Рабочая программа 5 класс

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

География. Введение

Пояснительная записка

Программа данного курса подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. Программа включает темы, в которых обучающиеся знакомятся с географией как наукой, с системой знаний об истории открытия и освоения Земли. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Основная направленность содержания развитие познавательного интереса учащихся 5 класса к объектам и процессам окружающего мира.

Краеведческий материал позволяет, с одной стороны, создать зримую, целостную картину мира, дать представление о связях вприроде, и обществе в целом, а с другой стороны, помогает увидеть их взаимодействие на определенной, конкретной территории - территории родного края.

Цели и задачи курса:

  • Ознакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

  • формировать географическую культуру личности и обучение географическому языку;

  • формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;

  • сформировать первичные знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

  • формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

  • применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных

процессов и явлений, происходящих на территории своей местности;

Метапредметные результаты

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (Как узнать о происхождении названия географического объекта?) (Как запомнить название географических объектов?);

-умение самостоятельно планировать пути достижение целей, в том числе альтернативы (составление прогноза погоды по народным приметам);

-смысловое чтение (почувствовать себя фольклористом!);

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (Глобус - модель Земли, устройство теллурия);

- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

- проводить наблюдения за географическими объектами в естественных условиях;

-умение работать в команде, аргументировать и отстаивать свое мнение

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, на изучение географии в 5 классе отводится 34 часа. Материал курса сгруппирован в пять разделов.

Первый тематический раздел «Развитие географических знаний о Земле» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.

Материал второго раздела - «Земля и ее изображения» - целесообразно начать с вводной беседы «Земля - планета Солнечной системы», этот раздел не только сообщает учащимся знания о форме и размерах Земли, о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии Земли. Даются понятия «планета», «орбита». В курсе 6 класса эта тема будет рассматриваться как повторительно-обобщающий урок для правильного (планетарного) объяснения последующего материала «Система координат», «Времена года». На практических занятиях, на территории свое местности обучающиеся знакомятся со строением компаса, проводят ориентирование на местности.

Третий раздел «История географических открытий» знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. Происходит знакомство с географическим исследованиями Оренбургской области. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей, биологией, технологией, ИЗО и др.предметами. Обучающиеся участвуют в исследовательской учебной деятельности и овладевают навыками создания минипроектов их защиты, презентаций.

Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» первично знакомит учащихся с особенностями природы материков и океанов. Обучающиеся получают первичные знания о Мировом океане и его частях, подробно изучается «Значение Мирового океана для природы и человека». Продолжением изучения океанов в курсе 6 класса будет в разделе «Гидросфера». Путешествуя по планете Земля, обучающиеся получат первичные знания о материках, которые более подробно будут изучаться в курсе 7 класса.

Пятый раздел учебника «Природа Земли» знакомит учащихся с понятиями «объекты природы», оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой, которая носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии. Завершением курса географии 5 класса целесообразно провести экскурсию в природу или полевой практикум, включающий практические работы на местности. Обучающиеся получают практические навыки наблюдения за объектами природы, фенологическими явлениями. Создают фотоотчет и презентации исследовательской работы.

Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.

При работе с учебником важно научить школьников правильно пользоваться текстовым и вне текстовым (иллюстрации, картосхемы, рисунки, картами атласа и др.) компонентами.

Эффективное усвоение содержания начального курса географии возможно на основе целостного подхода к учебной деятельности, который предполагает использование групп методов обучения: организации осуществления учебно - познавательной деятельности, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля. С целью ранжирования и оценивания знаний учащихся используется проверочный блок: подтверждающий, промежуточный, итоговый. Вариант выставления текущих оценок традиционный (по пятибалльной шкале) за текущий, итоговый тестовый контроль, выполнение заданий практикума-рабочей тетради, устный опрос. Бально-рейтинговою систему (100) за доклады, презентации, творческие задания, минипроекты, за участие в дискуссии, знание географической номенклатуры. Затем баллы переводятся в стандартную пятибалльную для выставления оценок в журнал.

