- Преподавателю
- География
- Методические материалы. Технологии формирования УУД на уроках географии. 5-10 классы
Методические материалы. Технологии формирования УУД на уроках географии. 5-10 классы
Раздел | География |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Вьюнова А.А. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТЕХНОЛОГИЯ
коммуникативно-диалоговой деятельности
на уроках географии
План лекции:
1. УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ НА УРОКЕ
1.1 Учебный диалог как форма обучения
1.2 Принципы организации учебного диалога
1.3«Точки затруднения» в ходе диалога
2. Технология проведения учебных дискуссий
3. Заключение
1.УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ НА УРОКЕ
Тесный контакт и взаимопонимание между учителем и учеником на занятии - это половина процесса успешного восприятия последним материала.
Каким образом этого можно добиться и что должен сделать педагог для того, чтобы его труды не пропали напрасно?
Определяющей чертой современных методических новаций является ориентация на поисковую деятельность, формирование навыков рефлексивного мышления. Она находит воплощение в разработках по организации учебного процесса в диалогическом дискурсе, направленном на развитие интеллектуально-творческой и коммуникативно-дискуссионной культуры личности. В дидактических поисках незаменимым ресурсом становится учебный диалог, понимаемый и как способ работы над содержанием урока, и как форма организации обучения.
Технология коммуникативно - диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владение приёмами эвристической беседы, умение вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. У школьной географии есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой технологии.
-
Учебный диалог как форма обучения
Диалоговая природа теоретических знаний определяет необходимость постоянного взаимодействия школьников между собой и с педагогом. Многосторонняя информационная смысловая связь выступает важнейшей составляющей процесса обучения, когда его участники не столько передают друг другу известные всем знания, сколько разворачивают свои аргументы и факты, логику мыслительных операций. И диалог предстает как целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, мнениями в группе ради поиска истины. Учебный диалог - это особая форма обучения, с ее помощью обеспечивается движение его участников (учеников и учителя) к общему для всех познавательному результату.
Главное назначение диалога в процессе обучения - стимулирование познавательного интереса, вовлечение аудитории в активное обсуждение спорных научных проблем, побуждение к осмыслению различных подходов в аргументации своей и чужой позиции. Ведущая роль диалога в процессе воспитания - формирование убеждений молодежи, ответственного нравственного выбора.
Настоящий диалог не должен превращаться в дидактическую иллюстрацию, средство развертывания заранее выдвинутого тезиса. Его учебную задачу надо понимать не как простое обнаружение закономерностей и отношений между вещами, а как проблемную ситуацию, имеющую разные пути решения. Следовательно, грамотно организованный диалог имеет обучающую и воспитательную значимость, учит более глубокому восприятию проблемы, умению отстаивать свою точку зрения, оценивать мнения других.
Специфика диалога в том, что его ход и результат принципиально нельзя предсказать, так как в нем участвуют равноправные голоса, каждый из которых ведет свою объективно субъективную линию. Педагог выступает в роли организатора этого хора неслиянных голосов сознаний, но не претендует на роль всезнающего оракула. Диалог ставит участников в ситуацию порождения внутреннего знания, именно он создает психологическую основу неповторимых идей, гипотез, образов. Рассмотрение научных понятий в «промежутке» разных логик и способов понимания обеспечивает выход учебного диалога на вечные проблемы человеческого бытия, сообщает ему продуктивную неразрешимость и философскую глубину.
Учебный диалог - понятие довольно широкое. Его разновидностями считаются беседа, спор, диспут, дискуссия, но они неравноценны. Чаще всего на уроке мы сталкиваемся с беседой, когда развитие темы происходит в линейном направлении от известного к новому. Спор предполагает наличие двух или нескольких точек зрения, и только одна из них действительно верная. Диспут строится на узнавании и выяснении всех позиций учеников и выявлении «правильного» знания. Абсолютной свободой обладает дискуссия. Ее развитие соотнесено с изменениями развивающегося знания, диалоговое действие происходит в открытой ситуации и имеет исследовательский характер.
1.2 Принципы организации учебного диалога
Учителю требуется большое педагогическое мастерство, чтобы руководить диалогом, направлять его, допускать плюрализм мнений и свободу суждений. Сохраняя право на последнее (авторитетное) слово, педагог должен учить школьников «парадоксальному разуму культуры»: грамотному изложению своей точки зрения, терпимому отношению к возражениям и критике, монологическому развертыванию положений, умению четко и последовательно выстраивать аргументацию.
