- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по курсу География материков и океанов (7 класс)
Рабочая программа по курсу География материков и океанов (7 класс)
Раздел | География |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дробноход М.А. |
Дата | 15.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
-
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. Новые стандарты утверждены 8.06.2012г
-
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897
-
Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО Российской федерации № 1276).
-
Закон Российской Федерации «Об образовании».
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014/2015 учебный год.
-
Распоряжение Комитета по образованию «Об обеспечении введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
-
Учебный план МБОУ Лопанская СОШ №3 на 2014/2015 учебный год.
-
Рабочая программа учебного курса географии 7 класса составлена на основании программы основного общего образования по географии для 5-9 классов.
Авторы: И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство «Дрофа», 2012г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Основная цель предмета:
Создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей.
Раскрыть закономерности земледельческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений.
Задачи:
-
Формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
-
создание у учащихся целостного представления о Земле;
-
раскрытие разнообразия природы и населения нашей планеты;
-
воспитание убеждения в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;
-
продолжить формирование умения работать с картами и другими источниками географической информации.
Общая характеристика учебного предмета
Курс географии материков и океанов - это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.
В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамику в развитии, расширении и углублении знаний и умений обучающихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
В ходе изучения курса формируются, с одной стороны, целостный образ земного шара и его материков путем изучения взаимосвязей их природных компонентов, а с другой стороны, через изучение различных стран мира дается представление о разных типах дифференциации территории земного шара - природной, культурной, экономической, социальной, др.
Курс материков и океанов содержит в себе географические характеристики различных территорий мира и основные сведения о терминах и понятиях, используемых, прежде всего в физической географии.
Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода познания нашей планеты.
Практическая значимость программы заключается в формировании способностей и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
В результате изучения географии ученик должен
-
Оценивать и прогнозировать
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
2. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
4. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
Ценностные ориентиры содержания предмета.
Курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии должны быть сформированы:
-ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего региона);
- осознание роли и места РФ как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства РФ как среды обитания всех населяющих ее народов;
- осознание ценности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, ее отдельных частей;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, региону, местности;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования
Учебно - методический комплекc в 7 классе под редакцией В.А. Коринской «География материков и океанов» соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования по географии, и, согласно новой концепции среднего географического образования, соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год. Учебный материал рассматривается через призму гуманизации и воспитания любви к своей местности, своему региону, своей стране, а также взаимопонимания с другими народами и культурами. Сквозной темой просматривается человек и результаты его взаимодействия с компонентами природных комплексов, которые продолжаются в содержании всех учебников курса географии. Содержание УМК является фундаментальным основанием для последовательного изучения следующих курсов географии.
Место учебного предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География материков и океанов», на этапе основного общего образования, из расчета 2-х учебных часов в неделю (федеральный компонент). Программа рассчитана на 1 год.
Содержание учебного предмета географии
Наименование
разделов
Характеристика основных содержательных линий
Перечень практических работ.
1. Введение
Предмет географии материков и океанов. История исследования Земли человеком. Современные географические исследования Земли. Географические карты прошлого и настоящего времени.
2. Главные особенности природы Земли
Основные сведения о планете Земля. Понятие о литосферных плитах и их движении. Рельеф, его главные формы: горы и равнины и их виды.
Размещение поясов освещенности и тепловых поясов на Земле. Климатические пояса. Климат и его виды.
Схема поверхностных течений. Жизнь в Мировом океане. Взаимодействие Мирового океана с атмосферой и материками.
Понятие о географической оболочке. Её строение и свойства. Круговороты веществ и энергии в географической оболочке. ПК суши и океана. Широтная зональность и высотная поясность.
Пр.р.№1
«Строение земной коры».
3. Океаны и материки
Географическое положение океанов, краткая история исследования, особенности природы и хозяйственной деятельности человека.
Материки: географическое положение, история исследования, важнейшие горы и равнины, полезные ископаемые. Крупнейшие реки, озера и водопады. Природные зоны, почвы, растительность и животный мир. Страны и регионы. Характерные черты главных регионов и населения.
Пр.р. №2 «ФГП Африки».
Пр.р.№3 « ФГП Австралии».
Пр.р.№4: «Сравнение ФГП Южной Америки и Африки».
Диф-ная работа, слабым уч-ся просто описание Ф Г.П. материка.
Пр.р.№5: «Характеристика ПК Южной Америки».
Пр.р.№6: «ФГП Антарктиды».
Пр.р. № 7 «ФГП Северной Америки».
Пр.р. № 8: «Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климат. поясе».
Пр.р. № 9: «Описание особенностей природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран Северной Америки».
Пр.р. № 10 «ФГП Евразии».
Пр.р. № 11 «Рельеф Евразии».
Пр.р.№12: «Определение типов климатов Евразии по климатограммам».
Пр.р.№13: «Характеристика реки Евразии».
Пр.р.№14: «Сравнение прир. зон по 400 параллели в Евразии и Сев. Америки».
Пр.р.№15: «Комплексная характеристика Франции».
Пр.р.№16 « Характеристика одного из ПК Евразии».
4. Географическая оболочка - наш дом
Закономерности географической оболочки и взаимодействие природы и общества. Основные виды хозяйственной деятельности человека. Изменение природы хозяйственной деятельностью человека.
Тематическое планирование
Раздел программы
Основное содержание по темам
Характеристики основных видов деятельности ученика
1. Введение
Предмет географии материков и океанов. История исследования Земли человеком. Современные географические исследования Земли. Географические карты прошлого и настоящего времени.
Знакомство с учебником: изучение и анализ иллюстраций. Предмет изучения географии.
Называть основные пути и этапы накопления географических знаний, имена путешественников и учёных. Роль, свойства и виды карт, способы изображения процессов и явлений на картах.
