры воздуха.
5. Первичное закрепление знаний учащихся.
Фронтальный опрос: «Лови ошибку».
Если согласны с утверждением сигнальный знак зелёного цвета, если нет - красного цвета.
-
Воздух нагревается по схеме: Солнце - Земля - воздух.
-
Чем ближе к Земле, тем холоднее.
-
Температура воздуха понижается от экватора к полюсам.
-
Количество солнечной энергии меняется по сезонам года в нашей местности.
-
Температура воздуха на одной и той же широте меняется по сезону.
-
Температура воздуха не зависит от угла падения солнечных лучей.
-
Если бы не было наклона земли к плоскости орбиты, то сезоны года сохранились бы.
6.Рефлексия по содержанию и организации деятельности учащихся:
-
Обратная связь: Вернуться к слайду «цель и ожидаемый результат урока», выяснить решены ли поставленные задачи урока, достигнут ли целевой результат;
-
Ответ на проблемный вопрос: Так почему замёрз глупый Тролль?
-
Продолжи фразу:
-
«Для меня было открытием то, что…»
-
«Мне было интересно…»
-
«Мне было трудно…»
-
- За что ты можешь себя похвалить?
7.Подведение итогов (заполнение оценочных листов, выставление оценок).
8.Домашнее задание: § 39, зад.6, 7 письменно, составить кроссворд по теме «Температура воздуха».