Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географически...
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Приреченская основная общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ В 9

КЛАССЕ





Предмет - география

Учитель - Батищева Светлана Николаевна

Класс - 9

Количество часов в неделю - 68 часов


Учебник - География. Россия: население и хозяйство, 9 класс

Автор - В.П. Дронов, В.Я. Ром

Год издания - 2014 г.

Издательство - Москва, «Просвещение»


Учебник - География Воронежской области

Автор - С.Н. Воробьёв, Ю.А. Нестеров, В.В. Подколзин, З.В. Понаморёва, В.Н. Сушков

Год издания - 2013 г.

Издательство - Воронеж. ВГПУ


Учебная программа - Программа основного общего образования по географии

Автор программы - В.П. Дронов, В.Я. Ром




Программа составлена с требованиями федерального компонента государственно-образовательного стандарта основного (общего) образования по географии (базовый уровень)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)


Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе - 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах - по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Обращаем внимание на то, что в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Практические работы

№ 1. Анализ картографических и статистических материалов, отражающих этапы социально-экономического развития России.

№ 2. Определение по карте размещения отраслей АПК.

№ 3. Нанесение на контурную карту важнейших районов добычи нефти, природного газа, угля.

№ 4. Выявление факторов, влияющих на размещение предприятий химической промышленности.

№ 5. Анализ технико-экономических и экологических характеристик различных видов транспорта.

№ 6. Нанесение на контурную карту районов России, привлекательных для развития рекреационного хозяйства.

№ 7. Размещение крупнейших промышленных центров, транспортных узлов, грузо-, пассажиропотоков на территории Центральной России.

№ 8. Изучение национального состава и размещение населения Волго-Вятского района.

№ 9. Характеристика ТПК Европейского Севера.

№ 10. Определение причин взаимодополняемости экономики Поволжья и Урала.

№ 11. Характеристика ТПК Западной Сибири.

№12. Сравнительная характеристика транспортной обеспеченности Восточной Сибири и ДВ.

№ 13 Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.


Творческие работы

  1. Рассказ о деятельности русских промышленников, купцов, мастеровых умельцев.

  2. Описание традиционных отраслей сельского хозяйства своего региона.

  3. Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения.

  4. Анализ работы транспорта в своей местности, предложения по её улучшению.

  5. Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своём районе.

  6. Описание народных помыслов Центральной России.

  7. Разработка проекта "Золотой российский чернозём".

  8. Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике.

  9. Этническая культура народов Северного Кавказа.

  10. Анализ экологического состояния Волги, Камы, их притоков.

  11. Народные промыслы Урала.

  12. Современные проблемы коренных народов Севера.

  13. Научно-художественное описание уникальных ландшафтов Дальнего Востока.

Используемый УМК:

  1. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс - М.: Дрофа, 2011.

  2. В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова "География России. Население и хозяйство". 9 класс - М.: Дрофа, 2009.

  3. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт "География России. Население и хозяйство". 9 класс - М.: Дрофа, 2010.

  4. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

  1. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.


Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 час.







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ - 68ч.

Дата проведения

Наименование раздела


Тема урока

Количество часов

Тип урока

Практические работы

Планируемый результат

Знания

Умения

1

Место России в мире

Введение. Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации

4

Вводный урок

Основные средства и методы гео. информации

2

Географическое положение и границы России

Урок формирования знаний, умений и навыков

3

Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России

Урок формирования знаний, умений и навыков

4

Государственная территория России

Урок формирования знаний, умений и навыков

5

Население Российской Федерации

Исторические6 особенности заселения и освоения территории России

5

Урок - практикум

П/р №1

Анализ карт населения

6

Численность и естественный прирост населения





Урок - практикум

П/р №2

Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и её отдельных территорий.

7














Национальный состав населения России








Урок - практикум






П/р №3

Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

8

Миграции населения

Урок формирования знаний, умений и навыков


9



Городское и сельское население. Расселение населения.



Урок формирования знаний, умений и навыков



10







Географические особенности экономики России





География основных типов экономики на территории России

3

Урок - практикум

П/р №4

Анализ экономических карт для определения типов территориальной

структуры хозяйства

Что такое рынок труда. Виды рынков.

11





Проблемы природно-ресурсной основы экономики России



Урок формирования знаний, умений и навыков



12

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России




Урок формирования знаний, умений и навыков




13

Народное хозяйство России

Научный комплекс

15


Урок - практикум


П/р №5

Группировка отраслей по различным показателям

Важнейшие межотраслевые комплексы и их география

Размещение отраслей. Разделение труда и условия.

14










Машиностроительный комплекс. Роль, значение и проблемы развития машиностроения

Урок - практикум

П/р №6

Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования

Основные отрасли народного хозяйства

Отдельные отрасли по их структуре.

