ИИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК «В ГОСТЯХ У ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ»

Цель: систематизировать знания о горных породах, расши­рить кругозор учащихся, вызвать интерес к профессии геолога, ювелира, палеонтолога. Познакомить с науками - геологией и па­леонтологией.Оборудование: экспресс-информация, стенды «В мире кам­ней» и «Горные породы, различия в их происхождении», раздаточ­ный материал - «минералы», рисунки драгоценных камней, юве­лирные изделия с натуральным камнем, фрагменты из диафильма «Сокровища Алмазного фонда». Тип: повторительно-обобщающий по теме «Литосфера», интегрированный. Методы: эвристическая беседа, заслушивание сообщений учащихся, просмотр диафильма, игра «Ромашка».
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

«В ГОСТЯХ У ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ»

(География, история, биология, химия, физика)

Цель: систематизировать знания о горных породах, расши­рить кругозор учащихся, вызвать интерес к профессии геолога, ювелира, палеонтолога. Познакомить с науками - геологией и па­леонтологией.

Оборудование: экспресс-информация, стенды «В мире кам­ней» и «Горные породы, различия в их происхождении», раздаточ­ный материал - «минералы», рисунки драгоценных камней, юве­лирные изделия с натуральным камнем, фрагменты из диафильма «Сокровища Алмазного фонда».

Тип: повторительно-обобщающий по теме «Литосфера», интегрированный.

Методы: эвристическая беседа, заслушивание сообщений учащихся, просмотр диафильма, игра «Ромашка».

Ход урока

I. Постановка задач урока и вступительное слово учителя.

«Человека, - говорил академик А. Е. Ферсман, - всегда вле­чет к камню». У первобытного человека предметом увлечения бы­ли особые свойства камня - прочность, твердость, способность вы­секать огонь. Современного человека камень привлекает как бес­конечно разнообразный по свойствам и красоте природный мате­риал. Чем глубже мы его изучаем, тем больше нового и оригиналь­ного дает нам каменный мир. Это книга, которая всегда открыта, всегда перед глазами. О многом может нам рассказать эта книга.

Камни - немые свидетели прошлого. Изучая их, мы узнаем, как на протяжении многих миллионов лет менялся рельеф земной поверхности, какие изменения претерпел климат, как образовались залежи полезных ископаемых. Камни могут рассказать о многом, нужно только суметь изучить и понять их «молчаливый язык».

П. Вопросы для повторения темы «Литосфера».

1. Какую тему мы закончили изучать?

2. Что такое литосфера, каково ее строение?

3. Назовите виды земной коры.

4. Какими породами сложена каждая из них?

5. В чем еще отличие океанической и земной коры?

6. Дайте определение горной породы. Как горные породь различаются по происхождению?

7. Что такое минералы? Приведите примеры, доказывающие что в состав разных горных пород входят одни и те же минералы.

III. Заслушивание выступлений учащихся.

Учитель. Доказано, что камень рождается, живет и умирает, только в отличие от живых существ продолжительность их жизни неизмеримо выше. Камни возникают при определенных условиях в глубинах Земли или на дне моря. Зная, как образовалась данная горная порода, мы можем мысленно восстановить ту обстановку, в которой шло ее образование. Камни могут рассказать о возрасте морей, гор, равнин, о том, каким был когда-то климат на данной территории. (Демонстрация доломита с отпечатками моллю­сков - наутилуса, пинна - свидетелей того, что в нашей местно­сти когда-то было море, на дне которого образовался мел.)

Ученые утверждают, что Черное море возникло позже Тихо­го океана, а горы Карпаты значительно моложе Саянских гор. Как же ученые узнали об этом? Оказывается, о происхождении земной коры рассказывают горные породы. Как же определить возраст горных пород?

Предполагаемый ответ. Чем глубже залегает пласт, тем он древнее, а чем ближе к поверхности, тем он моложе. Это от­носительный возраст.

Учитель. А всегда ли по залеганию горных пород можно оп­ределить возраст? Нет, иногда пласты бывают перевернуты в ре­зультате сильных движений земной коры. Но есть наука палео­нтология, которая изучает вымершие организмы и развитие орга­нического мира в течение всего геологического прошлого Земли. Ученых, занимающихся этой наукой, называют палеонтологами. Они установили, что каждому пласту соответствуют окаменевшие остатки животных и растений, живших в тот момент. По этим ока­меневшим остаткам палеонтологи точно могут определить, когда образовалась та или иная горная порода. (Демонстрация рисунков окаменелостей.)

Могут ли горные породы рассказать о том, как менялся кли­мат в том или ином районе нашей планеты? Оказывается, камни довольно точно могут поведать об этом.

IV. Сообщение учащихся о том, что было раньше на месте города (области, села), в котором они живут.

Учитель. Геология - наука о полезных ископаемых. В 1931 г. в Туринском минералогическом музее на Северном Урале геолог Картавин просматривал образцы горных пород. Его внима­ние привлек кусок камня красноватого цвета. Был проведен анализ этого куска, т. е. определили количество содержавшихся в нем раз­личных химических элементов. Оказалось, что это был высокока­чественный боксит с большим содержанием алюминия. По записи в музее установили, где был найден этот камень. Так было открыто крупное месторождение бокситов. Когда на месторождение прие­хали геологи, они увидели, что окрестности покрыты красной спе­лой земляникой, будто красной шапкой. Месторождение назвали «Красной шапочкой».

