Методические материалы. Технологии формирования УУД на уроках географии. 5-10 классы

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЯ

коммуникативно-диалоговой деятельности

на уроках географии

План лекции:

1. УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ НА УРОКЕ

1.1 Учебный диалог как форма обучения

1.2 Принципы организации учебного диалога

1.3«Точки затруднения» в ходе диалога

2. Технология проведения учебных дискуссий

3. Заключение

1.УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ НА УРОКЕ

Тесный контакт и взаимопонимание между учителем и учеником на занятии - это половина процесса успешного восприятия последним материала.

Каким образом этого можно добиться и что должен сделать педагог для того, чтобы его труды не пропали напрасно?

Определяющей чертой современных методических новаций является ориентация на поисковую деятельность, формирование навыков рефлексивного мышления. Она находит воплощение в разработках по организации учебного процесса в диалогическом дискурсе, направленном на развитие интеллектуально-творческой и коммуникативно-дискуссионной культуры личности. В дидактических поисках незаменимым ресурсом становится учебный диалог, понимаемый и как способ работы над содержанием урока, и как форма организации обучения.

Технология коммуникативно - диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владение приёмами эвристической беседы, умение вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. У школьной географии есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой технологии.

  1. Учебный диалог как форма обучения

Диалоговая природа теоретических знаний определяет необходимость постоянного взаимодействия школьников между собой и с педагогом. Многосторонняя информационная смысловая связь выступает важнейшей составляющей процесса обучения, когда его участники не столько передают друг другу известные всем знания, сколько разворачивают свои аргументы и факты, логику мыслительных операций. И диалог предстает как целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, мнениями в группе ради поиска истины. Учебный диалог - это особая форма обучения, с ее помощью обеспечивается движение его участников (учеников и учителя) к общему для всех познавательному результату.

Главное назначение диалога в процессе обучения - стимулирование познавательного интереса, вовлечение аудитории в активное обсуждение спорных научных проблем, побуждение к осмыслению различных подходов в аргументации своей и чужой позиции. Ведущая роль диалога в процессе воспитания - формирование убеждений молодежи, ответственного нравственного выбора.

Настоящий диалог не должен превращаться в дидактическую иллюстрацию, средство развертывания заранее выдвинутого тезиса. Его учебную задачу надо понимать не как простое обнаружение закономерностей и отношений между вещами, а как проблемную ситуацию, имеющую разные пути решения. Следовательно, грамотно организованный диалог имеет обучающую и воспитательную значимость, учит более глубокому восприятию проблемы, умению отстаивать свою точку зрения, оценивать мнения других.

Специфика диалога в том, что его ход и результат принципиально нельзя предсказать, так как в нем участвуют равноправные голоса, каждый из которых ведет свою объективно субъективную линию. Педагог выступает в роли организатора этого хора неслиянных голосов сознаний, но не претендует на роль всезнающего оракула. Диалог ставит участников в ситуацию порождения внутреннего знания, именно он создает психологическую основу неповторимых идей, гипотез, образов. Рассмотрение научных понятий в «промежутке» разных логик и способов понимания обеспечивает выход учебного диалога на вечные проблемы человеческого бытия, сообщает ему продуктивную неразрешимость и философскую глубину.

Учебный диалог - понятие довольно широкое. Его разновидностями считаются беседа, спор, диспут, дискуссия, но они неравноценны. Чаще всего на уроке мы сталкиваемся с беседой, когда развитие темы происходит в линейном направлении от известного к новому. Спор предполагает наличие двух или нескольких точек зрения, и только одна из них действительно верная. Диспут строится на узнавании и выяснении всех позиций учеников и выявлении «правильного» знания. Абсолютной свободой обладает дискуссия. Ее развитие соотнесено с изменениями развивающегося знания, диалоговое действие происходит в открытой ситуации и имеет исследовательский характер.

1.2 Принципы организации учебного диалога

Учителю требуется большое педагогическое мастерство, чтобы руководить диалогом, направлять его, допускать плюрализм мнений и свободу суждений. Сохраняя право на последнее (авторитетное) слово, педагог должен учить школьников «парадоксальному разуму культуры»: грамотному изложению своей точки зрения, терпимому отношению к возражениям и критике, монологическому развертыванию положений, умению четко и последовательно выстраивать аргументацию.

Существует ряд условий, без учета которых диалог не может быть эффективен.

