Программа «Географическое краеведение. Моя малая Родина»

Курс "Географическое краеведение. Моя малая Родина" связан, прежде всего с изучением природы и хозяйства родного села и района. При этом учащиеся овладевают основами диалектико-материалистического понимания взаимосвязей между физико-географическими объектами, природой и обществом. Курс реализует региональный компонент географического образования в 8-9 классе, направлен на реализацию социального заказа общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших л...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа «Географическое краеведение. Моя малая Родина»

Учитель географии МКОУ «Лицей села Верхний Мамон»

Глотова Наталья Сергеевна

I. Пояснительная записка

Курс "Географическое краеведение. Моя малая Родина" связан, прежде всего с изучением природы и хозяйства родного села и района. При этом учащиеся овладевают основами диалектико-материалистического понимания взаимосвязей между физико-географическими объектами, природой и обществом. Курс реализует региональный компонент географического образования в 8-9 классе, направлен на реализацию социального заказа общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем действительными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважение к традициям своего народа, патриотизма.
Структура и содержание курса учитывают возрастные особенности учащихся, реализует межпредметные связи географии с биологическим и историческим краеведением.

Курс предполагает линейно-спиральное построение, при котором материал будет рассматриваться последовательно на нескольких уровнях, от истории возникновения села до современного хозяйства. 35 часов /1 раз в неделю/ учебного времени для учащихся 8 -9 класса.



Цель курса:

  • формирование комплексных знаний и умений учащихся краеведческого содержания на примере своего села;
    воспитание нравственности и гуманизма, гражданственности и патриотизма к своей малой Родине.

Задачи курса:

  1. Формирование знаний об особенностях природных компонентов и природного комплекса своего села, его значении для жизни и труда человека, необходимости рационального использования и охраны.

  2. Формирование экогуманистического мировоззрения на примере своего села.

  3. Создание образного представления об истории, хозяйстве, этнокультурном своеобразии села.

  4. Формирование практических умений наблюдения за природными, историческими, производственными и социальными объектами и их влиянием на природную среду.

  5. Оценка положения села в масштабах области, страны.

Цель и задачи курса определили крупные разделы в содержании программы:

  1. "Географическое положение"

  2. "Природные условия села и района"

  3. "Население»

  4. «Хозяйство»

  5. «Населенный пункт в районе, области»

Основные подходы изучения курса.

При отборе содержания использовались подходы: комплексный, личностно - ориентированный, гуманистический, экологический, исторический.

Комплексный подход дает возможность целостного и, вместе с тем, разноаспектного изучения города и района. В содержании курса введены вопросы о природе, населении, хозяйстве и историко-культурном наследии г. Выксы. Однако физико-географическая составляющая курса является доминирующей, что обусловлено тесной взаимосвязью с начальным курсом физической географии в 7 классе, а также возрастными особенностями учащихся.

Личностно-ориентированный подход к изучению курса "Географическое краеведение Моя малая Родина» позволяет индивидуализировать работу учащихся, изменить форму общения учителя и ученика. Изучение тем дает возможность осознать и почувствовать каждому школьнику включенность в жизнь своего села, района, ощутить личную значимость в выявлении и решении некоторых экологических проблем своей местности.

Одним из важнейших принципов построения курса является принцип гуманизации. Центральным и связующим звеном в изучении своего края является человек. Гуманизация содержания прослеживается во всех разделах курса: в изучении природы села Верхний Мамон выявляется роль и значение каждого природного компонента в жизни и хозяйственной деятельности человека, а также его влияния на природу своей местности; в разделе "Население и хозяйство" включены вопросы о заселении и коренных народах района, об особенностях жизни и хозяйственной деятельности людей села; о наиболее ярких отраслях, характеризующих "лицо" своего населенного пункта; темы курса пронизаны топонимическим содержанием.

Экологический подход реализуется через введение в содержание программы вопросов о заповедных охраняемых территориях района, о растениях и животных, занесенных в Красную книгу, о загрязнении компонентов и комплексов природы влияния. Экологический подход определяет междисциплинарность в изучении естественного и искусственного окружения человека.

