Рабочая программа по учебному предмету «География»

     Разработана  учителем географии Полициной Е.В. на основе примерной  программы « География» под ред. Е. М Домогацких (М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. – 88с. )– ФГОС.  Рабочая программа учебного предмета «География» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 17.12.2010 г. № 1897) на основе требований к результатам освоения Основной образовательной пр...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№16» г.Ухты





Рассмотрена на заседании Утверждаю:

ШМО учителей директор МОУ «СОШ№16» . Ухты

естествознания Е.Ю.Тутолмина

протокол № _____

от «__» ________ 20___г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету


« География»


уровень образования - основное общее образование

срок реализации программы - 5 лет



Разработана учителем географии Полициной Е.В.

на основе примерной программы « География» под ред. Е. М Домогацких (М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 88с.) - ФГОС




г.Ухта

2015



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «География» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 17.12.2010 г. № 1897) на основе требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования и примерной программы основного общего образования по географии ( Е.М. Домогацких, М: «Русское слово», 2012 г.) с учетом основных направлений программ, включенных в структуру ООП ООО (Программы развития УУД на уровне ООО, Программы воспитания и социализации учащихся на уровне ООО, Программы коррекционной работы) и положений Концепции образования этнокультурной направленности в Республике Коми (minobr.rkomi.ru/left/dok/info_mat/).

Программа адресована учащимся 5-9 классов.

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности учащихся.

Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:

  • - целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;

- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

- умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;

- социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.

- предпрофильной ориентации.

В программе для основной школы в учебном курсе географии превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика.

Общая характеристика учебного предмета, курса.

География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Целями изучения географии в основной школе являются:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

  • понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

  • формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде;

  • формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

  • формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

  • формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

  • формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации);

выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.


Место учебного предмета, курса в учебном плане.

География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. По 35 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах; 7 класс 70ч.; 8 класс-72 ч; 9 класс-68 по 2 ч в неделю.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Краткая характеристика содержания учебного предмета

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу поло­жено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса - формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов - природы, населения и хозяйства.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

  • ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб;

- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

• гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Результаты изучения учебного предмета

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

- умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

- умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

5-6 классы

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

7-9 классы

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

  • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

  • в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

  • самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.

  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

5-6- классы

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

  • вычитывать все уровни текстовой информации;

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

7-9 классы

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

  • обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

  • использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

  • использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД:

5-6 классы

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

7-9 классы

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса «География» 5-9-х классах являются следующие умения:

5 класс

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

  • использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

  • использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- определять роль результатов выдающихся географических открытий;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

6 класс

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;

- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

- выделять причины стихийных явлений в геосферах.

  • использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

  • использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

7 класс

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;

- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;

- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;

- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;

- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.

  • использование географических умений:

- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;

- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.

  • использование карт как моделей:

- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.

  • понимание смысла собственной действительности:

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.

8 класс

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;

- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.

  • использование географических умений:

- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;

- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;

- составлять рекомендации по решению географических проблем.

  • использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

9 класс

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

- объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;

- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;

- объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;

- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.

  • использование географических умений:

- прогнозировать особенности развития географических систем;

- прогнозировать изменения в географии деятельности;

- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.

  • использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.


Тематическое планирование

Класс - 5


Всего уроков - 35(1ч.н.)


№ п/п

Основные темы

Кол-во

часов

Виды деятельности

1.

Раздел 1. Введение в географию

35

1.1

Наука география

2

Определять тему, основную мысль текста

Знать учебные понятия.

Анализировать, воспринимать. обобщать и интегрировать географическую информацию.

Использовать источники географической информации для решения учебных и практико- ориентированных задач.

Находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений

Объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий.

Распознавать различные виды изображений земной поверхности.

Владеть навыками использования простых приборов и инструментов.

Организовать наблюдения за погодой.

Читать географические карты.

Описывать по карте взаимное расположение географических объектов.

Выявлять причинно-следственные связи.

Выслушивать и объективно оценивать себя и другого.

Читать географические карты.

Описывать по карте взаимное расположение географических объектов.

Создавать простейшие географические карты.

Сравнивать географические объекты, процессы и явления.

Формулировать зависимости и закономерности по результатам наблюдений.

Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими

сообщениями, докладом.


1.2

Земля и ее изображения

5

1.3

История географических открытий

14

1..4

Путешествие по планете Земля

10

1.5.

Природа Земля

3

2

Повторение

1




























Тематическое планирование

Класс - 6


Всего уроков - 35(1ч.н.)


№ п/п

Основные темы

Кол-во

часов

Виды деятельности

1.

Раздел 1. География. Начальный курс

35

1.1

Земля как планета

5

Определять тему, основную мысль текста

Знать учебные понятия.

