Рефлективные отчеты по применению семи модулей Кембриджской Программы обучения

Рефлективный отчет об использовании одного  модуля Программы в планировании серии последовательных уроков «Обучение критическому мышлению»                                                                                    Цель обучения ребёнка состоит в том,                                                                                       чтобы сделать его способным                                                                             развиваться  дальше без помощи учителя.            ...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чарапиева Айнагуль Амангельдыновна Портфолио учителя Отчет А

Группа №3 3-го уровня

Город Кокшетау 16.05.2013 год


Рефлективный отчет

об использовании одного модуля Программы

в планировании серии последовательных уроков

«Обучение критическому мышлению»


Цель обучения ребёнка состоит в том,

чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи учителя.

Э. Хаббард

Посмотрите на ребенка, увлеченного какой-то сказкой, на архитектора, проектирующего небоскреб, или на программиста, занимающегося отладкой компьютерной программы. Почему их лица кажутся такими серьезными, такими озадаченными? Все они «погружены в размышления». Однако слово «погружены», думается, не совсем точно описывает процесс мышления - возможно, сказать: «ищут в размышлении знаний» было бы правильней. ( "Психология критического мышления" автора Халперн Дайана)

Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление - тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление - необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.
Поскольку конструктивную основу модуля «Обучение критическому мышлению» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов - осмысление - рефлексия», при составлении среднесрочного планирования эти стадии прослеживались на всех этапах серии последовательных уроков, которые я проводила в период практики.

Но перед тем я провела наблюдения на предмет определения выраженности интереса к учебным дисциплинам среди 6-11 кл. Поскольку мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Наблюдения дали следующие результаты - рейтинг школьного предмета «География» к старшим классам значительно снижается. Но при этом пик познавательного интереса в 6 классе высокий это 100% объясняется повышенным интересом учащихся к новому для них предмету, который вполне закономерно отвечает их насущным потребностям в познании окружающего мира.

Рефлективные отчеты по применению семи модулей Кембриджской Программы обученияРефлективные отчеты по применению семи модулей Кембриджской Программы обучения

Возрастные особенности шестиклассников характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. Что характерно в данном классе стремление к лидерству среди учащихся составляет 81%.

На этапе вызова для актуализации уже имеющихся знаний применяла приемы географический диктант, «Тонкие и толстые вопросы», «Жокей и лошадь», «Мозговой штурм», где активное участие принимали все дети, и давалась возможность высказаться всем ребятам, но на вопросы высокого порядка затруднялись отвечать дети со средней успеваемостью Асель, Жаксылык, Ерболат отвечали, но не совсем по существу, с легкостью справлялись с заданиями дети с высоким уровнем обученности: Таня, Наташа, Асхат, Диана.

Успехом пользовался метод «ЗХУ», к примеру на тему «Подземные воды» мне понравилось конкретика Сергея «Знаю»- вода, содержащаяся в земной коре называются подземными. «Хочу узнать»-как вода проникает в землю. «Узнал»- что подземные воды могут использоваться в лечебных целях. Иными словами, обучающиеся проделывают все процедуры для эффективного усвоения урока. (Руководство для учителя. Обучение как поиск и поиск для обучения, стр 34).

На стадии осмысления, я использовала прием «Отсроченная отгадка» и прием «Лови ошибку», где детям необходимо было в первом случае отгадать, о чем идет речь (ключевое слово темы), которая раскрывается в ходе изучения нового материала и во втором случае работа в парах, где ребята должны были сконцентрировать свое внимание в работе с дидактическими карточками.

Рефлективные отчеты по применению семи модулей Кембриджской Программы обученияРефлективные отчеты по применению семи модулей Кембриджской Программы обучения

Ученики не обучаются изолированно. Существует актуальное сегодня понятие «учебное сообщество», при котором ученики и учителя позиционируют себя как обучающиеся. В подобной среде обучающихся поощряется работа сообща, взаимоподдержка и командный дух. (Руководство для учителя. Новые подходы в преподавании и обучении стр. 142)

В целях ознакомления форм и методов работы, я провела вводный урок и познакомила детей с правилами и формами работы по данной программе. Деление на новые группы осуществлялась в течении всех 4-х последовательных уроков. Всего в классе обучается 16 детей и деление производилось на 4 группы по разнообразным принципам к примеру по цветным жетоном и т.д . Если в целом говорить о классе, то класс в свою очередь, делился на микрогруппы, поэтому возникали сложности в том плане, как деление на группы и не по признакам «друзья», а в случайные группы.

