Рабочая программа факультативного курса Основы проектной деятельности. 5-6 классы

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено на Заседание МО

____________________Клаус И.М.

Согласовано Замдиректора по УВР

_________________________________Тизина А.С.

Утверждаю Директор гимназии

________________________Ключко О.И.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса

« Основы проектной деятельности»

по географии 5 (6) класс

БОУ «Русскополянская гимназия №1»

Касимгазиной Айганы Алимовны

Учителя географии











2015-2016 учебный год

Пояснительная записка


Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектно-исследовательской деятельности. Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.

Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Общая характеристика учебного курса

Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися навыками проектно-исследовательской деятельности. Направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).

Эта программа знакомит ребят с естественнонаучной картиной мира и учит их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Процесс обучения в этом курсе сводится к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации.

Решение проблемных творческих продуктивных задач - главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А данный курс позволяет знакомить ребят с целостной (с учётом возраста) картиной мира, которую каждый учитель на занятиях по своему предмету очень часто трактует узконаправленно.

Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.

Курс «Основы проектной деятельности» будет одной из таких форм.

Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств - гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в основной и старшей школе. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.

Цели курса:

- развитие познавательных интересов, исследовательских умений, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей;

- формирование ключевых компетенции учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) на основе комплексного применения знаний, умений, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества.

Задачи курса:

- познакомить учащихся со структурой проектно-исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

-прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

-прививать интерес к исследовательской деятельности;

- формировать умения работать в команде, коммуникативной активности.

Формы организации образовательного процесса:

Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раза в неделю в учебном кабинете, проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Формы промежуточного контроля

Контроль достижения планируемых результатов делится на промежуточный и итоговый. Контроль репродуктивных навыков проводится в форме защиты мини-проектов, связанной с усвоением материала по теме. Контроль продуктивных навыков проводится по итогам обучения навыкам создания проекта. Итоговой формой контроля является публичное (групповое) выступление на заданную тему.

Формы обучения

Беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, творческая работа, самостоятельная работа, создание презентаций, защита проектных работ, консультация.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа «Проектной деятельности» создана на основе ФГОС общего образования. В соответствии с учебным планом на проектную деятельность в 5 (6) классе отводится 35 часов из расчёта 1 час в неделю.

В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Курс «Основы проектной деятельности» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектно-исследовательская деятельность школьников при изучении этого курса имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

  • проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

  • проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

  • проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

  • в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Программа курса рассчитана на 35 часов 5 (6) классе. В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.

Содержание программы «Основы проектной деятельности» связано с многими учебными предметами, в частности физика, химия, астрономия, биология, география.

Планируемые результаты освоения обучающимися факультативного курса.

В результате изучения курса «Основы проектной деятельности» обучающиеся на ступени основного общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

  • получат возможность осознать своё место в мире;

  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

  • получат возможность продолжить развитие умений при работе с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить презентации.

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

У ученика будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения;

  • выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения;

  • устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;

  • адекватное понимание причин успешности/ неуспешности внеучебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

  • основные источники информации;

  • правила оформления списка использованной литературы;

  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видеокурсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;

  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • работать в группе;

  • пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;

  • вести наблюдения окружающего мира;

  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

  • работать в группе.


Ряд планируемых результатов обучающиеся достигнут в результате реализации междисциплинарных программ:

Междисциплинарные прогр.

В результате реализации междисциплинарных программ на уроках географии обучающиеся научатся:

1.Программа «Формирование универсальных учебных действий»

  • сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии, освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции.

2. Программа «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»,

  • осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;

  • создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;

  • создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами;

  • создавать специализированные карты и диаграммы: географические, хронологические;

  • создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств

  • выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;

  • участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;

  • использовать возможности электронной почты для информационного обмена;

  • представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий, диаграмм, опорных конспектов); заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

  • усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов.

3. Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

  • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

  • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

4. Программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом»;

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

интерпретировать текст.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ.

  1. Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. (1 ч)

Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.

Практика: анкетирование учащихся, опрос.

  1. Понятие «Учебный проект» Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. Этапы работы над проектом Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. (2 ч)

  2. Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.

Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Тень. Солнечные и лунные затмения».

  1. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. (2 ч)

  2. Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.

  3. Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию «Свойства воды». Проверка гипотез.

  4. Основные источники получения информации. (3 ч)

  5. Учебная литература - учебники, хрестоматии. Справочная литература - словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.