Анализировать, воспринимать. обобщать и интегрировать географическую информацию.

Использовать источники географической информации для решения учебных и практико- ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде.

Находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений

Объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий.

Распознавать различные виды изображений земной поверхности.

Владеть навыками использования простых приборов и инструментов.

Организовать наблюдения за погодой.

Читать географические карты.

Описывать по карте взаимное расположение географических объектов.

Выявлять причинно-следственные связи.

Выслушивать и объективно оценивать себя и другого.

Читать географические карты.

Описывать по карте взаимное расположение географических объектов.

Создавать простейшие географические карты.

Сравнивать географические объекты, процессы и явления.

Формулировать зависимости и закономерности по результатам наблюдений.

Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими

сообщениями, докладом.


1.2

Географическая карта

5

1.3

Литосфера

7

1..4

Атмосфера

8

1.5.

Гидросфера

4

1.6.

Биосфера

2

1.7..

Почва и географическая оболочка

3

2

Повторение

1

























Тематическое планирование

Класс - 7


Всего уроков - 70 (2ч.н.)


№ п/п

Основные темы

Кол-во

часов

Виды деятельности

1.

Раздел 1. Планета на которой мы живем

21

1.1

Литосфера- подвижная твердь

6

Определять тему, основную мысль текста

Знать учебные понятия.

Понимать основные географические законы. причины возникновения геоэкологических проблем.

Анализировать, воспринимать. обобщать и интегрировать географическую информацию.

Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов и явлений.

Использовать источники географической информации для решения учебных и практико- ориентированных задач.

Находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений

Читать географические карты.

Описывать по карте взаимное расположение географических объектов.

Оценивать информацию географического содержания.

Приводить примеры географических объектов и явлений.

Проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением географических объектов и явлений.

Создавать простейшие географические карты.

Сопоставлять существующие в науке гипотезы о причинах происходящих глобальных изменений природы.

Составлять описание географических объектов, процессов и явлений.

Сравнивать географические объекты, процессы и явления.

Формулировать зависимости и закономерности по результатам наблюдений.

Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими

сообщениями, докладом.


1.2

Атмосфера- мастерская климата

4

1.3

Мировой океан- синяя бездна

4

1..4

Географическаяоболочка-живой механизм

2

1.5.

Человек-хозяин планеты

5

2

Раздел2 Материки планеты Земля

43


2.1

Африка-материк холодных теней

9

Определять тему, основную мысль текста

Знать учебные понятия, причины. обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов, связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов.

Анализировать, воспринимать. обобщать и интегрировать географическую информацию.

Использовать знания о географических закономерностях для объяснения свойств, условий протекания и географических различий объектов и явлений.

Объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий.

Описывать по карте взаимное расположение географических объектов.

Определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты

Оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений природы для отдельных регионов и стран.

Приводить простейшую классификацию географических объектов.

Различать изученные географические объекты.

Создавать простейшие карты населения и хозяйства изученных стран.

Сравнивать географические объекты, особенности природы, населения. Культуры регионов и отдельных стран.

Читать географические карты




2.2

Австралия -маленький великан

6

2.3

Антарктида-холодное сердце

2

2.4

Южная Америка-материк чудес

8

2.5

Северная Америка-знакомый незнакомец

8

2.6

Евразия-музей природы

10

3

Раздел3. Взаимоотношение природы и человека

4


3.1

Взаимоотношение природы и человека

4

Понимать основные географические законы. причины возникновения геоэкологических проблем.

Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов и явлений, происходящих в географической оболочке.

Находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений.

Объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

Оценивать особенности взаимодействия человека и компонентов природы.

Анализировать географическую информацию.

Сопоставлять существующие в науке гипотезы о причинах происходящих глобальных изменений природы.

Формулировать зависимости и закономерности по результатам наблюдений.

Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими

сообщениями, докладом.






4

Раздел4 Повторение

2



Тематическое планирование

Класс - 8


Всего уроков - 72(2ч.н.)



№ п/п

Основные темы

Кол-во

часов

Виды деятельности

1.

Часть1 Природа России

72


Раздел 1. Природа России

68

1.1

Географическая карта и источники географической информации

4

Определять тему, основную мысль текста

Знать учебные понятия.

Анализировать географическую информацию.

Выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации географических явлений и процессов на территории России.

Делать прогнозы изменения географических систем и комплексов.

Использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Моделировать географические объекты и протекание явлений с использованием компьютерной техники.

Находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений.

Объяснять особенности компонентов природы России и ее отдельных частей.

Описывать по карте взаимное расположение географических объектов.

Определять качественные и количественные показатели. характеризующие географические объекты. процессы и явления.