Результаты освоения междисциплинарных разделов: универсальные знания, освоение ИКТ, основы учебно-исследовательской деятельности.



Содержание программы

Тема 1. Наука география (2 часа)

Содержание темы:

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Учебные понятия:

география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.

Персоналии:Эратосфен, Генри Стенли

Основные образовательные идеи:

  • География - древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.

  • География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • уметь выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;

  • уметь добиваться успехов и результатов в учебных ситуациях

Практические работы:

  • Составление схемы наук о природе.

  • Описание учебного кабинета географии

  • Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.

  • Организация наблюдений за погодой.

Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)

Содержание темы:

Земля - планета Солнечной системы. Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Форма, размеры и движение Земли. Глобус - модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Итоговые задания по теме раздела «Земля и ее изображение», тестирование

Учебные понятия:

плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

Персоналии:Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон, Эратосфен

Основные образовательные идеи:

  • Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.

  • Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.

  • Картографические изображения земной поверхности - величайшие изобретения человечества.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • определяет степень успешности выполнения своей работы и других учащихся;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

  • последовательность планет Солнечной системы

  • местоположение объектов относительно сторон горизонта

  • сравнение свойств географической карты и плана местности;

  • определение направлений на плане и карте.

Практические работы:

  1. Проделать опыт по получению тени;

  2. Организация наблюдений за погодой, фенологические наблюдения;

  3. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности;

  4. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Тема 3. История географических открытий (14 часов)

Содержание темы:

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Итоговый урок по разделу «История географических открытий», тестирование

Учебные понятия:

путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.

Персоналии:Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.

Основные образовательные идеи:

  • Изучение поверхности Земли - результат героических усилий многих поколений людей.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • организовывать самостоятельный поиск информации для решения задач;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • развивать смысловое чтение;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • развивает исследовательские учебные действия;

  • уметь аргументировать свою позицию;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

  2. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Тема 4. Путешествие по планете Земля (9 часов)

Содержание темы:

Мировой океан и его части. Характеристика океанов и морей. Движения воды в океане. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Контрольная работа по теме» Мировой океан»

Учебные понятия:

Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.

Основные образовательные идеи:

  • Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.

  • Природа каждого материка уникальна.

Метапредметные умения:

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • уметь назвать существенные признаки объектов и явлений;

  • владеть исследовательскими учебными действиями;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь брать на себя инициативу в организации совместного действия;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ

  • Географические особенности природы материков и океанов.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

  2. Выполнение творческих заданий «Путешествие по планете Земля»

Тема 5. Природа Земли (5 часов)

Содержание темы:

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Итоговая контрольная работа по курсу 5 класса

Полевой практикум. Экскурсия «Встреча с природой»

Учебные понятия:

природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.

Основные образовательные идеи:

  • Природа Земли - сложное сочетание разнообразных природных объектов.

  • Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • называть существенные признаки объектов и явлений;

  • определение и изучение явлений в природе на основе субъектного наблюдения;

  • уметь выделять и акцентировать ключевые мысли, обобщение знаний;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ

  • понятие о географической оболочке Земли;

  • определение географических объектов и явлений по их существенным признакам.

Практические работы:

1.Составить схему и описать «Объекты природы»;

2.Сделать фотоотчет и презентации по экскурсии

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны: 1. Называть и показывать:

  • форму и размеры Земли;

  • полюса, экватор;

  • части Мирового океана;

  • виды движения воды в океане;

  • материки и океаны Земли;

  • географические объекты, предусмотренные программой;

  • маршруты географических исследований и путешествий.

2. Приводить примеры:

  • различных видов морей;

  • различия природы материков.

3. Определять:

  • стороны горизонта на местности (ориентироваться);

  • специфику природы материков и океанов по географической карте;

  • направления по сторонам горизонта с помощью компаса.

4. Описывать географические объекты.

5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз



© 2010-2022