Авторская работа Интерактивное путешествие по родному краю

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторская работа по теме:


«Интерактивное путешествие

по родному краю».




Работу выполнила:

МКОУ Коптевская ООШ

Новоспасский район

Артюшина Юлия

Анатольевна












Содержание С.


Введение …………………………………………………………………. 3

Глава I. Теоретическая обоснованность работы

1.1.Что такое интерактивное обучение? ……………………………….. 6

1.2. Основные характеристики "интерактива"…………………………. 8

1.3. Краеведение в процессе изучения географии……………………... 13

1.4. Роль интерактивных занимательных игр в краеведческом

образовании………………………………………………………….. 17

Глава II. Практическая обоснованность работы

2.1. Интерактивное путешествие по Новоспасскому району …………. 19

2.2. Краеведческая викторина «Знаешь ли ты свой родной край»……. 25

2.3. Что такое план местности…………………………………………... 29

2.4. . Тема: "Лучшая туристическая фирма года"……………………… 31

Заключение……………………………………………………………….. 34

Список литературы………………………………………………………. 36







Введение.


Быстрое изменение содержания и характера профессиональной

деятельности педагога на основе внедрения современных ИКТ требует иногоуровня и характера образования. В условиях развития инновационной

экономики, обновления системы образования России (национальная

образовательная инициатива «Наша новая школа», ФГОС нового поколенияи др.) задача эффективного использования информационно-

коммуникационных технологий обретает повышенную важность.

Я как педагог не могу не задумываться над тем, что ожидает наших учеников в будущем. И я знаю, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий.

Давайте попробуем представить себе школу будущего. Школу «информационного века». Это школа, в которой педагоги делают все, чтобы каждый учащийся стал личностью, ответственным и знающим гражданином, способным решать новые, не встречавшиеся ранее задачи, быстро находить, осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

Совместная работа, сотрудничество школьников и педагогов выходят за традиционные рамки урока и внеклассных мероприятий. Все шире используется виртуальная коммуникация. Самостоятельная работа школьника, его работа в группе, обмен материалами с учителем и другими партнерами происходят не только в реальном общении, но и через Интернет.

Основным содержанием учебной работы становится творческая деятельность. Каждый ребенок вовлекается в процесс создания лично значимого для него общественно-полезного учебного продукта. Все, что создают школьники, - все их фото- и видеоматериалы, презентации, мультимедиа-композиции, видеозаписи докладов и выступлений - становится составной частью индивидуальных достижений. Главным становится освоение каждым учеником самостоятельного собственного знания, овладение новыми способностями, наиболее востребованными в данный момент обществом.

Современный уровень педагогических технологий предполагает:

- необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;

- осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом;

- возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

Опыт работы, изучение современных педагогических технологий, уровень развития науки в области образования, компьютеризация школ позволили использовать ИКТ (информационно-компьютерные технологии) в обучении географии на уроках, на краеведение и во внеклассной деятельности.

Актуальность. Педагогические возможности компьютера и интерактивной доски (как средств обучения) по ряду показателей превосходят возможноститрадиционных средств реализации учебного процесса. В частности, интерактивная доска и система оперативного контроля знаний совмещают всебе возможности разнообразных средств наглядности, тренажерныхустройств, технических средств контроля и оценки результатов учебнойдеятельности и вытесняют устаревшие средства обучения (плакаты, макеты, диапроекторы, кодоскопы, обычные магнитофоны, киноустановки и т.д.).

Использование современных мультимедиа и интерактивныхтехнологий в преподавании школьных предметов позволяет повыситьнаглядность и эргономику восприятия учебного материала, чтоположительно отражается на учебной мотивации и эффективности обучения.

Интерактивные и мультимедиа технологии обогащают процессобучения, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинствочувственных компонент обучаемого.

Интерактивные и мультимедиа технологии интегрируют в себе

мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить

среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым

относятся в первую очередь информационная и коммуникативная.

Образовательные информационные технологии открывают принципиальноновые методические подходы в системе общего образования, имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронныеучебники и книги, а также собственные разработки, позволяют учителюповысить эффективность обучения. Незаменимым помощником учителя впоиске и получении информации, а также средством общения с коллегамистановится Интернет.

В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой сниженияуровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работатьсамостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что дети теряют

интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Только

творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенностьмногообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность.

Использование интерактивных и мультимедиа технологий при

подготовке и проведении уроков дают возможность:

 индивидуализировать учебный процесс, приспособить его к

личностным особенностям и потребностям учащихся;

 организовать учебный материал с учетом различных способов учебной

деятельности;

 компактно представить большой объем учебной информации, четко

структурированной и последовательно организованной;

 усилить визуальное восприятие и облегчить усвоение учебного

материала;

 активизировать познавательную деятельность учащихся

(использование элементов анимации, компьютерного конструирования

позволяет школьникам получить не только знания, но и

первоначальные учебные навыки при изучении конкретного предмета).

Средства тестового контроля знаний, встроенные в мультимедиа

курсы, облегчают деятельность учителя и создают эффективную обратнуюсвязь, необходимую для того, чтобы учащиеся могли быть уверены вправильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Более того, игровые компоненты, включенные в мультимедиа курс, активизируют познавательную деятельность учащихся и содействуют эффективному

усвоению материала.

Интерактивные и мультимедиа технологии уже доказали свою

эффективность в школьном образовании. Предоставляя разнообразные

выразительные средства для отображения учебной информации в сочетании

с интерактивностью, мультимедиа обеспечивает качественно новый уровень

обучения.

Круг пользователей: учителя и учащиеся общеобразовательных школ.

Цели:

повышение качества знаний по предмету;

расширение кругозора учащихся о малой Родине;

повышение интереса учащихся к изучению географии посредством создания собственных мультимедийных проектов.

Основные задачи:

- развивать умения и формировать

- познакомить учащихся с историческим наследием Новоспасского района , с богатствами природных ресурсов своей малой Родины;

- вовлечь учащихся в творческую деятельность по созданию мультимедийных проектов по предмету.

Ожидаемые результаты: повышение качества знаний, интереса учащихся, расширение их кругозора, сформированность знаний, умений и навыков по созданию мультимедийных проектов.

Гипотеза Если применять на уроках географии интерактивные формы обучения, то это будет способствовать повышение познавательной деятельности учащихся.

В своей выпускной работе я предлагаю интерактивное путешествие по Новоспасскому району.





  1. Теоретическая обоснованность проекта.

1.1.Что такое интерактивное обучение?

Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков.

Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Современные учебники, пособия для учителей позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание и другие виды познавательной деятельности. Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем. В связи с этим остро стоит вопрос о целенаправленной работе по развитию учащихся - интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых, познавательных умений. Наилучшие результаты при решении этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений, результативности и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленного взаимодействия и организации педагогической среды, т.е. применения педагогической технологии (системы работы учителя). В последние года разработаны технологии, которые призваны решать ряд проблем, возникающих перед учителем.

К таким технологиям можно отнести:

- технологию гуманно-личностного образования Ш.А. Амонашвили;

- интенсивного развивающего обучения Л.В. Занкова;

- проблемного обучения А.М. Матюшкина.

Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересным, значимым и для педагога и для учащегося?

Педагогика предлагает различные пути: воспитание ответственности, развитие мотивации, адаптирование учебного материала к учебным возможностям учащего и др. Современная образовательная ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения.

Сегодня в самом общем виде определен обязательный минимум содержания обществоведческого образования выпускников школы. Учителям стал известен перечень основных дидактических единиц. Постепенно складываются представления о том, что делать на уроках обществознания, чему обучать. Однако по-прежнему учителей и методистов волнует вопрос, как преподавать и обучать, как учить и учиться.

Основные методические инновации связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Этот подход оказался для меня наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации учащихся к изучению математики, формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей учащихся.

Интерактивное обучение - это обучение, погруженное в общение. При этом "погруженное" не означает "замещенное". Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информации, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Традиционно выделяется три стороны общения.

- информативную (обмен информацией);

- интерактивную (выработка стратегии и координация совместных действий индивидов);

- перцептивную (адекватное восприятие и понимание друг друга).

Общение полноценно, когда в нем присутствуют все три названные стороны.

Общение может проходить как на вербальном, так и невербальном уровне.

Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, такие как - устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели; воображения (в данном случае имеется в виду умение ставить себя на место других). В условиях общения активно протекают процессы самоконтроля, отчетливее осознаются "провалы" и "сомнительные места" (те части материала, которые не один из партнеров не может воспроизвести). В процессе общения происходит воспитание культуры чувств и эмоций, развитие способности к сочувствию, сопереживанию, способностей управления своим поведением, познать самого себя.

Сотрудничество рассматривается психологией как особая форма человеческих взаимодействий, требующая учета многих факторов (уровня сплоченности коллектива, наличия действенной обратной связи, реакции на конфликтные ситуации, готовности к взаимообмену, взаимопомощи и т.д.).

Психические механизмы совместной деятельности опираются на фундаментальные личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении. В возрастной периодизации детей Д.Б. Эльконина особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Значимость общения со сверстниками является ведущим видом деятельности для подростков 10-15 лет.

Структуру учебных взаимодействий можно рассматривать с разных точек зрения. Прежде всего, взаимодействие учителя и ученика связаны с формой организации учебной деятельности индивидуальной, фронтальной и групповой.

В первых двух случаях построение аналогичное (учитель - ученик), отличие в масштабе реализации. Групповая форма организация учебной деятельности имеет более сложную структуру. Здесь в процессе учебных взаимодействий устанавливаются продуктивные связи не только между педагогом и учащимися, но и внутри ученического коллектива. Таким образом, с точки зрения интерактивности именно групповая форма оказывается более эффективной и насыщенной, хотя это по-разному может сказаться на результативности учебного процесса.

Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ организации совместных усилий учащихся по решению поставленной на уроке учебно-познавательной задачи.

Групповая форма обучения должна одновременно решать три основных задачи:

· конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

· коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

· социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

1.2. Основные характеристики "интерактива".

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.

Что представляют собой формы интерактивного обучения?

Технологии интерактивного обучения.

1)Работа в парах.

2)Ротационные (сменные) тройки.

3)Карусель.

4)Работа в малых группах.

5)Аквариум.

6)Незаконченное предложение.

7)Мозговой штурм.

8)Броуновское движение.

9)Дерево решений.

10)Суд от своего имени.

11)Гражданские слушания.

12)Ролевая (деловая) игра.

13)Метод пресс.

14)Займи позицию.

15)Дискуссия.

16)Дебаты.

В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее известные из них - "большой круг", "вертушка", "аквариум", "мозговой штурм", "дебаты".

Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на уроках или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Так, например, нет смысла в групповом обсуждении вопроса о том, каким должно быть наказание за хищение или какой должна быть ставка налога. Важно также, чтобы уровень обсуждаемой проблемы позволял перейти от узко экономических (правовых, политических и пр.) вопросов к широкой постановке проблемы. Эта проблема должна быть актуальной, интересной и значимой для учащихся. Так, при обсуждении правовых аспектов обществознания предметом группового обсуждения может стать спорная законодательная норма (например, об альтернативной военной службе), судебное решение или документ (фрагмент из Гражданского, Семейного, Трудового, УК, УПК кодексов). В этом случае предметом группового обсуждения будет вопрос о соответствии правовых норм или судебных решений международным стандартам в вопросах защиты прав и свобод человека.

При работе с учениками 6-8 классов уместнее начинать с наиболее простых форм групповой работы ("вертушка", "большой круг", "аквариум"). Это формы совместного обсуждения проблемы и выработки общего решения. Они позволяют ребенку не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и услышать аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. В обществоведческом образовании это особенно актуально, ибо вопросы культурологии, политики, права всегда неоднозначны и требуют от человека не только логического мышления, но толерантности, уважения к чужому мнению.

Наиболее простая форма группового взаимодействия - "большой круг". Работа проходит в три этапа.

Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.

Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту - включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием "большого круга" оптимален в случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать законопроекты или инструкции, локальные нормативно-правовые акты.

"Аквариум" - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему "перед лицом общественности". Малая группа выбирает того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Вы и все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название приема - "аквариум".

Что дает этот организационный прием школьникам?

Он дает возможность школьникам увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть:

- как они общаются,

- как реагируют на чужую мысль,

- как улаживают назревающий конфликт,

- как аргументируют свою мысль и т. д. Как же на практике осуществлять интерактивное обучение? Перечислим некоторые правила, которые полезно учесть, приступая к организации интерактивного обучения на уроках обществознания.

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики). С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения.

С другой стороны, освоение учителями активных методов обучения просто невозможно без непосредственного включения учителей в те или иные формы. Можно прочитать горы литературы об активных методах обучения, но научиться им можно только попробовав их непосредственно, только путем личного участия в игре, мозговом штурме или дискуссии.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все пришедшие на урок психологически готовы к "непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много, не более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.

Правило четвертое. Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами, для учеников должен быть создан максимальный физический комфорт. Столы лучше поставить "елочкой", чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены пособия или раздаточные материалы, необходимые для творческой работы.

Правило пятое. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения, будут уважать право каждого на свободу слова и т. д.