Оценивать географическое положение Росс и ее отдельных частей на особенности природы. Возможные изменения географического положения.

Представлять в различных формах географическую информацию.

Различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и отдельных регионов.

Сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, особенности природы.

Создавать простейшие географические карты., текстовые и устные сообщения об особенностях природы.

Составлять описание географических объектов и явлений, комплексные географические характеристики районов разного ранга.

Читать географические карты.

Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими

сообщениями, докладом.


1.2

Россия на карте мира

6

1.3

История изучения территории России

6

1..4

Геологическое строение и рельеф

7

1.5.

Климат России

9

1.6.

Гидрография России

10

1.7

Почва России

4

1.8.

Растительный и животный мир России

4

1.9

Природные зоны России

7

1.10.

Крупные природные районы России

11

2

Раздел2.Природа и человек

2

Определять тему, основную мысль текста.

Моделировать географические объекты и протекание явлений с использованием компьютерной техники.

Находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений.

Объяснять роль России в решении глобальных проблем человечества.

Создавать простейшие географические карты., текстовые и устные сообщения об особенностях природы.

Представлять в различных формах географическую информацию.

Оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах регионов России.

3

Повторение

2





Тематическое планирование

Класс - 9


Всего уроков - 68 (2ч.н.)



№ п/п

Основные темы

Кол-во

часов

Виды деятельности

1.

Часть 2 Население и хозяйство России

68


Раздел 1. Население и хозяйство России

66

1.1

Введение

1

Определять тему, основную мысль текста

Знать учебные понятия.

Анализировать географическую информацию, демографические показатели, ,факторы влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны.

Выдвигать на основе статистических данных гипотезы динамики численности населения России.

Выбирать места России в мире по отдельным социально-экономическим показателям.

Выявлять противоречивую информацию при работе с несколькими источниками географической информации; тенденции в изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны.

Делать прогнозы изменения географических систем и комплексов.

Использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о демографических показателях, характеризующих население России

Моделировать географические объекты и протекание явлений с использованием компьютерной техники.

Обосновывать гипотезы о динамике численности населения России и других демографических показателях; гипотезы об изменении структуры хозяйства страны; пути социально- экономического развития России.

Объяснять особенности компонентов природы России и ее отдельных частей.

Описывать по карте взаимное расположение географических объектов.

Оценивать жизнь и хозяйственную деятельность человека; природные условия и ресурсообеспеченности страны в целом и в отдельных территорий в частности.; место и роль России в мире по социально-экономическим показателям.

Представлять в различных формах географическую информацию.

Различать демографические процессы и явления населения России и ее отдельных регионов; показатели. Характеризующие структуру хозяйства.

Сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, особенности природы. Населения и хозяйства отдельных регионов страны; социально-экономические показатели России с мировыми показателями и показателями других стран.

Создавать простейшие географические карты., текстовые и устные сообщения об особенностях природы.

Составлять описание географических объектов и явлений, комплексные географические характеристики районов разного ранга.

Читать географические карты.

Сопровождать выступление особенностей природы, населения и хозяйства России презентацией.


1.2.

Россия на карте

6

1.3.

Природа и человек

5

1.4

Население России

9

1.5

Отросли хозяйства России

19

1..6

Природно-хозяйственная характеристика России

24

1.7

Заключение ( Место Росси в Мировой экономике)

2

2

Повторение

2


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Прим.

Основная школа


1

2

3

4

1

Стандарт общего образования по географии

Д

Стандарт по географии и примерные программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета географии

2

Программа к учебникам « География» 5-9 классы» для общеобразовательных учреждений под редакцией Е. М Домогацких М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 88 с.;

Д


Библиотечный фонд



Учебники и учебные пособия


Учебники должны быть допущены Министерством образования и науки. При комплектации учебниками рекомендуется включить в состав книгопечатной продукции и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу географии

3

География: Введение в географию - учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: / Е.М. Домогацких. Э.Л. Введенский, А.А.Плешаков, под ред Е.М. Домогацких 2-е изд.- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. (ФГОС.«Инновационная школа.)


К

4

География: Начальный курс учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: / Е.М. Домогацких. Э.Л. Введенский, А.А.Плешаков, под ред Е.М. Домогацких - 2-е изд.- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. (ФГОС.«Инновационная школа.)


К

5

География: Материки и океаны учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: / Е.М. Домогацких. Э.Л. Введенский, А.А.Плешаков, под ред Е.М. Домогацких -2-е изд.- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. (ФГОС.«Инновационная школа.)


К

6

География: География России. Природа России- учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений: / Е.М. Домогацких. Э.Л. Введенский, А.А.Плешаков. под ред Е.М. Домогацких - 2-е изд.- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. (ФГОС.«Инновационная школа.)


