Рабочая программа по географии 10 класс

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласовано

руководитель МО

________/Васьковская Н.А./

Протокол № ___от ______2015 г.

Согласовано

заместитель директора по УВР

_______/Голованова Т.А./

«___» ________2015 г.

Утверждено

директор МКОУ СОШ № 23

_______/Шаркова М.Н./

приказ № __ от«___» _______2015 г.

Рабочая программа учебного предмета

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23

Храпковой Ольги Сергеевны, учителя I квалификационной категории

по географии, 10 класс


2015-2016 учебный год



Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • Программа Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К. «Программы общеобразовательных учреждений».- М.: Просвещение, 2010.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2015-2016 учебный год.

  • Учебный план МКОУ СОШ № 23 на 2015-2016 учебный год.

  • Учебник Гладкий Ю.Н., Николина В.В. 10-11 «География. Современный мир». - М.:Просвещение, 2013, серия «Полярная звезда»

Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.

Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основ­ной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

Основные цели и задачи курса:

Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;

развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;

вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса «География мира» дает возможность подгото­вить учащихся к правильному восприятию окружающей действитель­ности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формиро­вание теоретических знаний, практических умений и навыков, необ­ходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.

В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.

Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе - теоретических знаний и приемов самостоятельной работы.

Курс рассчитан на 35 часов (1 час - в неделю), содержание курса включает следующие темы:

Тема 1. Человек и ресурсы Земли (10 ч)

Тема 2. География населения (5 ч)

Тема 3. География культуры, религий, цивилизаций (4 ч)

Тема 4. Политическая карта мира (4 ч)

Тема 5. География мировой экономики (12 ч)

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины: экономическая и социальная география, метод, географическая среда, природно-ресурсный потенциал, экологическая емкость, лесистость, марикультура, глобальные проблемы человечества, воспроизводство населения, демографический взрыв, теория демографического перехода, демографическая политика, депопуляция, нация, народ, народность, дискриминации, экономически активное население, демографическая нагрузка, урбанизация, субурбанизация, агломерация, мегаполис, миграции населения, уровень жизни, мировое хозяйство, международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда, научно-техническая революция (НТР), «зеленая революция», монокультура, политическая карта, страна, государство, унитарное государство, федеративное государство, монархия, республика, валовый внутренний продукт (ВВП), политическая география, геополитика, внешнеторговый оборот, регионалистика, страноведение, регион;

  • традиционные и новые методы географических исследований: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический, метод географического моделирования; геоинформационные системы (ГИСы) и др.;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения, а также особенности размещения и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана;

  • численность и динамику изменения населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения;

  • различия в уровне и качестве жизни населения в отдельных регионах и странах мира;

  • основные направления внешних и внутренних миграций;

  • проблемы современной урбанизации;

  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей (нефтегазовая, угольная, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая, легкая), традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности;

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков;

  • сопоставлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира;


  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения населении Земли; направлений современных миграций населения; размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; особенностей состава, структуры, специализации хозяйства отдельных регионов и стран мира; различий в уровне экономического развития; причин возникновения и обострения, взаимосвязи глобальных проблем человечества;

  • прогнозирования темпов роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах и странах мира; тенденций изменения возрастного состава населения по данным об изменения прироста населения; основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения

Практические работы -11

  1. Выявление изменения характера связей человека с окружающей природной средой на протяжении истории

  2. Определение ресурсообеспеченности стран (страны по выбору).

  3. Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов из материалов периодической печати, Интернета.

  4. Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран

  5. Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации.

  6. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов мира.

  7. . Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору).

  8. Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления».

  9. Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану

  10. Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности (по выбору).

  11. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил»

  • Основные формы контроля:

  • Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, контрольная работа, тест, работа по карточкам, самостоятельная подготовка вопросов по теме, подготовка творческих работ, подготовка компьютерных презентаций.