Исторический подход обеспечивает возможность проследить развитие села в различные периоды освоения данной территории. Позволяет ставить разнообразные логические задания, основанные на ранее усвоенных знаниях. Он связан с объяснением причин развития рельефа, хозяйственной деятельности, с изучением географического положения города, населения и других тем. Дает возможность изучить исторические поселения города и района, памятники истории и культуры, посетить музеи и уникальные природные объекты. Этот подход реализуется через содержание первого радела и ряда экскурсий на природные и хозяйственные объекты.
Изучение курса "Географическое краеведение Моя малая Родина " предполагает сочетание теоретических и практических видов деятельности учащихся, применение фронтальной, индивидуальной и групповой форм обучения.

Место курса в учебном плане

Курс рекомендуется в 8-9 классе, что позволит опираться на базовые знания учащихся по физической географии. Краеведение вводится за счет часов компонента образовательного учреждения. Содержание предусматривает широкий простор для инициативы и творчества учителя: он может распределять часы между темами по своему усмотрению, изучать материал в той последовательности и на тех объектах, которые наиболее целесообразны и типичны для условий работы школы и др. Учитель может исключить или ввести новые практические работы, экскурсии и наблюдения, в зависимости от условий и возможностей школы. Применять на занятиях новые информационные технологии обучения. А также, данный курс может быть использован как элективный курс или внеурочное занятие по предмету.

IV. Требования к знаниям и умениям учащихся:

Знать/ понимать:
основные географические понятия и термины;
год, исторические этапы освоения населенного пункта, особенности географического положения, природы, населения села и района, и ведущие отрасли хозяйства, их центры; функции населенного пункта в материальной и духовной культуре народов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своего села; особо охраняемые природные территории своего района; объекты историко-культурного наследия села, района; выдающихся людей уроженцев села.
Уметь:
- работать с историческими и географическими источниками выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений своей местности;
- выявлять связи между природой, историей освоения и заселения и развития хозяйства своего района;
 анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений своего села, района, приводить примеры использования и охраны природы,

 адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, населяющих территорию свого района; формирования отраслей хозяйства в своем городе;
- составлять краткую географическую характеристику ландшафтов на основе разнообразных источников географической информации, форм ее представления, собственных наблюдений;
- анализировать проблемы сельского  населения;
- определять на местности, карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
 применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы, представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
- составлять экогеографические проекты.

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
 учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
 решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению;
проведение самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников; картографических, статистических, геоинформационных.

V. Требования к результатам освоения по программе .


Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современ­ных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты.


  1. воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  3. формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значи­мости и общности глобальных проблем человечества;

  4. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуп­равлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  9. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  10. развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные

действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу

умения учиться. Кроме того к метапредметным результатам относятся уни­версальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных си­туациях.

Важнейшие метапредметные результаты :

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  6. умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы!;

  7. владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;


  1. смысловое чтение;

  2. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  3. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; моноло­гической контекстной речью;

  4. формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).

12) умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и пре­зентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

13) организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, со­циального взаимодействия;

14) умение оценивать с позиций социальных норм собствен­ные поступки и поступки других людей;

15) умения взаимодействовать с людьми, работать в кол­лективах с выполнением различных социальных ролей, пред­ставлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявле­ние и т. п.;

16) умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Важнейшие предметные результаты:


  1. первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;

  2. основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;

  3. первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;

  4. элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

  5. основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  6. первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;

  7. начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  8. общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

9) формирование представлений и основополагающих тео­ретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;



II. Примерное тематическое планирование.

Тема урока

Практическая работы

Тема 1 Географическое положение

1

Введение. Верхнемамонский район в Воронежской области.

Практическая работа №1 Анализ административно-территориального деления.

2

История освоения и изучения территории своей местности

3

Географическое положение своей местности.

