- Преподавателю
- География
- Рефлективные отчеты по применению семи модулей Кембриджской Программы обучения
Рефлективные отчеты по применению семи модулей Кембриджской Программы обучения
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чарапиева А.А. |
Дата | 01.02.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Чарапиева Айнагуль Амангельдыновна Портфолио учителя Отчет А
Группа №3 3-го уровня
Город Кокшетау 16.05.2013 год
Рефлективный отчет
об использовании одного модуля Программы
в планировании серии последовательных уроков
«Обучение критическому мышлению»
Цель обучения ребёнка состоит в том,
чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя.
Э. Хаббард
Посмотрите на ребенка, увлеченного какой-то сказкой, на архитектора, проектирующего небоскреб, или на программиста, занимающегося отладкой компьютерной программы. Почему их лица кажутся такими серьезными, такими озадаченными? Все они «погружены в размышления». Однако слово «погружены», думается, не совсем точно описывает процесс мышления - возможно, сказать: «ищут в размышлении знаний» было бы правильней. ( "Психология критического мышления" автора Халперн Дайана)
Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление - тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление - необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.
Поскольку конструктивную основу модуля «Обучение критическому мышлению» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов - осмысление - рефлексия», при составлении среднесрочного планирования эти стадии прослеживались на всех этапах серии последовательных уроков, которые я проводила в период практики.
Но перед тем я провела наблюдения на предмет определения выраженности интереса к учебным дисциплинам среди 6-11 кл. Поскольку мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Наблюдения дали следующие результаты - рейтинг школьного предмета «География» к старшим классам значительно снижается. Но при этом пик познавательного интереса в 6 классе высокий это 100% объясняется повышенным интересом учащихся к новому для них предмету, который вполне закономерно отвечает их насущным потребностям в познании окружающего мира.
Возрастные особенности шестиклассников характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. Что характерно в данном классе стремление к лидерству среди учащихся составляет 81%.
На этапе вызова для актуализации уже имеющихся знаний применяла приемы географический диктант, «Тонкие и толстые вопросы», «Жокей и лошадь», «Мозговой штурм», где активное участие принимали все дети, и давалась возможность высказаться всем ребятам, но на вопросы высокого порядка затруднялись отвечать дети со средней успеваемостью Асель, Жаксылык, Ерболат отвечали, но не совсем по существу, с легкостью справлялись с заданиями дети с высоким уровнем обученности: Таня, Наташа, Асхат, Диана.
Успехом пользовался метод «ЗХУ», к примеру на тему «Подземные воды» мне понравилось конкретика Сергея «Знаю»- вода, содержащаяся в земной коре называются подземными. «Хочу узнать»-как вода проникает в землю. «Узнал»- что подземные воды могут использоваться в лечебных целях. Иными словами, обучающиеся проделывают все процедуры для эффективного усвоения урока. (Руководство для учителя. Обучение как поиск и поиск для обучения, стр 34).
На стадии осмысления, я использовала прием «Отсроченная отгадка» и прием «Лови ошибку», где детям необходимо было в первом случае отгадать, о чем идет речь (ключевое слово темы), которая раскрывается в ходе изучения нового материала и во втором случае работа в парах, где ребята должны были сконцентрировать свое внимание в работе с дидактическими карточками.
Ученики не обучаются изолированно. Существует актуальное сегодня понятие «учебное сообщество», при котором ученики и учителя позиционируют себя как обучающиеся. В подобной среде обучающихся поощряется работа сообща, взаимоподдержка и командный дух. (Руководство для учителя. Новые подходы в преподавании и обучении стр. 142)
В целях ознакомления форм и методов работы, я провела вводный урок и познакомила детей с правилами и формами работы по данной программе. Деление на новые группы осуществлялась в течении всех 4-х последовательных уроков. Всего в классе обучается 16 детей и деление производилось на 4 группы по разнообразным принципам к примеру по цветным жетоном и т.д . Если в целом говорить о классе, то класс в свою очередь, делился на микрогруппы, поэтому возникали сложности в том плане, как деление на группы и не по признакам «друзья», а в случайные группы.