Контрольные работы -3

Календарно-тематическое планирование учебной программы

№ урока

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата проведения

Должен знать

Должен уметь

ОУУН

план

факт

Человек и ресурсы Земли

10


Необходимость знания географии прошлого. Ойкумена. Начало освоения земли человеком. Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении истории. Сельскохозяйственная революция. Промышленная революция-качественный скачок в освоении планеты. Появление новых форм взаимодействия человека с окружающей средой. Научно-техническая революция. Современные масштабы освоения территорий и акваторий. От естественных ландшафтов к культурным. Антропогенный ландшафт. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду. Природные ресурсы. Классификация. Истощение. Ресурсообеспеченность.


Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания


Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.


Работа с картами, в т.ч. с контурной. Работа стаблицами, схемами, картосхемами.

Самостоятельная работа с учебником, атласом, с дополнительными источниками информации. Анализ карт, решение географических задач


1.

Начало освоения человеком планеты Земля

1

Вводный

Фронтальный опрос

Карты мира - физическая, политическая, атлас

п.1 вопр. с 7

07.09

2.

Современное освоение планеты

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Карты мира - физическая, политическая, атлас

п.2 вопр. с 11

14.09

3.

Природные ресурсы

1

Комбинированный урок. Пр.р.№1

Фронтальный опрос

Карты мира - физическая, политическая, атлас

п.3 вопр. с 16

21.09

4.

Ископаемые ресурсы

1

Комбинированный урок

тест

Карты мира - физическая, атлас

п.4, вопр. с 20

28.09

5.

Земельные и водные ресурсы

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Карты мира - физическая, атлас

п.5, вопр. с 24

12.10

6.

Лесные ресурсы

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Карты мира - физическая, атлас

п.6-7, вопр. с.29,34

19.10

7.

Ресурсы Мирового океана

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Карты мира - физическая, атлас

п.8 вопр. с 39

23.11

8.

Другие виды ресурсов

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Карты мира - физическая, атлас

п.9 вопр. с 43

30.11

9.

Природопользование и устойчивое развитие

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Карты мира - физическая, атлас

п10 вопр. с 46

подготовка к тесту

07.12

10

Контрольная работа № 1 «Человек и ресурсы Земли»

1

Контроль знаний

тест

атлас


14.12

География населения

5


Демографическая история человечества. Динамика численности. Теория демографического перехода. Воспроизводство населения, типы. Демографическая политика. Этническая и языковая мозаика. Возрастной и половой состав населения мира. Занятость. Экономически активное население мира.

Размещение населения. Плотность. Урбанизация. Агломерации и мегалополисы. Миграции населения. Утечка умов

Культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности.

Составлять реферат; участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию; работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию (художественный, научно-популярный, учебный, газетный)

Работа с картами, в т.ч. с контурной. Работа с таблицами, схемами, картосхемами. Составление таблиц, схе, конспектов.

Самостоятельная работа с учебником, атласом, с дополнительными источниками информации. Работа с рефератом.


21.12

11

Численность населения Земли

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Карты мира -политическая, атлас

п.11, вопр. с 52

28.12

12

Этническая и языковая мозаика

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Карты мира -политическая, атлас

п.12, вопр. с 55

18.01

13

Возрастно-половой состав и занятость

1

Комбинированный урок

тест

Карты мира -политическая, атлас

п.13, вопр. с 59

25.01

14

Расселение: жители городов и деревень. Миграция населения

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Карты мира -политическая, атлас

п.15, вопр. с 66

01.02

15

Контрольная работа № 2 «Население»

1

Контроль знаний

08.02

География культуры, религий, цивилизаций

4

Содержание понятия «география культуры». Культура - путь решения многих проблем человечества. Цивилизация-культурная общность наивысшего типа. Конвенция ЮНЕСКО.

География религий. Цивилизации Востока, Запада и др.

Понятие «политическая карта мира». Периоды ее формирования. Многообразие стран на политической карте мира. Государство-главный объект политической карты. Границы государства. Формы правления, государственного устройства. Типы государств. Главные критерии типологии. Политическая география и геополитика. ООН-массовая и авторитетная организация. Россия в зеркале геополитики

Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей. Оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий

Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.

Работа с картами, в т.ч. с контурной. Работа с таблицами, схемами, картосхемами. Составление таблиц, схем, диаграмм, графиков. конспектов.