Существует ряд условий, без учета которых диалог не может быть эффективен.
•Предмет обсуждения должен содержать внутренний потенциал для разворачивания диалога, то есть давать принципиальную возможность рассмотрения его с альтернативных точек зрения.
•Важно направлять диалог в конструктивное русло. Нужно избегать псевдообсуждений (переключения внимания на другие темы), а также обучать аудиторию многостороннему видению проблемы
•Обязательно соблюдение правил ведения диалога всеми его участниками. Необходимо выработать цивилизационные нормы сотрудничества и стремиться к их выполнению, избегая некорректного, оскорбительного поведения.
•Ключевая роль должна принадлежать инициатору обсуждения. Когда тот не справляется с ролью ведущего, диалог перестает быть управляемым. Задача педагога - найти способ так организовать процесс обсуждения, чтобы не только выполнить учебные цели, реализовать сверхзамысел урока, но и сохранить свой авторитет, статус в глазах окружающих. Если учитель не ощущает в себе достаточных лидерских качеств, предпочтительнее перепоручить ведение разговора другому лицу.
•Педагогический диалог требует заинтересованного отношения ко всем учащимся, уважительного отношения к «я» ребенка. Не следует оставлять без внимания явные противоречия в высказываниях школьников, нелогичность их рассуждений, а также неаргументированные или необоснованные мнения. С помощью наводящих вопросов или тактичных реплик педагог может прояснить содержание высказывания сам, а также переадресовать возникшую проблему аудитории.
Для того чтобы учебный диалог состоялся, необходимо предварительно подготовить его участников. Во первых, требуется эмоционально-психологическая настройка. Педагог должен объяснить специфику такой формы работы, снять поведенческие барьеры и др. Во вторых, надо обсудить организационные вопросы (регламент диалогического урока, время и очередность выступлений и т. п.). В третьих, важно провести предметную (содержательную) подготовку, чтобы учащиеся владели учебным знанием, имели материал для дискуссии.
-
«Точки затруднения» в ходе диалога
Наибольшие затруднения обычно связаны с вхождением в диалог. Необходимым элементом структуры занятия является предварительное пояснение вопроса, проблемы, ситуации. Вводную часть надо строить так, чтобы актуализировать имеющиеся у аудитории сведения, ввести нужную новую информацию, пробудить интерес к предмету.
При вхождении в диалог применяют несколько приемов. Например, предварительное обсуждение вопроса в малых группах. Иногда целесообразнее инициировать выступление ученика перед классом с докладом (сообщением), раскрывающим суть проблемы. Учитель может прибегнуть к краткому предварительному опросу. В качестве вводных приемов используют также ролевые игры, инсценировки, иллюстративный материал (диафильмы, фото- и кинофрагменты, аудиозаписи и пр.).
Все приемы по своему эффективны, но не следует забывать о времени: организатору разговора нельзя зависать на каком либо из вводных моментов, уходить от сути проблемы.
Основная часть учебного диалога является ключевой в решении поставленных задач (обсуждении проблем, вопросов, ситуаций). Учителю необходимо знать о том, что обмен идеями, мнениями требует постоянного напряжения и внимания. Диалог редко протекает ровно, без эмоциональных всплесков или спадов. Наивысшего напряжения он достигает в критических (кульминационных) моментах - «точках удивления», мгновениях прозрения, откровения. Их важно суметь распознать по блеску в глазах детей. И надо постараться не дать ему погаснуть в «промежутке» разных логик и способов понимания.
Организатору стоит иметь в виду как продуктивные, так и непродуктивные приемы руководства ходом дискуссии. Генерация идей возрастает, когда учитель избегает психолого-педагогических ошибок:
•дает достаточно времени, чтобы сосредоточиться и обдумать ответы (это может быть пять семь секунд);
•уходит от некорректных формулировок, вопросов, содержащих двусмысленность, неопределенность;
•не обходит вниманием ни одного ученика и не игнорирует ошибочные ответы;
•оперативно помогает в формулировании высказывания (обобщает факты, расширяет контекст, меняет направление размышлений, задает наводящие вопросы, проясняет реплики и т. д.);
•разрешает возникающие межличностные разногласия, снимает трения, побуждает к углублению мысли, соотнося создаваемый диалог с виртуальным эталоном.