•Предмет обсуждения должен содержать внутренний потенциал для разворачивания диалога, то есть давать принципиальную возможность рассмотрения его с альтернативных точек ­зрения.
•Важно направлять диалог в конструктивное русло. Нужно избегать псевдообсуждений (переключения внимания на другие темы), а также обучать аудиторию многостороннему видению проблемы
•Обязательно соблюдение правил ведения диалога всеми его участниками. Необходимо выработать цивилизационные нормы сотрудничества и стремиться к их выполнению, избегая некорректного, оскорбительного поведения.
•Ключевая роль должна принадлежать инициатору обсуждения. Когда тот не справляется с ролью ведущего, диалог перестает быть управляемым. Задача педагога - найти способ так организовать процесс обсуждения, чтобы не только выполнить учебные цели, реализовать сверхзамысел урока, но и сохранить свой авторитет, статус в глазах окружающих. Если учитель не ощущает в себе достаточных лидерских качеств, предпочтительнее перепоручить ведение разговора другому лицу.
•Педагогический диалог требует заинтересованного отношения ко всем учащимся, уважительного отношения к «я» ребенка. Не следует оставлять без внимания явные противоречия в высказываниях школьников, нелогичность их рассуждений, а также неаргументированные или необоснованные мнения. С помощью наводящих вопросов или тактичных реплик педагог может прояснить содержание высказывания сам, а также переадресовать возникшую проблему аудитории.

Для того чтобы учебный диалог состоялся, необходимо предварительно подготовить его участников. Во первых, требуется эмоционально-психологическая настройка. Педагог должен объяснить специфику такой формы работы, снять поведенческие барьеры и др. Во вторых, надо обсудить организационные вопросы (регламент диалогического урока, время и очередность выступлений и т. п.). В третьих, важно провести предметную (содержательную) подготовку, чтобы учащиеся владели учебным знанием, имели материал для дискуссии.

  1. «Точки затруднения» в ходе диалога

Наибольшие затруднения обычно связаны с вхождением в диалог. Необходимым элементом структуры занятия является предварительное пояснение вопроса, проблемы, ситуации. Вводную часть надо строить так, чтобы актуализировать имеющиеся у аудитории сведения, ввести нужную новую информацию, пробудить интерес к предмету.

При вхождении в диалог применяют несколько приемов. Например, предварительное обсуждение вопроса в малых группах. Иногда целесообразнее инициировать выступление ученика перед классом с докладом (сообщением), раскрывающим суть проблемы. Учитель может прибегнуть к краткому предварительному опросу. В качестве вводных приемов используют также ролевые игры, инсценировки, иллюстративный материал (диафильмы, фото- и кинофрагменты, аудиозаписи и пр.).

Все приемы по своему эффективны, но не следует забывать о времени: организатору разговора нельзя зависать на каком либо из вводных моментов, уходить от сути проблемы.

Основная часть учебного диалога является ключевой в решении поставленных задач (обсуждении проблем, вопросов, ситуаций). Учителю необходимо знать о том, что обмен идеями, мнениями требует постоянного напряжения и внимания. Диалог редко протекает ровно, без эмоциональных всплесков или спадов. Наивысшего напряжения он достигает в критических (кульминационных) моментах - «точках удивления», мгновениях прозрения, откровения. Их важно суметь распознать по блеску в глазах детей. И надо постараться не дать ему погаснуть в «промежутке» разных логик и способов понимания.

Организатору стоит иметь в виду как продуктивные, так и непродуктивные приемы руководства ходом дискуссии. Генерация идей возрастает, когда учитель избегает психолого-педагогических ошибок:

•дает достаточно времени, чтобы сосредоточиться и обдумать ответы (это может быть пять семь секунд);
•уходит от некорректных формулировок, вопросов, содержащих двусмысленность, неопределенность;
•не обходит вниманием ни одного ученика и не игнорирует ошибочные ответы;
•оперативно помогает в формулировании высказывания (обобщает факты, расширяет контекст, меняет направление размышлений, задает наводящие вопросы, проясняет реплики и т. д.);
•разрешает возникающие межличностные разногласия, снимает трения, побуждает к углублению мысли, соотнося создаваемый диалог с виртуальным эталоном.

Основное средство удержания внимания и развития диалога - это вопросы, их вправе задавать не только организатор, но и другие участники обсуждения. Однако именно ведущий способен создать интерактивную ситуацию, вызвать ответную реакцию. Также учитель может использовать такие приемы активизации мыслительной деятельности школьников, как: а) резюме сказанного по основной теме дискуссии; б) панорамный обзор представленных данных, фактических сведений; в) суммирование того, что уже обсудили, и определение вопросов, подлежащих дальнейшему рассмотрению; г) повторение, переложение сложных высказываний; д) анализ хода обсуждения материала. Значительно помогают краткая фиксация опорных моментов на доске для детей с развитой визуальной памятью и запись опорных схем в тетрадях для учащихся с ведущей моторной памятью.