Недоумение детей выражались в вопросах «как», «почему», «а можно» и т.д. Но этот барьер общения дети преодолели сразу в первый день урока, за исключением конечно двух девочек это Наташи с высоким уровнем обученности и Камиллы с низким уровнем обученности. Так получилось, что они попали в одну группу и в силу темперамента Камилы, ее гиперактивность и стремление к лидерству и напротив Наташа лидер, последовательная и аккуратная в работе не сработались. За период работы в группе над созданием флипчарта Камилла, не считаясь с мнениями остальных в группе пыталась сама в одиночку справиться с заданием. Здесь пришлось подключиться мне и еще раз напомнить о правилах работы в группе.
Чем хороша групповая работа, она позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями способствовал выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Все это приводит к появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Я заметила, что до того как я внедрила в практику идеи семи модулей, на уроке с традиционной формой обучения, дети со средними способностями редко отвечали на уроках проявляя некоторую осторожность по изложению своих мыслей. Но при применении новых подходов в преподавании и обучении произошли значительные сдвиги дети раскрылись, стали более уверенными Эммануил, Владимир, Жаксылык. Я убедилась, что работа в группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно.
Очень увлеченно дети работали с кластером, в группе распределяли функции кто за что отвечает, к примеру, Ш.Виктор ребенок с диагнозом ЗПР включился в работу внимательно слушая своих товарищей и даже помогал найти ответ в учебнике. И по завершению урока даже переступил барьер своего упорного молчания и вступил в диалог со мной о своих впечатлениях. Я была приятно удивлена этому пусть небольшому прогрессу Виктора.
Дети свободно могли оценивать друг друга, выставлялись оценки по 5-балльной системе по готовым критериям. При заполнении оценочных листов дети старались быть объективными но не все, поэтому возникали недоумения между детьми: почему? Как? За что?. Но все вопросы были исчерпаны, когда я еще раз объяснила детям суть оценивания , что важно здесь не сама оценка, а определение этапа , на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться и установления , как лучше достигнуть необходимого уровня. (Руководство для учителя. Оценивания для обучения. стр. 163)
На своих уроках я нацеливаюсь на то чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от учащихся. При этом ответы принимались, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является для меня правило: «Любое мнение учащегося ценно».
Один из уроков провела в форме диспута, использовала универсальный приём "Хорошо-плохо, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие. Формирует: умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»); умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.
Детей поделила на четыре группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи» и «наблюдатели» Первые обвиняли (ищут минусы), вторые защищали (ищут плюсы), третьи пытались разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус») и четвертые давали свою оценку, анализировали работу всех групп.
Эта форма работы подстегнула учащихся поскольку он носил состязательный характер. Наташа очень обрадовалась, что попала в группу «защитников», поскольку она точно знает, что хочет стать в будущем адвокатом и уже даже имеет навыки оперировать юридической терминологией. В группе «прокуроров» детей которых мне было трудно разговорить на прошлых уроках Асель, Эммануил, Ш. Вова очень уверенно предъявляли свои аргументы, что меня поразило насколько они оказывается могут последовательно и умело излагать свои мысли. И в процессе диспута результатом успешного достижения поставленной задачи я считаю было обеспечение диалогического общения между учащимися «Ученик-ученик» к примеру «прокуроры» задавали встречный вопрос адвокатам. Такая форма урока позволила, во-первых, вовлечь в непринужденный, живой разговор учеников. Во-вторых, учат высказывать свое мнение и обосновывать его. В-третьих, приучает к диалогу, т.е. обучает вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, искать и спокойно приводить доводы, а это все важно для нас сейчас в современных условиях.
На заключительной фазе урока, названой рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается. Поскольку большое внимание на уроках уделяется, прежде всего, изложению нового материала. Часто бывает, что на детальную рефлексию практически не остается времени. На первых порах детям, было трудно свыкнуться к тому, что после каждого изученного нового материала я могла задавать вопросы к примеру: «Какая информация привлекла Ваше внимание?», «Что Вы делали для того, чтобы выделить основную мысль прочитанного текста?» и т.д.
