Рабочая программа по географии 10 класс

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Каменск - Шахтинского

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №1

Приказ от ________ №_________

Подпись руководителя ____________

Печать


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету "География"

Уровень среднего общего образования (класс)

10 класс среднего общего образования

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов 35

Учитель Хаматова Ирина Владимировна

Программа разработана на основе: примерной программы основного общего образования по географии (базовый уровень) и авторской под редакцией В.П Максаковского Программа курса «География». Базовый уровень.10(11) класс - М.: Дрофа, 2012.

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)










г. Каменск - Шахтинский

2015г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

Законы:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

Программы:

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

Постановления:

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72).

Приказы:

- приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования»

(в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39);

- приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994);

- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

- приказ Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»;

- приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Письма:

- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников».






Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и авторской программы под редакцией В.П. Максаковского Программа

курса «География». Базовый уровень.10(11) класс.

Программа выполняет две функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, о географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; о методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

При изучении географии в 10 классе решаются задачи:

Образовательные:

необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах; - соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Воспитательные:

воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности; - воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны; - коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать. Развивающие: - развитие интеллектуальных особенностей личности; - различие способности личности справляться с различными задачами; - развитие коммуникативной компетенции учащихся

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ».

Структура учебного курса «Экономическая и социальная география мира» ориентируется на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также на решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предполагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, особенностей разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у них познавательный интерес к другим народам и странам.

Ценностные ориентиры содержания предмета

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования:

1. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

2. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

3. Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Каждый школьный предмет, в том числе и география, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Определение ценности научно-географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать главную образовательную цель учебной географии - формирование у школьников единой географической картины современного мира, которая на данном этапе своего развития характеризуется переходом географической оболочки на новую ступень своего развития, где ведущим фактором выступает деятельность человечества. Главной воспитательной целью курса «География» следует считать воспитание гражданина, осознающего свое место в Отечестве и в мире Земли.

Предполагаемый результат.

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать:

- основные географические понятия и термины;

-традиционные и новые методы географических исследований;

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

-численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику;

- различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций;

- проблемы современной урбанизации;

- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;

- географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;

- географические аспекты глобальных проблем человечества;

- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

Уметь:

- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;

- таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

- сопоставлять географические карты различной тематики

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;

- правильной оценки важнейших социально- экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; - понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Общеучебные умения и навыки.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. На базовом уровне это:

- умение работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

- обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

- владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.


Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 35часов.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов; в неделю 1 час.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Часть I. Общая характеристика мира (35 часов)

Тема 1. Современная политическая карта мира (5 часов).

Введение. Политическая карта мира. Государственный строй стран мира. Международные отношения. Политическая география и геополитика.

Практические работы:

1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»

2. Характеристика ПГП и ЭГП стран. Сравнение ПГП и ЭГП стран из разных регионов.

Тема 2. География мировых природных ресурсов (6 часов).

Взаимодействие общества и природы. Загрязнение и охрана окружающей среды. Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы. Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана.

Практические работы:

3. Оценка обеспеченности разных регионов и страны основными видами природных ресурсов.

Тема 3. География населения мира (6 часов).

Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика. Размещение и миграция населения. Состав населения Земли. Половой, возрастной, национальный состав. Религиозный состав населения России. Расселение. Урбанизация.

Практические работы

4. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

5. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

6. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (7 часа). Научно-техническая революция. Мировое хозяйство. Мировое хозяйство в эпоху НТР.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (11 часов).

Топливно-энергетический комплекс мира. Электроэнергетика мира. Черная металлургия. Цветная металлургия. Машиностроение мира. Химическая и легкая промышленность мира. Сельское хозяйство мира. География транспорта мира

Практические работы:

7. Составление ЭГХ одной из отраслей промышленности.

8. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.

Практическая часть программы:

10 класс

№ урока

Наименование работы

Дата

1

Практическая работа №1 Работа с контурной картой

5.09.15

3

Практическая работа №2.

Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»

19.09.15

4

Практическая работа №3. «Характеристика политико- географического положения страны»

26.09.15

5

Обобщение по теме «Современная политическая карта мира»

3.10.15

7

Практическая работа №4. «Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых»

17.10.15

11

Практическая работа № 5

«Оценка

обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов»

21.11.15

12

Практическая работа №6. «Сравнение возрастно- половых пирамид стран с разными типами воспроизводства населения»

28.11.15

13

Практическая работа №7. Работа с контурной картой, составление схемы «Основные языковые семьи».