Объяснять результаты путешествий и научных открытий; определять роль карт в науке и жизни людей; называть основные свойства карт и их группы; описывать способы изображения, применяемые на картах; объяснять построение градусной сети на картах и измерительные возможности карт в сравнении с глобусом.
2. Главные особенности природы Земли
Основные сведения о планете Земля. Понятие о литосферных плитах и их движении. Рельеф, его главные формы: горы и равнины и их виды.
Размещение поясов освещенности и тепловых поясов на Земле. Климатические пояса. Климат и его виды.
Схема поверхностных течений. Жизнь в Мировом океане. Взаимодействие Мирового океана с атмосферой и материками.
Понятие о географической оболочке. Её строение и свойства. Круговороты веществ и энергии в географической оболочке. ПК суши и океана. Широтная зональность и высотная поясность.
Определять по карте строение земной коры и границы литосферных плит, особенности их движений, складчатые и платформенные области; сопоставлять карту строения земной коры и физическую, приводить примеры связи рельефа и строения земной коры.
Определять по климатическим картам средние и абсолютные температуры, количество осадков, направление господствующих ветров. Составлять описание климата, используя климатическую карту и карту климатических поясов.
Обозначать на к/к богатства Мирового океана.
Описывать примеры взаимодействия океана с атмосферой и сушей, объяснять роль океана в жизни Земли, свойства вод, образования течений.
Анализировать карту природных зон. Прогнозировать тенденции изменения климата, почв, растительного и животного мира под воздействием человеческой деятельности.
Объяснять свойства материковой и океанической земной коры; литосферные плиты и следствия их движения; основные элементы, формирующие земную кору (платформы и складчатые области); зависимость рельефа от земной коры. Особенности распространения солнечного тепла и света на поверхности Земли; распределение поясов атмосферного давления; основные типы воздушных масс. Особенности распределения температуры, солености вод Мирового океана. Основные черты динамики вод. Особенности органического мира. Роль климата и рельефа в формировании ПК; примеры взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами природы. Расселение по Земле растений, животных и человека. Природные комплексы и географическая зональность.
3. Океаны и материки
Географическое положение океанов, краткая история исследования, особенности природы и хозяйственной деятельности человека.
Материки: географическое положение, история исследования, важнейшие горы и равнины, полезные ископаемые. Крупнейшие реки, озера и водопады. Природные зоны, почвы, растительность и животный мир. Страны и регионы. Характерные черты главных регионов и населения.
Определение по картам географического положения океанов, их глубины, основных поверхностных течений. Показывать океаны и их части на карте.
Объяснять особенности рельефа дна океанов; образование течений и их влияние на природу прилегающей суши; различия в природе отдельных частей каждого из океанов. Особенности природы каждого из океанов. Важнейшие географические объекты каждого из океанов, районы добычи полезных ископаемых и других ресурсов; природные пояса. Влияние океанов на природу материков. Будущее океанов.
Определять географические координаты, протяжённость материков в градусной мере и км.
Наносить на контурную карту: формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. Читать климатические диаграммы.
Давать характеристику речным системам материков и наносить их на к/к. Описывать по плану природные зоны, континентов и наносить их на карту. Описывать Г.П. страны, природные условия населения и хозяйственной жизни одной из стран.
Объяснять особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материков.
Приводить примеры крупных форм рельефа, наибольшие высоты. Особенности климата материков. Основные речные системы и озёра. Представители флоры и фауны.
Анализировать политическую карту. Называть страны, входящие в состав различных регионов, численность, плотность, особенности размещения населения стран. Природные богатства и основные виды хозяйственной деятельности стран; столицы государств.
4. Географическая оболочка - наш дом
Закономерности географической оболочки и взаимодействие природы и общества. Основные виды хозяйственной деятельности человека. Изменение природы хозяйственной деятельностью человека.
Характеристика основных свойств географической оболочки.
Составлять таблицы, отражающие основные свойства географической оболочки и их проявления.
Характеристика основных видов природных богатств. Объяснение их использования человеком в различных видах хозяйственной деятельности.
Умение приводить примеры влияния природы на жизнь людей.
Оценивать состояние природы материков, регионов, стран.
Доказательство необходимости охраны природы.
Календарно - тематическое планирование
№ урока
Тема раздела и урока
Кол-во часов
Сроки изучения
Темы контрольных и практических работ
Оборудование
Основные виды деятельности
Требования к результату
Виды контроля знаний
1
Введение
Что изучают в курсе географии материков и океанов
3
1
04.09
Атласы, физ.карта мира
Умение показывать по карте материки и части света.
Называть предмет изучения географии, его структуру. Показывать материки, части света, океаны и острова.
Фронтальный
2
Как люди открывали и изучали Землю
1
06.09
Карта «Путешествия и геогр.открытия». Глобус «Геогр.открытия»
Выделение основных эпох в истории географических открытий. Характеристика важнейших научных открытий.
Называть основные пути и этапы накопления географических знаний, имена путешественников и учёных. Показывать маршруты важнейших путешественников. Объяснять результаты путешествий и научных открытий.
Фронтальный, заполнение таблицы
3
Карты материков и океанов
1
11.09
Диск: География материков и океанов. 7кл.
Карты атласы
Характеристика источников географической информации. Группировка карт учебника и атласа по содержанию и масштабу.
Называть основные группы карт и их свойства. Описывать способы изображения, применяемые на картах.
Выборочный
4
Раздел 1. Главные особенности природы Земли
Литосфера и рельеф Земли
Происхождение материков и океанов
14
3
1
13.09
Диск: География материков и океанов. 7кл.
