• Преподавателю
  • География
  • Конспект урока по географии на тему: ГП, очертания, открытия и исследования материка Северная Америка

Конспект урока по географии на тему: ГП, очертания, открытия и исследования материка Северная Америка

Урок "Географическое Положение, очертания, открытия и исследования материка Северная Америка" можно условно разделить на три части. Первая - мотивационная. Выявление и развитие личностного интереса к содержанию страноведческой характеристики материка. Вторая часть урока посвящается изучению географического положения материка. Учащиеся должны усвоить особенности ГП. По плану описания ГП определяют особенности и дают его характеристику.  Третья часть урока отводиться исследованиям материка зарубеж...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: ГП, размеры, очертания, открытия и исследование материка Северная Америка.

Планируемые результаты:

А)личностные: формирование целостного мировоззрения посредством изучения разнообразного материала, развитие творческой мыслительной деятельности учеников;

Б)метапредметные: развитие умений выявлять причинно-следственные связи, формирование экологического мышления и умения применять его в познавательной деятельности;

В)предметные: закрепление понятия «географическое положение материка» и умения составлять характеристику ФГП, развитие навыков работы с географическими картами, умения использовать математический и сравнительный метод в изучении материала.

Оборудование: физическая карта мира, физическая карта Северной Америки, атлас, мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1.Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

2.Мотивация учебной деятельности.

1слайд. Есть два разряда путешествий.
Один- пускаться с места вдаль,
Другой- сидеть себе
на месте.
Листать обратно календарь.

Учитель - Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие в середине учебного года? Я приглашаю вас совершить путешествие к берегам материка … , а какого материка, мы сейчас с вами узнаем.

3. Изучение нового материала.

2слайд. (слова, относящиеся к Америке).

Актуализация субъективного опыта учащихся. Формулировка учащимися темы урока. Эпиграф к уроку.

3слайд. (эпиграф к уроку)

Плывем к неведомому берегу

Хотим увидеть целый свет

Какое небо над Америкой?

Когда наступит там рассвет?

Как это здорово и правильно

Что среди множества наук

Мы изучаем географию

Чтоб стал понятен мир вокруг.

4слайд (тема урока). Записать в тетрадь.

С сегодняшнего урока вы начнете открывать его для себя, узнаете о природе, своеобразии органического мира, о странах и народах, населяющих Северную Америку.

5слайд (природа)

Ваша основная задача на уроке - отработать умения определять географическое положение материка; сделать вывод о том , как географическое положение будет влиять на природу Северной Америки; выявить такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков. Вы узнаете имена исследователей и путешественников, которые внесли большой вклад в изучение материка.

Итак, пришло время открывать для себя Северную Америку.

Тем более, что вы уже умеете открывать для себя материки.

Северная Америка - третий по площади материк нашей планеты, которая составляет24,2 млн.км².

Работа с учебником (стр 206). Используя текст учебника подтвердите своеобразие материка.

Дополнение учителя.

6 слайд (сведения о материке)

Учитель. А теперь попробуем определить ГП материка. Вы уже умеете это делать. Поэтому сегодня вы будете работать самостоятельно. При работе можно пользоваться текстом учебника, картами атласа.

7 слайд Практическая работа(зад. в рабочей тетради стр 50, зад. 1,3)

1. Каково положение Северной Америки относительно экватора и начального меридиана?

8слайд (координаты)

2. Обозначьте крайние точки материка и подпишите их координаты.

Север - мыс Мерчисон (73° с.ш.)

Юг - мыс Марьято (8° с.ш.)

Запад - мыс Принца Уэльского (168° з.д.)

Восток - мыс Сент-Чарльз (56° з.д.)

3. Измерьте протяженность Северной Америки по 100° з.д. и 40° с.ш.

А) от берегов Северного Ледовитого океана до берегов Тихого океана по 100° з.д.:

67°-15°=52°;

111 км•52=5772 км.

В)от берегов Тихого океана до берегов Атлантического океана по 40°с.ш., если длина 1°равна 85,4 км:

124°-74°=50°

85,4км•50=4270км

4.Определите какие океаны и моря омывают материк? Как расположен материк относительно других материков?

Работа с интерактивной картой у доски по плану. (коллективное обсуждение поставленных задач).

Учитель. Дальше мы совершим воображаемое путешествие по карте, наша задача изучить береговую линию материка. Мы отправляемся в путь из порта г. Нью-Йорка. Ваша задача внимательно следить за ответами друг друга, чтобы суметь продолжить путешествие. Наш маршрут лежит на юг. (3-4 человека показывают на интерактивной карте заливы, проливы, полуострова).

