Урок географии по теме Япония - экономическое чудо

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК № 58

ТЕМА: Япония - экономическое чудо.

ЦЕЛИ:

  • Образовательные: усвоение знаний об основных чертах экономико-географического положения, проблемах использования территории; природных и сырьевых ресурсах; национальном составе, размещении населения; сформировать цельное представление о хозяйстве Японии.

  • Воспитательные: формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.

  • Развивающие: развивать умение работать в сотрудничестве; развитие познавательного интереса к географии, к культуре других народов.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ФОРМА УРОКА: ролевая игра пресс-конференция.

ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук, проектор, экран, информационные карты, CD «Восточные коллекции», атласы, настенные карты (политическая мира, физическая Японии, экономическая Японии).



















ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.


  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну,
которую называют очень странно - «Страна наоборот». И для этого есть
все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль
в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз,
едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.

Да, это Япония.

Японию не случайно называют экономическим чудом. Она за очень короткий период стала одной из самых развитых стран мира. Что же помогло ей сделать столь ошеломительный экономический рывок, в чем причины японского «экономического чуда»?

В этом нам и предстоит разобраться сегодня на уроке.

Задумайтесь над следующими словами:

« С тех пор как Япония открыла свои двери перед внешним миром, вряд ли был еще какой-нибудь народ, при описании характера которого столько раз повторялись бы слова «Но так же…»

Когда серьезный наблюдатель пишет о людях какого-либо народа и говорит, что они несравненно учтивы, вряд ли он станет добавлять: «Но так же дерзки и навязчивы». Когда он говорит, что эти люди чрезвычайно неподатливы, он не присовокупит: «Но так же восприимчивы ко всему новому». Когда он говорит, что люди эти послушны, он не станет тут же объяснять, почему их нельзя подталкивать. Когда он говорит, что люди эти преданны и великодушны, он не предостережёт: «Но так же коварны и подозрительны». Когда он говорит, что эти люди поистине храбры, он не станет расписывать их робость. Когда он ведет речь о людях, которые охотно отдаются изучению всего, что приходит с запада, он не станет так же подчёркивать их непоколебимый консерватизм. Когда он пишет книгу о народе, который поклоняется красоте, славит актёров, художников и возводит в ранг искусства выращивание хризантем, такая книга обычно не требует приложения, посвящённое культу меча и непререкаемому престижу, который принадлежит воинам.

Все эти противоречия составляют, однако, начало и конец книг о Японии, все они существуют действительно…»

Рут Бенедикт, «Хризантема и меч». Нью-Йорк, 1946г.

Свой урок мы проведем в виде пресс-конференции, в которой примут участие наши эксперты. Они помогут нам узнать и понять эту своеобразную страну, и представители средств массовой информации, роль которых выполнят все остальные учащиеся.

Чтобы нагляднее сформировать у вас образ этой удивительной страны, мы будем использовать мультимедийную презентацию.

По ходу урока учащиеся заполняют информационные карты 1 и 2


  1. Изучение нового материала.

Учащиеся на одном из предыдущих уроков получили опережающее задание по вопросам, касающимся Японии.

Вопросы могут быть следующими:

  1. В чём особенности ЭГП Японии?

  2. Природа Японии

  3. Ключевые моменты истории Японии.

  4. Население Японии: традиции и современность.

  5. Японская модель экономики.

  6. Особенности промышленности Японии.

  7. Отрасли специализации промышленности Японии.

  8. АПК Японии.

  9. Транспорт Японии.

  10. Международные связи.

  11. Проблемы страны.

  12. Причины «экономического чуда».

Примерные ответы учащихся.


  1. Заключительное слово учителя.

«Япония усвоила все наши новейшие изобретения и открытия, испытала все системы, какие она нашла в Европе, и применила их у себя не точно в таком же виде, нет, - она применила их настолько, насколько это нужно было для укрепления её сил. Она воспользовалась Европой как лестницей, по ступенькам которой взобралась на Вершину Дальнего Востока».

(Эрнест фон Гессе-Вартег, «Япония и японцы»)


  1. Подведение итогов урока.

Надеюсь, что наш урок только начало изучения вами этого удивительного народа, чудесной страны.

Рефлексия:

  1. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

  2. Что вызвало наибольшую трудность?


  1. Домашнее задание.

Тема 7 § 3.

I уровень.

Используя текст и рисунки в учебнике, а так же дополнительные источники информации, составьте такой маршрут для туристов, который наиболее полно показал бы оба «лица» Японии.

II уровень.

По статистическим материалам (рис. 69 учебника) постройте круговые диаграммы импорта и экспорта Японии. Сделайте их анализ.







ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА


ЯПОНИЯ - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО


Отрасли промышленности

Предпосылки развития

Ресурсная база

Особенности отрасли

Выводы

Машиностроение

В том числе:


  • Автомобилестроение


  • Радиоэлектроника


  • Судостроение


  • Станкостроение



Металлургия

  • Черная


  • Цветная


Электроэнергетика





Химическая промышленность





Благоприятные черты ЭГП

Неблагоприятные черты ЭГП




5

© 2010-2022