Карты атласа. Карта «Эволюция континентов и океанов». Карта «Строение земной коры»
Сопоставление строения материковой и океанической коры. Анализ карты литосферных плит. Установление границ столкновения и расхождения плит. Анализ карты строения земной коры, выявление закономерности в распространении поясов землетрясений и вулканизма на Земле.
Называть отличия материковой коры от океанической. Показывать крупные литосферные плиты. Объяснять признаки понятия «плита». Прогнозировать изменения очертаний суши.
Выборочный
5
Пр.р. №1 « Строение земной коры»
1
18.09
Пр.р. №1 « Строение земной коры».
Атласы, рабочие тетради
Нанесение на контурную карту литосферных плит и складчатых областей.
Наносить на контурную карту литосферные плиты и складчатые области.
Работа с картами атласа
6
Рельеф Земли
1
20.09
Диск: География материков и океанов. 7кл. Физ.карта мира
Сопоставление тектонической карт с картой физической. Объяснение зависимости между строением земной коры и размещением крупных форм рельефа суши и дна океана. Описание по карте рельефа одного из материков.
Показывать платформы, складчатые области, области вулканизма, сейсмические пояса. Объяснять образование и размещение крупных форм рельефа.
Индивидуальный
7
Атмосфера и климаты Земли
Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле
3
1
25.09
Диск: География материков и океанов. 7кл. Климатическая карта мира
Установление по картам зависимости между климатическими показателями и климатообразующими факторами.
Объяснять распределение температуры воздуха на Земле. Оценивать роль атмосферы в жизни Земли.
Индивидуальный, фронтальный
8
Распределение осадков на Земле. Роль воздушных течений
1
27.09
Диск: География материков и океанов. 7кл. Климатическая карта мира
Установление по картам зависимости между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Характеристика ВМ с разными свойствами.
Называть и показывать основные типы воздушных масс. Объяснять причины неравномерного распределения осадков на Земле. Определять по климатическим картам средние и абсолютные температуры, количество осадков, направление господствующих ветров.
Индивидуальный, фронтальный
9
Климатические пояса Земли
1
02.10
Диск: География материков и океанов. 7кл. Карта - климат. пояса и области мира
Объяснение размещения на Земле климатических поясов. Характеристика одного из климатических поясов. Чтение климатограмм. Оценка роли климата в жизни людей.
Называть и показывать климатические пояса.
Составлять описание климата, используя климатическую карту и карту климатических поясов.
Индивидуальный, фронтальный
10
Гидросфера
Воды Мирового океана
3
1
04.10
Карта океанов
Объяснение роли Мирового океана в жизни Земли. Доказательство зонального распределения водных масс. Выявление роли течений в формировании природы суши.
Особенности распределения температуры, солености вод Мирового океана. Основные черты динамики водных масс.
Индивидуальный, фронтальный
11
Схема поверхностных течений
1
09.10
Карта океанов
Объяснение роли образования течений. Нанесение течений на контурную карту.
Называть и показывать течения.
Индивидуальный
12
Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атм. и сушей
1
11.10
Карта океанов
Выявление особенностей распространения жизни в океане. Характеристика процессов обмена теплом и влагой между океаном, атмосферой и сушей.
Описывать примеры взаимодействия океана с атмосферой и сушей, объяснять роль океана в жизни Земли, свойства вод, образования течений.
Индивидуальный, фронтальный
13
Географическая оболочка Строение и свойства Г.О.
4
1
16.10
Диск: География материков и океанов. 7кл.
Характеристика строения ГО. Описание по схемам круговоротов (воды, воздуха, биологический).
Называть состав и свойства географической оболочки. Описывать признаки ГО.
Выборочный
14
П.К. суши и океана.
1
18.10
Карта - природные зоны мира
Характеристика ПК суши и океана. Сравнение территориальных и аквальных комплексов.
Описывать схему строения ПК. Называть его определение и определение антропогенного комплекса.
Фронтальный
15
Контрольная работа №1 по теме: «Главные особенности природы Земли»
1
23.10
К.р.№1: «Главные особенности природы Земли»
Карты атласа, тесты контрольной работы
Работа с картами атласа и тестами.
Обобщить, закрепить и проверить полученные знания и умения.
Письменный контроль знаний
16
Природная зональность
1
25.10
Карта- природные зоны мира.
Анализ карты природных зон. Установление по картам закономерностей в проявлении широтной и высотной поясности.
Объяснять причины зональности, существенные признаки широтной и высотной поясности.
Индивидуальный
17
Раздел 2. Океаны и материки
Океаны
Тихий и Атлантический океаны
46
3
1
06.11
Диск: География материков и океанов. 7кл. Карта океанов
Разд.табл.»Природа матер.и океанов»
Определение по картам ГП океанов, их глубины, крупнейших поверхностных течений. Характеристика по картам и тексту учебника особенностей природы.. Сравнение океанов.
Называть и показывать части океанов на карте. Объяснять особенности рельефа дна океанов; образование течений и их влияние на природу прилегающей суши; различия в природе отдельных частей каждого из океанов.
Выборочный
18
Северный Ледовитый
1
08.11
Диск: География материков и океанов. 7кл.
Карта океанов
Разд.табл.»Природа матер.и океанов»
Определение по картам ГП океана, его глубины, крупнейших поверхностных течений. Характеристика по картам и тексту учебника особенностей природы.
Называть и показывать части океанов на карте. Объяснять особенности рельефа дна океанов; образование течений и их влияние на природу прилегающей суши; различия в природе отдельных частей каждого из океанов.
Выборочный
19
Индийский океан
1
13.11
Диск: География материков и океанов. 7кл.
Карта океанов
Разд.табл.»Природа матер.и океанов»
Определение по картам ГП океана, его глубины, крупнейших поверхностных течений. Характеристика по картам и тексту учебника особенностей природы.