Практическая работа №2 Характеристика географического положения своего населенного пункта.

Тема 2 Природные условия своей местности

4

Рельеф своей местности

Практическая работа №3 Выявление связей между строением земной коры и размещением полезных ископаемых

5

Рельеф. Основные формы рельефа

Практическая работа №4 Построение профиля рельефа своей местности

6

Изменение рельефа под воздействием внешних процессов

Экскурсия №1 Овражно-балочная система.

7

Минеральные ресурсы своей местности

Практическая работа №5. "Горные породы и полезные ископаемые своей местности»

8

Климат. Основные особенности климата. Факторы, влияющие на климат района.

9

Климат. Температура воздуха и осадки.

Практическая работа №6. Составление макета климатической карты своей местности

10

Характеристика сезонов года. Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности жителей города и района.

Практическая работа №7 Оценка климата своей местности. Влияние климата на жизнь и деятельность человека

11

Причины загрязнения воздуха. Охрана атмосферного воздуха.

Практическая работа №8. Влияние трассы М4 на загрязнение воздуха

12

Внутренние воды и водные ресурсы

Практическая работа №9 Оценка обеспеченности водными ресурсов своей местности

13

Местоположение основных речных систем, озер, прудов, болот, подземных источников. Краткая их характеристика. Составление картосхемы водных объектов.

Практическая работа № 10 Комплексное описание реки своей местности. Река Дон

14

Распространение опасных природных явлений, связанных с водами. Охрана вод.

Экскурсия №2 Овражно-балочная система. Долина реки Дон

15

Растительность

16

Животный мир

17

Биологические ресурсы и человек

18

Почвы Верхнемамонского района и факторы их образования

Практическая работа №11 Характеристика почвенных ресурсов своей местности

19

Типы почв своего района, их характеристика. Механический состав.

Практическая работа №12 Определение качества почв своей местности

20

Естественные и антропогенные почвы. Загрязнение почв и его влияние на здоровье людей. Проекты по сохранению и улучшению почв.

Конференция

21

Природно-хозяйственная зона своей местности

Практическая работа №12 Характеристика природно-хозяйственной зоны

22

Охрана природы своей местности

Практическая работа №13 Определение особо охраняемых природных территорий своей местности

Тема 3 Население

22

Естественное движение населения своей местности

Практическая работа № 14 Характеристик особенностей движения населения своей местности

23

Поло- возрастной состав населения

Практическая работа №15 Характеристика поло- возрастного состава населения своей местности

24

Религия

Экскурсия №3 Православный храм

25

Занятость населения.

Экскурсия №4 Центр занятости населения

Тема 4 Хозяйство

26

Природные условия и ресурсы

Практическая работа № 16 Выявление природно-ресурсного потенциала своей местности

27

Экономика района. Промышленность

Практическая работа № 17. Характеристика одного из местных предприятий: почты, больницы, магазина, фирмы и др.

28

Растениеводство

Экскурсия №5 Фермерское хозяйство

29

Животноводство

Экскурсия №6 Фермерское хозяйство

30

Виды транспорта. Степень развития производств товаров народного потребления и сферы услуг. Объекты тепло - и водоснабжения.

31

Человек и природа

Практическая работа № 18Анализ взаимодействия человека и природы

32

Рекреационные ресурсы своей местности

Практическая работа № 19 Разработка маршрута «Природное наследие малой родины»

33

Рекреационные ресурсы своей местности

Экскурсия №7 Сельский и экологический туризм

Тема 5 Населенный пункт в районе, области

34

Роль села и района в развитии страны, его внешние и внутренние связи. Перспектива развития.

35

Контроль знаний и умений

Содержание основного общего образования по географии

Раздел 1. Географическое положение /3ч/

Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство субъ­екта Российской Федерации, в котором проживаете.

Практическая работа №1 Анализ административно-территориального деления. Определить, на какие территориальные единицы поделена территория области, в которой находится ваш населенный пункт. Объяснить принципы выделения территориальных образований.