К

7

География: География России. Население и хозяйство России-учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений: / Е.М. Домогацких. Э.Л. Введенский, А.А.Плешаков, под ред Е.М. Домогацких 2-е изд.- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. (ФГОС.«Инновационная школа.)




Дидактические материалы


8

Рабочая тетрадь по начальному курсу географии

К

В состав библиотечного фонда рекомендуется включать рабочие тетради, соответствующие используемым учебникам

9

Рабочая тетрадь по курсу «Материки, океаны, народы, страны»

К

10

Рабочая тетрадь по курсу «География России»

К

11

Методические рекомендации по начальному курсу географии

Д

12

Методические рекомендации по курсу «Материки, океаны, народы, страны»

Д

13

Методические рекомендации по курсу «География России»

Д


Определители


14

Малый атлас руководящих ископаемых


Могут быть использованы во время полевого практикума по геолого-геоморфологическим профильным программам

15

Определитель минералов и горных пород для школьников



Печатные пособия



Таблицы


16

Ориентирование на местности

Д

В кабинете географии могут быть и другие таблицы, содержание которых соответствует разделам стандарта

17

Богатство морей России

Д

18

Способы добычи полезных ископаемых

Д

19

Воды суши

Д

20

Животный мир материков

Д

21

Календарь наблюдений за погодой

Д

22

Климат России

Д

23

Основные зональные типы почв земного шара

Д

24

Основные зональные типы почв России

Д

25

План и карта

Д

26

Полезные ископаемые и их использование

Д

27

Растительный мир материков

Д

28

Рельеф и геологическое строение Земли

Д

29

Таблицы по охране природы

Д

30

Типы климатов земного шара

Д


Портреты


31

Набор «Путешественники»

Д

Входят портреты ученых и путешественников, чьи имена упомянуты в стандарте

32

Набор «Ученые-географы»

Д


Карты мира


33

Важнейшие культурные растения

Д

34

Великие географические открытия

Д

35

Внешние экономические связи


36

Глобальные проблемы человечества


37

Зоогеографическая

Д

38

Карта океанов

Д

39

Климатическая

Д

40

Климатические пояса и области

Д

41

Политическая

Д

Содержание карты для основной школы отличается более высоким уровнем генерализации

42

Растительности

Д

43

Строение земной коры и полезные ископаемые

Д

44

Физическая

Д

Содержание карты для основной школы отличается более высоким уровнем генерализации

45

Физическая полушарий

Д

46

Экологические проблемы

Д

Содержание карты для старшей школы отличается более подробной характеристикой экологических проблем


Карты материков, их частей и океанов


47

Австралия и Океания (физическая карта)

Д

48

Антарктида (комплексная карта)

Д

49

Арктика (комплексная карта)

Д

50

Атлантический океан (комплексная карта)

Д

51

Африка (политическая карта)

Д

52

Африка (физическая карта)

Д

53

Африка (хозяйственная деятельность населения)

Д

54

Евразия (политическая карта)

Д

55

Евразия (физическая карта)

Д

56

Евразия (хозяйственная деятельность населения)

Д

57

Европа (политическая карта)


58

Европа (физическая карта)

Д

59

Европа (хозяйственная деятельность населения)

Д

60

Индийский океан (комплексная карта)

Д

61

Северная Америка (политическая карта)

Д

62

Северная Америка (физическая карта)

Д

63

Северная Америка (хозяйственная деятельность населения)

Д

64

Тихий океан (комплексная карта)

Д

65

Южная Америка (политическая карта)

Д

66

Южная Америка (физическая карта)

Д

67

Южная Америка (хозяйственная деятельность населения)

Д


Карты России


68

Агроклиматические ресурсы

Д

69

Агропромышленный комплекс

Д

70

Административная

Д

71

Водные ресурсы

Д

72

Восточная Сибирь (комплексная карта)

Д

73

Восточная Сибирь (физическая карта)

Д

74

Геологическая

Д

75

Дальний Восток (комплексная карта)

Д

76

Дальний Восток (физическая карта)

Д

77

Европейский Север России (комплексная карта)

Д

78

Европейский Север России (физическая карта)

Д

79

Европейский Юг России (комплексная карта)

Д

80

Европейский Юг России (Физическая карта)

Д

81

Западная Сибирь (комплексная карта)

Д

82

Западная Сибирь (физическая карта)

Д

83

Земельные ресурсы

Д

84

Климатическая

Д

85

Легкая и пищевая промышленность

Д

86

Лесная и целлюлозно-бумажная промышленность

Д

87

Машиностроение и металлообработка

Д

88

Народы

Д

89

Плотность населения

Д

90

Поволжье (комплексная карта)

Д

91

Поволжье (физическая карта)