О том, как камни помогали геологам находить залежи полез­ных ископаемых, можно рассказать очень много. Взять хотя бы открытие якутских алмазов. И здесь помогли камни - голубоватые кимберлиты и красные пиропы. Геологам известно, что там, где находятся эти камни, должны быть алмазы.

Алмазы ценят не столько за красоту, сколько за твердость. Для ювелирных целей используют всего несколько процентов ал­мазов, находимых в мире. Львиная доля достается металлорежущей и приборостроительной промышленности. Крупнейшее месторож­дение алмазов в России находится в Якутии, в г. Мирный. Отсюда на «Большую землю» едут, плывут, летят все новые и новые пар­тии изумительных якутских алмазов.

Учитель. 12 созвездий еще в древности назвали именами животных (рыбы, льва, рака и др.), по ним Солнце совершает свой путь в течение года. Каждый из вас родился в тот или иной месяц, когда Солнце находилось в каком-то созвездии. Это созвездие и дало название вашему знаку Зодиака. А слышали ли вы о так называемых «Камнях месяца рождения». Списки этих камней составлены в глубокой древности на востоке, а в Европу их принесли крестоносцы. Кто такие крестоносцы, вы помните из истории. Списки камней переписывались бесконечное число раз и названия камней изменялись из - за малограмотности переписчиков. Поэтому возникли славянские, германские, романские и американские списки. В конце концов, Международная ассоциация ювелиров в 1973 г. утвердила исправленные по первоисточникам списки. Этими списками камней - талисманов мы и пользуемся сейчас. А сейчас, играя в игру «Ромашка», мы определим для нескольких учащихся их камни по числу и месяцу рождения.

Игра «Ромашка»

На магнитной доске прикреплена ромашка с 12 лепестками, сверху листка число и месяц, а внутри лепестка - знак Зодиака и камень:

Январь - гранат Июль - рубин

Февраль - аметист Август - хризалит

Апрель - алмаз Сентябрь - сапфир

Март - аквамарин Октябрь - опал

Май - изумруд Ноябрь - топаз

Июнь - жемчуг Декабрь - бирюза

Вызываем рожденного в январе, феврале и т. д., отрываем лепестки, смотрим, какие камни и знаки Зодиака соответствуют им.

Учитель. Особое место среди камней занимают драгоценные камни. Эти цветы в царстве минералов должны обладать:

  1. Красотой окраски, блеском, игрой цвета, блеском

  2. Прочностью, сохранностью при ношении, поэтому они должны

быть тверже кварца.

  1. Быть редкими, незаурядными.

  2. Отвечать требованиями моды в отношении цвета.

(Демонстрация фотографий с изделиями из драгоценных камней - рубина, александрита, граната, сапфира, опала и др.)

Красота камня зависит от мастерства ювелира, который должен правильно сделать огранку, в результате получается великолепный камень, порой шедевр.

(Просмотр отдельных кадров из документального фильма «Сокровища Алмазного фонда»).

Учитель. Вспомните, на какие группы делятся горные породы по происхождению.

V. Анализ стенда «Горные породы».

Учитель. Скажите, можно ли назвать горные породы, песок, глину полезными ископаемыми?

Ответы учащихся. Да, из глины делают кирпич, а из него строят здания. Огнеупорные кирпичи используются для облицовки внутренних частей доменных печей. Из глины изготавливают фарфоровую и фаянсовую посуду. Глина, смешанная с графитным порошком, идет на изготовление карандашных грифелей. Из песка получают стекло, хрусталь, железобетонные изделия. Выходит, что всякая горная порода - полезное ископаемое.

Учитель. Оказывается, нет. Полезными ископаемыми являются лишь те вещества, которые при современной технике могут быть использованы в промышленности.

Учитель истории. Вы знаете из уроков истории, что было время, когда для изготовления орудий охоты, домашней утвари, люди пользовались камнями. Из них они изготавливали каменные топоры, ступки, зернотерки, наконечники копий. Люди жили в каменных пещерах, при ударе камня о камень высекали искры - так человек научился добывать огонь. Этот период назван каменным веком. (Демонстрация каменного топора, зернотерки).

Первыми металлами, которыми стал пользоваться человек, были медь и золото, так как они встречаются в природе в самородном виде. Но золото редкий и недостаточно твердый металл, поэтому основным материалом для изготовления различных орудий стала медь. Позднее выяснилось, что медь становится более твердой и более пригодной для литья, если ее сплавить с оловом. Так появился первый сплав - бронза. Эту эпоху, когда человек изготавливал всякого рода предметы из бронзы, назвали бронзовым веком. Со временем человек научился получать железо, и в истории человечества наступил железный век.