Еще большую растерянность среди детей было предложение поделиться в парах или в группе мнениями о возникших по ходу урока вопросах. Ответы в этом случае не отличались разнообразием и смысловой насыщенностью. Мало кто из учеников может задать вопросы классу или учителю о возникших трудностях в усвоении нового материала или его интересных моментах. Большая часть задаваемых вопросов - из разряда поясняющих или фактологических. Все это свидетельствовало о том, что рефлексия в обучении не может проводиться спонтанно.
Поэтому при разработке урока я учитывала систематичность на всех этапах работы, а также регулярности и методической последовательности. Учащиеся с удовольствием составляли синквейны, заполняли самостоятельно таблицы ЗХУ, метод «Рюкзак», «До- после», Увеличение умственной нагрузки на уроках географии заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. .
В настоящее время наша школа, как и многие другие, оснащена прекрасным компьютерным классом. С появлением в школе мультимедийных дисков по предметам появилась дополнительная возможность использования компьютерных технологий на уроках географии. Использование ИКТ при обучении критическому мышлению позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. Компьютер становится посредником между учителем и учеником, позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе.
Ученик, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала используя интернет-ресурсы.. Я применила форму тренажер-тестирования для закрепления знаний по теме «Гидросфера», также работа по составлению презентации В этом проявляется главное преимущество ИКТ как одна из важнейших элементов развития критического мышления. Но к сожаленью использование ИКТ на уроках географии приходится не часто из-за загруженности кабинета информатики.
В ходе проведения опроса учащиеся поделились своими впечатлениями по данным урокам к примеру:
Асель Б «Я теперь не боюсь, что скажу, что-нибудь не то, и буду выглядеть смешно».
Камила Р «Я научилась слушать и соглашаться, когда бываю не права.»
Ерболат «…, я получаю не только знания, но и учусь высказывать свою мысль».
Тaким обрaзом, дaнные наблюдения позволяют сделaть вывод о том, что использование приемов технологии критического мышления может служить средством формирования ключевых компетентностей не только школьников но и самих учителей, чего требует от нас данная Программа обучения.
•формировать собственные суждения;
•разумно дискуссировать;
•работать в группах;
•выслушивать различные мнения;
•мыслить свободно и независимо.
Подводя итоги своей практики хочется, отметить следующее, что на мой взгляд, модуль развития критического мышления помогает выстроить совместную деятельность с учениками так, чтобы поиск и творчество давали возможность реализоваться каждому ученику. В процессе рaботы все использованные приемы постепенно "переходят в руки" самому обучающемуся: он начинает реально обучать себя сaм.
Что получилось: активность в обсуждении, защите, самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков. Дети стали задавать больше актуальных вопросов ,более вдумчиво читать, выделять основные мысли, активно общаться. Более способные ученики получили возможность развитию их интеллектуального потенциала, у более слабых детей повысилась мотивация к обучению через новые подходы в обучении.
Какие были трудности: не все учащиеся в силу слабого развития мыслительных процессов готовы работать самостоятельно в рамках данного модуля; затрачивается большое время на реализацию всех стадий урока (не всегда удается вместить классический вариант технологии в 45 минут).
Что изменю: Проводя анализ своих уроков, решила в будущем применять новые подходы в обучении, взяв за основу элементы развития критического мышления через диалог
Поскольку важнейшей моей задачей является научить ученика самостоятельности, умению добывать знания, выражать и уметь анализировать свою точку зрения .
Использованная литература:
1.Руководство для учителя.(Обучение как поиск и поиск для обучения, стр 34).
2.Руководство для учителя (Новые подходы в преподавании и обучении стр. 142)
3. (Руководство для учителя. Оценивания для обучения. стр. 163)
4. Психология критического мышления (автор Халперн Дайана)
5.Интернет ресурсы.
6