Д

92

Почвенная

Д

93

Природные зоны и биологические ресурсы

Д

94

Растительности

Д

95

Северо-Запад России (комплексная карта)

Д

96

Северо-Запад России (физическая карта)

Д

97

Социально-экономическая

Д

98

Тектоника и минеральные ресурсы

Д

99

Топливная промышленность

Д

100

Транспорт

Д

101

Урал (комплексная карта)

Д

102

Урал (физическая карта)

Д

103

Физическая

Д

104

Химическая промышленность

Д

105

Центральная Россия (комплексная карта)

Д

106

Центральная Россия (физическая карта)

Д

107

Черная и цветная металлургия

Д

108

Экологические проблемы

Д

109

Электроэнергетика

Д


Рельефные физические карты


110

Восточная Сибирь

Д

111

Дальний Восток

Д

112

Кавказ

Д

113

Полушария

Д

114

Пояс гор Южной Сибири

Д

115

Россия

Д

116

Урал

Д


Альбомы демонстрационного и раздаточного материала


117

Набор учебных топографических карт (учебные топокарты масштабов 1:10 000, 1:25 000, 1:50 000, 1:100000)

Ф


Иинформационно-коммуникационные средства



Мультимедийные обучающие программы


118

Начальный курс географии

Д/П

Мультимедийные обучающие программы могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения или носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны представлять возможность построения систем текущего и итогового контроля ( в т.ч. тестового) уровня подготовки учащихся. В комплект может входить методическое пособие для учителя.

119

География 7 класс. Материки, океаны, народы и страны

Д/П

120

География 8 класс. Россия: природа и население

Д/П

121

География 9 класс. Россия: хозяйство и регионы

Д/П

122

Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии

Д

Электронная библиотека включает информационно-справочные материалы, ориентированные на различные формы познавательной деятельности, в.т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронной библиотеки могут входить тематические базы данных. Электронные библиотеки могут быть размещены как на компакт-диске, так и в сетевом варианте

123

Учебная геоинформационная система

Д/П

Может быть использована для изучения современных информационных технологий представления, хранения, обработки и поиска географической информации, упомянутых в стандарте


Технические средства обучения


124

Ноутбук

Д

Тех.требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компкт-дисков, аудио-видео входы\выходы, возможность поключения и работы в Интернет. В комплекте акустические колонки, микрофон, наушники, прикладные программы (текстовые, табличные, графические и презентационные)

125

Проектор

Д

126

Принтер лазерный

Д

формат печати А4

127

Телевизор,DVD/

Д

экран диагональю не менее 72 см.


Экранно-звуковые пособия



Видеофильмы и видеофрагменты


128

Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, высотная поясность

Д

129

Видеофильм о миграциях древнего человека из Азии в Америку


130

Памятники природы

Д

Рассказывается об уникальных географических объектах, упомянутых в стандарте

131

Города России

Д

Рассказывается о городах РФ, упомянутых в стандарте

132

Видеофильм о русских ученых-географах

Д

Рассказывается об ученых-географах, чьи имена упомянуты в стандарте

133

Видеофильм об известных путешественниках

Д

Рассказывается о путешественниках, чьи имена упомянуты в стандарте

134

Наша живая планета

Д

135

Озеро Байкал

Д

136

Уроки из космоса. Ожившая карта

Д

137

Реки России

Д

Рассказывается о реках РФ, упомянутых в стандарте

138

Воронежский заповедник

Д

139

Крупнейшие реки мира

Д

Рассказывается о реках мира, упомянутых в стандарте

140

Восточная и Северо-Восточная Сибирь

Д

141

Восточно-Европейская равнина

Д

142

Вулканы и гейзеры

Д

143

Выветривание

Д

144

Высотная поясность

Д

145

Географическая оболочка

Д

146

Опасные природные явления

Д

147

Горы и горообразование

Д

148

Загадки Мирового океана

Д

149

Камчатка

Д

150

Корея


151

Ландшафты Австралии

Д

152

Ландшафты Азии

Д

153

Ландшафты Африки

Д

154

Ландшафты Северной Америки

Д

155

Ландшафты Южной Америки

Д

156

Страны и народы Азии

Д

157

Страны и народы Африки

Д

158

Страны и народы Северной Америки

Д

159

Страны и народы Южной Америки

Д

160

Заповедные территории России

Д

Рассказывается о заповедниках РФ, упомянутых в стандарте

161

Общие физико-географические закономерности

Д

162

Современная политическая карта мира


163

Заповедные территории мира

Д

Рассказывается о биосферных заповедниках мира, упомянутых в стандарте

164

Ступени в подземное царство

Д

165

Уссурийская тайга

Д

166

Антарктида

Д

167

Арктика

Д

168

Великие Географические открытия

Д

169

Глобальные проблемы человечества


170

Современные географические исследования

Д

171

Земля и Солнечная система

Д

В кабинете географии могут быть и другие видеофильмы и фрагменты, содержание которых соответствует разделам стандарта