Называть и показывать части океана на карте. Объяснять особенности рельефа дна океана; образование течений и их влияние на природу прилегающей суши; различия в природе отдельных частей океана.
Выборочный
20
Материки
Африка
Природа.
Г.П. Африки. Исследователи
43
8
1
15.11
Пр.р.№2: «Определение ФГП материка».
Диск: География материков и океанов. 7кл. Физ.карта Африки
Определение Гп материка и объяснение его влияния на природу. Оценка результатов исследования Африки зарубежными и русскими исследователями и путешественниками.
Определять географические координаты, протяжённость материка в градусной мере и км. Называть имена исследователей и результаты их работ. Показывать элементы береговой линии. Прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка.
Выборочный
21
Рельеф и полезные ископаемые
1
20.11
Диск: География материков и океанов. 7кл. Физ.карта Африки
Объяснение преобладания в рельефе материка высоких равнин. Характеристика размещения месторождений п/и. Описание рельефа любой территории материка.
Называть и показывать крупные формы рельефа материка. Наносить на контурную карту: формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. Определять ГП природных объектов. Объяснять причины размещения месторождений.
Индивидуальный, фронтальный
22
Климат
1
22.11
Диск: География материков и океанов. 7кл. Климат. карта мира
Объяснение влияния климатообразующих факторов на климат материка. Анализ климатограмм. Характеристика климата любой территории материка.
Называть и показывать территории с определённым типом климата, характерные типы погод на материке. Читать климатические диаграммы. Объяснять причины формирования типов климата на континенте.
Индивидуальный, фронтальный, работа с картами атласа
23
Внутренние воды
1
27.11
Физ.карта Африки Диск: География материков и океанов. 7кл.
Выявление зависимости рек от рельефа и климата. Характеристика одной из рек материка по плану.
Называть и показывать важнейшие реки и озёра, источники питания рек. Давать характеристику речным системам материка и наносить их на к/к. Объяснять режимы питания рек.
Индивидуальный, фронтальный
24
Природные зоны. Влияние человека на природу
1
29.11
Природные зоны и биологич.ресурсы. Гербарий растений природных зон.
Характеристика природных зон материка. Выявление изменения природных зон под влиянием хозяйственной деятельности человека. Характеристика стихийных бедствий, происходящих на материке.
Называть и показывать природные зоны материка, характерных представителей флоры и фауны. Объяснять закономерности размещения природных зон. Описывать по плану природные зоны, континента и наносить их на контурную карту.
Индивидуальный, фронтальный
25
Население и страны Население Африки
1
04.12
Карта народов мира
Интерактивный диск «География материков: история открытий и население».
Работа с текстом учебника. Анализ карты плотности населения. Характеристика изменений численности населения во времени и факторов, влияющих на этот показатель.
Называть и показывать районы повышенной плотности населения и основные расы. Объяснять принципы размещения населения.
Индивидуальный, фронтальный
26
Страны Африки
1
06.12
Политическая карта Африки..
Анализ политической карты Африки. Описание Г.П. страны, её природных условий, населения и хозяйственной жизни.
Называть и показывать наиболее крупные по площади страны. Описывать Г.П. страны, природные условия населения и хозяйственной жизни одной из стран.
Выборочный
27
Закрепление изученного
1
11.12
Атлас
Работа с картами атласа и приложением в конце учебника.
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале.
Фронтальный
28
Австралия
Природа Г.П. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые.
4
1
13.12
Пр.р.№3: «Определение ФГП материка».
Физическая карта Австралии. Диск: География материков и океанов. 7кл.
Объяснение причин выровненного рельефа материка. Характеристика размещения месторождений п/и. Установление закономерности в их размещении. Сравнение ГП и рельефа Африки и Австралии.Оценка результатов исследований материка.
Определять географические координаты, протяжённость материка в градусной мере и км. Называть имена исследователей и результаты их работ. Показывать элементы береговой линии. Прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка. Называть и показывать крупные формы рельефа материка. Наносить на контурную карту: формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. Определять ГП природных объектов. Объяснять причины размещения месторождений.
Работа с картами атласа
29
Климат. Внутренние воды
1
18.12
Климатическая карта мира, физ.карта Австралии. Диск: География материков и океанов. 7кл.
Объяснение причин сухости климата на большей территории, бедности поверхностными водами. Анализ климатограмм. Описание одной из рек материка.
Называть и показывать территории с определённым типом климата, характерные типы погод на материке. Читать климатические диаграммы. Объяснять причины формирования типов климата на континенте. Называть и показывать важнейшие реки и озёра, источники питания рек. Давать характеристику речным системам материка и наносить их на к/к. Объяснять режимы питания рек.
Индивидуальный, фронтальный
30
Природные зоны. Своеобразие органического мира
1
20.12
Природные зоны мира. Гербарий растений природных зон. Диск: География материков и океанов. 7кл.
Объяснение причин эндемичности органического мира, особенностей размещения природных зон в сравнении с Африкой.
Называть и показывать природные зоны материка, характерных представителей флоры и фауны. Объяснять закономерности размещения природных зон и особенности органического мира. Описывать по плану природные зоны, континента и наносить их на контурную карту.
Индивидуальный, фронтальный, заполнение таблицы
31
Австралийский Союз
1
25.12
Австралия и Океания. Полит.карта.
Разд.табл.»Уникальные объекты юж.матер.»
Описание населения: численность, размещение, этнический состав, хозяйственная деятельность людей.
Называть и показывать районы повышенной плотности населения и основные народы. Объяснять принципы размещения населения и его состав.
Индивидуальный, фронтальный
32
Океания .