Правило шестое. Деление участников семинара на группы лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:

- контролирует ход работы в группах;

- отвечает на вопросы;

- регулирует споры, порядок работы;

- в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе.

Совместная деятельность учащихся эффективна не только для уроков формирования знаний или умений, не менее эффективно применение групповых форм для повторительно - обобщающих уроков. Изученный материал дает обширную информацию для повторного анализа, уточнений, систематизации, выводов по теме. Используются формы групповой работы: уроки-конференции, математический бой, уроки-консультации. Наиболее сложная, но зато и наиболее эффективная форма на этом этапе изучения темы - дискуссия.

По окончании работы в группах во многих случаях необходима организация межгруппового общения (с целью выяснения общей картины, построения системы, обобщения, обеспечение возможности для рефлексии и взаимооценки). Это - дополнительная возможность организовать обучение общению (культура речи, логика, искусство спора и т.д.).

Как показывает опыт, групповая работа - форма организации деятельности, а главным все же остается содержание деятельности групп. Поэтому необходимо решать задачу наиболее эффективного использования этой формы работы, т.е. нужно создавать условия для развития мышления, материал отбирать по принципу "от простого - к сложному". Для работы в группе после отработки первичных умений нужно предусмотреть задания конструктивного, творческого характера.

Использование в работе технологии интерактивного обучения дает

ученику:

· развитие личностной рефлексии;

· осознание включенности в общую работу;

· становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

· развитие навыков общения;

· принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

· повышение познавательной активности

классу:

· формирование класса как групповой общности;

· повышение познавательного интереса;

· развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

учителю:

· нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

· формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.


  1. Краеведение в процессе изучения географии.

Развитие краеведения в школе даёт возможность теснее связать воспитание и образование молодёжи с практикой повседневного труда, с жизнью местного населения, с его задачами в построении демократического общества. Краеведение приобретает огромное значение потому что, занимаясь им, учащиеся глубоко познают особенности природных условий, население, хозяйство данной местности, даёт им отчётливое и всестороннее представление об окружающей среде, познание исторического прошлого своей малоРодины.

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история - это история людей; корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны.

В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина. Занятие краеведением помогает школьникам глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры", "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (статья 44, часть 3; статья 58).

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных

социально-педагогических задач нашего времени. Так, изучая со школьниками историю села, они познакомятся с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

Одна из проблем, связанных с изучением в школе прошлого родного края, как и истории Отечества и мира в целом, - разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп и структур.

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определённой территории - своего края под руководством учителя. При этом выполняю две задачи:

1) всестороннее изучение своего края и накопление краеведческого материала;

2) использование этого материала на уроках географии.

На уроках географии по изучению родного края работаю с учащимися над созданием образа территории, на которой мы живём. И в этом мне помогают разнообразные формы организации учебной деятельности, а так же различные источники информации.

Обязательное использование краеведческого материала в обучении физической и экономической географии России даёт возможность ясного восприятия и осмысленного запоминания нового о своём крае, запоминания ранее изученного. Это обязывает меня как учителя географии чаще, чем учителей других предметов, проводить экскурсии в природу, на производственные предприятия и к наиболее интересным памятникам культурного наследия, тем самым непосредственно воздействуя на эмоциональную сферу личности школьника. Это влияние наиболее ценно, т. к. согласно высказыванию великого педагога К. Д. Ушинского, «Знания и убеждения мертвы без чувств и эмоций».

В совокупности эти формы работы помогают внедрить краеведческий принцип обучения. Для этого разработала по каждому классу использование краеведческого материала на уроках географии и внесла в тематическое планирование по предмету.

Опыт показывает, что обучение географии родного края должно быть глубоко увязано с содержанием основного курса географии России. Поэтому при планировании учебного материала определяю степень интеграции содержания и объём часов.

Краеведческая основа обучения даёт возможность выполнить две важные дидактические функции:

1) опираясь на изученные географические объекты и явления, характерные для своего края, конкретизировать и углублять изучаемые темы о природе, населении и экономике России;

2) дать учащимся возможность при изучении почти всех тем из общих разделов природы, населения и экономики России получить стройную систему знаний о географии своего края.

Использование краеведческого принципа помогает школьникам лучше понять особенности окружающей природы и хозяйственной

деятельности населения и уяснить, что свой край - это неотъемлемая часть всей России.

Найти оптимальные методы и средства, позволяющие активизировать познавательный интерес учащихся. Подвести их к пониманию того, что краеведение пронизывает все стороны жизни человека.

Это задачи, которые я ставлю перед собой на каждом уроке и во внеурочной деятельности. Уверена, что ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение в результате получения хорошей оценки. Если ученик не видит смысла в учебной работе, не осознает цель, не понимает и не принимает задачи, поставленные учителем, то он учится по принуждению.

В системе стимулирую процессы самообучения, организую в учебном и воспитательном процессе информационно-учебную, экспериментально-исследовательскуюдеятельность, обеспечиваю возможность самостоятельной учебной деятельности и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий. Используя электронный материал, включаю работу с интерактивными тестами, при выполнении которых обучающийся себя проверяет, сразу же получив оценку, которую ставит ему компьютер.

На уроках и во внеклассных занятиях можно наблюдать в классе совместную деятельность обучаемых в процессе познания, освоения учебного материала. Каждый ребенок на таких уроках вносит индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, умения, навыки, но и развивать свои коммуникативные умения.

При изучении «Географии Ульяновской области» интерактивные технологии помогают поддерживать интерес школьников к родной природе, этнографии, охране природы родного края.

Использование краеведческого образования традиций и обычаев народа, позволяет раскрывать перед учащимися пути рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, что служит важным условием формирования глубокого и сознательного отношения к экологическим проблемам, как родного края, так и всей Земли.

Понимая, что учитель должен находиться в постоянном поиске инноваций, внедрять их в свою работу, нахожу новые технологии, приемлемые для сельской школы.

В настоящее время на первое место в моей работе выходят технологии с использованием компьютера. Информационно-коммуникативные технологии оказывают заметнее влияние на содержание, формы и методы обучения, используемые мной на современном этапе. В нашей школе работает прекрасный компьютерный кабинет (10 компьютеров, объединенных в локальную сеть), у обучающихся дома также все больше появляются компьютеров.

Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, осуществлять принципы доступности, индивидуальности, самостоятельности. Электронное учебное пособие активизирует учебно-познавательную деятельность и позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, что дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор. Внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Я разработала и провела уроки с использованием электронных пособий в 9 классе по теме «Северный Кавказ», в 8 классе «Географическое положение Ульяновкой области», «Реки Ульяновской области».

В своей работе провожу уроки, полностью задействовав информационные возможности. Для чего освоила программы и совместно с учителем информатики научила этому своих учеников. На уроках используются программы Microsoft: Word; приложения PowerPoint.