Основное средство удержания внимания и развития диалога - это вопросы, их вправе задавать не только организатор, но и другие участники обсуждения. Однако именно ведущий способен создать интерактивную ситуацию, вызвать ответную реакцию. Также учитель может использовать такие приемы активизации мыслительной деятельности школьников, как: а) резюме сказанного по основной теме дискуссии; б) панорамный обзор представленных данных, фактических сведений; в) суммирование того, что уже обсудили, и определение вопросов, подлежащих дальнейшему рассмотрению; г) повторение, переложение сложных высказываний; д) анализ хода обсуждения материала. Значительно помогают краткая фиксация опорных моментов на доске для детей с развитой визуальной памятью и запись опорных схем в тетрадях для учащихся с ведущей моторной памятью.
Диалог нельзя просто оборвать со звонком на перемену. Завершение обсуждения должно быть связано с подведением содержательных итогов, обобщением сказанного. Выводы фиксируют как по ходу, так и по окончании разговора. Желательно, чтобы они были краткие, но емкие, охватывали весь спектр идей-мнений.
Для проведения итоговой рефлексии можно использовать такие вопросы.
1. Ответили ли мы на вопрос, поставленный в начале диалога?
2. В чем мы не достигли успеха и почему?
3. Отклонялись ли мы от темы?
4. Все ли принимали участие в обсуждении?
5. Были ли факты нарушения порядка во время ведения диалога? Кем и когда?
В системе уроков дискуссий выводы предыдущего урока могут стать отправной точкой для перехода к следующей теме. Тогда отдельный урок становится составной частью педагогической деятельности диалогического типа.
2. Технология проведения учебных дискуссий
В традиционной отечественной категориальной дидактике дискуссия рассматривалась как одна из возможных форм обучения, но специально не разрабатывалась как педагогический инструментарий преподавателя. Несмотря на глубокий психологический анализ возможностей диалогового взаимодействия в обучении, в российской педагогике дискуссия как способ построения образовательного процесса, способ работы преподавателя разработана пока недостаточно.
В отечественной литературе наиболее полно основы образовательного процесса в форме дискуссии изложены М.В.Клариным.
Ниже приводится интерпретация его идей в формализованном виде.
Цель технологии проведения учебных дискуссий: развитие критического мышления школьников, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры.
Исходные теоретические положения. К характерным чертам учебной дискуссии М.В.Кларин относит следующие.
1. Учебная дискуссия диалогична по самой своей сути - и как форма организации обучения, и как способ работы с содержанием учебного материала.
2. Дискуссия является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления.
3. Применение дискуссии рекомендуется в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности в приобретении знаний и формулировании проблем, в подборе и четком представлении собственных аргументов, в предметной подготовке к теме дискуссии.
4. Взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников, т.е. обращении учащихся друг к другу для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы.
5. Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задает тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.
6. На первых порах использования учебной дискуссии усилия педагогов сосредоточены на формировании дискуссионных процедур. Впоследствии в центре внимания педагога оказывается не только выявление различных точек зрения, позиций, способов аргументации, их соотнесение и составление более объемного и многопланового видения явлений, но также сопоставление интерпретаций сложных явлений, выход за пределы непосредственно данной ситуации, поиск личностных смыслов. Чем больше учащиеся приучаются мыслить, исходя из контрастных сопоставлений, тем значительнее становится их творческий потенциал.
7. Учебная дискуссия уступает изложению по эффективности передачи информации, но высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентации.
Действия преподавателя и учащихся. К задачам, которые решаются в ходе дискуссии, М.В.Кларин относит: задачи конкретно-содержательного плана и задачи организации взаимодействия в группе (классе), подгруппах.
В сферу задач первого рода входят: осознание детьми противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой; актуализация ранее полученных знаний; творческое переосмысление возможностей их применения, включения их в новый контекст и т.д.
В сферу задач второго рода входят: распределение ролей в группах-командах; выполнение коллективной задачи; согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего группового подхода; соблюдение специально принятых правил и процедур совместной поисковой деятельности и т.д.
Педагогически важными являются результаты, получаемые «на пересечении» конкретно-содержательной деятельности и деятельности по взаимодействию в группе: переработка сведений, информации специально для убедительного изложения; представление своей точки зрения как позиции, ее аргументация; выбор и взвешивание подходов к решению проблемы; возможное применение подхода или точки зрения как результат осознанного выбора и т.д.