5.12.15

15

Практическая работа №8. «Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира» Работа с контурной картой

19.12.15

16

Практическая работа №9 «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира»

26.12.15

17

Обобщение знаний по теме «География населения мира»

16.01.16

23

Практическая работа №10. «Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил» (таблица).

27.02.16

24

Обобщение знаний по теме «Научно-техническая революция и мировое хозяйство»

5.03.16

31

Практическая работа № 11 «Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира»

30.04.16

35

Итоговы контроль по разделу «Общая характеристика мира»

28.05.16

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание программы полностью соответствует авторской программе под редакцией В.П. Максаковского программа курса «География». Базовый уровень.10(11) класс - М.: Дрофа, 2010. Программный материал будет пройден в полном объеме за счёт объединения и уплотнения материала.

Учебный материал распределён по содержательным линиям.

Тема 1. Современная политическая карта мира (5часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать

Уметь

Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира.

Государство - главный объект политической карты. Территория и границы государства. Форма правления. Государственный строй. Типы государств. Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН - массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики.

Этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира.

Составлять развернутый план доклада, сообщения, строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы; составлять презентации; участвовать в обсуждении проблемных вопросов.

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Географическое ресурсоведение и геоэкология. Взаимодействие общества и природы. Понятие о географической среде. Мировые природные ресурсы. Понятие о ресурсообеспеченности и классификация природных ресурсов. Минеральные, земельные, водные, климатические, биологические, рекреационные ресурсы. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы. Антропогенное загрязнение окружающей среды. Загрязнение окружающей литосферы, гидросферы, атмосферы. Пути решения экологических проблем. Экологическая политика.

Особенности размещения основных видов природных ресурсов и масштабы их использования, их главные месторождения и территориальные сочетания. Обеспеченность природными ресурсами. Рациональное и нерациональное природопользование. Причины и последствия загрязнения окружающей среды и пути решения экологических проблем. Геоэкология.

Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.

Тема 2. География мировых природных ресурсов (6 часов)

Тема 3. География населения мира (6 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв. Теория и фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Демографическая политика. Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Языковой состав. . География религий. Взаимосвязь культуры и религий. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные и традиционные верования. Возрастной и половой состав населения мира. Половозрастная пирамида. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда. Средняя плотность населения Земли. Города - главная форма расселения людей. Урбанизация, агломерация, Мегалополис. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. География международных миграций. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран регионов мира.

Численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; ареалы распространения мировых религий.

Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально - экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.


Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (7 часа).

Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Основное содержание научно-технической революции на современном этапе. Международное разделение труда - высшая форма географического разделения труда. Факторы, определяющие размещение экономики. Изучаем мировое хозяйство. Рассматриваем отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства.

Характерные черты и основные части НТР. Основные модели мирового хозяйства. Факторы размещения: старые и новые.

Оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально - экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов.

Составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, карты - схемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.


Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (11 часов)

Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики. Глобализация мировой экономики. Промышленность мира. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи.

Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Сфера услуг. Структура сферы услуг. Туризм.

Мировые экономические связи. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.

Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей.

Оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально - экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов.

Составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, карты - схемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.


Всего 35 часов.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ГЕОГРАФИИ

10 КЛАСС


№ п/п

Тема урока

(раздела)

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Требования к результату обучения

Вид контроля

Оборудование урока

Домашнее задание

Дата


План

Дата

Факт

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА

Современная политическая карта мира (5 часов)

1.

Многообразие стран современного мира

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, заполнение конт.карт

Знать/понимать: этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира.

Уметь: составлять развёрнутый план доклада, сообщения; работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию.

Практическая работа №1 Работа с контурной картой

Презентация

Атлас 10класс

С.9-14

5.09.15

2

Влияние международных отношений на политическую карту мира

Эвристическая беседа с использованием карт атласа.

Фрональный

Политическая карта мира

С.14-17

12.09.15

3

Государственный строй стран мира

Частично-

поисковая беседа. Сопоставление карт

атласа

Практическая работа №2.

Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»

Политическая карта мира

С.17-19

19.09.15

4

Политическая география

Практическая работа №3. «Характеристика политико- географического положения страны»

Политическая карта мира, справочно - информационный материал, приложение

С.19-20

26.09.15

5

Обобщение по теме «Современная политическая карта мира»

Зачет по теме Работа с картой, тест

Индивидуальный

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Карточки с индивидуальными заданиями


3.10.15

География мировых природных ресурсов (6 часов)

6

Взаимодействие человечества и природы.