Слайды (диапозитивы)


В кабинете географии могут быть и другие наборы слайдов, содержание которых соответствует разделам стандарта

172

География России

Д

173

Ландшафты Земли

Д

174

Природные явления

Д

175

Население мира

Д

176

Минералы и горные породы

Д


Транспаранты


177

Абсолютная и относительная высота

Д

178

Высотная поясность

Д

179

Горизонтали

Д

180

Горы и равнины

Д

181

Градусная сеть, определение широты и долготы

Д

182

Национальные парки мира

Д

183

Образование вулканов

Д

184

Образование осадков

Д

185

Образование подземных вод

Д

186

Отраслевой состав народного хозяйства России

Д

187

Понятие о природном комплексе

Д

188

Пороги и водопады

Д

189

Почва и ее образование

Д

190

Пояса освещенности, климатические пояса и воздушные массы

Д

191

Речная система и речной бассейн

Д

192

Солнечная радиация и радиационный баланс

Д

193

Земля во Вселенной

Д

194

План и карта

Д

195

Литосфера

Д

196

Гидросфера

Д

197

Атмосфера

Д

198

Биосфера

Д

199

Население мира

Д

В кабинете географии могут быть и другие транспаратны, содержание которых соответствует разделам стандарта


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование



Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности)


200

Теллурий

Д

201

Компас ученический

Ф

202

Теодолит


В комплекте нивелирные рейки, тренога, буссоль

203

Школьная метеостанция (срочный термометр учебный, гигрометр волосяной учебный, аспирационный психрометр, барометр-анероид учебный, осадкомер, флюгер, чашечный анемометр, будка метеорологическая)

Д

204

Линейка визирная

П

205

Мензула с планшетом

П

206

Нивелир школьный

П

207

Угломер школьный

П

208

Штатив для мензул, комплектов топографических приборов

П

209

Рулетка

П

210

Молоток геологический

П

211

Набор условных знаков для учебных топографических карт

Д

212

Магнитная доска для статичных пособий

Д

213

Полевая геохимическая лаборатория



Модели


214

Модель Солнечной системы

Д

215

Глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000

Д

216

Глобус Земли политический (масштаб 1:30 000 000)

Д

217

Глобус Земли физический лабораторный (для раздачи учащимся) (масштаб 1:50 000 000)

Ф

218

Строение складок в земной коре и эволюция рельефа

Д

Моделирует формирование складчатых структур и развитие основных форм рельефа суши

219

Модель вулкана

Д


Расходные материалы, реактивы


220

Запасной комплект реактивов для полевой геохимической лаборатории



Натуральные объекты


221

Коллекции


222

Коллекция горных пород и минералов

Д

223

Коллекция полезных ископаемых различных типов

П

Помимо существующих коллекций целесообразно иметь такие коллекции, как коллекции по производству меди, алюминия

224

Коллекция производства:

  • шерстяных тканей

  • шелковых тканей

  • льняных тканей

  • хлопчатобумажных тканей


225

Коллекция по производству чугуна и стали»


226

Коллекция по нефть и нефтепродуктам


227

Коллекция по производству меди


228

Коллекция по производству алюминия


229

Шкала твердости Мооса


Целесообразно использовать во ходе полевого практикума для определении твердости минералов и горных пород

230

Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов

Ф


Гербарии


231

Гербарий растений природных зон России

П

232

Гербарий основных сельскохозяйственных культур, выращиваемых в России


233

Гербарий основных сельскохозяйственных культур мира



Специализированная учебная мебель


234

Ящик-табличник

П

Размещается в лаборантской или под аудиторной доской

235

Картохранилище

Д

При наличии лаборантской размещается в ней

236

Аудиторная доска с магнитной поверхностью

Д

В комплекте приспособления для крепежа таблиц, транспарантов, карт



















ЭОРы по географии.



Газета «География» и сайт для учителя «Я иду на урок географии»
geo.1september.ru
Библиотека по географии. Географическая энциклопедия
geoman.ru
География. Планета Земля
rgo.ru
География.ру: страноведческая журналистика
geografia.ru
География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации
georus.by.ru
География: сайт А.Е. Капустина
geo2000.nm.ru
Гео-Тур: география стран и континентов
geo-tur.narod.ru
Мир карт: интерактивные карты стран и городов
mirkart.ru
Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город»
mojgorod.ru
Сайт редких карт Александра Акопяна
karty.narod.ru
Страны мира: географический справочник
geo.historic.ru
Территориальное устройство России: справочник-каталог «Вся Россия» по экономическим районам
terrus.ru
Уроки географии и экономики: сайт учителя географии А.Э. Фромберга
afromberg.narod.ru
Учебно-методическая лаборатория географии Московского института открытого образования
geo.metodist.ru


Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса


Источники географической информации

Выпускник научится:

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

• строить простые планы местности;

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Природа Земли и человек

Выпускник научится:

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

• оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

• приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Население Земли

Выпускник научится:

• различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли, отдельных регионов и стран;

• сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран;

• использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;

• проводить расчёты демографических показателей;

• объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

• приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;

• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.

