- Преподавателю
- География
- Технологическая карта урока по географии темаРеки 6 класс
Технологическая карта урока по географии темаРеки 6 класс
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Третьякова Е.В. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока географии
Тема урока:
«Реки»
6 класс
Работу выполнила:
Третьякова Елена Владимировна, учитель географии МКОУ ООШ с. Покровск
2012-2013 учебный год
Технологическая карта урока
Предмет: география
Тема урока: Реки
Класс: 6
№ урока по теме: урок № 2 в теме «Воды суши»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы. Научить характеризовать реки по географическим картам, определять левые и правые притоки.
Задачи урока:
Образовательные: изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток. Познакомить с разнообразием рек мира и России.
Развивающие: обогащение словарного запаса, продолжить учить анализировать, сравнивать, определять, объяснять, ставить и разрешать проблемы, сформировать умение называть и показывать реки на карте.
Воспитательные: продолжить воспитывать умение работать в коллективе, творчески мыслить, позитивно относится к ответам одноклассников.
Планируемый результат: Учащиеся должны уметь:
-
Называть и правильно показывать реки, основные части реки, бассейн, водораздел
-
Объяснять понятия: река, исток, устье, приток, бассейн, водораздел, речная система.
-
Описывать речную систему по плану
-
Определять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: наглядно - иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, коммуникативный.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, обобщение.
Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, учебники Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П. География. Начальный курс. М.:2007, проектор мультимедиа, оборудование для творческой работы.
№
п/п
Этап
Время
Методы и формы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организационный момент
2 мин
Диалог
учитель - класс
Учитель проверяет насколько комфортно чувствуют себя учащиеся, готовность рабочего места, создается ситуация успеха
Готовят рабочее место.
Пожимают друг другу руки, желают друг другу успеха на уроке и хорошего настроения.
2
Мотивирование к учебной деятельности
8 минут
Читает эпиграф к уроку.
Мини-сценка
Подводит итог
Работа с картами атласа и физической картой.
Эпиграф
В. Гюго
«Реки, словно гигантские трубы, поют океану о красоте Земли, о возделанных полях, о великолепии городов и о славе людей»
В чем смысл данных слов?
Сообщает: Все реки Земли уникальны и сильно отличаются друг от друга.
Высказывают варианты ответов
Показывают сценку
(Приложение 1)
Рассказывают стихотворение (Приложение 2) и
показывают реки на физической карте полушарий, остальные ученики следят по карте в атласе
3
Целеполагание
5 минут
Диалог
Сообщает тему урока: Вы уже догадались, что тема урока… (Реки)
Задание на внимание: на уроке будут допущены 3 ошибки
Посмотрите друг на друга, все вы отличаетесь какими-то признаками.
А чем могут отличаться друг от друга реки?
Цель урока: сформировать представление о реке, ее частях. Научиться характеризовать реки по географическим картам.
записывают тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку
Находят ошибки, записывают в тетрадь
предлагают варианты ответов
ставят задачи перед уроком с помощью плана на доске (Приложение 3)
4
Изучение нового материала
10 минут
Беседа
Работа в группах
Эвристический (частично - поисковый)
Зарядка (Части Мирового океана)
Чтобы дать характеристику реки, что надо знать?
Организует деятельность
Отвечают на вопрос (части реки), записывают в тетрадь части реки.
Работают с определениями в тетради.
Выполняют задания на выбор (3 уровня сложности)
(Приложение 4)
5
Первичная проверка понимания
Беседа
Творческая работа
Презентация
Задает вопросы, слушает, корректирует ответы, показывает презентацию
Работают в группах, отвечают на вопросы, выполняют творческую работу
6
Изучение нового материала
Объяснительно-иллюстративный
Частично - поисковый
Зарядка для глаз
Рассказывает план описания реки
Сопоставляют результаты творческой работы с картой атласа
7
Закрепление знаний
Практическая работа
Организует деятельность по применению новых знаний: практикум «Описание речной системы по плану»
(Приложение 5)
Выполняют работу, делают самопроверку.
8
Домашнее задание
Инструктаж
-
Выучить определения, о которых вы узнали на уроке
(уч. стр. 87-88)
-
Задания на выбор
(Приложение 6)
Записывают домашнее задание в дневник.
9
Подведение итогов. Рефлексия
Беседа
Возвращает к поставленным задачам урока
Проверяет задание на внимание
Игра «Да, нет» (Приложение7)
В конце игры предлагает дополнить предложение:
-
Я знаю, что такое …
-
Я могу …
3)Я научился …
Определяют уровень достижения своих результатов
Отвечают на вопросы
(Приложение 1)
Сказка
Встретились как- то две реки Амазонка и Нил и заспорили между собой.
