План-конспект урока Климатические пояса России

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЩЕБЕТОВСКАЯ ШКОЛА ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА И ТИПЫ КЛИМАТА РОССИИ»



План-конспект урока Климатические пояса России




Разработала:

Учитель географии

Куроптева Татьяна Анатольевна











пгт. Щебетовка - 2016

Цели урока:

  • Формировать знания о климатических поясах и типах климата России;

  • закрепить и систематизировать полученные знания и умения по теме «Климат. Климатообразующие факторы»;

  • способствовать развитию умения работать с различными источниками географической информации (климатической картой, текстом учебника, таблицами, климатодиаграммами);

  • развивать монологическую речь учащихся;

  • воспитывать чувство коллективизма при работе в группах.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: физическая и климатическая карты России, атласы, учебник «География. 8 класс» А. И. Алексеев, издательство «Просвещение», контурные карты, ПК, проектор, экран, презентация «Климатические пояса и типы климата России».

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие. Проверка присутствия. Проверка готовности к уроку.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Учитель. Определите соответствие понятий их значениям (указать соответствие понятия его значению стрелкой).

Контроль. Взаимопроверка.

п/п

Понятие


п/п

Значение

1

Климат

1

Поступление в атмосферу водяного пара с поверхности воды, снега, льда.

2

Солнечная радиация

2

Изменение свойств воздушных масс при их движении

3

Суммарная радиация

3

Изолиния, соединяющая точки земной поверхности с одинаковыми температурами воздуха.

4

Воздушная масса

4

Переходные зоны между различными воздушными массами

5

Циркуляция атмосферы

5

Количество влаги, которое может испариться при данных температурных условиях.

6

Трансформация воздушных масс

6

Излучение солнцем тепла и света

7

Атмосферный фронт

7

Разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха за сутки, месяц, год.

8

Циклон

8

Большие объёмы воздуха тропосферы со сравнительно одинаковыми свойствами.

9

Антициклон

9

Атмосферный вихрь с понижением давления в центре

10

Коэффициент увлажнения

10

Приходящая солнечная радиация на поверхности Земли

11

Испаряемость

11

Изолинии, соединяющие точки земной поверхности с одинаковым атмосферным давлением

12

Испарение

12

Многолетний режим погоды в данной местности

13

Амплитуда температуры

13

Система воздушных течений над поверхностью Земли

14

Изотерма

14

Атмосферный вихрь с повышенным давлением в центре

15

Изобара

15

Отношение годового количества осадков к испаряемости за этот же период

Критерий оценивания: за каждый правильный ответ 1 балл:

«5» - 14 - 15 б;

«4» - 11 - 13 б;

«3» - 8 - 10 б.

  1. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Звучит музыка «Песня о погоде» из кинофильма «Служебный роман» на экран выводится презентация (2-6 слайды).

Учитель. Посмотрите на экран (7 слайд).

  • Что обозначают эти цифры?

  • Может ли такая большая страна располагаться в одном климатическом поясе?

  • Что нам сегодня предстоит изучить?

  • Какие задачи перед нами стоят.


  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель. Используя климатическую карту атласа и материалы таблицы на странице 99, заполните таблицу.

Тип климата

Где распространён

ВМ

Температура, 0С

осадки

январь

июль


Арктический

Острова Ледовитого океана и его побережье


АВМ

?

?

200 - 300 мм

Субарктический

Территория за полярным кругом на Русской и Западно-Сибирской равнинах, Восточной Сибири до

600 с.ш.

УВМ

АВМ

- 8 0С, - 40 0С

+4 0С, +12 0С

?

Умеренный:

а) умеренно - континентальный

?

?

- 4 0С, - 20 0С

+12 0С, +24 0С

800 - 500 мм

б) континентальный

Западная Сибирь

УВМ

?

?

600 на севере;

200 мм на юге.

в) резко-континентальный

?

УВМ

- 25 0С, - 45 0С

+16 0С, +20 0С

?

г) муссонный

Южные районы Дальнего Востока

?

- 15 0С, - 30 0С

?

600 - 800 мм

д) морской

Камчатка

УВМ

?

?

?

Субтропический

Черноморское побережье Кавказа

?

+ 1 0С, + 6 0С

+ 22 0С - + 24 0С

?

Учитель. По итогам работы с таблицей вы можете ответить на вопросы:

  • В пределах каких климатических поясов расположена Россия?

  • Покажите на карте границы климатических поясов.

  • Какой климатический пояс делится на области?

  • Назовите эти области.

Физкультминутка на уроке

Движения выполняются плавно.

Учитель: «Учиться будем хорошо?» Учащиеся кивают: «Да, да, да!» - Нарушать дисциплину не будем?» - Учащиеся поворачивают головы из стороны в сторону: «Нет, нет, нет!» Если дети перепутали ответ, упражнение повторяется. Продолжим игру: «А что будем делать, если не получится?» Учащиеся поднимают и опускают плечи: «Не знаю, не знаю, не знаю!» И последний вопрос: «Что же тогда скажет мама?» Учащиеся качают головами: «Ай - ай - ай!»

Положительная психологическая настройка, которую даёт это упражнение, быстро организует ребят на продуктивную работу.

Учитель. Теперь давайте рассмотрим климатодиаграммы и научимся работать с ними.

Объяснение принципа работы с климатодиаграммами на примере климатодиаграммы города Мурманск (слайд 9).

А теперь самостоятельно разберите климатодиаграммы на странице 97 городов Котельный, Москва, Тобольск, Якутск, Владивосток, Сочи.

  • Как изменяется количество осадков при движении на восток?

  • Что происходит с амплитудой температур при движении на восток?

  • Попытайтесь объяснить, в чем состоит суть явления «континентальность».

  • От чего зависит континентальность климата?


  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Учитель. У вас на партах лежат карточки обозначающие виды климатов: красная соответствует арктическому климату, синяя - резко-континентальному, жёлтая - муссонному, белая - умеренно-континентальному, зелёная - субарктическому.

Задание 1. Я задаю вопрос. Вы должны поднять карточку, которая будет соответствовать ответу на поставленный вопрос.

  • Самый холодный климат ….? (арктический);

  • Самая холодная зима в …. климате (резко - континентальном);

  • Самое холодное лето в …. климате (арктическом);

  • Наибольшую амплитуду температуры имеет …. климат (резко - континентальном);

  • Зима холодная и сухая, а лето влажное в … климате (муссонном);

  • Мы живём в …. климате (умеренно-континентальном).

Задание 2. Устный географический диктант.

Какому типу климата соответствует описание:

  • Зима очень морозная и продолжительная. Полярная ночь. Лето холодное, средняя температура около 0 0С. Осадков не много, но увлажнение избыточное (арктический);

  • Преобладает западный перенос ветров и циклональная деятельность. Зима не очень холодная, лето тёплое. От +12 0С, +14 0С на севере до +20 0С на юге (умеренный пояс, умеренно-континентальный климат);

  • Зимой устанавливается морозная, ясная погода - антициклон. Особенно холодно в котловинах. Господствует континентальный воздух. Лето тёплое +16 0С, +18 0С (резко-континентальный);

  • Зима холодная и сухая. Снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди (муссонный).

  1. ОЦЕНИВАНИЕ

  2. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Читать параграф 24. Составить климатодиаграмму своего населенного пункта на основе данных, полученных метеоплощадкой при Карадагском заповеднике.

© 2010-2022