Конспект урока по географии по теме Япония-страна наоборот. 11 класс

Раздел География
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОБУ «Сертоловская средняя

общеобразовательная школа №1»



Конспект урока по «Экономической и

социальной географии мира»

по теме: «Зарубежная Азия. Япония.»


Учитель Яковлева Л.Ф.










г.Сертолово

2010 г.


Тема: «Япония - страна наоборот»

Цели и задачи урока:

- Сформировать у учащихся представление о Японии, об основных чертах ЭГП, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе, размещении населения.

- Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями.

- Формировать нравственные ценности и эстетическое отношение к источнику жизни, красоте, духовной культуре японского народа.

- Рассмотреть явление, получившее название «японское чудо», показать территориальную структуру хозяйства.

Оборудование:

Экономическая карта Японии, атлас, иллюстрации, мультимедийная система, проектор, интерактивная доска.

Тип урока:

Изучение нового, первичное закрепление.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,

практический, индивидуальный, групповая работа, игровые (географическое лото).

Проблема урока: Объяснить причины «Японского экономического чуда».

I. Организационный момент.

II. На фоне японского гимна - вступительное слово.

На островах в соленых водах

Лежала древняя страна

От государств, других районов

Так отличалася она.

Цунами берег разрушали

И ежегодно, много раз

Земля внезапно содрогалась

И люди гибли, в тот же час.

Там развивалася культура

Веками строились дома

И что рождало здесь впервые

Не умирало никогда.

Страной восходящего Солнца

Назвали соседи ее.

Встает из-за моря здесь Солнце,

За горы садится оно.

Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно - «страна наоборот».

- Как вы думаете, что это за страна и почему ее так называют?

Действительно, для этого есть все основания. В этой стране пальто подает женщина, руль в машине справой стороны, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, белый цвет является траурным, а кошки бесхвостые, вместо стульев подушечки. Кроме этого о ней говорят, как о чуде. Мы попробуем разобраться в причинах экономического японского чуда.

-Откройте тетради и запишите тему и цель урока.

Древнее название страны - Ямато, сами японцы называют ее Нихон, т.е. страна восходящего Солнца, что отражено на флаге белого цвета с красным кругом - солнцем в середине. Национальный цветок хризантема.

Япония страна архипелаг.

- Откройте атласы и назовите острова на которых располагается Япония? (расположена на 4-х крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и почти 4000 мелких островов.) Береговая линия сопоставима с Африкой. S=372,8 тыс.кв.км. (Она больше Италии или Германии). Столица - Токио (самая крупная агломерация мира).

Япония - древнее государство, конституционная монархия с 1947 года. Главой государства является император Акихито - символ государства и единства нации. По государственному устройству - унитарное государство.

Население 127 млн. чел. 8-ое место в мире. Ср. плотность 336 чел./кв.км., но почти все население сосредоточено на равнине, где плотность до 10000 чел./кв.км.

Большая часть населения живет в городах. Уровень урбанизации составляет 76%.

200 больших городов, 12 миллионеров.

- Что такое мегаполис?

Япония располагается в центре Азиатско - Тихоокеанского региона, большие возможности для международной торговли, в МГРТ, в том числе с Россией, однако мешают территориальные претензии из-за Курильских островов. Японцы претендуют на южные острова Курильской гряды : Итуруп Уруп, Кунашир, Шикотан.

Японская поговорка гласит: «Ближний сосед лучше дальнего родственника».

Однако после II Мировой войны не подписан Мирный Договор, проблемы северных территорий существуют.

Длительный период ее изоляции привел к тому, что вплоть до ХХ века она была спрятана от глаз европейцев.

Национальный состав однороден 99% - японцы. Однонациональная страна. Язык специфичен, не входит ни в одну языковую группу. Численность сокращается со II типа воспроизводства перешла на I.

- Что такое демографическая зима и весна?

Япония - нация здоровых людей, с самой низкой детской смертностью - 4/1000 (США - 8, Россия - 18).

Самая большая продолжительность жизни: мужчины - 77 лет, женщины - 84 года (Россия: мужчины - 62 года, женщины - 72 года).

Религия: буддизм, синтоизм.

- Почему японцы живут долго?

- морепродукты;

- отношение к жизни, жизнь хрупка, после Хиросимы и Нагасаки (девочка Садако).

- ценят природу;

- доброжелательны друг к другу;

- 5000 шагов в день ради здоровья - жизненное правило.

Япония - страна высокой культуры и сплошной грамотности. 99% - грамотны. Технополисы и университеты.

6-летние дети - воспитаны.

К 9 классу - 1200 иероглифов из 2000.

600 университетов, 425 - частные. 2,5 млн. студентов. Ежегодно за границу отправляют учится 18000 чел.

Здесь чтут старинные обряды: почитание старших

- Назовите какие вы знаете древние японские традиции?

- поклоны 45 град. - подчиненный начальнику, коллеги - 15 град., покупателям - 30 град.

- икебана - искусство составления букета. Обучаются 6 лет, 3раза в неделю.

- бансай - миниатюрные сады до 30 см. Выращивают несколько поколений людей.

- кимоно - национальный костюм, никогда не выбрасывают, нет размера. Свадьба, рождение ребенка, скорбные события.

- сервировка стола - палочки 11, 3 млрд. шт. - 1 раз, затем выбрасывают. Вместо стульев - подушечки. Сервиз - безвкусица.

- сакура - японская вишня, цветет один раз в год. Пробуждение Природы, не вянут.

- театр Кабуки.