Природа. Население и страны
1
27.12
Австралия и Океания. Физ.карта и полит.карта.
Характеристика ГП Океании, крупных островов и архипелагов. Объяснение причин своеобразия, уникальности природы Океании.
Называть и показывать наиболее крупные острова и архипелаги, определять их ГП. Объяснять связь особенностей природы островов и их происхождением, влияние океана на их природу, жизнь и быт населения.
Индивидуальный, фронтальный
33
Южная Америка
Природа Г.П. и исследования материка
8
1
15.01
Пр.р.№4: «Сравнение ФГП Африки и Южной Америки».
Диф-ная работа, слабым уч-ся просто описание Г.П. материка
Физическая карта Южной Америки. Диск: География материков и океанов. 7кл.
Сравнение ГП Африки и Южной Америки. Оценка результатов исследований материка. Формулирование выводов о природе материка на основе оценки его ГП.
Определять географические координаты, протяжённость материка в градусной мере и км. Называть имена исследователей и результаты их работ. Показывать элементы береговой линии. Прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка.
Индивидуальный, фронтальный
34
Рельеф и полезные ископаемые
1
17.01
Физическая и комплексная карта Южной Америки. Диск: География материков и океанов. 7кл.
Объяснение причин контрастов в строении рельефа Материка. Работа с картами атласа. Установление закономерности в размещении полезных ископаемых.
Называть и показывать крупные формы рельефа материка. Наносить на контурную карту: формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. Определять ГП природных объектов. Объяснять причины размещения месторождений.
Индивидуальный, фронтальный
35
Климат
1
22.01
Климатическая карта мира. Диск: География материков и океанов. 7кл.
Объяснение причин преобладания влажных типов климата. Оценка климата материка для жизни населения. Сравнение климата Южной Америки и Африки.
Называть и показывать территории с определённым типом климата, характерные типы погод на материке. Читать климатические диаграммы. Объяснять причины формирования типов климата на континенте.
Индивидуальный, фронтальный
36
Внутренние воды
1
24.01
Физическая карта Южной Америки. Диск: География материков и океанов. 7кл.
Объяснение причин богатства материка поверхностными водами. Работа с картами атласа. Оценка внутренних вод материка для жизни населения.
Называть и показывать важнейшие реки и озёра, источники питания рек. Давать характеристику речным системам материка и наносить их на к/к. Объяснять режимы питания рек.
Индивидуальный, фронтальный
37
Природные зоны
1
29.01
Пр.р.№5: «Характеристика ПК Южной Америки».
Природные зоны мира. Гербарий растений природных зон.
Выявление зависимости размещения природных зон от климата. Работа с картами атласа. Определение своеобразия каждой из природных зон материка. Умение приводить примеры изменения природы материка человеком.
Называть и показывать природные зоны материка, характерных представителей флоры и фауны. Объяснять закономерности размещения природных зон. Описывать по плану природные зоны, континента и наносить их на контурную карту.
Заполнение таблицы, работа с картами атласа
38
Население и страны Население материка
1
31.01
Политическая карта Южной Америки. Интерактивный диск «География материков: история открытий и население»
Разд.табл.»Уникальные объекты юж.матер.»
Анализ карты - население материка. Описание плотности населения материка, особенностей его размещения.
Называть и показывать районы повышенной плотности населения и основные расы. Объяснять принципы размещения населения.
Индивидуальный, фронтальный
39
Страны материка
1
05.02
Политическая и комплексная карта Южной Америки . Диск: География материков и океанов. 7кл.
Группировка стран по различным признакам. Характеристика Гп любой страны. Анализ карты хозяйственной деятельности населения.
Называть и показывать наиболее крупные по площади страны. Описывать Г.П. страны, природные условия населения и хозяйственной жизни одной из стран.
Индивидуальный опрос
40
Обобщение изученного
1
07.02
Физическая, политическая и комплексная карты Южной Америки
Работа с картами атласа и приложением в конце учебника.
Обобщить и закрепить полученные знания и умения по теме.
Индивидуальный и фронтальный
41
Антарктида
Г.П. и исследования материка
4
1
12.02
Пр.р.№6: «ФГП Антарктиды».
Антарктида. Физ.карта. Диск: География материков и океанов. 7кл.
Определение ГП материка. Оценка результатов исследований материка.
Определять Гп материка, координаты полярных станций, описывать береговую линию. Называть имена исследователей и результаты их работ.
Индивидуальный, фронтальный, работа с картами атласа
42
Природа
1
14.02
Антарктида. Физ.карта. Диск: География материков и океанов. 7кл.
Объяснение особенностей природы материка и его влияния на природу всей Земли. Описание природных ресурсов Антарктиды. Объяснение международного статуса материка.
Называть и показывать особенности компонентов природы материка. Определять климатические показатели. Объяснять особенности природы.
Фронтальный опрос
43
Повторение изученного
1
19.02
Карты атласа
Работа с картами атласа и приложением в конце учебника.
Повторить особенности природы материка.
Индивидуальный, фронтальный
44
Контрольная работа №2 по теме «Южные материки»
1
21.02
К.р.№2 по теме «Южные материки»
Атлас
Работа с картами атласа и тестовыми заданиями.
Проверить и закрепить полученные знания и умения по теме.
Письменный контроль знаний
45
Северная Америка
Природа Г.П. и исследования
6
1
26.02
Пр.р. № 7 «ФГП Северной Америки»
Физическая карта Северной Америки. Диск: География материков и океанов. 7кл.
Работа с картами атласа. Характеристика Гп материка и его влияния на природу. Оценка результатов исследований материка.
Определять географические координаты, протяжённость материка в градусной мере и км. Называть имена исследователей и результаты их работ. Показывать элементы береговой линии. Прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка.