Изучив береговую линию, что мы можем о ней сказать… В какой части материка наиболее сильно расчленена береговая линия?

Вопрос. Чем объясняется сильная расчлененность береговой линии на севере и востоке материка?

Учащиеся. Сильная расчлененность объясняется движением литосферных плит.

Северная Америка имеет самую длинную береговую линию - 75600 км. (записать)

Исследования материка

Вопрос. Кто знает, сколько раз открывали Северную Америку?

9 слайд. (Эйрик Рыжий)По преданиям, именно его ладьи первыми достигли Северной Америки.

Исландские земли во времена жизни Эрика уже были заняты. На одном из поединков за землю Эрик убил человека, после чего исландским судом был приговорён к изгнанию на несколько лет. В 982 году он со своими людьми отплыл на запад. Новую землю он назвал Гренландией («Зелёной землёй»). В 986 году он вернулся в Исландию и, взяв с собой большое количество людей, вернулся обратно.

По данным историков, к концу жизни Эрика количество поселенцев в Гренландии составляло около пяти тысяч человек.

Через 200 лет после его смерти поселения в Гренландии были фактически оставлены поселенцами.

Эрик Рыжий (Эйрик Рауди, древнескандинавск. Eiríkr rauði, 950-1003) - первооткрыватель Гренландии. Исландский викинг норвежского происхождения. Считается первым европейцем, основавшим поселение в Гренландии.

10слайд (Колумб) В августе 1492 года на кораблях «Пинта», «Нинья», «Санта-Мария» небольшая эскадра Христофора Колумба покинула испанский порт Палос и отправилась на запад искать Индию. Так корабли шли больше месяца. 15 сентября Колумб и его спутники увидели зелёную полосу. Но это была не долгожданная Земля, а Саргассово море - гигантское скопление водорослей. 18 - 19 сентября моряки увидели стаи птиц, летевших на запад.

Всего Х. Колумб совершил 4 путешествия.

Умер Колумб в1506 г., так и не узнав, что открыл новый материк, а не Индию Вслед за открытиями испанцев к берегам Нового Света снаряжались экспедиции других европейских стран.

11 слайд (Кабот) В конце 15 века итальянец на английской службе

Джовани Кабот открыл остров Ньюфаундленд и побережье полуострова Лабрадор, которые посещались еще норманнами в 9-12 веках.

Английские мореплаватели и путешественники Г. Гудзон, У. Баффин (12 век), А. Маккензи (13 век) и другие исследовали северные и

восточные части материка.

12слайд. Русские исследования Северо-Западной Америки.

В те времена, когда только рождалась карта части американской земли. Первыми на ней появились русские названия островов, открытых в середине 18 века во время плавания В.Беринга и А.Чирикова. На двух парусных судах в 1741 году отважные мореплаватели прошли вдоль Алеутских островов, подошли к берегам Аляски, высадились на острова. Так была открыта Русская Америка.

13 слайд. Беринг Витус Ионанссен(1681 - 1741 г.) В 1703 г. В Амстердаме закончил Морской кадетский корпус и был принят на русскую службу, направлен на Балтийский флот.

В 1725 г., был назначен начальником Первой Камчатской экспедиции, основной целью было выяснение вопроса о наличии перешейка между Азией и Америкой.

Осенью 1723 г. Была утверждена Вторая Камчатская экспедиция, руководителем назначили В. Беринга, а его заместителем - Алексея Чирикова. Основная задача - проплыть морем до Америки.

14 слайд. Григорий Шелихов

Наибольший вклад в освоение Аляски, как стали называть позже Русскую Америку, внес Григорий Шелехов, названный русским колумбом.

Он создал первые русские поселения, основал торговую компанию, организовал промыслы, вел торговлю с местными жителями и содействовал исследованию и освоению Аляски.

Он оставил записки о своих наблюдениях в Америке в книге «Странствия», которая служила справочником для моряков, ходивших в северных водах Тихого океана.

Выступление учащихся (3 человека)

15 слайд. В середине 18века состоялась также экспедиция Витуса Беринга и Алексея Чирикова на судах «Св.Пётр» и «Св. Павел». Приказ требовал от них тщательных поисков Земли Гама, обозначенной на некоторых картах между 46°-50° с.ш. и 159° - 173°в.д. «… Кровь закипает во мне всякий раз, когда я вспоминаю о бессовестном обмане, в который мы были введены этой неверной картой, в результате чего рисковали жизнью и добрым именем. По вине карты почти половина нашей команды погибла напрасной смертью», - писал помощник В. Беринга К.В. Ваксель. В июне 1741 г. в густом тумане «Св.Павел» и «Св.Пётр» навсегда потеряли друг друга, и можно говорить о судьбе каждого из них.