Недоумение детей выражались в вопросах «как», «почему», «а можно» и т.д. Но этот барьер общения дети преодолели сразу в первый день урока, за исключением конечно двух девочек это Наташи с высоким уровнем обученности и Камиллы с низким уровнем обученности. Так получилось, что они попали в одну группу и в силу темперамента Камилы, ее гиперактивность и стремление к лидерству и напротив Наташа лидер, последовательная и аккуратная в работе не сработались. За период работы в группе над созданием флипчарта Камилла, не считаясь с мнениями остальных в группе пыталась сама в одиночку справиться с заданием. Здесь пришлось подключиться мне и еще раз напомнить о правилах работы в группе.

Рефлективные отчеты по применению семи модулей Кембриджской Программы обученияРефлективные отчеты по применению семи модулей Кембриджской Программы обучения

Чем хороша групповая работа, она позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями способствовал выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Все это приводит к появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Я заметила, что до того как я внедрила в практику идеи семи модулей, на уроке с традиционной формой обучения, дети со средними способностями редко отвечали на уроках проявляя некоторую осторожность по изложению своих мыслей. Но при применении новых подходов в преподавании и обучении произошли значительные сдвиги дети раскрылись, стали более уверенными Эммануил, Владимир, Жаксылык. Я убедилась, что работа в группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно.

Очень увлеченно дети работали с кластером, в группе распределяли функции кто за что отвечает, к примеру, Ш.Виктор ребенок с диагнозом ЗПР включился в работу внимательно слушая своих товарищей и даже помогал найти ответ в учебнике. И по завершению урока даже переступил барьер своего упорного молчания и вступил в диалог со мной о своих впечатлениях. Я была приятно удивлена этому пусть небольшому прогрессу Виктора.

Дети свободно могли оценивать друг друга, выставлялись оценки по 5-балльной системе по готовым критериям. При заполнении оценочных листов дети старались быть объективными но не все, поэтому возникали недоумения между детьми: почему? Как? За что?. Но все вопросы были исчерпаны, когда я еще раз объяснила детям суть оценивания , что важно здесь не сама оценка, а определение этапа , на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться и установления , как лучше достигнуть необходимого уровня. (Руководство для учителя. Оценивания для обучения. стр. 163)

На своих уроках я нацеливаюсь на то чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от учащихся. При этом ответы принимались, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является для меня правило: «Любое мнение учащегося ценно».

Один из уроков провела в форме диспута, использовала универсальный приём "Хорошо-плохо, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие. Формирует: умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»); умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

Детей поделила на четыре группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи» и «наблюдатели» Первые обвиняли (ищут минусы), вторые защищали (ищут плюсы), третьи пытались разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус») и четвертые давали свою оценку, анализировали работу всех групп.

Эта форма работы подстегнула учащихся поскольку он носил состязательный характер. Наташа очень обрадовалась, что попала в группу «защитников», поскольку она точно знает, что хочет стать в будущем адвокатом и уже даже имеет навыки оперировать юридической терминологией. В группе «прокуроров» детей которых мне было трудно разговорить на прошлых уроках Асель, Эммануил, Ш. Вова очень уверенно предъявляли свои аргументы, что меня поразило насколько они оказывается могут последовательно и умело излагать свои мысли. И в процессе диспута результатом успешного достижения поставленной задачи я считаю было обеспечение диалогического общения между учащимися «Ученик-ученик» к примеру «прокуроры» задавали встречный вопрос адвокатам. Такая форма урока позволила, во-первых, вовлечь в непринужденный, живой разговор учеников. Во-вторых, учат высказывать свое мнение и обосновывать его. В-третьих, приучает к диалогу, т.е. обучает вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, искать и спокойно приводить доводы, а это все важно для нас сейчас в современных условиях.