Создание презентаций с помощью компьютерной программы MicrosoftPowerPointпозволило повысить мотивационную деятельность на уроках. Презентация, созданная с помощью данной программы, при необходимости может меняться, дополняться или переделываться.

Использование таких программ позволяет мне расширять кругозор обучаемых, активизировать их познавательную деятельность, получить как можно больше информации за меньшее время, а самое главное - уметь самостоятельно находить нужную информацию.

Творческая работа на уроках географии занимает особое место. Каждому культурному и образованному человеку важны географические знания, особенно знания о своей стране, своем крае. В настоящее время наряду с выполнением программных работ по географии в практике преподавания я стала использовать творческие работы учащихся. Эти работы все чаще обучаемые выполняют в электронном виде. Творческие работы обучаемых позволяют судить о их кругозоре, ориентируя обучаемых на работу с дополнительными источникам географических знаний. И снова на помощь приходит информационный ресурс.

Результатом стала позитивная динамика качества знаний учащихся. За последние года в классах, она выглядит следующим образом:

Авторская работа Интерактивное путешествие по родному краю

2009г. 2010г. 2011г. 2012г.





  1. Роль интерактивных занимательных игр в краеведческом образовании.

Решение проблем регионального подхода к обучению требует, как известно, от учителей серьёзной подготовки. И здесь необходимо не только иметь достаточно глубокие и широкие знания о родном крае, определить место краеведческого материала в учебно-воспитательной работе по природоведению, географии и т.п., проанализировать содержание школьных программ с точки зрения регионального подхода, внести в программную структуру соответствующие коррективы для более широкого привлечения родиноведческих знаний, но и продумать методы и формы активизации познавательного интереса обучаемых к своей малой родине. Активность в обучении это дидактический принцип, требующий от учителя любого предмета такой постановки процесса обучения, который способствует воспитанию у учащихся инициативности и самостоятельности, прочному и глубокому освоению знаний, выработки определенных умений и навыков.

В настоящее время дидактика общеобразовательной школы большое внимание уделяет разработки интерактивных организационных форм, которые реализуют принципы развивающего обучения. Среди многообразных форм социально-психологического воздействия на учащихся педагоги выделяют и эффективно используют различные игры, которые рассматривают как тренинг, предполагающий обязательное развитие продуктивно творческого мышления.

Урок, построенный в игровой форме, изменяет приоритеты в учебном процессе от усвоения знаний и умений к развитию и формированию личности со всех сторон. На таком уроке применение знаний и умений требуется на протяжении всего урока. В процессе игрового обучения изменяется сам стиль и характер общения по типу "ученик - ученик". Изменяется функция педагога. Педагог становится организатором, координатором и консультантом на уроке. В игре каждый ученик перестаёт быть незамеченным в отличие от традиционного урока. От каждого требуется новое творческое начинание.

Игра - один из самых увлекательных видов работы, которая всегда вызывает у учащихся бурю эмоций, пробуждает интерес друг к другу. Содержание, принятые обязательства, правила способствуют развитию познавательной активности, повышают внимательность и работоспособность.

Игровые приёмы и формы обучения особенно актуальны в условиях сельской малокомплектной школы, потому что они содействуют развитию учеников, формируют образ региона на основе изученного материала и тем самым развивают представления, свойственные любой образованной личности.

К игровым формам урока относятся ролевые, имитационные, деловые и другие игры. В каждой из них учащиеся выступают в различных ролях.

Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и своей ролью, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержание игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.

Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени.

Современные технологии открывают новые возможности в реализации личностно ориентированного подхода к обучению, в основе которого лежит умение школьников самостоятельно приобретать знания и умения. В наш информационный век возможности обучения неограниченны как во времени, так и в пространстве (с помощью компьютера можно получить самую современную информацию о любом уголке земного шара, виртуально путешествовать по разным природным объектам, странам).

Специфика информационных технологий заключается в том, что они пре­доставляют пользователю - ученику и учителю - огромные возможности: ин­формация в сетях - базовая информа­ция на серверах, разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных центров, высших учебных заведений, музеев, архивов и др., а также инфор­мация на дисках.

Компьютерные технологии позволя­ют сделать учебный процесс более эф­фективным, дают возможность учащимся самостоятельно изучать материал родного края, создают среду для творческого самовы­ражения учащихся и учителя. Также они помогают эффективно управлять в сфере образования: оперативно полу­чать, отсылать, хранить и обрабаты­вать информацию, подготавливать пре­зентационные материалы и т. д.

Систематическое использование на уроках персонального компьютера (ПК) приводит к значительному улучшению ка­чества преподавания: повышаются уро­вень использования наглядности на уроке, производительность урока. Использование компьютера позволяет легче устанавли­вать межпредметные связи.







Глава II. Практическая обоснованность работы.

2.1."Интерактивное путешествие по Новоспасскому району".

Свой вклад в экономическое и культурное развитие края вносит каждый житель, гордящиеся не только общими успехами, но и своими собственными делами и достижениями, преобразованием своего края, того «своего», что получило название «чувство родной земли».

На местном материале легче всего воспринимаются и формируются географические понятия. И не только! Самое главное, воспитывается в детях любовь к родному краю, чувство гордости за свою Малую Родину.

Свою задачу вижу в том, чтобы каждый ученик научился видеть красоту природы родного уголка, красоту творений рук человека, живущего рядом. Через изучение достопримечательностей родного края у детей формируется любовь к Малой Родине, гордость за свой район, его природу и хозяйство, понимание того, что Новоспасский район и своё родное село Коптевка - частица великой России.

Цели и задачи экскурсии:
1.Знакомство с прошлым, осмысление настоящего и перспективы будущего своей малой Родины, изучение исторического материала по теме.
2. Воспитание чувства любви к малой Родине.
3. Фотографирование основных достопримечательностей поселения.
4. Оформление экскурсионного маршрута.
5. Проведение экскурсий по прекрасным местамНовоспаскому району, знакомство с его историей.
При выборе маршрута придерживалась следующих принципов:
-доступность маршрута для посещения;
-достаточная посещаемость населением и гостями;
-эмоциональная насыщенность и информационная емкость маршрута.

Первый пункт маршрута. Троицкий Сунгур.
"В селе ТроицкийСунгур Новоспасского района среди обычного смешанного леса на небольшой полянке затаилось удивительное дерево - с листьями березы, но бархатным стволом черного цвета. Об этом природном феномене - черной березе - ходят легенды.

«Среди березок беленьких
растет березка черная
листвою шелестя.
Березка необычная,
березонька чудесная
стоит и шепчет нам...»