Материки, океаны и страны

Выпускник научится:

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

• сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

• описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

• создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

• сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

• оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

• объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.

Особенности географического положения России

Выпускник научится:

• различать принципы выделения государственной территории и исключительной экономической зоны России и устанавливать соотношения между ними;

• оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

• использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

Природа России

Выпускник научится:

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

• сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

• описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

• создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

• оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;

• делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

Население России

Выпускник научится:

• различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и стран;

• анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

• сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;

• объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов;

• находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

• использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

• оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.

Хозяйство России

Выпускник научится:

• различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

• анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

• объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

• использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

• обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.

Районы России

Выпускник научится:

• объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

• сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

• оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

Выпускник получит возможность научиться:

• составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;

• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;

• создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;

• выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.

Россия в современном мире

Выпускник научится:

• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

• оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;

• объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.







Поурочное планирование география.

5 класс.



№ урока.

Название урока (темы), изучаемые вопросы.

Практические работы

Урок1.

Что такое география. § 1.

1. Составление схемы наук о природе.

Урок 2.

К/Р №1.

Методы географических исследований.

Обобщение и контроль по теме раздела.

§ 2.


Урок 3.

От плоской Земли к земному шару.

§ 3.


Уро 4.

Форма, размеры и движения Земли.

§ 4.


Урок 5.

РК.

Глобус и карта. § 5.

2.Составление сравнительной характеристики разных видов изображения земной поверхности


Урок 6.

РК

Ориентирование на местности. § 6.

3.Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Урок 7.

К/Р №2.

Урок обобщения и контроля по теме раздела. «Земля и ее изображение»

.

Урок 8.

По следам путешественников каменного века. § 7.


Урок 9.

Путешественники древности. § 8.


Урок 10.


Путешествия морских народов. § 9.

Урок 11.

Первые европейцы на краю Азии. §10.


Урок 12.


«Хождение за три моря» § 11.


Урок 13.

Морской путь в Индию.§12

Урок 14.

Открытие Америки. §13.

Урок 15.

Первое кругосветное плавание. §14.

.

Урок 16.

Открытие Южного материка. §15.

Урок 17.

Поиски Южной земли продолжаются. §16.

Урок 18.

Русские путешественники. §17.

4.Составление сводной таблицы


«Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Урок 19.

Вокруг света под русским флагом. §18.

Урок 20.

К/Р №3.

Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела. «История географических открытий»

.

Урок 21.

Урок коррекции знаний по теме раздела.

Урок 22.

Мировой океан и его части. §19.

Урок 23.

РК.

Значение мирового океана для природы и человека.§20.

5.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

Урок 24.

РК.

Путешествие по Евразии. §21.

6. Описание своей местности НРК

Урок 25.

Путешествие по Африке. §22.


Урок 26.

Путешествие по Северной Америке. §23.

7.Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Урок 27.

Путешествие по Южной Америке. §24.

.8Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов


Урок 28.

Путешествие по Австралии. §25.


Урок 29.


Путешествие по Антарктиде. §26.

9. Составление перечня научно-исследовательских антарктических станций

Урок 30.

К/Р № 4.

Урок обобщения и

контроля знаний по теме раздела. «Путешествие по планете Земля»

.

Урок 31.

Урок коррекции знаний по теме раздела.

Урок 32.

РК

Что такое природа? §27.

10.Организация фенологических наблюдений в природе.

Урок 33.

РК.

Оболочки Земли. §28.


Урок 34.

К/р №5.

Обобщение и контроль по теме раздела.

.

Урок 35.

К/Р №6.

Урок итогового контроля по курсу «География. Введение в географию».























5 класс.

Перечень обязательных практических работ.


1. Составление схемы наук о природе.

2. Составление сравнительной характеристики разных видов изображения земной поверхности

3. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

4. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

5. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

6. Описание своей местности.

7. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

8. 8Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов

9. Составление перечня научно-исследовательских антарктических станций.

10. Организация фенологических наблюдений в природе.





Перечень обязательных контрольных работ.



1. Методы географических исследований.

2. Земля и ее изображение.

3. История географических открытий.

4. Путешествие по планете Земля.

5. География. Введение в географию





Поурочное планирование география.

6 класс.