17 июля 1741 года на 58°c. ш. экспедиция В. Беринга достигла американского побережья и увидела величественную панораму снегового хребта Св.Ильи. но радость открытия омрачали предстоящая вынужденная зимовка, начинавшаяся, цинга. Корабль прибило к острову, позже получившему название о.Беринга, а всю группу островов назвали Командорскими в честь капитана- командора, умершего в декабре того же 1741г. Пережившие зимовку разобрали полуразрушенный «Св.Петр», построили маленькое длиной всего в 11 м судно и в августе 1742г. сумели добраться до Петропавловска.

Карты со злополучной Землей Гамы были убраны подальше и на «Св. Павле», и экспедиции А. Чирикова предстояло самим создать новую карту, заполнив чистый лист лишь с размеченной сеткой долгот и широт. Первую американскую землю они увидели в ночь с 15 на 16 июля на 55°с.ш.(т.е. на полтора дня раньше, чем В. Беринг), а уже 18 июля составитель морских чертежей Абрам Дементьев и десять матросов взяли с собой компас, сигнальные ракеты, подарки и ушли к берегу на лодке - и не вернулись. После пяти суток томительной неизвестности А.Чириков посылает к берегу ещё одну (последнюю) шлюпку, на которой - боцман, матрос, корабельный плотник (вдруг потребуется ремонт) и конопатчик. И вновь все повторилось, как в страшном сне: лодка в тишине скрылась за мысом и исчезла без всяких известий. Через несколько дней с борта «Св. Павла» и увидели две индейские пироги. Индейцы издали прокричали приветствие, но к кораблю не подошли. Ёще несколько дней А.Чириков ждал, а затем вынужден был повернуть в обратный путь.

О колоссальных трудностях возвращения на Камчатку можно судить только по одному факту: обессиленные и исхудавшие матросы не могли не стоять у руля - падали. И.А.Чириков пошёл на беспрецедентное нарушение Морского Устава: приказал вынести на палубу скамейку, и рулевые сидели, вцепившись коченеющими руками в штурвал.

Окончательного ответа на вопрос, что же произошло с первыми русскими моряками, высадившимися на южное побережье Аляски, нет до сих пор. Легенды или предания самих индейцев об этом событии неизвестны. Словом это ещё одна из многочисленных историко-географических тайн, ждущая своей разгадки.

16слайд. Итог открытий и исследований:

В результате великих открытий, путешествий произошел переворот в географических представлениях людей о Земле. Европейцы расширили свой географический кругозор, открыли новые, неизвестные им части суши и океана.(записать в тетрадь)

4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

17 слайд.

Задание. Найдите на карте Северной Америки географические объекты, названные в честь мореплавателей и путешественников:

Гудзон Генри (известный английский путешественник и исследователь полярных территорий) - ………..залив

Барроу Джон (1764-848гг., английский географ) - …………мыс

Врангель Фердинанд Петрович (1796-1870гг., русский мореплаватель, адмирал, исследователь Арктики) - ……….остров

Баффин Уильям (английский исследователь) - ……..море

Беринг Витус Ионассен (1681-1741гг., офицер русского флота, по национальности датчанин) - ……..пролив, море

Шелехов Григорий Иванович (1747-1795гг., русский купец-предприниматель) - …..пролив.

18слайд.

5.РЕФЛЕКСИЯ. (РАБОТА В ПАРАХ)

Правила написания синквейна.

Синквейн - это малая стихотворная форма для фиксации эмоциональных оценок и описания мгновенных впечатлений, ощущений, ассоциаций; небольшое по объему произведение, которое характеризует тему или предмет, состоит из пяти строк и составляется по определённому плану.

АМЕРИКА

1 строка - одно слово -одно существительное, которое обозначает объект, обсуждение.

2 строка - два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.

3 строка - три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строка - четыре слова - предложение, с помощью которой выражают личное впечатление. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строка - одно слово - ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

6.Обобщение и подведение итогов урока.

- Сегодня на уроке мы начали изучение материка Северная Америка. Впереди интересные путешествия по новому неизвестному миру природы, знакомство с населением материка, красивыми городами и природными достопримечательностями Северной Америки. Вы хорошо поработали на уроке и успешно начали наше путешествие по новому континенту и можем уже гордиться первыми открытиями.

7.Домашнее задание: параграф 51, выучить особенности географического положения Северной Америки, составить таблицу «Путешественники Северной Америки», ответить на вопросы после параграфа.



© 2010-2022