- чайная церемония - сидят на полу, полумрак. В чашку растертый зеленый чай и вода, метелочкой взбивают пену, длится 4 часа.

Япония - горная страна. 80% S - Японские Альпы, кайнозойской складчатости, которые продолжают формироваться, поэтому в Японии более 1000 землетрясений в год, 150 вулканов, 15 действующих, в том числе священная гора - вулкан Фудзияма - 3777 м.

Минеральными ресурсами бедна, водных ресурсов недостаточно. Земельными ресурсами обеспечена слабо (0,03 га/чел.).

Благоприятные агроклиматические ресурсы позволяют собирать по 2 урожая в год.

Образное описание сложившейся ситуации дал К. Кабаяси в сборнике статей «Япония страна, которую хуже всего понимают».

«Единственный ресурс, которым мы располагали находился у нас под головным убором. Выживание Японии зависело от того, как мы сможем воспользоваться нашими мозгами и изобретательностью. Задача: обеспечить импорт из удобных и дешевых источников, переработать их с максимальным эффектом в конкурентно-способную, высококачественную продукцию и сбыть ее с прибылью. Торговать или умереть?»

- Я предлагаю вам составить схему торгового баланса Японии. (экспорта и импорта Японии).

Действительно, как это удалось Японии, проигравшей войну, понесшей огромные материальные и моральные убытки практически в течение жизни одного поколения не только подняться из руин, но и стать первоклассной экономически развитой страной, входящей в «большую 8».

Давайте рассмотрим причины «Японского экономического чуда». Почему это стало возможным. (Показ слайдов).

В этих условиях Япония была обречена на интенсивный путь развития и взяла курс на производство высоко конкурентной продукции на экспорт.

Япония за короткий срок сумела проделать огромный путь, продемонстрировав большие достижения в науке, технике, образовании, промышленности.

Модель - в тетрадь из презентации.

- Представьте, что вам предлагают открыть фирму в Японии. Какую фирму вы бы открыли, что производили? Каких рабочих наняли бы для работы?

- Из предложенного списка выберите, что относится к «Японскому экономическому чуду». См. презентацию.

Япония - вторая страна мира по совокупной экономической мощи после США. Страна является крупным финансовым центром. Из 10 крупнейших банков мира - 6 японские. Из 10 ТНК - 6 японские кроме «Мицубиси», «Тойота». Доля средств на ТП в ВВП - 3% - самая вымокая доля в мире. По доходу на душу населения Япония занимает 3 место после Швейцарии и Люксембурга.

В Японии преобладают наукоемкие отрасли промышленности:

автомобилестроение, судостроение, электротехническое, приборостроение.

Крупнейшие фирмы :

«Ниссан», «Тойота», «Сузуки», «Хонда», «Акура»,

«Сейко», «Ориент», «Касио», «Шарп», «Сони».

Важная традиционная отрасль - сельское хозяйство, занято 4 млн. чел., 12% территории.

Растениеводство Животноводство

ранний - свиноводство

-Конспект урока по географии по теме Япония- страна наоборот.11 класс.Конспект урока по географии по теме Япония- страна наоборот.11 класс. рис полуденный - птицеводство

вечерний - шелководство

- овощи

- сах. свекла

- фрукты

-Конспект урока по географии по теме Япония- страна наоборот.11 класс. чай

По улову рыбы Япония занимает 1 место в мире. Рыба и морепродукты занимают большое место в пищевом рационе (суши - широко известно в России). Марикультура, жемчужный промысел.

Для Японии характерно сочетание двух совершенно различных частей: лицевой и тыльной.

Территориальная структура хозяйства

Лицевая (соц. эконом. ядро) Тыльная

Здесь находятся главные пром. Заготовка древесины,

р-ны. ТЭС, АЭС, мет., нефтехимич. животноводство,

комбинаты, машиностроительные рекреационные ресурсы.

заводы.

Транспорт

В Японии получили широкое развитие все виды транспорта, за исключением речного и трубопроводного.

Япония обладает крупным, современным торговым флотом. Авиа перевозки заменяют ж/д.

Морской транспорт имеет ведущее значение, обслуживает 99% внешнеторгового оборота (танкеры, автомобилевозы).

Железнодорожный транспорт переживает второе рождение - модернизацию. Поезда двигаются со скоростью 250 км/час. и более.

Ж/д. магистраль «Синкансен». Огромное значение имеют ж/д. тоннели («Сейкан»), построенные по дну моря между островами.

На смену ж/д. транспорту приходит авто и воздушный, т.к. стоимость авиа билета от Токио до Осаки на 10% больше, чем ж/д. Поэтому задача создать внутренние авиа линии.

Сфера услуг

61% населения заняты в образовании, здравоохранении, страховании, туризме, науке. Наука развивается стремительными темпами, особое внимание уделяется робототехнике, космическим технологиям.

Сегодня на уроке мы попытались приблизить к себе удивительную страну - Японию.

- Какая она Япония? Тест.

Вывод: Неразрывная связь Японии настоящей со своим прошлым, опора на него, дает уверенное и успешное развитие.

- Откройте конверты и найдите признаки прошлой и современной Японии.

Кроме «японского экономического чуда», намой взгляд, существует другое чудо - цветов.

Д/З. Стр. 241 - 249. geo2000.nm.ru; geo112.narod.ru

Подготовиться к диспуту: «Закончилось ли японское экономическое чудо или существует на новом уровне?»

Всем спасибо. На прощание - японский журавлик, который приносит счастье.


© 2010-2022