Диалог нельзя просто оборвать со звонком на перемену. Завершение обсуждения должно быть связано с подведением содержательных итогов, обобщением сказанного. Выводы фиксируют как по ходу, так и по окончании разговора. Желательно, чтобы они были краткие, но емкие, охватывали весь спектр идей-мнений.

Для проведения итоговой рефлексии можно использовать такие вопросы.

1. Ответили ли мы на вопрос, поставленный в начале диалога?

2. В чем мы не достигли успеха и почему?

3. Отклонялись ли мы от темы?

4. Все ли принимали участие в обсуждении?

5. Были ли факты нарушения порядка во время ведения диалога? Кем и когда?

В системе уроков дискуссий выводы предыдущего урока могут стать отправной точкой для перехода к следующей теме. Тогда отдельный урок становится составной частью педагогической деятельности диалогического типа.

2. Технология проведения учебных дискуссий

В традиционной отечественной категориальной дидактике дискус­сия рассматривалась как одна из возможных форм обучения, но специ­ально не разрабатывалась как педагогический инструментарий препо­давателя. Несмотря на глубокий психологический анализ возможно­стей диалогового взаимодействия в обучении, в российской педагогике дискуссия как способ построения образовательного процесса, способ работы преподавателя разработана пока недостаточно.

В отечественной литературе наиболее полно основы образова­тельного процесса в форме дискуссии изложены М.В.Клариным.

Ниже приводится интерпретация его идей в формализованном виде.

Цель технологии проведения учебных дискуссий: развитие кри­тического мышления школьников, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры.

Исходные теоретические положения. К характерным чертам учеб­ной дискуссии М.В.Кларин относит следующие.

1. Учебная дискуссия диалогична по самой своей сути - и как фор­ма организации обучения, и как способ работы с содержанием учебно­го материала.

2. Дискуссия является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие реф­лексивного мышления.

3. Применение дискуссии рекомендуется в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности в при­обретении знаний и формулировании проблем, в подборе и четком представлении собственных аргументов, в предметной подготовке к теме дискуссии.

4. Взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на по­очередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно на­правленной самоорганизации участников, т.е. обращении учащихся друг к другу для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы.

5. Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специ­альных организационных усилиях, задает тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.

6. На первых порах использования учебной дискуссии усилия педа­гогов сосредоточены на формировании дискуссионных процедур. Впо­следствии в центре внимания педагога оказывается не только выявле­ние различных точек зрения, позиций, способов аргументации, их соот­несение и составление более объемного и многопланового видения явлений, но также сопоставление интерпретаций сложных явлений, выход за пределы непосредственно данной ситуации, поиск личностных смыс­лов. Чем больше учащиеся приучаются мыслить, исходя из контрастных сопоставлений, тем значительнее становится их творческий потенциал.

7. Учебная дискуссия уступает изложению по эффективности пере­дачи информации, но высокоэффективна для закрепления сведений, твор­ческого осмысления изученного материала и формирования ценност­ных ориентации.

Действия преподавателя и учащихся. К задачам, которые реша­ются в ходе дискуссии, М.В.Кларин относит: задачи конкретно-содер­жательного плана и задачи организации взаимодействия в группе (клас­се), подгруппах.

В сферу задач первого рода входят: осознание детьми противоре­чий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой; актуализация ранее полученных знаний; творческое переосмысление возможностей их применения, включения их в новый контекст и т.д.

В сферу задач второго рода входят: распределение ролей в груп­пах-командах; выполнение коллективной задачи; согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего группового подхода; со­блюдение специально принятых правил и процедур совместной поис­ковой деятельности и т.д.

Педагогически важными являются результаты, получаемые «на пе­ресечении» конкретно-содержательной деятельности и деятельности по взаимодействию в группе: переработка сведений, информации специ­ально для убедительного изложения; представление своей точки зре­ния как позиции, ее аргументация; выбор и взвешивание подходов к решению проблемы; возможное применение подхода или точки зрения как результат осознанного выбора и т.д.

В мировом педагогическом опыте получили распространение при­емы организации обмена мнениями, которые представляют собой свер­нутые формы дискуссий. К их числу относятся:

«круглый стол» - беседа, в которой «на равных» участвует неболь­шая группа учащихся (обычно 3-5 человек), во время которой происхо­дит обмен мнениями как между ними, так и с «аудиторией» (остальной частью класса);

«заседание экспертной группы» («панельная дискуссия») (обычно четыре-шесть учащихся, с заранее назначенным председателем), на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участника­ми группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. Каждый участник выступает с сообщением, которое не должно перерастать в долгую речь;

«форум» - обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с «аудиторией» (классом);

«симпозиум» - более формализованное по сравнению с предыду­щим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса);

«дебаты» - явно формализованное обсуждение, построенное на ос­нове заранее фиксированных выступлений участников - представите­лей двух противостоящих, соперничающих команд (групп) - и опровер­жений. Вариантом этого вида обсуждений являются так называемые «бри­танские дебаты», воспроизводящие процедуру обсуждения вопросов в Британском парламенте, которая начинается с выступления представи­телей от каждой из сторон, после чего трибуна предоставляется для воп­росов и комментариев участникам поочередно от каждой стороны;

«судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судебное раз­бирательство (слушание дела).