- Я река Нил - самая длинная река нашей планеты.
- Ничего подобного, я самая длинная река мира. Недавно ученые определили, что моя длина превышает 7000 км. Чтобы примерно представить себе, что такое я - Амазонка, попробуйте мысленно сложить вместе 25 таких рек как Волга, или 12 могучих Енисеев. Кроме того я самая многоводная река нашей планеты, я «царица рек», мой речной бассейн самый большой на Земле. На этой площади свободно могли разместиться США или большая часть материка Австралия.
- Подумаешь, зато я в самый разгар лета на глазах у всех начинаю вдруг разбухать, вода выходит из берегов и заполняет все дно долины, при этом не забывай, что с обеих сторон от меня находятся пустыни.
В спор вступает река Волга.
- Зато я считаюсь «национальной рекой России», символом ее величия и красоты.
В народе меня называют «матушкой» или «матушкой -кормилицей». На моих берегах находятся такие прекрасные города, как Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань.
(Приложение 2)
Есть в мире много всяких рек,
Великих, сильных, полноводных,
Коварных, тихих, благородных,
Воспел их в песнях человек.
Ваня
Есть Дон, Кубань, Урал, Ока
Есть Волга матушка-река.
Меконг, Янцзы и Хуанхэ
Где желтый берег вдалеке.
Света
Амур, Даугава и Миссури,
Рассветы там синей лазури.
Я слышал Конго, есть река,
Темна, опасна, глубока.
Женя
Есть Амазонка, Ориноко,
Текут они в дали далекой,
Есть Нил великий, Ганг огромный,
Есть множество - больших и скромных…
Андрей
…Но мне милей речушка та,
Быстра, прозрачна и чиста,
Где я босым мальчишкой в детстве,
На даче, летом, по соседству,
Рубцом, оставив в сердце память,
Нарвал кувшинок желтых маме.
Руслан
(Приложение 3)
План:
-
Река
-
Исток
-
Устье
-
Русло
-
Приток
-
Речная долина
-
Бассейн
-
Водораздел
-
Характеристика рек
-
Описание рек по плану
(Приложение 4)
Первый уровень сложности.
Задание: с помощью учебника (стр. 87) найдите и запишите в тетради определения:
-
Река -
-
Исток -
-
Устье -
-
Русло - самая низкая часть речной долины, по которой происходит сток воды
-
Приток - водоток, впадающий в другой
-
Речная долина -
-
Бассейн-
-
Водораздел-
Второй уровень сложности.
Задание: Установите соответствие. ( учебник стр. 87)
-
Река - самая низкая часть речной долины, по которой происходит сток воды
-
Исток - водоток, впадающий в другой
-
Устье - начало реки
-
Русло - водный поток, текущий в выработанном им углублении
-
Приток - место, где река впадает в другую реку, озеро или море
-
Речная долина - участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку
-
Бассейн - русло реки, расположенное на дне более широкого углубления
-
Водораздел - граница, разделяющая соседние речные бассейны
Третий уровень сложности.
Задание: Закончите определения ( учебник стр. 87)
-
Река - …………………., текущий в выработанном им углублении
-
Исток - ………………………………………………………………………………………
-
Устье - место, ……………………………………………., озеро или море
-
Русло - самая низкая часть …………………………, по которой происходит сток воды
-
Приток - водоток, …………………. в другой
-
Речная долина - ……………….., расположенное на дне более широкого углубления
-
Бассейн - участок земной поверхности, …………………………………………………………………..
-
Водораздел - граница, ………………………………….. бассейны
(Приложение 5)
План описания речной системы:
-
Главная река, направление
-
Исток главной реки
-
Устье главной реки
-
Левые и правые притоки
-
Притоки I и II порядков
(Приложение 6)
Домашнее задание на выбор
а) Найти информацию о значение рек в жизни человека, сделать сообщение
б) Написать небольшое сочинение на тему «Реки в жизни человека»
в) Рассказать о реке, которая на вас произвела большое впечатление.
г) Составить ряд рек со словом «самая».
(Приложение 7)
Игра «Да, нет»
-
Исток - начало реки да, нет
(подчеркните)
-
Эстуарии - воронкообразное устье реки да, нет
(подчеркните)
-
Река Нил - самая длинная река в мире да, нет
(подчеркните)
-
Исток реки Обь горы Кавказ да, нет
(подчеркните)
-
Я знаю, где на карте находятся реки: Амазонка, Нил, Волга, Обь.
да, нет
(подчеркните)