Самостоятельная работа с учебником, атласом, с дополнительными источниками информации. Составлять и презентовать реферат. Участвовать в дискуссии, решении проблемных вопросов.


16

Что изучает география культуры

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Карты мира -политическая, атлас

п.16, вопр. с 72

24.12

17

География религий

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Карты мира -политическая, атлас

п.17, вопр. с 77

14.01

18

Цивилизации Востока

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Карты мира -политическая, атлас

п.18, вопр. с 81

21.01

19

Цивилизации Запада

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Карты мира -политическая, атлас

п.19, вопр. с 84

заполнить табл

28.01

Политическая карта мира

4



20

Формирование политической карты мира

1

Комбинированный урок

тест

Карты мира -политическая, атлас

п.20, вопр. с 89 заполнить табл

15.02

21

Государство - главный объект политической карты

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Карты мира -политическая, атлас

п.21, вопр. с 93

22.02

22

Типы государств

1

Комбинированный урок Пр.р.№3

Фронтальный опрос

Карты мира -политическая, атлас

п.22, вопр. с 97

29.02

23

Политическая география и геополитика

1

Комбинированный урок Пр.р.№4

Фронтальный опрос

Карты мира -политическая, атлас

п.23, вопр. с 102

07.03

География мировой экономики

12


Мировая экономикака как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики. Деление стран на аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике. Научно-техническая революция. Международное разделение труда. Международная специализация государств и роль в этом географических факторов. Промышленность мира. Отрасли.




24

Структура мировой экономики.

1

Урок усвоения новых знаний Пр.р.№5

Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей. Оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.

Работа с картами, в т.ч. с контурной. Работа с таблицами, схемами, картосхемами. Составление таблиц, схем, диаграмм, графиков. конспектов.

Самостоятельная работа с учебником, атласом, с дополнительными источниками информации. Составлять и презентовать реферат. Участвовать в дискуссии, решении проблемных вопросов

тест

Карты мира -политическая, атлас

п.24 вопр.с.109

14.03

23

Научно-техническая революция

1

Урок усвоения новых знаний

Фронтальный опрос

Карты мира -политическая, атлас

Записи в тетради

23.03

26

Международное разделение труда.

1

Урок усвоения новых знаний

Фронтальный опрос

Карты мира -политическая, атлас

п.25 вопр.с.113

04.04

27

Горнодобывающая промышленность.

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Карты мира -политическая, атлас

п.26 вопр.с.120

11.04

28

Энергетика

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Карты мира -политическая, атлас

п.26 вопр.с.120

18.04

29

Обрабатывающая промышленность

1

Комбинированный урок Пр.р.№6

Фронтальный опрос

Карты мира -политическая, атлас

п.27 вопр.с.126

25.04

30

Сельское хозяйство

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Карты мира -политическая, атлас

п.28 вопр.с.132

16.05

31

Транспорт и сфера услуг

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Карты мира -политическая, атлас

п.29 вопр.с.138

23.05

32

Контрольная работа № 3 «География мировой экономики»

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Карты мира -политическая, атлас

п.30 вопр.с.144

30.05

05.10, 02.05, 09.05 - понедельник выходной день - за счет резервного времени

Литература:

  1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 10-11 кл.: учеб. пособ. - М.:Дрофа, 2011. - 318 с.

  2. Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 10 класс.- М.: ВАКО, 20010.-320 с.

  3. Климанова О.А. Наумова А.С. Олимпиады по географии. 6-11 кл.: Метод. пособ. - 2-е изд.- М.: Дрофа, 2010. - 208 с.

  4. Лиознер В.Л. Митрофанова И.Б. Поурочные разработки по географии: 10 класс.- М.: изд-во «Экзамен», 2010. - 191 с.

  5. Перлов Л.Е. 10 класс: Дидактические карточки-задания по географии. М.: изд-во «Экзамен», 2009 - 192 с.

  6. Яковлева Н.В.9-11 класс: проектная деятельность учащихся. - Волгоград: Учитель, 2008.-142 с.

  7. Яковлева Н.В.10-11 класс: уроки с использованием информационных технологий. - Волгоград: Учитель, 2011.-138 с.


© 2010-2022