Эвристическая

беседа с использованием

карт атласа,

составление

таблицы


Знать особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.

Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира

Фронтальный

Политическая карта мира, мультимедиа, презентации

С.25-28

10.10.15

7.

Оценка мировых природных ресурсов (минеральные, земельные)

Групповая работа, исследование по картам атласа и учебника

Практическая работа №4. «Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых»

Политическая карта мира, карта «Природные ресурсы мира», атласы, мультимедиа, презентации,

С.28-34

17.10.15

8

Водные, биологические, Мирового океана, климатические, и космические, рекреационные ресурсы

Групповая работа, исследование по картам атласа и учебника

Фронтальный

атласы, мультимедиа, презентации, карта «Океаны»

Таблицы, справочно- информационный материал, атласы, физическая карта мира

С.34-41

24.10.15

9

Загрязнение и охрана окружающей среды

Групповая работа, исследование по картам атласа и учебника

Фронтальный

атласы, мультимедиа, презентации,

С.41-46

31.10.15

10

Географическое ресурсоведение и геоэкология

Эвристическая

беседа с использованием

карт атласа

Фронтальный

атласы, мультимедиа, презентации, карта «Природные ресурсы мира»,

С.46-47

14.11.15

11

Практическая работа № 5

«Оценка

обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов»

Выполнение практической работы

Фронтальный, индивидуальный опрос



21.11.15

География населения мира (6 часов)

12

Численность,

воспроизводство населения

Эвристическая

беседа с использованием

карт атласа,

составление

таблицы

Знать численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.

Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения


Практическая работа №6. «Сравнение возрастно- половых пирамид стран с разными типами воспроизводства населения»

Политическая карта мира, атласы, карта «Народы мира», «Плотность мира», мультимедиа, презентации

С.57-66

28.11.15

13

Состав

населения

Частично-

поисковая беседа. Сопоставление карт атласа

Практическая работа №7. Работа с контурной картой, составление схемы «Основные языковые семьи».

Политическая карта мира, атласы, карта «Народы мира», «Плотность мира», мультимедиа, презентации

С.66-71

5.12.15

14

Размещение и миграция населения мира

Частично-

поисковая беседа. Сопоставление карт атласа

Фронтальный, индивидуальный опрос

Политическая карта мира, атласы, карта «Народы мира», мультимедиа, презентации

С.71-74

12.12.15

15

Городское и сельское население

Учебное исследование по картам, работа по заполнению к/к.

Практическая работа №8. «Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира» Работа с контурной картой

Политическая карта мира, атласы, мультимедиа, презентации

С.74-81

19.12.15

16

Практическая работа №9 «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира»

Учебное исследование по картам, работа по заполнению к/к.

Фронтальный, индивидуальный



26.12.15

17

Обобщение знаний по теме «География населения мира»

Тестирование, работа с картами, терм. дикт

индивидуальный

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.



16.01.16

Научно-техническая революция и мировое хозяйство (7 часов).

18

Характеристика научно-

технической

революции

Эвристическая беседа с использованием карт атласа и учебника.


Знать географические особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства, размещение его основных отраслей.

Оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий

Фронтальный, индивидуальный

Политическая карта мира

атласы, мультимедиа, презентации

С.91-98

23.01.16

19

Мировое хозяйство

Эвристическая беседа с использованием карт атласа и учебника.

Фронтальный, индивидуальный опрос

Политическая карта мира

атласы, мультимедиа, презентации

С.98-100

30.01.16

20

МГРТ. Интернационализация хозяйственной жизни

Эвристическая беседа

Фронтальный, индивидуальный

Политическая карта мира,

атласы, мультимедиа, презентации

С.100-102

6.02.16

21

Отраслевая структура мирового хозяйства

Эвристическая беседа с использованием карт атласа и учебника.

Фронтальный, индивидуальный

Политическая карта мира,

атласы, мультимедиа, презентации

С.102-107

13.02.16

22

Территориальная структура мирового хозяйства

Эвристическая беседа с использованием карт атласа и учебника.

Фронтальный, индивидуальный

Политическая карта мира,

атласы, мультимедиа, презентации

С.107-110

20.02.16

23

Факторы размещения

Частично-

поисковая беседа, составление таблицы

Практическая работа №10. «Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил» (таблица).

Политическая карта мира,

атласы, мультимедиа, презентации

С.110-115

27.02.16

24

Обобщение знаний по теме «Научно-техническая революция и мировое хозяйство»

Выполнение заданий теста

индивидуальный

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.