Фронтальный опрос
46
Рельеф и полезные ископаемые
1
28.02
Физическая карта Северной Америки. Диск: География материков и океанов. 7кл.
Объяснение размещения крупных форм рельефа на материке и их характеристика. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Называть и показывать крупные формы рельефа материка. Наносить на контурную карту: формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. Определять ГП природных объектов. Объяснять причины размещения месторождений
Индивидуальный, фронтальный
47
Климат.
1
05.03
Пр.р. № 8: «Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климат. поясе»
Климатическая карта мира
Анализ климатической карты материка, климатограмм и карты климатические пояса. Характеристика климата отдельных территорий, сравнение их и объяснение причин сходства и различий.
Называть и показывать территории с определённым типом климата, характерные типы погод на материке. Читать климатические диаграммы. Объяснять причины формирования типов климата на континенте.
Индивидуальный, фронтальный
48
Внутренние воды
1
07.03
Физическая карта Северной Америки. Диск: География материков и океанов. 7кл.
Работа с картами атласа. Оценка внутренних вод материка для жизни населения. Объяснение зависимости рек от рельефа и климата.
Называть и показывать важнейшие реки и озёра, источники питания рек. Давать характеристику речным системам материка и наносить их на к/к. Объяснять режимы питания рек.
Индивидуальный, фронтальный
49
Природные зоны
1
12.03
Гербарий растений природных зон. Карта природные зоны мира
Объяснение причин особого размещения природных зон. Описание отдельных зон. Оценка степени изменения природы материка.
Называть и показывать природные зоны материка, характерных представителей флоры и фауны. Объяснять закономерности размещения природных зон. Описывать по плану природные зоны, континента и наносить их на контурную карту.
Заполнение таблицы, работа с атласом
50
Население и страны материка
1
14.03
Пр.р. № 9: «Описание особенностей природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка»
Политическая и комплексная карта Северной Америки. Диск: География материков и океанов. 7кл.
Разд.табл.»Уникальные объекты сев.матер.»
Выявление особенностей состава и размещения населения на материке. Описание по картам атласа и тексту учебника особенностей природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка.
Называть и показывать районы повышенной плотности населения и основные расы. Объяснять принципы размещения населения. Называть и показывать наиболее крупные по площади страны. Описывать Г.П. страны, природные условия населения и хозяйственной жизни одной из стран.
Индивидуальный, фронтальный, работа с атласом
51
Евразия
Природа Г.П. и исследования
12
1
19.03
Пр.р. № 10 «ФГП Евразии»
Физическая карта Евразии. Диск: География материков и океанов. 7кл.
Работа с картами атласа. Характеристика Гп материка и его влияния на природу. Оценка результатов исследований материка.
Определять географические координаты, протяжённость материка в градусной мере и км. Называть имена исследователей и результаты их работ. Показывать элементы береговой линии. Прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка.
Фронтальный
52
Рельеф и п/и
1
21.03
Пр.р. № 11 «Рельеф Евразии»
Диск: География материков и океанов. 7кл.
Физическая карта Евразии.
Объяснение причин контрастов в строении рельефа материка. Выявление закономерностей в размещении равнин горных складчатых областей и полезных ископаемых. Описание по карте крупных форм рельефа.
Называть и показывать крупные формы рельефа материка. Наносить на контурную карту: формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. Определять ГП природных объектов. Объяснять причины размещения месторождений
Индивидуальный, фронтальный, работа с атласом
53
Климат Евразии
1
02.04
Пр.р.№12: «Определение типов климатов Евразии по климатограммам»
Диск: География материков и океанов. 7кл.
Климатическая карта мира
Объяснение влияния климатообразующих факторов на климат материка. Описание климата поясов и областей. Анализ климатограмм.
Называть и показывать территории с определённым типом климата, характерные типы погод на материке. Читать климатические диаграммы. Объяснять причины формирования типов климата на континенте.
Фронтальный, работа с атласом
54
Внутренние воды.
1
04.04
Пр.р.№13: «Характеристика реки»
Диск: География материков и океанов. 7кл.
Физическая карта мира
Моделирование на контурной карте размещения внутренних вод материка. Описание реки по плану. Установление связи между режимом рек и климатом.
Называть и показывать важнейшие реки и озёра, источники питания рек. Давать характеристику речным системам материка и наносить их на к/к. Объяснять режимы питания рек.
Фронтальный, работа с атласом
55
Природные зоны.
1
09.04
Пр.р.№14: «Сравнение прир. зон по 400 параллели в Евразии и Сев. Америки»
Гербарий растений природных зон. Карта природные зоны мира
Объяснение причин размещения природных зон. Описание отдельных зон. Оценка степени изменения природы материка. Сравнение природных зон Северной Америки и Евразии по 400 с.ш.
Называть и показывать природные зоны материка, характерных представителей флоры и фауны. Объяснять закономерности размещения природных зон. Описывать по плану природные зоны, континента и наносить их на контурную карту.
Заполнение таблицы, работа с атласом
56
Население и страны Народы Евразии. Страны Северной и Южной Европы
1
11.04
Диск: География материков и океанов. 7кл.
Разд.табл.»Уникальные объекты сев.матер.»
Анализ карты население Евразии. Выявление особенностей размещения населения на материке. Анализ политической карты материка, группировка стран по различным признакам. Описание стран и их сравнение.
Называть и показывать районы повышенной плотности населения и основные расы. Объяснять принципы размещения населения. Называть и показывать наиболее крупные по площади страны. Описывать Г.П. страны, природные условия населения и хозяйственной жизни одной из стран.