  6. Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

  7. Оформление списка литературы и использованных электронных источников. (1 ч)

  8. Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

  9. Методы исследования. Мыслительные операции. Исследования по теме «Причины влияющие на количество водяного пара в воздухе». - (1 ч)

  10. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

  11. Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

  12. ( 1 ч)

  13. Практика: письменный отчёт - структура и содержание. Визуальный отчёт - диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Живая и мертвая вода»- 2ч.

  14. Оформление работы. Подготовка доклада. (2 ч)

  15. Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.

  16. Практика: доклады по теме: «Агрегатные состояния воды». Проверка оформления работ.

  17. Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. (2 ч)

  18. Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.

  19. Практика: работа в программе Microsoft Power Point. Презентация «Погода нашей местности».

Тематические учебные исследования. (17 ч = 5 ч +12 ч)

  1. Тень. Определение высоты дома дерева.- 1 ч

  2. Настоящая глубина водоёма. Преломление света.-1 ч

  3. Изготовление модели телескопа (перископа).- 1ч

  4. Радуга. - 1ч

  5. Миражи. -1ч

  6. Физические свойства воды.- 1ч

  7. Сказки о живой и мертвой воде. Способы её получения - 2ч

  8. Исследование «Вода-источник жизни». Конференция .- 2 ч

  9. Исследование «Свойства воздуха»

  10. Создание конструктора литосферных плит.- 1 ч

  11. Изготовление модели вулкана. -1 ч

  12. Исследование «Погода нашей местности». - 1ч

  13. Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. (1 ч)

Тематическое планирование для 6 класса

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Примерные сроки прохождения

теория

практика

Итого

1.

Науки, которые нас окружают.

Что я думаю своих о способностях.

1

1

1 неделя сентября

2.

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности

1

1

2

2-3 неделя сентября

3.

План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.

1

1

2

4 неделя сентября -1 неделя октября

4.

Основные источники получения информации.

1

2

3

2-4 неделя октября

5.

Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

1

1

2 неделя ноября

6.

Методы исследования. Мыслительные операции.

1

1

3 неделя ноября

7.

Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

1

2

3

4 неделя ноября - 1-2 неделя декабря

8.

Оформление работы. Подготовка доклада.

1

1

2

3-4 неделя декабря

9.

Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point.

1

1

2

3-4неделя января

10.

Тематические учебные исследования.

5

13

18

Февраль-май

Итого

13

22

35

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / ( сост. Е. С. Савинов). _ М. : Просвещение, 2011. - 342 с. - ( Стандарты второго поколения).

  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ); пол ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010.

  3. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. - 321с.

  4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. - 176 с.

  5. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. - 204с.

  6. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 - 126с.

  7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И - Самара: Учебная литература, 2008 - 119с.

  8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).

  9. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.

  10. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. - 224с.

  11. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. - 192с.

  12. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. - М.: «Народное образование». - 2000, №7

  13. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001

  14. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. - М. : Первое сентября, 2010. - 44 с.

  15. Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. - Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2006.

  16. Большая книга экспериментов/Пер. с нем. П.Лемени-Македона. - М.:Эксмо,2012.-128с.

  17. Научные эксперименты дома. Энциклопедия для детей / Пер. с нем. П.Лемени-Македона. - М.:Эксмо,2012.-192.с

Электронные ресурсы:

  1. Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] mirknig.com/

  2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] kodges.ru/dosug/page/147/

  3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

  4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] standart.edu.ru/ (09.03.11)

  5. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/nachalka.com/proekty

  6. Программа «Физика для младших школьников» - развивающие занятия с детьми возраста 6-9 лет (возможна адаптация к возрасту 9-11 лет mdrnet.mirtesen.ru/blog/43526802527/Programma-%C2%ABFizika-dlya-mladshih-shkolnikov%C2%BB---razvivayuschie-zan

  7. Физика. 5-6 классы. Программа внеурочной деятельности для основной школы. Шулежко Е.М. ФГОС Издательство: Бином. Лаборатория знаний
    Серия: Программы и планирование

  8. Фестиваль исследовательских и творческих работ. Портфолио ученика project.1september.ru/subject.php?sb=23

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

1. Коллекция ЦОРов проектной деятельности

2. Интернет-материалы

3. Оборудование:

  • Мультимедийный проектор

  • Компьютер

  • Экран

  • Мобильный класс

  • комплект карт по географии

  • комплект плакатов по географии

  • глобусы

  • телевизор

© 2010-2022