Удивительной черной березе жители Новоспасского района посвящают стихи. А школьники проводят здесь занятия по природоведению. В сунгурском лесу это необычное дерево обнаружили 30 лет назад. Теперь место, где растет черная береза, считается особо охраняемой территорией.

ВАвторская работа Интерактивное путешествие по родному краю Новоспасском районе ходит легенда о черной березе. Появление этого необычного дерева связывают с одиночеством и трагической любовью местной девушки. «Пусть бы я стала древом жалостным, чтобы горе мое люди видели и вместе плакали».

У ученых - свои предположения. Возможно, птицы занесли к нам семена из других регионов.
- Несколько предположений - что есть такие березы в Карелии. А еще версия - что произошла мутация.

Высокое раскидистое чудо-дерево растет вместе с лиственницей и белоствольными сестрами. Говорят, во всей Ульяновской области нет больше берез с черными бархатистыми стволами."

Второй пункт маршрута. Маркина гора.

Давным-давно, когда только началось заселение Новоспасского, это были 1740-1750 гг., через посёлок шло два тракта, на Москву и Оренбург, по этим дорогам беспрерывно ехали с товарами, торговлю вели купцы. Один человек по имени Марк поселился на горе. Тогда вся гора была покрыта дремучим лесом. Марк поселился с несколькими, такими же как он, товарищами. Кто он был? Об этом никто не знал: то ли беглый солдат, то ли крепостной. Но эти люди скрывались от преследования. Поселились они в землянках и начали разбойничать: грабили купцов, отбирали деньги, товары, продукты, так как надо было чем-то жить. Купцы были недовольны, неоднократно обращались к власти. Неоднократно навещали жандармы Новоспасское, но заходить вглубь леса боялись. А разбои учащались, стали уже по-крупному забирать.
Тогда купцы обратились в Симбирск. И когда оттуда прислали солдат, чтобы поймать Марка, его уже не нашли. Видимо, Марк имел своих людей в селе, и был ими предупреждён. Нашли только землянки да утварь для жития: казаны, посуду, одежду. След от землянок надолго сохранился. Потом эти землянки служили убежищем для нищих, обездоленных людей. Со временем они обветшали, разрушились, обвалились.
Со временем и лес вырубили, он стал редким, а потом остались пеньки да кустарники. Гора совсем оголилась где-то в 50-60 годы. Да и в Новоспасском в те далекие времена было всё совсем по-другому. Речка была полноводная, глубокая. В речке водилось много рыбы, по речке плавали на лодках и плотах. По течению речки было много водяных мельниц. Речка имела высокие берега. В берегах водились стрижи и ласточки. Речка служила источником воды, а вода была чистая. И часто можно было видеть людей, которые переезжали на лодках, плавали в лодках по речке. Зимой устраивали различные развлечения на льду, устраивали карусели: ставили колесо, прибивали жердь, к жерди - санки, колесо крутили, и по кругу носились с бешенной скоростью санки. Катались на коньках. Увлекались почти все парни и даже некоторые девушки.
В те далёкие времена в Новоспасском жила одна вдова - ХвостушкинаЕАвторская работа Интерактивное путешествие по родному краювдокия. Осталась она с двумя сыновьями. И однажды эта вдова удивила всех жителей: родила дочь неизвестно от кого, от кого родила не говорила. Назвала дочь Марьей. Вдова справно вела хозяйство, подросли сыновья, помогали ей, очень они любили свою сестру. А

сестра была на диво: белокурая, голубоглазая, очень веселая, певунья и плясунья. Но ещё на удивление всем была лихой наездницей, каталась на коньках, косила так, что не всякий парень мог за ней угнаться. На льду её никто не мог обогнать. Многие парни на неё заглядывались. Но она ни на одном не останавливала свой выбор. Однажды к помещику приехали гости. Катались по реке, ездили в лес, бывали на базарах, в церкви. вот один из гостей увидел Марию. Он был поражен ее красотой. Узнав чья она, пришёл к ним. Семья была напугана, особенно братья. Они не хотели, чтобы сестра была несчастна.
А бывало так, что красивых девушек забирали в барский дом, развлекались ими до поры до времени, а потом посылали на черную работу: убирать коров, свиней.
Барин им объяснил, что он не с плохим настроем пришёл. Он хочет взять её в жёны. Но Мария была крепостной. Владелец мог её просто отдать или подарить этому господину.
Братья этого не хотели. Решили, что Марии нужно бежать. Но вступилась мать. Она спросила Марию: согласно ли она выйти за него замуж. Девушка была согласна, так как этот парень ей нравился. Тогда мать сказала, что она у нас не бедная. Мы можем её выкупить да ещё и приданое дать.
Братья недоумевали: откуда деньги. И вот, когда договорились, что Мария выйдет замуж за барчука, мать с дочерью пошли в одно укромное место, разрыли землю под деревом, оттуда вынули железный сундук. В нем оказались деньги, много денег, дорогие украшения. Мать сказала: «Это всё твоё. Это от отца».Раньше мать боялась открывать тайну: могли обвинить её в воровстве, в связи с Марком.А теперь она не боялась, знала силу барчука. Он в обиду не даст.
Выдали Марию за барина, оказалось, что у неё богатое приданое. А со временем и мать уехала с сыновьями куда-то под Москву. Как будто там купили дом себе, братья женились, имели землю, скот, жили исправно. Но иногда Мария со своим мужем приезжали в Новоспасское, катались по речке на лодке, на лошадях. Она была такой же озорной и лихой наездницей. Но она никогда не забывала о бедных и обиженных. Говорят, что она дала средства, чтобы построить первую школу. Все думали, что это дочь Марка-разбойника.
Рассказы о доброте Марка до сих пор живы.
Однажды в Маловке, а в те времена это была большая деревня, в страдную пору, когда солнце палило нещадно, веяли горячие ветры, случился пожар. Дома оАвторская работа Интерактивное путешествие по родному краюстались только дети и старики. Остальные уезжали в поле убирать хлеб. Иногда там и ночевали. Пожар охватил сразу несколько домов. Справиться с пожаром не смогли: всё было из дерева и соломы. Почти половина деревни сгорела. Когда подоспели с поля, спасать было уже нечего. Остались одни пепелища. Пожар это всегда беда. А в те времена - целое бедствие. Чтобы опять построить дом, нужны были средства. А их и не было. Погорельцам помогали только люди. И часто было так: надевали суму и шли по деревне. Люди знали, что такое пожар, и поэтому делились последним. Погорельцы просидели всю ночь на пепелище, выплакав все слёзы. И вот как только начало рассветать, подошёл какой-то человек, он поочерёдно подходил от одних погорельцов к другим и отдавал им деньги. Люди не успели опомниться, как человек исчез. Кто он был? То ли Марк, то или ещё кто из его шайки - никто не знал, знали только то, что это имено человек от Марка.
Когда посчитали деньги, то оказалось, что хватит построить дом, да ещё на другие нужды останется. Люди встали на колени и долго молились, что Господь-бог послал им такого человека, который помог им. Люди Марка и он сам часто бывали на ярмарках, которые проходили в Новоспасском, слушали разговоры крестьян, узнавали все новости. Часто крестьяне находили на подоконнике и на пороге деньги утром рано. Это была помощь от Марка тем, у кого лошадь пала или корова. А иногда помогал тем, у кого случалось какое-то несчастье в доме. Видимо, Марк сам пережил много, много хлебнул горя, а поэтому очень хорошо знал жизнь бедного люда. Поэтому и делился награбленным, знал, что у богатых купцов не убудет.
Сколько лет жил здесь Марк - никто не знает. Знают только, что людей он не оставлял в беде.
Голодяевка - это прозвище от помещицы, которая была владельцем этого села. Эта помещица прославилась своей жестокостью на всю Россию. Последний раз было предупреждение ей о грубом отношении к крестьянам, иначе отберут поместье. Прославилась эта помещица тем, что своих крестьян она доводила до крайности. Беднее не было во всей округе крестьян. Кормила она их, как скот. Наливали похлебку из муки, в общее корыто на столе, и вот из этого корыта хлебали. Ходили крестьне босиком до самых морозов.
Избы топились по-чёрному, т. е. дым выходил через дверь, а не трубу, так тепла сохранялось больше, вокруг печки на ночь расстилали солому, ложились на неё, одевались шубняками, тулупами, одеял никаких не было.
Утром эту солому опять сжигали. Много умирало детей от недоедания. Хлеба хватало только до Нового года. А потом кое-как и чем-нибудь питались. Шли в наймы к богатым: убирали скот, шли на мельницу, т. е.куда-либо, чтобы только выжить.
И однажды летом произошёл такой случай, что потряс всю губернию. Барыня заставляла всех работать, даже детей. Дети собирали ягоды, пасли гусей, свиней, телят, пололи цветники. Однажды одна девочка, шести лет, пасла гусей. Заигралась и не увидела, как гуси зашли в цветник и пощипали цветы. Барыня так разгневалась, что приказала девочку привязать к столбу у навозной кучи, где было много мух. Стояла жара. Девочка изнывала от жары, мухи тучами садились на лицо, руки, ноги. Все открытые места превратились в раны. Сначала девочка кричала, потом уже и голос потеряла, только стонала. Когда отвязали, её нельзя было узнать. И это всё делал исправник барыни, он был не лучше, по своей жестокости, барыни.
Мать не допускали. Девочке смазали лицо каким-то снадобьем. Лишь на другой день мать её взяла. Вся она была опухшая. А через несколько дней пропал исправник. Нашли его потом в лесу у дороги, привязанным к дереву, с кляпом во рту. Он был весь голый, его также искусали комары и мухи. Сколько он висел, неизвестно.Только когда его отвязали, он был без чувств. Это был ему урок за жестокость. Это сделали люди Марка.
Видимо, поэтому имя Марка стало бессмертным, потому что хорошие дела не забываются.