На заключительной фазе урока, названой рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается. Поскольку большое внимание на уроках уделяется, прежде всего, изложению нового материала. Часто бывает, что на детальную рефлексию практически не остается времени. На первых порах детям, было трудно свыкнуться к тому, что после каждого изученного нового материала я могла задавать вопросы к примеру: «Какая информация привлекла Ваше внимание?», «Что Вы делали для того, чтобы выделить основную мысль прочитанного текста?» и т.д.

Еще большую растерянность среди детей было предложение поделиться в парах или в группе мнениями о возникших по ходу урока вопросах. Ответы в этом случае не отличались разнообразием и смысловой насыщенностью. Мало кто из учеников может задать вопросы классу или учителю о возникших трудностях в усвоении нового материала или его интересных моментах. Большая часть задаваемых вопросов - из разряда поясняющих или фактологических. Все это свидетельствовало о том, что рефлексия в обучении не может проводиться спонтанно.

Поэтому при разработке урока я учитывала систематичность на всех этапах работы, а также регулярности и методической последовательности. Учащиеся с удовольствием составляли синквейны, заполняли самостоятельно таблицы ЗХУ, метод «Рюкзак», «До- после», Увеличение умственной нагрузки на уроках географии заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. .

В настоящее время наша школа, как и многие другие, оснащена прекрасным компьютерным классом. С появлением в школе мультимедийных дисков по предметам появилась дополнительная возможность использования компьютерных технологий на уроках географии. Использование ИКТ при обучении критическому мышлению позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. Компьютер становится посредником между учителем и учеником, позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе.

Ученик, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала используя интернет-ресурсы.. Я применила форму тренажер-тестирования для закрепления знаний по теме «Гидросфера», также работа по составлению презентации В этом проявляется главное преимущество ИКТ как одна из важнейших элементов развития критического мышления. Но к сожаленью использование ИКТ на уроках географии приходится не часто из-за загруженности кабинета информатики.

Рефлективные отчеты по применению семи модулей Кембриджской Программы обученияРефлективные отчеты по применению семи модулей Кембриджской Программы обучения

В ходе проведения опроса учащиеся поделились своими впечатлениями по данным урокам к примеру:

Асель Б «Я теперь не боюсь, что скажу, что-нибудь не то, и буду выглядеть смешно».

Камила Р «Я научилась слушать и соглашаться, когда бываю не права.»

Ерболат «…, я получаю не только знания, но и учусь высказывать свою мысль».

Тaким обрaзом, дaнные наблюдения позволяют сделaть вывод о том, что использование приемов технологии критического мышления может служить средством формирования ключевых компетентностей не только школьников но и самих учителей, чего требует от нас данная Программа обучения.

•формировать собственные суждения;

•разумно дискуссировать;

•работать в группах;

•выслушивать различные мнения;

•мыслить свободно и независимо.

Подводя итоги своей практики хочется, отметить следующее, что на мой взгляд, модуль развития критического мышления помогает выстроить совместную деятельность с учениками так, чтобы поиск и творчество давали возможность реализоваться каждому ученику. В процессе рaботы все использованные приемы постепенно "переходят в руки" самому обучающемуся: он начинает реально обучать себя сaм.

Что получилось: активность в обсуждении, защите, самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков. Дети стали задавать больше актуальных вопросов ,более вдумчиво читать, выделять основные мысли, активно общаться. Более способные ученики получили возможность развитию их интеллектуального потенциала, у более слабых детей повысилась мотивация к обучению через новые подходы в обучении.

Какие были трудности: не все учащиеся в силу слабого развития мыслительных процессов готовы работать самостоятельно в рамках данного модуля; затрачивается большое время на реализацию всех стадий урока (не всегда удается вместить классический вариант технологии в 45 минут).

Что изменю: Проводя анализ своих уроков, решила в будущем применять новые подходы в обучении, взяв за основу элементы развития критического мышления через диалог

Поскольку важнейшей моей задачей является научить ученика самостоятельности, умению добывать знания, выражать и уметь анализировать свою точку зрения .

Использованная литература:

1.Руководство для учителя.(Обучение как поиск и поиск для обучения, стр 34).

2.Руководство для учителя (Новые подходы в преподавании и обучении стр. 142)

3. (Руководство для учителя. Оценивания для обучения. стр. 163)

4. Психология критического мышления (автор Халперн Дайана)

5.Интернет ресурсы.

6


© 2010-2022