В мировом педагогическом опыте получили распространение приемы организации обмена мнениями, которые представляют собой свернутые формы дискуссий. К их числу относятся:
«круглый стол» - беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа учащихся (обычно 3-5 человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так и с «аудиторией» (остальной частью класса);
«заседание экспертной группы» («панельная дискуссия») (обычно четыре-шесть учащихся, с заранее назначенным председателем), на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. Каждый участник выступает с сообщением, которое не должно перерастать в долгую речь;
«форум» - обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с «аудиторией» (классом);
«симпозиум» - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса);
«дебаты» - явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников - представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп) - и опровержений. Вариантом этого вида обсуждений являются так называемые «британские дебаты», воспроизводящие процедуру обсуждения вопросов в Британском парламенте, которая начинается с выступления представителей от каждой из сторон, после чего трибуна предоставляется для вопросов и комментариев участникам поочередно от каждой стороны;
«судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).
Мы привели наиболее подробный перечень различных видов обсуждения, хотя в практике они нередко обозначаются одним и тем же словом - «дискуссия». Несколько особняком среди них стоит так называемая «техника аквариума». Такое название получил особый вариант организации коллективного взаимодействия, который выделяется среди форм учебной дискуссии; «техника аквариума» обычно применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями. Процедурно «техника аквариума» выглядит следующим образом: 1) постановка проблемы, ее представление классу исходит от преподавателя; 2) учитель делит класс на подгруппы. Обычно они располагаются по кругу;
Заключение
Уважаемые коллеги! Мы познакомили вас с различными образовательными технологиями. Зачем мы это сделали?
Дело в том, что теоретическое обоснование своей деятельности сделать довольно трудно. Практика показывает, что большинство учителей ориентируется на полученные методические рекомендации (это, безусловно, полезно), но никакая наука не даст конкретному учителю рецепт конструирования образовательного процесса в том ученическом классе, где он работает. Выбор же способов, технологий, средств организации образовательного процесса у преподавателя очень широк! Какие из них дадут оптимальный результат? Какие «подходят» учителю и тем условиям, в которых он работает? На эти вопросы надо отвечать самому учителю. И очень важно не только выбрать, но и обосновать свой выбор.
Мы предлагаем вам сформулировать ту концепцию, которая не сложилась у вас и которая является теоретическим «фундаментом» в конструировании ученической и вашей деятельности в ходе образовательного процесса. Если концепция еще не сложилась, то попытайтесь ее создать. Мы полагаем, что теоретическое осмысление опыта своей деятельности способствует профессиональному совершенствованию, получению глубокого удовлетворения от работы, помогает существенно приблизить реальный результат деятельности к желаемому.
В старших классах можно применять и целые игровые уроки, но их уровень должен быть выше, чем в 6-9 классах. Игры типа «КВН» и «Счастливый случай» уходят на второй план, уступая место урокам-диспутам: «Телемост» (при изучении региональной интеграции) «Пресс-конференция» (тема «Глобальные проблемы человечества»). Примечательно, что в этот тип игр вплетается технология коммуникативно-диалоговой деятельности, помогая учащимся общаться не только на уровне «ученик-учитель», но и «ученик-ученик». Таким образом, учитель должен владеть не только умением вести беседу с классом, но и создавать условия для возникновения дискуссии между самими школьниками
Использование активных методов обучения приводит к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценивает учеников, которые отвечают на вопросы учителя, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность. Нашедшие в настоящее время широкое распространение уроки-беседы, уроки-исследования, уроки-конференции, уроки с ролевой и деловой игрой и т.д. позволяют каждому ученику принять участие в подготовке и проведении урока, выступить на каком-то этапе урока в роли учителя. Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от меня, как учителя, творческого подхода к организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. У школьной географии есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой технологии. В темах каждого курса немало проблем, вопросов для организации учебного спора: «Карта - правильное или кривое зеркало?», «Ветер - враг или друг человека?», «Надо ли орошать Сахару?», «Есть ли перспективы развития атомной энергетики?» и др. Обсуждение проблем строится на основе конкретных жизненных фактах, которые требуют конкретных жизненных решений. Решение проблем, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности
Применять этот вид технологии мне помогает богатый методический аппарат многих учебников географии. Поэтому учителю надо только обратить внимание на богатые возможности организации специальной работы учащихся с различными компонентами учебной книги. Естественно, что необходимо специально обучать школьников правилам ведения дискуссии на уроке.
Уроки, на которых сочетается большое разнообразие форм, средств и методов - один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, т.е. сотрудничество с ними.
Только творческая личность учителя сможет решить в школе проблему становления творческой личности ученика.