5.03.16

География отраслей мирового хозяйства (11 часов)

25

География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергети-ка

Групповая работа, исследование по картам атласа и учебника


Знать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей.

Оценивать и объяснять уровень Территориальной концентрации производства, степени природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Применять разнообразные источники

географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов.

Составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия

Фронтальный, индивидуальный



Политическая карта мира, атласы, учебник, карты: топливно- энергетический комплекс мира, электроэнергет ика мира, полезные мира, машиностроен ие мира, химической, лесной и деревообрабатывающей промышленнос ти мира, легкая промышленность, мира, транспорт мира, мировые карты сельского хозяйства, мультимедиа, презентации, DVD

С.123-131

12.03.16

26

Горнодобывающая промышленность. Основные черты географии черной и цветной металлургии

Групповая работа, исследование по картам атласа и учебника

Индивидуальный опрос

С.131-134

19.03.16

27

Машино-

строение,

химическая,

лесная и текстильная

промышленность. Главные страны и районы

Групповая работа, исследование по картам атласа и учебника

Фронтальный, индивидуальный

С.134-140

2.04.16

28

Промышленные районы мира. Сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс (агробизнес, «зеленая революция»)

Обозначение на к/к районов распространения важнейших сельскохозяйственных культур.

Обозначение на к/к районов распространения важнейших сельскохозяйственных культур

С.140-150

9.04.16

29

География транспорта. Мировая транспортная система.

Составление таблицы « Особенности различных видов мирового транспорта»

Составление таблицы «Особенности различных видов мирового транспорта »

С.150-158

16.04.16

30

Воздушный транспорт. Транспорт и окружающая среда

Эвристическая беседа с использованием карт атласа и учебника.

Фронтальный, индивидуальный

С.158-159

23.04.16

31

Всемирные экономические отношения. Мировая торговля

Эвристическая беседа с использованием карт атласа и учебника.

Практическая работа № 11 «Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира»

С.159-160

30.04.16

32

Международные финансово-кредитные отношения

Эвристическая беседа с использованием карт атласа и учебника.

Фронтальный, индивидуальный

С.160-164

7.05.16

33

Международный туризм.

Эвристическая беседа с использованием карт атласа и учебника.

Фронтальный, индивидуальный

С.164-165

14.05.16

34

Итоговы контроль по разделу «Общая характеристика мира»

Выполнение заданий контрольной работы

индивидуальный

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.


21.05.16

35

Повторение по теме «Отрасли мирового хозяйства»

практикум

Текущий

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.


28.05.16

Количество часов согласно Учебному плану в 2015-2016 уч. году составляет 35 часов. Программный материал пройден в полном объеме. Отставаний нет.

Учитель: Хаматова И.В.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УМК учителя:

1. В.П. Максаковский. Экономическая социальная география мира. 10 класс - М.: Просвещение

2. О.И. Ануфриева. Поурочные разработки по географии: Экономическая и социальная география мира. 10 класс.- Волгоград. : «Учитель», 2007

3. Поурочные разработки по географии. Е.А. Жижина, Н.А. Никитина. - М.: ВАКО, 2011.

4. Баранчиков Е.В. География. - М.: Академия, 2005.

5. Климанова О.А, Наусмова А. С. Школьные олимпиады: 6-11 классы. - М.: Дрова, 2002.

6. Лиознер В.Л Тесты. География 10 класс. Учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2002.

7. Лисенкова Т.Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе. - М.: Просвещение, 1992.

8. Максаковский В.Л Географическая картина мира. - Яр.: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995.

9. Максаковский В.Л. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. - М.: Просвещение, 1994.

10. Максаковский В.Л География. Социальная и экономическая география мира. - М.: Просвещение, 2003.

11. Митрофанов ИВ. Тематические игры по географии. - М.: Творческий центр, 2003.

12. Родионова ИА. Политическая карта мира. География мирового хозяйства. - М.: Московский Лицей, 1996.

13. Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии: 6-10 классы. - М.: Просвещение, 1991.

14. Смирнова В.М. Экономическая и социальная география мира. Дидактические материалы. М.: Просвещение. Учебная литература, 1996.

15. Первое сентября, подшивки за 1996-2000 г.

16. Энциклопедия «Кирилл и Мефодий», 2005

Ученика:

1. В.П. Максаковский. Экономическая социальная география мира. 10 класс - М.: Просвещение, 2010.