Учитель географии. Количество минералов и горных пород, которые люди причисляют к полезным ископаемым, увеличивается с каждым годом и в наше время. Можно привести немало приме­ров, когда на наших глазах «бесполезные» горные породы станови­лись ценным сырьем, Например, не так давно апатито-нефс-линовые руды использовались только как сырье для получения фосфора. Апатит, содержащий фосфор, перерабатывался, а нефе­лин выбрасывался в отвалы. Но оказалось, что нефелин не менее ценное полезное ископаемое, чем апатит. Из него сейчас получают алюминий, попутно соду и цемент.

Сообщение учащихся: Долгое время люди не могли найти применение платине и, когда при промывке золота попадались крупинки этого драгоценного металла, их просто выбрасывали или использовали вместо охотничьей дроби. Сейчас платину широко используют во многих отраслях промышленности, и она ценится намного дороже золота.

VI. Работа со стендом «Горные породы».

Учитель. Обратите внимание на стенд «Горные породы». На какие группы делятся горные породы по происхождению, приведи­те примеры каждой из них. Чем же объяснить такое разнообразие полезных ископаемых?

Предполагаемый ответ учащихся. Разными условиями об­разования горных пород.

Учитель. У полезных ископаемых сложная и загадочная ис­тория: у одних она начинается в морских глубинах, у других в. рас­каленных, неведомых нам недрах Земли. Каждое полезное иско­паемое обозначают на картах условными значками.

Прежде чем отправиться на поиски полезных ископаемых, геологи тщательно изучают местность по картам, а затем, уже най­дя полезное ископаемое в той или иной местности, наносят его на карту соответствующим значком. А знаете ли вы значки полезных ископаемых? {Проверка знаний значков полезных ископаемых.) Я называю их, а вы поднимаете руку со значком данного полезного ископаемого.

Сообщение учащихся. Несколько слов о золоте и алмазах. Они являются не только прекрасными украшениями, но и неуто­мимыми тружениками. Тончайшие золотые пленки покрывают снаружи и изнутри кожухи двигателей сверхзвуковых самолетов, надежно защищая их от коррозии. Детали, изготовленные из золота или его сплавов, успешно работают на самых ответственных участ­ках сложнейших участков ЭВМ - здесь золото пока незаменимо. Вот что такое золото в настоящее время.

А алмаз? Его сейчас по праву называют богатырем техники. Алмазный инструмент в умелых руках творит чудеса. Алмазом можно заточить 75000 резцов, а абразивным кругом только 1000. Если на буровой установлено алмазное долото, то разведчики недр пробуривают скважины в 15 раз быстрее.

Учитель. Хозяйка Медной горы зорко хранит свои богатст­ва, но геологи, а также космонавты находят ее кладовые.

Сообщение учащихся. Ежегодно геологи открывают сотни и даже тысячи месторождений угля, нефти, железных руд и руд цветных металлов, поделочных камней. Но темпы добычи полез­ных ископаемых так велики, что даже крупные месторождения вы­рабатываются очень быстро. Многие полезные ископаемые ученые «находят» сидя за столом. Академики Архангельский и Губкин предсказали наличие нефти на Западно-Сибирской низменности. Их предсказание сбылось. А Соболев сравнил рельеф Южной Аф­рики и Среднесибирского плоскогорья и предсказал наличие алма­зов. Предсказание оправдалось. Вот почему важно знать законо­мерности размещения полезных ископаемых на поверхности Земли.

Учитель биологии. Очень часто открыть месторождение по­лезных ископаемых геологу помогают растения-индикаторы. Мно­гие растения растут там, где много тех или иных металлов, напри­мер, Анютины глазки, папоротники, гвоздики - никель.

Учитель географии. Большую помощь геологам оказывает обыкновенная магнитная стрелка. Ее отклонение от обычного по­ложения указывает на магнитную аномалию - скопление железных руд в данном районе. Месторождение железной руды близ Курска было открыто с самолета, приборы которого вышли из строя во время полета над территорией КМА.

Учитель химии. Помогает искать полезные ископаемые и>] химия. Химики снабдили геологов необходимыми реактивами для проведения химических анализов, как говорится, «не отходя от скалы».

Учитель физики. Помогают в поиске полезных ископаемых и космонавты. Кроме этого, широко используется геофизический метод поиска полезных ископаемых. Геофизиков часто называют геологами будущего. Пользуясь современными приборами, они определяют, на какой глубине залегают месторождения полезных ископаемых.

VII. Заключительное слово учителя географии.

Побывав в гостях у хозяйки Медной горы, мы познакомились со многими минералами и науками, занимающимися их изучени­ем - минералогией, геологией, палеонтологией; трудными и инте­ресными науками. Возникло ли у вас желание посвятить свою жизнь изучению камней? Этот урок, надеюсь, заинтересовал тех, кто любит и понимает природу, возможно, вам захотелось узнать о других минералах. Это вы сможете прочитать в книге В. Н. Собо­левского «Замечательные минералы» (М.: Просвещение, 1983).

На Урале в 1919 г. был создан Ильменский минералогиче­ский музей под открытым небом, где встречаются почти все мине­ралы из таблицы Менделеева, где по-прежнему царствует хозяйка Медной горы, с которой пришло время проститься.

VIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок за сообщения и ответы на вопросы.


© 2010-2022