Третий пункт маршрута. Суруловская лесостепь.

(УРОЧИЩЕ ЗИМИНА ГОРА)

Памятник природы Суруловская лесостепь (урочище Зимина гора) образован в соответствии с постановлением Ульяновского облисполкома от 23 декабря 1989 г. за N 552. Он находится на границе Радищевского и Новоспасского районов к югу от сел Суруловка и Зыково, к востоку отс. Александровки и к западу и северо-западу от с. Юрьевки и располагается в лесных кварталах NN 85-88, 90 Соловчихинского лесничества на площади 334 га.Суруловская лесостепь один из наиболее интересных и крупных памятников природы Ульяновской области, которой заинтересовался еще в конце прошлого века известный русский ботаник Д.И.Литвинов. Основу этой территории составляет большая возвышенность, известная под народным названием «отмал», что значит «белые горы», с абсолютными отметками высот 340-353 м над у. м. Это одно из наиболее возвышенных мест в Ульяновской области и на Приволжской возвышенности вообще. Возвышенность имеет склоны различной крутизны с преобладающими северными, западными и восточными экспозициями. Вершина возвышенности прикрыта лишь маломощными песчаниками сызранской свиты палеогена, которые располагаются на поверхности верхнего мела. Соответственно разнообразию коренных геологических пород, имеются различия и в почвах . Растительный и животный мир Суруловской лесостепи представляет огромный интерес потому, что на вершине возвышенности и в верхних частях склонов располагаются древние леса. В коренной степи встречаются колонии диких одиночных пчел - важнейших опылителей дАвторская работа Интерактивное путешествие по родному краюикорастущих и сельскохозяйственных растений, имеются и другие редкие и полезные насекомые, например бабочки. Кроме того, на степных склонах есть поселения редких для Ульяновской области и ценных в промысловом отношении позвоночных животных - сурков, занесенных в Красную книгу РСФСР. Все это делает Суруловскую лесостепь очень ценным памятником природы.

Четвертый пункт маршрута. Село Коптевка «Барский колодец».

ТАвторская работа Интерактивное путешествие по родному краюочной даты появления этого колодца никто не помнит. Он появился на свет давным-давно - в бытность барыни Чертковой Е.И., в честь которой он назван « Барским». Усадьба Дуни- барыни располагалась неподалеку на горе. По воспоминаниям старожилов: «Лучше воды, чем в «Барском колодце», во всем селе не было». В былые времена за колодцем постоянно ухаживали: чинили и чистили. Собирались мужчины не только изблиз лежащих домов, но и со всего села. Живительная влага его утоляла жажду не только помещицы, но и жителей села. В крещенскую ночь коптевцы собирались возле колодца с различными ёмкостями, чтобы после освящения набрать святой воды, потому что она считалась самой полезной и целительной. Более ста лет приходили сюда и стар и млад.

Авторская работа Интерактивное путешествие по родному краю

2.2. Невозможно построить интерактивное занятие без занимательных вопросов. Мне довелось учиться у Великого учёного - краеведа

В.Г.Гниловского. Книга, «Занимательное краеведение», явилась настольной книгой для изучения природных богатств края, различных «тайн» и загадок, необыкновенных возможностей находок и открытий.

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОЙ РОДНОЙ КРАЙ?»

Предмет (направленность): краеведение.

Возраст детей: 7-9 классы

Место проведения: вне класса.

Цели викторины:

1. Воспитание гражданского чувства патриотизма у подрастающего поколения.