Дата

проведения

Название урока (темы), изучаемые вопросы

Практические работы

Тема 1. Земля как планета. 5 часов.

Урок 1

Введение. Земля и Вселенная.


Урок 2

РК

Формирование представлений о градусной сети, её назначении, о географической широте и долготе. Определение по карте координат различных объектов.

1. Определение по карте координат различных объектов.

Урок 3

РК

Времена года.

2. Описание времени года

Урок4.

Пояса освещённости.

Урок 5.

КР № 1.

Итоговый урок по теме «Земля как планета».

Тема 2: Географическая карта. 5 часов.

Урок 6.


Формирование представлений о способах изображения местности, масштабе. Определение направлений и расстояний по карте.

3 Определение направлений и расстояний по карте

Урок 7.


Виды условных знаков. Чтение тематических карт.

4.. Чтение тематических карт.

Урок 8.

РК

Ориентирование. Определение сторон горизонта с помощью компаса и движение по азимуту. Составление простейшего плана местности.

5. Определение сторон горизонта с помощью компаса и движение по азимуту.

Урок 9.

Изображение рельефа на карте.

Урок 10.

КР №2.

Итоговый урок по теме «Географическая карта».


Тема 3: Литосфера. 7 часов.

Урок 11.

Строение Земного шара.


Урок 12.

Виды горных пород.


Урок 13.

РК.

Полезные ископаемые. Определение и объяснение изменений состояния земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

6 Определение и объяснение изменений состояния земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека на примере своей местности

Урок 14.

Движение земной коры.


Урок 15.

РК

Выветривание горных пород. Определение и объяснение изменений состояния земной коры под воздействием хоз. деятельности человека.

7. . Определение и объяснение изменений состояния земной коры под воздействием хоз. деятельности человека

Урок 16.

Рельеф суши и дна Мирового океана.

1.Составление схемы различий гор и равнин по высоте.

2. Составление схемы различий гор и равнин по высоте.

8. Определение по карте географического положения гор, равнин.

Урок 17.

КР №3.

Итоговый урок по теме «Литосфера»


Тема 4: Атмосфера. 8 часов.

Урок 18.

Строение атмосферы.


Урок 19.

Температура воздуха.


Урок 20.

Атмосферное давление.


Урок 21.

Движение воздуха.

Урок 22.

Вода в атмосфере.


Урок 23.

РК

Погода. Построение розы ветров, диаграммы облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

9.. Построение розы ветров, диаграммы облачности и осадков по имеющимся данным.

Урок 24.

Климат.


Урок 25.

КР №4.

Итоговый урок по теме «Атмосфера»


Тема 5: Гидросфера. 4 часа.

Урок 26.


Единство гидросферы.

1.Описание «Путешествия капельки» по большому круговороту воды.

2. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

10. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы

Урок 27.

Воды суши: реки и озёра. Описание по карте одной из крупнейших рек Земли.

11. Описание по карте одной из крупнейших рек Земли.

Урок 28.

РК.

Воды суши: подземные воды и природные льды.


Урок 29.

КР №5.

Итоговый урок по теме « Атмосфера ».


Тема 6: Биосфера. 2 часа.

Урок 30.

Царства живой природы.


частично-поисковая.

Урок 31.

РК.

Биосфера и охрана природы. Ознакомление с наиболее распространёнными растениями и животными своей местности.

.12. Ознакомление с наиболее распространёнными растениями и животными своей местности.

Тема 7: почва и географическая оболочка. 3 часа.

Урок 32.

РК.

Почва. Изучение строения почвы на местности.

13 Изучение строения почвы на местности.

Урок 33.

РК.

Природный комплекс. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

14. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

Урок 34.

Природные зоны. Описание природных зон Земли по географическим картам.

15. Описание природных зон Земли по географическим картам.

Урок 35.

Итоговая

КР №6.

Итоговый урок по курсу географии 6 класса.




6 класс.

Перечень обязательных практических работ.

1. Определение по карте координат различных географических объектов.

2. Описание времени года

3 Определение направлений и расстояний по карте

4. Чтение тематических карт.

5. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

6. Определение и объяснение изменения состояния земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

7. Определение и объяснение изменений состояния земной коры под воздействием хоз. деятельности человека

8. Определение по карте географического положения гор, равнин.

9. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным..

10. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

11. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли.

12. Ознакомление с наиболее распространёнными растениями и животными своей местности. .

13 Изучение строения почвы на местности.

14. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности. .

15 Описание природных зон Земли по географическим картам.

Перечень обязательных контрольных работ.

1. Земля как планета.

2. Географическая карта.

3. Литосфера.

4. Атмосфера.

5. Атмосфера.

6. Итоговый урок по курсу географии 6 класса.



























© 2010-2022