Индивидуальный
57
Страны Западной и Восточной Европы
1
16.04
Физическая карта Европы. Полит.карта Евразии
Характеристика по картам атласа и тексту учебника особенностей стран данных регионов. Установление причин сходства и различия стран.
Называть и показывать страны и их столицы, природные особенности, богатства, виды хозяйственной деятельности.
Индивидуальный
58
Пр.р.№15: «Комплексная характеристика Франции»
1
18.04
Пр.р.№15: «Комплексная характеристика Франции»
Карты атласа
Комплексная характеристика Франции. Выявление особенностей ГП , природных ресурсов, состава населения и его размещения, хозяйства.
Определять и описывать ГП страны, устанавливать особенности компонентов природы.
Индивидуальный, работа с атласом
59
Страны Юго- Западной и Центральной Азии
1
23.04
Центральная и Восточная Азия. Социально-экономическая карта.
Характеристика по картам атласа и тексту учебника особенностей стран данных регионов. Установление причин сходства и различия стран. Установление связи между природными ресурсами и развитием отраслей хозяйства стран.
Называть и показывать страны и их столицы, природные особенности, богатства, виды хозяйственной деятельности.
Индивидуальный
60
Страны Восточной, Южной и Юго- Восточной Азии
1
25.04
Юго-Восточная и Южная Азия. Социально- экономическая карта.
Характеристика по картам атласа и тексту учебника особенностей стран данных регионов. Установление причин сходства и различия стран. Установление связи между природными ресурсами и развитием отраслей хозяйства стран.
Называть и показывать страны и их столицы, природные особенности, богатства, виды хозяйственной деятельности.
Индивидуальный, работа с атласом
61
Повторение изученного
1
30.04
Карты атласа
Работа с картами атласа и приложением в конце учебника.
Повторить и обобщить особенности природы материка.
Фронтальный
62
Контрольная работа №3 по теме «Северные материки»
1
07.05
К.р.№ 3 по теме «Северные материки»
Атлас
Работа с картами атласа и тестовыми заданиями.
Проверить и закрепить полученные знания и умения по теме.
Письменный контроль знаний
63
Раздел 3. Географическая оболочка - наш дом
Закономерности ГО
6
1
14.05
Диск: География материков и океанов. 7кл.
Характеристика основных свойств географической оболочки.
Называть состав ГО. Источники энергии, процессы в ней происходящие, зональные комплексы ГО, основные свойства, закономерности и этапы развития ГО.
Фронтальный
64
Взаимодействие общества и природы
1
16.05
Диск: География материков и океанов. 7кл.
Характеристика основных видов природных богатств, объяснение их использования человеком в различных видах хозяйственной деятельности.
Объяснять особенности воздействия общества и природы.
Фронтальный
65
Изменение природы хоз. деятельностью человека
1
21.05
Диск: География материков и океанов. 7кл.
Умение приводить примеры влияния природы на жизнь людей. Оценивание состояния природы территорий материков, их крупных регионов, отдельных стран .Доказательство необходимости охраны природы.
Называть и показывать мировые достопримечательности, выдающиеся географические объекты, объекты, заповедники и нац.парки мира. Объяснять изменения природы хозяйственной деятельностью человека.
Фронтальный
66
Пр.р.№16 « Характеристика ПК»
1
23.05
Пр.р.№16 « Характеристика ПК»
Учебник, рабочая тетрадь
Работа с картами атласа. Характеристика ПК, используя различные источники географических знаний.
Составлять таблицы, отражающие основные свойства географической оболочки и их проявления.
Индивидуальное оформление результатов экскурсии в рабочей тетради
67-68
Повторение изученного
2
28.05-30.05
Карты атласа
Повторение и обобщение знаний курса географии материков и океанов.
Повторить и обобщить знания курса.
Фронтальный. Работа с атласом
Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники и УМК
-
Душина И.В., Коринская В.А., Щенёв В.А. Учебник "География материков и океанов. 7 класс", М., "Дрофа", 2014.
-
Атлас по географии материков и океанов. 7 класс", М., "ДРОФА", 2014.
-
Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. География материков и океанов. 7 класс, М., "ДРОФА", 2014.
-
Нагорная И.И. География. 7 класс: Поурочные планы.- Волгоград. « Учитель », 2004.
-
Воробцова Т.Н. Поурочные планы. География. 7 кл. Волгоград. « Учитель - АСТ». 2004.
-
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 кл. М.: «Вако», 2005.
Библиотечный фонд
1. Научно-методический журнал «География в школе»
2. Журнал «ГЕОлёнок»
3. Журнал «Современный урок»
4. Журнал «Открытый урок»
5. Газета «Школьные конкурсы и игры»
Интернет-ресурсы
http: //gao.spb.ru/russian
http: //fmm.ru
http: //mchs.gov.ru
http: //national-geographic.ru
http: //nature.com
http: //ocean.ru
http: //pogoda.ru
http: //sgm.ru/rus
http: //unknowplanet.ru
Литература для учителя и обучающихся
-
Андреева В.Н. «Предметная неделя географии в школе». - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
-
Болотникова Н.В. «География: Уроки - игры в средней школе». - Волгоград: Учитель, 2004.
-
Галеева Н.Л. «Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии». - М. 2006.
-
Дюкова С.Е. «География.Тесты. 6-7 классы», М, «ДРОФА», 2002.
-
Интернет - ресурсы.
-
Касаткина Н.А. «География: занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах». - Волгоград: Учитель, 2005.
-
Климанова О.А. «Олимпиады по географии. 6-11 кл». - М.: Дрофа, 2006.
-
Летягин А. «Тесты по географии. 6-10 классы», М, «АСТ», 1999.
-
Мирутенко М.В. «География: краткий справочник школьника 6-10 кл». - М.: Дрофа, 1998.