2. Расширение краеведческих знаний обучающихся по географии

3. Привлечение детей к самостоятельной работе по поиску и изучению различных материалов для расширения собственного кругозора с помощью интернет - ресурсов.

Задачи:

выявление уровня знаний обучающихся по краеведению;

изучение природы, истории малой Родины;

воспитание любви к малой Родине;

поддержка творческого и интеллектуального потенциала обучающихся в исследовательской деятельности.

Предлагаемая краеведческая викторина проводится для обучающихся 7-9-х классов как внеклассное мероприятие.

Викторина «Знаешь ли ты свой родной край?»

1.Самая крупная река Ульяновской области?

а) Волга

б)Сызранка

в) Томышёвка

2. Какая река является притоком Волги?

а) Свияга

б) Большой Черемшан

в) Сызранка

3. В какой природной зоне находитсяУльяновкая область?

а) пустыня

б) лесостепь

в) тундра

4. Какие полезные ископаемые добывают вУльяновской области?

а) каменный уголь

б) пески

в) нефть

5. Рыба, которая не водится в водоёмах Ростовской области?

Авторская работа Интерактивное путешествие по родному краю


а) рыба-пила

Авторская работа Интерактивное путешествие по родному краю


б) окунь

Авторская работа Интерактивное путешествие по родному краю


в) лещ


6. Какое растение не растет в Ульяновской области?


Авторская работа Интерактивное путешествие по родному краю

а) рожь

Авторская работа Интерактивное путешествие по родному краю

б) типчак

Авторская работа Интерактивное путешествие по родному краю

в) ковыль

7. Какое животное Ульяновской области занесено в Красную книгу?


а) суслик

Авторская работа Интерактивное путешествие по родному краю

Авторская работа Интерактивное путешествие по родному краю


б) тушканчик


в) выхухоль

Авторская работа Интерактивное путешествие по родному краю

8. Самый главный город Ульяновской области?

Авторская работа Интерактивное путешествие по родному краю


а) Димитровград


Авторская работа Интерактивное путешествие по родному краю

б) Сенгилей

Авторская работа Интерактивное путешествие по родному краю


в) Ульяновск


С какой республикой граничит Ульяновская область?

а) Татарстан

б) Мордовия

в) Колмыкия

10.Какие отрасли сельского хозяйства развиты в Ульяновской области?

а) виноградарство

б) скотоводство

в)зерноводство


2.3. Что такое план местности.


Цели урока: - сформировать понятие «план местности»;

-дать знания о способах изображения земной поверхности, о различии в

изображении местности на рисунке, фотоснимке, плане.

Оборудование урока: аэрофотоснимки, картины «План местности», «Вид местности», физическая карта мира.


Ход урока:

1. Организация учащихся на урок.

11. Изучение нового материала.

Эпиграф к уроку:

Он на листок бумаги похож,

Нашей Земли очень умный чертеж.

Место запомни, дружок, наизусть

Где расположена ...

На основе рассказа учитель знакомит ребят с основными способами изображения местности на рисунке, аэрофотосним:ке, снимке из космоса, плане местности, используя, при этом оборудование урока и форзац 1 учебника.

В ходе беседы учитель ставит перед ребятами следующие вопросы:

1. Людям каких профессий для решения каких задач могут понадобиться изображения местности?

2. Где предметы более похожи на их действительный вид на местности?

3. Изображены ли на плане предметы местности, которые не видны на аэрофотосъемке? Какие это предметы?

4. По какому из этих изображений можно узнать название села, реки, а в лесу - породы деревьев?

5. Какое из изображений дает больше сведений и удобнее для изучения и использования местности?

Далее учащиеся знакомятся непосредственно с планом местности, записывая в тетрадь его определение:

Планом местности называют чертеж, который изображает земную

поверхность сверху в уменьшенном виде с помощью

условных знаков.

Кроме того, в тетради учащиеся записывают отличительные особенности планa местности:

1. План мeстности -это чертеж.

2. Все крупные предметы изображены сверху.

3. По плану местности можно получить большие информации:

-названии сел, улиц, рек и т.п.;

-о направлении на север, юг, запад, восток;

-о течении peк;

-о высоте земной поверхности.

Составление плана местности возможно лишь с помощью условных знаков.

Условные знаки - это своего рода азбуки плана местности. Без знания их нельзя понять изображение местности на плане без знания букв нельзя прочитать книгу. Изображение объектов местности на планe передается с помощью условных топографических знаков. Главные требования к условным заключаются, во-первых, в их простоте; во-вторых, в непохожести друг на друга и, в-третьих, в том, что изображенные напоминают сами предметы. Цвет тоже является свойством условных знаков. Он не только придает наглядность плану местности обогащает его содержание.

Далее учитель знакомит ребят с условными знаками, используя географический атлас.

III.3акрепление изученного материала.

Знание условных знаков закрепляется в после тренировочных упражнениях разной сложности, позволяют постепенно запомнить сначала отдельные условные знаки, а затем их небольшие сочетания.

Задание: Замените слова в приведенном ниже рассказе условными знаками, используя; атлас.

От пристани на реке мы пошли по лугу до деревянного моста. Перешли его и пошли по шоссе вдоль железной дороги начался смешанный лес. Выйдя к линии электропередачи свернули на просеку. Идти пришлось долго. Наконец расступился, и мы вышли к озеру, берега которого местами оказались заболоченными. Вскоре мы подошли к дому лесника-цели нашего пути.

Задание по выявлению умышленных ошибок на плане предполагает формирование у учащихся умения представить себе местность, даже и нереальную.

IV. Домашнее задание:

§ 3, придумать задание, подобное заданию на уроке.

V. Дополнительные задания (если осталось время на уроке).

1. Начертите в тетради "'горизонт в виде круга и обозначьте на нем начальными буквами названия четырех главных сторон горизонта (север обозначьте сверху чертежа).

2. Вы сидите лицом к югу. Покажите, где будет восток, где запад, где югo- запад и северо-запад.

3. Вы идете в направлении на юго-восток. Какая сторона горизонта находится от вас справа?

4. В каком направлении идет улица, на которой в полдень не бывает тени домов?

2.4. Тема: "Лучшая туристическая фирма года"

Урок проводится в курсе "Региональная география ".

Подготовительный этап

На предыдущем уроке класс был разбит на 4 смешанных (с позиций уровня обученности учащихся) групп. Каждая группа должна будет представлять туристическую фирму, поэтому группой разрабатывается: название фирмы, логотип фирмы и её девиз, выбирается президент туристической фирмы (являющийся капитаном команды), туристический маршрут по одному из 4 городов Ульяновской области.; составить кроссворд о достопримечательностях своего города не более чем в 7 слов.

