- Преподавателю
- География
- План-конспект урока Климатические пояса России
План-конспект урока Климатические пояса России
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Куроптева Т.А. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЩЕБЕТОВСКАЯ ШКОЛА ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА И ТИПЫ КЛИМАТА РОССИИ»
Разработала:
Учитель географии
Куроптева Татьяна Анатольевна
пгт. Щебетовка - 2016
Цели урока:
-
Формировать знания о климатических поясах и типах климата России;
-
закрепить и систематизировать полученные знания и умения по теме «Климат. Климатообразующие факторы»;
-
способствовать развитию умения работать с различными источниками географической информации (климатической картой, текстом учебника, таблицами, климатодиаграммами);
-
развивать монологическую речь учащихся;
-
воспитывать чувство коллективизма при работе в группах.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: физическая и климатическая карты России, атласы, учебник «География. 8 класс» А. И. Алексеев, издательство «Просвещение», контурные карты, ПК, проектор, экран, презентация «Климатические пояса и типы климата России».
ХОД УРОКА
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие. Проверка присутствия. Проверка готовности к уроку.
-
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Учитель. Определите соответствие понятий их значениям (указать соответствие понятия его значению стрелкой).
Контроль. Взаимопроверка.
№
п/п
Понятие
№
п/п
Значение
1
Климат
1
Поступление в атмосферу водяного пара с поверхности воды, снега, льда.
2
Солнечная радиация
2
Изменение свойств воздушных масс при их движении
3
Суммарная радиация
3
Изолиния, соединяющая точки земной поверхности с одинаковыми температурами воздуха.
4
Воздушная масса
4
Переходные зоны между различными воздушными массами
5
Циркуляция атмосферы
5
Количество влаги, которое может испариться при данных температурных условиях.
6
Трансформация воздушных масс
6
Излучение солнцем тепла и света
7
Атмосферный фронт
7
Разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха за сутки, месяц, год.
8
Циклон
8
Большие объёмы воздуха тропосферы со сравнительно одинаковыми свойствами.
9
Антициклон
9
Атмосферный вихрь с понижением давления в центре
10
Коэффициент увлажнения
10
Приходящая солнечная радиация на поверхности Земли
11
Испаряемость
11
Изолинии, соединяющие точки земной поверхности с одинаковым атмосферным давлением
12
Испарение
12
Многолетний режим погоды в данной местности
13
Амплитуда температуры
13
Система воздушных течений над поверхностью Земли
14
Изотерма
14
Атмосферный вихрь с повышенным давлением в центре
15
Изобара
15
Отношение годового количества осадков к испаряемости за этот же период
Критерий оценивания: за каждый правильный ответ 1 балл:
«5» - 14 - 15 б;
«4» - 11 - 13 б;
«3» - 8 - 10 б.
-
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Звучит музыка «Песня о погоде» из кинофильма «Служебный роман» на экран выводится презентация (2-6 слайды).
Учитель. Посмотрите на экран (7 слайд).
-
Что обозначают эти цифры?
-
Может ли такая большая страна располагаться в одном климатическом поясе?
-
Что нам сегодня предстоит изучить?
-
Какие задачи перед нами стоят.
-
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель. Используя климатическую карту атласа и материалы таблицы на странице 99, заполните таблицу.
Тип климата
Где распространён
ВМ
Температура, 0С
осадки
январь
июль
Арктический
Острова Ледовитого океана и его побережье
АВМ
?
?
200 - 300 мм
Субарктический
Территория за полярным кругом на Русской и Западно-Сибирской равнинах, Восточной Сибири до
600 с.ш.
УВМ
АВМ
- 8 0С, - 40 0С
+4 0С, +12 0С
?
Умеренный:
а) умеренно - континентальный
?
?
- 4 0С, - 20 0С
+12 0С, +24 0С
800 - 500 мм
б) континентальный
Западная Сибирь
УВМ
?
?
600 на севере;
200 мм на юге.
в) резко-континентальный
?
УВМ
- 25 0С, - 45 0С
+16 0С, +20 0С
?
г) муссонный
Южные районы Дальнего Востока
?
- 15 0С, - 30 0С
?
600 - 800 мм
д) морской
Камчатка
УВМ
?
?
?
Субтропический
Черноморское побережье Кавказа
?
+ 1 0С, + 6 0С
+ 22 0С - + 24 0С
?
Учитель. По итогам работы с таблицей вы можете ответить на вопросы:
-
В пределах каких климатических поясов расположена Россия?
-
Покажите на карте границы климатических поясов.
-
Какой климатический пояс делится на области?
-
Назовите эти области.
Физкультминутка на уроке
Движения выполняются плавно.
Учитель: «Учиться будем хорошо?» Учащиеся кивают: «Да, да, да!» - Нарушать дисциплину не будем?» - Учащиеся поворачивают головы из стороны в сторону: «Нет, нет, нет!» Если дети перепутали ответ, упражнение повторяется. Продолжим игру: «А что будем делать, если не получится?» Учащиеся поднимают и опускают плечи: «Не знаю, не знаю, не знаю!» И последний вопрос: «Что же тогда скажет мама?» Учащиеся качают головами: «Ай - ай - ай!»
Положительная психологическая настройка, которую даёт это упражнение, быстро организует ребят на продуктивную работу.
Учитель. Теперь давайте рассмотрим климатодиаграммы и научимся работать с ними.
Объяснение принципа работы с климатодиаграммами на примере климатодиаграммы города Мурманск (слайд 9).
А теперь самостоятельно разберите климатодиаграммы на странице 97 городов Котельный, Москва, Тобольск, Якутск, Владивосток, Сочи.
-
Как изменяется количество осадков при движении на восток?
-
Что происходит с амплитудой температур при движении на восток?
-
Попытайтесь объяснить, в чем состоит суть явления «континентальность».
-
От чего зависит континентальность климата?
-
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Учитель. У вас на партах лежат карточки обозначающие виды климатов: красная соответствует арктическому климату, синяя - резко-континентальному, жёлтая - муссонному, белая - умеренно-континентальному, зелёная - субарктическому.
Задание 1. Я задаю вопрос. Вы должны поднять карточку, которая будет соответствовать ответу на поставленный вопрос.
-
Самый холодный климат ….? (арктический);
-
Самая холодная зима в …. климате (резко - континентальном);
-
Самое холодное лето в …. климате (арктическом);
-
Наибольшую амплитуду температуры имеет …. климат (резко - континентальном);
-
Зима холодная и сухая, а лето влажное в … климате (муссонном);
-
Мы живём в …. климате (умеренно-континентальном).
Задание 2. Устный географический диктант.
Какому типу климата соответствует описание:
-
Зима очень морозная и продолжительная. Полярная ночь. Лето холодное, средняя температура около 0 0С. Осадков не много, но увлажнение избыточное (арктический);
-
Преобладает западный перенос ветров и циклональная деятельность. Зима не очень холодная, лето тёплое. От +12 0С, +14 0С на севере до +20 0С на юге (умеренный пояс, умеренно-континентальный климат);
-
Зимой устанавливается морозная, ясная погода - антициклон. Особенно холодно в котловинах. Господствует континентальный воздух. Лето тёплое +16 0С, +18 0С (резко-континентальный);
-
Зима холодная и сухая. Снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди (муссонный).
-
ОЦЕНИВАНИЕ
-
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Читать параграф 24. Составить климатодиаграмму своего населенного пункта на основе данных, полученных метеоплощадкой при Карадагском заповеднике.