15



Факторы размещения машиностроения


Урок формирования знаний, умений и навыков


16

География машиностроения

Урок формирования знаний, умений и навыков

17

Военно-промышленный комплекс (ВПК)


Урок - практикум

П/р №7

Составление характеристики одного из нефтяных (угольных) бассейнов по картам и статистическим материалам.

18





Топливно-энергетический

комплекс (ТЭК). Роль, значение и проблемы ТЭК


Урок формирования знаний, умений и навыков


19

Топливная промышленность

Урок формирования знаний, умений и навыков

20

Электроэнергетика

Урок формирования знаний, умений и навыков

21










Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества. Состав и значение комплексов.

Урок формирования знаний, умений и навыков

22

Металлургический комплекс.





Урок - практикум


П/р №8

Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам

23

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Чёрная металлургия.





Урок формирования знаний, умений и навыков





24

Цветная металлургия


25




Химико-лесной комплекс.

Химическая

промышленность

Урок формирования знаний, умений и навыков

26

Факторы размещения

химических предприятий.

Урок формирования знаний, умений и навыков

27

Лесная промышленность.

Урок формирования знаний, умений и навыков

28


Агропромышленный

комплекс (АПК). Состав и

значение АПК.

Урок - практикум


П/р №9

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства

29

Земледелие и животноводство

Урок формирования знаний, умений и навыков

30

Пищевая и лёгкая

промышленность.


Урок формирования знаний, умений и навыков


31

Транспортный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта.

Инфраструктурный комплекс

Урок формирования знаний, умений и навыков

Виды транспорта.

32


Железнодорожный и

автомобильный транспорт.

Водный и другие виды

транспорта.

Урок формирования знаний, умений и навыков

33

Непроизводственная сфера.

Сфера обслуживания. Связь.

Урок формирования знаний, умений и навыков

Сфера услуг. Виды услуг.

34

Урок зачёт по теме:

«Хозяйство России»


Урок обобщения и контроля знаний



35


Районы России

Районирование России

20

Вводный урок


36


Западный макрорегион.

Общественная география

крупных регионов. Общая

характеристика


Урок - практикум



П/р №10

Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.

Районы по определённому плану.

Определить территорию

37

Центральная Россия. Состав, историческое изменение географического положения. Общие проблемы.

Урок формирования знаний, умений и навыков

38

Население и главные черты хозяйства.


Урок формирования знаний, умений и навыков


39

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Географические особенности областей Центрального района.





Урок формирования знаний, умений и навыков





40

Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы


Урок формирования знаний, умений и навыков


41

Северо-Западный район

Урок формирования знаний, умений и навыков

42

Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы.



Урок формирования знаний, умений и навыков



Представления о природе, хозяйстве, населении

43

Население

Урок формирования знаний, умений и навыков

44

Хозяйство

Урок формирования знаний, умений и навыков

45

Европейский Юг - Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

Урок формирования знаний, умений и навыков

46

Население


Урок формирования знаний, умений и навыков


Экологическая ситуация районов.

47

Хозяйство

Урок формирования знаний, умений и навыков


48

Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

Урок формирования знаний, умений и навыков

49

Население


Урок формирования знаний, умений и навыков


50

Хозяйство.

Урок формирования знаний, умений и навыков

51





Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

Урок -практикум

П/р №13

Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.

Представление о природе, хозяйстве, населении.

Перспективы развития

52

Население и хозяйство.

Урок формирования знаний, умений и навыков


53

Восточный макрорегион - азиатская Россия. Общая характеристика.



Урок формирования знаний, умений и навыков





54



Этапы, проблемы и перспективы развития экономики.

Урок формирования знаний, умений и навыков

55

Западная Сибирь.

Урок формирования знаний, умений и навыков

56

Восточная Сибирь.

Урок формирования знаний, умений и навыков

57

Дальний Восток.

Урок формирования знаний, умений и навыков

58

Урок зачёт по теме: «Районы России».


Урок обобщения и контроля знаний


59

Воронежская область

История заселения и хозяйственного освоения.

8


Урок формирования знаний, умений и навыков



60

Население. Численность населения и его динамика.


Урок формирования знаний, умений и навыков


61

Общая характеристика хозяйства

Урок формирования знаний, умений и навыков

62

География промышленности.

Урок формирования знаний, умений и навыков

63

География сельского хозяйства

Урок формирования знаний, умений и навыков

64

Транспорт. Внешнеэкономические связи.

Урок формирования знаний, умений и навыков

65

Города Воронежской области

Урок формирования знаний, умений и навыков

66

Урок зачёт по теме: «Воронежская область»


Урок обобщения и контроля знаний


67

Итоговое обобщение

Урок повторения

68

Итоговое обобщение

Урок повторения


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.

В результате изучения географии ученик должен:


Знать / понимать:

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  • географические особенности природы материков и океанов, географию природы Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства РФ; особенности её природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.


Уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов, явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления;

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;


Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съёмок её участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  • учёта фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

© 2010-2022