Мы привели наиболее подробный перечень различных видов об­суждения, хотя в практике они нередко обозначаются одним и тем же словом - «дискуссия». Несколько особняком среди них стоит так на­зываемая «техника аквариума». Такое название получил особый вари­ант организации коллективного взаимодействия, который выделяется среди форм учебной дискуссии; «техника аквариума» обычно приме­няется при работе с материалом, содержание которого связано с про­тиворечивыми подходами, конфликтами, разногласиями. Процедурно «техника аквариума» выглядит следующим образом: 1) постановка проблемы, ее представление классу исходит от преподавателя; 2) учи­тель делит класс на подгруппы. Обычно они располагаются по кругу;

Заключение

Уважаемые коллеги! Мы познакомили вас с различными обра­зовательными технологиями. Зачем мы это сделали?

Дело в том, что теоретическое обоснование своей деятельно­сти сделать довольно трудно. Практика показывает, что большин­ство учителей ориентируется на полученные методические реко­мендации (это, безусловно, полезно), но никакая наука не даст конкретному учителю рецепт конструирования образовательного процесса в том ученическом классе, где он работает. Выбор же способов, технологий, средств организации образовательного про­цесса у преподавателя очень широк! Какие из них дадут опти­мальный результат? Какие «подходят» учителю и тем условиям, в которых он работает? На эти вопросы надо отвечать самому учи­телю. И очень важно не только выбрать, но и обосновать свой выбор.

Мы предлагаем вам сформулировать ту концепцию, которая не сложилась у вас и которая является теоретическим «фунда­ментом» в конструировании ученической и вашей деятельности в ходе образовательного процесса. Если концепция еще не сложилась, то попытайтесь ее создать. Мы полагаем, что теоретическое осмысление опыта своей деятельности способствует профессио­нальному совершенствованию, получению глубокого удовлетворения от работы, помогает существенно приблизить реальный результат деятельности к желаемому.

В старших классах можно применять и целые игровые уроки, но их уровень должен быть выше, чем в 6-9 классах. Игры типа «КВН» и «Счастливый случай» уходят на второй план, уступая место урокам-диспутам: «Телемост» (при изучении региональной интеграции) «Пресс-конференция» (тема «Глобальные проблемы человечества»). Примечательно, что в этот тип игр вплетается технология коммуникативно-диалоговой деятельности, помогая учащимся общаться не только на уровне «ученик-учитель», но и «ученик-ученик». Таким образом, учитель должен владеть не только умением вести беседу с классом, но и создавать условия для возникновения дискуссии между самими школьниками

Использование активных методов обу­чения приводит к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценива­ет учеников, которые отвечают на вопро­сы учителя, проявляя тем самым свою ак­тивность и самостоятельность. Нашедшие в настоящее время широкое распростра­нение уроки-беседы, уроки-исследования, уроки-конференции, уроки с ролевой и деловой игрой и т.д. позволяют каждому ученику принять участие в подготовке и проведении урока, выступить на каком-то этапе урока в роли учителя. Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от меня, как учителя, творческого подхода к организа­ции учебного процесса, владения приема­ми эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школь­никами. У школьной географии есть боль­шие возможности для применения комму­никативно-диалоговой технологии. В те­мах каждого курса немало проблем, воп­росов для организации учебного спора: «Карта - правильное или кривое зерка­ло?», «Ветер - враг или друг человека?», «Надо ли орошать Сахару?», «Есть ли перспективы развития атом­ной энергетики?» и др. Обсуждение проблем строится на основе конкретных жизненных фактах, которые требуют конкретных жизненных решений. Решение проблем, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности

Применять этот вид технологии мне помогает бога­тый методический аппарат многих учеб­ников географии. Поэтому учителю надо только обратить внимание на богатые воз­можности организации специальной рабо­ты учащихся с различными компонентами учебной книги. Естественно, что необхо­димо специально обучать школьников пра­вилам ведения дискуссии на уроке.

Уроки, на которых сочетается большое разнообразие форм, средств и методов - один из наиболее эффек­тивных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творче­ства, передачи этого опыта другим учени­кам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстника­ми, т.е. сотрудничество с ними.

Только творческая личность учителя сможет решить в школе проблему становле­ния творческой личности ученика.


© 2010-2022