История освоения и изучения территории своей местности. Фор­мирование и освоение территории. Выявление изменений границ территории своей местности на разных исторических этапах.

Географическое положение своей местности. Географическое положение населенного пункта, его вид. Особенности географического положения, его сравнение с географическим положе­нием других населенных пунктов. Границы населенного пункта, его вид, значение. Практическая работа №2 Характеристика географического положения своего населенного пункта. Определить положение своей местности относительно экватора, нулевого и 180 меридианов, полярных кругов и тропиков. Установить географические координаты, протяженность с севера на юг и с запада на восток, положение по отношению к морю. Указать климатический пояс, область. Определить соседей, положение относительно крупных районов сосредоточения населения, крупным районам загрязнения окружающей среды.

Раздел 2. Природные условия своей местности /19ч/

Геологическое строение, рельеф и полезные ископае­мые своей местности. Основные этапы формирования земной коры на терри­тории своей местности. Особенности геологического строения: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории своей местности. Вы­явление зависимости между тектоническим строением, релье­фом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Влияние внешних процессов на формиро­вание рельефа. Современные процессы, формирующие рель­еф. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы и пробле­мы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития.

Практическая работа №3 Выявление связей между строением земной коры и размещением полезных ископаемых. Выявить закономерность в размещении полезных ископаемых на территории своей местности.

Практическая работа №4 Построение профиля рельефа своей местности. Построить профиль рельефа своей местности по физической

карте по алгоритму.

Практическая работа №5. "Горные породы и полезные ископаемые своей местности». Изучить свойства предложенных горных пород своей местности. Установить их названия по определителю. Классифицировать горные породы по их происхождению.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, опреде­ляющие климат своей местности: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения сол­нечной радиации, средних температур января и июля, годо­вого количества осадков, испаряемость. Определение по синоптической карте особенностей погоды для населенных пунктов своего региона. Составление прогноза погоды.

Изменение климата под влиянием естественных факто­ров. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оцен­ка основных климатических показателей своей местности для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Опасные и неблагоприятные климатические явления. Ме­тоды изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.

Практическая работа №6. Составление макета климатической карты своей местности. Проанализировать климатические данные макета карты своей местности. Определить по климатограммам средние температуры января, июля и нанести информацию на карту. Изучить способы отображения климатических показателей на географических картах. Составить характеристику климата своей местности.

Практическая работа №7 Оценка климата своей местности. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Охарактеризовать климат своей местности по плану. Оценить влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Обсудить проблему роли климата в жизни человека.

Практическая работа №8. Влияние трассы М4 на загрязнение воздуха. Высчитать загазованность воздуха рядом с трассой М4.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы своей местности. Выявление зависимости меж­ду режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.

Характеристика крупнейших рек своей местности. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяй­ства своей местности. Составление характеристики одной из рек с ис­пользованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Объяснение закономер­ностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории своей местности.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами своего региона.

Практическая работа №9 Оценка обеспеченности водными ресурсов своей местности. Определить долю главного источника пресной воды своей местности. Оценить обеспеченность водными ресурсами и основных потребителей воды на территории своей местности.

Практическая работа № 10 Комплексное описание реки своей местности. Река Дон. Определить на местности характер течения реки и свойства воды. Дать характеристику по плану.

Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории своей местности.

Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с об­разцами почв своей местности, выявление их свойств и осо­бенностей хозяйственного использования.

Практическая работа №11 Характеристика почвенных ресурсов своей местности. Охарактеризовать почвенные ресурсы района по плану. Оценить почвенные ресурсы с точки зрения возможности выращивания с/х культур.

Практическая работа №12 Определение качества почв своей местности. Определить свойства почвы, механический состав, структуру, плодородность. Дать рекомендации с точки зрения возможности выращивания с/х культур.