2. Болисов С.Н.; Гладкевич Л.Я., Зубаревич Н.В., Фетисов А. С. Пособие по географии для поступающих в вузы. - М.: ЧеПо, 1995.

3. География. Справочник для старшеклассников и поступающих в Вузы. - М.: Аст- Пресс, 2001. Оборудование Мультимедийное пособие. География в школе. Уроки КиМ. Интерактивные уроки. КиМ. География 10 класс. Страны мира. Интерактивный справочник. Раздаточный материал, карточки с заданиями

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА И СИСТЕМА ОЦЕНКИ

В результате изучения экономической и социальной географии ученик должен:

1. Называть и (или) показывать:

- крупнейшие по площади и населению страны и их столицы;

- основные виды природных ресурсов;

- мировые центры и районы: месторождений полезных ископаемых, промышленные сельскохозяйственные, транспортные, научно- информационные, финансовые, торговые, рекреационные;

- основные средства и методы получения географической информации;

- основные регионы повышенной плотности населения на Земле;

- крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, арелы их распространения, культурно-исторические центры - примеры крупнейших старопромышленных районов мира;

- меры по охране вод Океана и суши;

- тенденции изменения структуры мирового хозяйства;

- основные формы международных экономических отношений;

- крупнейшие индустриальные страны мира;

- примеры районов нового освоения;

- примеры свободных экономических зон мира.

2. Определять (измерять):

- принадлежность объектов природы к определенным видам природных ресурсов;

- ресурсообеспеченность отдельными видами ресурсов;

- рациональность или нерациональность использования минеральных, почвенных, водных, биологических ресурсов;

- условия возникновения и развития наиболее крупных зон туризма и рекреаций.

- изменение отдельных показателей во времени, средние показатели по различным источникам географической информации;

- функции крупнейших городов мира.

- крупнейших экспортеров и импортеров важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.

- особенности экономико-географического положения объектов.

3. Описывать:

- один из районов старого или нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

- географическую специфику страны (по выбору);

- одну из отраслей мирового хозяйства.

4. Объяснять:

- причины изменений политической карты мира;

- различия в истории заселения, освоения и развития территорий;

- закономерности размещения основных видов природных ресурсов;

- различия в естественном приросте населения, темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий;

- образование и развитие различных форм городского расселения (агломераций, мегалополисов); - различия в степени заселенности отдельных территорий, обусловленные экономическими, историческими и природными причинами;

- миграционные процессы на примере отдельных стран и регионов;

- направления миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов;

;- причины демографического взрыва в ряде стран и регионов мира, роста народонаселения и их последствия;

- распространение мировых религий на Земле.

- особенности размещения основных отраслей хозяйства;

- особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства;

- различия в уровнях экономического развития стран и регионов;

- изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей отраслями промышленности в структуре хозяйства;

- причины возникновения региональных и отраслевых группировок в системе международного географического разделения труда;

- основную специализацию районов старого и нового освоения;

- географические особенности стран «новой индустриализации», «переселенческого типа», «нефтедоллара».

- специализацию хозяйства отдельных стран и регионов мира, особенности состава и структуры их хозяйства, участие в географическом разделении труда;

- уникальность и общечеловеческую ценность объектов, занесенных в международные реестры памятников природы и культуры;

- применение в процессе учебного познания понятий: политико-географическое положение страны, ресурсообеспеченность, научно- техническая революция, международное географическое разделение труда, географическая среда. природопользование, воспроизводство населения, урбанизация, мировое хозяйство, «зеленая революция» и глобальные проблемы человечества.

3. Прогнозировать и оценивать (формулировать гипотезы, предвидеть):

- изменения политической карты мира под влиянием международных отношений.

- ресурсообеспеченность стран и регионов мира различными видами ресурсов суши;

- роль ресурсов Мирового океана, климатических и космических ресурсов на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы;

- последствия опустынивания, обезлесения и пр.;

- последствия антропогенного загрязнения геосфер и в целом всей окружающей среды.

- темпы роста народонаселения Земли в целом, в отдельных регионах и странах мира;

- тенденции изменения возрастного состава населения;

- темпы урбанизации и ее влияние на окружающую среду;

- тенденции создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве;

- изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран.


Критерии оценки учебной деятельности по географии


Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;

  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.


Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.


Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.


Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.


Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.


Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням - высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты - названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

Методического объединения ____________________

МБОУ СОШ №1 Подпись

От _____2015 года №_____ ___ _______2015 года

________________________

Подпись руководителя МО

Ф.И.О.


© 2010-2022