Туристический маршрут оформляется в наглядной форме. Учитель может предложить образец выполнения туристического маршрута по какой-либо стране, и учащиеся, по аналогии или самостоятельно, готовят свои варианты маршрутов по выбранной стране.( Использование интерактива)

Для того, чтобы составить кроссворд, группа должна хорошо знать достопримечательности "своего" города, поэтому учитель рекомендует соответствующую литературу, из которой учащиеся могли бы почерпнуть необходимый материал для подготовки данного задания.

Из группы сильных учащихся отбирается 3 человека в жюри, которые следят за регламентом выступления и оценивают работы групп.

При распределении заданий выдаются требования, распечатанные на принтере.

I. Требования к содержанию раскрытия проблемы:

1. Продемонстрировать аргументированность изложения материала.

2. Показать умения анализировать, обобщать и делать выводы.

3. Использовать региональную карту и заранее подготовленную наглядность.

II. Требования к предоставлению работы:

1.Чёткость изложения.

2. Соблюдение регламента.

3. Оригинальность оформления и изложения своего вопроса.

III. Требования к поведению участников ярмарки:

1. Участие в презентации всех сотрудников фирмы.

2. Корректность поведения при обсуждении проблем.

В начале попросим присутствующие фирмы представиться.

Целью игры является решение основного вопроса: Чем знаменательны города Ульяновской области?

Ход игры.

Ведущий: Сегодня наше занятие мы посвящаем туризму - это одна из самых молодых форм, которая в современных условиях возросшего благосостояния, культурных запросов населения, развитого транспорта, получила широкое развитие

Наш сегодняшний урок мы проведём в виде ярмарки. Ярмарка - это периодически действующий рынок, т.е. рынок, собирающийся регулярно в одно и тоже время года, в определённом месте, на определённый срок. Цель ярмарки - дать возможность её участникам - экспонентам выставить образцы своего производства, продемонстрировать новые достижения с целью заключения торговых и др. сделок.

На нашей ярмарке представлены три ведущие туристические фирмы, которые сегодня предложат свои самые знаменитые маршруты, разработанные силами своих сотрудников. Вместе попробуем определить лучшую туристическую фирму года, но при своей презентации они должны соблюсти ряд требований (огласить требования, которые должны быть отпечатаны и находится на столах у рабочих групп и жюри).

В начале попросим присутствующие фирмы представиться.

I конкурс: "Визитная карточка".

Каждая группа представляет свою "визитную карточку", состоящую из названия туристической фирмы, её логотипа, девиза и представления президента фирмы.

Время презентации 2-3 минуты. Максимальное количество баллов - 5.

II конкурс: "Туристический маршрут".

Каждая группа представляет свой оригинальный маршрут по выбранному городу представляя наглядный материал, изготовленный собственными руками или другой, что менее предпочтительно.

Время ответа 5-7 минут. Максимальное количество баллов - 10.

III конкурс: "Неизвестные нам города, а может и …".

Команды обмениваются заранее подготовленными кроссвордами.

Время работы -5 минут.

Максимальное количество баллов - 7 (за каждый правильный ответ - 1 балл).

IV конкурс: "Реклама".

Из набора слов составить рекламу. Слова:

город, счастье, трава, автомобиль, шум, палатка.

Время работы - 5 минут. Максимальное количество баллов - 7.

Заключительный этап.

По окончании игры, жюри присуждает I, II, III места командам-участницам по вышеописанным категориям. При выведении итоговой отметки каждого ученика за урок учитывается степень его работы в группе (эта отметка обсуждается и выставляется группой) и, соответственно, место, занятое этой группой в игре.





Заключение


Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Таким образом, освоение учителем проблемно-поисковых методов -это и есть, самый верный путь к организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а значит, интерактивного обучения.

Для развития творческих способностей учителю сегодня очень важно от репродуктивных методов обучения перейти к продуктивным, когда ученик должен не только показывать понимание изучаемого явления, но и решать задачи, вскрывая причинно-следственные связи между ними, уметь связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.

При этом для обеспечения максимально самостоятельной творческой деятельности учащихся учителю необходимо ограничиться лишь направляющим воздействием, исходя из того, что любой ребенок стремится к успеху и никогда, как утверждает известный психолог Селестен Френе, "не устает от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям".

Для создания ситуации успеха на учебном занятии необходимо придерживаться следующих правил:

- все ученики способны усвоить материал, овладеть умениями и навыками;

- ученики должны знать, что учитель верит в них;

- учитель должен поощрять познавательную активность, делать акцент на понимание, а не на механическое запоминание, ни в коем случае не давать знания в готовом виде, а использовать проблемно-поисковый подход в обучении: например, предлагать учащимся продолжить мысль, сделать по аналогии, включить ассоциативное мышление - одним словом, создать для ребят ситуацию успеха, чтобы способствовать развитию интеллектуальной, творческой, предметно-практической сфер, то есть становлению личности в целом;

- важен психологический климат на уроке; способность учителя удивлять, привносить элемент необычности.

Систематическое проведение уроков географии с использованием интерактивных методов и ИКТ даёт возможность сделать вывод о том, что задача развития творческих способностей учащихся успешно решается. Одним из главных достижений педагогической деятельности считаю создание на уроке ситуации успеха, что позволяет активизировать развитие творческих способностей, стимулировать их проявление, а также способствовать повышению результатов обучения учащихся.

При использовании интерактивной доски обычный урок становится более эффектным, повышается динамичность урока, открывается возможность видео действия, возможность оперативного получения информации. Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.







Список литературы:


  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе - М.: 2005г

  2. Волкова,П.И. Симбирско-Ульяновкое краеведение в вопросах и ответах : учебно-методическое пособие.-2изд. В 2 ч., - Ульяновск УИПКПРО,2013.- 104с.

  3. Гроголь, Н.В. Игровая педагогика как средство воспитания в урочное и неурочное время // Білім берудегі менеджмент=Менеджмент в образовании. - 2005. - № 2. - С. 170-177.

  4. Географическое краеведение: нетрадиционные формы обучения: методическое пособие/под общей ред. П.И.Волковой.- Ульяновск: УИПКПРО, 2003. - 60с.

  5. Географическое краеведение: учебное пособие для 6-9 кл. общеообразовательных учреждений /под ред. Т.Б.Баранова, Н.В..- Ульяновск: УИПКПРО, « Корпорация технологий продвижения»,2002.-240с.

  6. Особо охраняемые природные территории Ульяновской области/под ред.В.В.Благовещенского. - Ульяновск: Дом печати,1997.-184с.

  7. induc.ru/innovation/ikt/repozitoriy/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA

  8. ru.wikipedia.org

  9. interwrite.ru/teacher/interactive_edu/

  10. novospasskoe.do.am/news/2009-06-15-80

  11. geo313.fo.ru/tags/





36


© 2010-2022