- Преподавателю
- География
- Аннотация к рабочей адаптированной общеобразовательной программе по географии 8 класса для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Аннотация к рабочей адаптированной общеобразовательной программе по географии 8 класса для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Анкудинова О.А. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Аннотация
к рабочей адаптированной общеобразовательной программе
по географии 8 класса для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и нарушениями опорно- двигательного аппарата (НОДА)
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа 8 класса рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Контингент обучающихся на который рассчитана данная программа это обучающиеся с ОВЗ, имеющие сложную структуру дефекта- интеллектуальная недостаточность и нарушения опорно- двигательного аппарата (НОДА).
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Развитие окружающего мира» в начальной школе и «Природоведение» в 5 классе, включающий определённые географические сведения. Данная адаптированная рабочая программа учитывает, что по отношению к курсу географии курс «Развитие окружающего мира» и «Природоведение» является пропедевтическим. Изучение географии в 6-7 классах на основе материала учебников призвано обеспечить: формирование основополагающих физико- географических знаний о природе Земли как целостной системе, составные части которой находятся в непрерывном развитии, о географической зональности и поясности, единстве человека и природы, о необходимости сохранения природной среды как условия существования человечества; овладение основами картографической грамотности, элементарными практическими умениями применения простых приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы, учета фенологических изменений в природе своей местности, проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями и их изменениями в результате природных воздействий; приобретение представлений о месте географии в системе научных знаний и ее роли в освоении человеком планеты, о результатах выдающихся путешествий и географических открытий; формирование экологического взгляда на географическую информацию и решения проблем экологической безопасности; формирование умений описывать и объяснять разнообразные географические явления, навыков применения приобретенных географических знаний и повседневной жизни для оценки последствий своих действий по отношению к окружающей среде, уровня безопасности окружающей среды и адаптации к условиям проживания на конкретной территории. Содержание курса географии позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать. Наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. эти умения ведет к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей. Учитывая то, что предметом оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, эти планируемые результаты обучения географии находят отражение в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий, которыми учащиеся овладевают в процессе освоения предметного содержания
В 8 классе география материков и океанов продолжает географическое образование обучающихся . Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6-7 классах, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом - региональном (материковом) уровне.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 8 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала обучающихся, развитию их географической культуры, осознание ими функционального значения географии для человека.
Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода изучения нашей планеты.
Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 - 9 классы (сборник 1) под редакцией Воронковой В.В., Москва, ВЛАДОС, 2011 г.
Примерное планирование для обучающихся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью составлено в соответствии с программой по предмету «География»для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 классы под редакцией Воронковой В.В., отвечает нормативным требованиям государственного образовательного стандарта.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 8 классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 68 часов в год (2 часа в неделю). Возможно изменение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью и НОДА представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Программа разработана учителем-дефектологом Анкудиновой О.А.., рассмотрена на заседании МО учителей-дефектологов (Протокол №1 от 27.08.2015. Председатель МО учителей-дефектологов Анкудинова О.А.), согласована с Заместителем директора по УВР Феоктистовой Л.Н. 30.08.2015, Утверждена директором ГКОУ СКОШИ №31 Бегуном В.В. 01.09.2015.
Примерное планирование для обучающихся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью согласовано в соответствии с программой по предмету «География» для специальной общеобразовательной коррекционной школы VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой, отвечает нормативным требованиям государственного образовательного стандарта.
Цели программы:
- развитие у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях;
-формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
- развитие речи, мышления, воображения обучающихся, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения:
- умение последовательно излагать свои мысли в устной речи.
-быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Задачи программы
1.Дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран;
2.Показать особенности взаимодействия человека и природы;
3.Формировать элементарные географические представления;
4.Познакомить с культурой и бытом разных народов;
5.Развивать ключевые компетенции учащихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.);
6.Развивать любознательность, научное мировоззрение;
7.Формировать умение работать с географической картой, графической наглядностью;
8.Прививать любовь к Родине, её природе, умение бережно относится к природе своего края;
9.Прививать гражданские и патриотические чувства;
10.Помочь усвоить правила поведения в природе.
Рабочая программа по географии в специальной (коррекционной) школе имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи обучающихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
При последовательном изучении курса география может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников. В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и ИКТ технологии, что очень важно для обучающихся с НОДА, а также самостоятельная работа по изучению теоретических вопросов и выполнению практических заданий, компьютерное тестирование, контрольные работы.
Методы и приемы обучения:
- словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой)
- наглядные (наблюдение, демонстрация, просмотр)
- практические (упражнения, карточки, тесты)
Для реализации основных целей и задач курса географии применяются
разнообразные типы уроков:
- урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
- урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
- урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
- урок проверки знаний;
- урок работы над ошибками;
- комбинированный урок;
- нестандартные уроки (урок-сказка), урок-викторина, урок-игра, урок- путешествие и др.
Элементарный курс географии направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных и письменных опросов, проведения тестов, проверочных и контрольных работ.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «География».
Личностными результатами изучения курса «География» в 8 классе является формирование следующих умений:
1) мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2) воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
3) формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
10) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения географии являются:
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- Умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (по аналогии) и делать выводы;
- Смысловое чтение;
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
-Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).
-Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
-С помощью учителя давать самооценку своей деятельности.
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
- Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий.
-Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;
- Основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;
-Первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
-Элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- Основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
-Первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;
- Начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-Общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Прогнозируемые результаты освоения учебного курса.
При оценке знаний, умений и навыков (ЗУН) обучающихся необходимо принимать во внимание их индивидуальные особенности в интеллектуальном развитии, состоянии эмоционально-волевой сферы. Обучающимся с низким уровнем интеллектуального развития предлагается более легкий вариант заданий. При оценке письменных работ обучающихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и рисунков. К обучающимся с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять учащихся в ходе выполнения работы и т.п.). В случае стремления обучающегося преодолеть отставание, как исключение, можно оценивать отдельные работы более высоким баллом. В процессе учебного занятия обязательно используются здоровьесберегающие технологии, также возможности ИКТ.
Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь - владение конкретными умениями и навыками.
К концу учебного года
обучающиеся должны знать:
Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое положение и их хозяйственное значение;
• особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого
• показывать на географической карте из приложения к учебнику океаны, давать им характеристику;
• определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка;
• давать элементарное описание материка, население и особенности размещения;
• названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вид) природных условий всех материков, опираясь на карту и картины;
учащиеся должны уметь:
• находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической карте;
• выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных особенностей учащихся).
Литература:
-Нацпроект«Образование»-Режим доступа:http//mon.gov.ru./proekt/ideology.
- Интернет - источники
school-collection.edu.ru/
- Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» Режим доступа: standart..edu.ru/
-Сайт журнала «Вестник образования»- Режим доступа vestnik.edu.ru
-Сайт Министерства образования и науки Российской федерации -Режим доступа mon.gou..ru