-
Пятунин В.Б. "Контрольные и проверочные работы по географии. 6 - 10 классы", М., "Дрофа", 2000.
-
Труднева С.Н. «География в кроссвордах». - М.: Дрофа, 2004.
-
Чернова В.Г. «География в таблицах и схемах». - С-Пб.:ООО «Виктория плюс», 2008.
-
Электронная версия мультимедиа учебника «География материков и океанов, 7 класс.
-
Яворовская И. «Занимательная география». - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
-
Атлас географических открытий. - М.: БММАО, 1998
-
Бахчиева, О.А. Начальный курс географии. 6 кл.: методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс» / О.А., Бахчиева. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 183 с.
-
Большой географический атлас. - М.: Олма-Пресс, 2002.
-
Вулканы. - М.:АСТ-Пресс, 2000.
-
Географы и путешественники. - М.: Рипол-классик. 2001.
-
Детская энциклопедия. Наша планета Земля. - М.: Пилигрим, 1999.
-
Дятлева, Г.В. Чудеса природы. - М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
-
Катастрофы природы. - М.: Росмэн, 1999.
-
Погода и климат. М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
-
Энциклопедия для детей: Астрономия. - М.: Аванта+, 1999.
-
Энциклопедия для детей: География. - М.: Аванта+, 2000.
-
Энциклопедия для детей: Геология. - М.: Аванта+, 1995.
-
Энциклопедия «Что есть что?» - М.: Слово, 2001.
-
Энциклопедия для детей: Экология. - М.: Аванта+, 2001.
-
Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
-
Научно-методический журнал «География в школе»
-
Журнал «ГЕОлёнок»
-
Журнал «Современный урок»
-
Журнал «Открытый урок»
-
Газета «Школьные конкурсы и игры»
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-практическое оборудование
1. Натуральные объекты
Гербарий растений природных зон
Коллекция полезных ископаемых
Коллекция минералов и горных пород
Коллекция почва и её состав
Раздаточные образцы к коллекции минералов и горных пород
2. Печатные пособия
-Географические карты (карты мира, материков и отдельных территорий, океанов; комплексные, тематические).
-Портреты. Выдающиеся путешественники и географы.
-Таблицы «Земля как планета»
-
Размеры Земли и Солнца
-
Смена времён года
-
Внутреннее строение Земли
-
Эндогенные процессы
-
Строение вулкана
-
Экзогенные процессы
-
Экзогенные процессы
-
Экзогенные процессы
- Раздаточные таблицы
Земля как планета. Земля как система.
Изображение Земли.
Природа материков и океанов
Уникальные объекты северных материков
Уникальные объекты южных материков
Таблица настенная «Атмосфера».
Таблица настенная «Гидросфера».
Таблица настенная «Литосфера».
3.Модели, макеты: Глобусы физический и политический
Рельефный глобус Земли
Глобус географические открытия
Макет вулкана
Макет разломов земной коры
4. Приборы: Рулетка
Флюгер
Компас
Термометр
Технические средства обучения
Мультимедиа проектор
Компьютер в сборе
Экран
Интерактивная доска
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Диски:
Мультимедиа учебник по географии для учащихся 7 классов. Материки и океаны.
География 6-10 классы. Библиотека наглядных пособий.
Интерактивное наглядное пособие «Физическая карта мира».
Интерактивное наглядное пособие «Физическая карта России».
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Уроки географии 6-9 классы. Мультимедийное приложение к урокам.
Интерактивное наглядное пособие «География материков: история открытий и население».
Результаты освоения курса географии
В результате изучения географии ученик должен
-
Оценивать и прогнозировать:
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
2. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
4. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
Виды и формы контроля за уровнем знаний учащихся на уроках географии предусматривают
Текущий контроль (проверка знаний и умений на разных этапах урока).
Тематический контроль (контроль знаний и умений после изучения темы) .
Итоговый контроль (контроль за результатами обучения после изучения крупной темы, раздела в целом ).
Формы контроля по характеру заданий :
*Тестовый контроль
*Устный опрос
*Письменная работа
*Практическая работа
*Географические игры
*Географические диктанты
*Зачет
Формы контроля по занятости школьников :
*Индивидуальный (самостоятельное выполнение заданий учеников у доски или на рабочем месте) .
*Фронтальный (общеклассный, работа класса над выполнением задания самостоятельно или под руководством учителя)
*Работа в парах.
*Групповая работа
Критерии и нормы оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
-
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
-
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
-
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
-
Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
-
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
-
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
-
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
-
Ответ самостоятельный;
-
Наличие неточностей в изложении географического материала;
-
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
-
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
-
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
-
Понимание основных географических взаимосвязей;
-
Знание карты и умение ей пользоваться;
-
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
-
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
-
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
-
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
-
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
-
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
-
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
-
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
-
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
-
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
-
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
-
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
-
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
-
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
-
Не делает выводов и обобщений.
-
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
-
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
-
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
-
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
-
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
-
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных , письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
-
выполнил работу без ошибок и недочетов;
-
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
-
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
-
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
-
не более двух грубых ошибок;
-
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
-
или не более двух-трех негрубых ошибок;
-
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
-
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
-
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
-
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
-
не приступал к выполнению работы;
-
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
-
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
-
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
-
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
-
Время выполнения работы: 10-15 мин.
-
Оценка «5» - 10 правильных ответов,
-
«4» - 7-9,
-
«3» - 5-6,
-
«2» - менее 5 правильных ответов.
-
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
-
Время выполнения работы: 30-40 мин.
-
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УР
методического совета ______________ Ильяшенко Т.А.
МБОУ Лопанская СОШ №3 ______ _________ 20___ года
от _______ 20__ года № ____
__________ ______________
Подпись руководителя МС