Растительный и животный мир. Биологические ре­сурсы. Растительный и животный мир своей местности видовое раз­нообразие, факторы, его определяющие. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных ус­ловиях изменения других компонентов природного комплекса.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира

Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйственная зона своей местности: взаимосвязь и взаимообусловленность их компо­нентов. Характеристика природно-хозяйственной зоны своей местности. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники.

Практическая работа №12 Характеристика природно-хозяйственной зоны. Дать характеристику природно-хозяйственной зоны своей местности: рельеф, климат, почвы, водные ресурсы, растительность и животный мир, особенности размещения населения, черты хозяйственной деятельности, экологические проблемы и охрана природы.

Практическая работа №13 Определение особо охраняемых природных территорий своей местности. Установить основные характеристики охраняемых территорий. Выявить охраняемые территории в районе проживания. Дать описание объекту.

Раздел 3. Население /4ч/

Численность населения своей местности. Численность населения своей местности в сравнении с другими территориями Воронежской области. Особенности воспроизводства населения.. Основные показатели, характеризующие население своей местности. Прогнозирование изменения числен­ности населения.

Практическая работа № 14 Характеристик особенностей движения населения своей местности. Проанализировать информацию об изменении численности населения. Сопоставить данные со статистическими данными переписи населения. Дать прогноз движения населения своей местности.

Практическая работа №15 Характеристика поло- возрастного состава населения своей местности. Проанализировать статистические данные по соотношению мужчин и женщин. Выявить факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин в разных возрастных групп.

Половой и возрастной состав населения своей местности. Своеобразие полового и возрастного состава населения и определяющие его факторы. Средняя прогнози­руемая продолжительность жизни мужского и женского на­селения.

Религия. Характеристика основных верований на территории свой местности. Знакомство с храмами и церквями на территории своей местности

Особенности размещения населения. Географиче­ские особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сель­ское население. Ближайшие города и городские агломерации, их роль в жизни своей местности. Сельская местность, сельские по­селения. Выявление закономерностей в разме­щении населения своей местности.

Миграции населения России. Направления и типы ми­грации на территории своей местности. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития своей местности. Определение по статистическим материалам показате­лей миграционного прироста

Раздел 4. Хозяйство /7ч/

Природные условия и ресурсы своей местности. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал своей местности. Оценка и проблемы рационального использова­ния природных ресурсов.

Практическая работа № 16 Выявление природно-ресурсного потенциала своей местности. Проанализировать размещение природных ресурсов по территории своей местности. Выявить достоинства и недостатки природно-ресурсного потенциала своей местности. Сравнить природно-ресурсный потенциал своей местности с другими районами области.

Особенности хозяйства своей местности. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства своей мест6ности, факторы их формирования и развития. Анализ экономических карт для определения типа территори­альной структуры хозяйства своей местности.

Практическая работа № 17. Характеристика одного из местных предприятий: завод, почты, больницы, магазина, фирмы и др. /сырье, ассортимент, рынок сбыта и т.д/

Промышленность своей местности. Характеристика одного из местных предприятий: почты, больницы, магазина, фирмы и др

Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земель­ные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: основные отрасли. Определение по картам и эколого-климатическим показателям основных видов выращивания зерновых и технических куль­тур, виды животноводства.

Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, ме­сто и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. отдельных видов транспорта и связи, основные транспортные пути и линии связи, круп­нейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды.

Рекреационные ресурсы.

Практическая работа № 18 Анализ взаимодействия человека и природы. Определить основные виды хозяйственной деятельности человека на территории своей области и степень их влияния на компоненты природной среды.

Практическая работа № 19 Разработка маршрута «Природное наследие малой родины». Составить краеведческий путеводитель и описание маршрута, знакомящего с культурным и природным наследием малой Родины, направленные на развитие сельского и экологического туризма.

Раздел 5. Населенный пункт в районе, области/1ч/

Населенный пункт в системе международного географического разделе­ния труда. Взаимосвязи населенного пункта с другими районами и областями. Объ­екты природного и культурного наследия населенного пункта.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися. Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы. Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами. Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка работ, выполненных по контурной карте Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов. Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.


© 2010-2022